Какой путь может быть использован для достижения гармонии между человеком и профессией

Обновлено: 26.04.2024

Выбор профессии является одним из наиболее важных событий, определяющих в значительной степени жизненный путь человека. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения личности в целом, выбора образа жизни, профессии, а также ее вхождения в как профессиональные, так и социальные группы.

Глава 1 Содержание выбора профессии

1.1 Специфика деятельности психолога

1.2 Основные направления деятельности психолога

1.3 Мотивы выбора деятельности психолога

Глава 2 Сценарные предпосылки выбора профессии

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

2.1 Ранние решения в трансактном анализе

2.2 Ранние решения и субъектное начало личности в выборе профессии

Глава 3. Изучение влияний ранних решений на выбор профессии психолога

3.1 Программа исследования

3.2 Представление результатов

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Приложения

Выбор профессии является одним из наиболее важных событий, определяющих в значительной степени жизненный путь человека. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения личности в целом, выбора образа жизни, профессии, а также ее вхождения в как профессиональные, так и социальные группы. На характер этого выбора оказывает свое воздействие множество различных факторов, таких как склонности, уровень притязания на общественное признание, информативность, позиция старших членов семьи, однако, ученые сходятся во мнении, что определяющая роль отведена именно семье. Родители могут как сознательно передавать детям собственные знания, представления, так и совершенно бессознательно. Можно ли с уверенностью говорить о том, что выбор профессии является абсолютно свободным, сознательным решением личности? Впервые о том, что жизнь человека определенному сценарию, а его действия запрограммированы, сказал Э. Берн. Исходя из этого, согласно трансактному анализу, выбор профессии личностью также запрограммирован ее сценарием, однако, исследований, посвященных этой проблеме мало. Возможно ли, что конкретные решения, которые ребенок в глубоком детстве принимает в ответ на предписание родителей, могут определять направление его деятельности? Зачастую выбор профессии носит неадекватный характер, что приводит к неудовлетворенности ею, невозможностью раскрытия личностью всего своего потенциала в работе. Именно по этой причине, корректное выявление профессиональных интересов и склонностей ребенка столь важно. Причинами неадекватного выбора профессионального пути могут быть внешние или социальные факторы, которые препятствуют осуществлению выбора на основе интересов личности, а также внутренние или психологические факторы, вызванные недостаточным осознанием школьника собственных склонностей, либо же неточные представления о содержании будущей деятельности. Кроме того, существует вероятность, что человек проживает словно не свою жизнь, следует по пути, который ему, на самом деле, не близок, но изменить его он уже не в силах, поэтому так важно понимание того, насколько сильны решения, принимаемые нами в самом раннем детстве. Исходя из этого, актуальность данного исследования заключается в потребности в новых фактах, которые могут позволить расширить проблематику изучения влияния ранних решений на наиболее важные аспекты жизни. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшего изучения влияния ранних решений личности на ее выбор профессии, а впоследствии — в прогностических целях. Таким образом, целью данного исследования является изучение влияния ранних решений на выбор направления деятельности. Для получения максимально точных и достоверных данных в рамках данного исследования будет рассмотрена связь ранних решений с выбором исключительно одной профессии — психолога. Для рассмотрения этого вопроса, в качестве объекта исследования выступает содержание выбора профессии психолога, предметом же изучения является влияние ранних решений личности на содержание выбора профессии психолога. В соответствии с поставленной целью задачами исследования является:

• Проведение теоретического исследования специфики профессии психолога;

• Выделение и описание направлений деятельности психолога;

• Разработка схему эмпирического исследования;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

• Поиск и разработка методического обеспечения исследования;

• Проверка предположения о том, что выбор направления деятельности психологом имеет сценарные предпосылки;

• Статистическая обработка полученных данных.

Глава 1 Содержание выбора профессии

1.1 Специфика деятельности психолога

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Деятельность психолога, как и любая другая, имеет специфические цели, функции и способы оказания помощи. Для начала, необходимо определить функции деятельности психолога как субъекта психологической работы, представляющие собой объективные и наиболее характерные совокупности профессиональных задач. Деятельность психолога может носить очень разнообразный характер, она крайне разнопланово и полифункциональна по своему характеру, классификация, предложенная Зеер Э.Ф., включает в себя следующие функции:

. диагностическая, подразумевающая психологическое изучение и регистрацию особенностей личности, коллектива на основе наиболее существенных параметров, а также диагностирование возможных отклонений от нормы, выявление и оценивание основных факторов, оказывающих влияние на успешности деятельности и психологического состояния людей;

2. исследовательская функция психолога заключается в изучении последних как научных, так и практических достижений в психологии, адаптация новых методик и расширение научно-методических знаний;

. прогностическая функция подразумевает прогнозирование направленность развития и предсказание возможного состояния основных психологических характеристик изучаемого объекта;

. конструктивно-проектировочная функция означает отбор и структурирование материала, формирование и комплектование коллективов, групп, проектирование оптимальных условий состояния объекта и условий его деятельности;

. учебно-методическая функция подразумевает обучение использованию на практике знаний психологии, разработку методических документов;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

. экспертная функция включает в себя оценку возможных вариантов решения проблем с точки зрения психологии, а также заключение о психологическом состоянии оцениваемого;

. консультативная функция подразумевает оказание помощи людям, дача рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в сложных психологических ситуациях;

. коррекционно-развивающая функция заключается в оказании помощи в изменениях, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению различных задач;

Становится очевидно, что каждая из функций деятельности профессионального психолога обладает отличается собственными задачами, особенным предметным содержанием, отсюда появляется необходимость в специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности специалиста и культуры. Деятельность психолога — профессионала имеет ряд своих особенностей, к которым относятся:

. Наличие у специалистов теоретической базы, в которой собраны систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии;

2. Опора специалистами на метод научного познания, дающий возможность ориентироваться в многообразии научных проблем. Метод научного познания применителен специалистами как к самим себе, так и к своей научно-практической деятельности, что является основой их профессиональной рефлексии, другими словами, основой методологической базы психолога.

. Применение специалистами специализированных методик для достижения научных, диагностических или формирующих целей. Данные методики представляют собой научно обоснованные и верифицируемые конкретные способы деятельности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

. Необходимость постепенного формирования чувства ответственности у консультируемых клиентов.

. Обязательный обмен опытом, повышение квалификации.

. Обладание особым профессиональным тактом и следование профессионально-этическим нормам.

. Способность к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

Одна из особенностей деятельности психолога заключается в том, что это деятельность, требующая значительной эмоциональной вовлеченности личности, высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности, поскольку требует от психолога участия в принятии ответственных решений, связанных с безопасностью человека. Так, нравственность и психология являются тесно связанными категориями, поскольку, будучи системным свойством, нравственность очерчивает мотивационно — смысловую сферу личности психолога, является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Говоря же об ответственности психолога за последствия собственных действий, Э.Ф. Зеер акцентирует внимание на социально-профессиональной ответственности как стремлении и умении оценивать собственное поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, профессионального коллектива или отдельной личности. Ответственность подразумевает осознание долга и социальных мер в ответ на социально важные, значимые поступки. Подобное взаимодействие становится фактом сознания, а в последствии приобретает смысл в профессиональном поведении. [12]

В процессе выбора профессии человек постоянно сталкивается с влиянием самых различных факторов, что порой приводит к ошибочному решению, совершенному под давлением. Основная трудность заключается в том, что выбирающему профессию необходимо разобраться в огромном разнообразии профессий, понять их содержание, требования, которые они предъявляют человеку, кроме того, оценить адекватно собственные возможности, способности и интересы. Не следует также забывать о важности одобрения выбора направления деятельности значимого Взрослого. Именно по этим причинам возникает противоречие между существенной неопределенностью представлений и знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, лежащих в основе выбора профессии и достижении успеха в трудовой сфере, и настоятельной необходимостью и потребностью выбрать какой-то конкретный путь среди множества возможных вариантов, в связи с наступлением определенного возраста. По мнению специалистов, если бы выбор профессии совершался личностью на основании того, в какой степени личность по своим индивидуально-психологическим качествам соответствует требованиям профессии, определенного разочарования можно было бы избежать. Для понимания того, какими личностными качествами должна обладать личность, Р.Б. Кеттелл и его сотрудники (1979) впервые сделали попытку вывести типовой профиль личности психолога, который включает в себя развитые интеллектуальные способности, эрудированность, эмоциональную устойчивость, независимость, упорство и настойчивость, уверенность в себе, находчивость и оригинальность, способность к самоконтролю, высокий уровень сенситивности, стремление к самостоятельному анализу и пониманию фактов, событий, критичность мышления, а также терпимость, стремление к самопознанию. В психологическом портрете психолога ученый отметил выраженность трех шкал: А — готовностьк контактам, В-общая интеллектуальность, N — способность к поддержанию контакта. Однако было отмечено, что роль данных факторов различна у психологов-практиков и психологов-теоретиков. Так, практики имеют большую готовность к контактам (фактор А), им в большей степени свойственна не насыщаемость контактами с другими людьми, социальная смелость, в то время как у теоретиков более выражен фактор В, то есть общая интеллектуальность. Отечественные психологи также осуществили попытку выделить качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, таким образом, ко всем вышеперечисленным качествам можно добавить безоценочное отношение к людям, развитая интуиция, умение прогнозировать события и творческое начало. Осознание собственных индивидуальных характеристик способствует успешному установлению взаимоотношений с другими людьми, построению партнерских отношений, что является важной способностью для будущего специалиста-психолога. Исходя из результатов изучения Т.А. Верняевой индивидуально-психологических свойств студентов психологических факультетов, можно предположить, что будущие психологи обладают определенным набором качеств, к которым можно отнести интуитивность, чувствительность, экстравертированность, а также способность к планированию. [23 Однако, следует понимать, что успешная деятельность психолога не ограничивается овладением психологическими техниками, но подразумевает необходимость формирования профессиональной позиции психолога, развития требующихся для нее личностных качеств и способностей. [5] Специалисты убеждены, что концептуальные рамки и методы, используемые без связи с интуицией и чувствами, могут привести к ригидному стилю ведения терапии. По этой причине, стоит отметить, что в профессиональной деятельности психолога очень важную роль играет творческое отношение личности к выполняемой работе, что подразумевает создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей и открытий в противовес слепому использованию техник.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

На этом я хотела бы завершить рассмотрение специфики деятельности психолога и перейти к выделению и изучению основных направлений его деятельности.

1.2 Основные направления деятельности психолога

Изначально психология как наука развивалась в качестве одной из философских дисциплин, однако, переняв некоторые идеи экспериментальной физиологии, в конце 19 века она отделилась в самостоятельную науку, задачей которой стало изучение души. В 1879 году Вильгельм Вендт открыл в Лейпциге первую в истории лабораторию экспериментальной психологии, что привело к основанию так называемой академической психологии или научно-исследовательской, преследующей познавательные задачи. Естественным образом постепенно стали возникать идеи о возможности практического применения накапливаемых психологических знаний. Таким образом стала зарождаться прикладная психология, преследующая не познавательные цели, а направленная на применение разработок психологической науки в целях совершенствования различных сфер человеческой жизни, например, педагогики, медицины, организации трудовой деятельности. Следующей сферой применения психологического знания стало формирование психологической практики, направленной на помощь людям, попавшим в затруднительные, тяжелые жизненные ситуации. Подобная психологическая практика предполагает наличие у психолога соответствующих знаний и методов практической работы. Таким образом, наиболее часто выделяемыми сферами деятельности психолога являются: прикладная психология, научно — исследовательская академическая и психологическая практика. Прикладную психологию следует рассматривать в качестве научной психологии, направленной на исследование типичных закономерностей функционирования психики человека в определенных условиях с целью изучения психической деятельности и формулировке практических рекомендаций. Цель практической психологии заключается в непосредственной психологической помощи.

Основной целью научной психологии является познание психологии человека посредством научных методов. Ученые-психологи ориентированы на получение новых научных фактов, а также на поиск общих психологических закономерностей. Область изучений фундаментальной науки включает в себя общие законы и механизма психической деятельности, исследования функционирования психики. В основе же исследовательской, поисковойдеятельности человека лежит потребность в новой информации, впечатлениях и знаниях, а также, естественно, результатах его деятельности. Эта потребность представляет собой неотъемлемую составляющую личности, а также ценностный компонент деятельности психологов-исследователей. Исследовательская активность требует от психологов-исследователей творческого отношения к миру, которая выражается как в мотивационной готовности, так и интеллектуальной способности к познанию реальности путем взаимодействия с ней практически, в постановке смелых исследовательских целей, а в следствие с этим, в изобретении новейших способов и средств их достижения, в получении разнообразных, порой непредвиденных результатов исследования и их дальнейшее изучение.

Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.



Определение профессионального успеха

Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:

  • мысленный настрой исключительно на успех;
  • уверенность в себе, высокая самооценка;
  • установка на достижение успеха;
  • четкое определение целей;
  • позитивный настрой, планирование действий;
  • умение ценить даже небольшие достижения.

Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:

  • обозначить цели позитивного характера;
  • трезво оценить свои способности;
  • определить вероятность достижения цели.

Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии

Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:

Влияние когнитивных особенностей личности на успех

Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:

  • эмоциональной — запоминание чувств;
  • двигательной — воспроизведение движений, выступает как основа для обучения бытовым, трудовым и другим навыкам;
  • словесно-логическая — запоминание понятий, умозаключений, закономерностей;
  • образная — фиксация зрительных образов, звуков, запахов.

Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.

Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.

Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.

Главные факторы успеха

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.

Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.

гармония внутренняя

Вопрос того, что есть гармония в развитии и деятельности человека часто поднимается, когда человек желает ощущать в ходе своего труда или практики не усталость и желание прекратить заниматься каким-либо делом, а вполне ожидаемый прилив сил и вдохновения. Этот же вопрос поднимается у человека, который только желает начать изменять свою жизнь к лучшему, но, желая начать как можно лучше, стремится разобраться именно в вопросе внутренней гармонии на пути развития жизни человека.

Гармония может рассматриваться в плане деятельности человека и в плане его эмоциональной жизни.

Так, гармония в деятельности обозначает такой образ действий, который приводит к задействованию разносторонних качеств человека, приводя его к максимальному успеху с одной стороны и балансу между отдыхом и усталостью с другой. Действуя таким образом, человек развивается в различных направлениях и может вести различные дела, которые позволяют ему путем переключения внимания задействовать наиболее разносторонние его способности и качества характера, достигая тем самым успеха во многих сферах жизни.

Гармония в деятельности

Гармония в деятельности понимается исходя из природы человека и его предрасположенности действовать в определенной сфере. Часто бывает так, что человек обладает разносторонней личностью и желает реализовать себя в нескольких областях своей жизни. Бывает и так, что человек испытывает эстетическое наслаждение от определенного вида деятельности, который не приносит ему каких-то плодов, кроме самого ощущения деятельности. Некоторые люди, достигшие успеха в своей основной области деятельности, занимаются какой-то малозначительной в плане необходимости или потенциального успеха деятельностью, которая позволяет таким людям чувствовать жизнь с другой стороны, переключать внимание и отдыхать от своего основного дела.

Гармония чувств и в душе человека

Гармония, в плане чувств и эмоций, означает преобладание в человеке положительных эмоций, которые наиболее свойственны человеку. То есть, тех эмоций, которые помимо очевидно приятных ощущений могут приносить человеку энергию, вдохновение, решимость и прочие положительные качества. Гармония в эмоциональном плане гарантирует не только очевидное приятное ощущение во внутреннем мире человека, но и позволяет реализовывать в деятельности это чувство. К таким чувствам, которые вызывают гармонию, можно причислить как покой и умиротворение, так и решимость и воодушевление. И те, и другие чувства не только приносят человеку положительные эмоции, но и позволяют направлять их на деятельность, трансформировать их в нечто новое, сотворение чего даст человеку ещё большего ощущения гармонии в его жизни.

Обладание внутренней гармонией — вещь, несомненно, желаемая многими, так как приносит человеку счастье и вдохновляет его на деятельность, давая ясный и чистый вкус к жизни. И вопрос относительно гармонии даже не в том, нужна она или нет, а в том, как же её достичь.

С одной стороны, внутренняя гармония — это вопрос зрелости личности, достижения определенного уровня теории, практики и опыта. В этом понимании, гармония — это занятие такого положения, которое позволяет человеку максимально балансировать среди нескольких очень важных показателей, таких как внешний и внутренний мир, потребности, желания, стремления и природа человека. Занять такое положение, при котором все части человека сливаются в едином довольстве от жизни достаточно приятно, но вместе с тем требует определенного труда.

Труд этот заключается в понимании себя и обретении своей природы. Возможность подобрать такую позицию, при которой весь человек будет и умиротворен и решительно настроен действовать, действительно тяжело, и это нельзя сделать, просто перебирая различные комбинации дел или настроений. Сама по себе гармония — это плод зрелости личности, и достигается она как раз культивированием необходимых стадий развития человека. Среди них наиболее важны стадии понимания себя и развития заложенных в человеке талантов.

Поняв себя, человек действительно способен занять необходимое для его внутренней гармонии положение. Однако, как понимание себя, так и занятие своего естественного положения — это не вопрос щелчка пальцев, и к этому придется приложить множество разнообразных усилий, начиная от самоанализа, заканчивая тяжелым трудом за право отстоять свою идентичность в обществе путём реализации своего потенциала.

С другой стороны, внутренняя гармония — это вопрос правильно распределенных приоритетов и правильно распределенной нагрузки человека. Даже совершая правильный порядок действий и идя навстречу своей природе, человек, накладывая на себя тот груз, который он не сможет вынести, рискует обрести негативный вкус к деятельности, которая призвана привести его к лучшей жизни. И обретение такого вкуса происходит, как это часто бывает, через перенасыщение. Иногда, съев чего-то слишком много человек начинает испытывать отвращение к этому продукту. Так и с нагрузкой – как только человек выберется из-под необходимости трудиться, если выдастся такой шанс, он будет испытывать отвращение к самой идее начинать ту деятельность, в которой он однажды очень серьезно перетрудился. По этой причине, для обретения гармонии не только в жизни в общем, но и в процессе развития, человеку стоит правильно соблюдать баланс между трудом и отдыхом. Энтузиазм поможет человеку действительно много трудиться, покоряя все новые и новые горизонты путём вдохновленного труда над собой.

Итак, гармония в деятельности – сочетания определенного набора дел, которые позволяют как переключать внимание, так и разносторонне развивать различные сферы своей жизни. А правильный подбор баланса между трудом и отдыхом позволит человеку, с одной стороны, поддерживать тонус и продолжать действовать настойчиво и постоянно, с другой — не перегрузить себя различными обязанностями, возложенными на себя. Однако в этом случае, если у человека есть вкус к свершениям и он действительно хочет совершать новые подвиги на пути своего развития, то тут не рекомендуется сомневаться в необходимости преодолевать себя, но это желание должно возникать естественно вместе со вкусом к развитию себя.

Внутренняя гармония

Однако гармония, помимо правильно подобранного стиля и образа жизни, определенного уровня развития и понимания себя, требует одно очень важное качество. Это качество удовлетворенности.

Из довольства возникает высшее счастье.

Йога-сутра. 2.42

Удовлетворенность – это качество, которое позволяет человеку довольствоваться тем, что у него есть, испытывая чувство благодарности по отношению к миру за обладание всем, вместе с этим не останавливаясь в деятельности. Удовлетворенный человек в своей деятельности руководствуется иными мотивами, нежели корыстью и желанием удовлетворить свои желания. Удовлетворенный человек, избавляясь от корысти, обретает возможность получать удовольствие непосредственно от своей жизни и тем, чем он занимается. Тогда как человек, занятый своими желаниями и поглощенный корыстью, будет всегда стремиться к удовлетворению своих желаний, однако и они счастья ему не принесут.

Удовлетворенность отличается от апатии по отношению к жизни именно тем, что удовлетворение дает человеку иной стимул действовать. Удовлетворение избавляет человека от излишних желаний и страха, а потому человек способен действительно наслаждаться своей жизнью, находя гармонию внутри себя, а не через посредников в виде предметов или впечатлений. Так, удовлетворение дарует человеку возможность как избавиться от различных страхов и желаний, так и дарует гармонию, являющуюся необходимым условием для постоянного счастья внутри человека.

Удовлетворенность избавляет от множества бед, которые человек мог бы испытывать под влиянием своих желаний. Так, человек избавляется от необходимости удовлетворять свои чувства, находя высшее счастье внутри самого себя. Однако и процесс обретения прочного и фундаментального удовлетворения своей жизнью также лежит через практику развития, а потому человеку, стремящемуся к счастью, разумно будет сделать вывод о целесообразности развития себя ради достижения собственного счастья и гармонии в своей жизни.

Достижение гармонии

Так, внутренняя гармония является плодом осознанной зрелости человека, где он понимает себя и свои возможности, а также, будучи удовлетворенным своей жизнью, является свободным от различных проявлений деятельности ума, которая заключается в постоянных тревогах, беспокойствах, сомнений, страхах и желаниях. Вопрос практического обретения гармонии всегда лежит через понимания себя и создания внутреннего мира, обретя который человек избавляет себя от многих несчастий до конца своей жизни. Желания человеку приходится удовлетворять каждый день, тогда как внутренний мир достигается один раз и навсегда. Удачи.

7 составляющих жизни, которые есть у каждого человека.

Сферы жизни в психологии

В психологии есть такое понятие – сферы жизни человека. Что это? Это различные направления деятельности человека, части его жизни, которые формируют уникальную, полноценную, счастливую личность.

Сегодня я расскажу о том, какие бывают жизненные сферы, какую роль они играют и почему они имеют такое важное значение для каждого из нас.

Основные сферы жизни

Согласно балансной модели, предложенной иранским психотерапевтом Носсратом Пезешкианом, существует четыре главных сферы в жизни человека, развитие которых помогает обрести естественный баланс, найти путь к счастью.

  1. Смысл. Духовная сторона жизни или внутренний мир индивида. Сюда можно отнести планы на будущее, выстроенную систему ценностей, обозначенные цели, веру, общий смысл существования.
  2. Тело. Это все, что касается здоровья человека, его внешности, предпочитаемого образа жизни.
  3. Контакты. Направление, которое отвечает за межличностные отношения, общение с людьми, родственные, дружеские и любовные связи.
  4. Деятельность. Часть жизни, посвященная профессиональной реализации. Отражает достижения в учебе, работе, увлечениях. Характеризует материальный достаток.

Все четыре сферы взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга, оказывают сильное влияние на человека, его самоидентификацию. Для формирования гармоничной и счастливой личности необходимо уделять внимание их развитию в равной степени. Пренебрежение какой-либо частью рано или поздно приводит к проблемам, конфликтам, разрушению.

Колесо жизненного баланса

Колесо жизненного баланса

Получившееся колесо не может быть идеально круглым – невозможно одинаково преуспеть во всех областях. Но оно должно выполнять свою непосредственную функцию – способность двигаться вперед, катиться. Модель наглядно показывает, на какие сферы человеку нужно обратить особое внимание, чтобы сбалансировать свою жизнь, избежать возможных кризисов.

Перечень жизненных сфер и их характеристики

Не существует единого мнения относительно конечного числа важных для человека направлений деятельности. Каждая личность сама определяет их количество для себя.

В субъективный перечень обычно включают семь сфер: здоровье, семью, дружбу, занятость, социальный и экономический статусы. Завершает список духовность – необходимый компонент личного благополучия. Рассмотрим их подробнее.

Здоровье

Одна из самых важных сторон жизни, глубинный внутренний ресурс. При мелких и крупных неурядицах, проблемах мы обращаемся за помощью к своему здоровью. Оно позволяет преодолевать трудности, решать сложные задачи, достигать поставленных целей.

Если не уделять должного внимания здоровью и телу, то недомогания, различные ограничения отрицательно скажутся на других сферах жизни. Рано или поздно подорванное здоровье начнет забирать энергию, например, у работы или семьи, компенсируя безразличное или чрезмерно потребительское отношение к себе.

Семья

Семья – это основа основ, фундамент всего, что происходит в нашей жизни, дополнительный источник внутренних сил. Она является многогранной сферой жизни. Включает в себя любовь, дружбу, социальное и духовное взаимодействие. Формирует личностные качества, такие как ответственность, лидерство, зрелость. Служит источником серьезных мотиваций на достижение целей, реализацию желаний.

Семейный уклад, отношения с родителями и партнерами оказывают влияние на другие сферы человеческой жизни. Часто именно семья становится самым ценным ресурсом личности, смыслом всех поступков. Отсюда возможны перегибы, когда человек так старается материально обеспечить своих родных, что все время проводит на работе. Или впадает в другую крайность – погружается с головой в домашние дела, забыв о личных интересах.

Дружба

Дружба является несомненной ценностью для современного человека. Эта сфера предполагает как взаимодействие с партнерами по бизнесу, коллегами по работе, так и досуг с друзьями или приятелями. Надежное окружение, искренние отношения служат опорой для реализации жизненных планов, способствуют развитию уверенности в себе.

Как и любые другие взаимодействия дружба предусматривает обмен энергиями. Человек должен не только получать, но и отдавать. Если не уделять время своим друзьям, не помогать им и не поддерживать, связь с ними может быть утрачена.

Занятость

Эта область жизни включает в себя любой труд: будь то работа по найму, собственный бизнес, хобби, творчество, помощь ближнему или благотворительность. Важным критерием оценки данной сферы является ее полезность, нужность людям. Немаловажную роль также играет уважение, признание в обществе. Кроме того, любая деятельность должна приносить радость.

Пренебрежение этой стороной жизни приводит к застою, что неминуемо отражается на других сферах. Человек чувствует себя бесполезным, теряет тягу к саморазвитию, не видит смысла в своем существовании и выхода из ситуации, испытывает эмоциональное выгорание. Нелюбимое занятие портит характер, лишает стремлений, рождает неуверенность в себе.

Социальный статус

Социальный статус индивида отражает его положение в обществе. Является оценочным показателем, непосредственно связанным с происхождением, возрастом, полом, профессией, уровнем доходов и наделенной властью. Находясь на определенной ступени социальной лестницы, человек обретает соответствующие права и обязанности.

Эта сфера непосредственно влияет на общую удовлетворенность жизнью. Способствует личностному росту, саморазвитию. Она служит стимулом для поиска престижной высокооплачиваемой работы, построения карьеры. Помогает проявить такие качества, как честолюбие, лидерство.

Экономический статус

Очень сложная сфера. Экономическая, денежная или имущественная сторона жизни. Отражает финансовую состоятельность человека, его материальное благополучие, умение разумно тратить деньги, грамотно вести бюджет. Всем известно, что не в деньгах счастье, но они, бесспорно, – источник возможностей, положительных эмоций, стимул для действий.

Служит внешним ресурсом развития других сфер жизни. Это направление должно быть прокачано в соответствии с индивидуальными ощущениями и потребностями в материальных благах. Не больше и не меньше. Избыток, как и недостаток денег, делает человека несчастным.

Духовность

Сфера жизни, которая включает в себя все, что связано с внутренним миром человека, его характером, убеждениями. Какие у человека есть жизненные принципы, как он расставляет приоритеты, о чем мечтает. Что для него важно и куда он движется. Эта сфера связывает все направления деятельности человека в единое целое, служит лейтмотивом жизненных процессов.

Развитие жизненных сфер

Каждая сфера жизни – часть личности человека. Пустив на самотек даже одну из них, не уделяя ей должного внимания, человек лишается жизненной опоры, становится уязвимым, однобоким. То же происходит, если одна из сторон жизни прорабатывается несоизмеримо больше других – запускается процесс деградации и исчезновения остальных.

Например, посвятив себя карьере, женщина упускает время для рождения ребенка, от нее может уйти муж и она останется одна. Или наоборот, полностью растворившись в семье, домашних делах, мать и жена не реализуется профессионально, губит свои таланты, всецело зависит от мужа. Возникают взаимные претензии, ссоры, конфликты и как следствие разрыв отношений.

Выбор векторов движения важен для постановки целей. Развиваясь, человек точно знает, каких результатов он хочет достичь в будущем, к чему должен стремиться. Это верный способ осмыслить свои поступки, получить желаемый результат: нет метаний из стороны в сторону, а есть четкое следование плану. Возникает уверенность в себе, приятная стабильность, чувство самоуважения.

Заключение

Подводя итог, кратко напомню главные мысли сегодняшней статьи:

  • каждый индивид живет и развивается в определенных сферах жизни;
  • важно уделять внимание нескольким направлениям деятельности, не зацикливаясь на чем-то одном;
  • выдерживание баланса между различными жизненными сферами способствует гармоничной и счастливой жизни.

Друзья, понравилась ли вам статья? Какие направления активности кажутся вам наиболее значимыми, а какими, на ваш взгляд можно пренебречь. Делитесь своим мнением в комментариях.

Читайте также: