Контракт может быть расторгнут а сотрудник может быть уволен со службы в овд

Обновлено: 17.05.2024

Прекращение службы в ОВД – это такой правовой институт, который рано или поздно затрагивает всех без исключения сотрудников ОВД, что придает ему особую актуальность. Он включает в себя основания для прекращения службы в ОВД, возрастные ограничения, установленные для сотрудников ОВД, порядок и условия увольнения сотрудников из ОВД. Служба в органах внутренних дел прекращается в случае:

1) увольнения сотрудника органов внутренних дел;

2) гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления его умершим.

Сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта.

Контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел:

1) по истечении срока действия срочного контракта;

2) по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел

Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел:

1) по соглашению сторон;

2) по инициативе сотрудника;

3) в связи с изменением условий контракта и отказом сотрудника от продолжения службы в органах внутренних дел;

4) по выслуге лет, дающей право на получение пенсии;

5) в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел - на основании рекомендации аттестационной комиссии;

6) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

7) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

8) по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

9) в связи с восстановлением в должности в органах внутренних дел сотрудника, ранее замещавшего эту должность;

10) в связи с отчислением из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

11) в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником;

12) в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

13) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в особых условиях;

14) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

15) в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

16) в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

17) по инициативе сотрудника;

18) в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида;

19) в связи с назначением сотрудника на государственную должность Российской Федерации;

20) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

21) в связи с прекращением допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

22) в связи с утратой доверия.

Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел:

1) в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

2) в связи с признанием сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

3) в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел;

4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;




5) в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) в связи с осуждением сотрудника за преступление, а также в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

8) в связи с призывом сотрудника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

9) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

10) в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта;

11) в связи с истечением срока для возобновления службы в органах внутренних дел;

12) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от перевода на равнозначную должность в порядке ротации.

Сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непринятия руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности;

6) вхождения сотрудника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Вывод: При поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации гражданин назначается на должность с учетом квалификационных требований и ему в установленном порядке присваивается специальное звание. Профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с должностным регламентом. Служба в органах внутренних дел прекращается в случае увольнения сотрудника органов внутренних дел, гибели сотрудника органов внутренних дел, признания сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению со службы в связи с прекращением или расторжением контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заключение

Прохождение службы - это длящийся процесс, начинающийся с возникновением государственно-служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим государственной должности, продолжающийся с дальнейшим перемещением по службе, присвоением очередных специальных званий, проведением оценки и аттестации служащих и заканчивающийся прекращением службы.

Условия и порядок прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации существенным образом отличаются от условий службы в иных государственных органах.

Во-первых, органы внутренних дел - это система государственных органов, которым присущи элементы военизации (специальные звания, форменная одежда, обращение по уставу, субординация, жесткая дисциплина, специальная, строевая, боевая и физическая подготовка).

Во-вторых, ненормированный рабочий день (служба в ночное время, выходные и праздничные дни).

В-третьих, несение службы в особых условиях, с риском для здоровья и жизни, с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Вышеперечисленные особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел обусловлены сложными государственными задачами, которые поставлены перед ними. А именно: обеспечить безопасность личности, общества и государства в целом от преступных и иных противоправных посягательств; охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность; оказывать помощь всем кто в ней нуждается в связи с совершением в отношении них правонарушений либо иными происшествиями; защитить собственность во всех ее формах.

Наши юристы помогут Вам онлайн! Быстро и без посещений офиса, прямо в чате WhatsApp.

Проведем правовой анализ ситуации, подготовим подробный план действий и ответим на Ваши вопросы.

Чтобы узнать как происходит консультация, напишите нам в WhatsApp.

Работа в Министерстве внутренних дел или его структурных подразделениях достаточно серьезна, поэтому регулирование трудовых отношений освещено не только трудовым законодательством, но и специальными нормативными актами:

Если провести анализ ст. 82-89 ФЗ № 342, можно сделать вывод о том, что большая часть оснований все-таки дублируется из основного трудового законодательства – ТК РФ (инициатива одной из сторон, соглашение сторон, утрата доверия и т.д.), но в то же время видны и различия:

  • в порядке оформления увольнения;
  • в сроках подачи заявления или уведомлений о расторжении контракта;
  • в возможности для сотрудника выбрать основание для увольнения (при наличии нескольких причин), если оно не связано с его виновными действиями, отрицательным результатом аттестации или появлением болезни, препятствующей службе.

Общий порядок расторжения контракта

Порядок увольнения из МВД тоже имеет свой отдельный законодательный акт, представляющий собой инструкцию: Приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50.

Порядок, установленный Приказом и вышеперечисленными законами, говорит о том, что есть два способа увольнения:

фото 2231

  • прекращение контракта;
  • его расторжение.

Под прекращением понимают обстоятельства для увольнения, которые не зависят от воли сторон, например:

  • достижение предельного возраста;
  • истечение срока действия срочного контракта;
  • возникновение болезни, препятствующей прохождению службы в органах и т.д.

Расторжение же зависит от волеизъявления сотрудника или его начальства (уход по собственному желанию, сокращение штатов, утрата доверия и т.д.).

Сам порядок процедуры увольнения частично схож с тем, что представлен в ст. 84.1 ТК РФ, но вместе с тем имеет и множество особенностей.

  1. Возникновение основания для прекращения или расторжения контракта.

Основания всегда носят документарное подтверждение. К ним относятся:

  • рапорт самого сотрудника, желающего уйти по собственному желанию;
  • достижение определенного возраста (55 – для полковников, 50 – для остальных должностных званий);
  • полицейским нарушены условия контракта, что зафиксировано;
  • аморальное поведение, порочащее честь сотрудника и т.д.

Рапорт – это аналог заявления по собственному желанию, который подают не только в полиции, но и в других органах государственной службы. Однако в отличие от заявления, которое составляется в произвольной форме, рапорт более строго регламентирован.

Подробнее про рапорт и порядок его составления читайте здесь.

При увольнении по некоторым обстоятельствам сотрудникам вручается уведомление об увольнении в определенные сроки (истечение контракта – за 7 дней и т.д.), о которых подробнее будет рассказано отдельно. Само уведомление составляется в 2 экземплярах и должно содержать:

фото 2271721

  • специальное звание, должность и ФИО сотрудника;
  • ссылку на пункт ст. 82 ФЗ № 342, на основании которого сотрудника необходимо уведомить об увольнении заранее;
  • формулировку основания расторжения (прекращения) контракта;
  • должность, специальное звание и ФИО начальника кадрового подразделения, его подпись;
  • те же сведения о начальнике отдела и его подпись.

Сотрудник подписывает его и ставит дату ознакомления. Один экземпляр он забирает себе, а второй остается в его личном деле.

Рекомендуемый образец уведомления представлен в Приказе МВД России от 01.02.2018 г. № 50.

Представители отдела кадров проводят с уходящим сотрудником беседу, касающуюся его прав на выплаты и компенсации, о возможности дальнейшего трудоустройства, о праве на ношение форменной одежды для сотрудников, уходящих на пенсию и т.д.

В ходе беседы могут привлекаться сотрудники правового, медицинского или иных подразделений. Ее результаты фиксируются в письменной форме.

Если беседа не была проведена по каким-либо причинам, или сам сотрудник от нее отказался, отдел кадров составляет специальный акт.

  1. Подготовка представления к увольнению на основании проведенной беседы.

Отдел кадров, по согласованию с начальником отдела составляет Представление к увольнению (рекомендуемый образец дан в Приложении № 52 Приказа № 50), которое содержит следующие данные:

  • ФИО, должность, звание сотрудника;
  • если сотрудник из высшего начальствующего состава – ссылка на Указ Президента РФ об освобождении от должности;
  • личный номер сотрудника;
  • основание увольнения (полная формулировка) со ссылкой на пункт и часть ст. 82 ФЗ № 342;
  • дата рождения и возраст сотрудника;
  • образование;
  • сведения о гос. наградах;
  • стаж службы в органах;
  • сведения о сотруднике отдела кадров, который провел беседу, дата проведения;
  • состояние здоровья увольняемого (на основании заключения военно-врачебной комиссии, на которую нужно сделать ссылку), если сотрудник был направлен на обследование;
  • право на денежные выплаты и льготы;
  • характеристика увольняемого, мотивы ухода из органов, сведения об использовании отпусков и иные положения на усмотрение отдела кадров и начальника;
  • должность, звание, ФИО и подпись начальника отдела, дата;
  • подпись сотрудника с расшифровкой, дата;
  • ссылка на Приказ об увольнении (прописывается после того, как этот акт будет издан).

Если сотрудник отказался подписывать Представление, об этом отделом кадров составляется акт.

Представление вместе с документами, являющимися основаниями для увольнения, направляются непосредственному начальнику или руководителю для принятия решения об увольнении.

  1. Издание начальником Приказа об увольнении.

На основании Представления издается Приказ об увольнении сотрудника из органов. Как правило, используется унифицированная форма Т-8 (Постановление Госкомстата № 1). В нем указываются:

фото 9

  • дата и номер;
  • сведения об увольняемом сотруднике;
  • основание увольнения со ссылкой на ст. 82 ФЗ № 342;
  • ссылка на документ-основание (рапорт, приказ о сокращении, заключение ВВК о неподходящем состоянии здоровья и т.д.);
  • подпись руководителя.

С Приказом сотрудник должен ознакомиться под свою подпись в последний рабочий день. Вместо приказа отделом кадров может быть выдана выписка из него.

  1. Передача увольняемым сотрудником оружия и иного имущества.

В подразделение, в котором сотрудник проходил службу, передаются:

  • оружие;
  • материальное имущество, вверенное сотруднику по долгу службы;
  • документы.

В отдел кадров предоставляется удостоверение и жетон с личным номером. Все носители сведений, составляющих гос.тайну, передаются в соответствующий отдел МВД.

В последний день службы отдел кадров заполняет трудовую книжку, которая впоследствии будет отдана увольняемому с иными документами, и личное дело сотрудника.

Оформление этих документов производится в общем порядке (для трудовой книжки – Постановление Минтруда № 69), но ссылаться отдел кадров должен не на нормы ТК РФ, а на ст. 82 ФЗ № 342.

В последний рабочий день на руки выдается:

  • трудовая книжка;
  • военный билет;
  • справку о доходах за определенный период;
  • по требованию – копию Приказа об увольнении.
  1. Расчет с увольняемым.

Сотрудник ОВД или полиции должен получить расчет в последний рабочий день. Этими вопросами занимается финансовое подразделение. Более подробно о выплатах – ниже.

В соответствии со ст. 40 ФЗ № 342 в МВД ведется Реестр, в который включаются данные о сотрудниках ОВД и полиции. Эти сведения составляют государственную тайну и не доступны для всеобщего изучения.

Сведения об уволенном сотруднике исключаются их Реестра в течение 1 месяца с момента издания Приказа об увольнении.

На что обратить внимание?

Сотруднику, желающему уволиться или согласившемуся на увольнение не по своей воли, следует поступить следующим образом:

фото 777

  • написать рапорт со ссылками на нормы закона о службе в ОВД и ТК РФ;
  • или подписать уведомление об увольнении, если такое было предоставлено;
  • явиться на беседу в отдел кадров;
  • подписать Представление, ознакомиться выпиской из Приказа или копией этого акта;
  • передать оружие, имущество отдела, документы, жетон и т.д. в последний рабочий день;
  • забрать трудовую книжку, военный билет и иные документы;
  • получить расчет.

Возможные основания

Все основания перечислены в ст. 82 ФЗ № 342, и более конкретизируются в ст. 82.1 – 88 указанного закона.

Таким образом, основаниями выступают:

  • собственное желание сотрудника МВД;
  • соглашение сотрудника и начальника о расторжении контракта;
  • прекращение контракта по состоянию здоровья, истечении срока, достижения определенного возраста, в иных случаях;
  • сокращение штата;
  • виновные действия или иные отрицательные поступки сотрудника.

По собственному желанию

В соответствии со ст. 84 ФЗ № 342 сотрудник может сам пожелать расторгнуть контракт. И тут существуют отличия от увольнения по собственному желанию сотрудника гражданских организаций:

  • подается рапорт, а не заявление;
  • срок подачи – за 1 месяц до ухода с должности;
  • срок может быть сокращен, если сотрудник поступает в учебное заведение, назначен на должность в государственные или муниципальные органы;
  • устанавливаются особые условия (военное или чрезвычайное положение), при которых сотрудник не может уволиться по собственному желанию.

Подробнее про расторжение контракта по собственному желанию сотрудником ОВД или полиции читайте здесь.

По отрицательным мотивам

Как и любой работник, сотрудник МВД может нарушить трудовую дисциплину. То так как работа в органах – занятие с высоким уровнем ответственности, процедура увольнения гораздо строже, а перечь оснований – расширен.

К отрицательным мотивам относятся:

  1. Нарушение условий контракта (п. 15 ч. 2 ст. 82).

К наиболее распространенному нарушению относят уход со службы раньше срока, установленного контрактом (в сроки, установленные ст. 22 и 23, например, 5 лет после обучения).

  1. Грубое нарушение служебной дисциплины (п. 6 ч. 2 ст. 82).

О нарушении дисциплины сказано в ст. 49. Это виновные действия, которыми сотрудник нарушает законодательство РФ, устав ОВД и правила внутреннего распорядка. Часть 2 указанной нормы содержит исчерпывающий перечень грубых нарушений, например:

фото 3332

  • появление в нетрезвом виде;
  • отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов;
  • разглашение государственной тайны;
  • утрата вверенного имущества или его умышленное уничтожение;
  • нарушение прав и свобод человека и гражданина и т.д.
  1. Совершение проступка, порочащего честь сотрудника МВД, ОВД или полиции (п. 9 ч. 3 ст. 82).

И на службе, и вне таковой, сотрудник должен вести себя подобающе (ст. 13 ФЗ № 342), а значит, что с его стороны недопустимо распивать спиртное в общественных местах, проявлять агрессию в быту, допускать публичные высказывания и т.д.

  1. Осуждение сотрудника за преступление (п. 7 ч. 3 ст. 82).

Сюда же относится и привлечение к уголовной ответственности, если дело было прекращено:

  • из-за примирения сторон;
  • истечения сроков давности;
  • амнистии;
  • деятельного раскаяния.

Увольнение по вышеперечисленным основаниям влечет такое негативное последствие, как имущественное взыскание стоимости обмундирования (ст. 61 Положения о службе в ОВД).

Важно! Уволенный по отрицательным мотивам сотрудник полиции или ОВД может быть привлечен и к другим имущественным взысканиям, установленным контрактом.

К иным отрицательным мотивам, по которым сотрудник может быть уволен, относятся:

  • неоднократное нарушение дисциплины при наличии взыскания (п. 7 ч. 2 ст. 82);
  • несоблюдение ограничений и запретов (п. 20 ч. 2 ст. 82);
  • подлог документов или предоставление ложных сведений при поступлении на службу (п. 5 ч. 3 ст. 82);
  • нарушение правил при заключении контракта (п. 10 ч. 3 ст. 82);
  • утрата доверия (п. 13 ч. 3 ст. 82, ст. 82.1).

Порядок сокращения сотрудников полиции или ОВД

У сокращения штата в ОВД или полиции тоже имеются свои отличительные моменты. Как и в гражданских организациях, сотрудники предупреждаются за 2 месяца, а привилегированность кадров также устанавливается ст. 179 ТК РФ.

В первую очередь на своей должности останется сотрудник с наивысшей квалификацией и производительностью труда, а в соответствии со ст. 36 ФЗ № 342 к этому перечню добавляются служащие, имеющие доступ к гос.тайне на неограниченный срок.

Соблюдается и запрет на увольнение беременных сотрудниц, сотрудниц с детьми до 3 лет и матерей-одиночек с ребенком до 14 (ребенком-инвалидом – до 18) лет. При равной квалификации – лица, являющиеся единственными кормильцами в семье и т.д.

Так, право остаться на службе по сокращению есть у следующих сотрудников:

фото234

  • если есть возможность перевести на другую должность с учетом его квалификации и стажа;
  • направленных на получение дополнительного образования.

При отказе от перехода на другую должность или от направления на обучение сотрудник подлежит сокращению.

Как и на гражданских должностях, сотрудник МВД вправе досрочно уволиться по сокращению (п. 8 ст. 36 ФЗ № 342), если подаст на имя руководителя согласие в письменной форме.

Положенные выплаты при расторжении контракта

В выплаты входят (ст. 3 ФЗ № 247):

  • оставшийся оклад;
  • компенсация неиспользованного отпуска.

Если увольнение не связано с виновными действиями сотрудника, то дополнительно будут выплачены:

  • квартальная премия;
  • единовременное пособие (при стаже в органах от 20 лет и более);
  • оклад по специальному званию, оплачиваемый в течение 1 года (при сокращении, увольнении по болезни, в связи с отказом сотрудника от перевода на другую должность).

Как уйти на пенсию по выслуге лет?

  • стаж от 20 лет и более;
  • достижение возраста 45 лет и более и наличие общего стажа более 25 лет, из которых минимум 12,5 лет – служба в органах.

Причиной выхода на пенсию могут стать:

  • сокращение штата;
  • проблемы со здоровьем;
  • собственное желание сотрудника.

Справка. В процедуре увольнения на пенсию должны соблюдаться все сроки. Если это сокращение штата, сотрудника предупреждают за 2 месяца, если он увольняется по собственному желанию – рапорт передается в отдел кадров за 1 месяц.

В отличие от работы в гражданских организациях, право уволиться на пенсию без отработки не предусмотрено.

Еще одна особенность – прохождение ВВК. Увольняемый на пенсию может как отказаться, так и согласиться на прохождение комиссии. Она нужна в следующих случаях:

  • установление категории профессиональной пригодности;
  • установление травм, проф. заболеваний, которые могут повлиять на размер пенсионных выплат.

ВВК назначается за 2 месяца до выхода на пенсию.

Как защитить свои права?

В соответствии со ст. 62 Положения о службе в ОВД уволенный сотрудник может обжаловать решение об увольнении в течение 1 месяца с момента получения Приказа.

Кроме судебной защиты, сотрудник полиции или ОВД вправе воспользоваться иными способами:

Ни для кого не секрет, что государственная служба предполагает особую процедуру принятия на службу и, соответственно, освобождения от нее.

Стоит отметить, что служба в правоохранительной системе требует стойкости как психологического, так и физического типа, поскольку подразумевает под собой обеспечение правопорядка, надзора за его соблюдением, что не может идти вразрез с более сложными условиями службы и, как следствие, дополнительным финансовым обеспечением со стороны государства.

Между тем, для того чтобы сотрудник был обеспечен указанным дополнительным финансовым стимулом и иными социальными гарантиями, государство предусмотрело определенный порядок прохождения службы, при нарушении которого уволенные сотрудники лишаются всех или части предусмотренных законом гарантий.

Для начала рассмотрим, каким образом возможно прекращение служебного контракта и какие последствия за этим следуют, на примере сотрудников полиции. Отметим, что в целом данные последствия примерно одинаковы для всей правоохранительной системы.

Объективно понятно, что расторжение контракта может быть либо по инициативе сотрудника, либо по инициативе федерального правоохранительного органа, при этом расторжение может быть как с правом выхода на пенсию, т.е. по достижении определенной выслуги лет, так и без права на пенсию, т.е. досрочно.

Если с социальным обеспечением сотрудников, уволенных из правоохранительных органов с правом на пенсию все определено, то вот для сотрудников прослуживших в правоохранительных органах менее 20 лет, для получения соответствующих гарантий имеет огромное значение основание расторжения служебного контракта.

Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию.

Стоит отметить, что единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел:

— в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

— в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

— в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

— в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

— в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

— в связи с утратой доверия;

— в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу;

— в связи с осуждением сотрудника за преступление;

— в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

— в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта.

Гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, проходившим службу в органах внутренних дел и имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения:

— по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел;

— по состоянию здоровья;

— в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, либо невозможностью перевода или отказа сотрудника от перевода на иную должность;

— в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

В случае повышения (индексации) окладов по специальным званиям в течение годичного срока выплаты соответственно увеличивается ее размер.

Судебная практика показывает, что досрочное увольнение в основном происходит в следующих ситуациях: увольнение из МВД по выслуге лет; увольнение по отрицательным мотивам; по сокращению штатов; по состоянию здоровья.

Суд встает на сторону работника, если доказано, что на него производилось давление или начальство не произвело соответствующего расчета.

Между тем, интересным представляются судебные споры сотрудников, связанные с досрочным увольнением именно по состоянию здоровья, поскольку в данном случае имеет важное значение возможность дальнейшего прохождения службы в правоохранительных органах.

Так, в одном из судебных споров суды всех инстанций встали на сторону сотрудника, которому было отказано в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб.

Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права к спорным отношениям и своим определением от 30 марта 2015 г. N 12-КГ14-8, отменила судебные акты и отказала бывшему сотруднику в выплате единовременного пособия.

Подобные судебные акты, когда сотрудники необоснованно лишались единовременных выплат, суды продолжали принимать вплоть до принятия Конституционным судом постановления № 3-П от 01 марта 2017 года.

В данном споре все суды, в том числе и Верховый суд РФ, встали на сторону Министерства внутренних дел РФ, сославшись на то, что при досрочном увольнении не любое состояние здоровья влечет единовременную выплату в размере 2 млн руб.

Конституционный суд указал, что с учетом универсальности конституционного принципа равенства все сотрудники органов внутренних дел, признанные ограниченно годными к прохождению службы, должны быть поставлены в равные условия.

Другими словами, суд разъяснил, что тем, кто уволился добровольно со службы по состоянию здоровья, и тем, у кого права выбора не было, необходимо предоставить одни и те же гарантии. При этом, по мнению Конституционного суда, федеральный законодатель имеет право дифференцировать размер такого пособия в зависимости от степени полученного полицейским увечья и степени утраты им способности к прохождению службы в ОВД.

Отменяя все судебные акты, Конституционный суд заключил, что оспариваемая заявителями норма не противоречит Конституции РФ, поскольку не препятствует выплате единовременного пособия сотруднику органов внутренних дел, получившему травму на службе и уволенному по состоянию здоровья при отсутствии возможности перемещения по службе. Исключение составляют случаи, когда увольнению предшествовал отказ сотрудника от перевода на другую должность, подходящую ему по состоянию здоровья.

Таким образом, Конституционный суд восстановил нарушенный баланс между интересами государства и сотрудников правоохранительных органов, которые пострадали на службе.

Статья 84. Расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел
1. Сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
2. До истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.
3. По истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе прекратить выполнение служебных обязанностей при условии соблюдения им требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 настоящего Федерального закона.
4. С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя контракт может быть расторгнут и сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы, но не ранее выполнения сотрудником требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 настоящего Федерального закона.
5. В случае, если рапорт о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел подан сотрудником органов внутренних дел в связи с невозможностью дальнейшего выполнения служебных обязанностей (зачисление в образовательную организацию, избрание (назначение) на государственную должность Российской Федерации, на должность государственной или муниципальной службы в соответствии с пунктами 1 — 4 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона), руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель обязан расторгнуть контракт и уволить сотрудника со службы в срок, указанный в рапорте, с учетом времени, необходимого для передачи дел и осуществления окончательного расчета с сотрудником.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
6. При расторжении по инициативе сотрудника органов внутренних дел срочного контракта, предусмотренного пунктами 3 и 4 части 5 статьи 22 настоящего Федерального закона, сотрудник обязан возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение, за исключением случаев расторжения контракта по одному из следующих оснований:
1) заключение военно-врачебной комиссии о невозможности проживания члена семьи сотрудника по медицинским показаниям в местности, в которой сотрудник проходит службу в органах внутренних дел, и отсутствие возможности перевода сотрудника на службу в другую местность;
2) необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, супругом (супругой), сыном (дочерью) или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), либо достигшими пенсионного возраста, либо являющимися инвалидами I или II группы, при отсутствии возможности ухода со стороны других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3) необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого сотрудник воспитывает без матери (отца);
4) состояние здоровья (болезнь) — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности (о негодности) к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью.
7. В случае, если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел контракт не расторгнут и сотрудник органов внутренних дел не настаивает на увольнении, действие контракта продолжается на прежних условиях.
8. Сотрудник органов внутренних дел не вправе расторгнуть контракт по собственной инициативе в период прохождения службы в органах внутренних дел в особых условиях, предусмотренных статьей 35 настоящего Федерального закона.

Читайте также: