Какие варианты взаимосвязей могут существовать между престижностью профессии и уровнем ее оплаты

Обновлено: 09.05.2024


Начало самостоятельной жизни человека в обществе связано с выбором профессии, ориентацией на ту или иную сферу общественной жизни; с идеалами и целями, определяющими общественное поведение и отношение. Наиболее ответственным в профессиональном самоопределении выпускников является этап выбора направления и способа получения профессионального образования. Именно на этом этапе происходит конкретизация личностных целей, под которой выстраивается новая модель деятельности и идёт переориентация внутренних ресурсов.

Стремление быть уважаемым и достойным членом общества может реализоваться разными путями. К сожалению, психологи мало исследуют элитарные ориентации самоопределяющейся личности, хотя в философии, социологии, педагогике данная тема уже давно осознана как актуальная. Всё больше появляется теорий элитарности (социальной стратификации), где акцент делается на отношение к профессиональной деятельности – например, теория Дональда Дж.Треймана, где положение человека определяет престиж его профессии, или теория Уоренера, где принадлежность к тем или иным классам зависит от знатности и его рода занятий [4, с.387].

престижный род деятельности или образ жизни;

возможность влиять на сознание и на жизнь многих людей;

труднодоступность данной деятельности или образа жизни (высокий социально-профессиональный статус, высокое место в общественной иерархии);

Человек постоянно стремится быть лучше, но проблема состоит в том, что однозначного критерия, что есть лучшее, а что – худшее, не существует. И тогда человек постоянно уточняет для себя образ лучшего, то есть фактически образ элитарного [3, с.238].

Эти проблемы впервые возникают в подростковом возрасте. Как отмечал А. Адлер, стремление к превосходству является врождённым и мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остаётся лишь осуществить эту возможность своим собственным путём [5, с.170].

В психологическом плане интересно как раз то, насколько сам человек осознаёт, ощущает, переживает и чувствует свою социальную значимость (значимость своего труда для окружающих или даже культуры в целом).

Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития. Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, учащиеся осознают, что стоят на пороге жизни. Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни [1, с.57].

В целом у каждого человека есть возможность выбрать критерии самоуважения и профессионального самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это ориентация на мнение своих сверстников.

Затрудняюсь ответить – 27%

Затрудняюсь ответить – 15%.

Затрудняюсь ответить – 22%

1 курс : Эта профессия нужна обществу – 38%;

Эта профессия престижная, современная – 27%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 13%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 54%;

Хорошие условия работы – 22%;

2 курс : Эта профессия нужна обществу – 38%;

Эта профессия престижная, современная – 31%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 20%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 56%;

Хорошие условия работы – 19%;

Эта профессия нужна обществу – 27%;

Эта профессия престижная, современная – 34%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 2%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 63%;

Хорошие условия работы – 17%;

Для изучения причин, определяющих отношение к избранной профессии, часто применяют методику, в которой респондентам предлагается осуществить ряд позитивных и негативных выборов – определить, что привлекает, а что, напротив, отталкивает в избранной профессии.

Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие / А.В.Батаршев – М.: Академия, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, эта, выбираемая профессия, общество, Хорошее условие работы, Человек этой, высокая самоэффективность, избранная профессия, образ жизни, профессиональное самоопределение.

Похожие статьи

профессия, эта, общество, выбираемая профессия, Человек.

Престижность выбираемой профессии как важный фактор. профессия, эта, общество, выбираемая профессия, Человек этой, Хорошее условие работы, высокая самоэффективность, профессиональное самоопределение, образ жизни.

Понятие профессионального выбора в современных.

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период, молодой человек.

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии.

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений.

Особенности профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.

1. Расхождение понятий "работа" и "профессия". 2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

Трудности профессионального самоопределения подростков

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии.

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Самоэффективность как профессиональное качество будущих.

Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в сфере общения – 19% студентов.

А. Бандура убежден, что самоэффективность можно развивать — как естественным образом в ходе жизни и накопления человеком опыта.

Похожие статьи

профессия, эта, общество, выбираемая профессия, Человек.

Престижность выбираемой профессии как важный фактор. профессия, эта, общество, выбираемая профессия, Человек этой, Хорошее условие работы, высокая самоэффективность, профессиональное самоопределение, образ жизни.

Понятие профессионального выбора в современных.

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период, молодой человек.

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии.

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений.

Особенности профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.

1. Расхождение понятий "работа" и "профессия". 2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

Трудности профессионального самоопределения подростков

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии.

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Самоэффективность как профессиональное качество будущих.

Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в сфере общения – 19% студентов.

А. Бандура убежден, что самоэффективность можно развивать — как естественным образом в ходе жизни и накопления человеком опыта.

Читайте также: