Кому дежурный работник на железнодорожном переезде обязан сообщить в случае дтп

Обновлено: 29.04.2024

Пересечение железнодорожного переезда, считающегося зоной повышенной опасности, осуществляется по специально разработанным правилам. Аварии, произошедшие на таких переездах, зачастую оканчиваются трагически. Избежать серьёзных последствий поможет знание правил дорожного движения и законодательства.

Кто виноват в ДТП

На железнодорожном переезде происходят разные столкновения:

  • Между двумя транспортными средствами, пересекающими переезд в кратчайшие сроки и с нарушением правил движения;
  • Меду автомобилем и пешеходом, двигающимися в одном или противоположном направлении;
  • Между автомобилем и поездом.

Согласно статистике, виновниками аварий на железнодорожных переездах чаще всего становятся водители транспортных средств, не соблюдающие правила пересечения путей, игнорирующие сигналы светофора или регулировщика и просто невнимательные.

Виновным в аварии может быть и другое лицо:

  • Машинист, нарушивший установленный скоростной режим на участке пути, пересекающимся с проезжей частью;
  • Пешеход;
  • Пассажиры автомобилей, отвлекающие водителей при пересечении железной дороги.

Ряд аварий происходят по вине дорожных служб, не следящих за качеством и состоянием асфальтового покрытия на переезде, и дорожных работников, регулирующих движение транспорта на переездах, не оснащённых автоматическими шлагбаумами.

ДТП на ж/д переезде

Правила безопасного движения

В статье 15 ПДД перечислены правила безопасного переезда через железнодорожные пути:

Соблюдение перечисленных правил поможет избежать возникновения аварийных ситуаций или столкновения.

Ответственность водителей

Несоблюдение правил проезда железнодорожных переездов чревато для водителя административной ответственностью по статье 12.10 КоАП. По ней назначаются наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей или лишения водительских прав на срок от 3 до 6 месяцев.

Повторное правонарушение увеличивает срок лишения прав до 1 года.

Отсутствие пострадавших

Водителю, виновному в ДТП на железнодорожном переезде, при отсутствии пострадавших людей грозит наказание по статье 12.10 КоАП, предусматривающей санкции в виде штрафа или лишения прав. Виновник ДТП обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию за материальный и моральный вред, о чём говорится в статьях № 1064 и № 1100 ГК РФ.

Величина компенсации материального вреда рассчитывается на основании расходов, понесённых на восстановление имущества потерпевшего. Судебные органы определяют размер морального вреда на основании тяжести полученных повреждений.

К уголовной ответственности по статье 165 УК РФ привлекают, если правоохранительные органы доказали, что вред имуществу, полученный в результате дорожной аварии, нанесён обманным путём. Наказанием в этом случае выступает штраф в размере до 300 000 рублей, принудительные работы на срок до 2 лет или лишение свободы на срок до 2 лет. Санкция выбирается только судом.

Наличие пострадавших

Ответственность виновника при наличии потерпевших в ДТП определяется на основании нескольких статей:

  • Статья 12.24 КоАП. При наличии лёгких травм налагается штраф до 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до полутора лет, при травмах средней тяжести – штраф до 25 000 рублей или лишение прав на срок до двух лет;
  • Статья 264 УК РФ при наличии тяжёлых травм. Меры наказания – ограничение свободы на срок до 3 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, арест до полугода или лишение свободы на срок до 2 лет.

Состояние алкогольного опьянения на момент дорожно-транспортного происшествия рассматривается как отягчающее обстоятельство и утяжеляет наказание. Виновник, помимо административной и уголовной ответственности, обязан компенсировать пострадавшей стороне причинённый вред.

Авария на ж/д переезде

Летальный исход аварии

Уголовная ответственность наступает, если произошедшее ДТП было со смертельным исходом. Законодательство предусматривает меры наказания в виде принудительных работ на срок до 4 лет или лишения свободы на срок до 5 лет. Срок лишения увеличивается до 7 лет, если имеются отягчающие обстоятельства.

Наказание в случае гибели нескольких человек заключается в виде принудительных работ на срок до 5 лет или лишения свободы на срок до 7 лет. При столкновении в состоянии алкогольного опьянения и последующей гибели двух и более лиц срок лишения свободы увеличивается до 9 лет.

Мера и срок наказания определяются судебными органами после проведения предварительного расследования и выяснения причин случившейся трагедии. Водитель, виновный в гибели человека, обязан выплатить родственникам погибшего денежную компенсацию в размере, установленном судом.

Ответственность ж/д компании

В ряде случаев виновником ДТП на переезде является не водитель автомобиля, а компания, обслуживающая участок железнодорожного полотна и переезда. К ответственности компанию, обеспечивающую безопасность перекрёстка между железнодорожными путями и автомобильной трассой, привлекают в следующих случаях:

  • Несоответствие запрещающих сигналов. Светофор и шлагбаум, установленные на переезде, должны работать синхронно. Опускать преграждения раньше появления запрещающего сигнала запрещено;
  • Неправильные либо неправомочные действия дежурного по переезду. Подавать сигнал о прекращении движения нельзя, если поезд находится далеко от переезда. Организацию могут привлечь к ответственности, если сигнал о запрете был подан слишком поздно;
  • Плохое состояние дорожного покрытия на переезде, затрудняющее движение транспортных средств.

Организация привлекается к гражданской или административной ответственности. На ответственные лица налагаются штрафные санкции либо применяется мера наказания в виду отстранения от занимаемой должности. Обслуживающая компания также обязуется выплатить компенсацию пострадавшей стороне за порчу имущества или нанесение вреда здоровью.

При аварии со смертельным исходом представители компании, отвечающие за это, могут понести уголовную ответственность. Такая мера применяется только к конкретному гражданину и не затрагивает организацию как юридическое лицо.

Действия при ДТП на переезде

Участники аварии, произошедшей на пересечении автомобильной дороги и железнодорожных путей, должны действовать согласно правилам или утверждённой инструкции.

Водители транспортных средств должны:

  • Не сдвигать автомобиль до приезда сотрудников ГИБДД, которые должны зафиксировать происшествие и составить документы;
  • Известить службы о заторе на переезде, если в происшествии не участвовал поезд;
  • Оказать первую медицинскую помощь людям, пострадавшим в результате аварии;
  • Вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД и скорой помощи. Если имеется угроза возгорания, то следует вызвать сотрудников пожарной службы;
  • Найти свидетелей произошедшего и получить их данные. Показания очевидцев помогут установить причины аварии и определить виновника.

Сотрудники ГИБДД после прибытия на место аварии составляют протокол и постановление об административном правонарушении, выдают справку о ДТП. Специалисты выявляют причины происшествия, определяют виновника и составляют схему дорожной аварии. Оформленные документы передаются водителям с целью получения страховой компенсации.

Машинист поезда при столкновении с автомобилем руководствуется инструкцией № 566-ЦП, где прописаны следующие действия:

  • Известить диспетчерскую службу и руководство о произошедшем;
  • Вызвать скорую помощь, сообщить в ГИБДД и пожарную часть;
  • Оказать первую помощь пострадавшим.

Пассажиры транспортных средств должны:

  • Выявить полученные повреждения;
  • Оказать помощь пострадавшим, если у них повреждения лёгкой степени;
  • Сообщить в экстренные службы о происшествии.

Свидетели аварии, в свою очередь, должны:

  • Сообщить о ДТП в экстренные службы;
  • Оказать помощь пострадавшим;
  • Оставить свои данные.

Сотрудники правоохранительных органов свяжутся с очевидцами и возьмут их показания, чтобы привлечь виновных к ответственности и установить нюансы произошедшего.

74. При обрыве на железнодорожном переезде проводов контактной сети или проводов электропередачи, пересекающих железнодорожные пути, дежурный работник должен включить заградительную сигнализацию, закрыть шлагбаумы, опасное место оградить переносными сигналами остановки на расстоянии не менее 50 м от места обрыва, сообщить о случившемся дежурному по железнодорожной станции (диспетчеру поездному) и оставаться у места препятствия до прибытия работников владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, следя за тем, чтобы никто не приближался на расстояние менее восьми метров к оборванным проводам и не прикасался к рельсам.

75. В случае дорожно-транспортного происшествия, возникшего на железнодорожном переезде или вблизи от него, дежурный работник:

1) принимает меры к обеспечению безопасности движения поездов и транспортных средств, в том числе предусмотренные ПДД;

2) сообщает о случившемся дежурному по железнодорожной станции (диспетчеру поездному), а также полиции или подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция МВД России), представителю владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с порядком, установленным инструкцией владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, а также при необходимости (в случае повреждения участка автомобильной дороги, защитных или искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог) владельцу автомобильной дороги;

3) оказывает первую помощь пострадавшим, а при необходимости вызывает "скорую помощь".

76. Порядок обеспечения безопасности движения при отправлении поездов по неправильному железнодорожному пути на перегонах, где железнодорожные переезды оборудованы автоматическими устройствами для движения поездов только по правильному железнодорожному пути, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. При этом следует руководствоваться следующими положениями:

1) при производстве путевых и других работ, когда нарушается действие автоматической светофорной сигнализации на железнодорожных переездах, обслуживаемых дежурным работником, управление автоматическими шлагбаумами должно выполняться вручную при помощи кнопок на щитке управления. Шлагбаумы в это время должны быть закрыты;

2) при производстве путевых и других работ, когда нарушается действие автоматической светофорной сигнализации на железнодорожных переездах, не обслуживаемых дежурным работником и оборудованных автоматической светофорной сигнализацией, на период движения поездов по одному железнодорожному пути должно быть установлено дежурство.

При отсутствии телефонной связи на железнодорожных переездах, обслуживаемых дежурным работником, а также не обслуживаемых дежурным работником, но взятых временно на обслуживание, должна быть установлена временная телефонная (радио) связь.

Дежурные по железнодорожным станциям (диспетчеры поездные) заблаговременно извещают дежурных по переездам работников о каждом отправлении поезда.

Порядок действий дежурных работников на период организации двухстороннего движения поездов по одному железнодорожному пути на двух- и многопутных участках при производстве путевых, строительных и других работ, а также при отправлении поездов по неправильному железнодорожному пути в порядке регулировки движения для каждого железнодорожного переезда, обслуживаемого дежурным работником (постоянно или временно), устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Машинисты поездов, отправляемых в порядке регулировки по неправильному железнодорожному пути, проследуют головой поезда с особой бдительностью оборудованные односторонними устройствами железнодорожные переезды:

а) обслуживаемые дежурным работником - со скоростью не более 40 км/час;

б) не обслуживаемые дежурным работником - не более 25 км/час.

С такими же скоростями должны проследовать железнодорожные переезды машинисты хозяйственных, восстановительных и других поездов при возвращении с перегона по неправильному железнодорожному пути.

Во всех случаях следования по неправильному железнодорожному пути машинисты поездов в соответствии с требованиями ПТЭ несколько раз подают оповестительный сигнал одним длинным, коротким и длинным свистком локомотива по схеме: ---.--- ---.--- ---.---.

77. Представитель владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования при пропуске через железнодорожный переезд транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, должен обеспечить ограждение железнодорожного переезда сигналами остановки в соответствии с ПТЭ и осуществлять наблюдение.

На электрифицированных участках железных дорог, при высоте транспортного средства более 4,5 м, владелец инфраструктуры или владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает возможность пропуска транспортного средства по условиям высоты подвеса проводов контактной сети от уровня головок рельсов, воздушных линий, группового заземления, волновода от поверхности проезжей части автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда и выделяет представителя для наблюдения.




78. Работник, обслуживающий железнодорожный переезд, обязан требовать от всех лиц, пользующихся железнодорожным переездом, неукоснительного исполнения настоящих Условий. При нарушении правил проезда дежурный работник обязан зафиксировать номер транспортного средства, время и характер нарушения.

V. Содержание и ремонт железнодорожных переездов

79. Владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.

Владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования обеспечивают исправное содержание и работу шлагбаумов, переездной и заградительной сигнализации, замену приводов шлагбаумов, исправное содержание и работу телефонной (радио) связи, бесперебойное электроснабжение, исправность наружных электросетей, прожекторных установок, автоматическое включение и отключение наружного освещения, получение и замену электроламп наружного освещения, в том числе и в прожекторных установках.

80. Ремонт путевых устройств на железнодорожных переездах обеспечивается в плановом порядке владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. При капитальном ремонте железнодорожного пути должен выполняться капитальный ремонт железнодорожных переездов. Объем работ при ремонте по каждому железнодорожному переезду определяется с учетом местных условий владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования с составлением калькуляций.

Работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда, установке и демонтажу временных дорожных знаков обеспечиваются владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.

Работы по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов (за исключением настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда) производятся собственником (владельцем) этих участков дорог по согласованию с владельцами железнодорожных путей.

Содержание, установка и замена дорожных знаков до границ железнодорожных переездов осуществляется владельцем (балансодержателем) этих участков автомобильных дорог.

Ремонт автоматических (полуавтоматических) шлагбаумов, электрошлагбаумов, переездной и заградительной сигнализации на железнодорожных переездах выполняется владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

В случаях, когда при разработке мероприятий по выполнению работ по ремонту, капитальному ремонту или реконструкции железнодорожного пути или технических средств на железнодорожном переезде изменяется схема движения транспортных средств, владелец инфраструктуры или владелец железнодорожных путей необщего пользования не менее чем за пять дней до производства работ, должны определить порядок движения транспортных средств через железнодорожный переезд, маршруты объезда и по согласованию с собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (в ведении которого находится маршрут объезда), обеспечить установку ТСОДД, в том числе указывающих маршрут объезда.

После принятия решения об изменении схемы организации движения и/или введении ограничения уполномоченный орган уведомляет соответствующие подразделения Госавтоинспекции МВД России о принятом решении и направляет ПОДД.

81. Перед выполнением путевых работ, ремонтом автоматических устройств (шлагбаумов и сигнализации) на железнодорожных переездах, а также при ремонте устройств автоблокировки или электроснабжения, при которых нарушается работа автоматики на железнодорожных переездах, владелец инфраструктуры или владелец железнодорожных путей необщего пользования разрабатывают мероприятия, обеспечивающие безопасность движения на период выполнения работ. При необходимости организовывают дополнительный инструктаж работников, обслуживающих железнодорожный переезд, машинистов поездов, дежурных по железнодорожным станциям, выделяют для оказания помощи на железнодорожном переезде дополнительных работников, выдают предупреждения об особых условиях следования поездов по ремонтируемому железнодорожному переезду. Ответственность за обеспечение безопасности движения при производстве работ на железнодорожном переезде возлагается на дежурного работника.

В случае невозможности завершения в течение установленного времени ремонтных работ, исполнитель работ докладывает об этом владельцу инфраструктуры или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, которые принимают в зависимости от местных условий решение о порядке работы железнодорожного переезда, после чего дают соответствующие указания своим работникам, уведомляют соответствующие подразделения Госавтоинспекции МВД России с приложением графика выполнения работ.

82. Периодические осмотры состояния и проверки работы путевых устройств и средств автоматики на железнодорожных переездах должностными лицами проводятся в сроки и порядке, установленные владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Книга приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на железнодорожном переезде должна проверяться при каждой проверке содержания и обслуживания переезда: дорожным мастером не реже двух раз в месяц, бригадиром пути не реже четырех раз в месяц, а также при каждом посещении ими железнодорожного переезда.

О результатах проверки и данных распоряжениях делаются записи в указанной книге.

83. Владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования должны систематически осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей работниками, обслуживающими железнодорожные переезды, состоянием и эксплуатацией железнодорожных переездов, а также за качеством проведения осмотров и выполнением намеченных мер по устранению выявленных неисправностей.

После прохода поезда необходимо, не выходя на пути, убедиться, что вслед или по соседнему пути не идет другой поезд, локомотив или дрезина, после чего открыть неавтоматические шлагбаумы и пропускать через переезд транспортные средства или скот.

После прохода путевого вагончика, путевой тележки или съемной дрезины дежурный по переезду должен заменить желтый свернутый флаг красным развернутым и держать его до тех пор, пока не покажется сигналист, ограждающий вагончик или тележку сзади, или пока дрезина не проследует переезд и удалится от него на 200 - 250 м.

4.7. При проходе поезда, локомотива или дрезины дежурный по переезду обязан подавать сигнал остановки в следующих случаях:

если в проходящем поезде будет замечена неисправность, угрожающая безопасности движения: колеса, идущие юзом или издающие сильные удары из-за ползунов, пожар, горение букс, угроза падения с поезда человека или груза и т.д. После проследования поезда, в котором была обнаружена колесная пара, идущая юзом или имеющая ползуны, дежурный по переезду обязан срочно сообщить об этом дежурному по станции (поездному диспетчеру), дорожному мастеру (бригадиру пути) и произвести сплошной осмотр пути в пределах обслуживаемого им участка;

если поезд, следующий по неправильному пути двухпутной линии, не будет иметь в голове установленных сигналов;

если будет замечено, что один поезд идет навстречу другому по одному и тому же пути или один поезд настигает другой, дрезину или путевой вагончик (сигнал остановки в последнем случае подается только настигающему поезду);

О замеченных неисправностях в поезде дежурный по переезду должен сообщить машинисту этого поезда (при наличии радиосвязи), а также по телефону дежурному по станции (поездному диспетчеру).

4.8. На переездах, оборудованных полуавтоматическими шлагбаумами, их открытие возможно лишь после проследования поезда через переезд и нажатия дежурным по переезду кнопки "Открытие" на щитке управления. Если при нажатии этой кнопки полуавтоматические шлагбаумы не переводятся в открытое положение, а на переездах с автоматическими шлагбаумами последние не переводятся в открытое положение автоматически, то прежде чем снять пломбу и воспользоваться кнопкой "Открытие аварийное", дежурный по переезду обязан снять пломбу с кнопки "Включение заграждения" и нажать ее, убедиться в отсутствии на подходах к переезду поездов, оформить запись в Книге приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде о неисправности устройств автоматики и немедленно сообщить об этом дежурному по станции (поездному диспетчеру), а по возможности - и электромеханику СЦБ. После этого разрешается снять пломбу с кнопки "Открытие аварийное" и нажать ее для перевода шлагбаумов в открытое положение. Кнопку "Открытие аварийное" дежурный по переезду должен держать нажатой, пока транспортное средство или группа средств не проследуют под брусом шлагбаума.

Нажимая на кнопку "Открытие аварийное", дежурный по переезду отключает на это время светофорную и звуковую сигнализацию, принудительно открывает шлагбаумы и берет управление ими на себя.

После снятия руки с кнопки переездная сигнализация и шлагбаумы должны автоматически включаться и шлагбаумы переводиться в закрытое положение.

При пользовании кнопкой "Открытие аварийное" транспортные средства должны пропускаться небольшими группами.

Порядок информации дежурного по переезду о движении поездов при неисправности устройств автоматики на переезде и во всех случаях при следовании дрезин ввиду возможного нешунтирования ими рельсовых цепей устанавливается начальником железной дороги.

В случае, когда переездная сигнализация не действует, а автоматические, полуавтоматические шлагбаумы не закрываются, дежурный по переезду должен также нажатием кнопки "Закрытие" включить сигнализацию. Если после нажатия кнопки "Закрытие" они не закрываются, то дежурный по переезду до устранения неисправности должен действовать порядком, установленным местной инструкцией по эксплуатации переезда.

4.9. При возникновении на переезде препятствий, угрожающих безопасности движения, а также при загромождении переезда свалившимся грузом или остановившимся транспортным средством дежурный по переезду действует следующим образом:

при наличии заградительной сигнализации незамедлительно включает ее, для чего необходимо снять пломбу с кнопки "Включение заграждения", нажать ее и закрыть шлагбаумы. Включение заградительных светофоров проверяется по лампочкам, имеющимся на щитке управления шлагбаумами;

после включения заградительной сигнализации по телефону сообщает о случившемся дежурному по станции или поездному диспетчеру, а при наличии радиосвязи сообщает машинистам поездов о необходимости остановки и о наличии препятствия на переезде, должностным лицам (приложение 4), после чего принимает меры к его устранению.

О срыве пломбы с кнопки "Включение заградительной сигнализации" должна быть сделана запись в Книге приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде и немедленно сообщено электромеханику СЦБ.

В случаях, когда требуется помощь, дежурный по переезду подает сигнал общей тревоги духовым рожком или ударами в подвешенный металлический предмет группами из одного длинного и трех коротких звуков по схеме: ------. ------. ------. При наличии на переезде специальных средств сигнализации (проблескового маячка красного цвета и сирены) - включает и их.

После устранения на переезде препятствия для движения или неисправности заградительные светофоры должны быть погашены.

Если не погаснет красный огонь заградительного светофора, дежурный по переезду обязан закрыть шлагбаумы и лично сообщить машинисту о неисправности заградительного светофора, после чего машинист имеет право проследовать запрещающий сигнал заградительного светофора.

4.10. При отсутствии заградительной сигнализации или ее неисправности, или когда контрольные лампочки на щитке не загораются, дежурный по переезду должен незамедлительно установить на каждом железнодорожном пути, на котором возникло препятствие, переносной сигнал остановки (днем - красный щит, ночью - фонарь с красным огнем в обе стороны), закрыть шлагбаумы, известить о препятствии дежурного по станции (поездного диспетчера) и одновременно выяснить, отправлен или нет со станции на перегон поезд.

В случае, если на перегон со станции ушел поезд, дежурный по станции должен предупредить машиниста поезда о препятствии на переезде.

Дежурный по переезду, получив уведомление от дежурного по станции (поездного диспетчера) об отправлении поезда на перегон, должен бежать навстречу поезду, подавая сигнал остановки, и уложить петарды на расстоянии, устанавливаемом начальником железной дороги, или в том месте, где успеет, в том числе и по соседнему пути, если на нем также обнаружено препятствие. Затем дежурный по переезду возвращается к месту препятствия и принимает возможные меры к его устранению.

При неисправности переездной сигнализации шлагбаумы закрываются дежурным по переезду нажатием кнопки "Закрытие".

Если при нажатии кнопки автоматические шлагбаумы не закрываются (повреждены), то дежурный по переезду обязан ограждать переезд запасными горизонтально-поворотными шлагбаумами и пользоваться ими для пропуска транспортных средств через переезд до устранения неисправности в соответствии с местной инструкцией.

4.11. При обрыве на переезде проводов контактной сети или проводов электропередачи, пересекающих железнодорожные пути, дежурный по переезду должен включить заградительную сигнализацию, закрыть шлагбаумы, опасное место оградить переносными сигналами остановки на расстоянии не менее 50 м от места обрыва, сообщить о случившемся дежурному по станции (поездному диспетчеру) и оставаться у места препятствия до прибытия работников дистанции электроснабжения, следя за тем, чтобы никто не приближался на расстояние менее 8 м к оборванным проводам и не прикасался к рельсам.

4.12. В случае дорожно-транспортного происшествия, возникшего на переезде или вблизи от него, дежурный по переезду обязан:

сообщить о случившемся дежурному по станции (поездному диспетчеру), а также милиции, дорожному мастеру (бригадиру пути) в соответствии с порядком, установленным местной инструкцией, а также, по возможности, в организацию дорожного хозяйства, осуществляющую содержание автомобильной дороги;

4.13. Порядок обеспечения безопасности движения при отправлении поездов по неправильному пути на перегонах, где переезды оборудованы автоматическими устройствами для движения поездов только по правильному пути, устанавливается начальником железной дороги. При этом следует руководствоваться следующими положениями:

при производстве путевых и других работ, когда нарушается действие автоматической светофорной сигнализации на переездах, обслуживаемых дежурными, управление автоматическими шлагбаумами должно выполняться вручную при помощи кнопок на щитке управления. Шлагбаумы в это время должны быть закрыты. Их открывают для пропуска транспортных средств только при отсутствии поездов, о подходе которых дежурный по переезду должен получать уведомление от дежурного по станции.

На переездах, не обслуживаемых дежурными и оборудованных автоматической светофорной сигнализацией, на период движения поездов по одному пути должно быть установлено дежурство.

При отсутствии телефонной связи на переездах, обслуживаемых дежурными, а также необслуживаемых, но взятых временно на обслуживание, должна быть установлена временная телефонная (радио-) связь.

Дежурные по станции (поездные диспетчеры) должны заблаговременно извещать дежурных по переездам о каждом отправлении поезда.

Порядок действий дежурных по переезду на период организации двухстороннего движения поездов по одному пути на двух- и многопутных участках при производстве путевых, строительных и других работ, а также при отправлении поездов по неправильному пути в порядке регулировки движения для каждого переезда, обслуживаемого дежурными (постоянно или временно), должен быть указан в местной инструкции.

Машинисты поездов, отправляемых в порядке регулировки по неправильному пути, обязаны проследовать оборудованные односторонними устройствами переезды:

С такими же скоростями должны проследовать переезды машинисты локомотивов хозяйственных, восстановительных и других поездов при возвращении с перегона по неправильному пути.

Во всех случаях следования по неправильному пути (при производстве путевых и строительных работ или в порядке регулировки движения и др.) машинисты поездов в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации должны несколько раз подать оповестительный сигнал одним длинным, коротким и длинным свистком локомотива по схеме: ---.--- ---.--- ---.---.

4.14. Только с разрешения начальника дистанции пути допускается движение через переезд тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов, машин и механизмов, размеры и скорость которых определены п. 15.3 Правил дорожного движения и п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.

Заявка на получение разрешения должна быть подана начальнику дистанции пути не позднее чем за 24 часа до перевозки. В заявке необходимо указать ширину и высоту транспортного средства, а при наличии автопоезда - его длину. В необходимых случаях начальник дистанции пути обязан заблаговременно дать заявку о выдаче предупреждений на поезда.

Дорожный мастер (бригадир пути) должен обеспечить ограждение переезда сигналами остановки в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и осуществить наблюдение за пропуском указанных транспортных средств.

На электрифицированных участках при высоте транспортного средства более 4,5 м начальник дистанции пути заблаговременно сообщает об этом начальнику дистанции электроснабжения (с указанием даты пропуска транспортного средства), последний устанавливает возможность пропуска транспортного средства по условиям высоты подвеса проводов контактной сети от уровня головок рельсов, воздушных линий, группового заземления, волновода от поверхности проезжей части автомобильной дороги в границах переезда и выделяет представителя для наблюдения.

ДТП на переезде

Железнодорожный переезд является зоной повышенной опасности. Именно по этой причине разработаны четкие правила пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей. Дорожные аварии, произошедшие на ж/д переездах, часто заканчиваются трагически.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Как себя вести в случае ДТП, какие действия необходимо предпринять в первую очередь, и какую ответственность несет каждый участник столкновения, читайте далее.

Статистика

В 2020 году на территории РФ эксплуатируется более 11 000 ж/д переездов, причем чуть менее 1/3 из них обслуживаются непосредственно сотрудниками РЖД.

По статистическим данным на переездах произошло следующее количество аварий:

Всего ДТП за 2020 год 211
— в том числе с участием поездов 56
Пострадавших в 2020 году 108 человек
Погибло за 2020 год 31 человек
Всего ДТП за январь — апрель 2020 года 109
— с участием железнодорожных составов 30
Пострадавших за начало 2020 года 70 человек
Погибших за 2020 год 20 человек

По статистике большее количество аварий происходит на:

  • Северо-Кавказской дороге;
  • Горьковской дороге;
  • Куйбышевской дороге;
  • Октябрьской дороге.

В РЖД совместно с сотрудниками правоохранительных органов и иными службами постоянно ведется работа по снижению показателей аварийности.

Для этого:

  • переезды оборудуются автоматическими шлагбаумами, перекрывающими все пространство проезжей части;
  • строятся мосты для разграничения уровней движения разных транспортных средств;
  • проводится работа с водителями (беседы, дискуссии и так далее) в целях профилактики дорожных происшествий.

Кто чаще становится виновником

Какие бывают ДТП на железнодорожном переезде? Столкновения происходят:

  • между двумя различными транспортными средствами, которые стремятся пересечь пути в кратчайшие сроки, нарушая правила движения;
  • между автомашиной и пешеходом, которые двигаются в одном или попутных направлениях;
  • между автомашиной и поездом.

По данным статистики чаще всего виновниками дорожной аварии на ж/д переезде становятся водители транспортных средств, которые:

  • не соблюдают установленные правила пересечения железнодорожных путей;
  • игнорируют сигналы светофора или регулировщика;
  • невнимательны.

Однако не стоит исключать и виновность:

  • машинистов, которые, как правило, не соблюдают установленный скоростной режим на участке пути, пересекающимся с проезжей частью;
  • пешеходов (в большинстве случаев из-за невнимательности);
  • пассажиров автомашин, которые отвлекают водителей во время пересечения железной дороги.

Большое количество аварий так же происходит по вине:

  • дорожных служб, не следящих за качеством асфальтового покрытия на ж/д переезде;
  • работников дороги, регулирующих движение автотранспорта на переездах, не оборудованных автоматическими шлагбаумами.

Правила безопасного движения

Правилам безопасного переезда через железнодорожные пути посвящена статья 15 ПДД, утвержденных Постановлением Правительства №1090 (от 23 октября 1993 года).

В документе указано, что:

  1. Пересекать ж/д пути можно только в установленных местах (на переездах), причем преимущественное право движения имеет железнодорожный состав (отдельный локомотив или дрезина).
  2. При подъезде к ж/д путям водитель обязан четко соблюдать требования установленных на переезде знаков, светофора, дорожной разметки или сигналов дежурного сотрудника.
  3. На место пересечения проезжей части с железной дорогой водителю запрещено выезжать, если:
    • шлагбаум закрыт или только начинает закрываться/открываться;
    • светофор, установленный на переезде запрещает движение (при наличии светофора водитель обязан руководствоваться исключительно его сигналом, а не шлагбаумом);
    • движение запрещено дежурным, который подает сигнал к остановке (человек может стоять лицом или спиной к водителю с поднятыми руками или руками, разведенными в разные стороны);
    • непосредственно за переездом затруднено движение автотранспорта и водителю необходимо остановиться в месте пересечения с путями;
    • к переезду приближается железнодорожный состав.
  4. Если переезд оборудован стоп линией или светофором, то водитель обязан остановиться непосредственно в разрешенном месте. Если переезд оборудован только шлагбаумом, то остановка производится не ближе 5 м. При отсутствии каких-либо ограничителей остановка автотранспорта производится не ближе 10 м от ближайшего рельса.
  5. На переездах запрещено:
    • выезжать на полосу, по которой двигается встречный транспорт;
    • двигаться задним ходом;
    • перевозить иные транспортные средства (строительную, дорожную или сельскохозяйственную технику) без специального разрешения.
  6. Если автомашина остановилась на переезде по каким-либо причинам и не может самостоятельно продолжить движение, то водитель обязан:
    • немедленно высадить пассажиров и предпринять все меры к освобождению ж-д путей;
    • послать людей в каждом направлении путей для подачи сигнала об опасности машинисту поезда;
    • оставаться около автомобиля и самостоятельно подавать сигнал об опасности (один длинный и три коротких гудка);
    • при приближении поезда предупредить машиниста о заторе на переезде. Для этого необходимо производить руками круговые движения. Для улучшения видимости днем можно использовать красную ленту или иной яркий предмет, а в темное время суток – фонарь или факел.

Соблюдение простейших правил поможет избежать возникновения аварийной ситуации или столкновения, которое может иметь трагические последствия.

Ответственность водителей авто

За несоблюдение правил проезда железнодорожных переездов на водителя может быть наложена административная ответственность по статье 12.10 КоАП.

Применяемые наказания за несоблюдение установленных законодательными актами правил:

Штраф в размере 1 000 рублей
Лишение водительских прав на срок 3 – 6 месяцев

Если фиксируется повторное правонарушение, то срок лишения прав на управление автотранспортом может быть увеличен до 1 года.

Без пострадавших

В случае отсутствия пострадавших людей (пассажиров, пешеходов, иных водителей и так далее) водитель транспортного средства, ставший виновником ДТП на переезде с ж/д путями, будет наказан по статье 12.10 КоАП штрафом или лишением прав.

Кроме этого водитель – виновник ДТП обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный материальный (повреждение имущества) и моральный вред (ГК РФ статьи №1064 и №1100).

Размер компенсации материального вреда будет рассчитываться исходя из расходов, понесенных на восстановление имущества пострадавшего.

Размер морального вреда, как правило, определяется судебными органами на основании тяжести полученных повреждений.

Если правоохранительными органами будет доказано, что вред имуществу, полученному в результате дорожной аварии нанесен обманным путем, то водитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 165 УК РФ.

В этом случае наказанием может являться:

Наложение штрафа в размере до 300 000 рублей
Принудительные работы до 2 лет
Лишение свободы до 2 лет

Наказание выносится исключительно судом.

С пострадавшими

При наличии пострадавших в результате ДТП на ж/д переезде ответственность виновника будет определяться:

  • по статье 12.24 КоАП. В случае получения пострадавшим легких повреждений на виновника могут быть наложены штрафные санкции (2 500 – 5 000 рублей) или санкции в виде лишения водительских прав (1 – 1,5 года). В случае причинения повреждений средней тяжести водитель может быть наказан штрафом (10 000 – 25 000 рублей) или лишением прав на срок 1,5 – 2 года; , если пострадавшим получены тяжкие повреждения. В этом случае к виновнику могут быть применены следующие меры наказания: ограничение свободы (до 3 лет), принудительные работы (до 2 лет), арест (до 6 месяцем), лишение свободы (до 2 лет).

Если в момент дорожного столкновения виновник находился в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических препаратов, то ответственность будет увеличена. Например, при выборе меры лишение свободы срок может составить до 4 лет.

Кроме административной и уголовной ответственности виновник ДТП обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию причиненного вреда.

ДТП с мотоциклом

Статистика ДТП на мотоциклах представлена в статье: ДТП с мотоциклом.

Как удалить ДТП из базы ГИБДД, читайте здесь.

Со смертельным случаем

Если ДТП, совершенное на переезде, будет со смертельным исходом, то водитель наказывается по статье 264 УК РФ.

В этой ситуации применяются следующие меры наказания:

Принудительные работы до 4 лет
Лишение свободы до 5 лет

При наличии усугубляющих вину обстоятельств (опьянение) срок лишения свободы увеличивается до 7 лет.

Если в результате ДТП погибло два или более человек, то наказание может заключаться:

В принудительных работах до 5 лет
В лишении свободы до 7 лет

При столкновении, совершенном в состоянии опьянения и гибели двух и более лиц срок лишения свободы может быть увеличен до 9 лет.

Вид и срок наказания при ДТП со смертельным исходом определяются судебными органами после проведения предварительного расследования и выяснения всех причин случившейся трагедии.

Водитель, ставший виновником смерти человека так же обязан выплатить родственникам погибшего денежную компенсацию, размер которой так же определяется судом.

Ответственность ж-д компании за неисправный шлагбаум

В большинстве случаев аварии на ж-д переездах случаются по вине водителей автотранспорта, однако нередко встречаются ситуации, когда правоохранительными органами признается ответственной компания, обслуживающая переезд.

Организация, занимающаяся обслуживанием и обеспечением безопасности перекрестка между железнодорожными путями и автомобильной трассой, может быть привлечена к ответственности в следующих ситуациях:

  • несоответствие подачи запрещающих сигналов. Например, если на ж-д переезде установлены одновременно и светофор и шлагбаум, то они должны работать синхронно. Не допускается опускание преграждения раньше появления запрещающего сигнала светофора и наоборот (светофор запрещает, а шлагбаум не закрыт);
  • неправильные или неправомочные действия дежурного по переезду лица. Запрещается подать сигнал о прекращении движения, если поезд находится далеко. Компания может быть привлечена к ответственности и в обратной ситуации, а именно сигнал о запрете движения подается слишком поздно;
  • плохое дорожное покрытие на переезде, которое приводит к затруднению движения автотранспортных средств.

В большинстве случаев компания привлекается к административной или гражданской ответственности.

То есть за несоблюдение правил на ответственные за те или иные обстоятельства лица могут быть наложены штрафные санкции или применена такая мера наказания, как отстранение от занимаемой должности.

Кроме этого обслуживающая компания обязана выплатить компенсацию пострадавшей стороне за порчу имущества или нанесения вреда здоровью.

В некоторых случаях, например, при аварии со смертельным исходом, представители компании, отвечающие за определенные обстоятельства, могут понести и уголовную ответственность.

Однако такая мера применяется сугубо индивидуально к конкретному гражданину и не касается организации как юридического лица.

Что делать при ДТП на переезде

Если дорожное происшествие на пересечении автомобильной трассы и железнодорожных путей произошло, то каждый человек должен действовать в рамках правил или утвержденной инструкции.

Водителю авто

Водителям автотранспортных средств необходимо:

  • не передвигать автомобиль до приезда сотрудников автоинспекции, которые обязаны зафиксировать дорожное происшествие и составить ряд документов;
  • если авария на переезде произошла без участия железнодорожного поезда, то немедленно известить соответствующие службы об образовании затора на переезде;

Сделать это можно через единую службу спасения по телефону 112 или через дежурную часть ГИБДД (002 или 020 в зависимости от оператора сотовой связи).

После прибытия на место аварии сотрудников ГИБДД составляются протокол и постановление об административном правонарушении, а так же выдается справка о ДТП.

Специалисты в области дорожного движения выявляют причины происшествия на ж-д переезде, определяют виновного и составляют схему дорожной аварии.

Все составленные документы передаются водителю (водителям) для обращения в страховую компанию.

Машинисту

Машинист поезда в случае столкновения с автотранспортом должен строго следовать инструкции (№566 – ЦП).

В случае аварии машинистом предпринимаются следующие действия:

  • в первую очередь необходимо известить диспетчерскую службу и руководство о происшествии. Для этого у машиниста есть рация. В случае поломки рации можно воспользоваться обычным мобильным телефоном;
  • сообщить в автоинспекцию и пожарную часть, а так же вызвать скорую помощь;
  • по возможности оказать пострадавшим первую помощь.

Пассажирам автомобиля

Пассажиры автотранспортных средств в критической ситуации должны:

  • по возможности выявить полученные повреждения. Если травмы серьезные, то самостоятельно или при помощи третьих лиц выйти из автомобиля и отойти на безопасное расстояние;
  • если получены повреждения легкой степени, то по возможности оказать помощь пострадавшим, водителю автомашины или машинисту поезда;
  • сообщить в ГИБДД, скорую помощь и другие экстренные службы о случившемся происшествии.

Свидетелям аварии

Если человек становиться свидетелем аварии на ж-д переезде, то ему необходимо:

  • немедленно сообщить о ДТП в экстренные службы (скорая помощь, пожарная охрана, ГИБДД);
  • оказать медицинскую или любую иную помощь (например, помочь покинуть автомобиль или вагон поезда) пострадавшим людям;
  • оставить свои координаты, чтобы правоохранительные органы могли получить дополнительные сведения, требуемые для решения вопроса о привлечении виновной стороны к ответственности.

Пример из судебной практики

Для уточнения ответственности каждой из сторон аварии на железнодорожном переезде приведем несколько примеров из судебной практики.

Пример 1

ДТП на переезде произошло по причине поломки грузового автомобиля, который не удалось убрать с железнодорожных путей до появления поезда. Машинист не успел полностью остановить состав, заметив опасность слишком поздно. Пострадавших в происшествии людей нет.

В результате рассмотрения дела о ДТП виновным признан водитель автомобиля, который в установленное законом время не прошел технического осмотра.

За нарушение правил безопасной езды на водителя был наложен штраф в размере 800 рублей (статья 12.1 КоАП). Кроме этого водителем выплачена компенсация в размере 167 000 рублей за ущерб, нанесенный локомотиву.

Пример 2

На переезде произошло столкновение между двумя автомобилями, которые одновременно пытались проехать на запрещающий сигнал светофора и под опускающийся шлагбаум.

В результате столкновения пострадало 2 человека: водитель и пассажир одного из автомобилей.

После рассмотрения дела о дорожной аварии было вынесено решение:

  • установить обоюдную вину в ДТП;
  • взыскать с каждого водителя штраф в размере 1 000 рублей (статья 12.10 КоАП);
  • лишить прав на управление обоих водителей сроком на 6 месяцев;
  • выплатить пострадавшему пассажиру компенсацию в размере 37 000 рублей.

Каждый водитель, в том числе и машинист поезда, обязан знать, что предотвратить столкновением на переезде легче, соблюдая правила движения, чем потом разбирать обстоятельства происшествия и выплачивать существенные суммы компенсаций.

Если же избежать столкновения не удается, то необходимо четко следовать правилам и инструкциям и не в коем случае не впадать в панику.

Читайте также: