Кто делает духи профессия

Обновлено: 18.05.2024

Парфюмер-композитор, парфюмер-создатель, парфюмер, "Нос" — эти многочис­ленные термины определяют художников, которые соединяют магию раститель­ного мира со знаниями химиков. Но кто же эти мужчины и женщины, чья про­фессия заставляет мечтать, и чем они отличаются от нас?

Было время, когда профессия парфюмера передавалась от отца к сыну и когда необходимо было родиться в Грассе, чтобы преуспеть в этом деле. Но, к счастью, ремесло стало понемногу расширяться, и появилось несколько школ, которые сегодня готовят мастеров этой удивительной профессии. Обучение состоит в за­поминании и в умении использовать натуральное и синтетическое сырье. Но большинство "носов" сначала несколько лет "вживаются" в профессию, работая помощниками опытных парфюмеров, и лишь потом сами становятся мастерами. На вопросы о том, какими личными качествами должен обладать человек, чтобы стать мастером своего дела, все парфюмеры, как правило, отвечают почти одно и то же: чтобы преуспеть в этой профессии, достаточно иметь нормальное обоня­ние и интерес к ней. А дальше долгая и постоянная тренировка, превосходная память на запахи сделают все остальное.

Может быть, все это они говорят из скромности. Ведь составление духов требует наличия творческих способностей. "Создание духов идет от встречи с запахами, с людьми", — объясняет Жан Керлео, парфюмер фирмы Жан Пату. Идея духов рождается сначала в сознании их творца, а не во флаконах, выстроившихся в ряд на рабочем столе. "Когда парфюмер пишет рецептуру, у него уже есть четкая идея того, каким будет запах", — объясняет Карин Дюбрей. И только после этого письменного подтверждения духи принимают "физическую" форму с взвешива­нием и смешиванием составляющего сырья. Это начало долгого поиска, так как очень редко бывает, чтобы первый же вариант рецептуры был верным и точно соответствовал задуманному запаху. Как и большинство художников, парфюме­ры-создатели встречаются со сложной проблемой — вовремя остановиться и ре­шить, что полученный аромат удовлетворяет всем их требованиям и является наилучшим воплощением их идеи. "Далее я думаю, что уже не улучшу свою формулу, добавляя или убирая различные компоненты… Наоборот, мне кажется, что другие парфюмеры чересчур "лезут из кожи", отрабатывая свои духи месяца­ми".

Сегодня создание духов — это прежде всего работа команды. Большинство "но­сов" работает для фирм, производящих душистые вещества и композиции, при­думывая духи по запросу клиента: крупного кутюрье, ювелира, парфюмера. Не­сколько фирм делят мировой рынок и часто вступают в конкуренцию за создание одних и тех же духов.

Всё начинается с начального "brief (резюме)… Этим англосаксонским термином обозначается "заказ" на создание новых духов или вариации ароматов, имеющих­ся в данное время на рынке. Это обычно текст, своего рода краткое описание ис­ходных данных, иногда сопровождающееся фотографией, кассетой или видео­фильмом, представляющее запрос: цель, пол, возраст, социальная категория, лич­ные качества тех, для кого духи предназначены, семейство запахов, ссылка на известные духи и т. д.

Обдумав задачу, парфюмеры приступают к работе. Даже если речь идет о совер­шенно новом творении, они всё равно прибегают к своим резервным идеям, как художники, которые сначала делают эскизы, а потом уже приступают к созданию картины.

В парфюмерном искусстве, так же как во всех творческих профессиях, рабо­тающих по конкретному заказу, очень важно получить одобрение клиента.

Можете ли вы поверить в то, что к созданию того или иного аромата духов приложили руку древние египтяне? Или посчитаете эту мысль абсурдной?
А знаете ли вы, как получили первые духи?

Ноу-хау ввели греки: они предложили добавлять в духи продукты животного происхождения, такие как мускус и циветта. Кроме того, греки стали изготавли­вать для духов флакончики из обожжённой глины — римляне делали их из стекла.

Считалось, что парфюм исцеляет от многих недугов. Так, из помандерок (специ­альных шариков с запахом) делали браслеты, кулоны, кольца и ремни. Их перио­дически нюхали и мужчины, и женщины, чтобы защититься от эпидемий или же излечить некоторые болезни и недомогания — например, головную боль. В XVI веке духи стали настоящим символом социальной принадлежности, внеш­ним признаком богатства.

В XVII веке вошли в моду коробочки с запахами — так называемые винегретки, внутри которых находилась маленькая губка, пропитанная ароматическим уксусом.

Дамы, чувствовавшие недомогание из-за сильно жавших корсетов, нередко от­крывали эту маленькую коробочку, чтобы вдохнуть запах уксуса и прийти в себя. Также это было хорошим поводом для знакомства на званых вечерах. Даме, вдруг почувствовавшей недомогание, немедленно приходил на помощь джентльмен, который должен был найти эту знаменитую винегретку, зачастую находившуюся в декольте либо под платьем!

Обычный человек может различить от 5 до 8 ароматов в парфюмерной лавке, а профессиональные "носы" держат в голове до четырех тысяч запахов.

Студенты парфюмерных академий на экзаменах "дегустируют" не менее десятка ароматов, чтобы потом мгновенно определить: в этом флакончике хранится эфирное масло розы, пахнущее апельсином, а в этом — касториум (бобровая струя) с ароматом кожевенной мастерской. Но, даже освоив азы профессии, многие из этих юношей и девушек вряд ли станут настоящими создателями ароматов. Пар­фюмерами не становятся, а рождаются.

Некоторые думают, что стать парфюмером можно, купив на фабриках косметики в Турции и Египте эфирные масла, которые надо смешивать, чтобы получить ду­хи. На самом деле этот процесс в духе "сделай сам" не имеет никакого отношения к профессии парфюмера. Ведь надо не только получить специальное образование, но и знать историю и особенности того места, где ты будешь создавать ароматы. Но самое важное условие — нужно обладать суперносом.

Секреты и технологию создания ароматов "носы" держат в тайне. Также не гово­рят, каким образом к ним на фабрику поступают эфирные масла и душистые вещества животного происхождения. За них платят сумасшедшие деньги. Потому и появляются в магазинах подделки — у лжепарфюмеров просто нет денег на закупку дорогих компонентов. Например, китовая амбра действительно стоит дороже золота.

— Кит поглощает планктон, а то, что не доел, отрыгивает на поверхность океана, рассказывают мастера ароматов. — Люди эту жижу собирают, высушивают и получают серую амбру. Многие и не догадываются, что эту жидкость применяют в парфюмерии. Так же, как не знают, что в их любимых духах содержатся миллиграммы душистых веществ животного происхождения с фекальным запахом.

Сейчас добывать эти компоненты для парфюмерии стало труднее — защитники природы пристально следят за тем, чтобы промышленники не отлавливали ред­ких животных. Поэтому создатели духов, в частности французские компании, перешли на синтетическую амбру, сивет и касториум. Однако эти искусственные вещества нисколько не портят настоящую парфюмерию.

Правда, людям, обладающим этим редким даром, не позавидуешь. Им приходит­ся себя во многом ограничивать. Парфюмеры избегают продуктов с ярким и ост­рым запахом, боятся насморка и стараются не попадать в стрессовые ситуации, иначе у них. пропадет обоняние.

-Так что если хотите когда-нибудь стать парфюмером, то тренируйте свой нос, советуют напоследок мастера ароматического дела. — Французы говорят, что при желании можно почувствовать даже запах солнца.

Как стать парфюмером? 7 необходимых качеств

как стать парфюмером

Я спросила Аню, какими качествами надо обладать, чтобы реально стать парфюмером, а не получить диплом — пусть и красивый, и подписанный лично директором французской школы. Аня перечислила 7 основных пунктов и сказала, что дальше — как повезет:)

1. Быть логиком

как стать парфюмером

как стать парфюмером

Кажется, духи — это сплошная романтика. На самом деле, парфюмер – это химик и математик. Вы должны уметь логически домыслить формулу, расставить по местам цифры, вычислить закономерность. Некоторые элементы в таблице Менделеева сначала были предсказаны, и только потом открыты. Вот это умение высчитывать и предсказывать, эта структурность мышления — необходимы. Если у вас есть высшее образование в области естественных наук — отлично. Если его нет — не критично, но способности к этому должны быть.

2. Быть поэтом

как стать парфюмером

С другой стороны, парфюмер – поэт. Необязательно сочинять стихи, как Пушкин, но уметь чувствовать, как поэт — очень желательно. Вам придется улавливать малейшие вибрации души, понимать их, выражать с помощью запахов — и вызывать у других. Над хорошими духами можно плакать, как над поэмой или спектаклем. Но чтобы заплакали зрители, режиссер сначала должен облиться слезами над своим вымыслом сам. Так что склонность к творчеству, как и склонность к естественным наукам, необходима.

3. Быть перфекционистом

как стать парфюмером

4. Быть психологом

5. Нарастить броню

как стать парфюмером

6. Работать над собой. Постоянно

как стать парфюмером


Львиную долю времени вам придется осмысленно тратить на то, чтобы расширять свой кругозор. Да, конечно, слушать все время новые запахи, искать их, не бояться никаких, даже самых неприятных. Но не только. Вам придется посещать все интересные выставки, читать все новые интересные книги, перечитывать старые, путешествовать, ходить, смотреть, слушать, пробовать новые блюда. Новые идеи для духов рождаются как бы ниоткуда – а на самом деле из ваших впечатлений. И в поисках этих впечатлений вы будете постоянно пребывать. И ждать, когда количество перейдет в качество.

7. Самоконтроль и самоограничения, увы

как стать парфюмером

Модель работает телом, вы – носом. Модель не должна поправляться, иначе она не пройдет следующий кастинг и не выйдет в следующем сезоне на подиум. Ваше орудие труда – нос. И вам придется содержать его в чистоте. Многие великие парфюмеры курят, но большинству это не идет на пользу. Оперные певцы не курят: это плохо сказывается на связках. Но не только о курении речь. Капать в нос пиносол – нельзя. Увлекаться мятными леденцами – нельзя. Все, что разрушает ваше обоняние, — опасно. Если вы женщина, придется также смириться с тем, что в период ПМС у вас ухудшается не только настроение, но и способность воспринимать запахи. С этим, конечно, ничего не поделаешь, — но знать и принять этот факт необходимо.

Кроме того, Аня, конечно, делает ароматы. Интересные. Скоро о них расскажем тут.

Парфюмер — профессия, конечно, загадочная и овеянная тайнами, но освоить ее вполне возможно. Тем, кто отлично знает естественные науки и не боится конкурса в 12 человек на место, — прямая дорога во Францию, в Международный институт парфюмерии, косметики и ароматных веществ (ISIPCA). Фанаты ароматов, не готовые несколько лет обучаться за границей, могут записаться на специальные курсы в Москве. Например, посетить 5-дневный курс натуральной парфюмерии Анны Зворыкиной; что будет интересно и полезно — убедилась на собственном опыте журналист Элина Гритчина.

День 1: основы теории

Ученики собрались разные: тут были и прокачанные в составлении духов, ароматерапии или изготовлении косметики — фактически профи. И те, кто давно парфюмерией интересуется, мечтая если не сменить профессию, то овладеть информацией на высоком уровне. И я. Человек, который любит редкие, необычные духи, может написать о них кучеряво и поэтично, но в составлении композиций не понимает ничего совсем. Поэтому я просто открыла выданную коробочку с кучей пузырьков, придвинула поближе рабочую тетрадь и приготовилась за пять дней превратиться из неофита в парфюмера.

Далее мы уяснили остальные правила работы:

Впрочем, каждое занятие длилось 3 часа, и мозг действительно сходил с ума — от новой терминологии и массы новых запахов, которые он тщетно пытался классифицировать. Поэтому главную задачу начинающего парфюмера Анна Зворыкина обозначила так: постоянно расширять свою библиотеку ароматов, запоминая и сравнивая между собой все новые и новые запахи.

Если еще говорить об экспериментах, то ярче всего мозг реагирует на цвет. Подкрасьте одни и те же духи голубым, оранжевым и розовым — и те, кто будет нюхать из голубого флакона, услышат море, из оранжевого — цитрусы, а в розовом ясно различат, конечно, розу. В аромате же будет и то, и другое, и третье. Или ничего из этого. А вместо розы — иланг-иланг. Цитрусы же заменит бергамот. Но это я сейчас такая умная.

День 2: химия и жизнь

За ночь в голове слегка улеглось то, что свалилось на нее вчера. Включая термины и частично запахи (да-да, лабданум — это смола маленького кустика, бобровая струя — это бобровая струя, а ладан не пахнет церковью), а также то, что натуральная парфюмерия — совершенно особенная история. Древняя и новая одновременно. До XIX века парфюмерия была исключительно натуральной, ингредиенты получали из растений и животных. Все пользовались эфирными маслами, помадами, абсолютами, цветочными водами и прочими спиртовыми настойками. А потом телевизор нам природу заменил.

  • синтетические запахи более яркие и менее сложные (тот же запах розы имеет порядка 400 оттенков, а синтетическая реконструкция — не более 40);
  • у них длинный заметный шлейф и большая стойкость;
  • запах духов не меняется со сменой владельца.

А вот натуральная парфюмерия — всегда личная, сложная, даже интимная история. В которой запах сидит близко к коже, сливается с владельцем, влияет на его самочувствие и раскрывается на каждом по-своему. Геноцид в лифте натуральная композиция вряд ли способна устроить. Так же как не сможет дать многие запахи, которых не существует в природе или нельзя извлечь из растений, зато со всем этим легко справляется синтетическая конструкция.

Если представить парфюмерию в виде пирамиды, то получится такая картина:

  • в основании будут лежать ароматы масс-маркета, например, Avon и Oriflame;
  • чуть выше расположатся коммерческие духи сегмента люкс, такие как Chanel Chance и Dior J’Adore;
  • еще выше займет место нишевая, она же селективная парфюмерия, где используются и синтетические, и натуральные ингредиенты;
  • и где-то на самом кончике вершины этой пирамиды будет балансировать парфюмерия натуральная.

Причины малой распространенности и низкой востребованности натуральной парфюмерии, в общем, просты:

  • мало стабильно качественного сырья (в один год ваниль не уродится, в другой — тубероза не та);
  • в принципе мало сырья, поскольку не все запахи можно извлечь из растений (яркие примеры — экстракт манго, персика или белого чая);
  • дорогие ингредиенты;
  • поэтому — крошечные тиражи и маленькая аудитория.

Да и в целом натуральные духи — как любовь: все сложно.

Кроме того, оказалось, что помимо химических формул парфюмеру необходимы прилагательные. Много прилагательных! Еще больше прилагательных! Потому что мы начали составлять ольфакторный словарь. Иначе говоря, словарь для носа и обоняния с описанием и сравнением каждого запаха.

Вы, к примеру, задумывались, как пахнет петитгрейн? Он и резкий, и припыленный, и такой-сякой. Даже металлический, стальной. И это только первая нота, которую мы обсудили. Еще нужно сравнивать запахи друг с другом: какой из них солонее, темнее или громче. Светлее ли бергамот, чем иланг-иланг? Суше ли, на ваш нос, кедр атласский, чем гаитянский ветивер? В общем, тщательное составление ольфакторного словаря и знание нот каждого из запахов на зубок — это залог будущих если не идеальных, то хороших духов.

К составлению которых мы и подобрались. И первое задание было удивительным: взять самый неприятный запах и превратить его в приятный для себя. Вот это было волшебство, когда ненавистная мне роза, смешавшись с не менее противным петитгрейном, превратилась в носибельный и приятный аромат. А ко мне наконец пришло понимание того, зачем нужны флакончики с резкими, неприятными и даже гадкими запахами. В умелых руках они способны стать чудесными духами.

День 3: что в желудке у кашалота

Как что? Амбра. И не простая, а золотая. Точнее, черная и белая. Раньше для добычи амбры требовалось убить целого кашалота. Сейчас существует амбра, добытая этичным способом: охотники бродят по берегам морей и ищут, не срыгнул ли где кашалот несколько тысяч долларов.

Парфюмеры - народ малочисленный. Они представляют собой смесь наполовину художников, наполовину ученых, проходят тщательное обучение, запоминают запахи сотен ингредиентов и тратят десятилетия, оттачивая свое ремесло. Поэтому у нас в мире больше космонавтов, чем парфюмеров.

Для многих задача заключается не только в том, чтобы продать потребителям очередной флакончик со сладко пахнущим содержимым, суть состоит в том, чтобы передать эмоции, создать прекрасный момент или взбудоражить детскую память .

Так что же требуется для создания первоклассных ароматов? Ниже приведены слова трех парфюмеров, которые пришли в эту отрасль разным путями.

1. Парфюмеры определяют сотни ингредиентов по запаху

Парфюмеров иногда называют "nez" —французское слово "нос"— и не зря. Они держат сотни запахов в своей памяти и могут различить ингредиенты, которые пахнут идентично для неискушенного носа.

Многие парфюмеры также могут отличить настоящее эфирное масло от синтетического, что крайне важно для этой отрасли.

” Скажу вам так: 200 эфирных масел и около 1500 синтетических материалов вот столько ингредиентов обычно используют парфюмеры ", - говорит Джоди Уилсон, классически обученный парфюмер, работающий менеджером по продажам ароматов Orchidia в Чикаго.

Хитрость парфюмера состоит в том, чтобы связать каждый запах с определенным воспоминанием .

” Чем больше у вас жизненный опыт, тем больше воспоминаний, и так вы запомните запах, во время обучения, потому что именно запах напоминают вам о вашей бабушке или цветочном магазине, пекарне или определенном вкусе", - говорит Джоди Уилсон.

Связь между запахом и памятью уже доказана научно - результат исследования в 2018 году нейробиологами в Университете Торонто показал, что мозг не только хранит информацию об определенных запахах, но и воспоминания о том, когда и где вы впервые встретились с ними .

2. Хорошего обоняния мало, чтобы стать хорошим парфюмером

Многие парфюмеры обладают высоким обонянием. Одним из них является Кристофер Бросиус из Джерси, основавший неоднозначный парфюмерный бренд CB I Hate Perfume (он не признает большинство коммерческих ароматов).

Он понял, насколько сильно его обоняние, когда работал водителем такси в Нью-Йорке - ему приходилось опускать окно каждый раз, когда неприятный аромат доносился в его сторону и заставлял желудок сжиматься.

Однако, многие амбициозные парфюмеры ошибочно полагают, что хороший нюх поможет им стать профессионалом в этом деле.

"Это все равно, что сказать, что у вас суперзрение и вы следующий Пикассо. Острый нос очень полезен, но я встречал парфюмеров, которые были чрезвычайно талантливы, но с обычным обонянием. Они как раз думали иначе, а именно, применяли свои способности в создании уникальных и интересных ароматов. Более важным, чем хорошее обоняние, является творчество, природный талант распознавать запахи, которые хорошо работают вместе, и приверженность к созданию базы знаний и навыков" - говорит Бросиус.


3. Французская школа Givaudan - цель многих потенциальных парфюмеров

Как и многие профессиональные парфюмеры, Джоди Уилсон получила образование в школе парфюмерии Givaudan во Франции. Основанная в 1946 году, она принимает только одного или двух перспективных студентов в год из тысяч абитуриентов - а иногда и вообще никого, если в этом году кандидаты не соответствуют высоким стандартам школы.

Основатель школы - Жан Гишар сказал, что он самолично отбирал студентов на основе их личности, таланта и мотивации.

"Парфюмер должен быть смесью учёного и поэта”, - сказал Гишар. "Когда я встречаю людей, то понимаю есть у них талант или нет. Мне не нужны люди, которые думают: "я буду парфюмером, так как они зарабатывают много денег. - Мне это вовсе не интересно. "

Начальный оклад для парфюмеров составляет около 45 000 долларов, но парфюмеры в Нью-Йорке, как правило, немного больше получают. Лучшие парфюмеры мира не зарабатывают шестизначные цифры.

Четырехлетнее образование в Givaudan строгое, студенты не делают ни одного парфюма до выпуска .

"Во -первых, студентам надо запомнить около 1500 наименований сырья, " - говорит Уилсон. Затем, они учат как создавать созвучия, которые будут нотами аромата (как роза или жасмин) они и формируют сердце духов. Дальше переходят к парфюмерным схемам ("скелет" аромата, который содержит от 10 до 12 материалов), узнают о культуре и истории парфюмерии. "Все это занимает много времени, и это всё, что вы делаете с 9 утра до 4 вечера"- говорит Уилсон.

И вот когда студенты станут дипломированными специалистами, тогда их ожидает работа в компании Givaudan Fragrance Company, где они узнают, как делать духи под руководством опытного парфюмера.

4. Парфюмерная школа - не единственный путь попасть в индустрию

Кристофер Бросиус говорит, что 99,9% начинающих парфюмеров выигрывают от обучения в парфюмерной школе. Однако, он лично пошёл другим путём - изучив фундаментальные основы создания духов, устроился на работу в компанию Kiehl’s, и уже там закончил программу внутреннего обучения от компании.

Еще реже парфюмер может быть самоучкой, это почти нереально. Последняя из таковых Мэнди Афтель, парфюмер из Беркли, Калифорния. Она бросила карьеру психотерапевта из-за страстного увлечения парфюмерией. За информацией о натуральных материалах она обратилась к парфюмерным книгам от начала 1900-х годов, до того, как синтетические материалы начали наполнять рынок. Для создания своих духов Афтель использует сотни натуральных ингредиентов, никакой синтетики, и благодаря этому она имеет постоянных клиентов.

Независимо от карьеры, которую выбирает парфюмер, все они сходятся в едином мнении о том, что это непрерывный процесс обучения . Бросиус и Уилсон сказали, что требуется от 20 до 25 лет, чтобы по-настоящему овладеть искусством парфюмерии, а Афтель по-прежнему называет себя новичком после 30 лет работы в этой области.

Читайте также: