Кто играет на баяне профессия

Обновлено: 23.05.2024

Добрый вечер. Дочку не взяли на фортепиано, взяли на баян. Я конечно понимаю, что у нее очень средние муз. способности, но все же..
Кто в теме муз. школ, скажите, на баян берут тех, кто совсем без способностей? Или что-нибудь другое скажите. Ребенок на баян не хочет, но может мы мало про него знаем. Поделитесь опытом.
Спасибо.

на баян берут тех, чья физическая форма (комплекция и вес) позволяют растягивать меха и держать инструмент на коленях и музыкальные способности тут не при чем. У вашего ребенка может обнаружиться абсолютный слух и большое желание заниматься музыкой. Ваш учитель может оказаться замечательным педагогом, который привьет ребенку любовь к музыке и желание играть на всю жизнь. Кроме того, на весх музыкальных конкурсах выступают дети, которые занимаются общим фортепиано (те, чей основной инструмент другой, те, кто учится, например, по классу баяна) и играют они на ф-но просто великолепно. Кроме того, баянисты часто играют в ансамблях и аккомпанируют танцорам. Попробуйте, отказаться и уйти всегда успеете.

Мой муж закончил муз.школу по классу баян. На баяне дома почти не играет (если только застолье), а детям музицирует на всем подряд- ксилофоны, металофоны, пианино. мелодию на слух подбирает, никаких нот сейчас дома нет. Недавно купили металофон для детей, постучал, говорит две пластинки "фальшивят", пошел подпиливать , чтобы слух не резало)
Видимо, не важно на чем учиться, играет универсально на всем) И ничуть не сожалеет, что всё детство меха растягивал, но это мальчик)

Спасибо большое всем ответившим.
Тут еще ситуация осложняется тем, что дочка занималась с преподавателем фортепиано год. Для души просто. И кроме фортепиано не хочет ничего. Так готовилась к прослушиванию. Сыграла им Менуэт и Полонез Моцарта. Мечта. Ну может в 8 лет у человека должна быть мечта..
В муз.школе сказали, что нет у данных (руки) к фортепиано и слух средне.. Она высокая и крепкая, но стройная. А дочка мне говорит - "Мама, я буду поступать в следующем году." Но я-то понимаю, что скорее всего не возьмут.
Как считаете, стоит ли уговаривать на баян? Или продолжить заниматься с учительницей фортепиано?

Попробуйте в другую школу, если не успели в этот набор, то перед сентябрем будет донабор. А еще лучше постарайтесь упросить чтобы вас сейчас прослушали в другой школе. Не говорите, что там вас послали на баян, скажите просто , что занимались частно с педагогом

Скажите, а как абсолютный слух может обнаружитьтся? Я всегда думала, что если он есть, то его сразу видно. У дочки 7л вообще по-моему слуха нет(((, а я всё хочу чтоб она музыкой занималась, ей видимо тяжело по этому. Мы немного дома ф-но с педагогом занимались, так она сказала, что руки хорошие, но сама дочка недостаточно интеллегентна что ли для музыки, не тонкая натура. Она у меня и правда резковата. Вобчем руки у меня опустились((.

потому что очень часто за "музыкальный слух" у детей принимают умение владеть голосом. Тяжело вашей дочке исключительно потому, что педагог считает ее "недостаточно интеллигентной". Это бред полный, попробуйте поменять педагога. Музыка настолько многогранна и интересна, что нет такого ребенка, которого невозможно было бы ей увлечь.

Если есть возможность, то, конечно, лучше с педагогом дома фортепиано заниматься, зачем распаляться и переключаться на баян.

Странно, что вам именно баян, а не аккордеон предложили. Обычно мальчикам предлагают баян, а девочкам аккордеон ) Моя дочь как раз учится играть на аккордеоне (но мы сами выбрали). В восторге полнейшем. Дома есть пианино, она к нему вообще не подходит, а вот аккордеон. Но в вашем случае, я бы попробовала поступить в другую музыкальную школу, тем более 8 лет - это с одной стороны мало, а с другой уже много. Это в 5-6 лет можно метаться туда-сюда, а в 8 ребенок уже точно знает, чего хочет.

а разве так бывает, чтоб фортепиано не было в программе вообще? я, конечно, сама не училась, но из разговоров с мамочками на площадке, да и вот топы регулярно почитываю, сложилось впечатление, что хоть на флейте играй, а фортепьяно всё равно дома должно быть.

Всем большое спасибо за ответы. Решили заниматься с педагогом дальше. Баян ребенок категорически не хочет, к сожалению.

Фортепиано будет однозначно, но не как основной инструмент. Пока у нас дома синтезатор. С учителем занимается в кабинете на фортепиано.

У наших знакомых дочка не попала на фортепиано, ей предложили балалайку. Родители сначала тоже думали, как Вы, но в итоге отдали дочку на балалайку и ни капли не пожалели. Педагог ей достался от Бога, да и у девочки способности определенные оказались и она уже не в одном конкурсе победила и инструмент свой обожает.

меня тоже не взяли на фортепьяно. зато взяли на скрипку.
вы считаете, что на скрипку тоже берут без способностей?

видимо ваш ребенок очень подошел для баяна.

но могу сказать по себе. зря меня мама отдала таки на музыку после этого в музыкалку. лучше уж индивидуально заниматься на желанном фортепьяно, чем через силу на нелюбимом инструменте. я бросила музыкалку через 6 лет (не доучилась год). до этого только мучения и страдания. после музыкалку музыку в принципе не люблю и не слушаю. вот нафига так было уродовать ребенка?

долго Вы протянули на скрипке.А я вот свою дочь не могу уговорить на фортепиано перейти со скрипки.И ведь играет она на нём,когда захочет,ноты поставит и играет с листа.А вот основной инструмент оставила скрипку всё таки.Вторая тоже хотела скрипку,глядя на сестру,но учитель у неё замечательный,осталась на фортепиано.
Может,у нас школа какая-то не такая,но дети сами выбирают себе инструмент,их прослушали и записали в желаемый класс.Наверное,в столицах не так

да, долго. до этого не могла уговорить родителей, чтобы разрешили не ходить. а в 6 классе прорвало. резко сказала, что больше не пойду.
второй инструмент был фортепьяно, но и оно мне не мило было. музыкалку ненавидела.

а сестра занималась на фортепьяно. успешно занончила.

Про руки. У моих дочек такой размер рук, что нам предлагали на фор-но остаться на второй год. Я отказалась - все равно нет гарантии, что рука за год вырастет. Сейчас девочки закончили 3-ий класс. Октаву до сих пор не берут - не дотягиваются. Есть проблемы с арпеджио и с подбором репертуара, но преподаватель уже вошла в азарт, очень красивые вещи находит. Оказалось, что маленькая рука - это просто доп. сложность для учителя. Но, при желании, решаемая.

Знаменитости в тренде

В статье приведена информация о выдающихся исполнителях на баяне, аккордеоне. Информация предназначена для учащихся коллективов художественной направленности учреждений дополнительного образования по классу баяна (аакордеона)

ВложениеРазмер
statya_vydayushchiesya_ispolniteli.doc 775.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Педагог: Чипурнов С.А.

В процессе занятий на баяне с юными учащимися-музыкантами необходимо расширить их кругозор - познакомить с творчеством предыдущих поколений исполнителей на этом инструменте и тем вкладом, который они внесли в развитие музыкального искусства, тем самым пробудив в учениках интерес к истории развития баянного исполнительства.

В статье упомянуто несколько таких исполнителей, имеющих свой творческий почерк, неповторимую исполнительскую манеру, яркую индивидуальность. Каждый, кто ознакомится с их творчеством, найдёт чему поучиться у них, взять в свой творческий багаж.

Влади́мир Влади́мирович Бесфами́льнов (род. 1931 )

Нельзя не отметить уникальное звучание инструмента, на котором многие годы исполнял В. Бесфамильнов — баяна "Аппассионата" (1970 г.), конструктором-изготовителем которого был выдающийся советский мастер Василий Артемович Колчин.

В.В.Бесфамильнов - профессор кафедры народных инструментов Национальной музыкальной академии Украины — за период своей педагогической деятельности подготовил плеяду известных исполнителей и педагогов, получивших признание в разных странах мира. Среди них — В.Зубицкий (Италия), Т.Лукич (Австралия), Ф.Геруэ, М.Бруно (Франция), С.Маркович (Черногория), Д.Модрушан, Н.Янков, Э.Докич (Хорватия), Дан Дермот (Ирландия), С.Нешич (Германия), Й.Джорджевич (Австрия), Г.Тирнанич, С.Перич (Сербия), Д.Кляич (Босния), Я.Димитриевич, С.Стоичич (Греция), А.Мамалыга, В.Хаврун (США), С.Иванович, С.Милошевич (Швейцария), Д.Сидоров (Испания), Е.Фролов (Россия), Л.Трофименко, Н.Шумский, С.Шматок, А.Бесфамильнов, Л.Падий, С.Чумак, Н.Кистенев, А.Хрустевич, А.Голоднюк, Д.Царко, В.Барзион (Украина) и др. В общей сложности ученики Бесфамильнова завоевали на престижных международных конкурсах более 100 премий и званий лауреатов, в том числе 3 Гран-При и 56 первых мест.

В.Бесфамильнову первым среди солистов-баянистов присвоены почётные звания Заслуженный артист Украины (1969 г.) и Народный артист Украины (1988). Академия искусств Кампучии присудила ему золотую медаль и звание почетного кавалера. Российская Академия музыки им. Гнесиных наградила его Серебряным диском за заслуги в баянном искусстве. 18 октября 2002 г. в Копенгагене (Дания) решением Генеральной Ассамблеи делегатов конгресса Интернациональной Конфедерации Аккордеонистов (CIA) В.Бесфамильнову вручен Почетный диплом за признание выдающихся заслуг перед Интернациональной Ассоциацией Аккордеонистов (CIA) члена Интернационального Музыкального Консилиума (IMC) при ЮНЕСКО. 19 апреля 2006 г. Президиум Академии искусств Украины наградил его золотой медалью за выдающиеся творческие достижения. Летчик-космонавт СССР Г.С.Титов подписал Сертификат (№ 324609 от 27.04.2000 г.) на присвоение имени Владимира Бесфамильнова одной из звезд в созвездии Лира (Lyr). [1]

Гридин Виктор Фёдорович (1943-1997)

В.Гридину были свойственны природный талант, одержимость искусством и трудолюбие, блистательная гнесинская школа. Его артистическое обаяние покоряло всех, кому посчастливилось слышать игру этого уникального баяниста-виртуоза. Слушателям импонировала его необыкновенная жизнерадостность, задушевная лирика и юмор, а в техническом плане - фактурная, тесситурная и регистровая изобретательность, виртуозность высшего класса.

28 февраля 2013 года у здания Курской государственной филармонии установлен бюст Виктора Гридина. В Курске ежегодно проводится открытый конкурс молодых музыкантов им. Гридина, обязательное условие которого — исполнение произведений В. Гридина. Гридин является автором многочисленных виртуозных сочинений для баяна, изданных в грамзаписях. Многие известные его произведения являются популярными среди современных баянистов, такие как

  • Озорные наигрыши
  • Рассыпуха
  • Утушка луговая
  • На берегу лазурного залива
  • Цыганская рапсодия
  • Ехал казак за Дунай. [2]

Валерий Ковтун (род. 1942)

Признание и награды:

Лауреат конкурса исполнителей на народных инструментах (1977)

А́стор Пьяццо́лла (1921-1992)

По окончании французского периода Пьяццолла создаёт два ансамбля: Октет Буэнос-Айреса и Струнный оркестр. Творчество ансамблей совершает настоящую революцию в мире городской музыки, но против неё поднимается волна безжалостной критики. Пьяццолла не отчаялся, а продолжил свою линию. Музыкальные фирмы его бойкотируют, и Пьяццолла вынужден уехать в Нью-Йорк, где работает в качестве аранжировщика. Два года спустя Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес и создаёт квинтет. С каждым днём музыкант приходит к убеждению, что танго является музыкой, предназначенной для прослушивания, а не для танцев. Пьяццолла даёт концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США.

Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда он давал концерты со своим квинтетом. Пьяццолла выступал в США, Японии, Италии, Германии, Франции, Латинской Америке и т. д., расширяя, таким образом, рамки публики на каждом континенте во имя славы музыки Буэнос-Айреса.

Музыка А.Пьяццоллы очень популярна в России и часто исполняется на концертах.

Одним из знаменитых учеников Астора Пьяццоллы, регулярно посещающим и популярным в России, в том числе в Санкт-Петербурге, является Ришар Гальяно. [5]

Ришар Гальяно (род. в 1950)

В то время как аккордеон никогда не был основным солирующим инструментом и был безнадежно далеко от свинга, Ришару Гальяно удалось с беспрецедентной решимостью навязать мысль, что его инструмент этого достоин наряду с саксофоном и трубой, которые являются сердцем джазовой музыки. Вдохновленный своим другом и изобретателем жанра "Tango Nuevo" Астором Пьяццолла, Ришар с его стилем "новым мюзет" оживил французскую музыкальную традицию.

Ришар Гальяно родился в Каннах, Франция. Его отцом был Люсьен Гальяно, преподаватель аккордеона итальянского происхождения. Ришар начал изучать аккордеон в возрасте четырех лет. Затем он учился в консерватории в Ницце, изучая гармонию, контрапункт и тромбон. В возрасте 14 лет Гальяно влюбился в джаз, слушая Клиффорда Брауна и был удивлен, что аккордеон не применяют в этой музыке. Он заинтересовался бразильскими аккордеонистами (Sivuca, Dominguinhos), открыл для себя американских специалистов (Томми Гумина, Эрни Феличи, Арт Ван Дамм) и итальянских мастеров (Felice Fugazza, Volpi, Fancelli).

В 1973 году Гальяно приехал в Париже, где познакомился с Клодом Нугаро. В течение трех лет Ришар выступает в качестве аранжировщика, дирижера и композитора группы, где он встречается с подлинным джазом. Он участвовал также во многих сессиях записи (Барбара, Серж Реджани, Шарль Азнавур, Жюльетт Греко и т.д.) и музыки к кинофильмам. К началу 1980-х Гальяно работает со многими джазовыми музыкантами всех мастей и практикуется в импровизации с ними: Чет Бейкер (бразильский репертуар), Стив Поттс, Джимми Гурли, Тутс Тилеманс, виолончелист Жан-Чарльз Капон (с которым он сделал свою первую запись), Рон Картер (с которым он записал дуэт в 1990), и т.д.

Затем последовала серия альбомов, в которой Ришар Гальяно показывает модель, принесшую ему успех: легкость адаптации, свобода аккордеона, виртуозный джаз в фразировки, совершенно раскованный, очень богатый в тон, умение открывать музыку с инструментом, который не знает границ. В 1996 году он пересек Атлантику, чтобы записать свой "New York Tango" с Джорджем Мразом, Элом Фостером и Бирели Лагрене. Этот диск выиграл премию Victoire de la musique.

Гальяно выступал и записывался также с Яном Гарбареком, Мартьером Солалом, Хермето Паскуалем, Ануаром Брэхемом, Паоло Фрезу, Яном Лундгреном и Гэри Бертоном.

В 1999 году с камерным оркестром он исполнил свои собственные композиции наряду с произведениями, написанными Астором Пьяццолла. Эта работа была продолжена в 2003 году данью "Piazzolla Forever" в честь своего наставника.

Обладая редкой универсальностью, Р.Гальяно имеет средства, чтобы выразить себя в любом музыкальном контексте - соло ("Paris Concert" в Шале, выпущенный в 2009), биг-бэнд (с Brussels Jazz Orchestra в 2008). Признанный в настоящее время выдающимся солистом, Гальяно продолжает изучать широкий спектр музыки, не упуская лирику, что обогащает его игру, когда он исполняет баллады "Love Day" с Гонсало Рубалькаба, Чарли Хэйден и Мино Кинелу.

Стремясь передать свой богатый опыт, Ришар является автором, со своим отцом Люсьеном, метода обучения на аккордеоне, получившем в 2009 году приз SACEM , как лучшая образовательная книга.

В 2010 Ришар Гальяно подписал эксклюзивный контракт на запись Universal Deutsche Grammophon. Он записывает компакт-диск, целиком посвящён музыке И. С. Баха (который становится с 40000 проданными копиями классическим бестселлером года).

В 2011 выходит новый компакт-диск, посвящённый музыке известного итальянского кинокомпозитора Нино Рота, где Гальяно исполняет с сопрано-саксофонистом Джоном Сёрманом. Ришар Гальяно играет здесь известные мелодии джаза La Dolce Vita, Amarcord, La Strada, The Godfather. Его детская мечта, наконец, сбылась в возрасте . 60 лет.

В 2004 - Рыцарь Национального ордена за заслуги.

В 2009 - Офицер Ордена искусств и литературы.

В 2011 - Кавалер ордена искусств и литературы. [6]

Пётр Дранга (род. в 1984 г.)

Харизматичный, молодой и яркий музыкант появился на нашей эстраде сравнительно недавно и уже смог заставить российского зрителя полюбить на время забытый инструмент — аккордеон. В 2004 г. началась сольная концертная деятельность успешного аккордеониста. А с 2006 года артист, создав инструментальную группу, гастролирует с большими концертными турами по всей России. Помимо исполнения виртуозных авторских версий известных мировых шлягеров, в концертной программе Петра больше половины - интересные и яркие композиции собственного сочинения. Музыкант плодотворно сотрудничает со звездами отечественной и зарубежной эстрады (Олег Газманов, Патрисия Каас), джазовыми исполнителями.

Петр Дранга родился 8 марта 1984 года в семье музыкантов. Отец - Юрий Петрович Дранга, профессор Гнесинской музыкальной академии, народный артист России. Мать — Елена Кирилловна, преподаватель музыки в школе. Именно под влиянием отца-аккордеониста, Пётр начал заниматься аккордеоном. В 1990 году поступил в музыкальную школу им. Рихтера, а в 1991 - в среднюю школу № 940 города Москвы. Первый успех пришел к нему в марте 1996 года. Петр стал лауреатом VI Московского открытого конкурса аккордеонистов, а в октябре того же года стал лауреатом Международного конкурса аккордеонистов в Кастельфидардо, Италия. Это было только начало, далее последовали другие конкурсы и новые победы. Петр Дранга - Лауреат VII Московского открытого конкурса аккордеонистов (1999) и международных конкурсов аккордеонистов в Италии (1996 год) и Испании (1998 год); лауреат I Всероссийского конкурса музыкантов Новые имена (2000 год) и другие. В 1999 году, окончив школу, поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. В 2002 году был принят в академию им. Гнесиных. В этом же году дебютировал в качестве композитора музыки к кинофильмамВ 2004 г. началась сольная концертная деятельность успешного аккордеониста. А с 2006 года артист, создав инструментальную группу, гастролирует с большими концертными турами по всей России. Помимо исполнения виртуозных авторских версий известных мировых шлягеров, в концертной программе Петра больше половины - интересные и яркие композиции собственного сочинения. Музыкант плодотворно сотрудничает со звездами отечественной и зарубежной эстрады (Олег Газманов, Патрисия Каас), джазовыми исполнителями (Игорь Бутман, Лариса Долина), классическими музыкантами (Дмитрий Коган)..

Петр Дранга по праву считается основоположником нового стиля в инструментальном исполнительстве. [7]

Иван Овчинников

Что касается Баян-микса и Петра Дранги. Я знаю,что многие дети приходят в музыкальную школу и говорят:"Я хочу играть,как дяденьки по телевизору. "И выбирают своим инструментом баян или аккордеон!Разве это не здорово. Понимаешь, что не зря всё это. Раз уж Наша музыка (для баяна или аккордеона) далеко не до всех доходит,то тогда надо что-то интересное придумывать. Сейчас молодёжь (не вся,но большинство) думает что играть на баяне и аккордеоне-это позорно!Какие-то насмешки. Поэтому я(когда выступаю перед подростками) стараюсь использовать знаменитые мотивы в современной обработке. Это им более близко и многим очень нравится.Я думаю начинать надо именно с молодежи,привлекая тем самым и другие слои общества!В 2007 году мы отмечали столетие РУССКОГО БАЯНА!За эти сто лет были и взлеты и падения,но сейчас,я думаю, МЫ на взлете. Надо знать,что есть ещё те,кому это догрого - И НАС МНОГО.

Людмила Самойлова

Я не думаю, что большенство молодёжи стало призерать баян и аккордеон, просто сейчас очень большой выбор не только для предпочтения кокого-нибудь инструмента, но и для увлечений вообще. Лично на своём опыте я не ощущаю какой-то враждебности по отношению к исполнению на аккордеоне. Мои дочери играют на ф-но, но нас постоянно приглашают, чтобы они выступили именно как солистки по пению под мой аккомпонимент, а не под ф-но. Да и инструментальное исполнение очень даже приветствуется. Вы можете сказать, что у меня возраст немного не молодёжный, но я работала в ДК директором и аккомпониатором как раз с молодёжью и сейчас нас приглашают далеко не бабушки-старушки.

Иван Овчинников

Я частенько играл в школах. и там мало кто хорошо слушает. большинству это не надо. простите,бисер свиньям получается. НО в этом то и состоит наша задача. Увлечь молодых людей,показать им,что НАСТОЯЩАЯ музыка-это прекрасно.

Сергей Страхов

Кстати, кто нибудь слышал про дуэт баянистов Руслан Лебедев\Александр Султаншин ??
По телику их не показывают, но по Европе они уже немало поездили )) Прям гордость берет, что в одной музыкалке учился с ними :)

Светлана Гребёнкина

Раньше,когда говорила непосвященным что играю на аккордеоне,они хихикали и говорили-"это гармошка что-ли. ",а сейчас-о,как Дранга??Это прогресс.

DELETED

Щас больше уважать начинают, если французское что-нибудь сыграешь или танго какое-нибудь. Для более культурной молодежи - поп-джаз

Ирина Метлина

А в первом выпуске программы" Минута славы" миллион выиграл не кто нибудь, а мальчик аккордеонист. хотя было очень много других ярких номеров. Так что аккордеон - это здорово!

Иван Журавлев

Да, аккордеон - это здорово, боян - хорошо. Многие слышали и видели по телику и П. Дрангу и дуэт Баян-микс. Людям нравятся, как они играют. А бывает даже в муз колледже так, что ты сидишь занимаешься на аккордеоне. А к тебе подходит парень и спрашивает: что это баян или аккордеон. Ты ему не без удивления объясняешь, а он тебя спрашивает, чем они отличаются?
На счет слушателя. Ну могу сказать, что он тоже бывает разный. Сколько я выступаю, с разной программой. Сейчас редко кто в муз.школах учит классику - полифонию. В имидже учат, но многие не понимают ее. Не понимают Баха с его гармоническим строем и его секундами. Сейчас больше на современное эстрадное. Это хорошо, но все таки хотелось бы, что бы чуть чуть побольше народу воспринимало и панимало классику.

Анастасия Кочурина

Мне кажется, звуки аккордеона придают особый колорит любой песне. Знаете, надо мной в классе частенько посмеиваются, не все конечно, но у меня раньше всех начали появляться деньги в кармане - где то концерт, или частное выступление. А сколько души в этом инструменте!! Сразу цепляет за живое! Я думаю, аккордеон вечен)

Виктория Лысенко

у меня тоже были проблемы с одноклассниками.понимаете,насмешки,оскорбления. но больше всего бесило,когда баян гармошкой называют.но после первых побед на всеукраинском конкурсе-всё изменилось.
А на счёт Дранги и Баян-Микса-они правильно делают,что привлекают народ к баяну и аккордеону.

Светлана Гребёнкина

Когда баян гармошкой называют хоть не так обидно,вот когда аккордеон. У него там хотя бы клавиши, а не кнопочки! Хотя по сути все одно и то же.

Профессиональное аккордеонное исполнительство на современном этапе: перспективы развития

На рубеже 1950–1960-х годов аккордеон был вновь допущен в сферу академического музыкального образования. Естественно, в подобных ситуациях наверстывать упущенное всегда сложно, тем более что баянное исполнительство в течение 15 лет активно эволюционировало: модифицировался инструментарий, создавался оригинальный репертуар, немало энтузиастов-практиков, вдохновленных идеями развития народно-инструментального искусства, включились в процесс формирования трехступенчатой системы подготовки отечественных баянистов. Педагоги начального и среднего звеньев активно передавали друг другу накопленный профессиональный опыт, увлекая друг друга новыми достижениями. Все это, несомненно, представлялось очень ценным и значимым для их учеников – молодого поколения музыкантов.

В отечественном вузовском образовании последующих лет, как правило, доминировала тенденция избирательного приема и подготовки аккордеонистов . Обязательными условиями для зачисления являлись предварительное освоение выборной системы либо переход на указанную систему в ближайшие месяцы. Подобный отсев, с одной стороны, позволял исключить возможность массового притока упомянутых инструменталистов в академическое исполнительство; с другой, – стимулировал исполнительский прогресс выдержавших конкуренцию музыкантов, которые в дальнейшем становились профессионалами высокого класса. Так, у преподавателей кафедры баяна и аккордеона Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова сегодня есть основания гордиться своими выпускниками-аккордеонистами, чья плодотворная исполнительская, педагогическая, организаторская деятельность во многих регионах нашей страны и за рубежом благоприятствует неуклонному развитию академического народно-инструментального искусства. Внушает оптимизм и появление одаренной молодежи – весьма перспективных энтузиастов, уже в музыкальной школе овладевающих выборным аккордеоном, обладающих необходимыми качествами для интенсивного творческого роста. Вдохновляют и служат подлинными ориентирами для юношества значительные достижения ведущих аккордеонистов нашей страны и зарубежья [6].

К освещению данного вопроса, по-видимому, нужно подходить исторически. Как известно, в мире существуют аккордеоны с двумя типами клавиатур – кнопочные и клавишные. В России кнопочные аккордеоны называются баянами, клавишные – аккордеонами. Клавиатура аккордеона представляет собой точную копию фортепианной, применяемой на протяжении нескольких столетий . Еще в эпоху Барокко данная клавиатурная система повсеместно использовалась мастерами – производителями органов и клавесинов. Впоследствии она была адаптирована к изготовлению роялей и фортепиано. И сегодня эта система признается поистине универсальной, демонстрируя свою жизнеспособность в различных социокультурных и музыкально-стилистических контекстах. История фортепианного искусства хранит сведения о многочисленных попытках улучшить соответствующую конструкцию, однако до сих пор все подобные эксперименты не достигали успеха. Оптимальность распространенной клавиатурной модели обусловливается, во-первых, идеальным звуко-пространственным соотношением (повышению звука сопутствует большая удаленность клавиши, и наоборот), а во-вторых, удобным и целесообразным приспособлением к звуковому воплощению самой разнообразной фактуры. Не случайно фортепианная клавиатура в наши дни рассматривается и как своего рода конструктивный эталон, и как составная часть многовекового культурного наследия – мировой органной, фортепианной, клавесинной музыки. То, что аккордеон унаследовал столь замечательную клавиатурную систему, является несомненным достоинством инструмента, особенно в начальный период занятий, когда формируются основополагающие игровые навыки, связанные с пространственным ориентированием и системой звуко-двигательного комплекса в целом.

Сравнение традиционной аккордеонной клавиатуры и клавиатуры Н. Кравцова
Аккордеонная клавиатура Н. Кравцова

Заслуженный артист России,
кандидат искусствоведения,
профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова
В.В. Ушенин

Ровно полвека Валерий Суханов не расстается с баяном, называя его "инструментом-оркестром". А еще не представляет своей жизни без хора, которым руководит.

Валерий Суханов: Сегодня образ парня с баяном совсем вышел из моды. Фото: Глеб Ильинский

"Мам, я тебе пригожусь…"

Его крупные, крепкие пальцы, которые, наверное, могли бы легко сгибать толстые гвозди, удивительно легко и стремительно порхают по баянным кнопочкам. Валерий Николаевич Суханов играет не просто здорово, а великолепно. Виртуозно.

- Это все от родителей. Папка был шахтер, а на гармошке играл замечательно. А маму мою никто переплясать не мог, - улыбаясь, объясняет баянист.

Он родился пятым по счету, самым младшим ребенком в семье. Появился на свет благодаря чуду. Семья жила трудно, работал один отец, и мама решила прервать беременность.

- Ей в больнице уже сделали обезболивающий укол. Пока врачи готовили инструменты, мама на несколько минут задремала. И вдруг во сне видит, как к ней подходит белобрысый мальчик со словами: "Мама, не убивай меня, я тебе пригожусь", - говорит Валерий Николаевич.

После этого она открыла глаза и в чем была выскочила в окно, благо первый этаж. В положенный срок у нее родился белобрысый пятикилограммовый крепыш.

Семья Сухановых была трудолюбивая, дружная и артистичная. Отец и старший брат прекрасно играли на гармошке и баяне, средняя сестра окончила музыкальную школу по классу скрипки.

Баян и "лапа"

- Ни одно застолье в доме не обходилось без песен и танцев, я лет с шести уже на гармошке наяривал, - смеется Валерий Николаевич.

В девять лет отправили его в музыкальную школу, куда мальчишка бегал с большей охотой, нежели в общеобразовательную.

Сегодня, спустя десятилетия, Суханов замечает, что человеком стал благодаря музыке. Многие его сверстники утонули в водке или оказались в местах не столь отдаленных. Их поселок был пролетарской окраиной города Артема, где нравы царили жесткие.

После окончания средней школы Валерий с баяном поехал во Владивосток в музыкальное училище:

- Мой замечательный педагог Виктор Александрович Легковский вдохнул в меня глубину музыки, - считает баянист.

Признается, что комплексовал по поводу своих немузыкальных пальцев. Педагог избавил от ненужных сомнений одной фразой: "Валера, из твоих рук звук случайно не выскочит…".

После окончания училища 22-летний учитель музыки приехал в один из райцентров Приморья сеять прекрасное в детские души.

Музыкальной школой была крупнощелевая изба, которую преподаватель топил сутками. Там же он и жил. Помыкавшись пару лет, Валерий вернулся в родной Артем. Устроился концертмейстером в Дом культуры.

Тогда, на закате советской жизни в моде были хоры. Одним из них и руководил Валерий Николаевич.

- Женщины из хора для меня самые красивые. В них есть особенная стать, - замечает он.

Широкое хоровое пение закончилось после распада большой страны. Музыкант Суханов перешел работать преподавателем в школу искусств Артема.

Заочно получил высшее музыкально-педагогическое образование. Говорит, что нет счастья большего, чем учить музыке детей.

- Главное - ребенка увлечь, зажечь в нем искорку любви к музыке, и тогда более благодарного ученика у тебя не будет, - со знанием дела говорит учитель.

Бывает, что за весь урок он с учеником не сыграет ни единой ноты. А просто поговорит о жизни, разберет с ребенком трудную для него ситуацию.

Музыкально одаренные дети - это "хрустальные вазы", с которыми нужно обращаться крайне бережно. Талант раним. Чуть ткнул - и сразу кровь.

Самая большая награда для учителя, когда ребенок может просто подойти и доверчиво прижаться, рассказать свой секрет.

Элегия любви

Однажды из одной аудитории Суханов услышал "Элегию" Сергея Рахманинова. Не удержался, заглянул. Молодая женщина самозабвенно играла на фортепиано.

- Я снял шапку, шубу и тихонько присел на стул, - вспоминает Валерий Николаевич.

С того вечера они с Екатериной не расставались. У них уже взрослый сын, который тоже выбрал музыку своей профессией.

Двоим музыкантам под одной крышей совсем не тесно. Их семейные обеды и ужины часто походят на открытый урок сольфеджио.

- Моя мудрая Катя в самом начале нашей семейной жизни сказала, что будет лучше, если мы станем работать порознь. Так и сделали, - заговорщицки подмигивает мне музыкант.

Несколько лет назад он обзавелся большим деревенским подворьем, на котором вольно разместилась пасека. Свой мед, удивительно вкусный, Валерий называет "валютным". Секрета особого нет - деревня упирается в заросли липы.

Кроме работы в музыкальной школе он руководит хором и без этого не представляет своей жизни.

- Сцена - наркотик. Она дает то, что трудно объяснить словами, но без чего жить нельзя, - говорит он.

Приморчанке Антонине Манаковой 76 лет, она дважды в неделю ездит на репетиции в Артем из села Кневичи.

- Благодаря хору, которым так чудно руководит Валерий Николаевич, я живу на свете, - призналась она.

Где околица души

Два года назад маме Валерия Николаевича исполнилось 90. Он пригласил друга-баяниста, и вместе они закатили юбилярше четырехчасовой концерт. С небольшими антрактами на тосты.

- Мама пела, плясала и плакала от счастья. В конце застолья призналась, что это был лучший подарок за ее долгую жизнь, - улыбается Валерий Николаевич.

Он жалеет, что сегодня образ парня с баяном совсем вышел из моды.

- Молодежь услышит баян или гармошку, сделает пару-тройку движений и все. Генетически в них это живет! Но не знают уже песен и плясать разучились, - машет рукой музыкант Суханов.

Он убежден, что баян с гармошкой просят пляски, а не танцев…

- О чем мечтаю? Поиграть еще хочется и людей порадовать. И учеников хочу талантливых…

Вот такая простая, но безмерно увлекательная мелодия жизни приморского музыканта и педагога Валерия Суханова. Мелодия, от которой все вокруг становится лучше. Спасибо за песню!

Наталья Макиенко, начальник управления культуры, туризма и молодежной политики Артемовского городского округа:

- Скажу вам честно: для меня большая честь работать с такими людьми, как Валерий Николаевич Суханов. Он человек с большой буквы, искренне влюбленный в свое дело. Его ценят коллеги, любят ученики и уважают многие жители нашего города.

Читайте также: