Когда появилась профессия социальный работник

Обновлено: 03.05.2024

В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.

Основные требования к специалистам по социальной работе

Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:

  • консультировать;
  • оказывать квалифицированную помощь;
  • содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
  • анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.

К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:

  • консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
  • оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
  • проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
  • реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.

Специалист по социальной работе должен:

  • знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
  • знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
  • владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
  • разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
  • быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
  • понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
  • знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
  • разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:

  • лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
  • многодетным малообеспеченным семьям;
  • бездомным;
  • жертвам насилия;
  • беженцам;
  • алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
  • семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.

Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.

Заниматься соцподдержкой можно, работая:

  • в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
  • в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
  • в благотворительных и общественных организациях;
  • частным консультантом.

Описание специальности

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Специалист по социальной работе содействует предоставлению необходимой социальной помощи и услуг гражданам (семьям), проживающим в зоне обслуживания и находящимся в трудной жизненной ситуации.

Его основные функции:

  • выявление проживающих в зоне обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
  • формирование банка данных о них
  • установление причин их социального неблагополучия
  • определение характера и объема необходимой социальной помощи и услуг, а также содействие их предоставлению

Студенты данной специальности учатся:

  • Оказывать социальную защиту, помощь и поддержку, предоставлять социальные услуги отдельным лицам и социальным группам (пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодежные группы риска, мигранты, женщины и мужчины, подвергшиеся насилию и т.д.)
  • Разрешать конфликтные ситуации на различных уровнях (межличностных, межгрупповых, политических, трудовых)
  • Проводить профилактику социально опасных явлений в обществе (терроризм, наркомания, алкоголизм, проституция и т.п.)
  • Проводить консультации по правовым, социальным, психологическим и педагогическим проблемам
  • Разрабатывать региональные, муниципальные и корпоративные социальные программы
  • Участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок в сфере психосоциальной и социальной работы, разрабатывать социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)
  • Создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
  • Проводить деловые переговоры в области организации работы по социальному обслуживанию населения
  • Оказывать первую психологическую помощь различным категориям населения
  • При необходимости оказывать первую доврачебную медицинскую помощь
  • Организовывать и проводить социологические, психологические исследования

Cпециалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:

  • диагностическому и прогностическому
  • правозащитному
  • организационно-управленческому
  • предупредительно-профилактическому
  • социально-медицинскому
  • социально-педагогическому
  • психологическому
  • социально-бытовому
  • коммуникативному
  • реабилитационному
  • научно-методическому
  • научному (экспериментально-исследовательскому)
  • лекторско-просветительскому
  • консультативному
  • семья, детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания населения, детские дома, учреждения для лиц с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, культурно-досуговые учреждения, подростковые клубы, детские и молодежные объединения, государственные учреждения социального обслуживания населения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, управления по труду, занятости, социальной защите, центры и отделения занятости населения, управления фонда социальной защиты, отделы социальной защиты населения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, учреждения исполнительной власти, отделы социальной и воспитательной работы учреждений и предприятий, общественные организации и объединения;
  • психологические службы министерств, ведомств и организаций республиканского, областного, городского, районного и учрежденческого уровней, специализированные центры с психологическими службами в своем составе;
  • учреждения здравоохранения;
  • учреждения и предприятия социальной сферы.

Основной областью деятельности выпускников становится работа с социально незащищенными слоями населения – детьми, подростками, молодыми матерями, пенсионерами, мигрантами. Многие выпускники находят свое призвание в правоохранительной деятельности, выбирая должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних или социального педагога; других больше привлекает решение проблем трудоспособного населения, они выбирают путь специалиста службы занятости или социолога.

На каких специальностях лучше учиться

  • психология и социальная педагогика;
  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
  • социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • социальная работа с молодежью и др.

Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).

Лучшие ссузы и вузы для обучения

Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:

Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:

Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.

Профессиональный стандарт социального работника

  • отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
  • наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
  • удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.

Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.

Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни



Обязанности социального работника по уходу за пожилыми гражданами прописаны в его должностной инструкции, которая составлена с учетом требований профессионального стандарта.
Документ состоит из следующих пунктов:

  • основные положения;
  • должностные обязанности;
  • права сторон;
  • ответственность сторон.

Специалист обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись и получить один ее экземпляр на руки.

Читайте материал по теме: Патронаж над пожилыми людьми

Обязанности на работе

Соцработник


К основным обязанностям социальных работников можно отнести:

  • выявление людей или семей, которые в связи со сложными жизненными обстоятельствами нуждаются в помощи;
  • предоставление им сведений об их правах и о структурах, которые могут оказать им услуги;
  • содействие в составлении необходимых документов;
  • помощь в решении бытовых вопросов (приготовление еды, уборка в доме, приобретение медикаментов, оплата жилищно-коммунальных услуг);
  • различные виды терапии, особенно для детей (музыкальная, арт-терапия);
  • оказание социальных услуг (психологическая поддержка, налаживание коммуникации с родственниками, правовое консультирование);
  • регулярное посещение клиента в соответствии с утвержденным графиком;
  • составление отчетности.

Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.

Должностные обязанности социального работника

Социальная работа – универсальный вид деятельности, требующий от специалистов разносторонних знаний и умений. В квалификационном справочнике социального работника представлен перечень его должностных обязанностей, в соответствии с которыми работник социальной сферы обязан:

  • выявлять граждан и семьи, нуждающиеся в социальной, материальной, юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи, в охране психического, нравственного и физического здоровья;
  • выявлять причины возникающих конфликтных ситуаций, трудностей, оказывать содействие в разрешении конфликтов и трудностей, оказывать социальную помощь;
  • содействовать в деятельности государственных и общественных организаций по предоставлению социальной и экономической помощи различным категориям населения;
  • проводить юридические и психолого-педагогические консультации, касающиеся семьи и брака, осуществлять воспитательные мероприятия в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • оказывать необходимую помощь в заключении трудовых договоров по удаленной работе женщинам, имеющих детей несовершеннолетнего возраста, пенсионерам и инвалидам; помогать в семейном воспитании;
  • выявлять лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывать им содействие в устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения, в получении социально-бытовой, материальной и иной помощи;
  • принимать участие в создании центров социальной помощи семьям (центры опеки и попечительства, усыновления, социальной реабилитации; детские, молодежные, семейные центры; приюты; объединения по интересам; клубы и ассоциации и т.д.);
  • содействовать в общественной защите несовершеннолетних правонарушителей в суде в качестве их общественного защитника и др.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Требования к специалисту по социальной работе 410 руб.
  • Реферат Требования к специалисту по социальной работе 270 руб.
  • Контрольная работа Требования к специалисту по социальной работе 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Кому подходит

Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.

Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:

  • ответственность и порядочность;
  • чувство такта и коммуникабельность;
  • развитая интуиция и умение слушать;
  • организаторские способности;
  • компетентность в разных вопросах;
  • умение выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.


The Base of this process forms historical pre forming objects, making the possibility its appearing. Social work like professional activity was possible thanks for development.

Keywords: social work, object, subject, activities, provision, protection.

Становление понимается в философии как процесс формирования какого-либо объекта, предполагающий переход возможности в действительность. Основу этого процесса составляют исторические предпосылки становления объекта, делающие возможным его возникновение. Социальная работа как профессиональная деятельность стала возможной благодаря развитию благотворительности, а также созданию системы государственной помощи нуждающимся [1]. Превращение возможности социальной работы в действительность началось с подготовки специалистов, предполагавшей создание специальных учебных заведений, в которых могли бы заниматься будущие социальные работники. Подготовка специалистов была первым шагом на пути становления социальной работы, за которым последовал второй — создание её организационных структур. Первые организации социальных работников были ещё недостаточно развиты, но их вклад в становление профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся, трудно переоценить. Защищая положение о стабилизирующем значении этой деятельности для развития общества, они в то же время боролись за право социальных работников получать плату за свой труд. К концу 30-х годов, когда мир стоял на пороге второй мировой войны, завершилось становление социальной работы, которое является первым этапом в её развитии. Как и любая другая профессия, социальная работа представляла собой сообщество специалистов, получавших за свой труд материальное вознаграждение. Начав с деятельности внутри отдельных стран, социальные работники вышли затем на международный уровень, который предполагал координацию их усилий, направленных на достижение общих целей. Им доводилось занимать высокие государственные посты, а одному из них Джейн Аддамс, стоявшей у истоков социальной работы в Соединённых Штатах Америки, — в 1931 г. была присуждена Нобелевская премия мира. Говоря об исторических предпосылках социальной работы, имеют в виду прежде всего благотворительную деятельность, уходящую своими корнями во времена древности. Эта деятельность была неотъемлемым элементом человеческой культуры, не разделяемой на западную и восточную. Что касается государственной помощи нуждающимся, составляющей ещё одну историческую предпосылку социальной работы, то она в значительной степени была стимулирована промышленным переворотом, который привёл окончательному утверждению в странах Запада буржуазных отношений. Поэтому социальная работа, возникшая на основе указанных исторических предпосылок, стала явлением западной культуры.

Становление профессии социального работника, завершившееся перед второй мировой войной, почти не коснулось стран Востока, в экономике которых традиционно преобладала государственная собственность, а социальная сфера избегала серьёзных потрясений благодаря незыблемости общинных отношений. Безоговорочное следование традиции, от которого отказались уже древние греки, в этих странах оставалось неизменным, пока они не стали объектом западного влияния. Одним из последствий этого влияния стало обострение социальных проблем, связанное не только с развитием частной собственности, но и с ослаблением традиционных общинных связей, которые служили для людей гарантом стабильности их образа жизни [2]. Поэтому в 30-е годы социальная работа появилась в странах Востока (сначала на территории современного Израиля, а затем в Индии и Египте), хотя возникала она как явление западной культуры.

Первое послевоенное десятилетие в странах Западной Европы прошло под знаком американского влияния не только в экономической, но и во многих других областях. Выйдя из второй мировой войны с нормально функционирующей экономикой, Соединённые Штаты Америки сумели помочь этим странам наладить хозяйственную деятельность, которая была в них практически разрушена. Об их политическом авторитете свидетельствовало то, что в 1949г. им удалось убедить десять европейских стран и Канаду создать Организацию североатлантического договора. Имея под собой экономическую основу, американское влияние в этих странах не ограничивалось рамками политики, а распространялось и на другие области. Между социальными работниками разных стран восстанавливались контакты, прерванные второй мировой войной. Это имело своим результатом создание Международной федерации социальных работников, которым завершился второй этап в развитии профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся.

К концу 50-х годов в экономическом развитии стран Запада произошёл скачок, сравнимый по своим последствиям разве что с промышленным переворотом. Вызванный существенными изменениями в технологии и управлении производством, он нашёл своё отражение в многочисленных концепциях, одна из которых — государства благосостояния — была сформулирована американским учёным Джоном Гэлбрейтом. Согласно этой концепции, в своём экономическом развитии страны Запада достигли такого уровня, который позволяет им эффективно решать возникающие социальные проблемы. Главную роль в решении этих проблем играет государство, руководствующееся принципом социальной справедливости при перераспределении национального дохода в интересах всех членов общества.

Сторонники концепции государства благосостояния выступали за смешанную экономику, включающую в себя как частный, так и государственный сектор. Однако их позиция встретила резкое противодействие со стороны представителей неоконсерватизма, которые проповедовали идею сохранения существующего общественного порядка. Обосновывая требование ограничить вмешательство государства в экономику, неоконсерваторы выступали за активизацию её частного сектора. По их мнению, государственные социальные программы отнимают средства, необходимые для дальнейшего промышленного развития. Кроме того, они разрушают веру людей в собственные силы, формируют у них психологию иждивенчества и ограничивают частную инициативу [3]. Несмотря на критику со стороны представителей неоконсерватизма, концепция государства благосостояния прочно вошла в общественное сознание стран Запада. Она отражала реальную ситуацию, сложившуюся в социальной сфере этих стран, граждане которых имели право на образование, медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, а в случае инвалидности или безработицы могли рассчитывать на помощь со стороны государства.

Закреплённые в существующем законодательстве, эти права часто оставались на бумаге, поскольку многие люди о них просто не знали. Было совершенно ясно, что провозглашение социальных прав граждан не является ещё гарантией их реализации. С другой стороны, становилось всё более очевидным, что помочь людям в реализации этих прав могут (и должны) социальные работники. В конечном счёте это привело к изменению взгляда на социальную работу: если раньше её рассматривали как помощь тем, кто оказались в катастрофическом положении (например, вследствие тяжёлой болезни или потери работы), то теперь она предстала в виде деятельности, направленной на реализацию прав граждан. Иными словами, проблемы, с которыми сталкивались люди в своей повседневной жизни, стали рассматривать как следствие невыполнения того, что им положено по закону.

Говоря о современном состоянии социальной работы, имеют в виду её развитие с середины 50-х годов по настоящее время [4]. В развитии социальной работы последние шестьдесят лет занимают особое место, поскольку они прошли под знаком её широкого распространения во всём мире. Несомненно, что этому способствовала деятельность Международной федерации социальных работников, созданной в 1956 г. С другой стороны, в этом году фундамент здания социализма дал первую трещину (XX съезд КПСС и восстание в Венгрии), разрастание которой привело в конце 80-х — начале 90-х годов к его крушению. Именно события двадцатилетней давности повернули развитие стран социализма в сторону рынка, предполагающего прочную систему социальной защиты, создание которой невозможно без участия профессионалов.

Несмотря на свою сравнительную молодость, социальная работа прочно вошла в жизнь современного общества. Во многих странах мира действуют национальные ассоциации, объединённые в Международную федерацию социальных работников. Будучи одной из крупнейших общественных организаций в мире, Международная федерация социальных работников имеет постоянные представительства в ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Международной амнистии, Совете Европы и Европейском Союзе. Через свои отделения в пяти регионах — Европы, Африки, Азии и Тихоокеанского бассейна, Латинской Америки и Карибского бассейна, а также Северной Америки — она координирует деятельность социальных работников всего мира.

На основе анализа и исследование литературы, мы раскрыли понятие социальной работы, рассмотрели, как формировалась данная форма помощи, как оказывалась помощь незащищенным слоям населения.

  1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М., 2009.
  2. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1. До начала XX века. М., 2006.
  3. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 2. С начала XX века. М., 2008.
  4. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006.
  5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, Международная федерация, мировая война, профессиональная деятельность, работник, американское влияние, государственная помощь, западная культура, промышленный переворот, социальная справедливость.


Незащищенные слои населения нуждаются в дополнительном внимании, что может обеспечить человек по призванию – соцработник. Именно поэтому подопечных интересует вопрос о том, какого числа День социального работника отмечается. В России официально работников этой сферы поздравляют 8 июня. Этот день не является государственным праздником, но массово отмечается во всех уголках страны, что подчеркивает его важность и востребованность в современном обществе.

Кто такой социальный работник?

Соцработник - это личные качества прежде всего

В День социального работника местные органы самоуправления отмечают лучших сотрудников. Но кто такой соцработник? Это тот человек, который обслуживает незащищенные слои населения. Это могут быть лица преклонного возраста, инвалиды, малоимущие или многодетные семьи, дети-сироты. Именно в День социального работника отмечается важность и необходимость такой сферы занятости.

Соцработник - это тот человек, который может помочь своему подопечному не только делом, но и приятным словом поддержки. Поэтому зачастую соцработниками становятся люди не по принуждению, а по призванию. Очень часто это люди, которые ранее занимались волонтерством. Здесь также важным является целеустремленность человека, психоустойчивость, уважение и коммуникабельность, поскольку к каждому подопечному придется найти свой подход, а подчас это очень непросто.

Особенности

Постоянное обучение и совершенствование

Мероприятия на день социального работника в последние годы стали проводиться массово для того, чтобы показать важность этой профессии и востребованность на рынке труда. Вакансий квалифицированных соцработников множество, поскольку спрос на эту профессию невелик.

Для того чтобы начать работать в этой сфере, необязательно оканчивать вуз, можно пройти специальные курсы или иметь среднее профильное образование. Особенностью профессии является то, что каждый год специалисту присваивается определенная категория, влияющая на уровень заработной платы. Так, через три года работы в этой сфере работник может получит надбавку в размере 10 % к зарплате, а через пять – 30 %.

Но отличительной особенностью этой категории является отсутствие карьерного роста, что и сдерживает молодых специалистов идти работать в эту сферу.

Плюсы и минусы профессии

Низкая оплата и не престижность

День работника социальной сферы – это еще одна возможность напомнить современному обществу важность и необходимость такой занятости. Как и у любой профессии, здесь есть свои плюсы и недостатки.

Среди преимуществ соцработы можно отметить следующее:

  • востребованность вне зависимости от времени, экономического роста или падения в стране, поскольку незащищенные слои населения были и будут всегда в любом государстве;
  • многопрофильность (часто соцработник – это не только личный помощник, который может при необходимости купить хлеб, помочь убраться в квартире и заплатить за услуги, но еще и огромная психологическая, а иногда и юридическая помощь).

Несмотря на востребованность, в этой профессии есть и минусы:

    (несмотря на то, что у соцработника есть определенные обязанности, очень часто к проблемам человека или семьи надо подходить индивидуально, поэтому соцработник – это всегда немного психолог);
  • низкая оплата (несмотря на востребованность и необходимость, такая сфера занятости не считается престижной, поэтому низкооплачиваемая);
  • человеческие качества и умение сопереживать (это то, что необходимо работнику, но это должны быть его врожденные качества, поскольку этому научиться нельзя, часто из-за сопереживания и сочувствия работник переносит трудности своего подопечного на свою личную жизнь).

Пока в России минусов занятости в социальной сфере намного больше, чем преимуществ, несмотря на всю важность и значимость профессии. Еще одним недостатком или несовершенством этой системы можно считать ненадлежащую подготовку компетентных специалистов, поскольку научными исследованиями этой области в России занялись совсем недавно.

История празднования Дня работника социальной защиты

Психологическая помощь и консультации

День работников, занятых в социальной сфере, является одним из самых молодых праздников на территории Российской Федерации. Официально его отмечают всего лишь 17 лет, с 2000 года. 8 июня все соцработники празднуют свой профессиональный день. Часто в этот день проводятся официальные мероприятия на уровне районов и округов.

История же развития профессии относится еще к петровской эпохе. Указ о создании специальных учреждений для лиц преклонного возраста, нищих, а также больных был подписан Петром I еще в 1701 году. Тогда такие богадельни открывались на территории церквей, а в приютах работали настоящие врачи. Официально профессия соцработника появилась в России в конце ХХ века.

Сейчас День социального работника – это особенный праздник для тех, кого же сами занятые в этой сфере называют подопечными. В этот день они могут выразить свою благодарность своим помощникам и спасителям и поблагодарить за труд.

Формат мероприятия

Мероприятия, которые устраиваются в честь соцработников, носят скорее официальный, а не развлекательный характер. В этот день в каждом районе или округе, как правило, торжественно вручают небольшие презенты и цветы самым лучшим работникам этой сферы деятельности.

Сценарий Дня социального работника – это культурное мероприятие, проводимое в округах одинакового формата. Часто на такие праздники приглашают детские и творческие коллективы.

Социальная работа в разных странах

Многодетные семьи нуждаются в помощи

Еще в 1951 году Организация Объединенных Наций приняла резолюцию, согласно которой социальная работа была признана профессиональной деятельностью. Работники этой сферы должны были получать специальное профильное образование или проходить курсы. Во многих странах есть специальные программы обучения в университетах на получение профессии соцработника, при этом 70 % учащихся и занятых в этой сфере составляют именно представители слабой половины человечества.

В День социального работника отмечается важность этой профессии. Так, во многих странах занятые в этой сфере проходят обязательные курсы повышения квалификации, чего нет в России. На эти курсы повышения знаний выделяются государственные средства, по данным статистики, около 75 % работников после получения профессии продолжают обучаться, дистанционно или периодически посещая курсы. После прохождения специального обучения каждый сотрудник, занятый в социальной сфере, сдает специальные тесты на определение уровня усвоенных им знаний.

Есть также Международная ассоциация школ социальной работы, в которую входят представители более шести десятка стран. Проводятся международные конференции, публикуется справочник, который выступает пособием по работе для каждого соцсотрудника.

Вывод

Комуникабельность и сострадание

День социального работника – это не дань моде, это еще одна возможность напомнить каждому, насколько важна та работа, которая делается такими сотрудниками.

В таком человеке, как соцработник, должны удачно сочетаться не только профессиональные навыки, но еще и такие человеческие качества, как выдержка, терпение и сострадание. Ведь эти люди тесто сотрудничают и помогают именно незащищенным слоям населения: малоимущим или многодетным семьям, лицам преклонного возраста, которые не могут себя обслуживать. Их помощь включает в себя не только содействие в ежедневных вопросах и оплате каких-то услуг и продуктов питания, но также юридическую и психологическую консультацию.

В настоящее время подготовка специалистов по социальной работе развернута в более чем 93 учебных заведениях. При этом ежегодно возрастает их число. Расширение сети вузовской подготовки сопровождается качественными изменениями их внутренней структуры: оформляются ориентированные на социальную работу учебные, научно-исследовательские, методические подразделения, центры, лаборатории.

В исследовании также используется анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы, освещенный в трудах Андреевой И.Н., Бадя Л.В., Зимней И.А., Лаврененко И.М., Нещеретно- го Н.П., Торохтия B.C., Фирсова М.В., Чорбинского С.И., Шеляг Т.В., Шмелевой Н.Б., Яркиной Т.И. и других.

Глубокие корни милосердного отношения человека к человеку, богатый опыт благотворительности, попечительства, народные, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом и самобытностью, накопленные нашими предшественниками, являются одной из существенных предпосылок формирования современной системы социальной работы в России.

Можно сказать, что история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет, т.к. началом ее можно считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (10).

В течение столетий призрение и благотворительность сосредоточивались в церковно-приходских и монастырских приделах.

По мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивей пробивалась идея развертывания государственной системы общественного призрения.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.

Адресность социальной помощи, поддержки особо проявилась в военные и послевоенные годы, когда осуществлялось всенародное социальное движение: поступление денежных средств для обороны, восстановления народного хозяйства, забота и лечение раненых, детей-сирот и т.д.

В конце 60-х - начале 70-х годов была создана единая система пенсионного обеспечения. В начале 80-х годов расширяются мероприятия по оказанию помощи семьям, имеющим детей, и работающим матерям, вводится бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ учебниками и др.

Радикальные экономические и политические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов, породили глубокие кризисные процессы. С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры пришли в упадок. Происходит трансформация всей прежней формы жизнеустройства. В морально-психологическом плане становится больше нетерпимости, неуважение к закону (44).

В этих условиях стало крайне важно, чтобы система социальной помощи и поддержки населения, отдельных людей, групп работала особенно эффективно. Закономерность институирования социальной работы именно в данный исторический период подтверждается мировым опытом, который свидетельствует о том, что два процесса - рыночных реформ и становления социальной работы, следовательно, и подготовки профессиональных кадров - идут параллельно.

Если в России социальная работа официально существует всего восемь лет, то в зарубежных странах этот вид деятельности достаточно распространен и имеет более чем столетнюю историю.

Именно поэтому извлечение уроков из опыта зарубежных стран Европы и США представляется особенно актуальным, ибо этот опыт - продолжительный по времени и эффективный по результативности.

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, который уже используется в нашей стране. Хотя, говоря о становлении социальной работы в России, нельзя не учитывать тот факт, что на сегодня наше государство является еще государством переходного типа.

Говоря о становлении социальной работы в нашей стране, необходимо помнить, что исторически социальная работа, как профессиональный вид деятельности возникла на рубеже XIX и XX веков во многих Европейских государствах как Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция и Франция, а также США и развивается наряду с благотворительными организациями.

Возникновение социальной работы, как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идеи Мэри Ричманд (США) (139). Она предложила индивидуальный метод социальной работы, в основу которого была положена медицинская модель.

Социальные мероприятия М. Ричманд (139) подразделяет на взаимодополняющие категории:

- Косвенный метод лечения (возможность посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении);

- Непосредственный метод (воздействие на самого клиента с помощью установленных с ним партнерских отношений и фасилитации).

В это же время и другое движение получило развитие в США. Это организация приютов для беженцев, иммигрантов, людей, работающих по контракту. В содержании деятельности ставился акцент на самопомощь и взаимную помощь. Джейн Адамс, одна из наиболее известных лидеров этого движения, основала сеттльмент в Чикаго (139). Работа, связанная с организацией приютов, была реакцией на давление индустриальной революции, приведшей в американские города многих эмигрантов.

Различные по своей философии, подходам и методам, два рассмотренных движения, зародившиеся в США, начали сближаться, а затем и работать вместе ради общей цели (170).

В последние десятилетия социальная работа в США в своем развитии имеет три основных теоретических направления (172,195, 199), отличающиеся объектом предпринимаемых усилий; в первом случае это конкретный индивид, во втором - группа людей, оказавшихся в сложной ситуации, в третьем, - община.

Под индивидуальной социальной работой понимается (78) направление, система ценностей, вид практики, используемые социальным работником для помощи индивидам и семьям в решение психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом.

Групповая социальная работа понимается нами как форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала. Формирования социального поведения.

Общинная социальная работа - метод, позволяющий расширить масштаб социальной помощи среди населения в городских кварталах, общинах. Чаще всего (78) под ней понимается интеграция всех других методов, когда перед социальным работником ставиться задача: добиться того, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем.

И.М. Лаврененко (82), кроме индивидуальной и групповой социальной работы, выделяет также семейную, общественную работу (с сообществом на макроуровне) и социальное администрирование.

Для большинства исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении близкое тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США.

Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способностей к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей.

Как любая деятельность, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, ее можно представить в виде схемы (см. схему 1).Нам хотелось бы охарактеризовать компоненты этой системы.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).

Субъект социальной работы - социальные работники, занимающиеся этим видом деятельности профессионально или на общественных началах. К субъекту могут быть отнесены и организации, ведущие социальную работу и управляющие ею.

Содержание социальной работы включает в себя:

Современная трактовка теории социальной работы позволяет выделить следующие ее цели и задачи:

Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Следовательно, в условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:

- осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявлять свои возможности и получать все, что им положено по закону;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв, или жизненный кризис, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:

2. Прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

3. Правозащитная - использует законы, правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населению, его защиту;

4. Организационная - способствует организации социальных служб на предприятии и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи, социальных услуг населению;

5. Предупредительно - профилактическая- приводит в действие различные механизмы (педагогические, психологические, юридические, медицинские и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

6. Социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовки молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

7. Социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно - досуговая, спортивно-оздоровительная, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

8. Психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности. Оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

9. Социально-бытовая - способствует в оказанию необходимой помощи и поддержке различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.п.) в улучшении их быта, жилищных условий;

10. Коммуникативная - установление контакта с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Средствами социальной работы называют те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы.

Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которое осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это, как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социальной сферы) и подсистема клиентского уровня (индивид, групп или община). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную деятельностную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.

В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника:

1. Воспитательный - где социальный работник рассматривается как учитель, консультант, эксперт, который дает советы, обучает умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения и т.п.

2. Адвакативный - применяется, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента (группы или общности), а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени. Сюда входит и помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документальной обоснованности.

3. Фасилитативный - социальный работник тут играет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой. Деятельность специалиста по социальной работе при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов, помощь в самореализации личности.

1. Принятие группы.

2. Принятие человека.

3. Эмпатическое понимание.

4 Действование с точки зрения своих чувств.

5. Возможность конфронтации и обратная связь.

6. Выражение собственных проблем.

8. Использование терапевтического потенциала группы.

9. Лспользование физических движений и физического

В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи (15, 83,121). Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора (145, с.,25), т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он часто выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.

При этом важно заметить, что в процессе аксикреции социальному работнику нельзя полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг - сохранять возможный контроль над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность.

Деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения. Он призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников, волонтеров, общественности, разных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церквей, коммерческих структур, предприятий и организаций.

Тем самым обеспечивается консолидация сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развитие активности самого клиента, его личности, как субъекта этого процесса.

В.C. Торохтий считает, что деятельность социального работника предстанет богаче и конструктивнее, если рассматривать психологическое обеспечение этого вида деятельности. Под психологическим обеспечением социальной работы автор понимает научно обоснованную многоплановую систему мер по реализации в различных структурах социальной защиты достижений психологической науки в целях поддержания психологического здоровья на уровне, адекватном ее позитивному влиянию на профессиональную деятельность и общение как специалистов, так и клиентов.

В связи с таким целостным подходом зарубежные исследователи (182, 183, 185, 186,187,190,191,192,196) считают, что необходимо интеллектуализировать социальную работу в соответствии с жизненными условиями, подвести под нее прочный научный фундамент. Социальная деятельность должна быть не только искусством, но и конструктивной теорией. Таков общий лейтмотив многих дискуссионных материалов, опубликованных в печати.

На Западе в контексте нового понимания функций социальной работы и ее принципов рассматриваются и проблемы повышения профессиональной подготовки кадров социальных работников. Основной акцент делается на формировании профессиональной компетенции, под которой понимается овладение определенными базовыми квалификациями, необходимыми для ситуативного анализа, нахождение средств для решения сложных проблем индивида и ориентации его поведения в соответствующих условиях.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что для становления социальной работы в России были объективные условия и исторические предпосылки. При этом в институциировании социальной работы в нашей стране большую роль сыграл и зарубежный опыт.

В настоящее время в социальной работе существует несколько подходов: адвакативный, воспитательный и фасилитативный. Нам кажется, что последний в наибольшей степени подходит для описания обозначенного вида деятельности, т.к. специалисты социальной сферы чаще косвенно воздействуют на клиента, стимулируя его стремление к самостоятельному решению проблемы.

Сегодня анализируя деятельность социального работника можно сказать, что специалисты этой категории интегрируют в себе педагогическую, психологическую, экономическую, правовую и медицинскую деятельность, что накладывает отпечаток на личность самого социального работника, как субъекта этой профессиональной деятельности.

Профессия социальный работник считается одной из наиболее трудных. Это связано с тем, что во время выполнения своих обязанностей сотрудник должен найти индивидуальный подход к каждому человеку и суметь решить все его проблемы. Такая должность требует наличия знаний в разных областях и желания помогать людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

Особенности и основные характеристики

Плюсы и минусы

Перед тем как выбрать тот или иной род деятельности, необходимо изучить его положительные и отрицательные стороны. Это даст возможность заранее подготовиться ко всем трудностям и максимально использовать доступные преимущества.

В список достоинств профессии включены следующие характеристики:

Преимущества и недостатки должности

  • официальное трудоустройство;
  • большое количество доступных направлений деятельности;
  • востребованность на рынке труда;
  • возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • есть шанс реализовать себя и помочь улучшить качество жизни других людей;
  • для обучения профессии не нужен высокий уровень знаний в области точных наук (физика, математика и другие);
  • большое количество бюджетных мест в вузах.

Все преимущества могут быть перечёркнуты значительным количеством недостатков. Именно из-за них должность соцработника часто остаётся вакантной.

К минусам такого вида занятости относится:

  • сравнительно низкая заработная плата;
  • общение с неприветливыми людьми;
  • необходимость делать большой объём работы;
  • частый контакт с больными людьми и риск заразиться какой-либо инфекцией;
  • ненормированный рабочий день;
  • частые нервные потрясения.

В свободное от работы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Описание профессии

Перед тем как определить, чем занимается социальный работник, необходимо изучить краткое описание профессии. Эта информация поможет людям, желающим занять вакантную должность в Центре социального обслуживания населения.

Процесс обучения

Желающий устроиться представителем социальной службы должен иметь соответствующее образование. Получать его может любой выпускник школы, окончивший 9 или 11 классов. Курс обучения проходят в следующих образовательных учреждениях:

Обучение на профессию социальный работник

Мест, где можно получить профессию соцработника, довольно мало. Большая часть подходящих вузов находится в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы иметь возможность трудоустроиться в социальной сфере, необходимо получить диплом одного из следующих учебных заведений страны:

 Требования к кандидатам

  • РГСУ (Москва);
  • МСЭИ (Москва);
  • МПГУ (Москва);
  • СПбГУ (Санкт-Петербург);
  • СПб ГУ промышленный технологий и дизайна (Санкт-Петербург);
  • ЕГУ им. И. А. Бунина (Елец);
  • ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула);
  • Колледж № 16 (Москва);
  • Политехнический колледж городского хозяйства (Санкт-Петербург).

Основные требования

Соцработником имеет право называться тот человек, который соответствует все требованиям этой профессии. Он должен уметь находить общий язык не только с пожилыми людьми, но и с подростками или детьми.

Работа специалиста заключается в определении степени проблемы и поиске способа её решения. Согласно установленным правилам, соцработник может оказать помощь следующим категориям граждан:

 права сотрудников соц работников

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • люди, страдающие от врождённых заболеваний;
  • дети и подростки, пострадавшие от семейного насилия;
  • граждане с какой-либо зависимостью (алкогольной, наркотической и др.);
  • женщины, подвергшиеся любому виду насилия;
  • люди, которым была нанесена серьёзная психологическая травма;
  • многодетные семьи.

В большинстве случаев за каждой из перечисленных категорий закреплён определённый работник Центре социального обслуживания населения. Однако из-за нехватки кадров один сотрудник может заниматься проблемами сразу нескольких групп граждан.

К претендентам на должность соцработника предъявляют следующие требования:

Что требуется от соц работника

  • отсутствие медицинских противопоказаний (нет психических или каких-либо опасных заболеваний);
  • наличие диплома об окончании профильного вуза или колледжа;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь;
  • отсутствие привлечения к уголовной ответственности;
  • знание основных разделов инструкции работника (правила введение и вступления в должность, обязанности, права и ответственность за нарушения).

Профессия социальный работник

Согласно должностной инструкции, все социальные работники должны обладать знаниями в различных областях и сферах деятельности. Это нужно для того, чтобы лучше понять проблему человека и подсказать ему правильный выход из сложившейся ситуации.

Обязательные знания:

Права и обязанности соцработников

  • основы российского законодательства;
  • государственные стандарты социального обслуживания населения;
  • способы оказания психологической и первой медицинской помощи;
  • санитарно-гигиенические нормы по уходу за людьми;
  • методы ведения домашнего хозяйства;
  • основы психологии;
  • нормы охраны труда и правила противопожарной безопасности;
  • умение работать с ПК и всеми современными средствами связи.

Обязанности работников

В обязанности социального работника входит не только забота о состоянии подопечного, но и много другой работы. Без умения качественно выполнять её не рекомендуется подавать заявку на получение вакантной должности.

Перечень обязанностей:

Требования к соцработникам

  • оформление всех документов на получение финансовой помощи от государства (например, пенсия по инвалидности);
  • приобретение продуктов и предоставление подопечному (или его родственникам) чеков из магазина;
  • получение рецептов от врача и покупка необходимых медикаментов;
  • наблюдение за состоянием здоровья подопечного;
  • приготовление пищи (если нужно);
  • контроль за работоспособностью водопровода, а также систем электро-, тепло- и газоснабжения;
  • сдача вещей в химчистку и забор их обратно;
  • оплата коммунальных счетов;
  • слежение за чистотой в доме или квартире;
  • сопровождение подопечного на различные мероприятия.

Зарплата и карьерный рост

Сотрудники соцработники и их обязанности и заработная плата

Зарплата у социального работника довольно маленькая. В среднем по России она составляет 29 тыс. рублей. Наиболее прибыльной эта профессия считается в Москве, где соцработнику могут платить до 50 тыс. рублей. В небольших городах страны заработная плата редко превышает 20 тыс. в российской валюте.

Все сотрудники Центра социального обслуживания населения равноправны. Исключением является лишь директор и его заместители. Из-за этого практически невозможно подняться по карьерной лестнице. Прогрессировать можно только в плане повышения квалификации социальных работников, которая влияет на размер заработной платы. Для этого нужно регулярно посещать специальные курсы и знакомиться со всеми нововведениями.

Права сотрудников

Социальные работники — это люди, которые в любой ситуации должны руководствоваться общепринятой инструкцией. Согласно этому документу, у них есть не только обязанности, но и права.

Соцработник имеет право на следующее:

Обязанности соцработников

  • получать у руководства информацию, касающуюся трудовой деятельности в организации;
  • проходить переподготовку и повышать квалификацию;
  • предлагать директору способы совершенствования работы;
  • обращаться с суд и органы местного самоуправления для разрешения споров, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
  • запрашивать материалы, необходимые для выполнения той или иной работы;
  • привлекать других сотрудников Центра соцобслуживания населения для выполнения определённой работы (с разрешения руководства).

Ответственность за нарушения

Недостаточная квалификация или недобросовестное выполнение соцработником его обязанностей может привести к серьёзным негативным последствиям. Согласно инструкции, ответственность за нарушения может наступить только в 7 случаях. Среди них есть такие:

Как стать соцработником

  • отказ выполнять свои трудовые обязанности;
  • ненадлежащее выполнение возложенных на сотрудника обязанностей;
  • нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
  • игнорирование приказов и распоряжений руководства;
  • ошибки в отчётной документации;
  • причинение материального ущерба организации или подопечному;
  • разглашение секретных сведений, полученных в связи с исполнением трудовых обязанностей.

В зависимости от степени тяжести проступка соцработник может быть привлечён к дисциплинарной, административной, материальной, гражданской или уголовной ответственности.

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь незащищённым слоям населения. У него широкий спектр обязанностей и большая ответственность за конечный результат. Занимающий эту должность человек должен обладать особыми индивидуальными качествами и уметь работать с людьми.

Читайте также: