Коллектив сотрудников как элемент воспитательной системы и субъект процесса исправления осужденных

Обновлено: 18.05.2024

Воспитательный процесс - определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Многолетний опыт деятельности ИУ показывает, что несмотря на широкий комплекс различных педагогико-воспитательных средств и методов, применяемых по отношению к осужденным, цели их перевоспитания нередко, к сожалению, не достигаются, многие лица отбывшие наказание, в виде лишения свободы вновь совершают преступления. В этой связи весьма актуальным представляется глубокое изучение особенностей и закономерностей воспитательной системы и воспитательного процесса в ИУ, изучение форм и методов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, что позволит воспитателю успешно организовывать и руководить процессом воспитания в состоянии полной или частичной изоляции осужденных от общества.

Раскрытию особенностей и закономерностей воспитания в условиях пенитенциарных учреждений посвящена данная работа.


Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительном учреждении

Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

На осужденного влияют и обстановка ИУ, и настроение ближайшего социального окружения, и сложившаяся система его отношений с другими осужденными, сотрудниками, близкими родственниками, друзьями, знакомыми, и многое другое. На него непосредственно и опосредствованно в течение суток оказывается влияние большого количества источников воздействия. Практически же они могут частично или полностью нейтральными, если воспитуемый остается лишь объектом воздействия и не становится одновременно субъектом перевоспитания, когда он начинает проявлять соответствующую активность в преобразовании (превращении) собственных природных и социально приобретенных способностей и возможностей в общественно значимые побуждения, поступки, действия. Стремление личности к самосовершенствованию определяется социально-психологической атмосферой в ИУ, всем комплексом воздействующих факторов. Система воспитательного воздействия строится таким образом, чтобы она базировалась на широкой общественно полезной деятельности осужденных, развивала социально значимую активность личности, высокую требовательность к себе, к самоконтролю за нравственным поведением в коллективе и вне него 1 .

В науке уголовно-исправительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальна, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь - изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обуславливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч.1 ст.9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

1. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.: Под ред. В.М. Анисинков, С.А. Капункин / Ростов на Дону / Феникс 2008 ст.112-113.

2. Уголовно-исполнительное право: Пособие для сдачи экзамена - М.: Юрайт - Издат, 2004, Под ред.С.М. Зубарева, ст. 43.

Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (чЛ ст.110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого обществ, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направленно на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой формирование трудовых навыков и умений у осужденных, развитие у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни - единственно правильный приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направленно не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания наказания.

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.

Процесс перевоспитания в пенитенциарных учреждениях организуется в жестких правовых рамках, что обусловлено специфическим объектом воздействия - осужденными, их правовым статусом. Правовая регламентация процесса перевоспитания вызывается, прежде всего, необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. Правовому регулированию подвергается практически все основные элементы педагогической системы: производственная, общественная, учебная, бытовая и другие сферы жизни осужденных; служебная деятельность сотрудников, воспитателей; взаимоотношения сотрудников и осужденных; применение основных средств исправления и перевоспитания, форм и методов педагогического воздействия. Заметим, что строгие правовые рамки несут в себе положительный воспитательный потенциал. Они способствуют выработке соответствующего отношения к закону, к требованиям и традициям общества, формируют дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей.

В реальном процессе перевоспитания часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и правовыми предписаниями. Педагогический процесс творческий, требующий постоянного изменения, совершенствования форм, средств и методов воздействия, а правовая форма явление более консервативное. Правовая норма не может отразить в себе всю индивидуальность личности и многообразие возникающих педагогических ситуаций, она является обобщающим предписанием. Педагогические же решения всегда рассматривают конкретную личность. Они во многом определяются ситуацией, особенностями личности как воспйтуемого, так и воспитателя. Взаимное влияние педагогики и права расширяет сферы их положительного воздействия на осужденных и усиливает процесс исправления их личности. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определенны в ст.110 УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной 2) групповой 3) массовой.

При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Более распространенным являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.).

Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

В соответствии с приказом Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом и создания оптимальных условий отбывания наказания осужденными в соответствии с требованиями УИК РФ. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствие с актами Минюста России в исправительной колонии в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных, в воспитательной колонии - 120 человек.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения, который имеет высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Индивидуальная воспитательная работа включает в себя систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальную воспитательную работу в ИУ организует начальник отряда. Для ее правильной организации и проведения необходимо предварительное изучение личного дела осужденного, в том числе - с помощью психологических тестов. Индивидуальная работа базируется на индивидуальном подходе. Он предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осужденного, основанного на знании его черт личности и условий жизни. Тогда индивидуальную воспитательную работу можно определить как систему целенаправленного воздействия субъектов на объект - осужденного. Изучение личности осужденного - сложный и длительный процесс, требующий соблюдения следующих педагогических принципов:

взаимосвязь изучения и воспитания;

плановость изучения (изучать личность не от случая к случаю, а постоянно по специальной программе);

целенаправленность изучения (почему один испытывает напряженность, другой не хочет учиться и т.д.);

непрерывность и преемственность изучения;

изучение личности в развитии;

взаимопроверка сведений о конкретной личности.

Содержание воспитательной работы в отряде зависит от того, на каком этапе отбывания наказания находится осужденный. Условно можно выделить:

адаптация к условиям ИУ (начальный этап);

реализация комплекса средств исправления (основной этап); - подготовка к освобождению (заключительный этап).

На начальном этапе проводится углубленное ознакомление с личным делом осужденного и психолого-педагогическое изучение личности с выявлением отношения к совершенному преступлению и назначенному наказанию, установлением степени криминальной зараженности и педагогической запущенности. По тому, как проходит процесс социально-психологической адаптации к условиям ИУ, определяется степень восприятия осужденным условий отбывания наказания и оказываемого на него исправительного воздействия.

Результатом первичного изучения личности осужденного должен стать индивидуальный социально-психологический портрет (характеристика), включающий в качестве разделов уголовно-правовую, социально-демографическую, психо лого-педагогическую и иную информацию. Такую работу проводит начальник отряда во взаимодействии с сотрудниками психологической, режимной и оперативной служб, медсанчасти. Результаты отражаются в документации начальника отряда.

В целом на начальном этапе с каждым осужденным проводится:

ознакомительно-ориентационные беседы начальника отряда, в ходе которых выявляются личностные установки по отбытию наказания, круг общения, социальный статус среди осужденных, социально-полезные связи на свободе, отношение к факту совершенного преступления и наказания, степень осознания вины, личные перспективы, согласование вопросов трудоустройства в колонии, разъяснение требований и правил внутреннего распорядка;

наблюдение и контроль со стороны начальника отряда, членов совета воспитателей, а также общественных формирований за его поведением, трудовой деятельностью, кругом общения, взаимоотношениями с другими осужденными и представителями администрации, участием в проводимых мероприятиях;

контроль за выполнением различных поручений администрации, постепенное приобщение к жизни отряда;

в случае необходимости, корректировка его поведения с помощью бесед и мер общественного и дисциплинарного воздействия;

составление плана индивидуально-воспитательной работы на период адаптации и перспективного плана работы с осужденным на весь период отбывания наказания (предлагаемый перечень вопросов может быть изменен и дополнен).

Затем начальник отряда с помощью психолога и социального работника составляет комплексную программу исправления осужденного, результаты которого отражаются в дневнике индивидуальной воспитательной работы. На основном этапе проводится целенаправленная и дифференцированная воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного, выявленных на начальном этапе, по составленной комплексной программе исправления.

Осужденные, находящиеся на основном этапе отбывания наказания, привлекаются ко всем групповым и массовым мероприятиям, проводимым на уровне отряда и колонии в целом. С каждым осужденным проводится углубленная индивидуальная воспитательная работа.

На основном этапе может быть осуществлен перевод осужденного, в соответствии с установленными законом требованиями и достигнутыми результатами исправления, в облегченные условия отбывания наказания. Такой перевод может быть осуществлен как внутри одного и того же отряда, так и сопровождаться переводом в другой отряд. В целом на основном этапе осуществляется:

определение перспективы прогрессивного перевода на другие условия отбывания наказания (ежегодно);

привлечение к мероприятиям проводимым в отряде (постоянно);

вовлечение в работу самодеятельных организаций (постоянно);

ознакомление с методиками самовоспитания (ежемесячно);

проведение аттестации (ежегодно);

заслушивание на заседании Совета воспитателей отряда;

контроль за соблюдением личной гигиены (еженедельно);

контроль за отношением к лечению (постоянно);

контроль за отношением к работе (постоянно);

контроль за взаимоотношениями среди осужденных в отряде (постоянно);

контроль за дружескими связями (постоянно);

контроль за содержанием спального места (постоянно);

определение отношения к соблюдению режима (постоянно);

определение отношения к воспитательным мероприятиям (постоянно);

изучение переписки (постоянно);

выявление психологических и нравственных изменений за период отбывания наказания (до очередной аттестации);

определение отношения в коллективе (ежемесячно);

возложение поручений на осужденного и осуществление контроля за его исполнением (постоянно);

проведение работы по укреплению социально-полезных связей (ежеквартально);

сбор и обобщение независимых характеристик (каждое полугодие);

заслушивание на заседании самодеятельных организаций осужденных перед годовой аттестацией (ежегодно).

На заключительном этапе проводится целенаправленная работа по подготовке к освобождению. На основе этого осуществляется:

организация школы по подготовке осужденного к освобождению (за год до освобождения);

рассмотрение вопросов трудового, бытового устройства после освобождения путем проведения бесед с осужденным и рассылкой запросов по будущему месту жительства (за пол года до освобождения);

проведение социально-психологических тренингов (за год до освобождения);

решение вопросов о предоставлении краткосрочного отпуска за пределы ИУ (за пол года до освобождения).

При реализации данного этапа начальник отряда наиболее тесно взаимодействует со службой социальной работы ИУ. Целесообразно также привлекать к работе психолога для проведения психологических тренингов, воспроизводящих вхождение в реальную жизнь после освобождения с выработкой соответствующих психологических установок.

Записи в карточках индивидуальной воспитательной работы с осужденными проводится не реже одного раза в полугодие в виде расширенной характеристики поведения осужденного за прошедшее полугодие и результатами выполнения запланированных мероприятий с постановкой задач на следующее полугодие, либо в соответствии с запланированными конкретными сроками.

Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется только начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения - педагог и воспитатель[1].

Для осуществления воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда (СВО), который создается приказом начальника учреждения.

В его состав входят: начальник отряда, другие сотрудники ИУ, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища при ИУ, представители общественности (по представлению начальника отряда), (в воспитательной колонии – воспитатели, представители родительского комитета). Начальник отряда является председателем СВО и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.

В работе СВО могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при ИУ, родственники осужденных.

Заседания СВО проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Обсуждаемые вопросы протоколируются секретарем, выбранным СВО. Решения СВО принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

Итоги работы СВО подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.
^ Тема 13. Коллектив сотрудников исправительных учреждений как субъект организации процесса исправления осужденных

Коллектив сотрудников исправительного учреждения – объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в государственном учреждении согласно их функциональным обязанностям.

Структура коллектива сотрудников
исправительного учреждения

Деятельность совета воспитателей отряда

Организация воспитательной работы

Вовлечение осужденных в общеобразовательное и профессионально обучение

Работа по соблюдению осужденными режимных требований

Организация трудового воспитания в условиях рыночной экономики

Психологическое обеспечение воспитательного процесса

Организация безопасности и социальной помощи осужденным и др.

Структура общего коллектива сотрудников колонии

Каждое из подразделений решает группу вопросов, которые органически входят в общий комплекс работы с осужденными. Успех зависит как от каждого из этих структурных звеньев, так и от взаимодействия между ними.

Особенности коллектива сотрудников
исправительного учреждения


1. Ярко выраженная воспитательная цель деятельности – исправление осужденных


2. Разнородность состава коллектива сотрудников исправительного учреждения


3. Организация коллектива сотрудников на основе принципа единоналичия и строгой субординации


4. Коллектив сотрудников наделен властными полномочиями по отношению к осужденным

^ Тема 14. Педагогическое общение
как необходимый компонент профессиональной деятельности сотрудника исправительного учреждения


  • обмен информацией;

  • выработку единой стратегии взаимодействия;

  • восприятие и понимание другого человека.

Функции педагогического общения


Информационно-коммуникативная

Речевая форма реализации функции – диалог, информационный контакт субъектов общения. Результативность общения зависит от того, насколько субъекты будут равноправны, настолько сделают незаметным свое коммуникативное лидерство и смогут организовать соразмышление, сотворчество.

Регуляционно-коммуникативная

Можно определить как стержнеобразную, направляющую процесс общения и соединяющую все его нити. Педагог постоянно регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем собеседников, корректирует решение коммуникативных задач – и запланированных и возникающих спонтанно. Здесь важна мобильность, внутренняя готовность к изменению тактики речевого взаимодействия. Опытный педагог чувствует реакцию аудитории и может интуитивно корректировать тот или иной способ или прием речевого взаимодействия.

Воспитательно-коммуникативная

Широкий спектр воздействия: развитие личностных качеств воспитуемого; формирование эмоциональной сферы и перцептивных (от лат. "восприятие") способностей; развитие эстетической восприимчивости и др.

Формы и этапы педагогического общения

Прогностический этап педагогического общения заключается в моделировании предстоящего общения.



Начальный этап общения предполагает организацию непосредственного общения и установление психологического контакта в атмосфере доверия.



Этап управления общением в развивающемся педагогическом процессе. Предполагает решение значительного ряда постоянно возникающих коммуникативных задач, идет постоянное соответствие методики воздействия и системы общения.

Этап осуществления форм педагогического воздействия может осуществляться в двух направлениях: законченное педагогическое воздействие по решению определенной задачи и незаконченное педагогическое воздействие, где еще существует альтернативность решения задачи.

На заключительном этапе сотрудник анализирует использованную им систему общения, осмысливает ее форму, уточняет возможные варианты организации общения и прогнозирует очередное общение, моделируя его структуру.

Пространственно-временная организация общения


Дистанция

Расстояние

Собеседники

Ситуации

Интимная

менее 40-50 см

родители, дети, возлюбленные и т.д.

духовная близость, полное доверие

Личная

от 0,4-0,5
до 1,2-1,3 м

друзья, единомышленники

доверие, обсуждение личных проблем, совместная деятельность

Специальная

от 1,2-1,5 до 2 м

приятели, коллеги по работе

обмен новостями, деловой разговор

Формальная

от 2 м
до 3,7-4 м

начальник – подчиненный, деловой партнер

прием у начальства, деловые переговоры, визит к чиновнику

Публичная

более 3,7-4 м



воздержание от общения, простое приветствие


  • на переориентацию направленности личности с преступных целей на общественно-значимые;

  • формирование у осужденных потребности в позитивных связях;

  • устранение различных видов криминального общения.

  • конфликтов между службами;

  • низкой сплоченности коллектива сотрудников;

  • отсутствия взаимопомощи и подстраховки в коллективе

  • сотрудников;

  • неудовлетворенности стилем руководства и др.

Стили педагогического общения
Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия партнеров по общению.

Личные качества сотрудника исправительного
учреждения, обеспечивающие эффективность его
эмоционально-волевого воздействия на процесс общения


^ Тема 15. Участие общественности, родственников и иных субъектов в исправлении осужденных

Контакты осужденных с представителями общественных организаций, религиозных объединений постоянно указывают осужденному на направленность общественного мнения в отношении его личности и поведения, на изменение общественного мнения при изменяющемся поведении осужденного. Особенность воспитательного воздействия общественности в том, что она может одобрять или осуждать то или иное действие, поведение осужденного.

Формы участия общественности в исправлении осужденных


Попечительские советы

Общественные советы

Родительские комитеты

Религиозные объединения

Благотворительные организации и иные формы


^ Направления участия общественности в исправлении осужденных


Концепция воспитательной работы с осужденными
в условиях реформирования УИС (2000 – 2005 гг.) об участии
общественности в деятельности исправительных учреждений
указывает на необходимость:

Родительские комитеты

Основная цель создания и работы родительских комитетов – оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса. В родительский комитет включаются с их согласия родители осужденных, содержащихся в воспитательной колонии, лица, их заменяющие, другие близкие родственники. Цель создания – повышение эффективности воспитательного воздействия на осужденных.

В родительские комитеты следует избирать родителей и иных лиц с учетом их индивидуальных качеств, уровня образования, авторитетности среди воспитанников колонии, возможности оказывать на них положительное влияние или предоставлять иную помощь. Имеет значение также фактическая возможность того или иного лица уделять время работе в родительском комитете. При этом учитывается занятость человека на работе, близость места жительства, места расположения колонии и др.


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из условий, накладывающих отпечаток на особенности воспитательного процесса в пенитенциарной системе, является осуществление исправления осужденных в жестких правовых рамках. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного законодательства закреплены права и обязанности осужденных, их юридический статус. Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. В зависимости от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна. Условия жизнедеятельности осужденных в колониях особого режима и тюрьме более жесткие по сравнению с условиями колонии общего режима. Кроме того, в исправительных учреждениях всех видов режима созданы условия содержания лиц, лишенных свободы, в зависимости от их поведения: обычные, облегченные и строгие. Намного расширяются в сторону гуманизации рамки правового регулирования и правоотношений несовершеннолетних осужденных и лиц женского пола. Строгая регламентация деятельности исправительных учреждений несет в себе положительный воспитательный потенциал. Она способствует выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формирует дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.

Исправление осужденных в колонии осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды: большого скопления лиц, имеющих существенные нравственные пороки, отличающихся низкой степенью правовой и моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие нравственных качеств, потому что микросреда пенитенциарного учреждения выступает как негативный социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на осужденных.

Член совета воспитателей выступает как субъект взаимоотношений, целенаправленно воздействующий на нравственную сферу личности осужденного и ее элементы. Он организует его деятельность, влияет на процесс воспитания у него убежденности, самооценки, общественной направленности, изменяет их в нужном направлении, добиваясь переживания осужденным наказания, раскаяния в совершенном преступлении, осознания вины в противоправных действиях.

Обратная информация, поступающая к члену совета воспитателей от осужденного, на основании изменений его ответственности позволяет предвидеть конфликтные ситуации, принимать конкретные меры к их преодолению, способствовать сознательной саморегуляции взаимоотношений осужденных.

Педагогические исследования (И. А. Невский, А. Ф. Никитин и др.) позволяют сделать вывод о том, что член совета воспитателей только тогда может успешно руководить процессом формирования личности, когда он предвидит мотивы, цели, средства их достижения, результат деятельности осужденных. При этом мотивы, цели, средства и результат деятельности члена совета воспитателей и осужденного должны в известной мере совпадать. Если этого не происходит, возникают отрицательные взаимоотношения, при которых осужденные направляют свои усилия на противодействие члену совета воспитателей. Они бурно реагируют на любые замечания, открыто нарушают дисциплину, не признают своей вины в содеянном, грубят и т. п. Это приводит, как правило, к нарушению контактов между членом совета воспитателей и осужденными, к рассогласованию этой подсистемы, которое наблюдается, прежде всего, в сфере отношений ответственной зависимости.

Налаживание правильных взаимоотношений с осужденными - показатель высокого педагогического мастерства члена совета воспитателей. Он должен быть высококультурным, иметь склонности к педагогической работе, уметь правильно строить деятельность свою и осужденных. Все это имеет существенное значение для процесса исправления осужденных, так как деятельность некоторых членов совета воспитателей в данном отношении сводится к морализированию, нотациям, преобладанию словесных форм воздействия, недооценке активности осужденных. В результате такая деятельность не несет большой воспитательной нагрузки и не способствует развитию у осужденных убежденности в нравственной ответственности, адекватной самооценки. В результате они не раскаиваются в своем преступлении, не осознают чувство вины за содеянное ими зло.

1. Стурова М. И. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспект). М, 2001.

2. Волошина Л. А. Нарушения нравственных норм как фактор насильственных преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40 - М., 2004. 28 с.

3. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004, 399 с.


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из условий, накладывающих отпечаток на особенности воспитательного процесса в пенитенциарной системе, является осуществление исправления осужденных в жестких правовых рамках. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного законодательства закреплены права и обязанности осужденных, их юридический статус. Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. В зависимости от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна. Условия жизнедеятельности осужденных в колониях особого режима и тюрьме более жесткие по сравнению с условиями колонии общего режима. Кроме того, в исправительных учреждениях всех видов режима созданы условия содержания лиц, лишенных свободы, в зависимости от их поведения: обычные, облегченные и строгие. Намного расширяются в сторону гуманизации рамки правового регулирования и правоотношений несовершеннолетних осужденных и лиц женского пола. Строгая регламентация деятельности исправительных учреждений несет в себе положительный воспитательный потенциал. Она способствует выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формирует дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.

Исправление осужденных в колонии осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды: большого скопления лиц, имеющих существенные нравственные пороки, отличающихся низкой степенью правовой и моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие нравственных качеств, потому что микросреда пенитенциарного учреждения выступает как негативный социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на осужденных.

Член совета воспитателей выступает как субъект взаимоотношений, целенаправленно воздействующий на нравственную сферу личности осужденного и ее элементы. Он организует его деятельность, влияет на процесс воспитания у него убежденности, самооценки, общественной направленности, изменяет их в нужном направлении, добиваясь переживания осужденным наказания, раскаяния в совершенном преступлении, осознания вины в противоправных действиях.

Обратная информация, поступающая к члену совета воспитателей от осужденного, на основании изменений его ответственности позволяет предвидеть конфликтные ситуации, принимать конкретные меры к их преодолению, способствовать сознательной саморегуляции взаимоотношений осужденных.

Педагогические исследования (И. А. Невский, А. Ф. Никитин и др.) позволяют сделать вывод о том, что член совета воспитателей только тогда может успешно руководить процессом формирования личности, когда он предвидит мотивы, цели, средства их достижения, результат деятельности осужденных. При этом мотивы, цели, средства и результат деятельности члена совета воспитателей и осужденного должны в известной мере совпадать. Если этого не происходит, возникают отрицательные взаимоотношения, при которых осужденные направляют свои усилия на противодействие члену совета воспитателей. Они бурно реагируют на любые замечания, открыто нарушают дисциплину, не признают своей вины в содеянном, грубят и т. п. Это приводит, как правило, к нарушению контактов между членом совета воспитателей и осужденными, к рассогласованию этой подсистемы, которое наблюдается, прежде всего, в сфере отношений ответственной зависимости.

Налаживание правильных взаимоотношений с осужденными - показатель высокого педагогического мастерства члена совета воспитателей. Он должен быть высококультурным, иметь склонности к педагогической работе, уметь правильно строить деятельность свою и осужденных. Все это имеет существенное значение для процесса исправления осужденных, так как деятельность некоторых членов совета воспитателей в данном отношении сводится к морализированию, нотациям, преобладанию словесных форм воздействия, недооценке активности осужденных. В результате такая деятельность не несет большой воспитательной нагрузки и не способствует развитию у осужденных убежденности в нравственной ответственности, адекватной самооценки. В результате они не раскаиваются в своем преступлении, не осознают чувство вины за содеянное ими зло.

1. Стурова М. И. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспект). М, 2001.

2. Волошина Л. А. Нарушения нравственных норм как фактор насильственных преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40 - М., 2004. 28 с.

3. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004, 399 с.

Читайте также: