Кто должен проводить оценку риска для обеспечения безопасного выполнения работ на малых предприятиях

Обновлено: 28.04.2024

Обратившись к пунктам 33–35 Типового положения[1], мы увидим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками, исходя из специфики своей деятельности, устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:

• оценка уровней профессиональных рисков;

• снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу СУОТ. Порядок реализации перечисленных выше мероприятий работодатель определяет самостоятельно.

И уже на этом этапе многие делают ошибку, полагая, что достаточно оценить риски, обратившись в экспертную организацию, и можно спать спокойно, положив в шкаф парочку увесистых папок с картами идентификации опасностей и оценки рисков. Запомните: знание об имеющихся рисках и их уровне никак не повлияют на них, если не осуществлять мероприятия по их управлению.

Оценка риска — лишь часть процесса управления рисками, которая представляет собой поэтапный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, анализируют последствия и вероятность возникновения опасных событий и принимают решение о необходимости обработки риска.



В соответствии с Типовым положением о СУОТ работодатель должен определить порядок реализации мероприятий по управлению рисками на каждом этапе. Рассмотрим их.

ЭТАП 1. ВЫЯВЛЯЕМ (ИДЕНТИФИЦИРУЕМ) РИСКИ

Поскольку риск — это мера опасности, то первый этап управления рисками— это выявление или идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня. Для этого работодатель привлекает:

• службы (специалиста) охраны труда;

• комитет (комиссии) по охране труда;

• работников или уполномоченных ими представительных органов.

К идентификации могут привлекаться сторонние экспертные организации и (или) специалисты (эксперты), имеющие необходимый опыт.

Исполнителя могут оказывать данную услугу двумя способами:

1) выполняя функции службы охраны труда (в организациях с численностью работников до 50 чел.);

2) оказывая консультационные услуги.

Обратите внимание!

Наиболее целесообразно проводить идентификацию своими силами комиссионно. Членами комиссии могут быть специалисты по эксплуатации оборудования, технологи, энергетики, специалист по нормированию труда и специалист по охране труда и (или) промышленной безопасности.

На небольших предприятиях идентификация опасностей может осуществляться одним работником, например специалистом по охране труда или работником, выполняющим его функции.

Организационно-распорядительные документы на всех этапах управления рисками формируют систему взаимосвязанных мероприятий — систему управления профессиональными рисками (далее — СУПР). Они позволяют не только определить последовательность, порядок выполнения отдельных этапов, распределить обязанности между участниками процесса, но и зафиксировать результаты работы.

На первом этапе имеет смысл составить следующие документы:

• Приказ о создании комиссии по проведению оценки профессиональных рисков.

• Приказ об утверждении Положения о СУПР.

• Положение о СУПР.

• Политика по управлению профрисками на предприятиии.

• План мероприятий по реализации процедур СУПР.

• Планирование работ по управлению профрисками на предприятии.

Обратите внимание!


Поскольку управление рисками — процесс повторяющийся, то для инициации очередного издается приказ (пример 1) и составляется план-график проведения работ (пример 2).




Идентификацию опасностей следует проводить:

• на отдельных рабочих местах, рассматриваемых как рабочая зона (рабочее место) нахождения персонала на территории и на производственных объектах, контролируемых организацией;

• на путях передвижения по рабочей зоне, по территории и на производственных объектах, контролируемых организацией;

• на отдельных рабочих местах, находящихся вне территории и производственных объектов, контролируемых организацией (например, при движении на объекты (с объектов), на объектах, подконтрольных другим организациям, при выполнении работ в качестве подрядчика, в командировках персонала и т. п.).

Идентификация может проводиться в плановом или внеплановом, выборочном или обязательном порядке[2] поэтапно. Рассмотрим эти этапы.

Предварительный (подготовительный) этап.

На этом этапе анализируем документированную информацию, а также:

• выявляем и регистрируем все опасности и их источники;

• составляем перечень работ и операций, при выполнении которых присутствует конкретная опасность.

[1]Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.

С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ


Оценка профессиональных рисков – это совокупность последовательных мероприятий, включающих в себя:
- идентификацию вредных и опасных производственных факторов на конкретном рабочем месте;
- расчёт уровней профессиональных рисков для установленных факторов;
- разработку корректирующих мер по снижению уровней проф. рисков.

Оценка профессиональных рисков является неотъемлемой частью Системы управления охраной труда (СОУТ).

Проведение оценки рисков обеспечивает соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а именно статьи 212 ТК РФ (№ 197-ФЗ), обязывающей каждого работодателя создать и поддерживать в своей организации эффективно действующую СУОТ.

Что такое профессиональные риски? Обязательна ли процедура их оценки?


Под профессиональным риском понимают вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении работником своих должностных обязанностей в рамках Трудового договора или в иных случаях.

С 1 января 2021 года процедура оценки профессиональных рисков стала обязательной для каждого работодателя (юр. лица или ИП), предоставляющего рабочие места своим наёмным работникам.

Правовое обоснование обязательного проведения оценки профессиональных рисков:

Согласно статьи 212 ТК РФ, работодатель, выполняющий свои полномочия, должен руководствоваться Типовым положением о СУОТ Приказа Минтруда № 438н с учетом специфики своей деятельности.

Исходя из пункта 33 Типового положения о СУОТ, работодатель обязан реализовать следующие мероприятия по управлению профессиональными рисками:

  • Выявить опасности
  • Провести оценку уровней профессиональных рисков
  • Снизить уровни профессиональных рисков

Ключевые изменения законодательства в 2021 году


Обязанность работодателя провести оценку профессиональных рисков в рамках управления рисками организации прописаны и в новых узкоотраслевых Правилах по охране труда, утверждённых Приказами Минтурда России в 2020 году.

Новые Правила начали действовать с 1 января 2021 года.

СКАЧАТЬ docx Полный Перечень новых Правил по охране труда на 2021 год (в части требований обязательного проведения оценки проф. рисков)

Ответственность за отсутствие оценки проф. рисков

Отказ от проведения или неадекватное проведение оценки профессиональных рисков является нарушением государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в Федеральных Законах и приведённых выше нормативных правовых актах РФ и, согласно части 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

  • От 2 000 до 5 000 рублей - для должностных лиц
  • От 50 000 до 80 000 рублей - для юридических лиц

Согласно части 5 статьи 5.27.1. КоАП РФ, повторное аналогичное нарушение российского законодательства влечёт наложение административного штрафа в размере:

  • От 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет - для должностных лиц
  • От 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для ИП
  • От 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для юридических лиц

Кто должен проводить оценку проф. рисков?

Организовывать своевременное проведение оценки профессиональных рисков должен каждый работодатель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в статусе юридического лица или ИП, вне зависимости от числа наёмных работников и количества предоставляемых рабочих мест.

Оценка рисков может осуществляться:

  • Силами обученных сотрудников собственной организации (аттестованных специалистов по охране труда)
  • Силами привлечённых специализированных организаций, аккредитованных в данной области деятельности

Мы работаем
- без посредников,
- быстро,
- по оптимальной цене.

Как часто надо проводить оценку профессиональных рисков?

Первичная обязательная оценка проф. рисков проводится если:

  • эта процедура ранее не проводилась;
  • на производстве и/или рабочем месте произошли изменения, влияющие на условия труда.

Периодичность повторной оценки (переоценки) проф. рисков вытекает из целесообразности и/или необходимости её проведения и устанавливается работодателем самостоятельно.

Рекомендованные сроки переоценки проф. рисков:

  • Для рисков низкого и среднего уровня – 1 раз в 3 года
  • Для рисков высокого уровня – 1 раз в 6-12 месяцев

Сроки и стоимость проведения оценки проф. рисков

Стоимость оценки профессиональных рисков в нашей Компании - от 600 рублей за 1 рабочее место.

Срок проведения работ – от 3-х до 30 рабочих дней, в зависимости от числа заявленных на оценку рабочих мест (должностей), специфики профессиональной деятельности предприятия (организации), его территориального расположения.

Этапы процедуры оценки профессиональных рисков


Следует понимать, что управление рисками – процесс постоянный, требующий регулярной переоценки проф. рисков для оптимизации мер по снижению их уровней

Методы оценки


На текущий момент единой методики оценки проф. рисков не существует. Нет и регламентирующего документа, утверждающего порядок этой процедуры.

Поэтому для оценки профессиональных рисков работодатель вправе использовать любую (на своё усмотрение) методику, приведённую в национальных или международных стандартах, а также авторскую.

Как рассчитываются профессиональные риски для работника?

Практика текущего момента показывает, что надзорные инспекции по охране труда стали требовать от работодателя не только качественную (матричную), но и количественную оценку проф. рисков.

Одним из самых доступных и проверенных техник количественного расчёта рисков остаётся метод Файна-Кинни (в модификациях).

Суть метода заключается в расчёте величины уровня риска как произведения трёх показателей (оцененных в баллах):
1.вероятность наступления опасности (В)
2.частота (подверженность) реализации этой опасности (Ч)
3.последствие реализации этой опасности (П)

Пример оценки уровня риска в рамках управления рисками:

Уровень риска Величина риска (R) в баллах Действия по снижению уровня риска
Низкий, малозначимый 0-20 Предупредить работника об условно существующей опасности, возможности её реализации (риске). Провести устный инструктаж о мерах предотвращения реализации данного риска
Средний, умеренный 21-60 Проинформировать работника и руководство о наличии такого риска. Запланировать перспективные меры по устранению возможностей реализации этого риска.
Значительный 61-100 Немедленно проинформировать руководство. Составить чёткий План мероприятий по снижению уровня/устранению этого риска. Назначить конкретные сроки выполнения мероприятий, в соответствии с разработанным Планом
Высокий 201-400 Немедленно проинформировать руководство и принять экстренные меры по снижению риска
Недопустимый Больше 400 Приостановить/прекратить трудовую деятельность до момента устранения опасности или снижения уровня риска. Разработать и принять безотлагательные меры по снижению уровня риска. Все действия проводить под строгим контролем высшего руководства предприятия

Пример оформления результатов оценки профессионального риска для офисного работника:

Какие документы получает организация по итогам проведения оценки


  • Общий Реестр (Перечень) опасностей для данной организации
  • Реестр (Перечень) профессиональных рисков для каждой должности
  • Карты рисков на каждое рабочее место (на каждую должность)
  • Сводный отчёт по оценке рисков
  • Описание используемых технологий (метода/методов) оценки уровня риска (для внесения в Положение СУОТ работодателя)
  • Дополнительные документы (при необходимости)

Преимущества проведения оценки проф. рисков в ООО "Диагностика"

Законодательство разрешает работодателю проводить оценку профессиональных рисков самостоятельно.

При этом государственные надзорные органы обладают полномочием штрафовать работодателя за малейшее неадекватное или недостаточное (с их точки зрения) проведение этой процедуры, за неполное оформление документации по оценке рисков и т.п.

Поэтому и руководители крупных промышленных предприятий, и владельцы небольших частных коммерческих структур (ИП) предпочитают проводить оценку профессиональных рисков силами специализированных организаций.

  • Собственный аккредитованный лабораторный испытательный Центр
  • Широкий штат аттестованных специалистов во всех областях охраны труда, владеющих современными технологиями оценки и менеджмента профессиональных рисков в соответствии с принятыми в РФ стандартами ГОСТ Р, ИСО/МЭК

Наши полномочия закреплены действующим Аттестатом аккредитации (№ RA RU.21OT02).

Наш регистрационный номер в Реестре Минтруда: № 225.

Работаем по всей территории России:
быстро,
качественно,
по умеренной цене (потому что без посредников).

В начале 2021 года начали действовать 40 новых правил охраны труда, а также другие нормы, которые заменили собой около сотни предшествующих им нормативных документов, в том числе типовых инструкций по охране труда. При этом требования по безопасности к сотрудникам и руководству стали несколько жестче, а также акцентировалась ответственность за нарушение требований охраны труда. Особое внимание в новых правилах по охране труда уделено оценке профессиональных рисков.

Правила оценки профессиональных рисков, введенные в 2021 году

Основная цель новых правил охраны труда – снизить вероятность травматизма и несчастных случаев во время трудовой деятельности, уменьшить долю работников, трудящихся на вредных производствах, а также число организаций с неудовлетворительными условиями труда.

Для этого помимо обязательной СОУТ к документации по охране труда добавляется оценка профессиональных рисков (как коллективных, так и индивидуальных), по результатам которой должен быть разработан комплекс мер по снижению каждой опасности с высокой до приемлемой.

Что такое профессиональный риск

Профессиональные риски – вероятность негативных событий в процессе трудовой деятельности работника, которые представляют реальную опасность для его здоровья и даже жизни. Они связаны с воздействием различных вредных и опасных факторов на людей в ходе выполнения производственных задач.

Не существует абсолютно безопасных процессов на производстве и мест работы, поэтому обязанность руководителя – не только инициировать своевременную оценку уровней рисков и проинформировать работников о результатах, но также провести мероприятия по уменьшению высоковероятных профрисков до приемлемого уровня.

Общий алгоритм для оценки профессиональных рисков

В предыдущие годы руководство в обязательном порядке проводило специальную оценку условий труда (СОУТ) для разных категорий сотрудников и рабочих мест, результаты которой сохраняли актуальность в течение пяти лет. На основании экспертной оценки при наличии негативных факторов рабочей среды сотруднику полагались определенные льготы: доплаты, дополнительные дни отпуска, ранняя пенсия и т. д. В трудовой книжке делались соответствующие записи.

С 2021 года руководство, законодатель ввел обязательство не только выявить все вредные и опасные факторы, но и оценить вероятность того, что они повлияют на здоровье человека. Работник должен быть проинформирован, что устраивается на должность с высокой степенью профессионального риска, чтобы иметь возможность не подвергать себя опасности и подыскать какое-то другое место работы. Важным моментом является, что законодатель не разъяснил как правильно проводить оценку рисков, хотя это требование закреплено в статье 209 ТК РФ. Поэтому разберем общий практический алгоритм оценки рисков.

1. Идентифицировать профессиональные риски

Другими источниками информации для оценки рисков служат:

  • результаты СОУТ;
  • анализ должностных инструкций и другой документации по охране труда;
  • регулярное наблюдение за производственными процессами и основными рабочими местами;
  • регулярная оценка состояния здоровья людей, отслеживание статистики профессиональных заболеваний;
  • оценка условия окружающей среды;
  • статистика по несчастным случаям на производстве;
  • экспертная оценка применяемого оборудования и транспортных средств, состояния помещений и мебели;
  • Нормативные правовые и технические акты, связанные с охраной труда.

Важно оценивать не только индивидуальные, но и коллективные профессиональные риски, степень вероятности несчастных случаев с участием нескольких лиц, даже если она минимальна.

2. Оценить вероятность и частоту негативных событий

Когда составлен реестр потенциальных рисков, каждый из них нужно оценить по шкале вероятности наступления события:

Деление вероятностей условное. Вероятности могут дробиться еще детальнее, в зависимости от выбранного метода оценки рисков.

Оценку профессиональных рисков можно проводить как силами предприятия, так и с привлечением сторонних экспертных организаций. Как правило, создается специальная комиссия, в которую могут входить: специалист, отвечающий за охрану труда, представитель профсоюза, ведущие специалисты разных отделов, представитель работодателя. Важно, чтобы состав комиссии утверждается приказом, а ее деятельность была прописана в локальном акте (положении по оценке профессиональных рисков).

3. Оценить уровни профрисков

В настоящее время нет единых требований, по которым проходит оценка вероятности рисков. Обычно применяют методы из ГОСТов или разрабатывают собственную методику.

Да-да, все верно, вы сами можете определить как и каким образом проводить оценку рисков.

Один из вариантов расчета:

  1. Для каждой должности или аналогичных должностей перечисляют опасности, вероятность которых выше нуля.
  2. Все опасности оцениваются по возможному ущербу с помощью весовых коэффициентов.
  3. Оцениваются примерные вероятности наступления таких событий, им также присваиваются коэффициенты.
  4. Коэффициенты пунктов 2 и 3 перемножаются между собой.
  5. Риски ранжируются по значимости, также оценивается суммарный профессиональный риск для каждой должности.

Пример 1: Работник ЖЭУ, чистящий снег с крыши пятиэтажного дома

Тяжесть вероятного ущерба

Падение с высоты

Травма при работе с инструментом

Заболевания, связанные с тяжелым физическим трудом

Суммарный риск: 18,2. Очень высокий.

Пример 2: Программист, работающий в офисе ЖЭУ

Тяжесть вероятного ущерба

Работа за компьютером дольше шести часов подряд

Заболевания, связанные с сидячей работой

Падение со стула

Суммарный риск: 5. Низкий.

4. Разработать план мероприятий по снижению выявленных рисков

Когда выявлены самые высокие профриски, разрабатывают мероприятия по их снижению:

  • пересмотр должностных инструкций и технологических процессов, исключение самых опасных работ;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • ввод дополнительных или более совершенных средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • использование оборудования, механизмов, машин для опасных задач;
  • модернизация оборудования, его замена на более безопасные аналоги;
  • снижение продолжительности рабочих смен при вредных или тяжелых погодных условиях;
  • регулярная проверка здоровья сотрудников, пропаганда здорового образа жизни;
  • проведение обучающих инструктажей по охране труда;
  • фото- и видео-контроль за производственными процессами, связанными с высоким риском.

5. Отчитаться о проделанной работе

Руководство должно ознакомить коллектив с результатами оценки профессиональных рисков, причем сроки ознакомления необходимо прописать в локальном акте. Требования в этом вопросе как в спецоценке отсутствуют. Но все равно желательно на официальном сайте организации опубликовать сводный отчет по оценке рабочих мест,, чтобы все сотрудники понимали с какими опасностями могут столкнуться в процессе работы и какой ущерб для здоровья получить.

6. Управлять рисками

Главная цель оценки профессиональных рисков – создание более безопасной производственной среды для всех сотрудников предприятия. Поэтому важно регулярно оценивать как сами риски, так и эффективность предпринятых мер по их снижению. Рекомендуемая частота оценки – раз в год. Напомним, что законодательно эта норма не установлена, поэтому следует зафиксировать это в локальном акте.

Обязанности специалистов по охране труда

С вводом новых правил специалистам, отвечающих за охрану труда в организации, в кратчайшие сроки предстоит:

  • провести сравнительный анализ новых правил по охране труда и понять какие из них относятся в деятельности вашей организации;
  • внести правки в документацию по охране труда предприятия с учетом новых правил;
  • провести оценку рисков при производстве работ на высоте, а также при работах в замкнутых пространствах. Относительно результатов провести обучение и организовать работы по нарядам-допускам;
  • организовать внеплановые инструктажи по охране труда для работников.

Штрафы за отсутствие оценки рисков

Если на юридическое лицо или ИП официально работает хотя бы один человек, работодатель обязан своевременно провести оценку рисков. Даже если в штате отсутствует специалист по охране труда, это не считается оправданием для невыполнения таких работ. Штрафы на текущий момент составляют:

  • для организаций – до 80000 руб;
  • для ИП и должностных лиц организации – до 5000 руб.

Важно отметить, что штрафуют не за отсутствие оценки рисков как таковой, так как прямо этот штраф не предусмотрен в КоАПе. Штрафуют за нарушение трудового законодательства. Хотя и здесь есть исключения, например, Дело N 7-1416/19 от 03.09.2019.


Вам также может понравится:


Важные изменения в законодательстве для специалистов по охране труда — осень 2021 г.


Поздравляем с Новым годом!


Изменения в ТК РФ касаемо электронного документооборота


Самое важное о “регуляторной гильотине” 2021-2022 гг.

Сэкономьте ресурсы

Адреса

Отделение в Санкт-Петербурге:
Улица Маршала Говорова, 35, корп. 4, офисы 608 и 615

Поиск по сайту

1. Вводные положения

2) Конфиденциальная информация использовалась исключительно в тех целях, которые были заявлены при ее сборе;

3) конфиденциальная информация не попадала в третьи руки, кроме случаев, оговоренных в данном Соглашении или явно оговоренных законодательством РФ. Действующая версия Соглашения размещена в открытом доступе сети Интернет по адресу: Соглашение о конфиденциальности.

2. Предмет соглашения

3. Получение, использование и раскрытие конфиденциальной информации

4. Безопасность личных данных

5. Изменения в Соглашении о конфиденциальности информации

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК и другими ФЗ. (Статья 209 ТК РФ)

Процедура оценки риска – это структурированный процесс исследования случайных процессов для определения как возможности реализации тех или иных ситуаций, заканчивающихся воздействием опасностей на организм работающего, так и значимости неблагоприятных последствий такой реализации. (ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ)

Оценка профессиональных рисков – это определение вероятности причинения вреда здоровью работников в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении ими обязанностей по трудовым договорам и принятие решении о допустимости уровней профессиональных рисков.

Уровень профессионального риска – это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в ряде иных, установленных законодательством, случаях.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.


Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя Системы управления охраной труда, для чего содержит два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о СУОТ, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области ОТ.

Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о СУОТ. Согласно данному документу (далее – Положение), процедура управления профессиональными рисками является частью СУОТ организации.

При разработке положения о Системе управления охраной труда работодатель должен руководствоваться Типовым положением о СУОТ, пункты которого регламентируют процедуру оценки риска:

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (п.33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (п.34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (п.37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (п.39).

СУОТ подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по ОТ в соответствии с выявленными опасностями.

Кроме того, ряд национальных стандартов РФ регламентирует принципы и порядок оценки рисков:

Порядок оценки рисков

Оценка рисков – это структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости учёта риска и управления им.

Оценка рисков позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  1. какие события могут произойти;
  2. каковы последствия реализации этих событий;
  3. какова вероятность их возникновения;
  4. является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка.


Оценку профессиональных рисков можно представить в виде последовательности следующих действий:

  • Выезд эксперта на предприятие;
  • Знакомство с рабочими местами и производственными процессами;
  • Разработка индивидуальных перечней идентифицированных опасностей для подразделения (рабочего места);
  • Оформление карт оценки рисков на каждое рабочее место;
  • Разработка перечня рекомендуемых мероприятий по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Методы оценки рисков

Методы выявления опасностей можно разделить на прямые и косвенные^

  • прямые методы используют статистическую информацию по выбранным показателям рисков или непосредственно показатели ущерба и вероятности их наступления;
  • косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работников используют показатели, характеризующие отклонение существующих (контролируемых) условий (параметров) от норм и имеющие причинно-следственную связь с рисками.

Выбор прямого или косвенного метода зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач.

Процесс визуальной оценки рисков характеризуется следующими примерами:

  • Используемые на рабочем месте инструменты (например, ножи для распаковки коробок) при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности для работника.
  • Свободно болтающиеся провода – одна из главных причин падения в офисе.
  • Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
  • Нарушения правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только допустившего нарушение работника, но и остальных участников рабочего процесса.
  • Отсутствие ограждения места проведения работ увеличивает риск наезда транспорта на работника.
  • Отсутствие регламентированных средств защиты при проведении работ – грубое нарушение требований безопасности труда.

Оценка рисков введена как один из важнейших элементов современной системы управления охраной труда.

Следует различать оценку профессиональных рисков и риск-ориентированный подход, который применяет Роструд при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей в рамках Федерального надзора в сфере труда.

Читайте также: