Каким нормативно правовым актом регламентируется режим труда и отдыха при мап

Обновлено: 15.05.2024

ЕВРОПЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ от 1июля 1970 г.

Конвенция о дорожном движении Вена, 8.11.1968г. (с поправками от 1 мая 1971 г.)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ

ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ.

Принят Государственной Думой 2 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 9-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ,

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от

22 сентября 1999 г. N 1079 О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 495).

Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272

О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок

(с изменениями от 2 февраля 2000 г., 14 декабря 2006 г., 2 августа 2007 г., 26 июня 2008 г.)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3

августа 1996 г. N 922 О ПОВЫШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУГОРОДНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 7

июля 1998 г. N 86 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ

от 20 августа 2004 г. N 15 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ.

§ 8.3. Режим труда и отдыха водителей на международных перевозках

На территории многих стран ко всем международным автомобильным перевозкам, совершаемым автотранспортными средствами, разрешенный максимальный вес которых превышает 3,5 тонны, применяется "Европейское Соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки" (ЕСТР). Основные положения ЕСТР:

8.3.1. Продолжительность управления. Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до 10 часов.

Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух недель не должна превышать 90 часов.

8.3.2. Перерывы. После непрерывного управления автотранспортным средством в течение 4,5 часов водитель должен сделать перерыв не менее, чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределяемыми в течение периода управления так, чтобы в сумме они составляли не менее 45 минут.

В течение этих перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы

8.3.3. Продолжительность отдыха. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до 9 часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему представляется соответствующий отдых в качестве компенсации.

В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее 8 часов подряд.

В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не мене, чем до 12 часов.

Если в течение каждых 30 часов автотранспортным средством управляли два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха продолжительностью не менее 8 часов подряд.

Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и это автотранспортное средство находится на стоянке.

В тех случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме, он должен располагать спальным местом и его ежедневный отдых может прерываться не более одного раза. Этот перерыв не должен превышать 1 часа до погрузки или после выгрузки. При этом таможенные формальности включаются вв операции по погрузке или выгрузке, а прерываемый ежедневный период отдыха увеличивается на 2 часа.

В течение каждой рабочей недели (с 00.00 часов понедельника до 24.00 часов воскресенья) водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте прописки транспортного средства или в месте прописки водителя или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха в течение трех недель.

Еженедельный отдых может быть отложен до конца шестого дня после шести ежедневных периодов управления автотранспортным средством, если общая продолжительность управления в течение этих дней не превышает максимального времени, соответствующего шести ежедневным периодам управления.

В случае поломки или неисправности тахографа каждый член экипажа автотранспортного средства должен вносить от руки в регистрационный листок, с использованием соответствующих графических обозначений, сведения о его производственной деятельности и периодах отдыха.

В том случае, когда члены экипажа находятся вне автотранспортного средства и не могут использовать тахограф, они должны вносить от руки в регистрационный листок сведения об их деятельности и отдыхе.

Члены экипажа должны всегда иметь при себе регистрационные листки за текущую неделю и за последний день предыдущей недели, во время которого они управляли автотранспортным средством и предъявлять их для проверки контролерам.

8.3.5. Требования к конструкции тахографа. Тахограф должен включать в себя:

а) Приборы, показывающие пройденное расстояние (счетчик пробега), скорость (спидометр), время (часы):

- Счетчик пробега: минимальная цена деления шкалы счетчика пробега должна составлять 0,1 км, цифры на шкале счетчика пробега должны быть четко различными и их размер по высоте должен составлять не менее 4 мм.

- Указатель скорости: в пределах диапазона измерения шкала скорости должна быть равномерно градуирована на деления по 1,2,5 и 10 километров в час. Цена деления шкалы скорости (расстояние между двумя соседними делениями) не должна превышать 10% от максимальной скорости, указанной на шкале; длина каждого промежутка шкалы, соответствующего разнице в 10 км/час, должна быть не менее 10 миллиметров.

б) Приборы, записывающие пробег, скорость, периоды времени. - Запись пробега: каждый километр пробега должен быть отражен на записи в виде отклонения линий по крайней мере на 1 миллиметр.

- Запись скорости: каждое изменение скорости на 10 км/час должно отражаться на записи в виде отклонения линии не менее чем на 1,5 миллиметра.

- Запись периодов времени: разные периоды времени должны отличаться друг от друга толщиной соответствующих следов записи.

Механизм часов должен быть расположен внутри корпуса, содержащего регистрационный листок. Каждое вскрытие этого корпуса должно автоматически отмечаться на регистрационном листке.

в) Закрывающее устройство. Корпус, в котором расположены регистрационные листки, должен быть оборудован замком. Для отпирания-запирания замка каждое контрольное устройство комплектуется двумя ключами для его водителей.

г) Устройство, записывающее на регистрационном листке каждое вскрытие корпуса, в котором находится листок.

Пломбировке подлежат следующие элементы: табличка с данными об установке, электрические соединения между тахографом и автотранспортным средством, датчик пути/скорости и его подключение, части корпуса тахографа. В чрезвычайных случаях могут быть сняты некоторые пломбы. В каждом отдельном случае нарушения этих пломб должно составляться письменное заявление, в котором указываются причины снятия пломб.

Периодические инспекции тахографов должны проводиться не реже одного раза в два года, а также при замене колес.

Режим труда и отдыха водителей автобуса

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Данный нормативный документ утверждает положение о требованиях к режиму работы водителей различных видов транспорта, включая автобусы. Конкретные правила в данном вопросе зависят от следующих факторов:

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени;

• смены в зависимости от ее длительности;

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОФОРМЛЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2. Норма рабочих часов в учетном периоде.

3. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

/img/plugs/kr/5.jpg

Ра­бо­чее время – это время, в те­че­ние ко­то­ро­го ра­бот­ник дол­жен ис­пол­нять свои тру­до­вые обя­зан­но­сти в со­от­вет­ствии с пра­ви­ла­ми внут­рен­не­го тру­до­во­го рас­по­ряд­ка (далее – ПВТР) и усло­ви­я­ми тру­до­во­го до­го­во­ра. Также в ра­бо­чее время могут вхо­дить иные пе­ри­о­ды вре­ме­ни, ко­то­рые прямо от­не­се­ны к ра­бо­че­му вре­ме­ни нор­ма­ми са­мо­го ТК, иными фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми и иными нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми (ст. 91 ТК РФ). Так, к при­ме­ру, во время труда вхо­дят пе­ре­ры­вы для обо­гре­ва и от­ды­ха для со­труд­ни­ков, ра­бо­та­ю­щих в хо­лод­ное время года на от­кры­том воз­ду­хе (ст. 109 ТК РФ).

Также по до­го­во­рен­но­сти ра­бот­ни­ку может быть уста­нов­ле­но непол­ное ра­бо­чее время. При­чем неко­то­рым ка­те­го­ри­ям непол­ное время уста­нав­ли­ва­ет­ся в обя­за­тель­ном по­ряд­ке по прось­бе са­мо­го ра­бот­ни­ка (на­при­мер, бе­ре­мен­ным жен­щи­нам, од­но­му из ро­ди­те­лей ре­бен­ка в воз­расте до 14 лет и т.д.) (ст. 93 ТК РФ).

Режим рабочего времени и времени отдыха

Режим ра­бо­че­го вре­ме­ни уста­нав­ли­ва­ет­ся ра­бо­то­да­те­лем. Ра­бо­то­да­тель дол­жен уста­но­вить режим ра­бо­че­го вре­ме­ни, ко­то­рый преду­смат­ри­ва­ет:

– про­дол­жи­тель­ность ра­бо­чей неде­ли (пя­ти­днев­ка, ше­сти­днев­ка, вы­ход­ные по сколь­зя­ще­му гра­фи­ку, непол­ная ра­бо­чая неде­ля);

– про­дол­жи­тель­ность еже­днев­ной ра­бо­ты (смены);

– время на­ча­ла и окон­ча­ния ра­бо­ты;

– время пе­ре­ры­вов в ра­бо­те;

– число смен в сутки;

– че­ре­до­ва­ние ра­бо­чих и нера­бо­чих дней.

Трудовой договор: рабочее время и время отдыха

Все вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные ком­по­нен­ты ре­жи­ма ра­бо­че­го вре­ме­ни про­пи­сы­ва­ют­ся в ПВТР или кол­лек­тив­ном до­го­во­ре. А если время труда и от­ды­ха у ко­го-ли­бо из ра­бот­ни­ков от­ли­ча­ют­ся от об­ще­уста­нов­лен­ных, то они уста­нав­ли­ва­ют­ся в тру­до­вом до­го­во­ре с этим ра­бот­ни­ком (ст. 100 ТК РФ).

Понятие и виды времени отдыха

Те­перь по­го­во­рим о вре­ме­ни от­ды­ха по ТК РФ. По­ня­тие вре­ме­ни от­ды­ха при­ве­де­но в ст. 106 Тру­до­во­го ко­дек­са. Время от­ды­ха – это время, когда ра­бот­ник сво­бо­ден от ис­пол­не­ния тру­до­вых обя­зан­но­стей. Это время ра­бот­ник может ис­поль­зо­вать по сво­е­му усмот­ре­нию (ст. 106 ТК РФ).

Виды времени отдыха

К видам вре­ме­ни от­ды­ха от­но­сят­ся (ст. 107 ТК РФ):

– пе­ре­ры­вы в те­че­ние ра­бо­че­го дня (смены);

– еже­днев­ный (меж­ду­смен­ный) отдых;

– вы­ход­ные дни (еже­не­дель­ный непре­рыв­ный отдых);

– нера­бо­чие празд­нич­ные дни;

Рас­ска­жем о неко­то­рых видах вре­ме­ни от­ды­ха по ТК РФ по­по­дроб­нее.

Перерывы в рабочее время

Пе­ре­ры­вы в те­че­ние ра­бо­че­го дня (смены) услов­но можно раз­де­лить на два вида (ст. 109 ТК РФ):

• не вклю­ча­е­мые в ра­бо­чее время. Это пе­ре­ры­вы для от­ды­ха и пи­та­ния;

• вклю­ча­е­мые в ра­бо­чее время. Это пе­ре­ры­вы, обу­слов­лен­ные тех­но­ло­ги­ей и ор­га­ни­за­ци­ей про­из­вод­ства и труда.

Выходные дни
И для пя­ти­днев­ной ра­бо­чей неде­ли, и для ше­сти­днев­ной общим вы­ход­ным днем яв­ля­ет­ся вос­кре­се­нье. Вто­рой вы­ход­ной при пя­ти­днев­ке ра­бо­то­да­тель опре­де­ля­ет сам кол­лек­тив­ным до­го­во­ром или ПВТР. Как пра­ви­ло, вы­ход­ные предо­став­ля­ют­ся под­ряд, то есть время от­ды­ха это суб­бо­та-вос­кре­се­нье или вос­кре­се­нье-по­не­дель­ник (ст. 111 ТК РФ).

Нерабочие праздничные дни

Тру­до­вой ко­декс опре­де­ля­ет несколь­ко дней в году, ко­то­рые при­зна­ют­ся фе­де­раль­ны­ми празд­ни­ка­ми и в ко­то­рые по об­ще­му пра­ви­лу ра­бо­тать за­пре­ще­но (ст. 112, 113 ТК РФ). Это, в част­но­сти, Но­во­год­ние ка­ни­ку­лы, Рож­де­ство Хри­сто­во, День за­щит­ни­ка Оте­че­ства.

Отпуска

Всем ра­бот­ни­кам га­ран­ти­ро­ва­ны еже­год­ные опла­чи­ва­е­мые от­пус­ка. За время от­пус­ка дол­жен вы­пла­чи­вать­ся сред­ний за­ра­бо­ток (ст. 114 ТК РФ).

В общем слу­чае еже­год­ный ос­нов­ной опла­чи­ва­е­мый от­пуск со­став­ля­ет 28 ка­лен­дар­ных дней (то есть 4 неде­ли). Но неко­то­рым ра­бот­ни­кам по­ло­жен удли­нен­ный ос­нов­ной от­пуск (более 28 ка­лен­дар­ных дней), на­при­мер, несо­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам или пе­да­го­ги­че­ским ра­бот­ни­кам (ст. 115 ТК РФ).

А от­дель­ным ра­бот­ни­кам предо­став­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные опла­чи­ва­е­мые от­пус­ка, на­при­мер ра­бот­ни­кам, за­ня­тым на вред­ных и опас­ных ра­бо­тах, ра­бот­ни­кам с ненор­ми­ро­ван­ным ра­бо­чим днем и со­труд­ни­кам, ра­бо­та­ю­щим в рай­о­нах Край­не­го Се­ве­ра (ст. 116 ТК РФ).

Рабочее время по ТК

Рабочее время – это время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) и условиями трудового договора. Также в рабочее время могут входить иные периоды времени, которые прямо отнесены к рабочему времени нормами самого ТК, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ( ст. 91 ТК РФ ). Так, к примеру, во время труда входят перерывы для обогрева и отдыха для сотрудников, работающих в холодное время года на открытом воздухе ( ст. 109 ТК РФ ).

Также по договоренности работнику может быть установлено неполное рабочее время. Причем некоторым категориям неполное время устанавливается в обязательном порядке по просьбе самого работника (например, беременным женщинам, одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет и т.д.) ( ст. 93 ТК РФ ).

Режим рабочего времени и времени отдыха

Режим рабочего времени устанавливается работодателем. Работодатель должен установить режим рабочего времени, который предусматривает:

· продолжительность рабочей недели (пятидневка, шестидневка, выходные по скользящему графику, неполная рабочая неделя);

· продолжительность ежедневной работы (смены);

· время начала и окончания работы;

· время перерывов в работе;

· число смен в сутки;

· чередование рабочих и нерабочих дней.

Трудовой договор: рабочее время и время отдыха

Все вышеперечисленные компоненты режима рабочего времени прописываются в ПВТР или коллективном договоре. А если время труда и отдыха у кого-либо из работников отличаются от общеустановленных, то они устанавливаются в трудовом договоре с этим работником ( ст. 100 ТК РФ ).

Понятие и виды времени отдыха

Теперь поговорим о времени отдыха по ТК РФ. Понятие времени отдыха приведено в ст. 106 Трудового кодекса. Время отдыха – это время, когда работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Это время работник может использовать по своему усмотрению ( ст. 106 ТК РФ ).

Виды времени отдыха

К видам времени отдыха относятся ( ст. 107 ТК РФ ):

· перерывы в течение рабочего дня (смены);

· выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Подробно о нем мы рассказали в отдельной консультации ;

· нерабочие праздничные дни;

Расскажем о некоторых видах времени отдыха по ТК РФ поподробнее.

Перерывы в рабочее время

Перерывы в течение рабочего дня (смены) условно можно разделить на два вида ( ст. 109 ТК РФ ):

· не включаемые в рабочее время. Это перерывы для отдыха и питания. Читайте о них здесь ;

· включаемые в рабочее время. Это перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда. Читайте о них в отдельной консультации .

Выходные дни

И для пятидневной рабочей недели, и для шестидневной общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной при пятидневке работодатель определяет сам коллективным договором или ПВТР. Как правило, выходные предоставляются подряд, то есть время отдыха это суббота-воскресенье или воскресенье-понедельник ( ст. 111 ТК РФ ).

Нерабочие праздничные дни

Трудовой кодекс определяет несколько дней в году, которые признаются федеральными праздниками и в которые по общему правилу работать запрещено ( ст. 112, 113 ТК РФ ). Это, в частности, Новогодние каникулы, Рождество Христово, День защитника Отечества.

Отпуска

Всем работникам гарантированы ежегодные оплачиваемые отпуска. За время отпуска должен выплачиваться средний заработок ( ст. 114 ТК РФ ).

В общем случае ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней (то есть 4 недели). Но некоторым работникам положен удлиненный основной отпуск (более 28 календарных дней), например, несовершеннолетним работникам или педагогическим работникам ( ст. 115 ТК РФ ).

А отдельным работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска, например работникам, занятым на вредных и опасных работах, работникам с ненормированным рабочим днем и сотрудникам, работающим в районах Крайнего Севера ( ст. 116 ТК РФ ).

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Читайте также: