Контрольная работа по истории россии россия в первой половине 19 века соотнесите договор и условия

Обновлено: 17.05.2024

Контрольная работа по истории России Россия во второй четверти XIX в. 9 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 14 заданий.

Вариант 1

1. Расположите события в хронологическом порядке.

А) издание указа об обязанных крестьянах
Б) смерть Николая I
В) подавление русскими войсками восстания в Венгрии
Г) первое издание Свода законов Российской империи

2. Установите соответствие между событиями и годами.

События

Годы

1) 1826 г.
2) 1837 г.
3) 1849 г.
4) 1854 г.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами… Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Над созданием такого кодекса работали с 1700 г., и дело не удавалось. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддерживать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить Николай. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной канцелярии и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе, знакомого нам М.М. Сперанского.

1) В данном отрывке идёт речь о III отделении Собственной его императорского величества канцелярии.
2) Автор считает, что Николай I стремился провести в стране широкомасштабные реформы.
3) Автор считает, что над созданием кодекса работали с периода правления Петра I.
4) Государственному деятелю, упомянутому в отрывке, удалось создать кодекс, о котором идет речь.
5) Государственный деятель, упомянутый в отрывке, руководил проведением реформы управления государственными крестьянами.

4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

События (процессы, явления)

А) деятельность кружка славянофилов
Б) сражение на реке Альме
В) подавление восстания в Царстве Польском

Участники

1) И.Ф. Паскевич
2) А.С. Меншиков
3) А.Х. Бенкендорф
4) А.С. Хомяков

5. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами.

Памятники культуры

Автор

1) О.И. Бове
2) Т.Г. Шевченко
3) А.С. Даргомыжский
4) А.Г. Венецианов

6. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

1) Данная марка выпущена к 200-летию создания изображенной на ней картины.
2) В период, когда была выпущена данная марка, изображенная на ней картина хранилась в Москве.
3) Автор картины является родоначальником критического реализма в русской живописи.
4) На картине, помещённой на марке, изображён представитель крестьянства.
5) Автор картины является также автором картины Явление Христа народу.

7. Укажите памятник архитектуры, созданный в первой половине XIX в.

Памятники архитектуры 1 вариант

8. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Население России в 1815 г. и в 1851 г.

Годы Всего, млн чел. В том числе городское население В том числе крепостные
млн чел. в % ко всему населению млн чел. в % ко всему населению
1815 45,0 1,7 3,8 20,8 46,2
1851 68 3,4 5,0 21,7 31,9

Начало суждения

А) В 1815-1851 гг. в два раза увеличи­лась численность
Б) В 1815-1851 гг. доля крепостных в структуре населения страны
В) В 1815-1851 гг. менее чем на 1 млн человек увеличилась численность

Варианты завершения суждения

1) крепостных.
2) городского населения.
3) всего населения России.
4) сократилась.
5) увеличилась.

9. Прочитайте текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.

(1) В этой ситуации европейские державы поспешили оказать помощь Османской империи. (2) Англия и Франция, в отличие от Австрии, не ограничились дипломатическим нажимом и объявили России войну. (3) Тогда же русский флот под командованием П.С. Нахимова разгромил в Синопской бухте турецкий флот. (4) Осенью 1853 г. русские войска одержали победу над турецкими войсками, наступавшими на Тифлис. (5) Поводом для войны стал спор между католической и православной церковью по поводу прав в святых палестинских землях, находившихся во владениях Османской империи. (6) Под угрозой вступления Австрии в войну Россия была вынуждена выполнить ее требование о выводе своих войск из Дунайских княжеств. (7) Летом 1853 г. Николай I, обвинив турецкое правительство в притеснении православных, приказал своим войскам занять Дунайские княжества, составлявшие пограничный с Россией регион Османской империи.

Запишите правильную последовательность предложений.

Рассмотрите карту и выполните задания 10-12.

Карта 1 вариант

10. Какой район обозначен на карте штриховкой?

1) район преобладания оброчной системы
2) район, где в. первой четверти XIX в. была отменена личная зависимость крестьян от помещиков
3) район, где помещичьи хозяйства не имели большого значения
4) район производства хлеба на продажу

11. Какой цифрой на карте обозначена территория государства, правительству которого российские войска помогли подавить восстание в 1849 г.?

12. Запишите год, когда было завершено строительство объекта, обозначенного на карте цифрой 1.

13. Запишите термин, о котором идет речь.

Межсословная категория населения в России XVIII-XIX вв.; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, обедневшего дворянства. Как правило, мелкие чиновники, студенты, люди интеллектуальных профессий.

14. Прочитайте отрывок из сочинения историка и запишите фамилию, пропущенную в тексте.

Вариант 2

1. Расположите события в хронологическом порядке.

А) окончание строительства железной дороги Санкт-Петербург — Москва
Б) учреждение II отделения Собственной его императорского величества канцелярии
В) смерть Николая I
Г) открытие железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село

2. Установите соответствие между событиями и годами.

События

А) подписание Туркманчайского мирного договора
Б) начало проведения денежной реформы Е.Ф. Канкрина
В) разгром кружка петрашевцев

Годы

1) 1828 г.
2) 1839 г.
3) 1849 г.
4) 1854 г.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

События (процессы, явления)

А) деятельность кружка славянофилов
Б) оборона Севастополя
В) проведение реформы управления государственными крестьянами

Участники

1) Э.И. Тотлебен
2) А.А. Аракчеев
3) П.Д. Киселев
4) Ю.Ф. Самарин

5. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами.

Памятники культуры

Авторы

1) П.А. Федотов
2) П.С. Мочалов
3) М.И. Глинка
4) К.А. Тон

6. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

Почтовый блок

7. Укажите памятник архитектуры, созданный в первой половине XIX в.

Памятники архитектуры 2 вариант

8. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Промышленность в России во второй четверти XIX в.

Годы Число всех фабрик Рабочих
1825 5261 210 567
1832 5656 272 490
1842 6930 455 827
1850 9843 517 679

Начало суждения

А) Среднее ежегодное увеличение количества фабрик было наибольшим
Б) Среднее ежегодное увеличение численности рабочих было наибольшим
В) В 1850 г. в среднем на каждой фабрике работало

Варианты завершения суждения

1) в период 1832-1842 гг.
2) в период 1825-1832 гг.
3) более 30 рабочих.
4) в период 1842-1850 гг.
5) менее 30 рабочих.

9. Прочитайте текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.

(1) В январе 1829 г. Грибоедов и сотрудники посольства погибли в ходе резни, устроенной обезумевшей толпой. (2) Выдающуюся роль в выработке названных условий договора сыграл А.С. Грибоедов, вскоре затем назначенный министром-посланником в Персию. (3) По этому договору к России отходили Эриванское и Нахичеванское ханства, определялась русско-персидская граница по Араксу и подтверждалось исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море. (4) В 1827 г. русские войска взяли Эривань и Тавриз, после чего начались мирные переговоры. (5) В 1826 г. Персия объявила войну России. (6) Власти Персии пошли на этот шаг, находясь под влиянием британских агентов, которые целенаправленно стремились к ослаблению российского влияния в Закавказье. (7) В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор.

Запишите правильную последовательность предложений.

Рассмотрите карту и выполните задания 10-12.

Карта 2 вариант

10. Укажите год, когда началась война, военные действия которой обозначены на карте.

1) 1849 г.
2) 1853 г.
3) 1854 г.
4) 1855 г.

11. Укажите цифру, которой на карте обозначена столица государства — противника России в данной войне.

12. Запишите название сражения, обозначенного на карте цифрой 1.

13. Запишите термин, о котором идет речь.

Принятое в исторической и философской литературе обозначение учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах социальной справедливости, свободы и равенства ненасильственным способом, силой пропаганды и примера.

14. Прочитайте отрывок из сочинения историка и запишите название, пропущенное в тексте.

…И хотя, начиная с 1805 г., число школ увеличивалось незначительно, частные пожертвования на нужды образования позволили открыть ряд новых учебных заведений, например Ришельевский лицей (1817) в Одессе (в дальнейшем преобразованный в университет), Лазаревский институт изучения восточных языков в Москве (1815). Отметим, что в эти годы на казенные средства был также открыт ставший впоследствии знаменитым __________ лицей (1811). Этот лицей был открыт в противовес частным пансионам или домашнему обучению, которое осуществляли, как правило, французы-эмигранты, многие из них к тому же вели активную католическую пропаганду. В провинции же в казенных учебных заведениях учились, как правило, дети разночинцев (и даже дети крестьян), так как провинциальные дворяне, к огорчению Министерства народного просвещения, предпочитали обучение у частных учителей.

Ответы на контрольную работу по истории России Россия во второй четверти XIX в. 9 класс
Вариант 1
1. ГАВБ
2. А2 Б1 В4
3-34
4. А4 Б2 В1
5. А4 Б1 В3
6-23
7-1
8. А2 Б4 В1
9. 5743162
10-4
11-4
12. 1851 г.
13. Интеллигенция
14. Крузенштерн
Вариант 2
1. БГАВ
2. А1 Б2 В3
3-12
4. А4 Б1 В3
5. А3 Б4 В1
6-35
7-3
8. А4 Б1 В3
9. 5647321
10-2
11-2
12. Синопское сражение
13. Утопический социализм
14. Царскосельский

1. В каком году была проведена в России министерская реформа?

1) 1802 г. 2) 1814 г. 3) 1841 г. 4) 1864 г.

2. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?

А) А.Аракчеев Г) М.Сперанский

Б) Н.Милютин Д) Н.Новосельцев

В) Ю.Самарин Е) А.Горчаков

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АГД 3) БВЕ 4) ГЕД

Николая I 3) Алескандра II

Александра I 4) Павла I

4. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:

широкое привлечение в экономику иностранного капитала

низкие темпы развития

невмешательство государства в экономику

начало промышленного переворота

5. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е.Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.

« Граф имел обширную и непреклонную волю…

1) М.Сперанский 3) Д.Милютин

2)А.Аракчеев 4) А.Бенкендорф

6. Какой из указанных групп населения касались реформы П.Д.Кисилева?

1) крепостных крестьян 3) жителей военных поселений

2) приписных крестьян 4) государственных крестьян

1) М.М.Сперанский 3) Е.Ф.Канкрин

2) П.Д.Киселев 4) А.А.Аракчеев

военные лагеря в сельской местности

размещение войск на оккупированной территории

военные учения организуемые регулярно

организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью

9. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 3) Николая I

2) Павла I 4) Александра III

10. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.?

Александр II, Софья Перовская

Николай I, Е.Канкрин

11. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?

1) социал-демократы 3) нестяжатели

2) слафянофилы 4) декабристы

1) Н.М.Карамзина 3) В.А.Жуковского

2) Г.Р.Державина 4) Д.И.Фонвизина

13. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?

14. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

1) малочисленность русской армии

2) военно-техническая отсталость России

3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

4) Ведение военных действий на территории Турции

15. Кто из названных лиц был лидером художников-передвижников?

1) И.Крамской 3) К Брюллов

2) И.Репин 4) И Шишкин

16. В чём заключалась сущность восточного вопроса в первой половине XIX века?

1) в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель

2) в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах.

3) в противостоянии Англии и России в Средней Азии

4) в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски

17. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812г.?

А) М.Скобелев В) П.Багратион Д) А Горчаков

Б) П.Нахимов Г) Н Раевский Е) Д.Давыдов

Укажите верный ответ

1) АБВ 2) ВГЕ 3) АЕГ 4) БДЕ

18. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?

1) Смоленское сражение

2) совет в Филях

3) Бородинское сражение

4) Тарутинский марш-манёвр

19. Какие из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812г.?

А) штурм Измаила

Б) бои за Малоярославец

В) Тильзитский мир

Д) сражение под Аустерлицем

Е) совет в Филях

Укажите верный ответ:

20. Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Сахарова и укажите имя императора, о котором идёт речь.

1) Павел I 3) Александр II

2) Александр I 4) Николай I

1. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры: Произведения:

2. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры Произведения

А) А Захаров 1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Б) К Росси 2) генеральный штаб в Санкт-Петербурге

В) В Растрелли 3) здание Адмиралтейства

Г) О.Бове 4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

3. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь.

4. Прочтите отрывок из статьи А.И.Герцена и Н.П.Огарева о правлении одного монарха и назовите его имя.

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В.Мироненко и напишите имя императора, о котором идёт речь.

6. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.

Надо отдать справедливость вождю французской армии: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудило его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окружённый со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. (…)

7. Расположите события, связанные с царствованием АлександраI, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в тексте задания таблицу.

А) учреждение Государственного совета

Б) начало Отечественной войны

В) учреждение министерств

Г) отставка М.М.Сперанского

8. Прочтите отрывок из «Воспоминаний воинов русской армии – и напишите название войны, с которой связаны описанные события.

В чём суть проекта М.М.Сперанского?

Почему же этот проект, в начале поддержанный императором, не был реализован?

6 – Отечественная война 1812 г.

8 - Отечественная война 1812 г.

1. Могут быть названы следующие положения проекта М.М.Сперанского:

- в основу государственного устройства должен быть введён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

- предполагалось дать конституцию при сохранении самодержавия

- предполагалось выборность определённой части чиновников и их личная ответственность

- М.М.Сперанский предложил создать Государственный совет и Государственную Думу

- предполагалось предоставить некоторые политические права купцам, мещанам и государственным крестьянам

2.Может быть указано, что проект М.М.Сперанского в полном объёме реализован не был, так как:

- планы Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества

- в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция проектам М.М.Сперанского

- он не нашёл поддержки и в среде столичной бюрократии, опасавшеёся новой системы прохождения государственной службы

- на неудачу реформ повлияли и личные качества Александра I, отступившего под давлением консервативных настроений.

Похожие документы:

Приказ № от 2012г. Рабочая программа по истории для 8 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы

. М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000 Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 . первой половины XIX века Перемены в быту основных сословий населения Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века .

Тематическое планирование по истории нового времени 8 класс

. Тест 6. Учебно-методические материалы по дисциплине 6.1. Основная литература Исаев И.А. «История государства и права России . обладавшим широкими контрольными и . по форме государственного устройства оставалась Россия в первой половине XIX века? .


ЖМИ : ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

--> -->Наш опрос -->

--> -->Форма входа -->

1. Кому принадлежала идея создания в России "военных поселений"

А) Александру I Б) А.А. Аракчееву В) Н.М. Карамзину

2. В чем заключался основной замысел М.И. Кутузова, когда он решил оставить Москву

А) навязать французской армии зимнюю компанию

Б) спасти остальные русские города от разгрома

В) сохранить русскую армию

3. Главной целью Священного союза стало

А) организации суда над Наполеоном

Б) поддержание мира в Европе и борьба с революционными движениями

В) восстановление во Франции династии Бурбонов

4. В чем состояла суть так называемого "восточного вопроса" в начале XIX века

А) борьба между европейскими странами за влияние на китайской территории

Б) установление контроля над святыми местами Иерусалима

В) ослабление Османской империи и борьба европейских держав за раздел ее владений

5.В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.А. Чарторыйский, А.С. Строганов. Что объединяет эти имена?

А) это герои войны 1812 года Б) все они были единомышленники Павла I

В) все они входили в Негласный комитет

6.Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией

А) Венский конгресс Б) Парижский конгресс В) Берлинский конгресс

7. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева

А) демократическая республика Б) самодержавная монархия В) конституционная монархия

8. В каком году был создан "Союз спасения"

А) 1812 Б) 1816 В) 1818

9.Когда началась русско-иранская война

А) 1804 Б) 1820 В) 1826

10.В чем состояла суть указа о "вольных хлебопашцах"

А) указ разрешал помещикам отпускать крестьян на волю с землею за выкуп

Б) указ освобождал крестьян с согласия помещика без земельного надела

В) указ переводил крестьян в разряд "военных поселенцев"

11.В 1826 году Николай I учредил III отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии, которое стало:

А) Органом политического сыска; Б) Органом цензуры; В) Гвардией царя;

12.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было

А) укрепление роли государственного аппарата Б) введение гражданских свобод

В) усиление роли общественных организаций

13.Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был

А) В. Тропинин Б) А.Веницианов В) П. Федотов

14. В каком году был подписан Адрианопольский мирный договор

А) 1829 Б) 1837 В) 1856

15. В Крымской войне против России в союзе с Англией и Турцией выступала

А) Персия Б) Франция В) Италия

16. Даты правления Николая I

А) 1800-1826 Б) 1826-1856 В) 1825-1855

17. Общими во взглядах Хомякова и Грановского было

А) уверенность в существовании особого российского пути развития

Б) идеализация крестьянской общины

В) неприятие крепостнических порядков

18. Консервативное течение 30-40-х гг. было представлено

А) "Теорией общинного социализма" Б) "Теорией славянофилов" В) "Теорией официальной народности"

19. В каком году был подписан Туркманчайский мирный договор

А)1825 Б) 1828 В) 1829

20. Автором теории "общинного социализма" был

А) Хомяков Б) Соловьев В) Герцен

1) Расположите события в хронологической последовательности

А) переправа через реку Березину

Б) Бородинское сражение

В) Тарутинский маневр

Г) бой за Смоленск и соединение русских армий

Д) назначение М.И. Кутузова главнокомандующим

Е) военный совет в Филях

Ж) бой за Малоярославец

З) сдача Москвы Наполеону

2) Установите соответствие : А) Западники Б) Славянофилы

1.) отрицательное отношение к крепостному праву

3) поддержка развития страны по западноевропейскому пути

4) вера в исключительность исторического пути России

5) история России- часть общемирового процесса

6) отрицательная оценка деятельности Петра I

Прочитайте отрывки из исторических документов и ответьте на вопросы

А) Прочитайте отрывок из официального документа XIX века и укажите фамилию высокопоставленного чиновника, инициатора правил, о которых идет речь. Как называются правила, о которых идет речь в документе?

"Дабы же из воспрещаемых сочинений, которые обнаруживают в писателе особенно вредное в политическом и нравственном отношении направлении, были представляемы от цензоров негласным образов в III отделение собственной Его Величества канцелярии, с тем чтобы последнее, смотря по обстоятельствам, или принимало меры к предупреждению вреда, могущего происходить от такого писателя, или учреждало над ним надзор".

А) Г.Р. Державин Б) А.Х. Бенкендорф В) В.Н. Милюков

Б) Прочтите отрывок из документа. Укажите войну и событие о котором идет речь в документе.

В) Прочтите отрывок из документа и напишите как назывались участники общественного движения, о которых говорится в отрывке

"Донесение "Следственной комиссии" уверяет, что Рылеев смотрел на Пестеля как на честолюбца и боялся, чтобы он не сделался Наполеоном… Пестель и Сергей Муравьев-Апостол были реалисты; как ни мало было надежды на успех восстания, но все же, если уже восстание было решено обществом, то им хотелось, чтобы были приняты действительные меры…"

В последние годы царствования императора Александра I военные поселения получили весьма широкое развитие и заключали в себе целую треть русской армии. Отдельный корпус военных поселений, под начальством графа ____, в конце 1825 г. состоял из 90 батальонов новгородского поселения, 12 батальонов Могилёвского, 36 батальонов и 240 эскадронов слободскоукраинского, екатеринославского и херсонского поселений. Государь, преисполненный человеколюбием, при учреждении военных поселений преимущественно имел в виду, с одной стороны — обеспечить судьбу военного поселения, а с другой — избавить своих подданных от наиболее тяжкой для них повинности — рекрутской. Ошибки — удел человечества, и государь не мог предвидеть последствий своего нового учреждения. Да и что могло остеречь его? Несмотря на общее убеждение в несостоятельности и вреде военных поселений, ближайшее к нему, облечённые его доверием люди наперерыв славили всё виденное ими в красивых селениях, созданных ____ .

Император Александр, посещая военные поселения, находил на каждом шагу внешние признаки довольства и благосостояния.

1) Фамилия, дважды пропущенная в тексте, — Барклай де Толли.

2) Автор считает, что с помощью создания военных поселений император хотел избавить население от рекрутской повинности.

3) Автор считает, что создание военных поселений принесло только пользу стране.

4) В отрывке указан год смерти Александра I.

5) Автор пишет, что русская армия наполовину состояла из военных поселян.

4. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

1) События, изображённые на картине, происходят в осеннее время.

2) Исторический деятель, изображённый на переднем плане, был участником Венского конгресса.

3) События, изображённые на картине, произошли после сражения под Малоярославцем.

4) Исторический деятель, изображённый на картине, носил титул императора французов.

5) Современником событий, изображённых на картине, был Г.А. Потёмкин.


5. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Население России в 1796 г. и в 1815 г.

В том числе городское население

В том числе крепостные

в % ко всему населению

в % ко всему населению

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

A) В период 1796-1815 гг. доля городского населения в структуре населения страны

Б) В период 1796-1815 гг. доля крепостных в структуре населения страны

B) В период 1796-1815 гг. примерно на 400 тыс. человек увеличилась численность

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

2) городского населения.

3) осталась неизменной.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

6. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) деятельность Негласного комитета

Б) Бородинское сражение

B) деятельность Союза спасения

УЧАСТНИКИ

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

7. Укажите две причины неудачи выступления декабристов на Сенатской площади.

1) несовпадение реального хода событий с планом восстания

2) отсутствие офицеров в рядах восставших

3) наличие серьёзных разногласий в рядах Южного общества

4) арест диктатора восстания С.П. Трубецкого накануне выступления

5) численное превосходство правительственных войск

8. Перед вами четыре предложения. Два из них являются теоретическими положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений.

1) В 1820-х гг. Россия обеспечивала себя ситцевыми тканями и перестала ввозить их из-за границы.

2) В период правления Александра I ускоренно развивается лёгкая промышленность.

Подберите для каждого теоретического положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.


9. Прочитайте текст, в котором предложения пронумерованы. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, в которых, возможно, сделаны ошибки, подчёркнуты и выделены полужирным шрифтом.

10. Укажите номера предложений, в которых есть фрагменты, содержащие ошибки.

Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам) истории России первой четверти XIX в. Найдите и укажите порядковый номер термина (названия), выпадающего из данного ряда.

1) Союз спасения; 2) верховники; 3) вольные хлебопашцы; 4) барщина; 5) Комитет министров.

Рассмотрите карту и выполните задания 11—13.


11. Укажите год, когда окончились события, обозначенные на карте стрелками.

12. Какой цифрой на карте обозначен город, рядом с которым произошло сражение, вошедшее в историю как Битва народов?

13. Запишите название государства, территория которого обозначена на карте цифрой 1.

Запишите термин, о котором идёт речь.

14. Постоянная работа крепостных крестьян на барской запашке при выплате им помещиком ежемесячного содержания.

15. Прочитайте отрывок из проекта и запишите фамилию автора этого проекта.

Из депутатов волостных дум каждые три года в окружном городе составляется собрание под именем думы окружной. Окружная дума избирает председателя и главного секретаря.

Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе каждые три года собрание под именем губернской думы. Губернская дума, собравшись, прежде всего избирает председателя и секретаря.

Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие под именем Государственной думы. Государственная дума есть место, равное Сенату и министерству. Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце. Срок действия её определяется количеством дел, ей предлагаемых.

16. Заполните пропуск в схеме.



ВАРИАНТ 2

1. Расположите события в хронологическом порядке.

A) сражение под Аустерлицем

Б) издание указа о вольных хлебопашцах

B) смерть Александра I

Г) создание Союза спасения

Запишите получившуюся последовательность букв.

2. Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

A) учреждение первых министерств

Б) создание Южного общества

B) смерть М.И. Кутузова

ГОДЫ

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

1) Год, пропущенный в данном отрывке, — 1814.

2) Автор считает, что Александр I не верил в возможность заключения долгосрочного мира с Наполеоном.

3) Согласно отрывку, Кутузов и Румянцев считали, что Россия не должна претендовать на территорию Пруссии.

4) Автор выражает категорическое несогласие с позицией Александра I по поводу продолжения войны с Наполеоном.

5) По окончании кампании против Наполеона, о которой идёт речь, был созван Венский конгресс.

4. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

1) События, изображённые на картине, произошли, когда императором России был Александр I.

2) На картине изображён М.А. Милорадович.

3) Автор памятника, изображённого на картине, — скульптор Ф.И. Шубин.

4) Современником событий, изображённых на картине, был М.М. Сперанский.

5) Город, в котором произошли события, изображённые на картине, был основан в XIX в.


5. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Государственные расходы России в 1803-1814 гг.

Государственные расходы, млн р.

в том числе на военные нужды, млн р.

доля расходов на военные нужды в %

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

A) Расходы на военные нужды увеличились более чем на 100 млн рублей в

Б) Государственные расходы увеличились менее чем на 20 млн рублей в

B) В 1810 г. расходы на военные нужды составляли

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

3) более половины всех государственных расходов.

5) менее половины всех государственных расходов. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

6. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

Б) Тарутинский манёвр

УЧАСТНИКИ

2) М.М. Сперанский

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

7. Укажите два последствия создания военных поселений в первой четверти XIX в.

1) расформирование казачьих войск

2) недовольство и массовые протесты поселян

3) снижение расходов государства на содержание армии

4) прекращение рекрутских наборов в армию

5) расширение социальной опоры власти за счёт военных поселян

8. Перед вами четыре предложения. Два из них являются теоретическими положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений.

1) Решительные шаги по решению крестьянского вопроса Александр I предпринял в западных губерниях страны.

2) Александр I избегал решительных действий в крестьянском вопросе.

3) Проект А.А. Аракчеева, предполагавший постепенное освобождение крепостных крестьян с землёй, не был осуществлён.

4) В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками.

Подберите для каждого теоретического положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.


9. Прочитайте текст, в котором предложения пронумерованы. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, в которых, возможно, сделаны ошибки, подчёркнуты и выделены полужирным шрифтом.

(1) В сентябре 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти. (2) Сенат был превращён в высший судебный орган. (3) Его задачей стал также контроль за деятельностью местных властей. (4) Одновременно главными органами государственного управления вместо приказов стали 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. (5) Для обсуждения общих вопросов управления страной был учреждён Комитет министров. (6) Все члены Избранной рады вошли в состав правительства. (7) В.П. Кочубей стал министром внутренних дел, а П.А. Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел.

Укажите номера предложений, в которых есть фрагменты, содержащие ошибки.

10. Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам) истории России первой четверти XIX в. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), выпадающего из данного ряда.

1) Негласный комитет; 2) крепостное право; 3) Общество соединённых славян; 4) патриарх; 5) месячина.

Рассмотрите карту и выполните задания 11—13.


11. Укажите месяц, когда начались события, обозначенные на карте стрелками.

12. Укажите цифру, которой на карте обозначено село Тарутино.

13. Запишите название города, обозначенного на карте цифрой 1.

14. Запишите термин, о котором идёт речь.

Система экономических и политических мероприятий, проводившаяся в 1806-1814 гг. Наполеоном по отношению к своему противнику — Великобритании, включавшая запрет на торговлю с ней.

15. Прочитайте отрывок из программного документа и запишите фамилию автора этого документа.

Ежели император по прошествии 10 дней (исключая воскресных) не возвратит представленного ему проекта, то оный получает силу закона. Если же Народное вече отсрочит между тем свои заседания, то предложение не становится законом. Всякое приказание, решение или прокламация и манифест, требующие содействия обеих палат, должны быть представлены императору и утверждены им, чтобы быть приведёнными в исполнение.

16. Заполните пропуск в схеме.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

ВАРИАНТ 1

1. 25 июня два императора встретились на плоту на реке Неман. Через несколько дней был подписан мирный договор между Россией и Францией.

Укажите название этого мирного договора. Укажите причину, по которой Россия вынуждена была пойти на заключение этого договора. Укажите одно любое последствие заключения этого договора для России.

2. Существует точка зрения, что конституционный проект П.И. Пестеля был радикальнее (более решительно выступал за изменение старых порядков), чем конституционный проект Н.М. Муравьёва.

Приведите два аргумента в подтверждение этого положения.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.

На поместное дворянство члены комитета смотрели неблагосклонно. Оставлять за помещиками право на личность и труд крестьян казалось несправедливым. Но как отменить это право, комитет не додумался, и император Александр ограничился в области положительных мероприятий указом о вольных хлебопашцах. Мысль, лёгшая в основание указа, была подана государю не в комитете, но она вполне соответствовала настроению комитета и самого Александра. Помещикам предоставлялось право освобождать своих крепостных на условиях, выработанных по их взаимному соглашению и утверждённых правительством; освобождённые крестьяне составляли особое состояние вольных хлебопашцев. Указ остался почти без применения, но послужил для общества достоверным признаком, по которому можно было заключить о направлении правительства в крестьянском вопросе. Если правительство не пошло здесь далее частной меры, то причина этого не в его настроении, а в трудности дела.

Укажите название комитета, упомянутого в отрывке. Укажите год, когда был издан указ, о котором идёт речь.

В чём, по мнению автора, состояло значение указа, о котором идёт речь в отрывке? Почему, по мнению автора, правительство не пошло дальше в деле решения крестьянского вопроса?

Укажите не менее двух не указанных в данном отрывке мер, принятых в период правления Александра I, которые изменили положение крестьян.

4. Сравните систему высших органов государственной власти в России при вступлении Александра I на престол и в конце его правления. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения.

Приведите две общие характеристики и два различия. Заполните таблицы.

Общее

Система высших органов государственной власти в России при вступлении Александра I на престол и в конце его правления

Различия

Система высших органов государственной власти в России при вступлении Александра I на престол

Система высших органов государственной власти в России в конце правления Александра I


ВАРИАНТ 2

1. В начале правления Александра I при императоре сформировался неофициальный совещательный орган, который готовил проведение преобразований. Укажите название этого органа. Укажите одну любую реформу в сфере государственного управления, подготовленную этим органом. Почему управление государством в результате этой реформы стало более эффективным?

2. Существует точка зрения, что попытки решения крестьянского вопроса, предпринятые в правление Александра I, оказались неудачными.

Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную точку зрения.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.

Самым трудным для решения вопросом явился здесь вопрос о судьбе герцогства Варшавского и Саксонии. Император Александр требовал всех польских земель, желая дать Польше особое устройство под своею верховною властью; король прусский требовал себе Саксонию, король которой считался лишённым своих прав за союз с Наполеоном. Австрия, Англия и Франция никак не соглашались на эти требования и составили тайный союз против России и Пруссии. Дело, однако, уладилось тем, что император Александр согласился взять только часть Варшавского герцогства. и Пруссия удовольствовалась также частью Саксонии.

Между тем, узнавши о сильном неудовольствии во Франции новым правительством, Наполеон тайно оставил Эльбу, высадился в Южной Франции и быстро прошёл до Парижа, не встречая нигде сопротивления; Людовик XVIII должен был бежать из столицы в Бельгию, и Наполеон снова был провозглашён императором.

Укажите название общеевропейской конференции, о которой идёт речь в отрывке. Укажите годы, когда она проходила.

Почему, по мнению автора, вопрос о судьбе герцогства Варшавского и Саксонии оказался самым трудным для решения? Каким обстоятельством, по мнению автора, воспользовался Наполеон для захвата власти во Франции?

Укажите два любых не указанных в данном отрывке результата (последствия) общеевропейской конференции, о которой идёт речь.

4. Сравните положение государственных крестьян и военных поселян при Александре I. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения. Приведите две общие характеристики и два различия. Заполните таблицы.

Читайте также: