Какие зарплаты в росимуществе

Обновлено: 25.06.2024

— Алексей Николаевич, как вы можете оценить минувший год? Что он принес нового, чем отметился?

— Я думаю, что чего-то кардинально нового он не принес. Развивались тенденции, которые начались в прошлом году. Еще больше вырос спрос на неквалифицированный труд. И стоимость этого труда тоже увеличилась, чего в общем никто не ожидал. Но это случилось, и за всем этим очень любопытно наблюдать, поскольку еще года три-четыре тому назад и вплоть до начала пандемии все рассуждали о том, что неквалифицированных людей некуда будет девать, ведь производства роботизируются и вот-вот возникнет ситуация, когда придется что-то делать с огромной армией безработных. Но пандемия показала, что все эти прогнозы безосновательны и они не оправдались. Рынок впитал огромное количество работников и требует еще для каких-то новых сфер — разносчиков, курьеров, людей, которые работают с каршеринговыми сервисами. Каршеринговые машины нужно собирать, обслуживать, отвозить на стоянки, заправлять — все это требует большого количества сотрудников с не очень высокой квалификацией, но за них идет жесткая конкурентная борьба. В результате зарплата курьера в Москве сейчас стала сопоставима с оплатой труда начинающих программистов, чего вообще никто не мог предположить и представить себе даже в страшном сне. Средний программист, конечно, получает сильно больше курьера, но то, что начинающий специалист этой профессии будет получать столько же, а то порой и меньше, конечно, было за пределами всяких прогнозов.

— Какие профессии стали наиболее, а какие наименее востребованы в 2021-м и каков ваш прогноз в этом плане на год наступающий?

— На рынке труда всегда наиболее востребовано то, что самое массовое. Сейчас это курьеры, водители такси, коммунальщики и так далее. Ничего здесь не поменялось. С другой стороны, очень нужен младший медицинский персонал, медсестры. Нельзя сказать, что они неквалифицированная рабочая сила, но это люди массовой профессии. В медицину, конечно, пришло много денег, что повысило привлекательность данной сферы деятельности. Но ковидная история продолжается, и потребность в медперсонале всех уровней не сокращается, а растет. Поэтому люди там очень нужны. Соответственно, зарплаты в этой отрасли растут. В особенности в регионах, потому что крупные центры типа Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода на ковидной волне высосали медицинский персонал из своих же окружающих регионов и в маленьких городах ничего не осталось. В крупных городах больше бюджеты, лучше отношение в больницах, и люди вахтовым методом предпочитают ехать туда работать. Из того же Арзамаса в Нижний.

— А что с редкими профессиями, они не потеряли своей востребованности? И какие наиболее популярны из этого перечня?

— Как вы относитесь к идее всеобщего QR-кодирования населения страны и как эти ограничительные меры отразятся на рынке труда, да и вообще на людях?

— То есть к заботе о здоровье граждан это все не имеет отношения?

— С одной стороны, все так. Но с другой — у нас дичайшая инфляция и запугивание всех новыми штаммами коронавируса. Поэтому предприниматели очень хорошо видят, что концы с концами перестают сходиться. Грубо говоря, если компания в сфере услуг жила на рентабельности 10–15 процентов в год, то она уходит в минус.

— И много у нас сейчас таких компаний?

— В отдельных секторах почти все. Экономика у нас вроде как восстановилась, но одновременно выросла огромная инфляционная нагрузка. Инфляция увеличивается по разным причинам. В мире очень многие цепочки поставок порушены, где-то что-то из-за ковида вообще не произвели или в недостаточных количествах. Напечатано огромное число денег. Мы деньги аккуратно печатали, а Америка и Европа за два года напечатала больше, чем за предыдущие 20 лет. В общем, очень много разных историй наложено друга на друга, все они оказывают инфляционное давление на мировую экономику, и нас это все тоже задевает. В итоге всем вроде как нужно повышать цены, потому что растут затраты, а повышать невозможно, потому что у людей доходы не увеличиваются с той скоростью, с которой растет инфляция. И это все оптимизма бизнесу, конечно, не добавляет.

— А в первом полугодии наступающего года как будет с оптимизмом, который ослабевает? Ведь, исходя из него, и планы долгосрочные строятся.

— Опять же исследователи из ВШЭ пишут о деформационном сжатии на отдельных рынках труда. Что это за рынки?

— Что с рынками труда в регионах? Есть какие-то особенности?

Прежде не раз говорили о том, что лет через 15–20 мир превратится в 600 больших городов, а все остальное умрет. То есть Москва станет простираться до Нижнего Новгорода, Владивосток и Петропавловск-Камчатский сольются, Красноярск и Новосибирск тоже, а вокруг будет пустота. Ни одной деревни не останется, как и места для таких городов, как Ковров или Арзамас. Они просто вымрут полностью. А сейчас у этих малых городов возник шанс на новую жизнь, и не только в России. Там появились деньги, компетенции, люди туда вернулись, какая-то сфера услуг родилась, и они начинают ее развивать, делать бизнес. В общем, любопытная история.

— Насколько сильно пострадал или деформировался рынок труда в РТ или там все хорошо и сбалансировано?

— Татарстан вообще у нас один из самых передовых регионов и лучше всех управляемый. Поэтому если у нас на данный момент может быть что-то хорошо, то и в РТ — хорошо.

Что касается деформаций, то в Татарстане, с одной стороны, то же самое, что и во всей остальной стране, а с другой (поскольку там достаточно жесткое управление — в хорошем смысле, неплохой менеджмент и амбиции быть первыми в стране) — в республике все вполне себе достойно. Если сравнивать с остальной страной.

— У нас весь год твердили о том, чтобы препятствовать отъезду людей из регионов, в особенности с востока страны. А Шойгу даже предложил построить несколько новых городов на Дальнем Востоке. Но кто там будет жить, какую продукцию станут выпускать эти люди?

— Зачем он так сказал, я не знаю. Есть у нас, например, Норильск — развитый город. Но он должен умереть. Зачем там жить? Там тяжелейшие погодные и природные условия. Все роботизируется, и всех оттуда вывезут. Во всяком случае планы такие (в настоящее время численность населения Норильска составляет 181 830 человек, и с 2016 года наблюдается ее рост — прим. ред.).

— То есть одних будут вывозить, а других завозить — в Сибирь и на Дальний Восток?

— Ну хорошо, в Сибири — новые города. Зачем? Если там какие-то важные экономические объекты, то их эксплуатация станет осуществляться вахтовым методом и все там будет автоматизировано и роботизировано. Зачем там жить на постоянной основе? Лето там очень короткое, зима бесконечно длинная. Какие цели преследует экстрим проживания там на постоянной основе? И кто там будет жить, какие люди? Мы же вообще не знаем, сколько у нас людей. Перепись у нас была проведена только что, и лишь ленивый не прошелся по ней. Это худшая и самая плохо организованная перепись за всю историю наблюдения социологами и статистиками. Все результаты, которые мы получим, будут полным и абсолютным фейком.

— Да, ко мне, например, никто не приходил. Никакие переписчики.

Одна из тяжелых особенностей нашего рынка труда заключается в том, что ни у кого, кто должен принимать какие-то разумные решения по этому рынку на государственном уровне, никакой правдивой информации на данный счет нет. Вменяемого сбора ее нет. Минтруд занимается тем, что касается трудовых ресурсов, всякой фигней. И, конечно, это проблема, потому что мы не знаем, сколько и какие у нас есть трудовые ресурсы. Не понимаем, сколько физически у нас трудится мигрантов на территории Российской Федерации. То ли 10 миллионов, то ли 20, а может, вообще 30. Мы не знаем, сколько у нас трудоспособного населения. Есть некая история о том, что у нас порядка 76 миллионов экономически активных граждан. А может, их уже 30 миллионов или 90? Скорее всего, данные о населении России завышены. Но завышены они на 20 процентов или на 40, мы не знаем.

— В минувшем году на разных мероприятиях высокого уровня много говорилось о так называемой трудовой интеграции стран – участниц Единого экономического пространства. То есть о полном уравнивании их статусов, прав, зарплат, пенсий и так далее. Но по факту получится явный дисбаланс, потому что в 90 процентах случаев работники из всех стран-участниц едут в Россию и только примерно в 10 процентах — в обратном направлении. Причем эти 10 процентов практически сплошь айтишники, инженеры-конструкторы и топ-менеджеры, с которыми и без такой уравниловки персонально договариваются о высоких бонусах, соцпакетах и прочем. А трудовые мигранты к нам и так косяком прут. Зачем это нужно России?

— Пропорции не те. Реально это 999 999 на одного. Так что да, эта пропорция явно не в нашу пользу. Но у нас есть государственная политика на замещение трудовых ресурсов, которых как бы не хватает, рабами из-за рубежа. Давайте называть вещи своими именами. У нас сейчас идет работорговля, как раньше. Кто торговал с арабами африканскими рабами, чтобы арабы продавали их американцам? Торговали сами африканцы. Местные корольки и вожди продавали своих крестьян арабам, чтобы те продавали их американцам. Хорошее дело, доходное, прибыльное, а крестьяне еще народятся.

То же самое у нас происходит сейчас — только на современном уровне. В Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане местные баи продают своих крестьян для работы в Москву и имеют с этого деньги. Подобное проще и дешевле, чем развивать что-то у себя на территории. Они понимают. До тех пор пока можно это все использовать, оно будет использовано. Когда недавно вице-мэр Москвы по строительству сказал, что будем менять мигрантов на отечественных рабочих и специалистов и повышать за счет этого производительность труда, я был сильно удивлен. Потом то же самое сказал Сергей Собянин. Я ни одному слову не верю, но поаплодирую. Производительность труда поднимать надо, поскольку во многих отраслях она действительно очень низкая. Мы делаем слишком много бесполезной работы. Классический пример — постоянное перекладывание плитки на московских улицах, про которое уже масса анекдотов ходит. Но это продолжают делать по 4 раза в год. Понятно, что технология, которая для такого используется, неприемлема для наших широт. Как только дождь, мороз — плитку сразу выпирает, и, как ты ни старайся качественно ее уложить, все-рано долго она лежать не будет. Поэтому если не перекладывать по 4 раза в год плитку на Тверском бульваре, то сразу куча народа высвободится. У нас огромное количество людей, которые вообще ничем не занимаются. Сейчас, в пандемию, их стало еще больше. К примеру, у входа в супермаркет стоят юноша с девушкой, которые меряют температуру входящим. Десятки тысяч людей занимаются бессмысленной работой.

— Здесь много разных историй, в которых нужно очень тщательно разбираться. Если брать среднюю зарплату на стройке в Москве для не очень квалифицированного рабочего, то это будет примерно 90 тысяч рублей. Курьер примерно столько же зарабатывает. Но ему при этом не нужно сутками на морозе в бетоне тонуть. Ему дают чаевые, говорят спасибо и палкой по башке не бьют за каждый брак. Соответственно, огромное число людей со строек разбежались в курьеры. И теперь с зарплаты в 90 тысяч у курьера идти обратно на стройку за 120 тысяч они не хотят, потому что работать за 90 курьером — это лучше, чем за 120 на стройке.

— А вы согласны с утверждением господина Биниаминова, что мигранты более трудолюбивы, чем россияне?

— Вообще, кому и зачем нужно распространять стереотипы и клише о том, что мигрант — это некий полудикий, малограмотный человек из нецивилизованных мест (с гор и из степей), а россиянин либо бездельник и пьяница, либо зажравшийся мажор-интеллигент? Судя по соцсетям, эти стереотипы очень живы и ярки и, исходя из них, люди воспринимают друг друга, взаимно презирают и порой априори ненавидят. Опять же во многом благодаря им все чаще происходят стычки и избиения россиян.

— Избиения и стычки — нормальная история, и подобных будет все больше. Посмотрите на опыт Европы. Они же завезли к себе слишком много схожей рабочей силы. Многие из мигрантов потом привезли в ЕС свои семьи. Но эти люди в массе своей не интегрируются и не собираются. Когда немцы завозили турок в Германию, они думали, что турки будут строить великую Германию для немцев, а турки в Германии строили великую Турцию для себя.

— Есть очень разные предприятия. Среди них какие-то, безусловно, очень старые, еще советские. Что-то там внедрили, какие-то станки поставили, но не внедрили современный менеджмент. Поэтому модернизация чего-то полумертвого — бессмысленная история. А где-то совершенно осмысленно строятся новые предприятия. Там практически нет места для рабочих. Они высокотехнологичные, и это изначально предусмотрено проектом предприятия. Одновременно есть что-то, что доживает свой век, и из него вытягивают, выжимают последнее, что еще можно выжать. Это часто какие-то старые собственники, которым все на халяву досталось, местные полубандиты и не пойми что. А есть современные истории. Их пока не большинство, но все больше и больше.

— Да, там могучий корпоративный дух. По утрам все, начиная от главы компании и до последней уборщицы, поют гимн солнцу. Корпорация — это семья, которая всегда и во всем придет тебе на помощь.

— Да, это вопрос организации труда. А то, что снизу вверх информация не проходит, так она у нас нигде не проходит. Разве она у нас в правительстве проходит? Почему тогда наше правительство ничего не знает о рынке труда? И не хочет знать, что самое интересное.

— Почему за последние годы мы не видели ни одной крупной забастовки? Люди везде и всем довольны?

— А что даст забастовка? Если нет забастовок, значит, люди не верят, что таким способом можно чего-то реального добиться. И у них почти нет альтернатив. То есть, если ты бастуешь, тебя же могут уволить, и куда ты пойдешь? Куда ты устроишься? Если есть хорошая альтернатива, тогда зачем вообще нужна забастовка? Не проще ли просто уйти в лучшую альтернативу? Потому забастовка — это такая странная история. При наличии Superjob зачем бастовать? У нас же рыночная экономика. Не нравится работа, люди и условия труда — пришел на Superjob и устроился туда, где лучше, и все.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области приглашает студентов магистратуры и выпускников для прохождения государственной гражданской службы в Управлении (Москва, Гиляровского, д.31, стр.1). Контакты и описание позиций в различных подразделениях ниже.

Вакансии в Росимуществе МО

Вакансии в следующих подразделениях:
- Отдел реализации арестованного, конфискованного и иного имущества,
- Отдел правового обеспечения, государственного заказа и оценки,
- Отдел делопроизводства и материально-технического обеспечения,
- Отдел приватизации и управления ФГУП/АО,
- Отдел управления земельным фондом (Юрист в сфере земельных отношений),
- Отдел управления имуществом государственной казны и размещения ФОИВ,
- Отдел реестра и информационно-аналитического обеспечения.

· занесение данных по арестованному, конфискованному имуществу в АС ПИБИ;

· ведение реестра (таблиц) заходящих уведомлений по арестованному и конфискованному имуществу;

· учет (внесение данных в таблицу Excel) поступившего имущества, обращенного в собственность государства;

· контроль исполнения обязательств специализированными организациями по государственным контрактам (в том числе выезды на места);

· реализации древесины и высвобождаемого военного имущества.

Требования:
· гражданин Российской Федерации;

· наличие средне-специального либо высшего юридического образования - обязательно;

· грамотная деловая устная и письменная речь;

· уверенный пользователь MS Office, оргтехники.

• возможность совмещать работу с учебой (сокращение рабочего дня, учебные отпуска обсуждаются индивидуально);

• заработная плата 10-15 тыс. руб., квартальные премии;

• государственная гражданская служба (условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации);

• полная занятость, полный рабочий день, 5/2 с 09:00 до 18:00, пятница до 16:45 мин;

• обеденный перерыв – 45 мин;

• испытательный срок 3 месяца;

• возможность карьерного роста и профессионального развития;

• рабочее место м. Проспект Мира (2 мин пешком).

· участие в судебных разбирательствах в арбитражных судах и судах общей юрисдикции во всех инстанциях, подготовка претензий‚ исковых заявлений‚ апелляционных и кассационных жалоб‚ ходатайств‚ отзывов и иных документов правового характера;

· сопровождение дел о несостоятельности (банкротстве);

· самостоятельное ведение дел под контролем начальника отдела;

· подготовка и согласование проектов договоров (купля-продажа, аренда, безвозмездное пользование и др.) и распорядительных актов, ведение переписки по юридическим вопросам;

· представление интересов в государственных органах‚ учреждениях и организациях, ведение исполнительного производства.

Требования:
· гражданин Российской Федерации;

· наличие средне-специального либо высшего юридического образования - обязательно;

· знание гражданского права‚ земельного права, арбитражного процессуального права, гражданского процессуального права‚ законодательства о государственной гражданской службе;

· грамотная деловая устная и письменная речь;

· уверенный пользователь MS Office, умение работать с правовыми системами Гарант‚ Консультант +.

• возможность совмещать работу с учебой (сокращение рабочего дня, учебные отпуска обсуждаются индивидуально);

• заработная плата 10-15 тыс. руб., квартальные премии;

• государственная гражданская служба (условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации);

• полная занятость, полный рабочий день, 5/2 с 09:00 до 18:00, пятница до 16:45 мин;

• обеденный перерыв – 45 мин;

• испытательный срок 3 месяца;

• возможность карьерного роста и профессионального развития;

• рабочее место м. Проспект Мира (2 мин пешком).

• работа в базе электронного документооборота (СЭДО);

• регистрация исходящих, входящих, и внутренних документов, (служебные записки, ОРД);

• контроль исполнения документов и поручений;

• ведение реестра выдачи документов;

• рассылка документов адресатам;

• работа с оргтехникой.

Требования:
· гражданин Российской Федерации;

· наличие средне-специального либо высшего юридического образования - обязательно;
· знания основ делопроизводства и документооборота;

· грамотная деловая устная и письменная речь;

· уверенный пользователь MS Office, оргтехники.

• возможность совмещать работу с учебой (сокращение рабочего дня, учебные отпуска обсуждаются индивидуально);

• заработная плата 10-15 тыс. руб., квартальные премии;

• государственная гражданская служба (условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации);

• полная занятость, полный рабочий день, 5/2 с 09:00 до 18:00, пятница до 16:45 мин;

• обеденный перерыв – 45 мин;

• испытательный срок 3 месяца;

• возможность карьерного роста и профессионального развития;

• рабочее место м. Проспект Мира (2 мин пешком).

· рассмотрение писем по вопросам приватизации;

· подготовка справок, докладных записок;

· оформление доверенностей для регистрации права собственности Российской Федерации;

· осуществление функций представителя государства в органах управления акционерных обществах;

· контроль за перечисление средств в федеральный бюджет (дивиденды, часть чистой прибыли)

· списание федерального имущества

· подготовка проектов распоряжений, директив;

· мониторинг финансово-хозяйственной деятельность ГУП.

Требования:
· гражданин Российской Федерации;

· наличие средне-специального либо высшего юридического образования - обязательно;
· знания основ делопроизводства и документооборота;

· грамотная деловая устная и письменная речь;

· уверенный пользователь MS Office, оргтехники.

• возможность совмещать работу с учебой (сокращение рабочего дня, учебные отпуска обсуждаются индивидуально);

• заработная плата 10-15 тыс. руб., квартальные премии;

• государственная гражданская служба (условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации);

• полная занятость, полный рабочий день, 5/2 с 09:00 до 18:00, пятница до 16:45 мин;

• обеденный перерыв – 45 мин;

• испытательный срок 3 месяца;

• возможность карьерного роста и профессионального развития;

• рабочее место м. Проспект Мира (2 мин пешком).

· рассмотрение обращений по вопросам оформления земельных правоотношений (предоставление земельных участков, прекращение прав, образование земельных участков, согласование границ, сервитуты и пр.).

· подготовка и согласование проектов распоряжений, договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования в сфере земельных отношений.

· государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество;

· организация и проведение выездных проверок земельных участков.

· наличие средне-специального либо высшего юридического образования – обязательно;

· наличие опыта и навыков работы с компьютером: уверенное владение Excel, Word, почтовыми программами, браузерами, архиваторами;

· дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, пунктуальность, коммуникабельность.

• возможность совмещать работу с учебой (сокращение рабочего дня, учебные отпуска обсуждаются индивидуально);

• перспектива перехода в юридический отдел;

• заработная плата 10-15 тыс. руб., квартальные премии;

• государственная гражданская служба (условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации);

• полная занятость, полный рабочий день, 5/2 с 09:00 до 18:00, пятница до 16:45 мин;

• обеденный перерыв – 45 мин;

• испытательный срок 3 месяца;

• возможность карьерного роста и профессионального развития;

• рабочее место м. Проспект Мира (2 мин пешком).

• регистрация права собственности Российской Федерации в Управлении Федеральной службы государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и его Территориальных отделах;

• осуществление в установленном законодательством порядке действия по передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций имущества религиозного назначения;

• выдача доверенностей на представление интересов Территориального управления в Управлении Федеральной службы государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и его Территориальных отделах.

Требования:
· гражданин Российской Федерации;

· наличие средне-специального либо высшего юридического образования - обязательно;

· грамотная деловая устная и письменная речь;

· уверенный пользователь MS Office, оргтехники.

• возможность совмещать работу с учебой (сокращение рабочего дня, учебные отпуска обсуждаются индивидуально);

• заработная плата 10-15 тыс. руб., квартальные премии;

• государственная гражданская служба (условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации);

• полная занятость, полный рабочий день, 5/2 с 09:00 до 18:00, пятница до 16:45 мин;

• обеденный перерыв – 45 мин;

• испытательный срок 3 месяца;

• возможность карьерного роста и профессионального развития;

• рабочее место м. Проспект Мира (2 мин пешком).

· внесение сведений в реестр федерального имущества и представление информации из него;

· проведение экспертизы пакетов документов, представленных заявителями, на предмет их полноты и соответствия требованиям действующего законодательства по вопросам внесения в реестр;

· формирование карт сведений об объектах учета и правообладателях.

Требования:
· гражданин Российской Федерации;

· наличие средне-специального либо высшего юридического образования - обязательно;

· знать Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (ред. от 30.05.2016) "О совершенствовании учета федерального имущества" и административный регламент по выдаче выписок;

· грамотная деловая устная и письменная речь;

· уверенный пользователь MS Office, оргтехники.

• возможность совмещать работу с учебой (сокращение рабочего дня, учебные отпуска обсуждаются индивидуально);

• заработная плата 10-15 тыс. руб., квартальные премии;

• государственная гражданская служба (условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации);

• полная занятость, полный рабочий день, 5/2 с 09:00 до 18:00, пятница до 16:45 мин;



Зарплаты, карьера, льготы

Степень влияния ведомства на положение дел в стране почти всегда коррелирует с уровнем оплаты труда и престижностью службы в нем.

Большая ведомственная четверка состоит из министерства обороны, министерства экономического развития, министерства иностранных дел и министерства финансов. Уровень оплаты труда в них идентичен. В одном из этих министерств прохожу службу и я.

Нас часто критикуют за высокие зарплаты, но реальность несколько иная. Оклад зависит от важности министерства, стажа работы, классного чина, должности, наличия доступа к гостайне и особых условий труда.

Новички в министерствах большой четверки (бывшие студенты топовых вузов или те, кого перетянули из подведомственных организаций) зарабатывают порядка 60 тысяч рублей в месяц. Начальники отделов получают порядка 140 тысяч, директора департаментов — около 400 тысяч, а также служебный автомобиль с водителем. Проблесковый маячок положен лишь министру.

При этом любые возможности стороннего заработка исключены (кроме преподавательской деятельности и публикаций). В итоге добрая половина персонала важнейших министерств получает меньше, чем менеджеры среднего звена. А ведь от этих людей зависят правила игры на различных рынках и множество других вещей.

Возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю

пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих

Любой сотрудник министерств из большой четверки в будущем мечтает, пусть и с понижением, попасть в аппарат правительства или администрацию президента. Зарплаты там вдвое выше, к тому же есть шанс стать министром или вице-губернатором какого-нибудь региона. Устроиться туда — дело нескольких лет упорной работы.

В остальных 18 министерствах зарплаты еще ниже. Исполнители получают 30 тысяч рублей, начальники отделов — 60 тысяч, директора департаментов — 150 тысяч. В федеральных службах и агентствах оклады ниже на 25–30 %. Там получают копейки, но и требования к квалификации ниже. Проблема с низкими зарплатами в государственных органах обсуждается давно, возможно, после выборов их наконец повысят.

За каждый год работы мы получаем дополнительный день отпуска. Если тебе повезло и в трудовом договоре закреплен ненормированный рабочий день, еще три дня. Фактически же ненормированный рабочий день — у всех. Работы всегда больше, чем людей: приходится засиживаться допоздна без каких-либо стимулирующих выплат или поблажек.

Сотрудники боятся уходить надолго в отпуск, потому что за это время копится большой объем работы с горящими сроками. Часто люди уходят со службы с парой сотней дней неиспользованного отпуска, за который получают соответствующие отпускные.

Льготы в последнее время практически упразднили, максимум, на что можно рассчитывать, — скидка в ведомственной поликлинике. Можно получить единовременную помощь на покупку жилья, но эта опция доступна в основном руководству.

Многие молодые и амбициозные сотрудники министерств прекрасно понимают, что за их навыки в частных компаниях заплатят двойную цену, а за полезные контакты — тройную. И чтобы поддерживать в себе мотивацию на работу за меньшие деньги, есть один трюк. Госслужащие наведываются на собеседования в крупные корпорации, где после интервью получают высокооплачиваемый оффер, и… отклоняют его. Это позволяет понять, что рынок ценит тебя и в любой момент можно соскочить. Но не сегодня.


Прием на госслужбу

Есть несколько основных способов попасть на госслужбу:

Практически у каждого ведомства есть свой опорный вуз, преподаватели из которого хорошо знакомы с сотрудниками министерств. Госслужащие получают там свои степени кандидатов наук и публикуют научные работы. У Минпромторга это Бауманка. У Минфина — Финансовый университет. У Минюста — МГЮА. Но это неформальные контакты, они нигде не афишируются. Узнать об этом можно от преподавателей, с которыми у вас добрые отношения. Они могут рекомендовать вас на практику. Профильные кафедры тоже часто сотрудничают с конкретными департаментами. Бывает, что связь очевидна, как в случае МИДа и МГИМО, Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийской академии внешней торговли), но там и конкурс на одно практикантское место в разы выше.

Попав на практику, необходимо соблюдать несколько простых правил: интересоваться работой отдела, даже если вы никогда не слышали о нем раньше, точно исполнять поручения и соблюдать субординацию. Вероятность, что вы попадете в департамент вашей мечты, ничтожно мала, поэтому довольствуйтесь тем, что есть, и учитесь работать в полном соответствии с нормативкой и словом руководителя. Прежде чем попасть на работу в большую ведомственную четверку, я прошел три практики в разных министерствах. Самая важная — преддипломная. Очень важно пройти преддипломку в нужном вам ведомстве. Именно на ней к вам присматривается начальник отдела, и именно после нее можно получить предложение о включении в кадровый резерв. После тестирования кандидат из кадрового резерва получает приглашение занять первую освободившуюся и подходящую ставку. Министерствам это позволяет не проводить трудозатратные конкурсы на замещение вакантной должности и иметь в активе людей, которые в случае чего готовы выйти на работу.

Не так давно появились две стажерские программы для привлечения молодых специалистов: от Минпромторга и от правительства Москвы. Это действенные способы попасть в ведомства тем, кто никаким боком к ним не относится и не имеет там знакомых. При отборе не смотрят на технические навыки и оценивают лишь коммуникативные. Прокачивайте их и подавайте заявки, но помните, что на одно место порой претендует более 40 человек. А само попадание на программу еще не гарантирует оффера.

Многое на госслужбе делается по знакомству. Ничего противозаконного: просто посещайте деловые мероприятия, участвуйте в проектах, старайтесь попасть в различные консультативные структуры, которые создаются при ведомствах. Подписывайтесь на наш канал и другие отраслевые ресурсы, где мы можем подыскивать себе коллег. Ну и возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих. Будете в курсе существующих проблем, и о вас могут вспомнить в подходящий момент.

Закон обязывает меня упомянуть об этом механизме пополнения кадрового состава. На сайтах большинства министерств вы найдете соответствующую вкладку и даже несколько отрытых конкурсов. Подвох в том, что там большой конкурс (до 50 человек на место), который всегда выигрывается действующим сотрудником, замещавшим до этого декретную ставку. Дело в том, что человек, проработавший в ведомстве два года, знает о вакантной должности и об этом министерстве все. Обойти его в равном состязании практически невозможно. А таких сотрудников больше, чем вы думаете.


Образование

Карьерный рост

Карьера сотрудника находится в руках директора департамента. Фактически мы работаем не в конкретных министерствах, а в конкретных департаментах. В зависимости от департамента может варьироваться оплата труда, скорость продвижения и даже график работы. Работа с другими департаментами подчиняется тем же правилам, что и работа с другими ведомствами.

Кадровый состав департамента практически полностью формируется под директора. Меняется он — меняются все его замы и примерно 40 % начальников отделов. Лишь низовые исполнители остаются на своем месте, а самые лояльные и перспективные из них перетягиваются директором на новое место.

Вот и получается, что собственный долгосрочный карьерный трек всегда надо формировать с оглядкой на директора и на перспективы его повышения до замминистра. В среднесрочной перспективе ценится инициативность, способность к обучению, исполнительность и дисциплина.

Но самые быстрые карьеры всегда строятся на переходе из одного ведомства в другое. Начинают в большой ведомственной четверке, потом с повышением до начальника отдела уходят в другое, менее оплачиваемое ведомство. Там быстро растут из-за низкого качества персонала и либо остаются, либо переходят на региональную госслужбу, либо возвращаются в четверку, но уже на руководящую позицию.

Кто-то выбирает линейную модель: годами работает в выбранном ведомстве и сам формирует ситуацию, при которой его назначение становится желаемым всеми. Стратегия тут заключается в том, чтобы потихоньку завязывать на себя решение всех сложных вопросов и знать нормативные документы на экспертном уровне. Обе схемы имеют право на жизнь, но для себя я выбрал линейную модель.

Отсутствие понятных правил карьерного роста и зависимость от руководства приводит к формированию закрытых клубов чиновников. Объединяясь в такие негласные группы, проще жить в условиях неопределенности, находить перспективные проекты и вакантные должности, решать задачи. Эдакая система свой-чужой.

Коррупция

Рабочий процесс

Вся работа делится на три больших блока:

Отчитываться приходится за каждое решение, за исполнение множества целевых программ, политик открытости и противодействия коррупции. Зачастую эти дела сваливают на одного исполнителя в отделе.

Это проверка показателей работы подведомственных организаций. Проверки практически всегда выездные, так что несколько недель гарантировано находишься вне рабочего места. Начальники отделов также участвуют в совещаниях, которые могут проходить в любой точке России. Многие рабочие вопросы решаются на местах возникновения. Бывают и протокольные вещи, когда предприятия приглашают должностных лиц.

Все остальное время отдел занимается проектами, согласованными с руководством департамента и министерства. И именно здесь есть задел для творчества, создания новых механизмов, оптимизации процессов. Никто не мешает привнести новое в работу своего отдела, а затем масштабировать результат.

У нас есть дресс-код, но он не сильно строже, чем в любой корпорации. Формы и отличительных знаков нет, а жаль. Многие бы поддержали такую инициативу. Время прихода строго не отслеживается, никаких систем контроля по карточкам нет. Все-таки за людей нас хотя бы немного, но считают. Понятия отгула у нас нет. По выходным в любом случае никто не работает, а задержки до глубокого вечера — это уже частности. Считается, что задерживается тот, кто достаточно амбициозен для повышения. Будешь уходить в шесть вечера при наличии текущих задач, никто ничего не скажет, но к определенной категории отнесут.

Можно сказать, что государственная служба — это скорее призвание, чем прагматичный выбор. Всегда можно найти место более высокооплачиваемое, менее требовательное к формальностям, с понятными кадровыми механизмами и меньшим контролем со стороны общества и СМИ. Но при разумном подходе госслужба окупает вложенные в нее силы, эмоции и время.

Решение правительства отложить на два года реформу денежной мотивации федеральных чиновников сэкономит бюджету почти 200 млрд руб., следует из проекта госбюджета. Реформа предполагает повышение постоянной части оклада госслужащих

Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.

Что предполагает реформа

По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.

Какие изменения предусмотрены в бюджете

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Сколько зарабатывают федеральные чиновники

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот). Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

Сергей Аксенов

Новые бояре и новые холопы путинской России: 500 тыс. зарплаты одним, и 50 тыс. другим



Зарплату до 550 тысяч рублей в месяц может получать ведущий специалист по работе с клиентами в агентстве недвижимости, 457 тысяч рублей — врач-терапевт на строительном объекте с перелетом из Москвы и 350 тысяч рублей — экономист ПЭО в финансово-инвестиционной компании. Таков ноябрьский топ вакансий с самыми высокими зарплатами в столице.

— Лидируют по зарплатам те, кому и положено: риэлторы, медики и экономисты с уникальными компетенциями, — говорит директор по стратегическим коммуникациям технологической группы компаний Rocket Humans Дмитрий Дригайло.

— Рынок недвижимости сейчас перегрет: растет стоимость жилья, интерес к покупке и аренде, даже вернулся в обиход кастинг квартиросъемщиков.

Медицина — все очевидно: на дворе сложнейшая пандемия, болеют везде, а когда речь идет о вахте, всегда предлагается зарплатная ставка, умноженная на два.

Ну а экономисты, имеющие опыт в оценке инвестпроектов и разработке финансовых моделей, по определению не могут стоить дешево. Квалифицированные специалисты, которые нужны бизнесу и стране, и которых на рынке недостаточно, и должны зарабатывать много.

— Госсектор, включая даже государственную медицину, публикует у нас свои вакансии, но мы стараемся эти данные не анализировать, так как там, как правило, недостаточно данных и делать выводы сложно. То, как они формулируют свои зарплатные предложения, не дает полного понимания картины.

Нам очевидно, что в этом вопросе в госсекторе происходят постоянные изменения, зависящие от того или иного распоряжения. Тогда люди получают доплаты или их снимают. Это может быть решение в целом по отрасли или внутреннее, или в региональном аспекте. За этим очень сложно уследить, если не быть внутри системы.

— Для себя они очевидны. Уверена, что у них есть вся статистика. Но из вакансии до конца непонятно, что предлагается. Но в итоге, они со своими кандидатами все-таки находят общий язык. Умеют объяснять, чего ждут. И те люди, которые знают преимущества работы в госсекторе, понимают эту систему, считывают эту информацию уже по названиям организаций.

По мнению экономиста Андрея Песоцкого, попытки правительства выровнять систему оплаты труда госслужащих даже по горизонтали — по регионам, удачными назвать нельзя.

— В такой большой и сложной стране, как Россия, наблюдается совершенно разный уровень оплаты труда, да и доходов в целом. Во-многом, он отличается от региона к региону. Большую роль в формировании зарплат на рынке труда в том или ином субъекте РФ играет уровень оплаты труда бюджетников, которая, исходя из майских указов Путина, рассчитывается, исходя из средней по региону. Получается замкнутый круг: работники бюджетной сферы имеют оплату труда, рассчитанную из средней, которая, в свою очередь, сама во многом зависит от зарплаты бюджетных секторов.

В итоге возникает ситуацию, когда учитель в Москве может получать более 100 тысяч рублей, а вот в Петербурге — уже 70 тысяч, а далее по регионам — 50 тысяч и менее. Работа одна и та же, но деньги работник получает разные.

Что касается Москвы, то в ней имеют юридическую прописку большинство крупнейших российских компаний, платящие налоги, поэтому бюджет столицы может себе позволить столь высокие зарплаты. Но зарабатывают свои деньги эти компании в основном в регионах, по всей стране.

— Например, правительство в лице Мурашко (Минздрав) и Котякова (Минтруд) подготовило модель единого федерального оклада для сотрудников здравоохранения. По логике стандарт должен привести к тому, что врачи по всей стране будут получать одинаково, но суть реформы прямо противоположная — медики в бедных регионах должны и дальше прозябать, или переезжать в Москву.

В основе расчета — единый оклад размером в один МРОТ. К нему применяется должностной коэффициент (санитар, врач, завотделением) и региональный коэффициент, рассчитываемый с учетом медианной зарплаты в субъекте РФ. Так, в Кургане он составит 1.0, в Севастополе 1,38, а в Петербурге и Москве 2,5 и 3,0 соответственно. Получается разделение страны на зоны благополучия и зоны бедности.

Читайте также: