Кто имеет право вмешиваться в законную деятельность сотрудника

Обновлено: 01.05.2024

1. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции, закрепленные в статье 30 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ и представляет собой юридические средства, механизмы, презумпции и процедуры, обеспечивающие возможность уверенного и инициативного, вопреки возникающим препятствиям и опасностям, исполнения сотрудниками полиции возложенных на них обязанностей. Значимость гарантий правовой защиты в механизме реализации статуса сотрудника полиции, надлежащего выполнения им своего служебного долга обусловлена спецификой полицейской деятельности, самая последовательная гуманизация и демократизация которой не устраняет исходного, принудительного характера полицейских полномочий. В силу этого и содержание задач, решаемых полицией, и специфика используемых ею методов и средств, придают полицейской деятельности весьма высокую степень конфликтности. В таких условиях полицейский должен быть уверен в том, что его правомерные действия получат поддержку со стороны государства, а сам он будет защищен от противоправных действий участников конфликтных отношений.

В силу отмеченного перечень гарантий начинается с констатации в части 1 комментируемой статьи того факта, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя предоставленные ей права, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. В названной констатации — отражение общеправового принципа понимания представителя государственной власти как должностного лица, наделенного правами и обязанностями по осуществлению функций органов государственной власти или государственного управления, в соответствии с которыми он вправе давать обязательные для исполнения указания гражданам и организациям.

Комментируемая норма фактически легализует статус сотрудника полиции именно как представителя власти, что необходимо, во-первых, для оценки законности его действий, в том числе принудительных, по реализации полномочий полиции; во-вторых, для правильного решения вопросов юридической защиты государством сотрудника полиции от противоправных посягательств; в-третьих, для правильного решения вопроса о юридической ответственности сотрудника полиции в случае совершения им противоправного деяния, связанного с исполнением служебных обязанностей.

2. Раскрывая спектр гарантий правовой защиты сотрудника полиции, законодатель в части 2 комментируемой статьи устанавливает своего рода организационно-правовые барьеры против действий иных лиц, вмешивающихся в процесс исполнения полицейским служебных обязанностей и тем самым препятствующих его самостоятельному и законному служебному поведению. Суть этих барьеров раскрывается законодателем посредством правовых предписаний, устанавливающих, что:

полицейский при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику;

никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые не возложены на полицию федеральным законом;

полицейский имеет право не исполнять приказ или распоряжение, явно противоречащие закону.

Вмешаться — значит стать участником чужого дела, ввязаться в него, принять в нем участие с целью изменения его хода. Комментируемая статья, запрещая такое вмешательство в деятельность сотрудника полиции, закрепляет гарантии надлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Положения части 2 рассматриваемой статьи направлены главным образом на обеспечение самостоятельности деятельности сотрудников полиции как представителей власти, их защиты в этом качестве со стороны государства, на создание условий, при которых полиция ограждается от влияния в какой-либо форме со стороны каких бы то ни было не уполномоченных законом органов, организаций, должностных и иных лиц.

Требование сотрудника полиции (равно как и его распоряжение, о котором идет речь в статье 19.3 КоАП РФ) есть индивидуальный акт управления (административный акт), юридически властное решение, обязывающее гражданина (должностное лицо) поступить определенным образом. Такое предписание должного поведения опирается на полномочия полиции и корреспондирующие им обязанности граждан (должностных лиц). При отсутствии у сотрудника полиции соответствующего права и, следовательно, установленной обязанности гражданина (должностного лица) он не может предъявить ему требование. Сотруднику полиции остается лишь возможность обратиться к гражданину (должностному лицу) с просьбой. Таким образом, вне круга полномочий полиции или, иными словами, там, где нет юридических обязанностей граждан, нет и требований сотрудника полиции. В этой сфере он действует как частное лицо.

По смыслу комментируемого правового предписания вопрос об ответственности (должностных лиц), не выполняющих законные требования сотрудника полиции, можно ставить, в случае если они осведомлены (не могут не знать) о том, кто обращается к ним с требованием. В связи с этим при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (часть 4 статьи 5 комментируемого Закона). Если сотрудник полиции не предъявил служебное удостоверение, когда с учетом создавшейся обстановки это было необходимо для подтверждения его должностного положения, при решении вопроса об ответственности за оказанное ему противодействие сотрудник полиции признается действовавшим в качестве частного лица.

В теории и правоприменительной практике вопрос о том, любому ли требованию сотрудника полиции, кажущемуся гражданину незаконным, он вправе не подчиняться, решается неоднозначно. При ответе на этот вопрос необходимо учитывать, что по объективным причинам законодатель нередко предоставляет правоприменителю определенную степень самостоятельности в принятии решений, т.е. возможность усмотрения, под которым следует понимать выбор должностным лицом оптимального, по его мнению, решения в рамках, установленных нормативными правовыми актами. Не исключено, что принятое решение может оказаться неоптимальным, а то и незаконным.

Для сколько-нибудь квалифицированной оценки законности требований сотрудника полиции недостаточно одного лишь знакомства с текстом соответствующего закона. Необходимо учитывать мотивы, лежащие в основе решения сотрудника полиции, которые в момент его принятия зачастую не могут быть известны гражданам (фактические обстоятельства дела, соображения тактического порядка, служебной необходимости и т.п.). Например, комментируемый Закон предоставил сотруднику полиции право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими. Когда необходимо прибегнуть к такому правомочию и по отношению к кому — решает сам сотрудник полиции. В подобных случаях неправильное правоприменение не может иметь места, поскольку должностное лицо действует по усмотрению на основе и в пределах законного полномочия и с той целью, для достижения которой предоставлено это полномочие. Водителю, с точки зрения закона, остается лишь одно — подчиниться требованию сотрудника полиции.

Сказанное подводит к выводу о том, что гражданин имеет право противодействовать требованиям и действиям сотрудника полиции, но только тем из них, которые явно незаконны. К таковым относятся те требования и действия, которые противоречат четко определенным, не допускающим административного усмотрения предписаниям правовых норм. Явно незаконными, в частности, должны признаваться требования и действия сотрудника полиции, которые относятся к полномочиям иного органа или должностного лица (например, сотрудник полиции не имеет права выселять кого-либо из жилого помещения — это прерогатива суда).

Явно незаконными нужно расценивать требования и действия сотрудника полиции, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе предъявлять или совершать (как правило, это преступные действия — например, сотрудник полиции применяет к задержанному пытку). Явно незаконными считаются также требования и действия сотрудника полиции, предъявленные или совершаемые при отсутствии четко указанных в законе обстоятельств (например, дактилоскопирование лиц, задержанных за совершение мелкого хулиганства, до назначения им судьей административного ареста).

В качестве явно незаконных следует рассматривать такие требования и действия сотрудника полиции, которые предъявлены или совершаются с нарушением установленных законом формы и порядка (например, задержанная на законных основаниях женщина вправе препятствовать осуществлению ее личного досмотра сотрудником полиции — мужчиной; принудительное сопровождение свидетеля, уклоняющегося от явки к месту вызова, возможно лишь после вынесения постановления либо определения о приводе и объявления его под расписку лицу, подлежащему вызову).

Таким образом, законными с точки зрения Закона о полиции являются те требования и действия ее сотрудника, которые ни по форме, ни по существу не противоречат абсолютно определенным предписаниям правовых норм. При административном усмотрении в установленных законом пределах любой акт управления сотрудника полиции обязателен к исполнению гражданами (должностными лицами) независимо от того, что гражданину (должностному лицу) он может показаться незаконным и впоследствии в установленном порядке действительно будет признан таковым. Оспорить законность указанных требований и действий полиции граждане (должностные лица) вправе только путем обжалования в соответствующие органы контроля и надзора.

7. В части 4 комментируемой статьи содержится перечень противоправных действий в отношении сотрудника полиции, влекущих ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Речь, в первую очередь, идет о гарантиях уголовно-правовой защиты сотрудника полиции. Виновные лица несут уголовную ответственность, если имели место:

массовые беспорядки, сопровождающиеся оказанием вооруженного сопротивления сотрудникам полиции, участие в них, призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти (статья 212 УК РФ);

хулиганство, связанное с сопротивлением сотруднику полиции, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (часть 2 статьи 213 УК РФ);

вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность сотрудника полиции, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела (части 2 и 3 статьи 294 УК РФ);

посягательство на жизнь сотрудника полиции, производящего дознание, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования, совершенное в целях воспрепятствования его законной деятельности либо из мести за такую деятельность (статья 295 УК РФ);

угроза убийством, причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества в отношении сотрудник полиции, производящего дознание, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования, в том числе соединенная с применением насилия (части 2, 3, 4 статьи 296 УК РФ);

клевета в отношении сотрудника полиции, производящего дознание, в связи с производством предварительного расследования (части 2, 3 статьи 298 УК РФ);

посягательство на жизнь сотрудника полиции, а равно его близких в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (статья 317 УК РФ);

применение насилия в отношении сотрудника полиции или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (статья 318 УК РФ);

публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (статья 319 УК РФ);

разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении сотрудника полиции (статья 320 УК РФ);

дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (части 2, 3 статьи 321 УК РФ).

К этому следует добавить, что, как установлено статьей 63 УК РФ, совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности является отягчающим уголовное наказание обстоятельством.

Гарантией административно-правовой защиты служебной деятельности сотрудника полиции является статья 19.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.

Защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудника полиции может осуществляться и в рамках гражданского судопроизводства (статья 152 ГК РФ).

8. Названными правовыми гарантиями не исчерпывается механизм обеспечения беспристрастного и эффективного выполнения сотрудником полиции возложенных на него обязанностей. В качестве гарантий можно рассматривать юридические средства реализации прав сотрудника полиции, которые предусмотрены, в частности, статьями 28 (пункты 2, 7, 9, 12, 13, 14, 16), 18 (часть 9), 24 комментируемого Закона.

Наряду с этим на сотрудника полиции в полной мере распространяются правовые гарантии, установленные уголовным законодательством для лица, действующего в обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения).

Уголовно-процессуальный закон и законодательство об административных правонарушениях не придают показаниям сотрудника полиции какое-либо процессуальное значение. Они оцениваются наравне с другими доказательствами. Поэтому уменьшение числа норм — гарантий правовой защиты, наблюдаемое в Законе о полиции в сравнении с Законом о милиции ничуть не свидетельствует о снижении уровня правовой защищенности сотрудника полиции.

Появились дополнительные гарантии, которые не были известны Закону о милиции, например право сотрудника полиции не давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5 комментируемой статьи).

К числу новелл следует отнести и положения части 6 комментируемой статьи, устанавливающей, что государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также положения части 7, распространяющей меры государственной защиты на близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — на иных лиц, жизнь, здоровье и имущество которых подвергаются посягательству в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Названные предписания расширяют возможный спектр форм и видов юридической защиты сотрудника полиции, а следовательно, и спектр юридических гарантий предоставления этой защиты.

Под законодательством, устанавливающим порядок государственной защиты сотрудника полиции, о котором идет речь в части 6 комментируемой статьи, понимается прежде всего Закон о госзащите должностных лиц.


По мнению одного из экспертов, КС сказал, что профсоюзы вправе самостоятельно решить, необходимо ли им согласовывать внутриорганизационное устройство и необходимо ли им полное соответствие уставов членских объединений уставу общего объединения для ассоциации. По мнению второго, подобное законоположение действительно препятствует реализации гражданами конституционного права на объединение в профсоюзы, а также ограничивает свободу деятельности общественных объединений. Заместитель председателя КС РФ Сергей Маврин отметил, что норма, признанная не соответствующей Конституции, содержалась только в Законе о профсоюзах, деятельность иных некоммерческих организаций законодатель таким же образом не регламентировал.

27 октября Конституционный Суд вынес Постановление № 44-П/2020, в котором признал п. 1 ст. 7 Закона о профсоюзах, содержащий требование о непротиворечии уставов территориальных объединений организаций профсоюзов уставам объединений соответствующих профсоюзов, не соответствующим Конституции.

Повод для обращения в Конституционный Суд

На основании информации, предоставленной Главным управлением Минюста РФ по Новосибирской области, прокуратурой г. Новосибирска было выявлено несоответствие ряда положений устава Федерации профсоюзов Новосибирской области Уставу ФНПР и вынесено представление об устранении нарушений законодательства о профессиональных союзах.

26 сентября 2018 г. суд удовлетворил исковые требования прокурора г. Новосибирска, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц к ФПНО о признании ряда положений ее устава не соответствующими Уставу ФНПР и федеральному законодательству, а также об обязании Федерации профсоюзов Новосибирской области привести положения своего устава в соответствие с Уставом Федерации Независимых Профсоюзов России.

Суд заметил, что правовой статус территориального объединения организаций профсоюзов, являющегося членской организацией ФНПР, определяется Уставом последней. Он сослался, в частности, на п. 1 ст. 7 Закона о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, а также на ст. 30 Устава Федерации Независимых Профсоюзов России, согласно которой территориальное объединение организаций профсоюзов разрабатывает и утверждает свой устав в соответствии с Уставом, и пришел к выводу о недопустимости наличия в уставе территориального объединения организаций профсоюзов – членской организации Федерации Независимых Профсоюзов России каких-либо положений, которые противоречили бы Уставу. Апелляция оставила решение первой инстанции в силе. В передаче кассационных жалоб в президиум Новосибирского областного суда и в ВС было отказано.

Доводы заявителя жалобы

ФПНО обратилась в Конституционный Суд, указав в жалобе, что п. 1 ст. 7 Закона о профсоюзах противоречит Конституции, поскольку содержащееся в нем положение о непротиворечии уставов объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов уставам соответствующих профсоюзов и их объединений (ассоциаций) ограничивает право профсоюзных объединений на самостоятельную разработку и утверждение своего устава, требуя от территориального объединения принятия устава, соответствующего уставу общероссийского объединения профсоюзов, членом которого оно является.

КС признал норму неконституционной

Изучив материалы дела, КС указал, что само по себе перечисление в п. 2 и 3 ст. 7 Закона о профсоюзах перечня вопросов, подлежащих регламентации в уставе объединения профсоюзов, не является нарушением конституционного права на объединение и права профсоюзов самостоятельно вырабатывать свои уставы и административные регламенты, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий, поскольку представляет собой закрепление лишь формальных требований к уставу. Установление конкретных правил, касающихся внутренней деятельности объединения профсоюзов, относится к компетенции данного объединения профсоюзов.

Что же касается уставов объединений организаций профсоюзов (в том числе территориальных объединений организаций профсоюзов), отметил КС, каких-либо конкретных требований к их содержанию Закон о профсоюзах не устанавливает, за исключением лишь правила о том, что уставы таких объединений не должны противоречить уставам тех объединений, членами которых они являются.

Конституционный Суд указал, что применительно к Новосибирскому областному союзу организаций профсоюзов, являющемуся одновременно учредителем и членом общероссийского объединения профсоюзов, приведенное регулирование обязывает обеспечить соответствие положений своего устава положениям устава учрежденного им в прошлом общероссийского объединения профсоюзов, членом которого ФПНО продолжает оставаться наряду с общероссийскими профсоюзами.

КС отметил, что в силу этого территориальное объединение организаций профсоюзов, реализовав свое право на объединение, включающее право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним путем создания общероссийского объединения профсоюзов, после внесения изменений в устав данного общероссийского объединения профсоюзов оказывается в положении субъекта, обязанного вносить изменения в свой устав с целью устранения возникших противоречий между содержащимися в нем положениями и положениями устава общероссийского объединения профсоюзов.

Вместе с тем, подчеркнул Суд, Закон о профсоюзах не устанавливает каких-либо требований к содержанию и пределам такого рода изменений, вводя тем не менее безусловную обязанность территориального объединения организаций профсоюзов обеспечить соответствие своего устава уставу общероссийского объединения. Такое предписание законодательства является императивным, и принятие по данному вопросу иного решения в принципе исключено. Это подтверждается обстоятельствами дела заявителя, в котором необходимость внесения изменений в устав соответствующего территориального объединения организаций профсоюзов была подтверждена рядом судебных решений, изначально инициированных органами прокуратуры.

Он также указал, что основу взаимоотношений между различными профсоюзами и объединениями организаций профсоюзов, являющихся членами одного объединения, и самим объединением профсоюзов составляют права и обязанности членов соответствующего объединения. Права и обязанности, будучи закрепленными в его уставе, могут включать в том числе обязанность членских организаций того или иного объединения профсоюзов обеспечить соответствие своих уставов положениям устава данного объединения, что не может рассматриваться как ограничение права самостоятельно разрабатывать и утверждать свой устав. Напротив, отметил Суд, установление такого рода обязанности именно в уставе соответствующего объединения профсоюзов не только представляет собой проявление подлинной независимости профсоюзов и их свободы от какого-либо вмешательства государства в вопросы их внутренней деятельности, но и направлено на обеспечение гарантированных Конституцией права на объединение и свободы деятельности общественных объединений.

Конституционный Суд посчитал, что положения уставов как общероссийского объединения профсоюзов, так и объединений организаций профсоюзов могут быть предметом судебного контроля, в том числе с точки зрения соблюдения предусмотренного уставом объединения профсоюзов требования о соответствии уставов его членов положениям устава такого объединения. Инициаторами судебного контроля в целях обеспечения социального партнерства, социальной солидарности могут выступать как соответствующие объединения профсоюзов, их членские организации, так и государственные органы, уполномоченные на это федеральным законодательством.

По мнению КС, закрепление подобного положения в законе – при том что императивное предписание подкреплено государственно-властным принуждением к его реализации – означает необоснованное вмешательство государства в деятельность профсоюзов и их объединений, нарушает принцип независимости профсоюзов и подрывает демократическую основу их деятельности, поскольку соответствующее требование не вырабатывается в рамках процедуры, обеспечивающей свободное принятие решения уполномоченными органами профсоюзов, их организаций и объединений. Это приводит к не согласующемуся с конституционно значимыми целями, предусмотренными в ч. 3 ст. 55 Конституции, ограничению права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, гарантированных ее ч. 1 ст. 30.

Таким образом, КС признал положение п. 1 ст. 7 Закона о профсоюзах, содержащее требование о непротиворечии уставов объединений организаций профсоюзов уставам объединений соответствующих профсоюзов, не соответствующим Конституции. Суд также постановил внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, а судебные акты, вынесенные в отношении заявителя, пересмотреть.

Судья КС и эксперты о принятом постановлении

Тем не менее, заметил Сергей Маврин, признание нормы Закона о профсоюзах не соответствующей Конституции не отменяет действие каких-либо положений устава ФНПР (этот документ КС не оценивал), члены которой должны его соблюдать.

Одобрен
Советом Федерации
25 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

2) должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах;

3) руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел;

4) руководитель (начальник) - руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее - подразделение) и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно;

5) уполномоченный руководитель - заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.

2. Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

Статья 3. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел

1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:

2) настоящим Федеральным законом;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 4. Принципы службы в органах внутренних дел

2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:

1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;

2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;

3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также - сотрудник).

3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:

1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;

3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;

4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;

5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;

6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Статья 5. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел, государственной службы иных видов и муниципальной службы

1. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;

3) учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов;

4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;

5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и граждан, проходивших государственную службу иных видов.

2. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа муниципальной службы.

3. Гражданину, проходившему государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава, или сотруднику органов внутренних дел, назначаемому на соответствующую должность государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации могут быть сохранены социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник.

Глава 2. Должности в органах внутренних дел. Специальные звания

Статья 6. Должности в органах внутренних дел

1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.

2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями - нетиповые должности.

Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел

Должности в органах внутренних дел подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности младшего начальствующего состава;

5) должности рядового состава.

Статья 8. Специальные звания

1. Специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Учреждаются следующие специальные звания:

1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;

2) младший начальствующий состав:

а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;

б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;

в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;

г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;

д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;

е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

3) средний начальствующий состав:

а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;

б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;

в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;

г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

4) старший начальствующий состав:

а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;

б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;


Ст. 88 ТК РФ устанавливает те ограничения, которых должен придерживаться работодатель в отношении операций с персональными данными о работнике. Рассмотрим возникающие по этой статье вопросы.

Ст. 88 ТК РФ: официальный текст

Статья 88 ТК РФ

Что относится к персональным данным?

Чаще всего персональные данные оказываются нужны работодателю, и обычно при трудоустройстве берутся у работника сведения, подтверждаемые:

Можно ли хранить копию паспорта в личном деле работника? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в материал.

  • трудовой книжкой;
  • свидетельством ПФР;
  • документами об обучении;
  • документами воинского учета;
  • дополнительными справками, удостоверяющими какие-либо необходимые для трудоустройства обстоятельства.

Получивший персональную информацию работодатель не только собирает и обрабатывает ее в пределах своего подразделения (службы персонала), но и передает в другие подразделения (бухгалтерию, юридическую службу), а также третьим лицам (ПФР, ФСС, ИФНС, банкам, органам внутренних дел, судам).

Какие требования содержатся в ст. 88 ТК РФ?

Ст. 88 ТК РФ, констатируя необходимость передачи персональных данных третьим лицам, устанавливает правила, с соблюдением которых она должна осуществляться работодателем:

  • такая передача возможна при наличии письменного согласия работника, если только ситуация не требует такой информации в связи с угрозой его жизни или здоровью или если иное не предусмотрено законодательно;
  • запрещается сбор информации о состоянии здоровья работника, за исключением той, которая необходима для оценки пригодности работника к выполнению его должностных обязанностей;
  • доступ к персональным сведениям о человеке может иметь ограниченное число сотрудников работодателя, при этом каждый из них должен использовать только те сведения, которые ему необходимы для работы;
  • правила обмена информацией между подразделениями работодателя следует закрепить во внутреннем нормативном акте, ознакомив с ними всех работников под расписку;
  • при всех процедурах, связанных с персональной информацией, должен соблюдаться режим максимальной конфиденциальности, независимо от того, на каком этапе это происходит: при сборе данных, передаче подразделениям работодателя или третьим лицам;
  • представителям работников персональная информация предоставляется в минимально необходимом для обозначенных целей объеме;
  • передав сведения третьему лицу, работодатель обязан предупредить его об ограниченном применении этих сведений (только в тех целях, для которых они переданы) и проконтролировать соблюдение этого условия.

ВНИМАНИЕ! Согласие на обработку сведений, разрешенных для распространения, нужно оформлять отдельно от других подобных документов.

Как и когда оформить согласие работника на работу с его данными?

Подавляющее большинство действий, осуществляемых работодателем с персональными сведениями о человеке, требует наличия письменного согласия работника (п. 1 ст. 9 закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Такое согласие обычно берут уже в момент оформления на работу, учитывая, что сбор персональных данных начинается непосредственно с момента трудоустройства. Оно считается добровольным и допускает возможность отзыва его работником.

Установленной формы у этого документа нет, но есть перечень обязательной информации, установленной Роскомнадзором в приказе от 24.02.2021 № 18 (действует с 01.09.2021). Согласие должно содержать следующую информацию:

Что нужно знать о биометрических персональных данных, см. здесь.

  • категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты, а также перечень устанавливаемых условий и запретов;
  • условия, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором только по его внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных;
  • срок действия согласия.

Полный перечень сведений о работниках, являющихся персональными данными, вы найдете в КонсультантПлюс. Это важно знать, поскольку к персональной информации относятся не только сведения о работнике, но и его фото например. Есть и другие интересные моменты. А ведь за нарушения в работе с персональными данными установлены довольно существенные штрафы. Получите бесплатный доступ к системе К+ и переходите в Путеводитель. Это убережет вас от ошибок и позволит избежать ответственности.

Когда работник является несовершеннолетним, соответствующее согласие оформляется лицом, имеющим право на законное представление его интересов (родителем, опекуном, усыновителем). Обязательная для этого документа информация при этом пополняется сведениями о законном представителе несовершеннолетнего (Ф.И.О., данные паспорта) и пояснениями о том, как эти 2 лица взаимосвязаны.

Подробнее об оформлении этих документов читайте в материалах:

Когда не требуется согласовывать с работником передачу данных о нем?

Существуют ситуации, когда персональные сведения о работнике передаются третьим лицам вне зависимости от того, есть его согласие на это или нет. Это делается по запросам:

На какие сведения медицинского характера запрет не распространяется?

Несмотря на прямой запрет о сборе сведений медицинского характера, ст. 88 ТК РФ делает оговорку в отношении тех данных, которые значимы с точки зрения отбора кандидатов на конкретную должность или работу в определенных условиях. Это относится:

Поскольку человек может скрыть нежелательную для него информацию о наличии медицинских противопоказаний, препятствующих трудоустройству на соответствующую работу (должность), работодателю предоставляется возможность получить такие сведения из других источников.

Распространенные вопросы

Может ли работодатель передавать персональные данные своих бывших работников новым работодателям по их запросам?

Потенциальный работодатель вправе запросить информацию о персональных данных сотрудника при соблюдении следующих условий:

  • если данную информацию нельзя получить у самого работника;
  • при наличии согласия работника.

Прежний работодатель вправе передать такие сведеня новому работодателю при наличии согласия сотрудника. Если работник отозвал согласие на передачу персональных данных третьим лицам, прежний работодатель может получить штраф.

Относятся ли сведения полиграфа к персональным данным?

  • разъяснение о праве выбора гражданина дать согласие на экспертизу или отказаться от нее;
  • перечень вопросов, по которым будет проводиться психофизиологическая экспертиза;
  • разъяснение о праве гражданина в любой момент отказаться от экспертизы;
  • обязательство работодателя использовать результаты экспертизы только для целей рассмотрения возможности приема кандидата на работу или соответствия работника занимаемой должности.

Информация, полученная в результате проверки на полиграфе, относится к персональным данным гражданина (п. 1 ст. 3 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Какие риски возможны при нарушении требований к обработке персональных данных работников организации?

  1. административная ответственность:
  • по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ - за несоблюдение требований к обработке персональных данных работников, которые установлены ТК РФ.
  • по ст. 13.11 КоАП РФ - за нарушение требований к обработке персональных данных, которые установлены Законом о персональных данных.

2. уголовная ответственность:

  • по ч. 2 ст. 137 УК РФ - если работник, ответственный за обработку персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, собирал и распространял сведения о частной жизни работника без его согласия.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: