Коллектив сектора состоит 5 человек каждый сотрудник может быть уволен начальником

Обновлено: 20.05.2024

Мы попросили руководителей российских компаний представить гипотетическую ситуацию и рассказать, как бы они ее решали.

Начальника отдела увольняют, вас назначают на его место. Коллеги отказываются вас принимать. Неформальный лидер коллектива объявляет бойкот, который поддерживают все сотрудники — они вас больше не слушаются. Как подавить бунт? Какие шаги нужно предпринять?

Олег Бусыгин,
генеральный директор Intake Consult, бизнес-тренер:

Существует несколько стратегий разрешения конфликтной ситуации в коллективе.

Один из наиболее действенных вариантов — сделать инициатора конфликта своим союзником, помощником, экспертом, то есть наделить человека желаемой для него ролью.

Второй вариант зависит от возможностей организации и заключается в назначении человека на должность, работа в которой требует автономии или выхода за рамки подразделения, где существует конфликт.

Третий вариант — привлечение профессионального консультанта по управлению, который сможет погасить конфликт на эмоциональном уровне и разрешить его на логическом.

Четвертый вариант — продолжать подавление источника конфликта, что займет ваше время и потребует дополнительных ресурсов.

Как завещал Макиавелли: найти регламентирующее правило, придуманное прежним руководителем.

Жестко, краткосрочно и оперативно наказать всех, кто его не исполняет. Мгновенно уволить тех, кого надо уволить, а уволить всегда есть кого. И далее в спокойном, благожелательном режиме выстраивать отношения с чистого листа.

Неформального лидера просто не замечать и не трогать. У него не будет повода восстать против правила, внедренного прошлым руководителем, — значит, не будет психологической возможности защитить обиженных и уволенных, а это прямая потеря авторитета.

В результате неформальный лидер или сам уйдет, или к вам придет.

Ситуация на самом деле классическая, с ней встречается хоть раз в жизни каждый руководитель. Здесь нужно понимать, что, то напряжение, которое возникает в коллективе, зависит не лично от нового руководителя.

Ситуацию надо рассматривать со следующей позиции: группа разрушилась в том виде, в котором она была, и ее нужно построить заново. Перед руководителем стоит главная задача: войти в группу в новой роли и выстроить группу под себя.

Для этого нужно собрать весь коллектив, но ни в коем случае не общаться с каждым сотрудником по отдельности. Лучше, если данное мероприятие будет проходить в формате +1, то есть в присутствии кого-то из вышестоящего руководства. Этот человек и представит нового руководителя коллективу. Но если по каким-то причинам руководителя некому представить, то это можно сделать самому от лица компании.

Таким образом он имеет возможность гасить конфликт, так как группа может выступать против нового руководителя, но против организации мало кто пойдет. А дальше проводить мероприятие по следующему сценарию:

3. Озвучить систему поощрений, санкций и наказаний.

4. Обозначить принцип распределения ресурсов, то есть как будут распределяться обязанности среди сотрудников.

Таким образом, данное мероприятие позволит четко обозначить свои требования на официальном уровне. Сотрудникам уже будет труднее конфликтовать с новым членом команды и дальше.

И нужно всегда помнить и смириться с тем фактом, что руководитель никогда не станет частью той группы, которой руководит. Руководитель становится частью другой команды — менеджеров. Надо отнестись к этой ситуации как к возможности подняться на новой уровень.

Наталья Налимова,
директор по развитию SkyBase:

У меня была подобная ситуация. Два маленьких отдела объединили в один. В результате руководитель одного из отделов стал подчиненным руководителя второго отдела, то есть меня.

Явного бунта не было, но коллеги из присоединенного отдела поначалу были недовольны сменой руководства и установкой новых правил. Еще и коллектив чисто женский у нас был, что тоже не упрощает ситуацию.

Что можно сделать в таком случае? Для начала понять, чего именно коллегам не хватает после такого объединения, а потом придумать, как это встроить в новую схему.

Остальным сотрудникам непривычно обращаться к новому руководителю? Тоже решаемо: объяснить, что есть общие правила (раз уж мы теперь все вместе) и их нужно придерживаться, а узкие вопросы они по-прежнему могут решать со своим бывшим руководителем (он теперь выступает в роли их куратора).

Коммуницируйте. Поскольку вы начнете это делать с теми, кто вас бойкотирует, будет неприятно и некомфортно, но это придется сделать.

Вы не обязательно можете быть лидером этой группы, лучше даже отведите себе роль интегратора, когда всем участникам группы так или иначе придется с вами общаться. В процессе реализации люди, скорее всего, увидят, что не так уж вы и ужасны, как им хотелось думать, отношения начнут налаживаться.

Покажите свои неожиданные стороны. Чтобы убедить человека, надо его удивить. Например, инициируйте тимбилдинг, но пусть это будет не обычный ужин с вином и пиццей, а пикник на природе (если вы мастер по жарке шашлыков) или прогулка на лодке (а вдруг вы капитан малых судов?). Пусть люди увидят вас совсем другим и оценят неформальные таланты.

Просто не сдавайтесь. Если не отвечают, спросите еще раз. Если не слушают, сядьте и поговорите один на один. В конце концов, вы же отличный профессионал и знаете, как делать работу качественно и эффективно. А результат — верховный судья.

В таких ситуациях для начала лучше провести разведку. Узнать, насколько велик авторитет неформального лидера, как сильно все остальные от него зависимы.

Поспешных решений в виде сокращения зарплаты или увольнения лучше избегать — они только усугубят ситуацию. Если путь к умам сотрудников лежит через неформального лидера, то стоит попытаться найти с ним общий язык.

Объясните ему, что вы далеко не во всем разбираетесь и очень рассчитываете на его помощь в работе. Не стоит сразу прибегать к финансовой мотивации, здесь, скорее, подойдет интересный проект, в котором задействованы остальные сотрудники.

Создайте определенную иллюзию власти и значимости неформального лидера. С одной стороны, он может действительно хорошо себя проявить и оправдать ваше доверие, а с другой, остальная часть коллектива увидит, что ваша новая должность никак не влияет на человеческие качества.
Для остальных сотрудников подойдут небольшие локальные задачи, где главным призом может стать дополнительный выходной, но лучше не говорить об этом заранее. Когда ситуация немного стабилизируется, организуйте мотивирующие игры, желательно вне офиса.

Попросите каждого придумать по одному увлекательному конкурсу, который должен выполнить определенный сотрудник. Возможно, выбор будет часто падать на вас и где-то произойдут неловкие моменты, но ваша самоирония и терпение обязательно вознаградятся. Когда вы покажете всем, что не собираетесь отталкиваться исключительно от своих идей, а готовы слушать и принимать точку зрения любого сотрудника отдела, вы сможете рассчитывать на то, что конфликт будет исчерпан.

Даже если бойкот происходит в режиме итальянской забастовки, когда должностные инструкции выполняются, но ничего не происходит, результативность вашего подразделения страдает. А ресурсы все-таки всегда ограничены.

Поэтому я как руководитель за то, чтобы расставаться в случае фатального несовпадения интересов и невозможности договориться с подчиненным по-человечески. Если со стороны неформального лидера нет малейшего уважения к вам как к руководителю, об эффективном управлении можно забыть. Но это уважение можно заработать открытым, честным диалогом.

Поэтому в такой ситуации я бы вызвала неформального лидера на разговор и дала бы понять, что он хороший, полезный и важный и мне нужна его помощь и поддержка. Это тем более следует сделать, если есть подозрение, что он хотел занять ваше место. Если причина такого поведения и настроя в чем-то другом, вы тоже это выясните во время личного разговора и примите к сведению. Я бы также рассказала о своих целях, видении и о том, что хочу для этого сделать в качестве нового руководителя, и что у меня нет времени играть в игры, мы должны работать вместе.

Главная цель этой беседы — привлечь неформального лидера на вашу сторону и вовлечь в новый процесс, поэтому все это необходимо подкрепить ответственными заданиями. При этом я бы предупредила, что если он или она будет продолжать мне мешать, то нам придется расстаться.

После этого на всякий случай юридически подготовилась бы к возможному увольнению.

При этом если я знаю, что вслед за неформальным лидером уйдут ключевые сотрудники, то сразу после его увольнения вызову каждого из них для личной беседы, выясню их мотивацию и предложу новые, более интересные для них условия работы. Повышение зарплаты в такой ситуации долгосрочного эффекта не даст, потому что изначальная причина недовольства была в другом.

Обвинения в токсичности всегда зависят от картины мира человека и его ожиданий. То, что токсично для одного, для другого — норма. Из-за этого вам как руководителю может быть сложно понять, стоит ли реагировать на жалобы по поводу токсичности кого-то из сотрудников и соответственно — нужно ли что-то предпринимать. Поэтому сначала давайте разберёмся, откуда вообще берётся токсичность, каковы её первопричины.

Причина 1. Существенная разница в культуре и отсутствие проверки, соответствует ли ей человек, при отборе

Да, токсичной часто бывает культура, а не сам человек. Как правило, культура компании становится токсичной вследствие каких-то ярких событий: сокращений, разделения компании на части, или, наоборот, слияний и поглощений. Токсичной культура может быть и из-за наличия большого количества токсичных людей вокруг. В этом случае образуется порочный круг: чем больше токсичности, тем больше токсичности. Токсичность процветает и там, где соответствующим определением можно охарактеризовать верхушку компании — топ-менеджеров и основателей. Всё это — частные случаи того, когда культура формирует токсичных сотрудников, сама же их порождает.

Самоуверенность кандидата — один из сигналов потенциальной токсичности, но это не значит, что между самоуверенностью и токсичностью нужно ставить знак равно. Это значит, что нужно заранее иметь в виду подобные риски и вероятности.

Мы нанимаем токсичных сотрудников, потому что не можем проверить эту черту на интервью. Во время найма оценивают компетенции, и если человек подходит, его берут. Но важно обращать внимание и на личностные характеристики кандидата и определять, соответствуют ли они вашей культуре.

Перенесём эти знания на организацию и сравним два показателя: недополученную прибыль от того, что все ваши сотрудники добиваются результатов, работают как команда и учатся друг у друга и вклад, принесённый в организацию токсичным перформером. Так вот оказалось, что, оставляя результативного, но токсичного сотрудника в команде, вы теряете больше. Кроме того, токсичный сотрудник может влиять и на ваш HR-бренд, ведь уставшие от него коллеги будут постоянно жаловаться родным и друзьям, как их достала работа в напряжённой обстановке и ваше покровительство токсичному сотруднику.

Если же окажется, что дело не в Артёме, а в разных ценностях и взглядах на жизнь и коммуникацию, вам придётся усилить работу над культурной составляющей компании, интеграцией людей в команды и их развитием, а также — пересмотреть процесс отбора на предмет проверки культуры. Если дело всё же в Артеме — переходим к следующему пункту.

Первое, что нужно сделать, — это обозначить проблему виновнику торжества. Из беседы с вами токсичный сотрудник должен узнать, что сейчас в компании что-то не так и причиной тому его поведение. Некоторые сотрудники не понимают, что ведут себя токсично, пока не получат прямой, но корректный фидбек от руководителя.

Переходим к поиску причин токсичности. Их список у вас уже есть — теперь важно определить, какая из них актуальна для вашего сотрудника. От причины будет зависеть ваше поведение и алгоритм действий.

  • Если к такому поведению Артёма склонила культура и какие-то события в организации — вас ждёт долгий труд. Придётся разобраться, что это были за действия, и разработать политику поведения. Например, если реакция Артёма — это ответ на недавнее слияние с другой организацией и сокращением его обязанностей или ему не нравится новый принцип работы, когда нужно согласовывать все свои действия, вам стоит глобально исследовать последствия слияния. Оценить, как они сказались на всей организации, и разработать ряд мер по их смягчению.
  • Самая сложная ситуация — если дело в личностных характеристиках человека. Однако повлиять на это всё так же реально. В этом случае вам нужно порекомендовать Артёму заняться этой проблемой, предложить ему компенсацию за курс психотерапии, подобрать специалиста или вместе придумать, что ещё можно сделать, чтобы изменить его подход к рабочему общению и ведению дел.
  • Если дело в личных переживаниях Артёма, то поможет поддержка — в случае личных потрясений, и чёткий план развития и прозрачная коммуникация — в случае потрясений профессиональных.

После того как проблема озвучена, вам с Артёмом нужно вместе придумать, что делать дальше. Одним из решений может стать работа над культурой в компании и её уточнением. К этому как раз можно привлечь и Артёма, чтобы он почувствовал себя причастным, мог восстановиться и повлиять на починку ситуации как главная жертва событий.

Отдельно скажем про решение изолировать сотрудника. Это костыль и просто ещё одна попытка отложить разбирательства на потом. Дело в том, что привязанность Артёма к компании будет расти, расти захочет и сам Артём, а значит, будет работать всё активнее, и расстаться с ним в будущем будет ещё тяжелее. Если ко всему прочему Артём — лид или управляющий менеджер, вы рискуете тем, что для компании его команда превратится в необитаемый остров, до жителей которого невозможно достучаться.

Важно, в хорошем смысле этого слова, взять Артёма на карандаш. Регулярно общаться с ним по прогрессу и давать прозрачную обратную связь — в том числе от всей команды. Ревью должно продолжаться до тех пор, пока не починится обратная связь от сокомандников. Ещё шесть-десять месяцев — время, которое понадобится, чтобы убедиться, что эффект устойчив.

В случае, если на каком-то из предыдущих этапов что-то пошло не так, с Артёмом придётся расстаться. Вы сделали всё, что могли. Расстаться придётся и если у вас нет возможности и времени ждать и заниматься его развитием — например, если бизнес в тяжёлой ситуации или сейчас вы сосредоточены на управлении какими-то мощными изменениями.

Токсичность - это что и по мнению кого? Слишком размыто, чтобы применять корректно.

Пример: в коллективе сотрудник с опытом говорит новичкам, что так делать нельзя в какой-то ситуации. Можно его обвинить в токсичности? Да, легко.

Второй пример: топы и босс в коллективе зачастую не утруждают себя подбором правильных слов в сложных ситуациях. Наорать? Да, легко. Будет такое поведение считаться токсичным. Исчезающе редко.

Получается, что "токсичность" - это удобный предлог для манипуляций и корпоративной борьбы.

топы и босс в коллективе зачастую не утруждают себя подбором правильных слов в сложных ситуациях. Наорать? Да, легко. Будет такое поведение считаться токсичным. Исчезающе редко.

Так это ж вопрос личного выбора. Ну нравится кому-то, когда его "мАтивируют" или орут на него - да на здоровье. А есть же возможность просто встать и идти дальше в другую компанию, где такое допустимым не считают. IMHO, уважение к себе первично по отношению к уважению других (или его отсутствию).

Согласен, но речь о другом всё же: нельзя делать токсичность критерием оценки. А то, что можно "голосовать ногами" в любой ситуации, с этим не спорю)

ну давайте еще белое черным, черное белым называть, ага. Вот такое точно без всяких объяснений за дверь.

Что ты имеешь против токсичных людей? Ты что Антитоксик?
Где инфографика? Почему статья написана текстом и не картинками? Ты считаешь, что можно не считаться с инфографилами?

*Тыкаю пальцем* смотрите на него.. он ненавидит людей.

Когда у людей есть время на выяснение отношений, значит, у них мало работы.

Написано грамотно, но как было сказано в статье, такие сотрудники чаще всего являются неформальными лидерами и двигают всю работу вперёд. Их токсичность чаще всего - это проявление нетерпимости к непрофессионализму и тупости некоторых коллег, которые не соответствуют их уровню и тормозят процесс. Если после проверки это бы оказалось так, я бы уволил скорее тупого барана, который любит жаловаться на других и страдает от того, что его некомпетентность тыкнули ему в лицо

Возможно такому человеку будет вдвойне выгоднее перестать быть токсичным. Логика простая - токсичность напрягатет не только людей "не соответствующих уровню" но и остальных, что приведет естественным образом к меньшему количеству сотрудничества, возможностей и прочего. Чем выше позиция - тем больше общения и более критичным становится стиль общения.
Те самые soft skills которые на интервью пытаются оценить.

Это себе на шею сажать и становиться нянькой для коллег, которые не хотят и не могут. Под предлогом нетоксичности можно долго подчищать за другими или разгребать чужие косяки. Не надо так.

Как связано уважительное отношение к коллегам и рабочие задачи?

Никак. И я о другом вообще. Токсичность - это предлог сесть на шею. Кроме того, это лишний ярлык для обозначения непонятно чего, всегда можно прикрыться термином "токсичность" в общении с оппонентом и получить из этого выгоду.

логика простая и неправильная.
Люди дела "токсичны" для тунеядцев и наоборот. Токсичность образуется на стыке противоположных ценностей. "Перестать токсить" будет означать отказаться от своих ценностей в пользу чужих. Ни к чему хорошему это не приводит, внутренний конфликт рано или поздно накроет кризисом.
В чем же выгода?
Не выгоднее ли найти своих по духу и ценностям, чем подстраиваться под тех, кто чужд?

При таком большом разрыве в профессионализме между работниками самое время основательно подумать руководителю "а что мне нужно сделать?". Терять, наверное, никого нельзя - нужно только правильно выстроить работу.

Сколько букв - проще уволить.

Представим ситуацию: есть отдел, в котором работает натурально только один сотрудник, а все остальные занимаются своими делами, шумят и всячески ему мешают. Это крайность, но всё же представим. Он делает им замечания, но не находит поддержки.
Кто будет токсичным: этот сотрудник, или сплоченный коллектив бездельников?

Ага, люди на работу приходят весело время проводить и ничего не делать, а тут завёлся токсик и работу работает. Конечно токсик виноват, а кто же ещё)))

да недолго такой сотрудник продержится в этом детском саду, уйдет до конца испытательного срока. Бывает, что и в первый же день бегут, роняя тапки.

Токсичный работник - это ЖУТЬ. Пришлось с такой (женщиной) работать "бок о бок" в течении 8 лет.
Уволить не было возможности, но случайно удалось "несколько изолировать".
Кратко: пришла трудоустраиваться миловидная женщина в расцвете сил. Проговорили и обсудили "перечень работ" и ей сказали: "ждем через 2 недели" (это срок отработки на предыдущем месте работы). Она ушла и тут же один из членов нашего коллектива сказал: "зря вы её берете, от неё кое-как избавились на старом месте работы". А когда мы ему задали вопрос: "а чего же ты молчал?", то он ответил: "ага, она с моей женой - подружки. Они бы меня сожрали". Делать нечего - ждем две недели. Женщина пришла, определили ей рабочее место и начала она тихонько выполнять свои обязанности. Нужно заметить, что коллектив полностью мужской и приняли только одну женщину. На тот момент (конец года) коллектив работал на повременной оплате труда (копейки) и стояла задача (к следующему году) перевести всех на сдельную оплату труда (и зарплата будет значительно больше): много работали с нормировщиком: определяли разрядность работ, считали нормо-часы, делали разбивку по операциям. И вот в один из заключительных дней представитель коллектива пришел на согласование норм и расценок к руководителю и в процессе разговора тот спросил: "а зачем вы берете к себе "на сделку" эту женщину, пусть она продолжает работать так же, как работала? Но это, конечно, дело ваше. Думаю, что сами разберетесь".
На это у нас ответа не было, мы просто не думали в этом направлении.
Возвратился в отдел наш представитель с согласованным проектом "норм и расценок" и мы тут же все были ошарашены взрывными криками нашей дамы: "да что же это такое творится, делают себе зарплату, а меня никто не спрашивает, меня что - "побоку"?!".
И при этом махнула руками по столу и раскидала всё, что на нем лежало.
Два десятка мужиков "просто окуели"!
Никто и слова не мог вымолвить.
А работник, ответственный за разработку и согласование, тут же вышел и направился прямиком к руководителю.
Короче, вычеркнули из проекта все операции, связанные с выполнением этой дамой и оставили её на повременной оплате труда (примерно 3 стипендии).
А рабочее место ей оборудовали в соседнем помещении (убрали с глаз долой).

а токсичность тут при чем?
вы с какого то хуя решили дискриминировать женщину. объективных причин для этого не было. да, она остро отреагировала. а как должен был отреагировать человек, когда всем меняют условия (вероятно, в лучшую сторону), а ему нет?

Там просто наоборот получилось. Все токсичные, и одна - нет. Надо было проработать. Вытащить какие-то фидбеки из неё (или флешбеки). Всём в Японию уехать, кроме Ларисы Ивановны

Какая-то контора неадекватная, честно говоря. У неё коллеги вокруг токсичные и некритичные к собственному поведению, ещё и пытаются выставить её виноватой и неадекватной, что тоже может служить критерием их токсичности.

1.Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления.
Человеческие ресурсы – это суммарная ценность труда, величина которого определяется количеством людей, составляющих трудовые ресурсы страны, и человеческого капитала, которым обладают эти люди.
Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем:
1.Люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие — эмоционально-осмысленная.
2.Вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию.

Содержимое работы - 1 файл

UP.doc

Если же недочеты не исправляются, то можно смело говорить о том, что Ваша критика ею не воспринимается. В данном случае можно найти в коллективе человека, с которым у данной сотрудницы налажен контакт и к чьему мнению она прислушивается и отдавать приказы через него.

Стоит отметить, что никто не запрещает Вам выразить свое недовольство данным молчанием. Сделать это стоит в спокойном тоне, объяснив при этом, что молчание мешает Вам адекватно оценивать реакцию сотрудницы на происходящее.

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний — она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?

Ответ: Поскольку сотрудница весьма эмоциональна, то разговор стоит начать с похвалы. Затем обозначить недостатки в работе и уверить сотрудницу, что вы верите в ее способность их устранить.

Если же сотрудница продолжает лить слезы, то откровенно сказать, что Вы воспринимаете данное поведение как манипуляцию Вами.

Ответ: В данной ситуации необходимо определить неформального лидера и назначить его ответственным за выполнение отданных поручений. В этом случае все остальные, благодаря их сплоченности будут ему помогать выполнять эту работу, и все пойдет в гору.

Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Ответ: В сложившейся ситуации Вам как руководителю необходимо провести беседу с молодым юристом. Признать его заслуги в работе. Затем обозначить тот факт, что в Вашей компании есть своя этика поведения, предусматривающая уважительный стиль общения не только с клиентами, но и с сотрудниками. Все работники обязаны эту этику соблюдать.

В крайнем случае, Вы можете рассказать историю о сотруднике, которого по этой причине пришлось уволить. История может быть вымышленной.

Ответ: В данной ситуации не стоит поддаваться эмоциям. Необходимо собраться и спокойным, доброжелательным тоном сказать, что понимаете насколько напряженной является данная ситуация, что напряжены все, не только Ваш коллега. После уточнить стоит ли Вам продолжать разговор или перенести встречу на другое время, чтобы сотрудник пришел в себя и был готов к адекватной оценке обстановки.

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Ответ: Конфликт – это противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Данный конфликт является межличностным, т.к. происходит между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Причиной данного конфликта является расхождение во взглядах сотрудниц: одна сотрудница пытается обратить внимание другой на недочеты в работе, а другая сотрудница считает это поводом ее обидеть. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтной ситуацией в данной задаче являются индивидуально-психологические особенности личности. В частности нарушение этики общения.

Разрешить данный конфликт можно путем сглаживания (путем стремлении кооперироваться с другими, учитывать их мнения, но без внесения своего сильного интереса). Сотрудницам необходимо провести беседу. Первая сотрудница должна высказывать свои претензии в форме совета, спокойным и доброжелательным тоном. Другая же сотрудница должна понять, что ошибки в работе есть у всех и их устранение необходимо для повышения производительности труда в организации. В связи с этим, не так важно кто обратил внимание на них (руководитель или сотрудница), важно прислушиваться к мнению со стороны.

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю.

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Ответ: В данной задаче уже существует конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтной ситуацией данного случая является нарушения административного порядка при приеме сотрудника на работу. В связи с этим важную роль играет руководитель, так как именно от его действий зависит перерастет ли конфликтная ситуация в конфликт или нет. Конфликт – это противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Определите природу конфликта в следующей ситуации.

Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства. Назревает конфликт.

Ответ: Конфликт – это противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). В данной ситуации назревает межличностный конфликт – конфликт между работником и работодателем, его принимавшим. Кроме того, данный конфликт можно охарактеризовать как конфликт интересов. Это появляется в том, что работник заинтересован сделать карьеру, а работодатель заинтересован лишь в объемах работ, игнорируя интересы работника.

Природой конфликта являются причины его возникновения. Данный конфликт возникает в результате наложения нескольких конфликтных ситуаций. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Первой конфликтной ситуацией можно считать неудовлетворительный стиль управления. Это проявляется в том, что руководитель не сдержал своего обещания о повышении сотрудника в должности. Второй конфликтной ситуацией является недобросовестное исполнение обязанностей руководителем. Это проявляется в нарушении руководством трудовой дисциплины, в частности, в постоянном увеличении нагрузки без прибавки в зарплате и повышении в должности.

Разрешить данный конфликт можно педагогическими мерами, т.е. поговорить с руководством и разъяснить сложившуюся ситуацию. Если педагогические меры не дадут должного эффекта, то есть смысл прибегнуть к административным мерам – уволиться.

Определите природу конфликта в следующей ситуации.

Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

Ответ: Конфликт – это противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). В данной ситуации конфликт может произойти в том случае, если начальник будет настаивать на обучении сотрудника. Данный конфликт будет межличностным и относиться к конфликтам интересов.

Природой конфликта являются причины, по которым он возник. Поскольку данный конфликт является конфликтом интересов, то его причиной является различие в целях организации (в лице начальника) и работника. Работник планирует спокойно доработать до пенсии, не принимая особого участия в развитии организации. Начальнику же важна производительность и качество работ, которое может быть обеспечено курсами повышения квалификации.

Способом разрешения данного конфликта может быть компромисс. Руководителю необходимо попытаться договориться с сотрудником, объяснить сложившуюся ситуацию.

Определите природу конфликта в следующей ситуации.

Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.

Ответ: Конфликт – это противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). В данном случае конфликт произошел между работником и мастером., т.е. конфликт – межличностный.

Природа конфликта – его причина – индивидуально- психологические особенности одного из работника. Пенсионер в силу своего возраста является более чувствительным к мнению окружающих. Возможно, и некоторые замечания по работе он воспринимает как оскорбления. Мастер же вынужден делать замечания и контролировать деятельность пенсионера, чтобы результаты работы были высокими. Таким образом, можно сказать, что данный конфликт возник из-за неправильного представления о ситуации, что является конфликтной ситуацией. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Способом разрешения данного конфликта может стать компромисс. Руководитель и мастер обязаны поговорить с пенсионером, отметить его заслуги и объяснить, что замечания к его работе не являются способом обидеть его, а являются рабочим моментом.

Определите природу конфликта в следующей ситуации.

Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

Ответ: Конфликт – это противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). В данной ситуации конфликту предшествовала конфликтная ситуация и инцидент. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Противоречием в данном случае является тот факт, что работнику не повысили разряд, хотя он этого заслуживал. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Инцидентом в данном случае явилось выражение недовольства работником и его отказ от выполнения поручения.

Содержание

Содержание

  • Возможные причины увольнений по инициативе работодателя
  • Категории работников, которые нельзя уволить по желанию работодателя
  • Коллектив просит уволить сотрудника: как быть
  • Форма жалобы на неугодного сотрудника
  • Альтернативный способ увольнения – по соглашению сторон
  • Работник не согласен с увольнением: что предпринять
  • Ошибки и вопросы по теме

Увольнение работника процесс не из приятных, в любом случае. Причин увольнения может быть достаточно много и для каждой ситуации обычно предусмотрены свои специфические моменты. Возможно ли увольнение по жалобе других сотрудников организации, рассмотрим ниже.

Возможные причины увольнений по инициативе работодателя

Зачастую работники увольняются по своему желанию. Однако не редки случаи, когда инициатором увольнения выступает сам работодатель. Такие виды увольнения регулируются статьей 81 ТК РФ. Не спрашивая желания работника, работодатель может провести увольнение в следующих случаях:

  1. Если организация ликвидируется или ИП закрывается
  2. Если у работника низкая квалификация для занимаемой должности
  3. Если сотрудник не может продолжать работать на должности по состоянию здоровья, а от других должностей отказался
  4. Когда у компании меняется собственник обычно происходит увольнение всех руководителей, включая главного бухгалтера

Кроме того, увольнение проводится в случае, когда работник сам допускает нарушения.

Нарушение Пояснение
Периодическое невыполнение своих трудовых обязанностей Если работник постоянно не выполняет свою работу и уже имеет дисциплинарное взыскание, которое не погашено на момент совершения нового проступка, администрация может принять решение об увольнении
Невыход на работу без уважительной причине, пьянство на работе Увольнению в конечном итоге подлежат те, кто прогуливает работу и находится в нетрезвом виде
Воровство Работник, который украл собственность компании или другого работника, подлежит увольнению
Несоблюдение правил техники безопасности, которое привело к серьезным последствиям Работник увольняется в том случае, если не выполняются правила техники безопасности и такое поведение привело к тяжелой травме или смерти человека

Категории работников, которые нельзя уволить по желанию работодателя

Несмотря на то, что работодатель имеет достаточно широкие полномочия по увольнению работников, есть категории лиц, которые до поры до времени уволить очень проблематично. К ним относятся:

  • Пока сотрудник находится на больничном или в отпуске уволить его нельзя в соответствии со статьей 81 ТК РФ
  • Невозможно уволить беременную женщину в момент отпуска по БиР или в течение недели после окончания беременности, не закончившейся родами
  • Женщины с детьми. Увольнение таких сотрудников до достижения ребенком возраста 14 или 18 лет представляется достаточно сложным

Во всех перечисленных случаях увольнение может быть проведено при ликвидации компании. Кроме того, основания, по которым можно уволить перечисленные категории работников, перечислены в статье 336 ТК РФ.

Коллектив просит уволить сотрудника: как быть

Работа в коллективе – дело непростое. У нас у каждого свой устоявшийся характер, который может не нравиться окружающим.

В коллективе организации взаимоотношения обычно достаточно тесные, поэтому нередко возникают разного рода недовольства и конфликты. Обычно недовольство возникает в той ситуации, когда сотрудник откровенно ленится и его обязанности приходится выполнять другим, когда прогуливает или приходит на работу пьяным. Частой причиной для недовольства является хамство в отношении других сотрудников или воровство.

Когда терпение трудового коллектива заканчивается, работники организации могут подать жалобу с просьбой уволить нерадивого работника.

ВАЖНО! Нельзя уволить работника, если он ответственно выполняет работу и не нарушает внутренних правил организации. Даже если работодатель получил жалобу на сотрудника, провести увольнение без действительно веского основания не получится

После того, как работодатель получил жалобу от коллектива работников, необходимо выполнить следующие действия:

  • Жалоба может быть в форме заявления или докладной. Работодатель обязан очень внимательно ознакомиться с приведенными в ней фактами
  • Работодатель проводит свое расследование изложенных в жалобе фактов. На этом же этапе определяется возможность увольнения работника по определенной статье
  • По факту изложенных обстоятельств работодатель должен затребовать у сотрудника объяснения в письменном виде. Работник обязан предоставить объяснение в течение 2 рабочих дней
  • Если выявлены действительно серьезные нарушения, то составляется приказ об увольнении

Приведем пример увольнения, когда от сотрудников поступила в адрес руководства жалоба на сотрудника.

Лужаев О.Е. периодически совершал мелкие хищения в организации. Работники цеха неоднократно разговаривали с ним о сложившейся ситуации, но руководство в известность не ставили. После того, как хищение было обнаружено начальством, ущерб распределили между всеми работниками. После этого работники написали коллективную жалобу с просьбой уволить Лужаева. Руководство провело тщательное расследование, получило объяснение от работника и в итоге сотрудник был уволен.

Форма жалобы на неугодного сотрудника

Жалоба на сотрудника составляется в свободном виде. Это может быть форма докладной записки или заявление от коллектива организации.

Однако в какой бы форме жалоба не была подана, в ней должны присутствовать основные моменты.

В шапке документа необходимо указать, кому он адресован и от кого поступил.

В основной части необходимо подробно написать обо всех обстоятельствах нарушения или о фактах, которые привели к недовольству работников. Если есть возможность, нужно указывать конкретные даты и время совершения проступков.

После основного текста следуют подписи работников, ставится число.

Жалоба может быть подана начальнику отдела или непосредственно руководству компании.

Альтернативный способ увольнения – по соглашению сторон

В сложившихся неприятных обстоятельствах многие работодатели идут на компромисс и проводят увольнение по соглашению сторон. Это делается, чтобы не испортить трудовую увольняющегося сотрудника и является альтернативным способом увольнения.

При этом, при получении жалобы и расследовании всех обстоятельств, работодатель предлагает нарушителю уволиться по соглашению сторон. В интересах работника согласиться на такой вариант. Составляется соглашение, которое заверяется обеими сторонами. Этот вид увольнения производится в соответствии со статьей 78 ТК РФ, такая формулировка и вписывается в трудовую книжку.

Как и при обычном увольнении, работник (в соответствии со статьей 140 ТК РФ) получает на руки все документы, а также расчет. Если положена компенсация за неиспользованный отпуск, она также выплачивается.

Есть еще один вариант решения ситуации – договориться с работником о его увольнении по собственному желанию. На практике это делается достаточно часто, однако такой подход не совсем законный.

Работник не согласен с увольнением: что предпринять

Если работник уволен, но считает это незаконным, он может обратиться за справедливостью в трудовую инспекцию или суд.

При этом следует подать заявление, в котором выразить несогласие с увольнением. К заявлению нужно приложить копию трудового договора, как подтверждение, что работник трудился в компании, а также приказ об увольнении.

При этом, если увольнение действительно признают незаконным, то работника придется восстановить в прежней должности. Кроме того, в случае решения вопроса через суд, работодателю придется выплатить моральную компенсацию, если такое требование будет прописано в заявлении. Время между увольнением и решением суда будет признано вынужденным прогулом и этот период также придется оплатить.

Именно поэтому, прежде чем увольнять работника по инициативе работодателя, нужно хорошо подумать, не обернется ли такое решение большими неприятностями.

Ошибки и вопросы по теме

Вопрос

Можно ли уволить работника при нарушении внутренних правил компании?

Само по себе нарушение дисциплины не является основанием для увольнения сотрудника. Тем не менее, если нарушение имело место, оно зафиксировано на бумаге и сотрудник несет дисциплинарную ответственность, то при повторном таком нарушении и наличии неснятой ответственности, работника можно уволить.

Ошибка

Работник был уволен с формулировкой о несоответствии должности, которую он занимал. При этом увольнение проводилось только на основании жалобы работников на частые мелкие ошибки в работе. Работодатель проверил факты, указанные в жалобе, однако объяснения с сотрудника не взял и других действий, направленных на подтверждение уровня квалификации не произвел. В этом случае суд восстановит работника на его должности. Для подтверждения квалификации работника необходимо провести аттестацию, а также тщательно проверить знания сотрудника. Кроме того, необходимо взять письменные пояснения с сотрудника.

Таким образом, такого понятия как увольнение по жалобе трудового коллектива не существует. Работника можно уволить по статье при нарушениях дисциплины или по соглашению сторон, если работодатель даст такую возможность. Коллективная жалоба в отношении определенного работника может стать толчком для более пристального рассмотрения нарушений работника, но причиной увольнения стать не может.

Читайте также: