Конструирование моделирование и технология швейных изделий что за профессия

Обновлено: 18.05.2024

Специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Квалификация: технолог-конструктор

Сроки обучения:

  • на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев

Форма обучения: очная

Описание специальности технолога - конструктора

Одна из самых востребованных специальностей в индустрии одежды – технолог - конструктор швейного производства. Она является универсальной, так как объединяет конструктора, художника и технолога Название специальности состоит из трех слов не случайно.
Безусловно, модельер - это творец. Он мыслит образами, изображая модель костюма на бумаге. Но есть еще и техническая сторона. Это та работа, которую выполняет конструктор и технолог. Их задача - воплотить в жизнь созданный модельером образ, грамотно реализовать творческую идею автора. Конструктор-модельер-технолог имеет развитый художественный вкус, обладает хорошим глазомером, твердостью руки, объемно-пространственным мышлением, тонким чувством пропорций и цветовых гармоний, обладает профессиональными навыками кроя и шитья.
Важны личные качества, интересы и склонности — креативность, оригинальность мышления, самостоятельность, внимательность, находчивость, независимость, уверенность в себе, увлеченность, восприимчивость к нововведениям, быстрота мышления, целеустремленность.

Требования к профессиональным навыкам и умениям
Как правило, технолог - конструктор работает не индивидуально, а в одной из специализированных проектно-конструкторских организаций (ателье, дом мод, швейная мастерская). В производственные обязанности конструктора одежды входит не только выбор технических решений и разработка общих принципов компоновки элементов конструкции, но и руководство отдельными направлениями конструкторских работ.
Технологу – конструктору пригодятся базовые навыки общения и руководства малыми группами, умение найти общий язык со специалистами смежных профессий и довести до них свои мысли.
Технолог - конструктор должен быть знаком с самыми разнообразными системами проектирования швейных изделий

Профессиограмма специальности - профессиональная деятельность по конструированию, моделированию и изготовлению швейных изделий; по разработке конструкторской, технологической и другой документации в качестве технолога - конструктора в организациях легкой промышленности различных организационно-правовых форм. Разрабатывает новые модели одежды, головных уборов, галантереи, подготавливает необходимые методические и иллюстративные материалы, осуществляет контроль над изготовлением изделий в массовом и индивидуальном производстве, на отдельные виды изделий создает базовую конструкцию модели с рекомендациями для разработки на их основе серии моделей, участвует в смотрах и выставках моделей.

Виды деятельности
Производственно-технологическая — разработка художественно-конструкторских проектов швейных изделий различного назначения; составление и согласование с заказчиками технических заданий на проектирование швейных изделий; использование новых информационных технологий при проектировании и конструировании швейных изделий; поиск наиболее рациональных вариантов решений основных формообразующих и отделочных материалов и деталей внешнего оформления швейных изделий;
Организационно-управленческая - организация работы коллектива исполнителей; выполнение работ, связанных с проектированием форм сопроводительных документов, упаковки и рекламы конструируемых изделий; осуществление методического руководства и контроля за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу; принятие управленческих решений в условиях различных мнений; обеспечение техники безопасности на производственном участке;
Конструкторско-технологическая - разработка технической документации на проектируемое изделие; конструкторско-технологическая подготовка производства к внедрению новых моделей; осуществление контроля над соответствием рабочих чертежей изделия и технологической оснастки художественно-конструкторскому проекту; осуществление авторского надзора за реализацией художественно-конструкторских решений при проектировании, изготовлении, испытаниях и доводки опытных образцов изделий.
Трудоустройство — предприятия малого бизнеса, торговые комплексы, предприятия швейной промышленности.
Технолог – конструктор может работать: в качестве конструктора, художника-модельера, технолога швейного производства в Домах Моделей, в экспериментальных цехах, а также осуществлять деятельность руководителя малых предприятий - ателье, салонов одежды.


– Что именно вы преподаете?
– Я преподаю конструирование одежды и историю стилей в костюме.

– Что входило в ваши обязанности?
– Я и мои коллеги создавали эскизы. Часть эскизов мы отдавали конструкторам, часть — воплощали сами. Брали базовую конструкцию, моделировали согласно нашему эскизу, подбирали фурнитуру, отделочные ткани. Дальше мы раскраивали модели, а затем либо сами сметывали, либо отдавали портному, если тот свободен.
После проводилась первая примерка, на которой непременно присутствовали главный конструктор и технолог. Конструктор смотрел, правильно ли все сконструировано, хорошо ли сидит изделие на фигуре. Технолог следил за особенностями пошива. Если на примерке обнаруживалось, что нужны какие-то изменения, мы их вносили. Затем все распарывали, отутюживали и отдавали портному в отшив.
Позже мы проводили еще одну примерку. Уточняли длину, нюансы отделки, после чего изделие накрывали подкладкой и окончательно доделывали.

– Чем моделирование одежды отличается от конструирования?
– Модельер больше занимается творчеством. Он создает модель, работает с цветовой гаммой, фактурой, пропорциями, отделкой. А задача конструктора — создать выкройку, которую швее будет максимально просто сшить. Конструктор должен найти решение, которое будет соответствовать именно этому дизайну будущей модели, именно этим тканям, этим материалам.
Однако я бы не стала разделять эти специальности. Небольшие предприятия предпочитают иметь в штате одного специалиста — модельера-конструктора. На крупных предприятиях эти две специальности разделяются, но эти люди работают в тандеме. В любом случае каждый модельер должен быть немного конструктором, а каждый конструктор — модельером, иначе хорошую вещь им не создать.

– Модельеры должны изобретать нечто принципиально новое?
– Историки моды говорят, что последнее изобретение чего-то нового в самой одежде произошло в 1980-х. На мой взгляд, с начала XXI века мы больше не увлекаемся модой, мы увлекаемся технологиями. И моду диктует не художник-модельер, а, скорее, технолог по созданию новых материалов. Модельеры отталкиваются от этих материалов. Изучают их структуру, пластичность, свойства и думают, что из этого можно создать.

– Какие материалы сейчас популярны?
– Сейчас есть тенденция тратить на уход за одеждой как можно меньше времени, но при этом выглядеть опрятно и модно. Поэтому сейчас активно разрабатывают материалы, которые не требуют утюжки, не пачкаются, не меняют своей формы и цвета.
Кроме того, появляются новые технологии и способы обработки, и те материалы, которые раньше считались техническими, например, неопрен, начинают использовать для пошива повседневной одежды.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать модельером-конструктором?
– Ему нужно обратить внимание на труд, ведь именно там дают азы кройки и шитья. Также для учеников начальной и средней школы важно рисование, а для старшей — черчение. Эти дисциплины развивают глазомер, точность, пропорции. Еще желательно знать математику.

– Какие компетенции должны быть у модельера-конструктора?
– Должно быть желание получать знания. Модельеру-конструктору нужно иметь широкий кругозор, много читать, слушать музыку чтобы он мог черпать вдохновение даже из тех сфер, которые никоим образом не относятся к швейной области. Чтобы он мог, к примеру, вдохновиться литературным или музыкальным образом, взглянуть на здание, на фрукт или цветок, на капли бензина в луже, и у него в голове возникала идея будущего изделия.
Должна быть усидчивость — без нее в профессии никуда. Нужно хорошее воображение и терпение. В нашей профессии карьерный рост идет несколько медленнее, чем в других местах. Кто-то в 25 уже может стать заместителем генерального директора, но у нас, к сожалению, такого не бывает.

– Какой карьерный путь может быть у модельера-конструктора?
– Я бы рекомендовала специалистам без опыта работы не ставить перед собой сразу после колледжа или вуза завышенную планку, а идти на должность швеи, портного, закройщика. Это рабочие специальности, но они дают возможность почувствовать материал, узнать, как он себя ведет, набраться опыта. Потом можно перейти на ту специальность, по которой человек учился. А затем можно идти в главные конструкторы и даже руководители фирмы.
Кроме того, чтобы обеспечить себе хороший старт, я рекомендую студентам и выпускникам колледжей и вузов участвовать в профессиональных конкурсах. Обычно там присутствуют представители фирм, которые присматривают себе талантливых сотрудников.

– Сколько получает модельер-конструктор?
– Молодые специалисты без опыта работы получают 45–50 тысяч. А вот модельеры-конструкторы с опытом, да еще и работающие на крупных предприятиях, могут получать от 100–120 тысяч рублей в месяц.

– Чем может заняться модельер-конструктор, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Он может заняться преподаванием — его багаж знаний сложно переоценить. Может работать в каком-либо печатном издании в рубрике о моде. Может вести кружок или основать студию кройки и шитья, заняться рукоделием или стать байером по закупке одежды, стилистом на телевидении. Человек, который умеет шить и знает, как одеваться, всегда найдет себя в различных сферах.

– Существуют ли кружки, где дети могут научиться шить?
– Конечно, такие кружки и курсы кройки и шитья есть при колледжах, Домах культуры и Домах творчества.

Читайте также: