Каким нормативно правовым актом устанавливается обязательность аттестации работников эксплуатирующих

Обновлено: 14.05.2024

Аттестация - процедура, знакомая служащим государственного и муниципального сектора не понаслышке. Однако для сферы частного предпринимательства это относительно новое мероприятие. Не все руководители понимают, зачем и как нужно аттестовывать работников, какую пользу это может принести бизнесу, какие категории персонала не подлежат оценке. Сегодня мы расскажем, что такое аттестация, обозначим ее ключевые цели и задачи, выделим типы работников, которые данную процедуру проходить не обязаны.

Что такое аттестация работников?

Под аттестацией персонала понимается комплексный анализ личностных, деловых, а в некоторых случаях - морально-этических качеств отдельных работников. Как правило, оценка производится 1 раз в 3 или 5 лет. Аттестация - эффективный инструмент менеджмента, который позволяет работодателю выявить уровень квалификации сотрудника и его соответствие должности.

Цели и задачи аттестации

Вопреки распространенному мнению, главная цель аттестации - вовсе не контроль эффективности выполнения работниками их функциональных обязанностей. Это инструмент для поиска скрытых резервов, с помощью которых можно расширить трудовой потенциал и уровень отдачи каждого сотрудника.

Среди основных задач аттестации персонала выделяются следующие:

  • отражение текущего состояния кадровой политики организации, степени удовлетворенности сотрудников, выявление проблем в этой области;
  • формирование новых система оплаты труда, компенсационных пакетов. Это позволяет влиять на уровень мотивации сотрудников, повысить заинтересованность в работе;
  • принятие управленческих решений, касающихся дальнейшего развития компании, улучшения кадровой политики.

Аттестация - весьма важная для работодателя процедура. По её итогам он может:

  • повысить эффективность использования кадрового потенциала;
  • выявить точный уровень профессионализма каждого из сотрудников организации;
  • разработать дополнительные мотивационные инструменты;
  • сформировать профессиональный кадровый резерв;
  • расторгнуть трудовые отношения с работниками, уровень профессионализма которых ниже занимаемых должностей.

В ходе проведения аттестации устанавливается обратная связь между руководством организации и ее сотрудниками, выявляется потенциал каждого работника, у сотрудников появляется возможность продвижения по карьерной лестнице и раскрытия своего потенциала и т.д. Проанализировав результаты аттестации, организация сможет скорректировать свои планы, более эффективно организовать работу с персоналом.

Аттестация персонала полезна и при сокращении размеров штата, а именно - для соблюдения ст. 179 ТК РФ. В этой норме указано, что работники с более высоким уровнем квалификации имеют привилегию остаться на работе. Таким образом, руководителю будет гораздо проще принять решение, кого нужно уволить, а кого следует сохранить.

Для каких категорий работников не проводится аттестация

Сегодня в законодательстве нет исчерпывающего перечня должностей или категорий сотрудников, не подлежащих данной процедуре. Однако используя определенные правовые нормы, можно обозначить ряд таких работников.

Первая категория - специалисты, которые проработали в той или иной должности меньше определенного периода времени.

В ст. 70 ТК РФ, устанавливающей испытательной срок для разных категорий персонала, сказано, что он длится 3-6 месяцев (зависит от должности). Поэтому вполне логично предположить следующее - если вновь принятый работник успешно прошел испытательный период, он на 100% соответствует занимаемой должности. А значит, дополнительно оценивать его уровень квалификации бессмысленно.

К этой же категории можно отнести:

  • сотрудников, работающих в организации меньше 12 месяцев;
  • молодых специалистов, которые поступили на работу в данную фирму по распределению (после выпуска из ВУЗа или другого учебного заведения).

Следующая категория работников - женщины в период беременности и матери, которые имеют детей в возрасте не старше 3-х лет. Это прописано в п. 4 Положения об аттестации руководителей и специалистов предприятий, принятого ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР 05.10.1973 года под номером 470/267 (в редакции 1986 года). Сегодня этот нормативный акт используется частично - в пунктах, не противоречащих действующему ТК РФ. Положение - единственный документ, содержащий четкий список работников, не подлежащих профаттестации.

В третью льготную категорию входят:

  • матери и отцы, воспитывающие несовершеннолетних детей до 14 лет в одиночку;
  • биологические родители или опекуны детей-инвалидов (до 18 лет). Ограниченные возможности здоровья последних должны быть подтверждены документально.

Ст.261 ТК РФ говорит, что с перечисленными выше сотрудниками расторгнуть трудовое соглашение по инициативе организации нельзя. Можно уволить их только по основаниям, описанным в:

  • п. 1, 5–8, 10-11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • ч. 2 ст. 336 ТК РФ.

Здесь отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий аннулирование трудовых отношений ввиду несоответствия занимаемой должности, либо низкого уровня квалификации, выявленной по результатам аттестационных мероприятий. Однако переводить одиноких родителей или опекунов детей-инвалидов на работу с более низкой оплатой нельзя, поэтому оценивать их соответствие занимаемой должности бессмысленно.

Необходимость аттестации работников, прошедших курсы повышения квалификации или получающих высшее образование без отрыва от производства, законом никак не урегулирована. Но на практике их часто освобождают от данной процедуры. Обычно этот пункт прописывается в коллективных договорах.

Обязательно ли проводить аттестацию работников? Как правильно организовать ее проведение? Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Каковы основные этапы аттестации?

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Определения аттестации в Трудовом кодексе мы не найдем, но если обратиться к словарям, то можно сказать, что аттестацией является оценка деловых качеств и квалификации работника с целью установления его соответствия занимаемой должности.

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

Однако с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ[1], согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования (в частности, к их образованию).

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Разрабатываем локальный акт

Частью 2 ст. 81 ТК РФ предусмотрено, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Понятие аттестации, ее задачи и цели проведения

Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности

Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, и категории работников, которые не подлежат аттестации

В частности, согласно Постановлению № 470/267 очередную аттестацию не проходят лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года

Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,

три года и т. д.)) и внеплановую (внеочередную) аттестацию (эта аттестация проводится лишь при выявлении факта необходимости ее проведения, например, при возникновении проблем в работе конкретного структурного подразделения (изготовление некачественной продукции)).

Здесь же рекомендуем указать пункт, посвященный срокам проведения аттестации для отдельных категорий работников, не прошедших ее вместе с остальными работниками (после отпуска по уходу за ребенком и т. д.), а также длительности ее проведения

Устная – собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная – заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная – устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

Состав и полномочия аттестационной комиссии

В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений

Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации

Порядок проведения аттестации, в частности, порядок уведомления работников о ней, проведения заседания аттестационной комиссии, голосования, ведения протокола заседания аттестационной комиссии, ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии

Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.

В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

Конечно, в локальном акте могут быть и иные разделы, необходимые для конкретной организации. Дополнительно, обычно приложением, вводятся формы документов (например, протокола заседания комиссии, аттестационного листа и пр.).

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

Утвердив положение о проведении аттестации, не стоит думать, что работа закончена: мало прописать все на бумаге, нужно еще организовать аттестацию и провести ее. Обычно аттестация делится на несколько этапов:

  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

  • председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой;
  • заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой;
  • членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;
  • секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой.

На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников. В нем необходимо указать не только Ф. И. О. работников и наименования занимаемых ими должностей, но и дату, время и место проведения аттестации, а также привести перечень документов, необходимых для представления в аттестационную комиссию. Кроме того, обязательно предусмотрите в графике графу для ознакомления работника, где он поставит свою подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать соответствующую отметку в графике и составить акт, подтверждающий это.

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.

Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Подведем итог

Как вы поняли, аттестация персонала – достаточно сложный и многоэтапный процесс. Поэтому работодателю необходимо серьезно подойти к созданию собственного положения о проведении аттестации работников и учесть все нюансы особенностей трудовых отношений в организации и нормы законодательства. Кроме такого локального акта в любой организации, решившей проводить аттестацию работников, должны быть приказ о проведении аттестации, график аттестации, приказ об утверждении аттестационной комиссии и положение о ее работе, протоколы заседания комиссии, документация по экспертизе различных качеств работника, а также другие документы, информация о которых и формы которых могут содержаться в положении об аттестации. Если все сделать правильно, работнику трудно будет оспорить несоответствие занимаемой должности.

Трудовым кодексом Российской федерации.

Какие права имеют должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в ик совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов.

Выдавать лицензиатам предписания о приостановлении деятельности лицензии до устранения выявленных нарушений лицензионных требований.

Запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправленя соискателей лицензий и лицензиатов, сведения и документы, которые необходимы осуществления лицензирования, представление которых может быть не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Какие требования не могут быть отнесены к лицензионным требованиям? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом.

Требования о соответствии соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

Какие из перечисленных прав страховщика указаны верно? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

До полного определения размера подлежащего возмещению вреда по заявлению потерпевшего произвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда.

Требовать изменения условий договора обязательного страхования или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска при любых изменениях в обстоятельствах, сообщенных страхователем страховщику при заключении договора обязательного страхования.

По своему усмотрению организовать и оплатить восстановление или ремонт поврежденного имущества либо предоставление аналогичного имущества взамен утраченного в результате аварии на опасном объеме.

В случае просрочки уплаты страховой премии (очередного страхового взноса) более чем на 15 дней требовать расторжения договора обязательного страхования.

Принимать участие в судебном разбирательстве дел, связанных с установлением страхового случая, претензиями потерпевших по страховым выплатам.

В каком случае компенсационные выплаты, осуществляемые профессиональным объединением страховщиков в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему, могут быть установлены в размере двух миллионов рублей? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

В части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего.

В части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего.

В части возмещения вреда имуществу каждого потерпевшего – юридического лица.

В части возмещения вреда, причиненного жизни каждого потерпевшего, лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца).

Какое из перечисленных требований безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, согласно Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, указано верно? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

В проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены устройств для предупреждения случайного движения подвижных элементов оборудования здания или сооружения при отказе устройств автоматического торможения.

Для обеспечения безопасности в аварийных ситуациях в проектной документации должна быть предусмотрена звуковая сигнализации.

Для обеспечения свободного перемещения людей должна быть предусмотрена достаточная ширина незаполниемых проемов в стенах.

В пешеходных зонах зданий и сооружений высотой более 20 м должны быть предусмотрены защитные приспособления для обеспечения безопасности пребывания людей в этих зонах при действии ветра.

Какие из перечисленных стадий порядка разработки, принятия и изменения технического регламента соответствует требованиям Федерального закона "О техническом регулировании"? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления и завершении публичного обсуждения не может быть менее чем три месяца.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.

Порядок опубликования уведомлений о разработке проекта технического регламента и размер платы за их опубликование устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Какие действия вправе производить органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в ходе проведения проверки? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Приостанавливать реализацию этой продукции ив период проведения проверки.

Информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов.

Привлекать специалистов для анализа полученных материалов.

Направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти.

Каким требованиям должно соответствовать физическое лицо, аттестуемое на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Не имеет непогашенную или неояную судимость и совершение умышленного преступления.

Постоянно проживает в Российской Федерации.

Имеет стаж реботы в сфере подготовки проектной документ,ции и (или) выполнений инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее одного года.

Имеет высшее образование соответствующего профиля или среднее специальное образование со стажем реботы по профилю не менее трех лет.

Какое из перечисленных требований, касаемых порядка учета уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, указано неверно? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Уполномоченный орган по письменному запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления представляет бесплатно сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок или сообщает об отсутствии указанных сведений о течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

Реестр ведется на бумажном и электронном носителях.

За регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр и предоставление сведений, содержащихся в реестре, взимается плата, установленная законодательством.

Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, вносит сведения в реестр в день получения уведомления.

Какие документы страхователь предоставляет страховщику при заключении договора обязательного страхования до регистрации опасного производственного объекта? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Копию документа, содержащего сведения, характеризующие опасный производственный объект.

Сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховые выплатах.

Копию выписки из Российского регистра опасных производственных объектов.

Копии документов об аттестации в области промышленной безопасности работников опасного производственного объекта.

Заявление об обязательном страховании.

Какими из перечисленных полномочий наделены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие ведение государственного реестра или его ведомственных разделов? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Проведение научных, методических и технических разработок, семенных с регистрацией объектов в государственном реестре и ведением зтого реестра

Разработка a и утверждение единых методологических и программно технологических примципов регистрации объектов ш государственном реестре и веден

Какую информацию не включает в себя общий раздел плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах?

Характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

Сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий.

Характеристику объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий.

Порядок действий в случае аварии на объекте о соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Какие требования к проведению экспертизы промышленной безопасности указаны верно? Укажите все правильные ответы.

*Может быть несколько верных вариантов

Экспертиза проводится за счет средств заказчика.

Экспертюу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Срок проведении экспертизы не должен превышать трех месяцев со дня заключения договора между заказчиком и экспертной организацией.

Не допускается продлевать срок проведения экспертизы, установленный законодательством.

Чтобы определить, насколько квалификация работников соответствует потребностям работодателя, последний вправе провести аттестацию персонала. Однако аттестация выгодна не только работодателям.

Аттестация персонала - один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав кадров, подлежащих аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и других работников.

Аттестация кадров проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (или по истечении срока действия контракта). Она представляет собой подведение итогов работы сотрудника по завершению срока действия его трудового контракта, оценку результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным должностным требованиям (должностной инструкции), которые были положены в основу трудового контракта. Порядок и условия проведения аттестации персонала устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Проведение аттестационных мероприятий требует наличия официальных распорядительных документов по аттестации.

Работодателям, чтобы избежать возможных недоразумений с работниками, рекомендуется включить в трудовой договор пункт об обязательной аттестации.

Периодичность и время проведения аттестации организация устанавливает самостоятельно, ориентируясь на штатную численность аттестуемых сотрудников и другие факторы. Как правило, для этого берется срок от трех до шести месяцев. При этом для различных категорий работников они могут быть разными, однако должны быть одинаковыми для работников одной и той же категории.

Формы аттестации подбираются в зависимости от специфики трудовой деятельности аттестуемого. Это может быть письменное тестирование, собеседование, практическое занятие, письменный экзамен, изготовление образца и т.д.

Согласно порядку проведения аттестации работодателю необходимо выполнить следующие действия:

  • утвердить положение об аттестации;
  • издать приказ о проведении аттестации;
  • утвердить состав комиссии, которая будет проводить аттестацию;
  • поставить сотрудников в известность о проведении аттестации;
  • провести аттестацию;
  • подвести итоги аттестации, провести и оформить решения, принятые на основании ее результатов.

Положение о проведении аттестации персонала

Рекомендаций по разработке положения об аттестации действующий Трудовой кодекс не содержит. Как правило, за основу берутся нормы Постановления ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267, если они не противоречат действующему Трудовому кодексу РФ.

В обязательном порядке в положении необходимо прописать регламент проведения аттестации, иначе решения, принятые по ее итогам (например, перевод сотрудника на другую должность или увольнение), могут быть оспорены работником в судебном порядке.

В положении об аттестации должны быть также указаны:

  • стандартные требования к квалификации сотрудников;
  • список должностей сотрудников, которые подлежат аттестации;
  • регламент проведения плановых и внеплановых аттестаций;
  • принцип формирования и состав аттестационной комиссии;
  • методология процедуры аттестации;
  • оформление результатов аттестации.

Согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ положение об аттестации должно пройти обязательное утверждение у руководителя организации. С принятым положением об аттестации необходимо в обязательном порядке ознакомить под роспись всех работников организации, а также каждого вновь принимаемого на работу сотрудника.

Приказ о проведении аттестации персонала

Перед проведением аттестации руководитель организации должен оформить соответствующий приказ, в котором необходимо указать:

  • сроки и место проведения аттестации персонала;
  • список сотрудников, подлежащих аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая);
  • регламент оформления результатов аттестации.

В приказе нужно указать обязанности сотрудников, а также сроки подготовки документов, необходимых для аттестации. Помимо этого, необходимо установить порядок подготовки и передачи в аттестационную комиссию сведений о том, кто из сотрудников и когда повышал квалификацию, аттестационных листов по предыдущей аттестации, отзывов и др.

Перед аттестацией желательно проверить наличие должностных инструкций. При их отсутствии суд может признать результаты аттестации недействительными, а последующее увольнение работника - незаконным.

Состав аттестационной комиссии может быть любым. Если на предприятии есть профсоюз, его представитель обязательно входит в состав комиссии (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). В состав аттестационной комиссии можно также включить и независимых экспертов.

Общие правила требуют сообщить работнику о сроках проведения и графике аттестации не менее чем за один месяц до ее начала (п. 4 Постановления ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267). Ознакомить работника с представленным на него отзывом (характеристикой) следует не менее чем за одну неделю (п. 6 Постановления ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267).

Регламент проведения аттестации

Ход заседания и принятые решения отражаются в протоколе, который ведется секретарем комиссии.

Содержание протокола. В нем рекомендуется указать наименование организации и дату проведения аттестации, список присутствующих членов комиссии, фамилии руководителей подразделений, в которых работают аттестуемые, и других приглашенных с указанием должности и места работы (для сторонних организаций).

Далее указываются фамилия, должность и место работы (подразделение) аттестуемого, заданные вопросы и краткие ответы на них, предложения и рекомендации, высказанные членами комиссии по кандидатуре аттестуемого, оценка его деятельности, результаты голосования (количество голосов за и против).

Протокол заседания аттестационной комиссии подписывают председатель, секретарь и члены комиссии. Протокол хранится в деле работника.

Если проводилось тестирование, в протоколе нужно указать его результаты и приложить тесты с ответами аттестуемого.

По итогам аттестации комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.

Как правило, положение об аттестации предусматривает следующие виды решений аттестационной комиссии:

  • работник соответствует занимаемой должности;
  • работник не соответствует занимаемой должности;
  • работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
  • работник соответствует занимаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую или вышеоплачиваемую должность.

Аттестационную комиссию можно также уполномочить давать рекомендации по поощрению работников за достигнутые ими успехи, изменению условий труда работников, необходимости повышения квалификации сотрудников и т.д.

В аттестационном листе отражается принятое комиссией решение, с которым под роспись следует ознакомить сотрудника.

При этом работнику должна быть предоставлена возможность выразить свое мнение о результатах аттестации, обжаловать их, если он не согласен с выводами комиссии.

Окончание процедуры аттестации. Сведения о результатах проведенной аттестации отражаются в разд. IV личной карточки сотрудника по форме N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1).

Приказы по итогам аттестации

На основании решения, подготовленного аттестационной комиссией, руководитель издает приказ о мероприятиях по итогам аттестации.

Согласно приказу о мероприятиях по итогам аттестации необходимо подготовить приказы по каждому пункту: о переводах, поощрениях и других назначениях.

Сроки, в течение которых по итогам аттестации работодатель вправе принять решение о продолжении, изменении или прекращении трудовых отношений с работниками, Трудовым кодексом не установлены.

В п. 12 Постановления ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267 сказано, что принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия руководитель может в течение не более двух месяцев со дня аттестации. Если работника невозможно перевести на другую работу, руководитель организации может в тот же срок расторгнуть с ним трудовой договор.

Таким образом, по истечении двух месяцев перевод сотрудника на другую работу или его увольнение по результатам проведенной аттестации не допускается.

Все это должно быть подробно изложено в положении об аттестации персонала. Кроме того, в нем необходимо установить, с какого момента ведется отсчет срока, в течение которого руководитель может принимать решения по итогам аттестации.

Увольнение работника, не прошедшего аттестацию

Если работник признан не соответствующим занимаемой должности, руководитель фирмы может его уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но сначала сотруднику нужно предложить другую работу. Об этом говорится в ч. 3 ст. 81 ТК РФ. Работнику необходимо представить перечень всех имеющихся должностей, которые он может занять в соответствии со своей квалификацией.

Если сотрудник отказался от предложенных вакансий, он может на самом предложении написать "От предложенной работы отказываюсь" или подать заявление на имя руководителя организации.

Если работник отказался от предложенных вакансий или в организации не было подходящих вакансий, его увольняют. Но у организации обязательно должны быть соответствующие доказательства (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Оформление увольнения по итогам аттестации

Если работника увольняют по итогам аттестации, руководитель должен издать приказ по форме N Т-8 (N Т-8а), утвержденной Постановлением N 1.

Приказ следует составить в одном экземпляре. После того как документ подпишет руководитель, с ним под роспись нужно ознакомить сотрудника.

Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении: "Уволен в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации" (п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Аттестация персонала: за и против

Аттестация персонала имеет и свои негативные стороны. Так, частые (ежегодные или чаще) аттестации демотивируют персонал, направляя усилия сотрудников исключительно на выполнение установленных нормативов. В результате игнорируется все то, за что "оценки" не ставят. Для работника на первый план выходит не успех организации в целом, а личный результат. В коллективе возникает излишне высокий уровень конкуренции между сотрудниками и регулярно вспыхивают межличностные конфликты.

Большинство специалистов справедливо полагают, что аттестация - один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Аттестация позволяет:

  • определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) - без этого аттестация не имеет смысла;
  • провести диагностику персонала;
  • выявить "болевые точки";
  • определить ценность сотрудников не только для подразделения/группы, но и для организации;
  • обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений.

Обязательна ли аттестация?

Законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников: ни в Трудовом кодексе, ни в ином нормативно-правовом акте общеотраслевого и обязательного характера не установлено, что любой работодатель должен периодически проверять профессиональную пригодность своих работников.

Только для некоторых работодателей, осуществляющих отдельные виды деятельности, аттестация персонала в соответствии со специальными федеральными законами и нормативно-правовыми актами является обязательной. Так, согласно ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях определения соответствия служащего занимаемой должности один раз в три года проводится аттестация государственных служащих. Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих ряда федеральных органов исполнительной власти устанавливаются отдельными федеральными законами, а государственных служащих органов государственной власти субъектов РФ - законами субъектов РФ.

Обязательность аттестации также установлена специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности. Это:

  • работники, осуществляющие деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
  • работники, чья деятельность связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования;
  • работники, ответственные за обеспечение безопасности судоходства;
  • работники опасных производственных объектов;
  • работники, работающие на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;
  • авиационный персонал;
  • работники, выполняющие работы с источниками ионизирующего излучения;
  • работники библиотек;
  • персонал объектов космической инфраструктуры;
  • педагогические и руководящие работники образовательных учреждений и др.

В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия.

В остальных же случаях, когда законодательство не обязывает работодателя проводить аттестацию своих работников, последняя является делом добровольным. При этом нужно отметить, что нормативно-правовых препятствий для введения аттестации персонала в организации как таковых нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, - это закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в положении об аттестации персонала организации.

Работники, подлежащие аттестации

В локальном положении об аттестации персонала в первую очередь должно определяться, какой персонал подлежит аттестации.

Согласно сложившейся практике аттестация на предмет установления соответствия работников занимаемым должностям, их профессиональной пригодности проводится в отношении такой группы работников, как служащие. Под служащими в теории управления персоналом и экономики труда понимается социальная группа работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим) трудом, как правило осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации.

Рабочие - социальная группа работников, занятых преимущественно физическим трудом, заключающимся в создании материального продукта, а также в техническом и производственном обеспечении деятельности организации, - указанной аттестации не подлежат.

Какие именно категории служащих - руководители, специалисты или технические исполнители - должны проходить аттестацию, решает служба персонала. Так, в ряде организаций в персонал, подлежащий аттестации, не включаются технические исполнители.

В локальном положении об аттестации персонала должны быть четко определены категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации.

С юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации:

  • работников, проработавших в занимаемой должности менее одного года;
  • беременных женщин.

Работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, включены в группу исключений по той причине, что они не имеют надлежащего опыта, а следовательно, выводы об их деловых качествах сложно признать объективными.

Беременные женщины исключены по понятной причине, а также, даже если будет установлено их несоответствие занимаемой должности, они все равно не могут быть уволены на основании ст. 261 ТК РФ.

В Постановлении ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267 предусматривается еще одно ограничение: не подлежат аттестации женщины, имеющие детей в возрасте до одного года. В более поздних нормативно-правовых актах ограничение в отношении женщин, имеющих детей, сформулировано по-иному: аттестации не подлежат женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска. Будет правильно не включать эту категорию в локальный перечень работников, подлежащих аттестации, так как, во-первых, за время отпуска по уходу за ребенком работник может потерять квалификацию и разумным сроком на ее восстановление является один год, а во-вторых, установление несоответствия занимаемой должности все равно не позволит прекратить с работницей трудовые отношения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Приведенный перечень категорий работников, не подлежащих аттестации, может быть расширен в локальном положении об аттестации персонала. Так, с целью оптимизации аттестации в него могут быть включены:

  • работники, работающие на условиях внутреннего совместительства;
  • работники, с которыми заключены срочные трудовые договоры сроком до одного-двух лет;
  • работники, которые прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку в течение года с момента окончания повышения квалификации или переподготовки;
  • работники, назначенные на должность по конкурсу в течение одного года с момента назначения, и др.

Еще одна категория работников, на которую нужно обратить внимание, - молодые специалисты. Она предусмотрена тем же Постановлением ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267, однако с уточнением, что молодые специалисты не подлежат аттестации в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебного заведения. Поскольку такой практики сейчас почти нет, вопрос об аттестации вчерашних студентов решается работодателем по своему усмотрению.

Постановление ГКНТ и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267 не предусматривает разработку локальных актов об аттестации, но содержит указания о необходимости издания приказов: о сроках и графике проведения аттестации, назначении аттестационной комиссии, разработке мероприятий по выполнению рекомендаций аттестационных комиссий и др.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: