Кто играет на ложках профессия

Обновлено: 09.05.2024

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир.

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир.

Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки можно применять в самых разных видах деятельности детей: как в образовательной, так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.

Музыкальная деятельность

Обучать игре на ложках можно всех детей. Мы знакомим детей с ложками уже с младшего возраста.

Повторяя разнообразные ритмы, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых. Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы. Сначала нужно научиться слушать тишину. Это интересно. Дальше необходимо научить детей слышать разницу в звуках, и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, так как обучение проводится в игровой форме, организованно и последовательно.


Дети старшего дошкольного возраста не испытывают сложности игры в ансамбле. С ними проводятся игры-упражнения с использованием различных приемов игры на ложках, которые можно включить как фрагмент в развлечение или любое занятие с детьми.

Для старшего возраста целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

При знакомстве детей с приемами игры, педагог должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребенка. Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Мы показываем самые простые приемы на двух ложках, которые доступны всем детям.

Ложки в двух руках держат за ручки:

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

В следующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая – между 2-ым и 3-им.

1. Ударяют по ладони левой руки: перед собой, справа, слева.

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3. Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево-вправо.

5. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

Приемы игры на ложках в парах:

1. Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху-вниз (ритмы разные).

Эти приемы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

«Вот лягушка на болоте

Очень весело живет

Вы послушайте, ребята,

«Дождик капает по крыше:

Еле слышно, еле слышно:

(Дети стучат ручками ложек.)

Зернышки клевать пустились,

От других не отстают,

«Вот течет ручеек,

Видно его путь далек,

Так журчит, плескается,

(Дети стучат круговыми движениями перед собой.)


Дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка). Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

1. «Утром солнышко проснется,

Сразу деткам улыбнется.

Детки с солнышком встают

(Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.)

2. «Детки ложки в руки взяли,

Дружно в ложки застучали.

3. «Мы сейчас растопим печь –

4. «Нам пора повеселиться,

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой.

5. «С вами мы сейчас, ребятки,

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. «Будем в горку подниматься,

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. «Наши ложки так устали,

Очень весело плясали.

На пол ложки мы положим

И ладошки вместе сложим.

Мы немножко отдохнем,

(Дети сидят на корточках, руки под щечкой – отдыхают.)

«Как мы весело плясали,

Дружно ложками стучали.


Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков. Уделяем особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям, подкрепляем игру речевым аппаратом и движением рук, что помогает более быстро выработать необходимые навыки.

Познавательная деятельность

В старшей группе рассказываем об истории возникновения деревянных ложек, их разновидностях, показываем слайды, обращаем внимание на хохломскую роспись. Показываем фильмы о селе Хохлома в Нижегородской области, где на фабрике изготовляют такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись и назвали хохломской. Рассказываем и о других разновидностях деревянных ложек: тульских, вятских, смоленских.


Затем, дети в изобразительной деятельности пытаются передать ее в рисунках или картонных ложках-заготовках.


Театрализованная и прикладная деятельность

Театр ложек – упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуется лицо персонажа. Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку. Такая кукла-ложка очень удобна, она легко двигается, поворачивается, покачивается, танцует.


Прикладная деятельность


Свободную самостоятельную деятельность детей тоже можно представить как игру, содержание которой позволит детям побывать в воображаемых ситуациях. Роли в этой игре не распределяются заранее. Каждый ребенок по своему желанию выбирает себе ту или иную роль, действует в соответствии с собственным пониманием этой роли. Так, раздвигая рамки обязательных занятий посредством игры, выявляется возможность выхода на индивидуальное творчество.

Ложки можно использовать также в групповых танцах. Дети выполняют простые танцевальные движения: стучат в ложки и одновременно топают ногами, полуприседают, покачиваются с ноги на ногу. Ударами дети помогают поддерживать правильный ритм движений. Элементарную ритмичность дети передают в основных образных и танцевальных движениях.


Для уточнения восприятия ритма предлагаем отметить ритмический рисунок сначала хлопками, затем проигрываем на ложках, а затем движением. Детей, у которых ритмический слух развит слабо, приглашаем заниматься индивидуально, или в небольшой подгруппе.

Приемы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями: дети держат ложки в двух руках. Два удара в ложки, три перетопа на месте.

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо;

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя;

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя;

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

б) три перетопа с одновременным ударом в ложки.

Повторить то же самое с левой ноги.

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук – руки развести в стороны.

Танцы включаем как фрагменты в развлечение, как концертные номера на праздниках.


Детям очень нравится играть на ложках, организовывать концерты в семейном кругу, показывать кукольные спектакли. Игра на ложках развивает творчество, формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни.

По QR-коду и мобильному приложению вы увидите в фильме интересные занимательные задания с расписными ложками и кукольный спектакль.


Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Приобщать педагогов к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, побуждать желание играть на народных инструментах - ложках.

Обучающие: Обучить педагогов приемам и методам игры на ложках, совершенствовать исполнительское мастерство.

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.

Развивающие: Продолжать развивать творческий потенциал педагогов, четкую координацию ритмических движений с музыкой.

Воспитательная: Прививать педагогам интерес к коллективному музицированию, стимулировать творческую инициативу. Воспитать интерес к занятиям народному творчеству.

Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, деревянные ложки.

Ход мероприятия

Ответы педагогов.

Ведущий: Думаю, что мы вместе весело и интересно проведем время. А для работы, нам сегодня понадобятся…

Три раза в день берется

И опять на место кладется

Ответы педагогов.

Ведущий: Правильно ложка! Да ещё какая! Деревянная, игровая!

Я к вам в гости пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Демонстрирую участникам деревянные расписные ложки.

Музыкальные ложки – это древнее изобретение восточных славян, сделавшее простой бытовой предмет ударным ритмическим инструментом. Потрясающе простая идея взять две ложки для музыкального отстукивания ритма стала традицией, вошедшей в национальную культуру. Яркий внешний вид музыкальных ложек делает их чем-то куда большим, чем просто столовый прибор.

Тех, кто играл на деревянных ложках, называли ложечниками. Мастеровитые ложечники играли сразу пятью ложками, нанося легкие удары по любой части тела. Они даже подносили их к открытому рту, используя его в качестве резонатора. Умелый и находчивый ложечник мог во время игры плясать с девицей или даже двумя. Именно поэтому игра на ложках сейчас признается как настоящее мастерство.

Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Начнем с самого простого – примем необходимую позу и правильно возьмем ложки. Играть будем стоя и сидя. Сейчас попрошу всех встать. Обе ложкидержим в правой руке тыльными сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами.

Показываю правильность держания ложек. Участники повторяют за мной.

Как вы думаете, почему этот приём игры так назван?

Ответы педагогов.

Ведущий: Правильно. На счет один, два, три, четыре ударяем ложками по ладони левой руки, ложки как мячики, отскакивают от ладони.

Участники повторяют движения.

Как вы думаете, почему этот приём игры так назван?

Ответы педагогов.

Ведущий: Правильно, движения рук играющего выполняются по кругу.

Положение ложек в руке тоже. Выполняем удары, начиная снизу – вправо вверх – влево – вниз (по кругу) и назад в другом направлении (по кругу).

Участники повторяют движения.

Методические указания. Сначала участники в произвольном ритме повторяют показанные движения. Затем я добиваюсь от них единого звучания инструментов во время игры.

Ведущий: Посмотрите следующий приём игры.

Ведущий: Дайте название этому приёму.

Ответы педагогов.

Участники повторяют движения.

Ведущий: Следующий интересный прием, положение ложек в руке тоже. Выполняем удары ложками по руке, начиная на уровне плеча вправо – вверх – влево до уровня плеча и назад.

Дайте название этому приёму.

Участники повторяют движения.

Участники повторяют движения.

Участники повторяют движения.

Методические указания. Сначала участники в произвольном ритме повторяют показанные движения. Затем я добиваюсь от них единого звучания инструментов во время игры.

Ведущий: Исполнители-виртуозы при игре на двух ложках задействуют для произведения ударов практически любую часть тела, начиная от ступней ног и заканчивая затылком, делая свою игру эффектной и зрелищной для публики. При игре можно использовать не только части своего тела, но и любого соседа из дружественной публики.Например: плечо соседа.

Ведущий: Дайте название этому приёму.

Ответы педагогов.

Участники повторяют движения.

Ведущий: Можно ударять ложками по ладони левой руки и по колену

Участники повторяют движения.

Ведущий: Молодцы, чувствуется, что мы уже сыгрались, как говорят музыканты. Но есть ещё, над чем работать. Сегодня вы на собственном опыте увидели, что игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые движения при исполнительстве физически развивают. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Прощаясь,мне бы хотелось узнать: полезен ли был материал мастер - класса для вас, узнали ли вы что-то новое для себя.

Ответы педагогов.

Методические рекомендации для педагогов по самообразованию 1. Тема работы 2. Актуальность темы и ее обоснованность: - почему возникла необходимость в разработке и реализации данной темы (исходя из.

В методической разработке раскрываются вопросы появления и развития на Руси искусства игры на ложках.

История развития искусства игры на ложках

При царе да при Горохе

По дороге в балаган

Музыканты хоть куда!

Ложки, как и многие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времён. Являясь предметом обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени стали употребляться в народном музицировании, а позднее стали называться народными музыкальными инструментами, Когда это произошло?

Вполне понятно, что различные народные музыкальные инструменты, среди которых были упомянуты и ложки, смогли войти в светский дом вследствие своей большой популярности среди русского народа, а значит мы вправе допустить, что в эпоху скоморохов ложки как музыкальный инструмент были уже известны. Ведь 1648 г. – момент разгрома скоморошества – и 1714 г. – дату первого упоминания о ложках с колокльчиками – разделяют каких-то 66 лет.

Из сведений, сохранившихся о ложках, ясно одно, что играл на них простой люд. Сойдя со стола и оказавшись в руках мастеровых людей в кругу танца и искромётных частушек, они приобрели новую значимость, хлёстко отстукивая зажигательные ритмы, сверкая радужной росписью в замысловатых движениях рук исполнителей. Специальных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей, а также от всего того, что могло было перенять у других умельцев. Так из поколения в поколение накапливался и передавался своеобразный игровой опыт – различные способы и приёмы игры на этом самобытном народном инструменте.

С распространением в ХIХ веке в России нового музыкального инструмента – гармоники появилась и возможность более интересной ансамблевой игры. На фоне аккомпанемента гармоники ложки зазвучали как солирующие инструменты, демонстрируя виртуозное мастерство исполнителей, которое носит своебразный зрелещный характер, ибо во время игры на ложках большое значение, кроме звучащего ритма, имела и жестикуляция рук – ловкое манипулирование ложками.

Нашли применение ложки и в солдатских хорах песенников, но это были уже ложки из латуни, соединённые парами и снабжённые бубенцами и бряцающими тарелочками. Ими уже не отстукивали, а только звонили, т.е.они были только звенящими.

О большой популярности ложек говорит тот факт, что они были введены В.В.Андреевым. в состав Великорусского оркестра. И, как отмечал позднее советский музыковед К. Вертков, ложки в оркестре Андреева производили необычайный фурор. Применялись они в его оркестре до тех пор, пока в коллективе были хорошие ложкари, мастерство которых и обеспечивало большой успех этому инструменту.

В наши дни, выйдя из круга домашнего музицирования, народные музыкальные инструменты зазвучали на сценах клубов и дворцов культуры, театров и филармоний, по радио и телевидению. В музыкальных школах, училищах и вузах искусств открыты классы по обучению игре на балалайке, домре, баяне и других русских народных инструментах. Однако среди русского народного инструментария есть немало музыкальных инструментов, которые встречаются эпизодически, и ознакомление с ними ведётся параллельно с освоением основных музыкальных инструментов. В самодеятельности эпизодические инструменты находят довольно широкое применение. Такими инструментами являются трещётки, рубель,коробочка, ухваты, ложки, бубенцы, кокошник – колотушка, стиральная доска, коса, пила и многие другие.

Особое место среди эпизодических инструментов занимают ложки, Впервые зазвучав на концертной эстраде в Великорусском оркестре В.В.Андреева, они и сегодня продолжают радовать своей игрой любителей народной музыки. Нередко можно услышать ложки в концертах наших ведущих профессиональных коллективов.

Используются ложки и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Наиболее полно и ярко демонстрируется искусство игры на этом самобытном инструменте в ансамблях ложкарей, выступления которых обычно пользуется больщим успехом у зрителей. Интерес к таким ансамблям с каждым годом всё более возрастает. Сегодня на ложках играют не только в средней полосе России, но и на Дальнем Востоке, на Сахалине, играют на ложках и в Сибири.

Думается, что и ансамбли ложкарей, с большим успехом выступавшие на фестивальных концертах, доказали своё право на жизнь, как один из самобытных видов народного творчества.

К.В.Тарасова в статье “Музыкальность и составляющие её музыкальные способности” пишет: “Изучение проблемы онтогенеза музыкальности в процессе многолетнего экспериментального исследования и анализ литературы позволил нам представить структуру музыкальности как состоящую из двух основных частей: эмоциональной отзывчивости на музыку и познавательных музыкальных способностей… Познавательные музыкальные способности мы рассматривали как состояние из трёх подструктур: сенсорных музыкальных способностей (музыкальный слух и чувство музыкального ритма), музыкального мышления (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальной памяти”.

Развитие музыкальности – это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального мышления, звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового и динамического слуха.

Ансамбль ложкарей создан в 2004 году. Группы формируются из ребят разного возраста (от 7 до 17 лет), имеющие различные музыкальные данные. В объединение принимаются все желающие.

Главная задача объединения – увлечь детей музыкой, творчеством. На занятиях мы играем на русских народных инструментах и инструментах-самоделках, слушаем музыку и беседуем о ней, поем, танцуем, придумываем простые мелодии, ритмы, танцевальные и игровые движения, изучаем элементы музыкальной грамоты, знакомимся с произведениями устного народного творчества. В свободное время под руководством учителей технологии и родителей придумываем, делаем, раскрашиваем и ремонтируем деревянные музыкальные инструменты, встречаемся с самодеятельными и профессиональными исполнителями, выступаем на концертах, конкурсах и фестивалях.

Качество развития музыкальности младших школьников зависит от умения педагога подбирать для обучения интересный и доступный музыкальный материал, профессионально и искренне петь, играть на музыкальных инструментах, беседовать о музыке, в игровой форме последовательно и систематически активизировать, стимулировать музыкальную деятельность детей. В своей работе использую профессиональное искусство различных эпох и стилей, лучшие образцы русского народного музыкального творчества. Знакомлю детей с устно-поэтическим, песенным, инструментальным, хореографическим творчеством, с изобразительно-прикладным искусством Вятского края. Учу воспитанников помнить и ценить свои истоки. В целях “живого” соприкосновения с вятской культурой посещаем районный краеведческий музей, участвуем в народных праздниках совместно с местными исполнителями народной музыки.

Обучение детей в объединении я рассматриваю как источник радости, здоровья, положительных эмоций после сложных школьных уроков. Стараюсь создавать условия для максимального развития музыкальности детей, для воспитания высоких нравственных качеств. Поэтому для приобщения воспитанников к творческой деятельности придумываю для них музыкально-дидактические игры.

Вот некоторые игры на развитие музыкальности:

Игра “Веселуха”. Дети сидят полукругом. После прослушивания весёлой инструментальной русской народной музыки в грамзаписи педагог исполняет эту же пьесу на клавишном синтезаторе вариативно: на различных музыкальных инструментах, в разнообразных стилях, в разных регистрах, в контрастных темпах, с неожиданными динамическими оттенками и штрихами. Внимательно прослушав вариации, дети поочерёдно размышляют, почему и как изменилась весёлая музыка. Педагог поощряет воспитанников. По окончании игры музыкальная пьеса вновь звучит в профессиональном исполнении. Чтобы эмоциональнее передать своё отношение к музыке педагог воспитанники выбирают музыкальные инструменты и играют на них (деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные, фарфоровые, фаянсовые ложки; инструменты – самоделки; “подручные” инструменты), подпевают на слоги, изображают движениями яркий, задорный характер музыкального произведения, рисуют и т.п. Для игры используются русские народные наигрыши, плясовая музыка в исполнении гармонистов “золотой десятки” (Вячеслав Земченков, Сергей Привалов…), ансамблей гармонистов (“Суматоха”, “Тальяночка”…), ансамбля русских народных инструментов под управлением Н.Некрасова, ансамбля русских народных инструментов под руководством Калинина и другие.

Игра “Родные напевы”. Дети сидят полукругом. Перед ними корзина с большими деревянными ложками, на внутренних сторонах которых наклеены соответствующие содержанию песен иллюстрации. Ведущий берёт любую ложку, узнаёт и поёт отрывок знакомой песни естественным открытым народным звуком. Остальные слушают, угадывают и дают оценку пения солиста-вокалиста. Далее все играющие выступают в роли солистов: стоя в кругу, поочерёдно поют по фразе или предложению этой песни и играют на ложках, колотушках, трещотках, вертяшках, грематухах, стиральных досках, чугунках, рубелях, граблях и других ударных музыкальных инструментах. Если играющий опоздал, забыл или вступил раньше, - он выходит из игры. Выполняя игровые действия дети совершенствуют свои навыки сольного пения и аккомпанирования (единство темпоритма, звуковой баланс, выразительность). Для активизации интереса детей к игре чередуем индивидуальное пение с движениями, соответствующими тексту песни, с пением “про себя”, меняем темп, динамические оттенки, тональность. По окончании игры дети поют и инсценируют песню коллективно, используя музыкальные инструменты и элементы народного танца. Для игры используются не только знакомые русские народные песни, народные песни Кировской области, но и фольклорные произведения устного народного творчества. Например,

1. На одном звуке:


2. Можно предложить пропеть вятские дразнилки на двух звуках:


3. Используем для пения на трёх звуках тексты вятских считалок, прибауток, пестушек, побасок, потешек:


Детям этого нравится быть ведущими, поэтому на эту роль выбираем человека по считалочке, того, на кого покажет “вятский ухват”, к кому прикатится бабушкин клубок, у кого на спинке стула приклеена картинка и т.п. Эти игровые приёмы активизируют, увлекают детей, формируют выдержку, усидчивость и самостоятельность. Для выбора ведущего используем вятские считалочки:

1. Ехала торба с высокого горба.
В этой торбе есть
Соль, хлеб, пшеница.
С кем хочешь поделиться?

2. Я скакала да скакала,
Праву ногу изломала.
Послали за доктором.
Доктор едет на быке,
Балалаечка в руке.
Балалаечка без струн.
Кто играет, тот хвастун.

3. Ани-бани, трикатушки,
Едет баба на баране.
Тпру-ну, не скачи,
Продаются калачи.
Калачи горячие,
Три копейки сдачи.

4. Ниточка-иголочка,
Синенько стёклышко,
Рыба-карась,
В воду убирась.

5. Тани-бани,
Что под нами,
Под железными столбами?
Стульчик, мальчик, королёк,
Убирайся в уголок.

6. Катилась апельсинка,
Её нашла Иринка.
Уроки не учила,
Двойку получила.
А когда пошла в больницу,
Получила единицу.
А когда пошла гулять,
Получила цифру пять.

Игра “Шутиха”. Первый вариант. Дети сидят полукругом. Педагог нарочито неправильно играет или поёт часть знакомой мелодии. Выигрывает тот, кто первым узнает и назовёт ошибки. Затем музыкальное произведение исполняется без ошибок коллективно.

Второй вариант. Несколько детей за ширмой поочерёдно поют изменённым голосом знакомую песню. Остальные слушают и угадывают солиста-певца по тембру голоса. Игра продолжается с другими ведущими.

Игра “Умные ложки”. Ребёнок за ширмой исполняет ритмический рисунок на ложках любым приёмом. Остальные слушают и поочередно называют его. Затем ведущий показывает, как он играл. Кто не угадал, тот выходит из игры. Игра продолжается с другими ведущими, пока не определится победитель. По окончании соревнования дети поочерёдно исполняют весёлые ритмы любыми приёмами и способами, совершенствуя навыки сольного исполнения. Педагог поощряет воспитанников за сочинение более сложных ритмов. Ведущие используют приёмы игры двумя ложками (по ложке в каждой руке): “лошадка”. “озорник”, “линеечка”, “домик”; исполнение двумя ложками (по паре в каждой руке): “хлопушка”, “тремоло”, “скольжение”, “большая и малая дробь”; игру на трёх ложках (удар одиночной ложкой по рукояткам ложек в левой руке, по головкам ложек в левой руке…); исполнение на “веерных” ложках: “ ручеёк”, “капельки”, “скоморох”, “мельница”, “забава”… Благодаря этой игре ребята придумывают новые способы игры на ложках, которыми мы с удовольствием пользуемся на занятиях, в концертной деятельности.

Игра “Музыкальный калейдоскоп”. В игре участвуют две команды. Участники команд по очереди, в течение 30 секунд, отвечают на вопросы ведущего.

Первый вариант. Звучит в грамзаписи отрывок знакомой инструментальной музыки.

1. Если исполнение сольное, то спрашиваю название инструмента, к какой группе музыкальных инструментов относится (русские народные, духовые, струнные…), название музыкального произведения, фамилии исполнителя и композитора.

2. При коллективной игре на музыкальных инструментах вопросы могут быть следующими: количество участников (дуэт, трио, ансамбль, оркестр…), состав (ансамбль гармонистов, симфонический оркестр…), название коллектива и фамилия художественного руководителя, название музыкального произведения, фамилия композитора.

Второй вариант. Звучит в грамзаписи отрывок знакомой вокальной музыки.

1. Если пение сольное, то спрашиваю название высоты голоса (бас, баритон, тенор, альт, сопрано…), манеру исполнения (академическое, эстрадное, народное…), фамилии солиста и авторов музыки, название вокального произведения.

2. При коллективном пении вопросы могут быть следующие: количество певцов (дуэт, трио, ансамбль, хор…), состав (детский, женский, мужской, смешанный…), названия коллектива и вокального произведения, фамилии художественного руководителя и авторов музыки.

За каждый правильный и своевременный ответ команда получает один балл. Путём простого подсчёта определяется победитель.

Игра “Большие и маленькие ложки”. Дети сидят полукругом. Ведущий играет любой ритмический рисунок на больших ложках из любого материала, а дети, прослушав, поочерёдно придумывают и исполняют собственные контрастные по характеру ритмы на маленьких ложках. Например, “Весёлая и грустная гармошка”, “Добрый молодец и красна девица”, “Топотуха и хоровод”, “Дразнилка и мирилка”, “Частушка и лирическая песня”… Возможны коллективные сочинения ритмических рисунков, текстов, мелодий, игровых и танцевальных движений. При затруднении выполнения творческих заданий педагог помогает детям, подбадривает их: “Вы сможете!”, “Всё у вас получится!”. Игра повторяется с другим ведущим, который может начать игру на маленьких ложках.

1. Вятский родник. Сборник вятского фольклора. Составители Поздеев В.А., Булычёв Н.Ф., Исупов А.Д., Николаева Т.К. – Киров, 1991.

2. Как бывало в старину. Использование фольклора, народных обрядов, игр, забав в организации досуга населения. – Киров, 1989.

3. Мохирев И., Харьков В., Браз С. Народные песни Кировской области. М., 1966.

4. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности. М.: Музыкальный руководитель, 2009.

5. Фольклор с нами! Методическая разработка. Авторы Зайцева С.Л., Зайцев Г.Г. – Киров, 2010.

6. Шеин С.П. Основные приёмы игры на ложках, трещотках и бубне. – Киров, 1993.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Министерство образования и науки Челябинской области

МОУ Бишкильская СОШ им. Героя России Г.А.Угрюмова.

обучающийся 6б класса

учитель музыки, педагог

2. Основная часть. Деревянная ложка – предмет быта………………………………..6

3. История возникновения и развития игры на ложках. Первые ложечники……….8

3.1. Возрождение искусства игры на ложках………………………………………….12

Нам многое простит эпоха,

Отлюбит с нами, отгрустит.

Но что Россию знаем плохо, -

Того, уж видно, не простит.

Россия – многонациональное государство. Сегодня перед нашим обществом стоит задача: изучение и сохранение самобытной культуры народов нашей страны. Мы стремимся к толерантности, дружбе между народами, уважительному отношению к самобытности культурных традиций народов нашей страны.

Мы живём на Урале. А коренным населением Урала являются башкиры. В нашей школе и посёлке проходят интересные мероприятия и праздники, посвященные башкирской национальной культуре, многовековой и самобытной. А на уроках музыки мы слушали, как красиво и загадочно звучит курай – символ башкирской народной музыки.

Но ведь так же самобытна, интересна, богата народными промыслами и русская культура, неотъемлемой частью, которой являются матрёшка, балалайка, деревянные расписные ложки.

Знание своей культуры и участие в культурной деятельности позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.

Актуальность исследования заключается в стремлении возродить и сохранить русское народное творчество.

Я являюсь участником ансамбля ложкарей в нашей школе. Занимаюсь в ансамбле со дня его основания, ещё с начальной школы. На занятиях мы знакомимся с приёмами игры на ложках, учимся играть в слаженном ансамбле под музыку. Чтобы научиться хорошо играть на ложках, нужно приложить усердие, быть внимательным. Следует научиться слышать музыку, её основную тему.

Но как отраден результат! Мы видим, что наше творчество приносит радость людям, создаёт хорошее настроение. И я заинтересовался: как деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент, и как родилось искусство игры на ложках? Кто были первые музыканты – ложечники, и играют ли на ложках в других странах? Или только в России?

Я провёл опрос среди одноклассников, предложив им ответить на следующие вопросы:

- знаете ли вы, что на ложках можно играть?

- нравится ли вам русская народная музыка?

- есть ли у неё будущее?

Результаты опроса получились следующие: все ребята из нашего класса знают, что ложки являются не только предметом быта, но и музыкальным инструментом и, конечно, видели, как на них играют. И ещё я понял, что большинство ребят любят слушать народную музыку и высказываются за возрождение и сохранение народного творчества в современной России. ( Приложение 1)

Так родилась идея моего исследования, узнать, какова история зарождения игры на ложках в России и насколько она распространена в мире.

Гипотеза : Игра на ложках – это самобытная форма музыкального искусства присущая только русскому народу. Искусство игры на ложках древняя традиция наших предков, поэтому богато освещена в литературных источниках.

Цель исследования:

- познакомиться с историей зарождения и развития игры на ложках, использовать эти знания для совершенствования игры на ложках.

Задачи:

- изучить имеющиеся источники о деревянных ложках, как предмете быта;

- познакомиться с первыми упоминаниями о ложечниках, их приёмах игры;

- совершенствовать приёмы игры на ложках;

- научиться работать с информационными источниками (словари, справочники, энциклопедии, Интернет-ресурсы)

- оформить и защитить исследовательскую работу.

Предмет исследования: деревянные ложки.

Объект исследования : история происхождения, развития игры на ложках и ареал её распространения.

Методы исследования:

- эмпирический – изучение литературы и других источников; опрос; беседа; поиск информации в Интернет-ресурсах;

Место проведения исследования : посёлок Бишкиль.

Срок проведения исследования : сентябрь 2014г. - январь 2015г.

Я предположил, что знакомство с историей зарождения игры на ложках поможет мне лучше узнать народные традиции, понять самобытный характер русского народа, а также будет способствовать развитию моего музыкального и ритмического слуха как музыканта-исполнителя. Я обязательно поделюсь результатами моего исследования с одноклассниками

Основная часть . Деревянная ложка предмет быта.

«Хохломские, псковские, тульские, ростовские,

Неокрашенными ложками пользовались каждый день, а расписными – по праздникам. (Приложение 3)

На уроках рисования преподаватель нам рассказывал, что на весь мир славится своей красотой русская расписная посуда и, конечно, ложки. Сказочные цветы, травы, блеск золота и раньше воспринимались как драгоценность, ассоциировались с царской роскошью

Наибольшую известность получили: хохломская, городецкая, урало-сибирская роспись и др. Искусство старых мастеров живо и по сей день. В ложкарной столице России - городе Семёнове, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края, бережно сохраняют, приумножают и передают из поколения в поколение традиционный промысел предков. [4]

Таким образом, познакомившись с различными источниками, мы делаем вывод, что простой люд на Руси пользовался деревянными ложками. Основная причина распространения деревянных ложек в их дешевизне, доступности, и простоте изготовления. Деревянные ложки – отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.

Вот что мы смогли узнать о ложках как предмете быта русского народа

История возникновения и развития игры на ложках. Первые ложечники

Чем суп "хлебать", тем и музыку играть!

А теперь обратимся к ложке, как музыкальному инструменту.

В процессе изучения материала, мы познакомились со статьёй Н.И.Привалова.

Н.И.Привалов отмечает: «В начале 18 века на Русь широкою волною хлынуло западно - европейское влияние, оставившее в тени то последнее в области русского народного творчества, что уцелело от религиозного гонения…

Таки образом мы делаем вывод - что возрождение, бережное отношение к народной музыке - это актуальная тема на протяжении многих веков. Игра на ложках зародилась ещё в язычестве, но постепенно вытеснялась и забывалась. И только благодаря тому, что ложки были предметом быта и люди пользовались ими ежедневно, они не исчезли из обихода. Но как музыкальный инструмент, звучали всё реже и реже.

Первое упоминание в литературе о ложках как музыкальном инструменте относится к концу XVIII века.

Сохранившиеся до наших дней лубочные картинки, также знакомят нас с первыми ложечниками. Распространены в России они были в XVIII веке и изображали весёлых ложечников – скоморохов.

Хочется отметить – Россия всегда была богата талантливыми людьми, самородками.

Усвоенные от г. Лобова приемы игры на ложках композитор передал музыканту - любителю г. Брянцеву, который ещё более их разработал, прибавил пятую большую ложку: он делал такие музыкальные эффекты, как glissando, stakatto, tremolo, crescendo, diminuendo и другие.

Обучая музыкантов – любителей игре на ложках, Н.И.Привалов ввёл их в состав великорусского оркестра.

Читайте также: