Когда возникла профессия социального работника в германии

Обновлено: 16.05.2024

XIX век — это век начала социальной работы в Германии. Ста­новлению и развитию социальной работы способствовала индуст­риализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало поль­зоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. воз­никла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справ­лялись с большими затратами в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотвори­тельности был основан Германский благотворительный союз забо­ты о бедных. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства. Сначала он находился в Берлине, затем (с переры­вом на период с 1933 по 1945 г.) во Франкфурте-на-Майне. Это цен­тральный союз, объединяющий государственные, частные, обще­ственные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Германский союз служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере соци­альной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990 г.) число его уча­стников возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли пред­ставители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, сво­бодных городов и округов. От общественных организаций в союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католичес­кий “Каритас”, Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т.д. В него также во­шли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управ­ленцы, руководители правлений и объединений, известные обще­ственные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социаль­ной работы.

По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главная цель союза — воплощение идей со­циальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработ­ка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятель­ность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кад­ров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития соци­альной работы в других странах, развитие международного сотруд­ничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех замести­телей. Эксперты разделены по комиссиям:

социальная помощь и социальная политика;

помощь молодежи, продвижение молоде­жи, молодежная политика;

оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям;

помощь здравоохране­нию, политика в области здравоохранения;

помощь людям пре­клонного возраста;

помощь инвалидам с детства;

помощь ин­валидам,ставшим таковыми в результате несчастного случая;

организация социальных служб;

10) планирование в области социальной работы.

Эти специальные экспертные комиссии образуют 20 рабочих групп по обсуждению отдельных вопросов. С постановлениями и решениями Союза считаются государственные власти. Так, напри­мер, параграф 89 Федерального закона о социальной помощи со­держит разъяснения о доходах граждан, ищущих поддержки от го­сударства. Союз выработал по этому вопросу рекомендации еще в 1975 г. И эти рекомендации учитываются в новом законодательст­ве, так же как и рекомендации Союза в определении уровня дохода при оказании помощи в особых случаях. Или, например, Союз пе­реработал и опубликовал в 1992 г. свои “Рекомендации для реализа­ции имущественных интересов в сфере социальной помощи”, ко­торые учитываются в параграфе 88 Федерального закона о социальной помощи. 8

Можно еще привести в пример параграф 91 “Претензии к ли­цам, обязанным оказывать поддержку по гражданскому праву”, где учитываются рекомендации Союза.

Сюда же относится учет рекомендаций по расходам на лечение клиентов социальных служб, по помощи бездомным, учет предложений экспертов Союза по оказанию помощи членам семьи, указание по удовлетворению спроса в одежде и вещах и т.д.

Как видно, Союз и сегодня играет существенную роль как центр социальной работы ФРГ, имеющий значительное влияние не толь­ко в юридических кругах Федеративной Республики Германии. С ним считаются, его мнение весомо, к нему прислушиваются са­мые высокие инстанции на федеральном уровне.

В 1898 г. в Берлине был основан “Союз по защите детей от жес­токого обращения и эксплуатации”. Этот орган выступал в то время против непосильного детского труда, за надлежащий уход за деть­ми, настаивал на продолжительном времени учебы в школе и был тесно связан с образованием и государственной благотворительно­стью.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где де­вушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения.

Во время первой мировой войны эстафета заботы о жертвах вой­ны в Германии перешла от благотворительных независимых орга­низаций к государству. После войны все социальное обеспечение было объединено в благотворительное ведомство. В начале 20-х го­дов независимые благотворительные союзы объединялись в Импер­ское Сообщество основных независимых союзов по благотворитель­ности. В середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, существующие и до сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение разде­лялось на благотворительное ведомство (городской отдел социаль­ного обеспечения) и городское управление по здравоохранению и управление по делам молодежи.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США. Речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской респуб­лике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым об­нищанием населения. Расширенная концепция этого метода вклю­чала в себя прежде всего вопрос о причинах нужды. Позаимствованный из США метод базируется на принципах ува­жения человеческой личности, активности и сознательного учас­тия клиентов в преодолении своих трудностей, знания социальным работником своих собственных сильных и слабых сторон, ответст­венности отдельных лиц перед обществом. В 1926 г. Алиса Саломон опубликовала в Германии труд по социальной работе “Социальный диагноз”, идеи которого были почерпнуты из одноименной книги М. Ричманда, вышедшей в США в 1917 г.

С приходом фашистов к власти в Германии было приостановле­но демократическое развитие страны. Извращения и человеконе­навистничество имели тогда место и в социальной сфере. Так, бла­готворительность была подменена “гигиеной расы”. Социальная работа была сведена к жесткому контролю над населением и стала одним из политических орудий нацистов.

После освобождения немецкого народа от фашизма в Германии началось возрождение демократических основ жизни и вместе с этим демократических норм социальной жизни. Интенсивно ис­пользовался опыт социальной работы США. Патронажный метод получил свое дальнейшее развитие. Особенно в середине 50-х го­дов, когда социальные работники перешли от взаимодействия с от­дельными клиентами к работе с группами лиц. Тут, видимо, оказали свое влияние получившие развитие в США эгопсихология работа с семьями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации.

С середины 60-х годов в социальной сфере был выработан еди­ный подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и степени социального поражения.

70-е годы стали годами переосмысления социальной работы в ФРГ. Ученые пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом исполь­зовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решении проблемы в целом. В научном мире ФРГ проис­ходили дискуссии о пользе системных подходов в социальной рабо­те. На их базе были отработаны основные модели и выработаны принципы современного развития социальной работы на нацио­нальном уровне в Федеративной Республике Германии.

Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между соци­альной работой и социальной педагогикой. Социальная работа свя­зана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Соци­альная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. Так, на­пример, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культу­ры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включится в естественную жизнь общества.

Социальный работник концентрируется на социальных пробле­мах клиентов, на путях и средствах, которые помогут ему решить насущные вопросы клиента.

Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.

Мы видим, что в работе социального педагога и социального ра­ботника есть немало общего. Однако, специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных соци­альных профессий.

Где же находит применение своим знаниям специалист по соци­альной работе?

В ФРГ специалист с дипломом по социальной работе чаще нахо­дит рабочее место в благотворительных учреждениях, оплачиваемых из бюджета общин, на средства церкви, реже из государственных средств. Задача социального работника как профессионала — ока­зать поддержку лицам, попавшим в бедственное социальное поло­жение.

В деятельности социального работника на практике воплощает­ся социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. В случае его бездеятельности последние могут привести к социальному взрыву Здесь видна реальная увязка решения социальных и экономичес­ких проблем как гарантия существования правового социального государства. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства.

Для решения социальных вопросов пользуются также услугами доб­ровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала. Население опасается бюрократизации государственного социального обеспе­чения, поэтому все чаще среди пострадавших возникают формы взаимопомощи или самопомощи.

Взаимосвязь экономики и социальной работы была бы неполной, если не принять во внимание то, что социальный работник должен умело распоряжаться полученными денежными средствами. Здесь речь идет о социальном менеджменте. Социальный работник обязан быть в курсе финансовых проблем своих клиентов. Он должен знать о долгах клиентов, оплате нужд личного хозяйства со стороны соци­альных служб, оплате за аренду помещений, лекарств, о затратах на культурную программу, на уплату налогов, погашение страховки и т.д. Ответственное финансовое учреждение, например, от государства или от церкви, частного независимого союза или от других общест­венных сил может на определенный срок по плану выплачивать со­ответствующие денежные средства, т.е. здесь речь может идти о рас­ходах внутри социального учреждения и плановом распределении средств. Но для решения финансовых проблем социальный работ­ник может использовать и средства частных лиц; сюда можно отнес­ти наряду с пожертвованиями помощь родственников.

Финансовая сторона в деятельности социального работника иг­рает существенную роль. Деньги на социальные нужды в ФРГ мож­но получить главным образом в учреждениях, финансирующих со­циальные услуги, от государства, от церковных общин, фондов социального страхования, от общественных организаций, от пред­приятий и профсоюзных касс взаимопомощи, централизованно от церкви, из многочисленных фондов и учреждений, служащих со­циальным целям.

Кроме того, есть и другие источники финансирования: больнич­ные кассы (обеспечение по болезни), страхование от несчастных случаев, пенсионное обеспечение, а также кредитные учреждения, например банки, гарантирующие так называемые социальные кре­диты. Социальный работник в ФРГ обязан хорошо знать и уметь пользоваться всеми источниками социального финансирования.

Profession Социальный Работник / Социальный Педагог

(Sozialarbeiter/in / Sozialpädagoge/-pädagogin)

Профессия после диплома
Социальная Работа, Социология
3430-4537 € в мес

Социальные работники или социальные педагоги занимаются профилактикой, управлением и решением социальных проблем. Они консультируют и заботятся об отдельных лицах, семьях или определенных группах людей в сложных ситуациях.

Обязанности Социального Работника / Социального Педагога

Социальные работники или социальные педагоги обеспечивают образовательную и консультативную работу, в реабилитационных, в пенитенциарных учреждениях или в сфере обеспечения благополучия молодежи и семей. В качестве справочного лица социальные работники или социальные педагоги сопровождают пострадавших людей в повседневной жизни, вмешиваются в кризисные ситуации и мотивируют их на проявление собственной инициативы. Они поддерживают пострадавших в разработке стратегий самостоятельной жизни, консультируют наркозависимых, должников, лиц, ищущих убежища, и мигрантов или проводят тренинги по борьбе с насилием. Социальные работники или социальные педагоги берут на себя образовательные задачи в детских садах, центрах послешкольного ухода и школах. Как клерки и отвечающие за планирование они определяют потребность в материальной, личной и финансовой поддержке и предоставляют соответствующую помощь. Социальные работники или социальные педагоги также выполняют концептуальные, плановые, организационные, управленческие и координационные задачи.

Где работают Социальные Работники / Социальные Педагоги

Социальные работники или социальные педагоги находят работу, например,

  • в домах молодежи, детских домах и домах престарелых
  • в детских садах и домах престарелых для людей с ограниченными возможностями
  • в детских садах и яслях, в школах
  • в консультационных центрах по вопросам семьи и наркозависимости, в консультационных центрах, в учреждениях для бездомных, в учреждениях для беженцев
  • в амбулаторных социальных службах
  • в офисах социального обеспечения, здравоохранения или по делам молодежи
  • в исправительных учреждениях и реабилитационных учреждениях
  • в группах самопомощи

Зарплата Социального Работника / Социального Педагога

Уровень зарплаты, которую получают Социальные Работники / Социальные Педагоги в Германии составляет

(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)

Задачи и обязанности Социального Работника / Социального Педагога в подробностях

В чем суть профессии Социальный Работник / Социальный Педагог?

Социальные работники или социальные педагоги занимаются профилактикой, управлением и решением социальных проблем. Они консультируют и заботятся о людях, семьях или определенных группах людей в трудных ситуациях.

Множество задач социально работы

В социальной работе существует множество различных областей деятельности, таких как работа с детьми и молодежью, работа с пожилыми людьми или образование взрослых. Социальные работники и социальные педагоги предлагают поддержку и советы, особенно в сложных жизненных условиях и кризисных ситуациях, вызванных безработицей, бедностью в старости, разводом и потерей жилья, правонарушением, сексуальным насилием, употреблением наркотиков или болезнью. Их задачи также заключаются в продвижении отдельных лиц и групп в повседневной жизни, например, в образовательной работе в рамках дошкольного образования или внешкольного и школьного социального образования.

Социальные Работники и Социальные Педагоги в поддержке детей, молодежи и семьи

Цель помощи детям, молодежи и семьям - помочь улучшить условия жизни детей, молодежи и их семей. Социальные работники или социальные педагоги понимают соответствующую ситуацию и консультируют пострадавших о возможных предложениях помощи. Сюда входят консультации и услуги поддержки, а также оказание материальной помощи. Например, социальные работники или социальные педагоги организуют надзор за выполнением домашних заданий, участие в социальных тренингах или образовательных курсах или проживание в молодежной группе или дома. В рамках официальной опеки они также принимают на себя опеку над детьми и молодыми людьми.

Интеграция или помощь при выходе?

Во время реабилитации социальные работники и социальные педагоги заботятся о людях с ограниченными возможностями или хроническими заболеваниями и планируют профессиональную помощь в реинтеграции. Они также активно занимаются профилактикой СПИДа, наркозависимости и наркологической помощью: социальные работники или социальные педагоги консультируют проституток, информируют молодых людей об опасностях СПИДа, показывают наркоманам, как выйти из этого состояния, и советуют им, как найти альтернативную жизнь. Они планируют меры языковой и профессиональной квалификации для беженцев и мигрантов. Социальные работники и социальные педагоги показывают людям с чрезмерной задолженностью пути выхода из долговой ловушки. Они также дежурят в приютах для женщин, где женщины ищут убежища от насилия. Как сиделки в жилых группах и домах они необходимы круглосуточно.

Открытая социальная работа, управление районами

Социальные работники в суде и в исполнении

В рамках помощи в суде по делам несовершеннолетних социальные работники и социальные педагоги информируют суд о личности, развитии и среде молодых людей и подростков, которые должны отвечать в суде, и предлагают образовательные меры, такие как выполнение благотворительной работы в подходящих местах. Они консультируют и поддерживают молодых людей на протяжении всего уголовного процесса. Они также присматривают за заключенными в тюрьме, например, когда речь идет об отсрочке приговора, досрочном освобождении или отпуске. После освобождения социальные работники и социальные педагоги поддерживают освобожденных в отношениях с властями и в поиске работы и жилья.

Социальные работники и социальные педагоги в делопроизводстве

Социальные работники или социальные педагоги, работающие в делопроизводстве, определяют потребность в помощи для соответствующего человека и координируют сотрудничество людей и учреждений, участвующих в поддержке. В дополнение к ведению дел, которое направлено на оптимизацию индивидуальной помощи, они также могут работать в системном менеджменте. Здесь они работают над улучшением всей пенсионной системы в пределах своей зоны ответственности.

Социальные педагоги в образовании

Сфера ответственности социальных работников не ограничивается поддержкой людей в кризисных ситуациях и сложных социальных условиях. В дошкольном и начальном образовании они разрабатывают дидактические концепции для дошкольного образования или управляют такими объектами, как детские сады или центры послешкольного ухода. В начальных и средних школах, особенно в школах с дневным пребыванием, школьные социальные работники или школьные социальные педагоги берут на себя задачи повседневной школьной жизни: они передают социальные навыки детям и молодежи, обучают их различным методам обучения и доступны для них в качестве контактных лиц по школьным или внеклассным проблемам. Социальные работники и социальные педагоги проводят образовательную, культурную и развлекательную работу в молодежных центрах и лагерях отдыха.

Социальный контроль и Социальный менеджмент

Социальные работники или социальные педагоги также могут активно участвовать в социальном контроле. Здесь они проверяют качество и рентабельность социальных учреждений или предложений услуг. При этом они работают с благотворительными организациями и надзорными органами. В социальном менеджменте они разрабатывают проекты в команде коллег и ищут национальное или европейское финансирование, а также пожертвования от частных лиц или компаний. Это требует интенсивной работы с общественностью и создания связей. Вот почему они устанавливают контакты, например, с другими социальными учреждениями, властями, школами, региональными компаниями или медиа.

XIX век — это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности вГерманский союз государственного и частного попечительства. Сначала он находился в Берлине, затем (с перерывом на период с 1933 по 1945 г.) во Франкфурте-на-Майне. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Германский союз служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.

По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главная его цель — воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранениюв ФРГ. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития социальной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: 1) социальная помощь и социальная политика; 2) помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; 3) оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; 4) помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; 5) помощь людям преклонного возраста; 6) помощь инвалидам с детства; 7) помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; 8) социальные профессии; 9) организация социальных служб; 10) планирование в области социальной работы.

Сюда же относится учет рекомендаций по расходам на лечение клиентов социальных служб (§ 23), по помощи бездомным (§ 72), учет предложений экспертов Союза по оказанию помощи членам семьи (§ 22), указание по удовлетворению спроса в одежде и вещах (§ 12) и т. д.

Как видно, Союз и сегодня играет существенную роль как центр социальной работы ФРГ, имеющий значительное влияние не только в юридических кругах Федеративной Республики Германии. С ним считаются, его мнение весомо, к нему прислушиваются самые высокие инстанции на федеральном уровне.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытиюсоциальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих Четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения.

Во время первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в Германии перешла от благотворительных независимых организаций к государству. После войны все социальное обеспечение было объединено в благотворительное ведомство. В начале 20-х годов XX столетия независимые благотворительные союзы объединялись в Имперское Сообщество основных независимых союзов по благотворительности. В середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, существующие и до сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение разделялось на благотворительное ведомство (городской отдел социального обеспечения) и городское управление по здравоохранению и управление по делам молодежи.

После освобождения немецкого народа от фашизма в Германии началось возрождение демократических основ жизни и вместе с этим демократических норм социальной жизни.. Интенсивно использовался опыт социальной работы США. Патронажный метод получил свое дальнейшее развитие, особенно в середине 50-х годов XX в., когда социальные работники перешли от взаимодействия с отдельными клиентами к работе с группами лиц. Тут, видимо, оказали свое влияние получившие развитие в США работа с семьями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации.

С середины 60-х годов в социальной сфере был выработан единый подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и степени социального поражения. Смысл единого подхода заключался в том, что в коллективы нуждающихся в психологической социальной поддержке подбирали людей с одинаковыми или близкими социальными проблемами, для того чтобы индивидуумы, взаимодействуя в коллективе, могли осознать себя личностями и самостоятельно впоследствии решать свои задачи, находить путь выхода из сложных жизненных ситуаций.

70-е годы XX столетия стали годами переосмысления социальной работы в ФРГ. Ученые пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом использовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решении проблемы в целом. В научном мире ФРГ происходили дискуссии о пользе системных подходов в социальной работе. На их базе были отработаны основные модели и выработаны принципы современного развития социальной работы на национальном уровне в Федеративной Республике Германии.

Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. Так, например, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты — дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включиться в естественную жизнь общества.

Социальный работник концентрируется на социальных проблемах клиентов, на путях и средствах, которые помогут ему решить насущные вопросы клиента.

Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.

Мы видим, что в работе социального педагога и социального работника есть немало общего. Однако специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных социальных профессий.

Где же находит применение своим знаниям специалист по социальной работе?

В ФРГ специалист с дипломом по социальной работе чаще находит рабочее место в благотворительных учреждениях, оплачиваемых из бюджета общин, на средства церкви, реже из государственных средств. Задача социального работника как профессионала — оказать поддержку лицам, попавшим в бедственное социальное положение.

В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. В случае его бездеятельности последние могут привести к социальному взрыву. Здесь видна реальная увязка решения социальных и экономических проблем как гарантия существования правового социального государства. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугам оплачиваемого персонала. Население опасается бюрократизации государственного социального обеспечения, поэтому все чаще среди пострадавших возникают формы взаимопомощи или самопомощи.

Взаимосвязь экономики и социальной работы была бы неполной, если не принять во внимание то, что социальный работник должен умело распоряжаться полученными денежными средствами. Здесь речь идет о социальном менеджменте. Социальный работник обязан быть в курсе финансовых проблем своих клиентов. Он должен знать о долгах клиентов, оплате нужд личного хозяйства со стороны социальных служб, оплате за аренду помещений, лекарств, о затратах на культурную программу, на уплату налогов, погашение страховки и т. д. Ответственное финансовое учреждение, например от государства или от церкви, частного независимого союза или от других общественных сил, может на определенный срок по плану выплачивать соответствующие денежные средства, т. е. здесь речь может идти о расходах внутри социального учреждения и плановом распределении средств. Но для решения финансовых проблем социальный работник может использовать и средства частных лиц; сюда можно отнести наряду с пожертвованиями помощь родственников.

Финансовая сторона в деятельности социального работника играет существенную роль. Деньги на социальные нужды в ФРГ можно получить главным образом в учреждениях, финансирующих социальные услуги, от государства, от церковных общин, фондов социального страхования, от общественных организаций, от предприятий и профсоюзных касс взаимопомощи, централизованно от церкви, из многочисленных фондов и учреждений, служащих социальным целям.

Кроме того, есть и другие источники финансирования: больничные кассы (обеспечение по болезни), страхование от несчастных случаев, пенсионное обеспечение, а также кредитные учреждения, например банки, гарантирующие так называемые социальные кредиты. Социальный работник в ФРГ обязан хорошо знать и уметь пользоваться всеми источниками социального финансирования.

На начало 90-х годов XX столетия социальной работой в ФРГ занималось более 6000 служб и организаций. Годовой оборот этих учреждений составлял 50 млрд немецких марок. Здесь работали более 700 тыс. штатных сотрудников, 1,5 млн человек привлекались к работе в качестве добровольцев. Сюда же надо отнести 410 тыс. учреждений самопомощи, которые финансировались частично из бюджета упомянутых учреждений, а частично из других источников. Цифры, приведенные выше, свидетельствуют о том, что в современных условиях в ФРГ значение менеджмента и управления для режима хозяйствования, решения финансово-экономических и организационных задач, а также повышения квалификации руководящих кадров становится особенно актуальным.

Приход социал-демократов к власти в ФРГ не улучшил социальную политику в стране. Финансирование социальной сферы осталось на прежнем уровне и даже несколько уменьшилось. В правящих кругах поддерживается мысль, что в Германии достигнуты пределы роста социальной сферы.

Германия выделяет более 18 млрд немецких марок на поддержание жизненного уровня лиц, нуждающихся в социальной помощи.

В ФРГ на социальные цели в 1994 г. выделялось на человека около 13 тыс. немецких марок в год (для сравнения — в 1960 г. на эти цели шло около 1200 немецких марок).

В ФРГ идет реформа социальной помощи. Социальная помощь больше не ограничивается финансовыми услугами нуждающимся. Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.

В Германии около 17 млрд немецких марок тратится на погашение расходов на услуги по уходу за нуждающимися в социальной помощи. Примерно 13 млрд марок расходуется на помощь инвалидам.

В зависимости от степени заболевания и потребностей клиенты социальных служб ФРГ могут обратиться за помощью в следующие обычные или специализированные учреждения, а также к специалистам:

1) в социально-педагогические учреждения (интернаты, жилищные сообщества под контролем социальных работников, консультации (учреждения) по вопросам воспитания, учреждения для отдыха и т. д.), к социальным педагогам, специализирующимся по вопросам семьи;

2) в группы самопомощи (инвалидов, больных, маргиналов);

3) в государственные, ведомственные, общественные, частные учреждения с целью получения ночлега (дома для женщин-бомжей, одиноких бездомных мужчин, ночлежки, сборные пункты для наркоманов и т.д.);

4) в медицинские учреждения (больницы, дневные и ночные поликлиники, другие лечебные учреждения, реабилитационные центры, консультационные пункты по вопросам планирования семьи и др.);

5) в психиатрические, диагностико-психологические и психотерапевтические учреждения (клиники, терапевтические группы по месту жительства, психиатрические пункты для социальных целей, детские психиатрические пункты, школьные психиатрические службы, медицинские пункты по терапии семьи и брака и т. д.);

6) к психотерапевтам, медикам-консультантам по семейным вопросам, психиатрам, врачам, консультирующим медицинским сестрам по вопросам материнства;

7) в службы по уходу за попавшими в затруднительное положение (к медицинским сестрам общин, в службы по уходу на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.);

8) в социальные добровольные службы (службы раздачи питания, службы помощи на дому, службы по поддержке и помощи для родных инвалидов и т. д.);

9) в церкви и религиозные общины, к пастырям, церковным помощникам в общинах, в консультационные церковные центры, в группы помощников церкви);

10) в школы (к учителям), интернаты, учреждения для помощи учащимся, в профессионально-технические училища, в центры по профессиональной ориентации;

11) в социальные образовательные учреждения для взрослых (родительские университеты, в центры общения, в центры по подготовке вспомогательного персонала и т.д.);

12) в детские ясли, группы продленного дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, в службы надзора за детьми (гражданские коммерческие организации, заботящиеся о детях в случае кратковременного отсутствия родителей);

13) в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, найма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.);

14) в юридические консультации (по общим и специальным вопросам);

17) к управленцам и администраторам в социальной сфере, в области здравоохранения и образования.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию:

1) консультационные; 2) врачебные; 3) информационные; 4) правовые (с контрольной функцией); 5) по общему уходу (исключая врачебные); 6) организационные.

Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые оказываются в некоммерческих учреждениях, т. е. они финансируются из распределительного федерального фонда, например из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т. д. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жизненных условий малоимущих и неимущих слоев. населения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторые предварительные обобщения.

1. Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.

2. Типологию социальных услуг можно определить: в зависимости от их целей и задач; по правовому базису, т. е. что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.

3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.

4. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

Какие же профессии существуют в социальной сфере?

Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Германии обозначения: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работник с молодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления);

работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев.

Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сделать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских социальных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению положения в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему развитию социального государства, к чему стремятся немцы?

Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следующие сложившиеся условия:

• вступление страны в Европейский Союз и его последствия;

• трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;

• ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубляется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденциями демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье, высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в социальных учреждениях для временного пребывания детей;

• в ФРГ, как и в других странах, социальные работники — преимущественно женщины; эта работа малооплачиваема, недостаточно престижна.

В заключение отметим, что объем материала не позволяет сделать более глубокого анализа социальной работы в ФРГ. Но даже изложенное о социальной сфере в Германии позволяет читателю создать определенное представление о социальной жизни и степени защищенности в этой высокоразвитой европейской стране.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Институт философии и социально-политических исследований

Выполнила: Рекина К.А.

к.ф.н., доц. Фурдей С.Г.

Модель социальной работы в Германии.

История социальной работы Германии имеет долгую историю. ЕЕ развитие во многом обуславливает функционирование современной модели немецкой социальной работы.

В 1919 году был основан Германский союз государственного и частного попечительства. Это фундаментальный союз, который объединяет и координирует деятельность государственных, частных, общественных учреждений, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Он служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.

Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по следующим направлениям:

1) социальная помощь и социальная политика;

2) социальная помощь молодежи, молодежная политика;

3) оказание социальная работа с семьей, семейная социальная терапия;

4) социальная полдитика в сфере здравоохранения;

5) геронтологическая помощь;

6) помощь детям-инвалидам;

7) социальная рапбота с людьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидами, ставшими таковыми вслежствие производственной травмы);

8) организация работы социальных служб;

9) социальное планирование и прогнозирование.

Необходимо особо отметить, что в Германии проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

В Германии для сферы социальной работы на данном этапе характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под надзор государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала.

Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся:

а) самоуправление в сфере социального обслуживания,

б) пенсионная программа,

в) развитие волонтерства и благотворительности.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию:

1) консультативная практика;

5) общие социальные проблемы;

Социальными услугами в Германии считаются, оказываемые слабо защищенным слоям населения некоммерческими организациями, и направленные на стабилизацию и повышение жизненного уровня граждан.

Типологию социальных услуг можно определить:

1) в зависимости от их целей и задач;

2) по правовому базису т.е., что за организация или учреждение их оказывает;

3) по виду и форме их оказания.

Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения, при этом граждане иных государств, проживающие на территории Германии также вправе быть реципиентами этих услуг.

Оказание социальных услуг в Германии опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель.

Большинство социальных служб, как в примере, приведенном в начале работы, образованы в результате различных частных начинании, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т.д.

Социальные услуги могут быть регламентированы нормами права или специальными правовыми актами как всеобщая обязанность в данном федеральном образовании, и вследствие этого внесены в общий бюджет.

Германская модель социальной работы - это корпоративная модель социальной работы. Это означает ведущую, прерогативную роль государства, его ведомств в организации и осуществлении социальной помощи. важнейшую роль в корпоративной модели социальной защиты играет страховой принцип. Характерные признаки западноевропейской государственно-корпоративной модели социальной работы имеют системный характер. К их числу можно отнести:

- определяющее значение корпоративно-страхового механизма в сфере социальной защиты;

- наличие действенной системы государственной помощи и социальных гарантий;

- сочетание принципов централизации и децентрализации в оказании социальной поддержки;

- вспомогательную роль общественных и благотворительных (ассоциативных) организаций, частных агентств в оказании социальной помощи.

Важнейшее значение страхового механизма в корпоративной модели социальной защиты можно проследить на примерах пенсионного и медицинского обеспечения, функционирования системы страхования по безработице.

Расходы на пенсионное страхование в Германии занимают наибольший удельный вес в структуре социального бюджета страны. Их объем составляет около 30 % всего социального бюджета. В течение трудовой жизни немцы отчисляют ежемесячно в систему обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих 10 % заработка, столько же перечисляют сюда и работодатели за своих сотрудников.

Система пенсионного обеспечения в Германии состоит из трех основных уровней: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование на предприятии и частное пенсионное страхование. Широкий круг застрахованных лиц охватывает обязательное пенсионное страхование, являющееся наиболее крупной частью немецкой системы пенсионного обеспечения. Обязательному пенсионному страхованию подлежат такие категории населения, как рабочие, служащие, государственные чиновники, надомные работники, фермеры. Этот уровень пенсионного обеспечения распространяется не только на трудоспособных и занятых лиц, но и на группы людей, в силу определенных причин, не имеющих полноценных трудовых отношений в обществе (инвалидов, вдов, учащихся, безработных и т.д.). Они не могут выплачивать страховые взносы, но, тем не менее, являются участниками системы пенсионного страхования за счет действующего в Германии принципа солидарного перераспределения, действующего в рамках системы пенсионного обеспечения. Пенсия по старости по обязательному пенсионному страхованию выплачивается мужчинам по достижении 65 лет.

Мужчина может выйти на пенсию и в 63 года, но в таком случае срок выплаты страховых взносов, дающий право на получение пенсии, должен составлять не менее 35 лет. Пенсия по старости для женщин предоставляется по достижении 60 лет. В ходе пенсионной реформы, проводившейся в Германии в первой половине 90-х годов, произведено повышение возрастного ценза, необходимого для получения пенсионного обеспечения по старости. Общий возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин составляет 48 % от среднего заработка. Лицо, постоянно получавшее на протяжении не менее 45 лет участия в системе пенсионного страхования заработную плату, равную средней заработной плате в Германии, при выходе на пенсию вправе получать ежемесячную выплату равную 70 % от чистого заработка. Так как средний заработок мужчин и женщин в Германии заметно разнится, то отличаются и размеры среднемесячной государственной пенсии: для мужчин – это 971 евро, а для женщин – 506 евро. Следует также добавить, что, по официальной статистике, 47,5 % женщин-пенсионеров и 12,1 % мужчин-пенсионеров получают менее 300 евро. 2

В отличие от обычного обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц свободных профессий (врачей, ветеринаров, адвокатов, нотариусов, архитекторов и др.) имеет в Германии свои особенности. Пенсионным обеспечением этих лиц занимаются объединяющие их профессиональные палаты, которые имеют самостоятельные страховые кассы. Финансирование пенсионного страхования производится в обязательном порядке за счет взносов, которые устанавливаются в зависимости от категории работников. Те из лиц свободных профессий, кто работают самостоятельно, платят повышенные страховые взносы. Соответственно выше и размер их пенсионного обеспечения.

Третьим уровнем социальной защиты в старости является частное пенсионное страхование. Оно дает гражданам возможность получения социального обеспечения сверх предусмотренного системой обязательного страхования, а также является альтернативной формой страхования для лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Как дополнительное средство пополнения пенсионного содержания, частное страхование является добровольным. В данном случае с одной из частных страховых компаний заключается индивидуальный договор о пенсионном страховании. Основанием для обращения к системе частного страхования служит и невозможность страхования в рамках системы обязательного пенсионного страхования для лиц, чей доход превышает установленный законом предел. Как уже отмечалось, к началу 2000-х годов в Германии доход, подлежащий обязательному пенсионному страхованию, ограничивался верхним пределом в 6500 марок в месяц. В отличие от обязательного пенсионного страхования, взносы в частные страховые компании существенно выше, но выше и размер таких пенсий.

В Германии действует и такое правило: полис обязательного медицинского страхования, который имеет хотя бы один из работающих родителей, распространяется на второго супруга и на детей до достижения ими 18 лет. Для нетрудоспособных детей этот срок может быть продлен до 23 лет. Определенные льготы по оплате взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрены для многодетных семей и студентов.

На граждан Германии, которые в силу высоких доходов или профессиональной деятельности не подлежат обязательному медицинскому страхованию, распространяется частное медицинское страхование. Кроме того, участвовать в этом виде страхования могут и другие лица, которые имеют средства и желание получить дополнительную медицинскую помощь сверх предусмотренной системой обязательного страхования.

Механизмом борьбы с безработицей, активно используемым в Германии, является договор найма на определенный срок. Такой договор повышает для предпринимателей гибкость использования трудовых ресурсов, предоставляя возможность нанимать рабочую силу на фиксированный срок. Корпоративный интерес в данном случае соединяется с государственным. В некоторых случаях правительственные органы идут на компенсационные выплаты, чтобы привлечь к трудовой деятельности через контракты по найму малоквалифицированных работников, представителей молодежи. Правительство возмещало 80 % зарплаты трудоустроенных, а остальное поступало от работодателей. В данном случае вновь использовался механизм государственно-корпоративного взаимодействия в решении сложных социальных проблем. Благодаря развитию новых форм занятости и улучшению организации производства, рынок труда пополнился в целом по странам Европейского Союза почти на 10 млн. новых рабочих мест (из них 6 млн. для женщин) и на 4 млн. уменьшилась безработица.

Сохраняя действующую систему страхования по безработице, континентальные современная Германия вносит в нее новые аспекты. Так, недавно было решено отменить правило, согласно которому безработный может оказаться от предложенного службой занятости места трудоустройства, если его потенциальный чистый доход меньше пособия. Не будут теперь рассматриваться в виде аргументов для отказа от работы и такие обстоятельства, как большая удаленность предприятия от места проживания, уровень образования, плохие условия труда.

Корпоративная направленность системы социальной защиты в Германии, как и в ряде других европейских стран, обеспечивает высокий уровень пенсий, пособий и других выплат. Однако, наряду с этим, довольно интенсивно осуществляется государственное регулирование и менеджмент процессов, происходящих в социальной сфере.

Безусловно, система социального страхования не позволяет учесть все возможные риски. Различные жизненные ситуации обуславливают необходимость оказания социальной помощи со стороны государства. Среди таких обстоятельств следует назвать естественные причины раннего ограничения или потери трудоспособности, влекущие за собой невозможность участия в системе социального страхования за счет утраты взносов, увеличение числа одиноких или разведенных женщин с детьми, нуждающихся в финансовой поддержке от государства, и др.

Определение размера помощи малоимущим, выдаваемой в виде социального пособия, производится на основе специальных стандартов. До 90-х годов ХХ века их уровень рассчитывался с учетом стоимости потребительской корзины и базировались на прожиточном минимуме.

Германская модель относится к стабильным, сложившимся системам, которые подкреплены государственными нормами права и опираются, в значительной степени, на государственный бюджет. С этой точки зрения германская модель представляет интерес для других государств, внедрение механизмов немецкого социального обеспечения может принести положительных работы социальным системам других стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Дашкевич В.В. Германская модель социальной политики: вызов времени // Вестник ЧитГУ. - 2010. - № 6. - С. 63 - 69

Читайте также: