Компенсация на лечение работникам пфр

Обновлено: 18.05.2024

Вопросы установления порядка определения компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях труда, имеют широкое и детальное правовое регулирование, но на практике в медорганизации возникает множество вопросов, связанных с их предоставлением.

Регулирование вопроса

6 правил установления размера компенсаций
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

ИЗ ВСЕГО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ:

Конкретные размеры надбавок и гарантий устанавливаются медорганизацией и должны быть отражены в коллективном и трудовом договоре, других локальных актах и предварительно согласованы с профсоюзным органом работников.

Как установить размер оплаты за вредность условий труда.

В настоящее время существует ряд неотмененных правовых актов, которыми руководствовались при расчете компенсаций работникам:
- Постановление Госкомтруда № 298/П-22 от 25.10.1974, устанавливающее списки специальностей и рабочих мест, отнесенным к вредным, которым устанавливаются соответствующие гарантии;
- Инструкция о порядке применения данного списка, утвержденная Госкомтруда в постановлении №273/П-20 от 21.11.1975;
- Постановление Госкомтруда СССР, №387/22-78 от 03.10.1986, в котором утверждено Типовое положение оценки условий труда, а также порядок применения перечня отраслевых работ, на которых возможно устанавливать доплаты.
Применять данные положения можно только в том случае, если в соответствующем локальном акте медорганизации имеется прямая отсылка к использованию вышеуказанных документов. При этом важно учитывать, что для отдельных категорий работников размер компенсаций прямо установлен федеральным законодательством. Далее будут рассмотрены некоторые виды компенсаций.

Сокращенное рабочее время.

Основания для предоставления работникам медицины уменьшенной продолжительности времени работы можно условно разделить:
1.Общее основание по результатам отнесения условий труда к вредным (3 и 4 степень опасности);
2. Прямое указание на сокращение рабочего времени для медперсонала, установленное трудовым законодательством.
Нам интересен второй вариант, предусмотренный ст. 350 ТК РФ. Данная норма является отсылочной, и устанавливает, что продолжительности времени работы медицинских работников определены Постановлением Правительства России № 101 от 14.02.2003 года. В этом же постановлении указаны и конкретные списки должностей, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медработников не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медработникам

В соответствии с положениями трудового законодательства, предоставление дополнительных отпусков некоторым группам работников устанавливается нормативными актами правительства. В Постановлении Правительства № 482 от 06.06.2013 утвержден перечень лиц, имеющих право на такой отпуск. К ним отнесены:
Работники, оказывающие психиатрическую помощь, например, (врач, главная медсестра, сестра-хозяйка и т.д.)
Служащие, которые работают с людьми, больными туберкулезом (врач и врач-фтизиатр)
Работающие с материалами, содержащими вирус ВИЧ, осуществляющие лечение и диагностику ВИЧ-инфекции (врач, врач лабораторной диагностики и иные лица, работающие с указанными материалами).
Если у указанных категорий лиц возникает право на получение дополнительного отпуска за вредность труда по иным основаниям, то отпуск предоставляется лишь по одному из оснований. Таким образом, расчет дополнительного отпуска за вредные условия медработникам производится с учетом требований ТК, названного постановления и отражается в коллективном и трудовом договоре.

Оплата за вредность условий труда

  1. Для сотрудников медучреждений, находящихся в ведении федерации, а также государственным академиям наук - 20% надбавка от должностного оклада или тарифной ставки (Постановление Правительства № 391 от 03.04.1991);
  2. Для работающих в медучреждениях, находящихся в ведении субъектов федерации - надбавка устанавливается непосредственно правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта федерации должны при назначении размера повышения оплаты труда руководствоваться приказом № 307/221 от 30.07.1996 года Госкомсанэпиднадзора, в котором утверждены перечни организаций и производств, работа в которых дает право на получение 20% надбавки.

При установлении конкретной надбавки за работу с ВИЧ-инфицированными больными и материалами учитывается мнение профсоюзного органа работников.

Как сохранить надбавки и гарантии в случае отнесения условий труда к оптимальным

В случае признания ранее вредных условий труда безопасными и приемлемыми по результатам специальной оценки условий труда, предоставленные ранее компенсационные выплаты и гарантии не сохраняются, соответственно в таком случае медучреждение обязано прекратить начисление компенсационных выплат.
Для сохранения выплат указанным категориям лиц можно сделать следующее:
Никто не запрещает медорганизации ввести допвыплаты компенсационного характера, которые связаны с исполнением сотрудниками своих обязанностей. Данные выплаты должны быть отражены в Положении об оплате труда, например, в разделе стимулирующих выплат, учитывая выполнения работниками определенных показателей эффективности. Для этого в другие локальные акты организации включаются соответствующие поправки, детализирующие основания предоставления подобных стимулирующих выплат. Данного подхода придерживается Министерство труда России.
Такое решение позволяет сохранить уровень заработной платы работников медучреждений на прежнем уровне. В целом, схема введения стимулирующих выплат для руководителя медицинского учреждения выглядит следующим образом:
1. Утверждается список должностей, советующий положению об оплате труда организации, в которых предусмотрены социальные гарантии и допвыплаты
2. Вносятся поправки в локальные правовые акты медорганизации, касающиеся системы оплаты труда.
3. Включаются виды установленных допвыплат в трудовые договоры работников, либо оформляются допсоглашениями.

Положена ли доплата за вредность медицинскому работнику, работающему по совместительству на 0,25 ставки?

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ООГ-486вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы вышеуказанными федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, ранее регламентировавшее предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726 .

На основании ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно должны указываться гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
При этом ч. 2 ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Таким образом, медицинский работник, работающий по совместительству на 0,25 ставки имеет право на получении соответствующей доплаты за работу с вредными условиями труда в соответствии с системой оплаты труда, действующей в медицинской организации.

Суд указал, что если в случае невыполнения этой обязанности ПФР гражданин несвоевременно обратился с заявлением о получении компенсационных выплат, то неполученные суммы должны быть выплачены ему полностью без ограничения каким-либо сроком


Одна из адвокатов заметила, что решение Верховного Суда является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров. Другая отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. По мнению третьей, рассматриваемая правовая позиция ВС дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату. В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г. при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение. Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Содержание:

  • Как отказаться от выдачи лекарств и заменить ее денежной компенсацией
  • Мнения специалистов по поводу замены лекарств денежной компенсацией
  • Как восстановить право на получение лекарств
  • Что такое налоговый вычет за лечение
  • Как оформить налоговый вычет за лечение
  • Какие есть ограничения по налоговому вычету
  • Какие медицинские услуги позволяют получить налоговый вычет
  • Какие граждане имеют право на получение лекарств или денежной компенсации

лекартсва в аптеке

Как отказаться от выдачи лекарств и заменить ее денежной компенсацией

При этом государство предоставляет гражданину, относящемуся к одной из льготных категорий, право выбора: получать или социальные услуги, или оформить отказ от лекарств в пользу денежной компенсации. Отказаться от выдачи лекарств и получать вместо них деньги очень просто: надо написать заявление об отказе от социальных услуг и выборе денежной компенсации и подать это заявление в Пенсионный фонд России (ПФР) лично, через МФЦ (многофункциональный центр), по почте или через Единый портал государственных услуг.

Мнения специалистов по поводу замены лекарств денежной компенсацией

Денежная компенсация за бесплатные лекарства не всегда оправдана. Дело в том, что с февраля 2020 года стоимость денежной компенсации полного набора социальных услуг составляет 1 155,06 рубля, в том числе 889,66 рубля полагается в качестве компенсации за лекарства, 137,63 рубля — за санаторно-курортное лечение и 127,77 рубля — за проезд на железнодорожном транспорте.

Как мы понимаем, в реальности затраты на все перечисленные цели могут составлять гораздо большие суммы. Если человек реально нуждается в лекарствах, то 889,66 рубля могут отнюдь не покрыть его потребность в фармацевтических препаратах.

В этом случае замена лекарств денежной компенсацией будет невыгодным решением: на покупку лекарств в аптеках уйдет гораздо больше средств, чем вы получите, выбрав отказ от денежной компенсации за лекарства.

Например, стоимость лечения отдельных категорий больных может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до миллиона рублей в год, и, выбирая отказ от бесплатных лекарств в пользу денежной компенсации, льготник не понимает, что обрекает себя на очень серьезные проблемы, поскольку затем все это лечение придется оплачивать из собственного кармана или оставаться без лечения в случае отсутствия на него средств.

Как восстановить право на получение лекарств

Восстановить право на получение социальных услуг от государства, включая и лекарственные препараты, можно столь же простым способом, как и отказаться от лекарств. Для этого до 1 октября текущего года необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России.

Сделать это можно лично в приемной территориального отделения ПФР, либо через Единый сайт государственных услуг или через Многофункциональный центр (МФЦ), а также отправив заявление в ПФР по почте.

компенсация за лекартсва

Что такое налоговый вычет за лечение

Под налоговым вычетом за лечение в Российской Федерации понимается возврат части налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при получении медицинских услуг. К этим услугам, кстати, относятся и стоматологические услуги, которые являются довольно дорогими.

Само собой, получить налоговый вычет за лечение могут лишь плательщики НДФЛ, индивидуальные предприниматели и самозанятые, если только они не работают где-то в качестве наемных работников, к этой категории не относятся.

Налоговый вычет полагается за оказанные налогоплательщику, его супругу или супруге, родителям, несовершеннолетним детям и подопечным медицинские услуги, а также за любые лекарства, назначенные врачом, за страховые взносы по договору добровольного медицинского страхования.

Как оформить налоговый вычет за лечение

Для получения налогового вычета необходимо подать заявление в налоговый орган или работодателю. Для этого потребуется заполнить декларацию о налогах по форме 3-НДФЛ, представить подтверждающие документы, включая квитанции и чеки о покупке лекарств, рецепты врача, квитанции об оплате лечения в клинике. Все эти документы должны быть предоставлены в налоговый орган или работодателю, который затем вычтет сумму налогового вычета из вашей заработной платы.

Какие есть ограничения по налоговому вычету

Во-первых, налоговый вычет можно получить лишь в том случае, если вы являетесь плательщиком НДФЛ. Но тот же индивидуальный предприниматель может оформить налоговый вычет за свое лечение на жену или сына, если они являются плательщиками НДФЛ.

Поэтому воспользоваться налоговым вычетом можно не только в том случае, если вы являетесь налогоплательщиком, но и если налогоплательщиком является ваш ближайший родственник, которому в этом случае необходимо выступить в роли лица, оплатившего ваше лечение.

Во-вторых, налоговый вычет выплачивается в размере 13% от потраченной на лечение суммы, но лишь в том случае, если эта сумма не превысила 120 тыс. рублей. Исключения сделаны для сложных и дорогостоящих операций.

В-третьих, вернуть в течение года гражданин может лишь сумму, уплаченную им в качестве налога с доходов физического лица, то есть нельзя, уплатив 40 тыс. рублей налогов, вернуть 50 тыс. рублей налогового вычета в течение одного года.

Какие медицинские услуги позволяют получить налоговый вычет

Предоставление налогового вычета возможно в тех случаях, если гражданин оплатил приобретение лекарственных препаратов, выписанных врачом, или получил медицинские услуги по лечению заболеваний, включая и стоматологические услуги, и санаторно-курортное лечение.

Список медицинских услуг, за оплату которых гражданин может получить налоговый вычет, содержится в постановлении правительства РФ от 08.04.2020 № 458.

В этом списке есть два раздела. В первый раздел входят медицинские услуги, за которые получается вычет не более 120 тыс. рублей. Это, к примеру, оплата УЗИ, анализов, санаторно-курортного лечения. Второй раздел включает в себя виды дорогостоящего лечения, при котором сумма налогового вычета не ограничена и определяется расходами налогоплательщика. Сюда входит дорогостоящее лечение зубов, лечение бесплодия методом ЭКО и так далее.

очередь за лекарствами

Какие граждане имеют право на получение лекарств или денежной компенсации

Правом на получение денежной компенсации вместо лекарств обладает несколько категорий граждан. Они делятся на федеральных и региональных льготников.

Инвалиды

В первую очередь право на денежную компенсацию вместо лекарств имеют инвалиды всех групп, инвалиды войны. Они имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами в соответствии с перечнем приложения №2 распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р. Сюда же относятся и дети-инвалиды.

Ветераны Великой Отечественной войны

Участники Великой Отечественной войны, приравненные к ним лица, ветераны боевых действий, жители блокадного Ленинграда, члены семей ветеранов войны, погибших на фронте или умерших от ранений, также имеют право на получение бесплатных лекарств.

Дети до трех лет и дети с инвалидностью до шести лет

Дети до трехлетнего возраста, дети с инвалидностью до шести лет, дети из многодетных семей до шести лет имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами во многих регионах России — это категория региональных льготников.

Люди с хроническими заболеваниями

Лица, имеющие хронические заболевания, но при этом не имеющие инвалидность, в ряде регионов РФ обладают правом на получение набора лекарств по льготной стоимости в 50% от цены или денежной компенсации вместо лекарств.

Чернобыльцы

Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС относятся к федеральной категории льготников. К ним приравниваются и все другие лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне.

Пенсионеры

Лица, достигшие пенсионного возраста, в определенных условиях имеют право на получение льготных лекарств или на замену лекарств денежной компенсацией. Данная льгота носит региональный характер. К группе региональных льготников относятся также те пенсионеры, которые имеют статус тружеников тыла. Они также могут рассчитывать на льготное получение лекарственных средств, при необходимости — на частичную компенсацию их стоимости.

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Как получить финансовое обеспечение из ФСС

В данном материале мы приводим подробную инструкцию по оформлению получения возмещения из ФСС.
Финансовое обеспечение — возмещение денежных средств из Фонда социального страхования на отдельные категории расходов работодателя. ФО предусматривает возврат средств за счет страховых взносов, которые подлежат перечислению в ФСС в текущем финансовом году.

Ограничения:

  1. Объем денежных средств, предоставляемых в рамках финансового обеспечения, не может превышать 20% от суммы взносов, перечисленных работодателем в ФСС в предыдущем календарном году.
  2. Если работодатель с численностью сотрудников до 100 человек в течение двух предшествующих лет не осуществлял ФО, объем обеспечения в текущем году не может превышать:
  • 20% от суммы страховых взносов за три года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов работодателя на ФО за этот же период;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению работодателем в ФСС в текущем финансовом году.

Категории расходов, подлежащие ФО:

  1. Специальная оценка условий труда.
  2. Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных и/или опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями.
  3. Приобретение специальной одежды и обуви (и других средств защиты) сотрудникам, работающим с вредными и/или опасными производственными факторами.
  4. Санаторно-курортное лечение для сотрудников, работающих с вредными и/или опасными производственными факторами.
  5. Организация обязательных периодических медицинских осмотров сотрудников, работающих с вредными и/или опасными производственными факторами.
  6. Обеспечение сотрудников лечебно-профилактическим питанием.
  7. Приобретение алкометров/алкотестеров и тахометров для водителей.
  8. Приобретение аптечек первой помощи.

Обучение по охране труда отдельных категорий сотрудников:

  • руководителей организаций малого предпринимательства;
  • сотрудников организаций малого предпринимательства (с численностью до 50 человек), с обязанностями специалистов по охране труда;
  • руководителей государственных учреждений и их структурных подразделений;
  • руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
  • членов комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Оформление

Для получения ФО необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС до 1 августа текущего года со следующими документами:

  • Список мероприятий (копия) по улучшению условий и охраны труда сотрудников, разработанных по результатам специальной оценки условий труда и/или выписка из коллективного договора.
  • План финансового обеспечения в текущем календарном году с учетом проведенных мероприятий с указанием суммы финансирования.
  • Копия приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
  • Копия гражданско-правового договора с организацией, осуществляющей оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест и стоимости проведения.

Для получения финансового обеспечения на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров требуются дополнительные документы:

  • Список сотрудников (в двух экземплярах), подлежащих профосмотру в текущем году. В списке также должна быть указана информация о профессии работников и соответствующих вредных факторах и/или работах.
  • Копия договора с лечебным учреждением на проведение медицинских осмотров. В приложении к договору должен быть представлен расчет стоимости профосмотров и прейскурант цен на оказание необходимых медицинских услуг.
  • Копия лицензии лечебного учреждения на право проведения предварительных и периодических медицинских осмотров .

Общая стоимость профосмотров, указанная в договоре с медицинской организацией должна соответствовать стоимости, представленной в расчете (калькуляции) в приложении, а стоимость каждой оказанной медицинской услуги или исследования – позиции в прейскуранте цен.
Обращаем ваше внимание, что все медицинские осмотры должны быть проведены в строгом соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н., в том числе включать осмотр всеми необходимыми специалистами и проведение всех необходимых исследований, предусмотренных этим документом. В частности, обязательным для всех лиц, направляемых на профосмотр, является осмотр терапевтом, наркологом и психиатром.

Кроме того, работодатель несет ответственность за целевое использование возмещенных денежных средств в соответствии с представленным планом. Расходы, не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет финансового обеспечения.

Сроки принятия решения ФСС о финансовом обеспечении:

  • в течение 10 рабочих дней, если сумма страховых взносов за предшествующий год не превышает 8 млн рублей;
  • в течение 18 рабочих дней, если сумма страховых взносов за предшествующий год превышает 8 млн рублей.

Читайте также: