Какие знания востребованы педагогической профессией

Обновлено: 19.05.2024

Есть ли необходимость в том, чтобы учитель находился в одном помещении с учеником во время занятий? При хорошо организованной трансляции с отличным качеством звука и высоким разрешением ничего из рассказа преподавателя не потеряется. Онлайн-обучение и смешанное обучение набирают обороты уже сегодня.

Таким образом, представление о необходимости физического присутствия в классе обусловлено только устоявшейся традицией. Исключение могут составить разве что спортивный тренер или преподаватель балетной школы, которым нужно помогать ученику с правильной осанкой и позицией. А вот для разбора ошибок в примерах, объяснения физических законов или демонстрации опытов достаточно виртуального присутствия — тем более, что не у всех есть возможность провести опыт с реактивами дома.

Онлайн-курсы, цифровые ресурсы, сервисы и приложения, онлайн-конференции, вебинары и личные виртуальные уроки в режиме реального времени — вот инструментарий виртуального образования, который будет развиваться и совершенствоваться.

Новая профессия: куратор онлайн-платформы
Составляет онлайн-курсы для удаленного обучения, адаптируя требования конкретных дисциплин к онлайн-среде, администрирует работу платформы, решает коммуникационные проблемы между учителем и учеником.

Благодаря обилию информации в сети фокус педагогического внимания смещается с фактологии на методологию

Интернет — огромный и постоянно обновляющийся учебник, который всегда окажется актуальнее самой новой книги, выпущенной в типографии. Проблема в том, что без маяков и навигационных карт мы можем просто утонуть в море информации.

Знание не уникально, не может быть кем-то монополизировано и никому не принадлежит. Сегодняшний школьник вполне способен почерпнуть знания по всем предметам из открытых источников. Если он читает материалы в сети и смотрит видеокурсы, путешествие по страницам учебника вместе с учителем только дублирует информацию и тратит время обоих. Зато учитель может помочь сформировать критерии поиска, научить отделять зёрна от плевел и предложить эффективный метод освоения материала.


Кроме всего прочего, информация, которая встречается ученику во время поисков, может быть не только недостоверной, но и вредоносной — здесь возникает запрос поддержание безопасности психики и техники.

Новая профессия: инструктор по интернет-серфингу
Формирует критическое и логическое мышление, помогает отделить важное от неважного, объясняет, каким ресурсам можно доверять, а каким нет, учит медиаграмотности и сетевой безопасности.

Новая профессия: веб-психолог
Понимает особенности сетевой среды и интернет-социализации детей и подростков, помогает в преодолении таких проблем, как интернет-травля, кибербуллинг и столкновение с травмирующим контентом.

Часто первоклассник понятия не имеет, что должен принадлежать к одной из этих категорий. Но сегодняшняя школа ему объясняет — как правило, прививая неприятие к той или иной области знания, так что другая оказывается выбранной по остаточному принципу. То, что естественно-научные предметы вызывают у конкретного человека больше интереса, чем гуманитарные, не значит, что о вторых нужно забыть. Скорее, речь может идти о том, чтобы использовать дисциплины и подходы, вызывающие живой отклик, в качестве инструмента для освоения всего остального.


Задача личного куратора — разобраться в чужих потребностях и талантах и поддерживать ученика, следя за его прогрессом. Для этого не обязательно быть преподавателем всех дисциплин сразу. Нужно видеть картину в целом и иметь общее представление об учебном материале. От такого специалиста требуется на протяжении долгого периода сопровождать образовательный маршрут, участвовать в формировании образовательной программы, помогать с определением перспективные для ученика направления и рекомендовать область карьерного развития.

Новая профессия: междисциплинарный тьютор
Курирует персональную траекторию ученика, участвует в решении частных образовательных проблем, коммуницирует с составителем индивидуального плана и учителями-предметниками.

Сегодня школьный учитель концентрируется на своем предмете, не особенно задумываясь о прочих. Примерно такой же является ситуация в высшем образовании. Тем не менее, во многих зарубежных и некоторых отечественных вузах студенты могут выбрать набор дисциплин, самостоятельно рассчитать соотношение часов и составить себе программу.


Позволять ребёнку концентрироваться на интересном — не то же самое, что разбаловать. Источник: moviezine.se

Новая профессия: разработчик образовательных траекторий
Создает образовательные маршруты, составляет индивидуальные планы, выступает стратегом, работая в содружестве с тьютором-тактиком.


Иногда оказывается, что для того, чтобы запомнить количество информации, которое кажется нереальным, нужны только регулярные тренировки, понимание общих принципов работы памяти и знание методик, например, интервального повторения . Также существуют мозговые тренажёры — Lumosity , Elevate , NeuroNation . Это приложения и сервисы, предназначенные для развития скорости, интеллекта и концентрации.

Впрочем, исследователи нейротехнологий скептически относятся к сервисам для брейн-фитнеса, которые существуют сейчас. Упражнения по развитию реакции, внимания и скорости мышления применяются человечеством уже сотни лет. Однако практика целенаправленного улучшения когнитивных функций в школе пока что тоже массированно не применялась.

Есть основания предполагать, что через несколько десятилетий в почёте будут развитие когнитивных способностей, устного счёта и скорости чтения, технологии запоминания и изучение интеллектуальной производительности. Вооружившись специальными устройствами и программами, специалист по брейн-фитнесу будет помогать ученикам прокачивать способности мозга.

Новые профессии: брейн-тренер
Учит достижению концентрации и продуктивности, проводит упражнения для мозга, дает образовательно-психологические рекомендации, работает с нейроинтерфейсами.

Новые профессии: лайфстайл-тренер
Физрук будущего, чьи компетенции не заканчиваются спортзалом — составляет план тренировок, проверяет показатели носимых гаджетов, дает рекомендации по питанию и сну, курирует регулярные зарядки.

Игровые технологии мотивируют на обучение, привносят дух соревновательности и дают освоить конкретные навыки

Благодаря играм ученики с большим интересом осваивают новые области знания и получают возможность моделировать и испытывать на себе разные ситуации. Это помогает определиться с профессиональными склонностями и интересами. Игры, позволяющие создавать сложные структуры, помогают развитию креативности, а кооперативные, социальные и бизнес-игры способствуют коллективному решению задач и развитию эмоционального интеллекта.

Видеоигры обладают очевидными преимуществами , в образовании уже сейчас используются инструменты, связанные с геймингом и высокими технологиями? а в дальнейшем эта тенденция будет только развиваться. Некоторое перегревание темы и критика после первых восторгов вызвали к жизни более серьёзный, системный подход к геймификации — вместе с пониманием, что игры представляют собой инструмент образования, а не замену учёбе.


Возможно, рано или поздно все учебники превратятся в игровые среды . Что же до ролевых социальных игр и живых квестов, то заниматься этим прямо сейчас на массовом уровне мешает только отсутствие традиции. Это означает, что кто-то должен заниматься разработкой и внедрением образовательных игр, виртуальных симуляторов, игровых онлайн-миров, создавать сценарии событий и кейсов, задавать условия, вести учеников по игре и давать им советы в качестве NPC (неигрового персонажа).

Новая профессия: техник образовательных игровых сред
Занимается разработкой, тестированием и внедрением образовательных игр онлайн, в дополненной и виртуальной реальности.

Новая профессия: игротехник/игромастер
Сценарист игр, адаптирует учебную программу к сценарию и механикам, превращая её в историю с интересными заданиями и достойными целями для игроков.

Когда единственным стимулом решать задачу является то, что её проверят, это слабая мотивация. Однако если построить учебный план так, чтобы решение задач было необходимо для конкретных целей, не сделать этого станет невозможно по механике. Задания выполняются, а знания усваиваются, когда служат условием для дальнейшего движения. С этой точки зрения ориентированность на практику — полезный тренд.

В связи с этим станут востребованы специалисты, которые имеют опыт реализации успешных некоммерческих и коммерческих проектов, в разработке которых использовался материал конкретных дисциплин. Акценты при этом расставляются так, что изучение теории поддерживает практику.


В связи с этим станут востребованы специалисты, которые имеют опыт реализации успешных некоммерческих и коммерческих проектов, в разработке которых использовался материал конкретных дисциплин. Акценты при этом расставляются так, что изучение теории поддерживает практику.

Новая профессия: специалист по проектам
Помогает создавать проекты, связанные с конкретными техническими, экономическими, социальными, природоохранными и прочими разработками учащихся.


Итак, образование будущего вскоре сможет победить ряд ограничений — например, расстояние. С онлайн-курсами и вебинарами учиться у преподавателей из разных частей страны или мира не составит труда.

Симуляторы, тренажеры и видеоигры рано или поздно вытеснят привычные средства. Опасаться тут нечего, но также важно понимать, что технологии являются только инструментом учебного процесса, а не его заменой . Чем больше вокруг нас роботов и компьютеров, тем больше отвественности, креативности и системности мышления требуется от специалистов — иначе они не будут конкурентоспособны.

Развитие технологий неизбежно вдохнёт новую жизнь в физкультуру, причём занятиями в зале будет не отделаться. Забота о физическом здоровье станет комплексной, тесно переплетаясь с практиками по повышению когнитивной продуктивности и психологического комфорта.

Так выглядят прогнозы в области сферы образования, основанные на том, какие тренды сегодня выходят на первый план. Может показаться, что всё это сюжеты для фантастических романов , однако будущее в стиле sci-fi уже наступает.

Учитель – это специалист, деятельность которого направлена на обучение и воспитание будущих поколений. Он умеет не просто рассказать информацию, а донести ее до слушателя таким образом, чтобы тот ее запомнил, понял и научился применять в жизни.

История

История профессии учителя уходит далеко в древность. С появлением первых навыков возникли и учителя. Они не выделялись в отдельную профессию, но владея навыками, передавали их следующим поколениям. Благодаря учителям мы не только сохранили старые навыки, но и смогли освоить новые.

Впервые упоминание об учителях звучит у Конфуция. Он говорил, что основной задачей данного специалиста является умение открыть новые знания ученику. С течением времени профессия развивалась. Уже в Древней Греции появлялись первые школы, места, где читались лекции для взрослых людей. Развитие педагогики продолжалось и в средние века. Несмотря на запреты и преследования, передача знаний и опыта процветала в церквях. Монахи преподавали религиозные учения.

В наши дни профессия учителя не слишком высоко оплачиваема, но зато популярна и высоко востребована. Учителей уважают и ценят их труд. Ведь именно они дарят нам и нашим детям возможность получения знаний, которые помогут карьере в будущем.

Описание

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

  • Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.
  • Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.
  • Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.
  • Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.
  • Для учителя младших классов особое внимание играет умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога младших классов важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.
  • Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.
  • Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Все это и даже больше входит в представление о профессии учителя. Это тяжелый психологический, умственный и физический труд, который необходим человечеству.

На каких специальностях учиться

Наставление учителей

Вы можете выбрать как специализированную отрасль знания, в программе которой есть курс педагогики, так и специфическую специальность:

  • педагогическое образование;
  • учитель младших классов;
  • хореографическое искусство;
  • педагогика дополнительного образования.

Все эти специальности дают право работать учителем или преподавателем. Также такую возможность имеют выпускники других специальностей, если в курс обучения входила педагогика.

Где учиться

Для того чтобы стать учителем, можно закончить любое высшее учебное заведение или педагогический колледж России. Наиболее популярными считаются:

  • РГПУ А.И. Герцена;
  • ЯГПУ К.Д. Ушинского;
  • МПГУ.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Труд учителя предполагает постоянный контакт с достаточно большим количеством людей. В список ежедневных обязанностей входят:

  • Образовательный процесс. Учитель, прежде чем начать урок, готовится к нему, вычитывая информацию и восполняя свой багаж знаний.
  • Ведение уроков и лекций. Учитель – это актер, который выступает перед аудиторией, донося до своих учеников информацию. Чем более открыто и понятно он это сделает, тем больше отложится в головах подопечных.
  • Постановка заданий для самостоятельной работы.
  • Оценка трудов учеников. Это один из самых сложных с психологической точки зрения моментов, особенно если вы работаете с детьми. Малышей часто обижают плохие оценки. Они воспринимают их как личное оскорбление.
  • Рутинная проверка тетрадей и контрольных работ. Это оценка уровня знаний, которая является обязательной и быстро выявляет слабые места каждого ученика. В дальнейшем именно на них и делает упор учитель.
  • Психологическая работа, направленная на проведение бесед с учениками и их родителями. Причин бывает много: плохое поведение, недостаточный уровень знаний или похвала.
  • Организация и проведение родительских собраний.
  • Организация и сопровождение детей в туристических поездках.

Спектр обязанностей учителя может увеличиваться. Зависит это от места его работы и специфики деятельности.

Кому подходит данная профессия

В классе на уроке

Главным качеством каждого учителя является терпеливость. Именно умение сдерживать себя приносит данному специалисту успех. Также учитель должен быть добрым и лояльным к ученикам. Все любят похвалу. Дети – не исключение. Получив желаемое, они отблагодарят вас хорошим поведением и стремлением к знаниям.

Высокий уровень внимания. Учитель должен одновременно концентрироваться на задании и на том, как его выполняют дети.

Учитель должен обладать отменной памятью. Хороший педагог знает своих учеников по именам и фамилиям. Также он всегда свободно и легко излагает учебный материал.

Любой учитель – это прирожденный оратор. Грамотная, четкая дикция – гарантия того, что ученики запомнят сказанное вами.

Справедливость и беспристрастность. Данные качества должны присутствовать. Дети тонко подмечают отношение и отражают ваши эмоции, перенаправляя их на вас.

Востребованность

Профессия учителя всегда была и будет востребованной. Каждое новое поколение нуждается в получении базовых и узкоспециализированных знаний. Именно учитель помогает осуществить желаемое.

Учителя нужны как в государственных учреждениях, так и в частных коммерческих школах.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок учителей напрямую зависит от места их работы. В среднем по территории Российской Федерации учителя получают 12-45 тысяч рублей в месяц. Учителя частных школ могут заработать и больше. Все зависит от нагрузки и количества дополнительных платных занятий.

Легко ли устроиться на работу

На работу устроиться несложно. Довольно часто молодых специалистов забирают те учебные заведения, в которых они проходили практику.

Как обычно строится карьера

Карьера учителя строится по простой схеме. Проявив себя на должности педагога, вы получаете возможность вырасти до заведующего учебной частью или завуча. Получив данную должность, в перспективе, вы можете занять пост директора.

Учитель в университете развивается по той же схеме, только с другими названиями. Сначала он может претендовать на должность декана, а затем и на пост ректора.

В частных учебных заведениях все немного сложнее. В большинстве своем учителя открывают ИП и занимаются частными уроками.

Перспективы профессии

Карьерный рост в профессии учителя весьма перспективный. Перед вами много возможностей. Проблема в то, что они редко появляются. Ведь должность ректора или директора мало кто хочет покинуть добровольно.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия учитель подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения


Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия учитель подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Учитель - довольно интересная профессия. Его задача - обучать учеников новым знаниям. Проверять домашние задания. И делать все для того, чтобы дети с каждым днем становились умнее.

Мы расскажем о профессии учитель. Рассмотрим ее особенности. А также то, как освоить специальность.

О профессии


Быть учителем довольно непросто. Специалисту необходимо быть сконцентрированным на своем деле 24/7. Во время выполнения работы он довольно сильно напрягается. А еще, должен уделять внимание ряду процессов. Так, учителю необходимо:

  1. Планировать то, как он будет преподносить материал. После того, как педагог возвращается домой с работы, он садится за написание планов-конспектов уроков на следующий день. Во время процесса подготавливает различные материалы. Для того, чтобы информацию можно было изложить максимально понятно и просто.
  2. Обладать навыками психологии. Они помогут учителю найти подход к детям. Учитывайте, что все учителя должны быть хорошими психоаналитиками. Им нужно понимать, почему дети поступили определенным образом. И уметь быстро принимать разнообразные воспитательные решения. Которые смогут обернуть в свою пользу.
  3. Уметь красиво и громко говорить. Речь должна быть поставленной. Только в этом случае учитель сможет добиваться от учеников желаемого. Если речь поставлена не будет, то преподавателю будет сложно донести до учеников что-либо. Поскольку они попросту не захотят его слушать.
  4. Идеально знать свой предмет. Уметь отвечать на вопросы детей без учебника. Если учитель плохо знает свой предмет, то и учеников обучить ему он не сможет.
  5. Уметь ладить с людьми. По большей части - с учениками. Причем, абсолютно не важно, какого они возраста. Взрослые или маленькие. Важно лишь то, умеет ли учитель с ними ладить.
  6. Вести научную деятельность. Учитель должен постоянно совершенствоваться и улучшать свои знания в определенной области. Чтобы обрести новые знания. И иметь возможность развиваться в этом направлении дальше.
  7. Быть справедливым. Дети любят учителей, которые относятся к каждому ученику по совести. Поступают по отношению к ним справедливо. Никогда никого не наказывают просто так. Если тинейджер будет учитывать это правило, то отлично поладит с классом. Его будут отлично воспринимать в качестве учителя.

Тинейджер должен хотеть стать учителем. Это - настоящее призвание. Освоить профессию и начать работать по ней без первоначального энтузиазма не получится. Если тинейджеру быть учителем не хочется, то он никогда таковым и не станет. Поскольку эта профессия ему будет неинтересна.

На какую специальность поступать?

Для профессии учитель созданы отдельные специальности. Чтобы тинейджер освоил ее, отправьте его поступать на:

  • Педагогического образование.
  • Хореографию.
  • Учителя младших классов.
  • Педагогику доп. образования.

При этом, чтобы стать учителем, не обязательно заканчивать высшее учебное заведение. Можно поступить в колледж. Однако, в этом случае преподавать можно будет только исключительно в младших классах. Заканчивая же вуз, у подростка появится возможность работать в старшей школе. Или даже в самом университете, в котором он получил диплом.

Где получать профессию?


Чтобы стать преподавателем, тинейджер может поступить в любой колледж или университет вашей страны. В региональных центрах и крупных городах наверняка есть соответствующие учреждения. Рекомендуем выбирать те из них, в которых дают сильные знания. Поскольку, чтобы достойно зарабатывать, педагог должен иметь хорошие навыки.

Обязанности педагога

Когда тинейджер пойдет работать учителем, ему предстоит много общаться с разными людьми. Начиная от детей, заканчивая их родителями и другими учителями. Обязанности у педагогов - следующие:

  1. Подготовка к урокам. Как мы уже говорили ранее, на проведении занятий для детей рабочий день учителя не заканчивается. Ему предстоит тратить еще несколько часов на подготовку уроков вечером.
  2. Организация уроков. Это основная обязанность учителя. Его задача - проводить лекции перед аудиторией. Делать это нужно так, чтобы информация доходила до нее максимально просто и четко. Важно говорить максимально открыто и понятно. Чтобы дети легче восприняли информацию и запомнили ее.
  3. Формирование домашних заданий для детей. Таких, чтобы они не были слишком простыми, но и чересчур сложными. В противном случае, это негативно повлияет на моральный настрой детей.
  4. Справедливое выставление оценок. Учитель в обязательном порядке должен хорошо оценивать старания учеников. Он должен делать это максимально справедливо. Чтобы не убить у ученика желание учиться. И развиваться в определенном направлении.
  5. Регулярная проверка различных тетрадей и работ. Во время этого тинейджеру необходимо в обязательном порядке проверять различные задания. Выставлять за них оценки. Работа довольно кропотливая. И рутинная. Нравится далеко не всем.
  6. Психологическое воздействие на учеников. Каким бы хорошим учитель не был, дети все равно будут пытаться срывать ему уроки. Чтобы этого не происходило, специалисту в обязательном порядке нужно уметь психологически воздействовать на них. Находить правильные слова, чтобы успокоить. Совершать различные действия, чтобы предотвратить дальнейшее негативное поведение и так далее.
  7. Ведение своего класса. Учителю предстоит организовывать целый коллектив. Ругать его в том случае, если кто-то из учеников допускает определенную ошибку.
  8. Организация родительских собраний. Постановка проблемы. Общение с родителями. И многое другое.

Количество обязанностей преподавателя может расти. Все зависит от того места, в котором он работает. И должности, которую занимает.

Для кого подойдет профессия?


Учителем могут стать подростки, которые:

  1. Обладают терпеливостью. Специалист должен уметь сдерживать свои эмоции. Только в этом случае он сможет добиться от учеников желаемого. Сделает так, что они комфортно себя будут чувствовать на уроке.
  2. Являются добрыми. Учитель - это работа с детьми. Специалист в обязательном порядке должен быть добрым. Для того, чтобы дети чувствовали это. И лучше его воспринимали.
  3. Являются внимательными. К детям нужно проявлять участие. Только в этом случае они будут воспринимать учителя, как хорошего друга.
  4. Имеют отличную память. Педагог должен уметь запоминать всех своих подопечных. Знать, как их зовут. Какую фамилию они имеют. И так далее. Это необходимо для того, чтобы ученики знали: их уважают. И поэтому знают, как зовут каждого. А еще, отличная память нужна для того, чтобы запоминать важную информацию по предмету. И чтобы легко доносить ее на уроках. Не подглядывая, при этом, в учебник.
  5. Имеют отличную дикцию. Если у человека плохая дикция, то работать учителем он не сможет. Дети просто не будут иметь возможности его воспринимать. Преподаватель должен говорить грамотно. Четко проговаривать каждое слово. Только в этом случае у тинейджера будет возможность доносить что-либо до аудитории. Так, чтобы она понимала, о чем идет речь. И с легкостью воспринимала информацию.

Насколько востребована профессия?

Учителя всегда являются востребованными специалистами. В школах вашего города всегда проводится набор педагогов. Ваша задача - всего лишь поискать информацию об этом.

При этом, педагогов нанимают не только в государственные школы. Но и в частные. Если попасть в учреждение подобного типа, то можно претендовать на очень высокую заработную плату. Вплоть до нескольких тысяч долларов в месяц.

Уровень зарплаты


Уровень заработной платы у всех учителей разный. Все зависит от того, где работает человек. В школе какого типа. А также от того, насколько крупный город.

В России преподаватели получают, в среднем, от пятнадцати до сорока пяти тысяч рублей. В крупных городах ставка будет, конечно, больше. Это зависит по большей части от нагрузки. От того, сколько часов в год будет работать преподаватель.

Заключение

Профессия учитель - довольно интересная. Если тинейджер не смыслит жизни без обучения детей, то пусть выбирает эту специальность. Она позволит ему развиваться в любимом направлении. И нести знания в массы.

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Работу в данной сфере нельзя назвать простой, но это один из самых социально важных и благодарных видов деятельности. Зарплата невысокая, особенно на первых годах стажа, но гарантированная. Бумажной волокиты много, зато немало и живого общения с самыми яркими представителями нашего общества, детьми.

Одним словом, в этой важной, всегда нужной и увлекательной профессии есть много плюсов и минусов. Но как решить, стоит ли поступать на учителя? Нужно, прежде всего, разобраться с тем, что он делает, и какие перспективы ему открываются на профессиональном поле.

Профессия учитель: все, что нужно знать

Сразу стоит оговориться: речь о глобальной учительской работе без разделения на педагога и учителя. Поскольку в первую профессию традиционно вкладывается более широкий смысл. Педагог — это и тренер, и воспитатель детского сада, и репетитор, и преподаватель, например, танцев. Учителя же, согласно общему определению, работают только в школе — становятся первыми наставниками для младших классов или так называемыми предметниками (ведут дисциплины в школах, лицеях, колледжах, техникумах ).

Учитель в глобальном смысле — это человек с высшим образованием, который занимается педагогической деятельностью. То есть обучает детей и подростков, воспитывает, занимается социальной адаптацией своих подопечных. Такой специалист не только передает знания, но и учит детей учиться, что крайне важно.

Основной пул обязанностей:

  • планирование учебной программы;
  • объяснение нового материала;
  • контроль усвоения знаний;
  • консультации учащихся и их родителей по образовательным техникам, приемам, способам разбора сложных материалов, домашней учебной работе, подбору книг и методичек;
  • проверка учебных работ;
  • классное руководство;
  • оценка творческого потенциала детей и помощь в его раскрытии;
  • формирование системы ценностей и качественной личности учеников;
  • развитие интереса к своему предмету или обучению в целом (крайне важная функция);
  • объяснение социальных, политических, природных и других явлений окружающего мира подопечным;
  • разработка и внедрение эффективных образовательных программ;
  • анализ индивидуальных особенностей детей с целью подбора для них наиболее эффективных методик учебы;
  • оформление текущей документации — от отчетов по освоению программ до классных журналов, ведомостей и других документов (работы с бумагами примерно столько же, сколько с детьми, это нужно понимать).

Список можно продолжать с учетом специализации, занимаемой должности и других особенностей работы. В плане обязанностей это одна из самых наполненных профессий.

Специализации

Педагогическая деятельность включает много направлений. Наиболее востребованные специализации для будущих педагогов:


Важные личные качества будущего педагога

Главное качество, без которого практически невозможно состояться в профессии, — любовь к общению с детьми. В этом плане учительство — это действительно призвание, а стремление общаться с маленькими членами социума становится почти потребностью.


Где можно работать

Выбор мест для трудоустройства очень велик. Это одна из тех профессий, которые будут востребованы всегда и везде. Сразу после выпуска из вуза (или еще до получения диплома в рамках практики) можно работать:

  • в общеобразовательной школе;
  • детском саду;
  • собственном вузе (функции методиста, отличная возможность совмещать работу, практику и учебу);
  • социальных организациях;
  • колледжах;
  • частных образовательных заведениях;
  • образовательных центрах;
  • фрилансе (частная практика репетиторства);
  • Российской академии образования;
  • правоохранительных органах (колонии, приемники-распределители).

В будущем педагог может трудоустроиться в госаппарат (разработка методических пособий, утверждение регламентов), найти себя в научной сфере, заняться исследовательской деятельностью в области педагогики.


Перспективы карьерного роста

Как правило, в рамках данного профессионального направления речь ведется о вертикальной карьере — росте от штатного учителя до завуча или даже директора школы. И такой рост вполне вероятен, если специалист действительно увлечен своим делом.

Кроме того, он может совмещать несколько направлений деятельности одновременно — вести занятия в колледже, репетиторствовать или заниматься тренерской деятельностью, вести лекции на курсах в различных центрах, готовить детей к ЕГЭ. Перспективы на самом деле блестящие: наряду с должностями завуча, педагог может претендовать на место в райотделе народного образования или городском управлении образования. Есть все условия для открытия собственного обучающего центра.

Зарплата

По состоянию на начало 2021 года средняя зарплата учителей по России составляет 35 тыс. рублей. Диапазон доходов педагогов в Москве — от 20 до 70 тыс. в месяц. В регионах — от 15 до 75 тыс. Как правило, наибольшее влияние на доходность представителя профессии оказывает его специализация и стаж.

Тот же тренер физической культуры может зарабатывать от 22 до 55 тыс. Учитель младших классов получает от 25 тыс. рублей в общеобразовательной школе до 40−60 тыс. в частном учебном заведении.


Преимущества и недостатки профессии

Сами представители профессии выделяют такие плюсы:

  • творчество;
  • возможности постоянного роста;
  • перспективы совмещения нескольких направлений (на основном месте это часто неполный рабочий день);
  • радость от успехов своих подопечных;
  • долгий отпуск (свободное лето);
  • возможности подработки;
  • большая востребованность;
  • постоянный заряд оптимизма и молодости от общения с юными поколениями.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Читайте также: