Когда ведущий начинает работать с группой он должен обсудить и согласовать с участниками

Обновлено: 19.05.2024

Для того, чтобы работа с группой была построена эффективно, необходимо учитывать ряд правил, которые определяют поведение ведущего и участников группы, а так же знать закономерности построения групповых процесов.

Прежде всего ведущий должен создать атмосферу доверия, необходимую для эффективного взаимодействия с группой, а аткже для эффективного протекания групповых процессов. Для этого ему необходимо проявлять уважение к личности участников, а также поддержку, признание и одобрение. На начальном этапе работы группы за создание доверительной атмосферы отвечает ведущий группы, и достижение этого является одний из основных задач, стоящих перед тренером в начале работы.

Ведущий должен эмоционально стимулировать участников группы, для этого ему необходимо самому выражать свои чувства, что будет способствовать раскрытию чувств участников. Это же касается раскрытия внутренних установок, намерений и мотивов.

Эффективность работы участников во многом зависит от того, насколько они осознают то, как они проявляются и какой опыт приобретают в процессе работы. Поэтому необходимо, что бы участники понимали основные концепции, на которых базируются те или иные процессы, а также могли увидеть суть тех упражнений, в которых они участвуют. Для этого важно давать необходимые пояснения по ходу работы, а также уделять внимание вопросам участников или инициировать обсуждение участниками того, как они понимают те или иные процессы, явления, или что они поняли из своего опыта участия в процессе, а также самому предлагать возможные интерпретиции. Здесь важным элементом такого понимания является четкость изложения необходимых инструкций во время самих упражнений.

Кроме того, ведущему в ходе работы с группой необходимо структурировать групповые процессы. Для этого необходимо знание и понимание групповых процессов, законы развития групвой динамики, умение управлять энергией группы.

Эффективность работы участников зависит также и от самих учатсников. И здесь, прежде всего, участники должны осознавать, какую личную цель они преследуют, работая в группе. Участники должны стремиться быть гибкими, то есть быть готовыми принять тот опыт, который не входил в первоначальные планы. Кроме того, участники должны активно участвоавть в тех процессах, которые будут предлагаться ведущим. Очень важно, чтобы участники группы проявляли внимательность к своим чувствам и переживаниям и осознавали, что их вызывает. Внимательное и уважительное отношение должно быть появлено как к себе так и к другим участникам группы. Важно, чтобы участники поддерживали атмосферу доверия и открытости внутри группы.

Для реализации этих важных аспектов, оказывающих заметное влияние на эффективность групповой работы, в начале работы группы участники принимают соответсвующие правила.

Конструирование процессов должно подчиняться требованиям цели, стоящей перед группой, что и определяет содержание и последовательность различных действий участников и ведущего. Процессы должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить поступательное движение от простого к сложному, от общего к частному. Это позволяет глубже затронуть слои опыта участников, а также шаг за шагом ослабить внутреннее сопротивление участников, выванное действием защит и социальных ролей. В связи с этим очень важно, чтобы работа с рациональным содержанием непременно гармонично сочеталась с работой с чувствами участников.

Традиционно групповая работа состоит из нескольких этапов.

Первый этап предполагает знакомство участников с ведущим и между собой. Как уже указывалось выше, вводятся обязательные правила для участников. Кроме того, на этом этапе ведущий знакомит участников с тематикой предстоящей работы. Для того, чтобы разогреть участников и подготовить их для непосредственной работы в рамках заявленной темы, участникам, как правило, предлагается разминка.

Основная часть состоит из тематических упражнений. По своей структуре упражнения должны способствовать решению тех задач, которые стоят перед участниками.

Заключительная часть включает упражнения, которые должны помочь участникам осознать, как полученный ими опыт соотносится с их жизнью за пределами группы и что новое они могут интегрировать в свою жизнь сразу по окончании групповой работы.

Конкретное наполнение каждого этапа зависит от специфики самой группы, от специфики той темы, с которой работает группа, а также от формата тренинга.

Часть II . Групповая работа со страхами. Практическое исследование

Итак, как указывалось выше, целью работы является исследование участниками группы своих страхов. В результате участники получат возможность разобраться с тем, что стоит за эмоцией страха, так что в итоге страх станет более понятным и у участников появится возможность увидеть скрытые в содержании страха смыслы и ресурсы.

Достижение заявленной цели возможно через пошаговое разотождествление с той субличностью, которая стоит за эмоцией страха. Разотождествление станет возможным благодаря серии упражнений, сочетающих индивидуальные и групповые процессы, осуществляемые участниками в группе. Помимо этого, благодаря предложенным процессам, возможна трансформация страха.

Для того чтобы провести исследование заявленной темы, мною были разработаны 3 программы (дизайна) групповой работы, которые были проведены на 3 разних группах численностью от 4 до 12 человек. Длительность работы группы рассчитана приблизительно на 3 часа. Этот временной фактор был определяющим при конструировании процессов в рамках заявленной темы и поставленных целей работы.

Ниже представлены сравнительный анализ и выводы по каждой группе и по работе в целом. После этого отдельно в приложении приведены разработанные дизайны тренингов для каждой группы.

Читайте также: