Кто имеет право работать аудитором

Обновлено: 28.05.2024

Как построить полноценную функцию с нуля в условиях жестких ограничений ресурсов? Возможно ли это? Сложно, но можно.

Опыт показывает, что полноценная функция внутреннего аудита в компании формируется в течение 3-х лет. Начиная с 4-го года идет оптимизация и повышение эффективности.

Итак, с чего начинать, куда и как двигаться, если вам необходимо создать подразделение численностью в одного работника.

Алгоритм действий первого года включает в себя:

1. Определение требований

2. Подбор сотрудника

3. Регламентация деятельности

4. Планирование деятельности и планирование проведения проверок

5. Выполнение планов

7. План-фактный анализ результатов

8. Внесение корректировок.

1. Определение требований к функции внутреннего аудита и места внутреннего аудита в структуре компании

Ответственный и достаточно сложный момент. Это фундамент выстраивания функции. Именно на этом этапе определятся (должны определиться):

место внутреннего аудита в организационно-штатной структуре;

Ошибочно полагать, что все руководители и акционеры достаточно хорошо знают и понимают, что такое внутренний аудит, каким должен быть внутренний продукт и что с этим продуктом потом делать. А если внутренний аудит — это не осознанная потребность бизнеса, а изменение требований регулятора, то в этом случае заказ от бизнеса вообще не определен.

При определении требований к внутреннему аудиту в целом, определяется требование к профилю должности, требования к кандидату на должность и стоимость услуг внутреннего аудитора.

Формируется бюджет на организацию внутреннего аудита.

неверно сформирована штатная структура: внутренний аудитор находится в административном и функциональном подчинении у одного из топ-менеджеров (нарушение принципа независимости);

неверно определены требования к профилю должности (нарушение принципа профессионализма);

занижена стоимость услуг внутреннего аудитора: затягивается процесс поиска сотрудника или вакансия закрывается тем, кто подходит по цене (нарушение принципа профессионализма);

в бюджете учтены только расходы на оплату труда.

Сформировали требования, определили место в структуре компании, настало время подбора нужного сотрудника.

2. Подбор сотрудника

Так кто же он такой – внутренний аудитор в единственном лице?

А. Проведение внутренней аудиторской проверки и/ или выполнение консультационного проекта в составе группы;

B. Проведение внутренней аудиторской проверки и/ или выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы;

C. Методическое сопровождение деятельности службы внутреннего аудита;

D. Руководство выполнением плана работы службы внутреннего аудита;

E. Управление (руководство) службой внутреннего аудита.

Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита (МПСВА) определены требования к профессионализму (Стандарт 1210):

Внутренние аудиторы должны обладать знаниями, навыками и другими компетенциями, необходимыми для выполнения своих должностных обязанностей. Для выполнения стоящих перед подразделением внутреннего аудита задач, сотрудники подразделения должны коллективно(!) обладать необходимыми знаниями, навыками и другими компетенциями или получить их.

При подборе работника возможны два варианта развития событий:

1) работника находят на внешнем рынке труда (открывается вакансия);

2) работника находят на внутреннем рынке (работник назначается из числа уже имеющихся: главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, ревизор, юрист, работник СБ, пр.).

Как определиться с кандидатурой на закрытие вакансии?

Плюсы закрытия вакансии внешним работником с опытом работы заключаются в том, что не надо тратить время и деньги на обучение на этапе становления функции. Работник знает, что, как, в какой последовательности надо делать.

Минусы — работник не знает бизнеса (вообще новая отрасль, особенности ведения бизнеса, особенности имеющихся коммуникаций, особенности корпоративной культуры); стоит гораздо дороже, чем заложили в бюджете.

Если на вакансию внутреннего аудитора переводят уже имеющегося работника, то в этом случае наилучшим решением будет работник, который хорошо знает организацию и экономику бизнеса и при этом сталкивался хоть в какой-то мере с учетом (бухгалтерский, управленческий).

Дополнительно на первом этапе для собственного работника будет необходимо сформировать долгосрочную программу обучения, не менее, чем на 2 года. Но здесь компания опять сталкивается с проблемой — нет компетентных сотрудников, которые знают в каком направлении, в какой последовательности и чему обучать новоиспеченного внутреннего аудитора.

В обоих случаях – будет ли вакансия закрыта внешним или внутренним кандидатом – возникнут сложности, связанные с коммуникацией.

Внешнему кандидату надо будет доказать свой профессионализм: тут и проверка на удар, и проверка на выдержку, и проверка на глубину знаний. Только пройдя все эти этапы, внутренний аудитор выходит на уровень партнерства и доверия.

У внутреннего кандидата свои этапы становления и выхода на уровень партнерства и доверия. Работник знает бизнес (по крайней мере, с точки зрения подразделения, в котором ранее работал), но не в полной мере знает и/или понимает логику взаимосвязи сквозных бизнес-процессов. У работника появляются сложности в коммуникациях (психологический барьер при проверке топ-персонала высшего звена работником среднего звена или бывшим рядовым работником). Возможен конфликт интересов в случае, когда вакансия закрыта бывшим топ-руководителем (например, главный бухгалтер назначен на должность внутреннего аудитора).

Кроме профессиональных требований есть еще один нюанс, который необходимо учитывать при подборе работника. И это нюанс – личность кандидата. Чтобы как Федор Конюхов в одиночку плыть через океан, надо быть зрелой и сильной личностью. И зрелость личности не всегда завязана только на возраст.

заложена база для конфликта интересов (работник не вправе в течение 1 года проверять те направления, в которых работал ранее);

обученный работник, соответствующий требованиям рынка, может уйти (и уйдет!) из организации в случае, если его мотивация не будет меняться вместе с уровнем его компетенции и профессиональных навыков (пактически не сталкивалась с ситуацией, когда комитет по аудиту или совет директоров делал запрос на соответствие уровня оплаты внутреннего аудитора уровню рынка труда).

На этапе трудоустройства может возникнуть проблема, связанная с согласованием кандидата на замещение вакансии. Необходимо делать допуск на тот факт, что подразделение, отвечающее за управление персоналом, может об этом просто не знать. До момента подписания трудового договора необходимо ознакомиться с документами, в которых может быть оговорено это условие (Положение о совете директоров, Положение о комитете по аудиту, Положение/ регламент взаимодействия с подразделением внутреннего аудита материнской компании, пр.). Не создайте почву для трудового спора в случае, когда трудовой договор заключен, а кандидатура не согласована или согласована с оговорками!

3. Регламентация деятельности

Базовый набор документов, которые необходимо разработать, утвердить и ввести в действие в течение первого года:

Положение об организации внутреннего аудита в компании

базовые стандарты внутреннего аудита (5 базовых стандартов: общие требования и положения; планирование; организация и проведение; отчетность; мониторинг)

Программа обеспечения и повышения качества (+ Методика оценки качества).

В Положении об организации внутреннего аудита в компании определяются цели, задачи, функции, статус, порядок организации, полномочия, ответственность, лица (работники, подразделения), на которых распространяется действие документа, подчиненность, подотчетность, правила приема и увольнения, правила взаимодействия с генеральным директором, комитетом по аудиту и советом директоров, правила урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций.

Есть два момента, которые нужно иметь в виду, регламентируя деятельность. Первое: вполне возможен вариант, когда в организации нет комитета по аудиту и совета директоров. Просто учредитель в единственном лице, он же и генеральный директор, принял решение о необходимости формирования современной системы контроля. Второе: обращаю внимание на то, что положение о подразделении не создается. Все, что определяет этот документ, в нашем случае (аудитор в единственном лице) закладывается в должностную инструкцию.

В случае, если внутренний аудитор в единственном лице принят на работу в дочернее зависимое общество (в компаниях с холдинговой структурой), то необходимо через корпоративного секретаря получить все корпоративные нормативные документы и решения совета директоров (выкопировки из протоколов заседаний в отношении каждого документа), касающиеся внутреннего аудита.

Здесь важно учесть некоторые нюансы.

согласованный проект документа рассматривает комитет по аудиту и утверждает совет директоров.

По всем вопросам, связанным с исполнением или адаптацией внутренних нормативных документов, внутренний аудитор должен руководствоваться разъяснениями соответствующего структурного подразделения внутреннего аудита в управляющей компании холдинга.

Обращаю внимание, что период становления внутреннего аудита в компаниях холдингового типа может затянуться не на один год. За это время в ДЗО может поменяться не один корпоративный секретарь. Опыт показывает, что, делая запрос корпоративному секретарю, необходимо указать, что реестры протоколов заседания комитета по аудиту и совета директоров нужно просмотреть как за текущий год, так и за 2-3 предшествующих года. Также следует обратиться к секретарю (офис-менеджер, канцелярия) с просьбой поднять переписку с подразделением внутреннего аудита материнской компании.

Программу стажировки рекомендую утвердить приказом генерального директора и обязательно назначить руководителя стажировки. Программа представляет собой письменную форму договоренности между внутренним аудитором и генеральным директором о том, что и как должно быть сделано в период прохождения испытательного срока. При наличии комитета по аудиту стажировку рекомендую проходить под патронажем комитета.

Программа стажировки формируется на 3 месяца. Если внутренний аудитор уже имеет опыт работы, то программа стажировки — это первая программа первой внутренней аудиторской проверки и эту программу он формирует самостоятельно. Если работник не имеет опыта работы во внутреннем аудите, то программа стажировки должна стать введением в профессию.

У сотрудника без опыта работы во внутреннем аудите до прохождения стажировки должно быть организовано и проведено обучение: Внутренний аудит – 2 модуля, Управление рисками – 2 модуля.

4. Планирование

В первый год работы рекомендую внутреннему аудитору осуществлять свою деятельность на основании следующих базовых планов:

план проведения внутреннего аудита

План деятельности включает в себя план проведения внутреннего аудита. В план деятельности также включают мониторинг, методологическое обеспечение деятельности, повышение квалификации (обучение), взаимодействие с комитетом по аудиту и советом директоров (в том числе по вопросам планирования и отчетности), взаимодействие с внешним аудитором и контрольно-ревизионной комиссией (при наличии таковых), взаимодействие в рамках системы управления рисками и внутреннего контроля, СУРиВК; консультирование. План трудозатрат позволяет распределить задачи в соответствии с имеющейся нормой рабочего времени.

Программа стажировки, о которой упоминалось выше, на этапе становления внутреннего аудита с нуля может послужить базой для формирования этих планов.

Тестовое задание по завершении стажировки – создание пакета согласованных и утвержденных документов:

Модель внутреннего аудита

План деятельности внутреннего аудитора

План проведения внутреннего аудита.

Программа стажировки, о которой пойдет речь ниже, протестирована на трех различных компаниях (фуд-ритейл; оптовые продажи бензомоторной техники; DIY-сеть магазинов строительных материалов) и применялась как на этапе становления внутреннего аудита с нуля, так и при адаптации новых сотрудников подразделения внутреннего аудита. Перед началом необходимо приказом утвердить руководителя стажировки.

1-й месяц:

1. Изучение, анализ документов: учредительные документы; Положения о совете директоров и профильных комитетах; организационно-штатная структура; Кодекс деловой этики; корпоративная культура; положения об отделах; учетная политика; Политики (управление рисками, безопасности, антикоррупционная, пр.).

2. Стажировка по 1-2 дня в каждом отделе (с предварительным изучением должностных инструкций).

3. Изучение и анализ: экономика отрасли; нормативно-законодательная база.

4. Изучение и анализ внутренних нормативных документов: регламенты, стандарты, корпоративные стандарты и регламенты (ДЗО).

По завершении этапа руководитель стажировки оценивает результат. У стажера должно быть сформировано понимание системы организации, управления, регулирования и контроля бизнеса.

2-й месяц:

1. Анализ основных бизнес-процессов (на базе стажировки в отделах и изучения регламентов, стандартов).

2. Изучение карты рисков, анализ СУРиВК.

3. Анализ финансовой отчетности, отчетов ревизионной комиссии и внешнего аудитора (за период от 3 до 5 лет).

4. Анализ актов проверок внешних контролеров за период от 3 до 5 лет (ФНС, трудовая комиссия, Роспотребнадзор, МЧС и пр.).

По завершении этапа руководитель стажировки оценивает результат. На этом этапе должен быть сформирован перечень объектов аудита. Проведено ранжирование объектов аудита. Определены владельцы объектов аудита. У стажера имеется четкое понимание о СУРиВК, имеется понимание основных рисков.

3-й месяц:

1. Сформирована модель внутреннего аудита. Проведено ранжирование объектов.

2. Сформирован план деятельности внутреннего аудита.

3. Сформирован план проведения внутреннего аудита.

4. Сформирован план трудозатрат.

Результат стажировки: планы согласованы и утверждены.

Параллельно с изучением бизнеса и формированием планов должны быть разработаны документы, регламентирующие деятельность внутреннего аудита.

При формировании плана проведения внутреннего аудита в первый год работы необходимо сделать упор на те направления, в которых внутренний аудитор обладает необходимым уровнем компетенции (сделать первый срез).

При формировании плана деятельности и плана трудозатрат внутренний аудитор должен учесть обучение по тем направлениям, в которых у него нет необходимых знаний и навыков, но по которым объект аудита при ранжировании признан высокорискованным (тема и направление обучения на полгода-год должны опережать направление проверки).

При формировании плана трудозатрат внутреннему аудитору необходимо выделить время на внеплановые проверки, административно-хозяйственные операции (учет рабочего времени; организация командировок; организация обучения; обучение и аттестация по охране труда; прочие обучения, аттестации, допуски в соответствии с требованиями отрасли и т.д. и т.п.); взаимодействие с аудитором компании при обязательном или инициативном аудите финансовой отчетности; на взаимодействие с контрольно-ревизионной комиссией (при наличии таковой).

При наличии достаточного финансирования часть объектов аудита, которые при ранжировании признаны наиболее рискованными, стоит передать на аутсорсинг (внешний исполнитель), либо сформировать рабочую группу из числа работников компании для проведения аудита.

Для эффективного управления собственным рабочим временем хорошо зарекомендовала себя практика цветовой визуализации плана трудозатрат на календаре (календарь на планируемый год).

5. План-факт анализ

Это еще один инструмент, позволяющий внутреннему аудитору в единственном лице эффективно выполнять возложенные на него функции. По итогам каждого месяца и каждой внутренней аудиторской проверки необходимо проводить анализ причин отклонений.

Все системные причины, на которые внутренний аудитор не может оказывать влияния, должны быть учтены при планировании на второй год работы. Например, при планировании не были учтены планы внешних проверок: бизнес подлежит системному внешнему контролю, и этот контроль проводится в определенные сроки и в определенный период (технические ревизии и технические аудиты в системе менеджмента безопасности движения); компания включена в план проверок МЧС, Прокуратуры, Роспотребнадзора и т.д.

При формировании плана проверок на первый год работы внутренний аудитор обычно не учитывает время отсутствия руководителя объекта аудита (отпуск, обучение, аттестация и пр.), что впоследствии не позволяет своевременно завершить проверку, либо влечет изменение очередности проверок.

Завершая тему, хочу отметить, что выполнение своей функции внутренним аудитором в единственном лице на должном уровне в соответствии с требованиями профессионального стандарта и МПСВА вполне возможно. Да, надо признать, что на внутреннего аудитора в единственном лице приходится гораздо больше нагрузок, больше стресс-факторов. Он один в поле воин. И этот воин должен быть сильным, смелым и коммуникабельным.

Финансовая отчетность и бухгалтерская деятельность — правовая основа любого предприятия. Чем активнее работает компания, тем больше сложностей возникает при ведении документации. В некоторых случаях это приводит к сложностям в формировании отчетов в налоговую или выявлении недостачи.

Исправление подобных ошибок — это то, что делает аудитор.

Аудитор — это кто и чем занимается?

Суть работы аудитора прекрасно описывается несколькими словами: проверка, учет, консультации. Иными словами, аудитор — это тот, кто проверяет финансовую отчетность предприятия, оценивает эффективность его работы и выдает рекомендаций по исправлению ошибок.

Часто это сотрудник частной фирмы (организации аудиторов), которого нанимают для такой работы.

Этот специалист должен прекрасно разбираться в счетоводстве и юридической стороне вопроса. То есть всё, что делает аудитор, — это предоставление бухгалтерских и юридических услуг. Он может работать как на государство, так и на частную организацию.

Что делает аудитор — перечень обязанностей:

  • Анализ финансовой деятельности учреждения.
  • Ревизия бухгалтерских документов.
  • Проверка финансовых операций на соответствие законодательству.
  • Консультация бизнесменов и управленцев по ведению бухгалтерской отчетности, решению спорных исков, ситуации с налогообложением и т.д.
  • Рассмотрение дел о банкротстве.

Аудит — сложная процедура, занимающая иногда несколько месяцев. Аудитор должен находиться на месте в бухгалтерии и финансовом отделе. Бухгалтеры и финансовый директор предприятия должны оказывать ему полное содействие и предоставлять все документы по первому требованию.

Есть три разновидности аудиторов:

  • Внутренний аудитор – это тот, кто состоит в штате предприятия и периодически проводит финансовую ревизию;
  • Инициативный аудитор – приглашается акционерами или руководством фирмы из независимой организации для проверки, консультации и минимизации финансовых рисков;
  • Обязательный аудитор – сотрудник государственной службы или частной конторы. Его назначают по решению суда при проведении процедуры банкротства.

Обязанности аудитора

Источник фото pressfoto/freepik

Требования к квалификации аудитора

Особенность работы аудитора в том, что без лицензии ей заниматься нельзя. Также работник должен в обязательном порядке состоять в независимой саморегулируемой организации аудиторов. Такой порядок существует с 2009 года после внесения соответствующих поправок в законодательство. Разрешительной деятельностью в России занимается Московская аудиторская палата.

Требования к знаниям аудитора высоки, он должен уметь хорошо считать и отлично ориентироваться в законодательстве.

Что должен знать аудитор:

  • Налоговый кодекс и подзаконные акты.
  • Трудовое и земельное право.
  • Уголовно-процессуальный кодекс.
  • Гражданские кодекс и другие.

Аудитор — это тот, кто следит за всеми изменениями в законодательстве, имеет обширную базу знаний по бухгалтерскому делу и занимается самообразованием.

Этот специалист должен быть в курсе изменений в законодательстве, которые происходят регулярно, и иметь всеобъемлющие знания по бухгалтерскому делу.

Обучение на аудитора

Этот специалист должен в обязательном порядке обладать высшим образованием по экономическому профилю.

Университеты, где можно получить эту специальность:

Негосударственные вузы:

Дистанционные курсы аудиторов

С помощью интернета можно пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации без отрыва от работы. После прохождения курсов аудиторов выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право на ведение профессиональной деятельности.

На дистанционных занятиях подробно рассматриваются все законодательные, правовые и иные аспекты, касающиеся проведения проверок аудитором.

Слушатели получают знания с учетом всех изменений в законодательстве, касающихся бухгалтерского и налогового учета.

Как устроиться на работу аудитором?

По законодательству РФ можно устроиться аудитором и со средним профессиональным образованием по экономическому профилю, но в этом случае требуется стаж работы бухгалтером до 5 лет.

Карьерные перспективы для аудиторов

Карьерные перспективы для аудиторов

Источник фото jcomp/freepik

Работа специалиста начинается с позиции помощника аудитора, а после получения аттестата он может работать самостоятельно. Если речь идет о частной фирме или предприятии, то он может перейти на позицию старшего аудитора и руководителя проверки.

Ещё одна возможность — устроиться в крупную международную компанию либо открыть собственный бизнес по оказанию аудиторских услуг.

Обычно карьерная лестница от стажера до партнера фирмы занимает около 15 лет. Целесообразно начинать двигаться в этом направлении уже со студенческой скамьи.

Уровень зарплаты аудиторов

Аудит для частных компаний — наиболее прибыльная деятельность для специалистов.

На сайтах по подбору персонала предлагаются следующие зарплаты аудиторов:

  • Максимальная — более 200 тысяч рублей.
  • Минимальная — более 20 тысяч рублей.
  • Средняя зарплата опытного аудитора составляет примерно 100 тысяч рублей.

Начинающий аудитор выполняет функции помощника, получая зарплату около 20 тысяч рублей.


Многие практикующие бухгалтеры со стажем работы 5 – 7 лет задумываются о смене профессии. Главный бухгалтер, который заинтересован в карьерном росте, может стать финансовым аналитиком, аудитором, консультантом по налогам и сборам. Основанием для такого выбора служит отсутствие необходимости ежедневно вести учет, ездить в налоговую инспекцию для представления отчетности, прохождения сверок, выполнять рутинные операции по оформлению первичной документации, формированию отчетности и т. д. Остановимся на профессии аудитора.

Аудитор – призвание или наказание?

Аудитор – интересная и хорошо оплачиваемая профессия, но стать им может далеко не каждый желающий. И не только потому, что существуют высокие требования к кандидатам на получение квалификационного аттестата, необходимого для аудиторской деятельности. Специалист, решивший стать аудитором, должен обладать большим объемом знаний в разных областях бухгалтерского учета, налогового и гражданского законодательства.

Обязательные требования к претендентам

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Также претендент может иметь документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства. В этом случае придется предъявить свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании.

Еще одно обязательное условие – наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти.

Порядок проведения аттестации

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Проверка проходит в форме квалификационного экзамена, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

– в области общего аудита;

– в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

– в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

– в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры (УМЦ) определенный перечень документов. Одним из требуемых документов является копия свидетельства о присвоении физическому лицу ИНН. Если по каким-либо причинам вы его не получили – поспешите.

Существует список учебно-методических центров, с которыми Минфин заключил договоры на проведение аттестации и повышение квалификации аудиторов (по состоянию на 1 июня 2007 года). Занятия в этих центрах проводятся по программе, утвержденной Минфином России. В любом случае предпочтение стоит отдавать известным, зарекомендовавшим себя на образовательном рынке учебным центрам.

Как проходит экзамен?

Экзамены состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы. Формирование экзаменационных комплектов билетов и тестов осуществляется централизованно методом выборки из базы данных, сформированной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претенденты, не имеющие при себе таких документов либо опоздавшие на экзамены, считаются не явившимися на экзамен.

За прохождение экзамена придется отдельно заплатить 2000 рублей. Учтите, что при неудовлетворительных итогах аттестации эта сумма претенденту не возвращается. С условиями набора групп и прохождения обучения вы можете ознакомиться в таблице 1.

Повышаем квалификацию

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов. Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.

Курс по программе повышения квалификации можно пройти в том же учебном центре, где проходили обучение перед экзаменом на получение квалификационного аттестата. Стоимость курса колеблется от 4500 до 8400 рублей. По окончании курса повышения квалификации выдается сертификат для продления аттестата.

Аттестат получили. Что дальше?

После успешной сдачи экзамена и получения аттестата можно претендовать на должность аудитора. Средняя заработная плата для начинающего специалиста, не имеющего опыта проверок, – 35 000 – 45 000 рублей. С опытом работы аудитором от года, с сертификатом о прохождении повышения квалификации диапазон оплаты труда значительно повышается – 55 000 – 75 000 рублей. Впрочем, заработная плата опытного главного бухгалтера находится в том же диапазоне. Заметим, что совмещение работы аудитора и главного бухгалтера нецелесообразно и практически невозможно.

Необходимо определиться, в какой сфере деятельности вам интересней работать, и сделать свой выбор.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Профессия аудитор

Аудитор – это тот же бухгалтер высокой квалификации, специалист и независимый ревизор, который являясь предпринимателем, предоставляет организациям ряд услуг по проверке документов и отчетностей бухгалтерского учета. Специальность аудитора остается востребованной во все времена, поэтому лица, которые преуспели в этой сфере деятельности, будут всегда в цене.

У вас не останется вопросов после просмотра этого замечательного видео о работе аудитора:

Виды и разновидности аудиторской деятельности

Аудиторы бывают частными и государственными.

  • Частные аудиторы работают в соответствии с интересами той компании, которую проверяют. Изучив финансовую документацию и выявив в ней ошибки и несостыковки, специалисты подсказывают руководителям компании, как сделать правильно в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Право на предоставление этого вида услуг дает лицензия на аудиторскую деятельность, что на сегодняшний день очень востребовано.
  • Аудиторы, представляющие интересы государства, появляются на предприятии для проверки бухгалтерской и налоговой отчетности с целью выявления незаконных сделок, ошибок в отчетах и всякого рода махинаций при заключении договоров, а также другой документации отражающей доходы и расходы компании. Их обязанность состоит в тщательной проверке финансовой деятельности предприятия и выявлении различных противоправных манипуляций и нарушений.
  • Налоговый аудитор ставит перед собой цель определить правильность расчета суммы налога, который необходимо уплатить и предупредить возможные претензии и штрафные санкции, связанные с неправомерными действиями относительно отчислений налогов и сборов предприятием. Он обязан проинформировать руководителей и сотрудников государственной организации о наложении на них штрафных санкций при выявлении нарушений.

Различают внутренний и внешний аудит:

Аудиторская деятельность может вестись как физическими, так и юридическими лицами, представляющими аудиторские фирмы. И у тех и у других должна быть лицензия, которая дает право осуществлять финансовый контроль предприятий.

Кроме того проведение аудиторской деятельности физическими лицами возможно для лиц получивших Квалификационный аттестат Министерства финансов. Он выдается при наличии стажа работы в сфере аудита наряду с юридическим или экономическим образованием после сдачи экзаменов.

Работа аудитором

Профессия считается одной из высокооплачиваемых и престижных. Это трудоемкий, сложный и в то же время интересный род деятельности. Работа аудитора предназначена для обеспечения финансовой стабильности и выявления возможных ошибок в бухгалтерской деятельности предприятия.

Плюсы и минусы профессии

Должность аудитора характеризуется множественными положительными сторонами:

  • высоким уровнем заработной платы;
  • в большой компании продвижением по карьерной лестнице;
  • перспективами профессии и спросом на высококвалифицированных аудиторов.

Однако, все в нашем мире уравновешенно, поэтому есть у этой профессии свои подводные камни.

  • необходимость в частых командировках (финансовая и бухгалтерская отчетность обычно рассматривается на месте);
  • наличие ненормированного рабочего дня;
  • трудности с устройством на работу при отсутствии стажа;
  • обработка больших объемов информации в сжатые сроки;
  • недопустимость ошибок: если налоговая проверка выявит недочеты в финансовой документации после работы с ней аудитора, проверяемой компании назначат штраф. Кроме того, аудиторская фирма навсегда потеряет репутацию и понесет ответственность за свой промах.
  • нечеткая формулировка законов и частое внесение в них изменений.

Требования к профессии

Руководители предъявляют специалисту на должность аудитора следующие :

  • стаж работы аудитором или бухгалтером:
  • оконченное высшее экономическое образование;
  • должен знать методику проведения проверок, разбираться в межнациональных стандартах работы аудитора;
  • навыки работы в бухгалтерских программах, уверенное пользование персональным компьютером;
  • должен знать нормативную базу и принципы бухгалтерского налогового и управленческого учета.

Некоторые компании выдвигают индивидуальные требования под свои нужды.

Должностные обязанности аудитора

На человека, занимающегося аудиторской деятельностью, возлагаются следующие обязанности:

  • проводит аудиторские проверки, составляет отчеты и заключения по их результатам, консультирует клиентов;
  • проверяет правильность ведения финансовой и налоговой документации компании (первичные документы, налоговую и бухгалтерскую отчетность и другое);
  • оценивает эффективность системы внутреннего контроля финансовой отчетности, разрабатывает рекомендации по совершенствования бизнес-деятельности компании;
  • оказывает руководителям организаций практическую помощь и консультирует в вопросах управления бухгалтерским учетом и финансовым ведением дел;
  • оценивает предполагаемые финансовые операции, их эффективность и степень риска.

Однако, круг обязанностей аудитора на этом не ограничивается и может включать в себя следующие пункты:

  • контролирует затраты организации по районам;
  • отслеживает изменения в законодательстве, совершенствует ведение финансовой и бухгалтерской деятельности предприятия;
  • контролирует эффективность работы торговых агентов компании;
  • выявляет и оценивает возможные риски, возникающие при работе предприятия. Находит решение их снижения;
  • контролирует эффективность работы торговых агентов компании.

Какую ответственность несет аудитор

  1. Гражданско-правовую – обязанность возмещения убытков при ошибочном, либо умышленном нарушении договоренности по контракту.
  2. Административную – заключается в достоверности своих предписаний и заключений актов проверки, при ошибочных выводах он должен уплатить штраф, предусмотренный компанией.
  3. Уголовную – за злоупотребление служебными полномочиями, в форме штрафа размером заработной платы, либо лишением свободы до трех лет и запретом на определенную деятельность.

Особенности профессии

Профессия аудитора вынуждает специалиста непрерывно развиваться в профессиональном плане и уметь оперировать большими объемами информации.

Профессиональные навыки и умения

К высококвалифицированному аудитору, который рассчитывает получить достойную оплату своего труда, предъявляются следующие требования:

  • специалист должен знать и отечественную, и западную системы бухгалтерского учета – GAAP;
  • знание IAS (согласно требований работодателя);
  • навыки работы в бухгалтерской программе SUN (автоматизированная система перевода отечественной системы бухучета на зарубежный стандарт);
  • соискатель должен иметь в наличии аттестат аудитора; на уровне Upper Intermediate.

Личные качества

Работа аудитором требует от специалиста:

  • ответственности,
  • принципиальности,
  • добросовестности,
  • аккуратности.

Человек, решивший посвятить себя этой профессии должен обладать:

  • мобильностью,
  • аналитическим мышлением,
  • устойчивостью внимания,
  • терпением.

К числу личных качеств аудитора нужно отнести:

  • коммуникабельность,
  • хорошую память,
  • скрупулезность.

Профессионал своего дела должен быть:

  • гибким,
  • внимательным к деталям,
  • стрессоустойчивым,
  • уметь хранить коммерческие тайны.

Карьера аудитора

Где может работать аудитор

На первом месте можно отметить востребованность специалистов, которые получили аттестат по общему аудиту. Лица, специализирующиеся на банковском аудите, аудите бирж и внебюджетных фондов, а также страховых организаций и инвестиционных институтов нужны в меньшей степени.

Аудиторам и аудиторским фирмам запрещено заниматься любыми видами предпринимательской деятельности.

Лица, выбравшие профессию аудитора, могут работать в аудиторских компаниях. Они востребованы в государственных налоговых службах. Их хотят видеть в финансово-экономических подразделениях всевозможных предприятий.

Сколько может заработать аудитор

Профессия аудитора является ответственной и высокооплачиваемой. Уровень дохода специалиста, занимающегося аудиторской деятельностью, в большинстве случаев обуславливается опытом работы.

Занятость во внутреннем аудите имеет большой разлет стоимости предоставляемых услуг. Здесь большую роль играет щедрость организации. Если средняя компания будет готова Вам заплатить от 1100 до 1400 долларов, то зарубежная компания мегаполиса эту же работу оценит примерно в 5500 долларов.

Однако, экономический кризис всегда оказывает существенное влияние на работу аудиторских фирм. Но наиболее квалифицированные специалисты, которые являются сотрудниками представительств зарубежных аудиторских компаний и сферы внутреннего аудита организаций с привлечением иностранных активов, получают хорошие деньги вне зависимости от экономической и политической обстановки в стране.

Отметим, что лица, у которых нет аттестата Министерства Финансов, и отсутствует опыт работы в западной системе бухучета, готовы работать за минимальную заработную плату, даже если она составляет всего пять тысяч рублей.

Как стать аудитором

Чтобы стать настоящим профессионалом своего дела необходимо много работать и совершенствоваться. Повысить свой профессиональный уровень аудитор может с помощью специальных курсов повышения квалификации.

Читайте также: