Когда реставрация стала профессией

Обновлено: 28.04.2024

– Реставратор восстанавливает предметы, представляющие художественную ценность.

Реставрация подразделяется на несколько направлений. Изначально возникла реставрация предметов культа — икон, церковной утвари. Затем появилась реставрация живописи и графики: в Западной Европе стало популярным коллекционирование картин, и нужно было восстанавливать утраченные со временем детали. Первыми реставраторами, соответственно, были живописцы. Но с конца XIX века реставрация становится не просто художественным ремеслом. Она начинает обретать научную базу. Картины исследуются под микроскопом, собираются сведения, как воздействует на рисунок то или иное химическое вещество, изучаются новые материалы и способы работы.

– Какие направления реставрации есть в Музее Москвы?

– У нас реставрируют картины: акварель, темперу (водоразбавляемые краски на основе сухих порошковых пигментов — прим. сайта), графику, а также мебель и другие предметы из дерева, изделия из металла, документы, книги, ткани и т.д. Все, с чем человек сталкивается в течение жизни, подлежит реставрации.

– Реставратор самостоятельно работает с вещью, или в составе команды из нескольких человек?

– Реставратор каждый день занимается восстановлением вещей, или же эпизодически, например, при подготовке выставки?

– Реставратор занимается как подготовкой экспонатов, которые находятся в ненадлежащем состоянии, к различным мероприятиям, так и плановой реставрацией. Этому специалисту всегда найдется, что делать.

– Бывает ли, что вещь находится в настолько плачевном состоянии, что ее невозможно отреставрировать?

– К сожалению, бывает. Если эта вещь представляет собой культурную ценность, к ней применяют методы консервации, то есть, стараются максимально оградить от влияния внешней среды, чтобы замедлить или остановить процесс разрушения. Это делается в надежде на то, что наши потомки окажутся умнее нас и найдут методы, которые помогут восстановить эту вещь.

– Как вы стали реставратором?

– Поначалу я работала в музее хранителем фонда. Эти специалисты тесно общаются с реставраторами, и я влюбилась в их профессию, мечтала попробовать себя в ней. И когда я узнала, что в нашем музее освободилось место реставратора, попросила рассмотреть меня на эту должность.

Меня отправили на учебу, и вернулась я уже реставратором графики. Впрочем, нельзя сказать, что учебу я закончила — она продолжается в течение всей жизни. Работая бок о бок с коллегами и помогая им, я невольно перенимаю у них навыки. Сейчас я уже могу проводить несложную реставрацию живописи, мебели.

– Есть ли произведения, работа над которыми вам особенно запомнилась?

– На заре моей трудовой деятельности мне принесли панорамное графическое изображение Москвы 80-х годов XIX века. Я не знаю, где и в каких условиях хранилась эта работа, но она была в ужасном состоянии. Помимо того, что она была с огромным количеством разрывов и водных затеков, она была покрыта плесенью и экскрементами насекомых.

– Какое образование нужно получить, чтобы стать реставратором?

– Для начала нужно определиться, каким именно направлением реставрации человек хочет заниматься. Если школьник мечтает стать реставратором мебели, полезно начать осваивать столярное и плотницкое дело. В Домах творчества существуют кружки, которые этому обучают. Если же старшеклассник мечтает быть реставратором живописи, ему стоит получить начальное художественное образование, которое затем позволит ему поступить в художественный техникум или училище.

– В какое училище лучше идти учиться на реставратора?

– Нужно ли реставратору высшее образование?

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать реставратором?

– Профессия реставратора требует поистине энциклопедических знаний. Этот человек должен одновременно быть и историком, и технологом, и искусствоведом. Чтобы восстановить вещь, реставратор должен знать, в какое время ей пользовались, что вообще происходило в то время, какие материалы использовали, какие технологии и т.д.

– Какие компетенции нужны реставратору?

– Прежде всего, нужны большое терпение и трудолюбие. Работа реставратора требует собранности и сосредоточенности. Ведь он работает с предметами, представляющими историческую и культурную ценность, и не должен повредить их из-за своей поспешности.

– Где, помимо музеев, могут работать реставраторы?

– Они могут заниматься частной практикой — выполнять реставрационные работы на заказ, а также работать в реставрационных организациях, государственных или частных. Например, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря или в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Как правило, такие реставраторы выполняют заказы музеев, у которых нет собственных реставрационных мастерских, либо берутся за произведения, которые музей не может отреставрировать собственными силами.

– С какими трудностями сталкиваются реставраторы?

– Порой трудно начать работать — настолько экспонат может быть в ужасающем состоянии. Я в таких случаях делаю глубокий вдох и составляю план, что именно нужно сделать с вещью, чтобы привести ее в порядок. Или отправляюсь к коллегам, рассказываю о том, что я планирую предпринять, выслушиваю их мнения.

Бывает непросто, когда заканчивается материал, который очень нужен. К счастью, обычно в таких случаях опять же выручают коллеги, у которых кусочек остался в закромах.

– Будут ли реставраторы востребованы в ближайшем будущем?

– Конечно. В музеях нашей страны хранится неисчислимое количество предметов, требующих реставрации. А ныне восстановленные вещи со временем потребуют повторной реставрации. Поэтому наше дело никогда не исчезнет.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть школьникам, которые хотят больше узнать о работе реставратора?


Реставрационная мастерская Российской государственной библиотеки находится в отдельном здании на Пятницкой улице. В ней есть три отдела: реставрация газет, отдел рукописей и книг и реставрации переплетов и обложек. На первом этаже специалисты занимаются газетами разных времен — к ним приходят издания в том числе 17–18 веков . Большую часть пространства в отдельной комнате занимает машина для нейтрализации, в ней же сушатся газеты. В комнате находятся прессы довоенного времени, которые, по словам сотрудников, до сих пор находятся в хорошем состоянии и качественно спрессовывают изделия. После этого газеты попадают в руки самим специалистам, и далее работа идет вручную. Сотрудники признаются, что им самим часто интересно читать газеты, которые к ним попадают.




Во втором отделе работают непосредственно со страницами. В нем восстанавливают плакаты, карты, гравюры, рукописи, книги. Всего в отделе работает около 12 сотрудников совершенно разных возрастов: есть реставраторы, которые окончили высшее учебное заведение и пришли учиться в мастерскую совсем недавно, другие же работают в отделе более 40 лет. Растворы, клей изготавливаются вручную, сама работа может занимать от пары недель до года , а над изделием могут работать как один специалист, так и целая группа в зависимости от сложности и запущенности книги.


Александр Анатольевич Сошнин, руководитель реставрационной мастерской Российской государственной библиотеки

С рукописями работают специалисты высшей категории. Плакаты — это начальная стадия, это более стандартная работа. Специалисты реже делают плакаты, так как это относительно простая работа: специалист по нейрохирургии не будет заниматься простыми швами. У нас мало заведений в России, которые готовят реставраторов бумаги. Училища разбросаны по всей стране: есть в Суздале, Санкт-Петербурге. Конечно, мы обучаем и в самой мастерской, желательно, чтобы у человека было художественное образование. Без него будет сложно.





Любовь Николаевна Никифорова

Художник-реставратор высшей категории

Почему реставрация — это не просто восстановление бумаги

К нам приходит самая разнообразная продукция: книги, рукописи, гравюры, карты, плакаты, изоматериалы, нотные издания. И нельзя сказать, что какой-то определенный вид работы самый сложный, это зависит от множества факторов, в том числе от степени разрушенности книги. Когда реставратор работает, он должен найти единственно правильный подход . Реставратор тщательно все продумывает, подбирает оптимальный метод, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение и восстановить целостность, и только потом приступает к ручной работе.

Бумага — это не просто материал, это живой организм. Вы работаете именно с живым организмом, как у человека

Писатели вкладывали в свои произведения именно душу и писали о том, что волновало их в тот период. И задача реставратора — сохранить все это в том самом объеме, что дал нам первоначально тот, кто создал рукопись . Мы продлеваем жизнь документам, которые потом радуют своего читателя, исследователя или коллекционера. Электронные книги — это сухо. В них души нет. А когда ты листаешь страницы, ты как бы вживаешься и начинаешь сопереживать. Поэтому реставратор в первую очередь не должен быть равнодушным .

Книга — это кладезь информации, кладезь истории, человеческой души

Есть классические методы реставрации, для которых вам нужен скальпель, руки и голова. Есть современные методы со множеством химических секретов. Опишу самый простой процесс реставрации: вы берете книгу, у нее пожелтевшие, в местах надорванные страницы. Это говорит о низком качестве бумаги, в ней присутствует древесная масса. Из-за примесей, влажности происходит процесс окисления, материал портится.

Первым дело я должна эту книгу разброшюровать на тетрадочки. Скрепки со временем ржавеют, это тоже пагубно для бумаги. Естественно, моя задача — разобрать и промыть, то есть нейтрализовать кислоту в специальном растворе углекислого магния. Потом бумага просыхает на фильтровалке, и затем я уже подбираю бумагу там, где требуется восполнить пробел. После мы начинаем непосредственно реставрировать и собирать книгу по кусочкам. Промазываем ее натуральным клеем, который изготовлен в мастерской, клеим незаметную полоску, промазываем и обрываем лишнее.

Часто ко мне попадают и рукописи. Они написаны железо-галловыми нестойкими чернилами, и бумага начинает расползаться. В таком случае подобрать нужный раствор очень сложно. Сначала надо апробировать, мы не можем так сразу подобрать метод и проводить реставрацию . Если рукопись в 300 листов, так обработать необходимо каждый листочек. Подобная работа может занять от трех месяцев до года.

Однажды мне удалось поработать с персидской рукописью XIX века , это были стихотворения. В книге была использована лощеная бумага с блеском, и при работе с ней ни в коем случае нельзя было потерять этот блеск. Промывать такую бумагу тоже нельзя (хотя мы всегда это делаем), поэтому шла полностью сухая обработка, расщепление, что достаточно кропотливый процесс: мы применяли очень много химических секретов. У нас нет права на ошибку .

Как-то раз ко мне в руки попал кодекс Джордано Бруно . Представляете, он им саморучно разрисован! Когда я держала его в руках, конечно, испытывала трепет, это очень памятный момент.


Где учиться профессии реставратора

Я в этой профессии больше 40 лет. После окончания школы пошла работать в библиотеку, и одна заведующая пригласила меня попробовать себя в отделе реставрации. Я начала обучаться: у меня был прекрасный мастер и индивидуальное обучение. В течение года я была стажером, но на самом деле учишься ты этой профессии на протяжении всей жизни. Приходится постоянно осваивать новый навык, искать новые способы. Наше обучение шло от простого к сложному — сейчас немного иначе, стараются охватить все и сразу.

Молодые специалисты с художественным образованием приходят в мастерские, обучаются около года, бывают и групповые занятия. Некоторые ребята достаточно амбициозны и думают, что могут восстановить все сами, хотя они в силу неопытности не знают всех нюансов. Каждый процесс реставрации происходит будто с нуля. Это такая профессия, в которой ты учишься только на практике. И двигаться необходимо от простого к сложному — терпеливо и постепенно .

Есть у нас в отделе и молодые специалисты, безусловно. В этой профессии нет каких-то возрастных ограничений. Некоторые сотрудники библиотек осваивают какие-то базовые навыки для простой реставрации — условно, что-то незначительно заклеить в библиотечных условиях. Хотя все же лучше обращаться к специалистам, так у книги будет больше шансов на долговечную жизнь.



Несмотря на разный опыт, навыки и специализацию, сотрудников реставрационной мастерской объединяет одно — любовь к своему делу и постоянное стремление учиться . Ведь стать реставратором невозможно за год и даже за пять или десять лет. Реставрации учатся на протяжении всей жизни, а каждая книга, попадающая в руки к специалисту, — это новый культурный объект, которому нужен новый индивидуальный подход.

В задачи реставратора входит восстановление картин, памятников, скульптур и древних сооружений. Специалист должен сделать все для того, чтобы определенный предмет искусства сохранился в первоначальном виде. Не деформировался под воздействием внешних условий.

Мы расскажем об особенностях профессии реставратор.

Чем занимаются реставраторы?


Первоначально реставраторы были нужны только для того, чтобы защищать объекты культурного наследия от деформации. Помещать в соответствующие условия для долгосрочного хранения. Однако, теперь реставраторы занимаются разными направлениями деятельности. Они не только сохраняют различные объекты, но и пытаются воссоздать их. Предать первоначальный вид тем видам объектов, которые в следствии длительного промежутка времени утратили его.

Консервация

Реставраторы нашего времени занимаются консервацией объектов искусства. Они помещают картины, скульптуры и другие изделия в специальные условия. Чтобы они не деформировались под воздействием внешних факторов.

Для этого реставраторы применяют ряд методик:

  1. Обрабатывают объекты искусства с помощью различных химических веществ.
  2. Устанавливают благоприятную для объекта искусства влажность.
  3. Выбирают, под каким светом должен находиться памятник архитектуры.

И многое другое. Реставраторы прибегают к консервации очень часто. Они используют ее даже при работе с креплениями объектов. К примеру, со старинными гвоздями, которые скрепляют рамку картины. Если не законсервировать их должным образом, они могут деформироваться.

Реставрация


Реставраторам также предстоит заниматься восстановлением предметов искусства. Они должны будут восстановить их структуру. Сделать так, чтобы изделие вернуло свою первоначальную форму. А также не имело различных сколов. Царапин. Разрывов. И других повреждений.

Подростку предстоит выбрать направление реставрации

Универсальных реставраторов практически не существует. Человек, работающий в этом направлении, в обязательном порядке должен выбрать специализацию. Например, восстановление:

  1. Скульптур.
  2. Текстильных изделий.
  3. Живописи.
  4. Книг.

И многого другого. Подростку, выбравшему специальность "реставрация", предстоит сотрудничать с другими специалистами. Поскольку, когда им привозят объект для реставрации, он содержит в себе множество мелких элементов. В том числе, и тех, на которых специалист может не специализироваться.

Перед тем, как начать работу над историческим объектом, специалист его изучает

Реставрационные работы никогда не проводят наобум. Перед тем, как начать обрабатывать определенный исторический объект, реставраторы его изучают. Смотрят, при какой температуре он может храниться. Насколько сильно он поврежден. Из каких материалов изготовлен. Какие виды реставрации были проведены раньше. И многое другое.

После того, как реставратор проводит исследование, он должен продумать стратегию дальнейшего восстановления объекта. Постараться сделать все для того, чтобы вернуть ему былой вид. При этом, минимально вмешавшись в процесс.

Почему реставрация в России умирает?


Современные деятели искусства не до конца понимают, для чего нужна реставрация. Они не относятся к старинному зданию (например, восемнадцатого века), как к важнейшему памятнику архитектуры. Не понимают, почему его нужно немного подновить. А не снести и построить здание аналогичного вида, но из других материалов.

Безусловно, отреставрированное строение прослужит намного дольше. И будет смотреться более красиво. Однако, это уже не будет старинным памятником архитектуры. Это будет обычной имитацией. И величайшее культурное наследие страны будет утрачено.

Виды реставрации

Существует два основных вида реставрации. Научная и коммерческая. Давайте рассмотрим их.

Что такое научная реставрация?

Научная реставрация - это когда специалист не вмешивается в целостность памятника искусства во время его восстановления. Не наносит новые мазки на картину. Не приделывает недостающие части к памятнику. Не привносит в предмет искусства что-то свое.

В рамках научной реставрации, специалисту необходимо сохранить все элементы в том состоянии, которое у них было в самом начале. Если, например, от скульптуры отвалилась определенная деталь, то реставратор не может добавить свою. Поскольку в этом случае памятник архитектуры превратится в подделку.

Задача научного реставратора - мыслить с точки зрения истории. Не вмешиваться в первоначальную целостность элемента. Только лишь восстанавливать ее внешний вид.

Что такое коммерческая реставрация?


Коммерческая реставрация нужна для того, чтобы улучшить внешний вид предмета искусства. Придать ему былой лоск. И сделать все для того, чтобы изделие можно было продать подороже.

В качестве примера коммерческой реставрации приведем старинную мебель. Когда клиент привозит ее к специалистам, то просит не просто восстановить изделие. Но и сделать так, чтобы оно было прочным. Было готово к дальнейшему использованию.

Предположим, реставратору привезли на восстановление старинное кресло. Заказчик собирается использовать его по назначению - сидеть на нем. Чтобы кресло не сломалось, оно, соответственно, должно быть максимально крепким.

Чтобы провести коммерческую реставрацию, специалисту предстоит провести огромную работу. Поменять внешний вид изделия. Сделать его каркас немного крепче. Поменять обивку. Покрасить изделие. При этом, не вмешавшись в целостность его структуры.

Благодаря этим действиям, подобные работы можно классифицировать, как ремонт.

Где работают реставраторы?

Реставраторы могут как заниматься собственным бизнесом, так и в различных учреждениях. В частности, в:

  1. Музеях.
  2. Различных реставрационных центрах.
  3. Мастерских.

И других заведениях. В зависимости от того, частная мастерская или государственная, зарплата будет разниться. В целом, уровень дохода у реставраторов не высокий.

В среднем по России реставраторы получают от двадцати пяти до сорока тысяч рублей. В Москве специалисты с аналогичной профессией получают от тридцати до ста тысяч рублей.

Какими качествами должен обладать реставратор?


  1. Любить искусство. Тинейджер должен быть без ума от предметов старины. Трепетно относиться к различным артефактам.
  2. Уметь работать руками. На протяжении нескольких часов.
  3. Уметь выдерживать монотонную работу.
  4. Быть усидчивым.
  5. Быть аккуратным.

Также, реставратору предстоит учиться всю жизнь. Осваивать современные методики сохранения и восстановления изделий.

Какими знаниями и навыками должен обладать реставратор?

Реставратор должен в обязательном порядке обладать следующими навыками:

  1. Умением работать с различными материалами для реставрации.
  2. Знанием техники реставрирования предметов по своей специализации.
  3. Умением использовать те же техники работы с объектом архитектуры, которые применял его первоначальный создатель.

Наибольшее количество реставраторов - специалисты, которые закончили ВУЗы по направлению художественного искусства.

В рамках работы реставратором, тинейджер сможет увидеть величайшие работы мира


Самым главным преимуществом работы реставратора является уникальная возможность увидеть величайшие творения искусства. Речь идет и о памятниках архитектуры. И о картинах. И о скульптурах. И о различных старинных предметах.

При этом, их можно не просто увидеть. А потрогать на ощупь. Насладиться их величием и красотой, работая с ними.

Подросток, который любит искусство, обязательно оценит это преимущество. И с радостью будет работать по этому направлению.

Тинейджеру предстоит повышать свои навыки

Чтобы повысить навыки, подростку предстоит регулярно ездить на различные курсы повышения квалификации. Проходить множество стажировок. Ходить на семинары. А также посещать разнообразные конференции.

Также, подростку в обязательном порядке нужно знать английский язык. Он понадобится ему для того, чтобы читать специализированную литературу. Которая, зачастую, не имеет русского перевода.

Заключение


Реставратор - это работа для творческих личностей. Людей, которые обожают искусство. И мечтают поработать с величайшими работами всемирно известных авторов.

Зарплата у реставраторов не очень высокая. Однако, если устроиться в успешную частную компанию или открыть собственный бизнес, то можно зарабатывать большие деньги. В особенности, если заказов будет много.

– Реставратор восстанавливает предметы, представляющие художественную ценность.

Реставрация подразделяется на несколько направлений. Изначально возникла реставрация предметов культа — икон, церковной утвари. Затем появилась реставрация живописи и графики: в Западной Европе стало популярным коллекционирование картин, и нужно было восстанавливать утраченные со временем детали. Первыми реставраторами, соответственно, были живописцы. Но с конца XIX века реставрация становится не просто художественным ремеслом. Она начинает обретать научную базу. Картины исследуются под микроскопом, собираются сведения, как воздействует на рисунок то или иное химическое вещество, изучаются новые материалы и способы работы.

– Какие направления реставрации есть в Музее Москвы?

– У нас реставрируют картины: акварель, темперу (водоразбавляемые краски на основе сухих порошковых пигментов — прим. сайта), графику, а также мебель и другие предметы из дерева, изделия из металла, документы, книги, ткани и т.д. Все, с чем человек сталкивается в течение жизни, подлежит реставрации.

– Реставратор самостоятельно работает с вещью, или в составе команды из нескольких человек?

– Реставратор каждый день занимается восстановлением вещей, или же эпизодически, например, при подготовке выставки?

– Реставратор занимается как подготовкой экспонатов, которые находятся в ненадлежащем состоянии, к различным мероприятиям, так и плановой реставрацией. Этому специалисту всегда найдется, что делать.

– Бывает ли, что вещь находится в настолько плачевном состоянии, что ее невозможно отреставрировать?

– К сожалению, бывает. Если эта вещь представляет собой культурную ценность, к ней применяют методы консервации, то есть, стараются максимально оградить от влияния внешней среды, чтобы замедлить или остановить процесс разрушения. Это делается в надежде на то, что наши потомки окажутся умнее нас и найдут методы, которые помогут восстановить эту вещь.

– Как вы стали реставратором?

– Поначалу я работала в музее хранителем фонда. Эти специалисты тесно общаются с реставраторами, и я влюбилась в их профессию, мечтала попробовать себя в ней. И когда я узнала, что в нашем музее освободилось место реставратора, попросила рассмотреть меня на эту должность.

Меня отправили на учебу, и вернулась я уже реставратором графики. Впрочем, нельзя сказать, что учебу я закончила — она продолжается в течение всей жизни. Работая бок о бок с коллегами и помогая им, я невольно перенимаю у них навыки. Сейчас я уже могу проводить несложную реставрацию живописи, мебели.

– Есть ли произведения, работа над которыми вам особенно запомнилась?

– На заре моей трудовой деятельности мне принесли панорамное графическое изображение Москвы 80-х годов XIX века. Я не знаю, где и в каких условиях хранилась эта работа, но она была в ужасном состоянии. Помимо того, что она была с огромным количеством разрывов и водных затеков, она была покрыта плесенью и экскрементами насекомых.

– Какое образование нужно получить, чтобы стать реставратором?

– Для начала нужно определиться, каким именно направлением реставрации человек хочет заниматься. Если школьник мечтает стать реставратором мебели, полезно начать осваивать столярное и плотницкое дело. В Домах творчества существуют кружки, которые этому обучают. Если же старшеклассник мечтает быть реставратором живописи, ему стоит получить начальное художественное образование, которое затем позволит ему поступить в художественный техникум или училище.

– В какое училище лучше идти учиться на реставратора?

– Нужно ли реставратору высшее образование?

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать реставратором?

– Профессия реставратора требует поистине энциклопедических знаний. Этот человек должен одновременно быть и историком, и технологом, и искусствоведом. Чтобы восстановить вещь, реставратор должен знать, в какое время ей пользовались, что вообще происходило в то время, какие материалы использовали, какие технологии и т.д.

– Какие компетенции нужны реставратору?

– Прежде всего, нужны большое терпение и трудолюбие. Работа реставратора требует собранности и сосредоточенности. Ведь он работает с предметами, представляющими историческую и культурную ценность, и не должен повредить их из-за своей поспешности.

– Где, помимо музеев, могут работать реставраторы?

– Они могут заниматься частной практикой — выполнять реставрационные работы на заказ, а также работать в реставрационных организациях, государственных или частных. Например, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря или в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Как правило, такие реставраторы выполняют заказы музеев, у которых нет собственных реставрационных мастерских, либо берутся за произведения, которые музей не может отреставрировать собственными силами.

– С какими трудностями сталкиваются реставраторы?

– Порой трудно начать работать — настолько экспонат может быть в ужасающем состоянии. Я в таких случаях делаю глубокий вдох и составляю план, что именно нужно сделать с вещью, чтобы привести ее в порядок. Или отправляюсь к коллегам, рассказываю о том, что я планирую предпринять, выслушиваю их мнения.

Бывает непросто, когда заканчивается материал, который очень нужен. К счастью, обычно в таких случаях опять же выручают коллеги, у которых кусочек остался в закромах.

– Будут ли реставраторы востребованы в ближайшем будущем?

– Конечно. В музеях нашей страны хранится неисчислимое количество предметов, требующих реставрации. А ныне восстановленные вещи со временем потребуют повторной реставрации. Поэтому наше дело никогда не исчезнет.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть школьникам, которые хотят больше узнать о работе реставратора?

Читайте также: