Какими методами пользуется сотрудник полиции при пресечении правонарушения убеждение и принуждение

Обновлено: 30.06.2024

2. Понятие и правовая основа административной деятельности полиции.

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

3. Административная деятельность ОВД: Учебник. Часть общая / Под ред. проф. В.П. Сальникова. - М.: ЦОКР МВД России. 2005.

4. Административная деятельность ОВД: Учебник. Часть общая. Бекетов О.И., Бочаров С.Н. и др.-М.: ЦОКР МВД России, 2009.

10. Основы Административной деятельности ОВД. Учебное пособие.-М.: ЦОКР МВД России. 2008.

1. Горев В.Н. Система государственного контроля за деятельностью ОВД: организационно-правовые вопросы: Автореф. дис. канд. юр. наук – М., 2005.

2. Зубач А.В. Кокорев А.Н. Административная деятельность ОВД в вопросах и ответах. М., 2005.

Текст лекции (фрагменты)

Характерные черты – это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности, от уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.

Традиционно выделяются следующие характерные черты Административной деятельности полиции.

1. Государственно-властный характер административной деятельности полиции находит свое выражение в осуществлении этими органами возложенных на них властных полномочий от имени государства в рамках компетенции, строго определенной законом. Сотрудники органов внутренних дел, выполняя административные функции, выступают как субъекты управления (представители власти), наделенные правом давать обязательные для исполнения указания, применять в необходимых случаях меры принудительного воздействия. Поэтому по отношению к объектам управления исполнительная деятельность органов внутренних дел является вместе с тем и распорядительной. В распорядительных полномочиях проявляется присущая административной деятельности властность.

2. Организующий характер. Основу содержания административной деятельности составляет положительная, созидательная работа по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, в том числе при проведении различных массовых мероприятий, необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения, въездом граждан в Россию и выездом за границу и т.д. Применение норм права в процессе административной деятельности в преобладающем большинстве случаев не связано с правонарушениями, а направлено на организацию проведения норм права в жизнь, на решение организационных вопросов, возникающих при правомерном поведении граждан.

3. Подчиненность и подконтрольность представительным и исполнительным органам государственной власти. Контроль за деятельностью полиции в пределах своих полномочий осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. При этом органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-разыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

В своей деятельности полиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а полиция общественной безопасности – соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Административная деятельность полиции характеризуется сочетанием централизованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением. Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направлений деятельности, установлении общих правил, нормативов и т.п. Для оперативного (непосредственного) управления характерно наличие прямых связей между субъектом и объектом управления.

5. Административная деятельность полиции подзаконна. Это означает, что всегда и все действия сотрудников должны основываться на законе и подзаконных нормативных актах, содействовать наиболее точному их исполнению, проходить в пределах и в порядке, определенных законодательством. Законность является одним из принципов деятельности полиции.

В процессе осуществления административной деятельности уполномоченные органы внутренних дел разрабатывают и издают ведомственные нормативные акты. Содержащиеся в них нормы, правила поведения носят подзаконный характер, поскольку принимаются эти акты в целях исполнения требований закона, их детализации и конкретизации, и должны основываться на существующих вышестоящих нормативных актах

6. Профилактическая направленность Административной деятельности полиции обеспечивается прежде всего такой организацией работы всех аппаратов, служб, сил, средств, которая создавала бы максимальные условия для развития цивилизованных отношений в сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности, для строгого соблюдения установленного в этих и иных сферах внутренних дел законодательства, для предупреждения его нарушений. Успех в этой работе достигается только при глубоком, всестороннем изучении состояния общественного порядка, общественной безопасности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, действенной обоснованной расстановке сил и средств, а также высокопрофессиональной службой каждого работника.

Приведенный традиционный список характерных черт можно расширить. Так, административной деятельности, в гораздо большей степени, чем уголовно-процессуальной и, тем более, оперативно-разыскной, присуща гласность и, наконец, в отличие от других, она урегулирована административным законодательством.

Анализ перечисленных характерных черт Административной деятельности полиции позволяет сформулировать ее понятие.

Административная деятельность полиции (полиции) представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения правопорядка в общественных местах, защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств.

Под видами административной деятельности полиции понимаются ее составные части, различающиеся между собой по конкретным задачам, характеру охраняемых общественных отношений, специфике правового регулирования, осуществляемые специально созданными структурными подразделениями органов внутренних дел.

Из данного определения видно, что данная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.

В процессе осуществления внутриорганизационной административной деятельности полиции определяются структура конкретной службы или подразделения, расстановка, а также порядок отбора кадров, принимаются управленческие решения, происходит планирование работы, осуществляется контроль и проверка исполнения, изучается, обобщается, распространяется и внедряется положительный опыт работы. К внутриорганизационной деятельности полиции относится поощрение сотрудников, использование дисциплинарной практики, аттестация и т.д.

Внешняя административная деятельность выражается прежде всего в повседневном направлении поведения людей в рамки, предписанные правовыми нормами. В наиболее широком объеме внешнюю административную деятельность осуществляют подразделения обеспечения общественного порядка и Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Именно для них в наибольшей мере характерны наличие и применение государственно-властных полномочий административного характера.

Под принципами Административной деятельности полиции понимаются идеи, основные положения, которыми они пользуются в административной деятельности. Содержание принципов объективно выражает сущность административной деятельности, ее наиболее характерные черты. Будучи облеченными в форму правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых должна строиться и осуществляться административная деятельность. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению.

Принципы Административной деятельности полиции образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены.

В системе принципов административной деятельности внутренних дел выделяются социально-правовые и организационные принципы.

К социально-правовым относятся те принципы, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в административной деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим административную деятельность. Важная роль социально-правовых принципов обусловлена тем, что они являются основополагающими социальными (моральными, юридическими) правилами административной деятельности внутренних дел.

К социально-правовым принципам относятся :

2. Законность. Под законностью как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми без исключения сотрудниками полиции.

3. Гуманизм. По своей сути деятельность органов внутренних дел (полиции) и ее сотрудников носит гуманный характер, так как она направлена на защиту человека от преступных и иных противоправных посягательств, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на обеспечение благоприятных условий для труда, отдыха и спокойствия людей.

4. Гласность (открытость и публичность). Административная деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о производстве по делам об административных правонарушениях , о защите государственной и иной охраняемой законом тайны , а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций (не подлежат разглашению сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан).

8. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Система организационных принципов включает с себя следующие принципы :

I. Принципы построения аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность :


В статье рассмотрены формы и методы, применяемые органами внутренних дел, в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий

Ключевые слова: органы внутренних дел, массовые мероприятия, убеждение, принуждение, меры пресечения, предупреждения, юридическая ответственность

Органы внутренних дел являются основным субъектов организации охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Свое предназначение они выполняет с учетом определенных форм и методов, утвержденных ведомственными актами.

Под формой административной деятельности понимается определенное административно-правовыми нормами внешне выраженное действие органа внутренних дел (полиции) или конкретного должностного лица, осуществляемое в рамках их компетенции и вызывающее определенные правовые последствия [1].

Одной из важнейших форм правоприменительной деятельности является принятие индивидуальных актов, имеющих значение для конкретного массового мероприятия. Содержание таких актов позволяет привлечь силы и средства, необходимые для проведения массовых мероприятий, назначить руководителей подразделений, определить план действий участников охраны массового мероприятия и др.

Принимаемые акты чаще всего носят письменный характер. С помощью письменного документа отданные распоряжения получают необходимую правовую основу и дают исполнителям четкие ориентиры, что повышает исполнительскую дисциплину.

Но возможно существование и устных распоряжений, которые носят распорядительный характер. Они могут быть названы тактическими решениями, так как позволяют направлять и корректировать действия сотрудников полиции, обеспечивающих охрану общественного порядка. Содержанием устных распоряжений будет инструктирование сотрудников полиции о порядке проведения праздника, фестиваля, митинга и расстановке постов на местах.

Используемые формы административной деятельности могут быть разделены по характеру распоряжений на следующие группы:

1) юридически значимые акты. К ним относятся принятые приказы, направляющие действия участников и организаторов.

2) юридические значимые действия. К ним относятся действия, влекущие последствия для участников. Например, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены последствия в виде составления протокола и оплаты штрафа.

Для анализа деятельности сотрудников полиции важное значение имеет и анализ методов, которые применяются для организации деятельности участников массового мероприятия. Традиционно под методом понимается способ, прием практического осуществления чего-либо [2]. В работе полиции применяется метод убеждения и принуждения.

В работе с участниками массовых мероприятий ключевым является метод убеждения, так как он позволяет поддерживать участников в их стремлении реализовать свои политические или культурные потребности. Но поддержка должна основываться на воспитании сознательной дисциплины и ответственности.

Принуждение в теории административного права признается дополнительным методом воздействия на граждан при проведении массовых мероприятий. В большинстве случаев они являются средством противодействия каким-либо нарушениям установленного порядка. По содержанию они делятся на меры административного предупреждения и меры административного пресечения, меры административной ответственности [4].

В зависимости от стадии организации и проведения массового мероприятия среди них можно выделить: 1) применяемые до проведения массового мероприятия; 2) во время массового мероприятия; 3) после его проведения.

Меры административного предупреждения на этапе подготовки носят профилактически характер и состоят в официальном предупреждении участников массового мероприятия о недопущении нарушений порядка подготовки и проведения массового мероприятия. Действенной мерой административного предупреждения является отказ в согласовании хода массового мероприятия. Такая мера воздействия носит предупредительный характер [5]. По сути она равна запрету на проведение массового мероприятия. Основаниями для запрета являются назначение мероприятия в неположенном месте или в такое время, которое создаст наибольшее число проблем пешеходам и водителям. Также орган внутренних дел не даст согласие на проведение массового мероприятия, если его организаторы являются недееспособными или ранее привлекались к ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий.

Меры административного предупреждения на этапе проведения массового мероприятия ориентированы на недопущение причинения вреда гражданам. Например, сотрудники полиции могут просить опасную зону движения техники на параде или демонстрации. К участникам автомобильного движения может быть предъявлено требование объезда возникшего препятствия.

Полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий от всех участников и организаторов массовых мероприятий. Значение данной меры пресечения состоит в возможность прекратить совершение правонарушений и иных противоправных действий.

В качестве меры пресечения может быть применено требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции, или доставить в отделение полиции для составления протокола.

Во время проведения массовых мероприятий и других публичных акций его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта России или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия. В случае нарушения этих требований в качестве мер принуждения к ним могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ.

К административным правонарушениям, нарушающим порядок проведения массовых мероприятий, относятся составы, предусмотренные статьей 20.2.2 КоАП РФ. Ответственность по ст. 20.2.2 КоАП РФ наступает за организацию массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, а также за публичные призывы к таким действиям либо участие в них, в результате которых происходит нарушение общественного порядка, санитарных норм и правил, функционирование и сохранность объектов жизнеобеспечения или связи. Также может быть выявлен факт причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу и др.

Таким образом, органами внутренних дел применяются в большинстве случаев правоприменительные формы управления. В качестве методов воздействия используются меры административного убеждения и принуждения. Среди мер принуждения при проведении массовых мероприятий применяются меры административного пресечения, предупреждения, а также меры административной ответственности.

  1. Сафонов А. Ю. Содержание и формы административной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы административной деятельности и охраны общественного порядка: материалы регионального межведомственного научно-практического семинара. М., 2015. С. 142.
  2. Звягин В. А., Елисеева О. А., Гараева Т. Б. Тактика действий нарядов полиции в период проведения массовых общественно-политических мероприятий. М., 2019. С. 200.
  3. Сафоненков П. Н. Административное убеждение и принуждение как методы государственного управления // Финансовое право и управление. 2017. № 2. С. 112.
  4. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право: учеб. для бакалавров. М., 2020. С. 126.
  5. Косяченко В. И., Пахомов М. Е. Взаимодействие нарядов патрульно-постовой службы с другими правоохранительными органами и организациями в сфере охраны общественного порядка // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов Внутриведомственного круглого стола. М., 2018. С. 44.
  6. Пономарев Н. Н. Тактика действий с огнестрельным оружием при несении службы по охране общественного порядка // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. М., 2018. С. 89.

Основные термины (генерируются автоматически): массовое мероприятие, общественный порядок, административное предупреждение, мера, мера пресечения, мероприятие, проведение, административная ответственность, РФ, сотрудник полиции.

Читайте также: