Кто играет на волынке профессия

Обновлено: 18.04.2024

17 марта традиционно отмечается День святого Патрика. В этом году празднование состоялось чуть раньше, в выходные. О том, как наживаются на ирландской культуре, мы уже писали. В этот раз мы пообщались с человеком, отвечающим за все эти развеселые ирландские мотивы. Александр Анистратов – мастер волынок, создающий их настоящие, корневые версии.

Александр Анистратов рассказал нам, как кельтская музыка пришла в Россию, почему она стала популярнее русской народной, и о том, как на самом деле проводятся ирландские джем-сейшены.

История столичных кельтов

"Поначалу у нас с кельтской культурой было плохо – была старинная музыка, включавшая ренессанс, барокко, романтизм и классицизм. Были барочные коллективы, как, например, Hortus Musicus в Эстонии. Пик кельтской музыки в столице пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов. Тогда вся кельтская тема была новой, считалась очень крутой и я сам ходил практически на все концерты. Тогда их было гораздо меньше, чем сейчас, но играли музыканты однозначно лучше. Был настоящий кураж и драйв.

Сейчас появилось много музыкантов, играющих кельтскую музыку, которые как рыбы в воде. Техничность возросла в разы, но при этом музыкальность ушла. По Москве ходят профессоры ирландской и шотландской музыки, иногда даже едут в одном вагоне метро с тобой, а ты и не знаешь (смеется) ".


"Почему у нас не было так с народной русской музыкой? Народники в России были всегда, в этом-то и беда. Они относятся к народной музыке как к. народной музыке, как к чему-то несерьезному – с улюлюканьем, гиканьем, цыганами, балалайками. Их сознание абсолютно по-другому устроено, нежели в Ирландии, или в Шотландии, или даже в Штатах, где нет отрыва от других направлений.

Была алхимия, где не было разделения на физику, химию, философию, биологию. Потом пришли люди, которые создают комитеты, – обычно это те, кому нечего делать - и начали разграничивать музыку на народную, старинную, эстрадную, классическую. И все как поросята в узких коридорчиках: их пустили – и они будут идти вперед, даже не подозревая, что творится рядом с ними.

Когда ты попадаешь в Ирландию, понимаешь, что в том же пабе, где сейчас играют эти обычные уличные виртуозы, может легко сейшенить хоть сам Боно. Эти люди всегда занимались музыкой. И неважно, что это – джаз или фолк. Поэтому-то там все направления настолько круты. Там нет той зашоренности, что была и до сих пор есть у нас.

Ну и все ирландское – очень офигительное, тут мне даже не с чем сравнить. Ирландцы говорят, что все люди делятся на два типа: ирландцев и тех, кто хочет быть похожим на них. Это очень древняя культура, друидизм, все дела. Это мудрые люди, которые не растеряли свою мудрость. Ты можешь болтать с тем же ирландским фермером обо всем – они такие житейские философы".


Истоки катаклизма народников

"Истоки горького катаклизма в народной русской музыке, который мы наблюдаем, можно искать долго. Во-первых, у нас вообще мало интересующихся чем бы то ни было людей, я даже не говорю про музыку. Большинству людей просто пофигу. Тем более что любовь к хорошей инструментальной музыке долго культивируется. Конечно, люди слушали в свое время "Голос Америки" и The Beatles, даже когда они были запрещены. Тот же Лазерсон обладает гигантской аудиотекой, он фанат винила. Его даже забирали в кутузку, когда еще на Мещанской продавали винил "на костях". Называлось это "на костях", потому что пластинки выкладывались на рентгеновских снимках.

Изначально все было подпольно, потом стало все разрешено, но, пока раскачаешь это болото, одна кочечка появилась – зацвела "клюква ирландская". И она до сих пор есть. Но никакой экспансии в ближайшее время ожидать не стоит. Кстати, все эти парады святого Патрика делал Лужков, тогда и улицы перекрывали, а сейчас парада как такового нет. Есть энтузиасты, но они были всегда. Кроме того, сейчас уже всех забирают с этого парада Патрика с ОМОНом. Последние виденные мною фотографии – как они тащат разрисованного в зелено-бело-оранжевый человека".


"Если говорить о кельтских, ирландских тусовках, всегда существовало такое фолковое место, как "Вермель", клуб на Раушской набережной. Я зарекся там играть, потому что у них оборудование не менялось за десять лет ни разу.
Там каждый второй вторник проходят джем-сейшены, но я не люблю наши джемы. Во-первых, это снобизм оголтелых энтузиастов, то есть там не приемлют никого нового. Если ты начинающий музыкант, значит должен играть у параши. Абсолютно зоновские законы, причем с самого зарождения клуба. Стоит стол, за которым сидят мэтры, а на сцене сидит бугор.

Место до сих пор существует, но то ли мир стал более пустым. Многие взрослеют, кого-то жизнь пережевывает. Трудно остаться умным и красивым с самого детства до старости. Лазерсон сейчас тоже не очень много играет, хотя и мест стало в десятки раз меньше, чем было даже пять или 10 лет назад.

Я свой последний концерт сыграл на Святого Патрика два года назад в Питере. Но если говорить о сейшенах, то исключительно об ирландских. Это вообще нечто. Там есть фишка, которой нет и не может быть здесь: во время сейшена происходит всамделишная передача традиций и всей крутизны от дедков, которым уже за 60. Играть могут все, даже молодые люди, которым по 18 лет. Преемственность и иерархия имеет место, но старшие угощают молодых пивом, а не наоборот. И, если тебе предлагают пинту пива, ты не должен отказываться, у них такое не принято. Джем-сейшн там – это мощный социальный институт, воспитывающий подрастающее поколение.

В Европе я больше на фестивали езжу и в музеи, потому что очень много инструментов хранится в музейных коллекциях. Там тебе с удовольствием дают мерить инструмент и играть можно. Если люди видят, что ты музыкант, тут же директор музея с тобой начинает дуэтом играть, а потом ты идешь в запасники, где открывают все витрины. Ты говоришь: "Я хочу этот инструмент" – тут же этот инструмент достается директором. Однажды я провел целый день, играя на редких экспонатах".


"Вообще, на ирландской волынке я играю уже 14 лет. В один прекрасный день я очнулся на сцене: впереди – огромная ревущая толпа, а у меня в руках волынка. Конечно, у этого есть своя предыстория.

Мне довольно просто далось мастерство создания волынок. Я с детства изучал историю искусств, лепил с двух лет, потом закончил СХШ, потом – "Глазуновку", ювелирное и литейное дело. Учась в академии, я начал серьезно заниматься музыкой. И на стыке всех этих занятий появилось уже дело. Это та же скульптура, только связанная с музыкой. Искусство представляет собой единое целое. Живопись, рисунок или графика, скульптура, музыка, архитектура едины. Леонардо да Винчи абсолютно не стеснялся заниматься всем, и мы знаем, чем это закончилось.

В первый раз выступал в шесть лет, на сцене Дома культуры комсомольца и школьника, на станции "Красный Строитель" в Чертаново, где я все детство провел. Я играл на блок-флейте, потому что просто дома был инструмент. Он до сих пор хранится, как у Скруджа Макдака был первый цент под куполом. Моя преподавательница была крутым музыкантом, но не лучшим преподавателем. Не все могут преподавать, это часто бывает и у музыкантов, и у художников, и просто у людей, которые заняты делом всей жизни, – такая мизантропия. Я немножко позанимался на флейте, год, наверное, один раз выступил и после этого сломал ее, репетируя дома. Просто бросил об пол, и на этом мое обучение закончилось.

Позднее, когда я учился в Академии живописи, ваяния и зодчества – по профессии я скульптор, случайно попал на концерт: мама подарила мне билет на выступление Владимира Лазерсона в ЦДХ, это был 1998 год. В 2001 году я уже с Владимиром играл в Доме, и в ЦДХ, и еще много где. В итоге он стал на долгие годы моим учителем, наставником и другом.

Так вот, это была группа Лазерсона Si Mhor ("Жители холмов"). Выступление мне не понравилось, у меня даже голова разболелась ужасно. Видимо, я подсознательно пошел от противного и через год купил себе первую волынку. Инструмент был незавершенный, это была галисийская гайта, и мне приходилось постоянно ее настраивать. Я приложил очень много сил и средств, чтобы просто на нем играть. Думаю, именно это и помогло мне определиться с призванием".


"Я начал делать волынки с себя самого. Сначала научился хорошо делать трости, и у меня уже начали заказывать трости другие волынщики, потом начал делать себе же мешки. Я всегда говорю начинающим волынщикам, что им нельзя быть только волынщиком или музыкантом, потому что волынщик должен быть немножко мастером. Можно и как с современными машинами, просто обращаться в сервис. Но я всегда пугаю людей тем, что им придется каждый раз приходить к мастеру и платить ему деньги. А мастер – я. Люди сразу прислушиваются, пытаются понять, как устроена волынка.

У меня был исконно русский вариант "сделай сам" – доработать кувалдой, а потом напильником. Это была работа одного мастера из Питера. В Москве же в то время, да и сейчас, был Павел Степанов, народник, большинству известный игрой на волынке на Арбате. У него она такая мохнатая, "мамонтовая". Паша уже тогда делал волынки из оранжевых кислородных подушек, обшитых мехом. Я как-то на него наткнулся, и он чуть было не продал мне подобную вещь, но я вовремя опомнился. Позднее ко мне приходило много людей с такими агрегатами.

Он играет на трех разных шотландских волынках: small pipe, border и highland. Еще он играет на беню – это самая высокая, самая маленькая из всех волынок, бретонская. Редкой пронзительности. Хочешь услышать самый противный звук в мире – это то, что тебе надо.

Помогает ли мне умение играть на волынке? Конечно! Но при этом я знаю много струнных мастеров, которые вообще не умеют играть, но великолепно настраивают инструменты. В любом случае мастеру всегда нужен музыкант, который бы проверял его инструменты.


"Трудно сказать, сколько времени уходит на создание волынки. Многие же мастера используют много сверхсовременных устройств, как программируемые станки. На них можно выточить весь наружный дизайн за пару часов. После этого можно заполировать дерево и продавать инструмент. Я не считаю, что в данный момент это мой путь. У меня некоторые инструменты могут делаться года три. Но это, конечно, не инструмент, которого ждет человек.

Для некоторых людей очень легко делаются инструменты. Но все зависит от вдохновения. Тут нет такого, что ты просто от звонка до звонка точишь один инструмент. Обычно у меня в работе пять инструментов. Во-первых, вся древесина лежит очень долго до того, как я беру брусок, чтобы из него что-то сделать. Но даже после того, как человек заказал инструмент, сначала напиливаются заготовки. Они протачиваются снаружи, торцуются (отрезаются торцы) и просверливаются. Просверливаются сначала пилотные отверстия, которые меньше самого маленького отверстия. И весь этот просверленный сет ложится в специальный ящик минимум на пару месяцев. Дерево должно отдохнуть в таком состоянии.

У меня есть некоторые бруски конца 80-х годов спила. Чем дольше древесина хранится и сушится в спиленном состоянии, тем лучше для итогового звучания, для того, как инструмент будет реагировать на влагу, сухость и сколько он проживет в дальнейшем.

Это может быть любое дерево, но закон всех музыкальных духовых инструментов заключается в том, что чем ближе дерево по своим свойствам к камню – и по весу, и по твердости, тем лучше для звука.
Когда я делал первую волынку, не использовал ничего мягче, чем самшит. А самшит – это древесина, которая тонет в воде.

Что касается декоративных частей, то это может быть мамонтовая кость либо рог буйвола. Обычно это игра на контрасте: если темное дерево, то декоративные вставки светлые, и наоборот".

Вдохновленный волынкой музыкант дает концерты на Черном озере под Сыктывкаром

"Комсомольская правда в Коми" продолжает знакомить вас с журналом "КП-Авиа". Единственный журнал в Республике Коми для авиапассажиров. Журнал "Авиа" от издательского дома "Комсомольская правда в Коми" рассказывает о республике и об известных людях нашего региона. Журнал "КП-Авиа" - для тех, кто на высоте. Сегодня вашему вниманию статья об известном волынщике Владимире Молодцове. Приятного чтения!

фото: из архива

– Володя, волынка – один из редких инструментов, о котором очень хочется рассказать. Как она появилась в твоей жизни?

– О ней я мечтал с самого детства. Дома был большой музыкальный энциклопедический словарь, и я все время рассматривал статью про волынку. Но как музыкант я начинал не с нее. В восемь лет меня за руку отвели в хоровую капеллу, где я со скрипом отучился на фортепиано год. И этот год отвернул меня от музыки на ближайшие семь-восемь лет. До тех пор пока я сам не стал слушать разную средневековую музыку и, что называется, дозрел. В 10 классе я купил первую блокфлейту и стал самостоятельно учиться, причем совершенно неправильно, долго потом переучивался. Через год после окончания школы я поступил в музучилище (Республиканский колледж искусств. – Прим. ред.). А волынка появилась в 1996 году, когда я уже перебрался в Санкт-Петербург.

– Потянуло в большие города?

– Для чего?

Владимир Молодцов: Свою первую волынку я сделал своими руками. Мне помогал питерский музыкальный мастер Сергей Шек

Владимир Молодцов: Свою первую волынку я сделал своими руками. Мне помогал питерский музыкальный мастер Сергей Шек Фото: архив "КП"

– И сколько вы всего сделали инструментов?

– Ты и сейчас шьешь мешки?

– Я уже не работаю в этой области, мировые и европейские цены на волынки очень сильно упали. Например, галисийская волынка, на которой я играл в июне этого года на Черном озере, стоит порядка 300 евро. Считай, на зарплату я могу купить себе две волынки. Чтобы заработать на волынку 20 лет назад, надо было трудиться минимум год. И просто так в магазин не сходишь. Надо было звонить мастеру, ехать в Испанию, лично привозить деньги, вставать в очередь, уезжать, через полгода снова возвращаться за инструментом. Сейчас все проще: меня ученики по интернету спрашивают, я рекомендую, заказываем. И через месяц волынка уже приходит.

– С какого возраста можно играть на волынке?

– У меня есть ученик, с которым мы занимаемся уже шесть лет, а начинали с семилетнего возраста. И вот сейчас записали компакт-диск. В Шотландии, Галисии (регион Испании. – Прим. ред.) дети начинают заниматься с 5-6 лет. Я смотрел видеозаписи, где четырехлетний мальчишка играет на волынке, и ему очень нравится. Для занятий в первую очередь нужна сильная левая рука, а не дыхание, как ошибочно полагают некоторые, и, конечно, определенная координация.

– Володя, откуда появилась ежегодная традиция проведения концерта на Черном озере?

Владимир Молодцов: Вот поют люди песни Стаса Михайлова, а Стас Михайлов – это тоже наследие трубадуров, как ни странно

Владимир Молодцов: Вот поют люди песни Стаса Михайлова, а Стас Михайлов – это тоже наследие трубадуров, как ни странно Фото: архив "КП"

– Готов был Сыктывкар к такому редкому инструменту?

– И что надумал?

– Какой концерт в полях был самым запоминающимся?

– Похоже, что друзей в Сыктывкаре с каждым годом у тебя становится все больше.

– Изначально эти встречи планировались только для друзей, сейчас превратились в лекции-концерты для всех желающих. С другой стороны, чувствуется острая необходимость в таких встречах. На последний концерт группа велосипедистов, человек 20, специально прикатила из Эжвы! Согласись, не каждый приедет в восемь вечера за город кормить комаров, это действительно только заинтересованные люди.

– Скоро у тебя выходит новая книга?

– Как тебе удалось стать профессионалом в своей области без консерваторского образования?

– На третьем курсе колледжа искусств я понял важную вещь: если хочешь заниматься музыкой и зарабатывать деньги, нужно быть либо безусловным гением, которого в пять лет приведут к профессору московской консерватории, либо играть на чем-то таком, на чем до тебя никто не играл. Вот собственно ответ, почему я играю на волынке.

Возрастная категория сайта 18 +

Полгода назад в Туле появился волынщик - он играет около Центрального рынка и в Белоусовском парке. Знакомьтесь: туляк Алексей Кошелев.

Полгода назад в Туле появился волынщик - он играет около Центрального рынка и в Белоусовском парке. Знакомьтесь: туляк Алексей Кошелев.

"СТОЯЧАЯ" МУЗЫКА
Как только денек выдается хороший, в Центральном парке на Массовом поле (там, где велосипедисты и роллеры катаются) звучит необычная музыка. Прохожие замирают, услышав мощные звуки волынки, и через несколько минут около музыканта собирается целая толпа. Разговаривать волынщик не может (рот-то занят!), поэтому люди просто заказывают любимые мелодии и платят кто сколько может. Волынка играет все что угодно, даже нетленку певицы Натали "Ветер с моря дул"! Работает музыкант недолго, час-полтора, потому что играть на волынке - тяжелый труд.
- Для игры нужны сильные легкие (мне даже курить бросить пришлось - ради искусства!), а также мастерство и крепкие ноги - играть-то можно только стоя, иначе звука не будет, - объясняет Алексей. - А так меня километра за три слышно. В Англии (они любят посмеяться над шотландцами) по этому поводу есть анекдот: "Почему волынщик во время игры всегда ходит? Потому что в движущуюся мишень попасть сложнее!" Моя музыка людям нравится, иначе они бы не аплодировали, правильно? Наверное, дело в самом инструменте: по виду это обычная галийская ("гайда-галега") волынка, а по сути - "оркестр" русских рожков, потому что настроена так. Я - поклонник русской народной музыки, ее в основном и играю.



Первому тульскому волынщику Алексею КОШЕЛЕВУ помогает его друг Антон ЕЛЕЦКИЙ
с шаманским бубном: яркий, лаконичный оркестр!

ИГРАЮЩИЙ: ЛОКОТЬ
Волынка - инструмент интересный. Играть на нем действительно сложно. Во-первых, надо иметь отличную координацию движений: даже если человек "духовик", то есть играл на флейте или трубе, ему трудно привыкнуть управлять инструментом, который находится где-то на уровне груди. Во-вторых, воздух в меха попадает не напрямую изо рта, а через мех, и управлять звуком крайне сложно. Алексей Кошелев для себя эти проблемы решил довольно оригинально.
- У начинающих волынщиков обычно рот скользит по "вдувалке", - говорит он. - Музыкант плюется, звуки получаются неприличные, плавающие - волынка "мяукает". Те, кто это слышал, не любят волынку: они просто не знают, как играет хороший волынщик! Здесь у меня три игровых трубки (бывает 4, 5 или всего одна). Обычно их все настраивают в октаву. А у меня две в октаву, а третья по отношению к ним - в квинту. То есть инструмент получается универсальным, можно играть почти все, от народных мелодий до классики. Я использую еще одно отверстие - на бурдоне (трубке). Я зажимаю его локтем и регулирую звук. Я - единственный в России, кто играет еще и локтем.

ХОРОШАЯ ПОГОДА - ОТЛИЧНАЯ МУЗЫКА
Волынка - инструмент из природных материалов: кожа и дерево. Кожаный мешок пропитывается прополисом, чтобы воду и воздух не пропускал. В него вставляются трубки из дерева (стоки), а уже в них - игровые трубки, бурдоны (тоже деревянные). Понятно, что играть на таком инструменте можно не во всякую погоду.
- Любой деревянный инструмент капризен, а волынка - особенно. Можно, в принципе, и под дождем играть, но потом замучаешься сушить, при ярком солнце и сильном ветре тоже нежелательно, - рассказывает Алексей. - Я пробовал репетировать дома, но соседи не заценили: Пришлось перебраться в парк.
Так что теперь я репетирую и деньги зарабатываю: от 500 до 2000 рублей в час, если повезет. Больше полутора часов работать невозможно - устаешь.
Друг мне помогает на шаманском бубне - очень хорошее сочетание. Я перебрал 12 инструментов, от пианино до баяна, но остановился на волынке. Делали ее по спецзаказу в Санкт-Петербурге. Мастер - Сергей Шек. Я ее полгода ждал. Инструмент обошелся мне в 12600 рублей, что, в принципе, недорого: в Шотландии волынка может стоить до 100 тысяч долларов!
От классических волынок моя отличается тем, что трость (музыкальная часть, то, во что я дую) представляет собой обычную русскую жалейку, на ней можно играть и отдельно.

КАК УСТРОЕНА ВОЛЫНКА


ИЗ ДОСЬЕ "СЛОБОДЫ"
Алексей КОШЕЛЕВ
28 лет, музыкант.
Родился 28 марта 1980 г в Туле.
Образование: Тульский колледж культуры и искусства, дирижерско-хоровое отделение.
Специальность: менеджер по продаже сетевого оборудования.
Верования: убежденный язычник.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Индийский инструмент
Волынка родом не из Шотландии, как принято считать, а из Индии, где она появилась в IX в., чтобы дать музыканту возможность одновременно играть и петь. Практически в каждой стране есть свой вид волынки, даже на Руси была своя волынка (в Мордовии их до сих пор делают!).
В Средние века шотландские горцы использовали волынку как ритуальный и сигнальный инструмент, позже она нашла свое применение в Британском военном оркестре, объявляя сборы и вдохновляя солдат в сражениях.

В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком. До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай — клане Мак Криммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки.



Robert Griffing


Неизвестный автор - Портрет музыканта, играющего на волынке. 1632

При игре волынку держат перед собой или под мышкой. Музыкант вдувает воздух через специальную трубку и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, правой начинает играть на игровой трубке. При перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.



Игрок на волынке 1624 Хендрик Тербрюгген


Hendrick Terbrugghen A Man Playing the Bagpipes.

Кто, где и когда изобрел этот необычный инструмент — неизвестно. Следы теряются в глубине веков. Одни источники говорят, что волынка родом из Юго-Западной Азии, другие — что волынку изобрели в Индии, для того чтобы на ней играть и петь одновременно. Есть предположения о ее египетском и греческом происхождении. Первые исторические сведения относятся к Риму первого века нашей эры: на волынке играл небезызвестный император Нерон. Также известно, что на Британские острова волынку завезли римляне. И если арфа кельтов была инструментом богов и друидов, то земная музыка волынки вошла в жизнь крестьян, пастухов, солдат и королей.


the Blind Piper Joseph Haverty (1794-1864)

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями. В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов.

Волынка оказалась в Шотландии примерно в 13-14 веках.
К этому времени она была уже широко известна в городах Европы, Англии и Ирландии.
Появившись в городах Шотландской равнины (lowlands), волынка прочно вошла в жизнь людей. Волынщики - это менестрели, выступающие на всевозможных праздниках, ярмарках и свадьбах. В некоторых городах волынщики получают зарплату из казны города – одна из их функций утром и вечером проходить по городу, играя на волынке, возвещая о начале и конце рабочего дня. Искусство игры на волынке в Лоулэндс процветает вплоть до 1560-го года, когда после шотландской реформации священство запрещает игру на многих музыкальных инструментах, включая волынку, объявив их дьявольскими.

В горной местности (Highlands) развитие волынки происходит несколько иным путем. Именно в хайландс волынка эволюционирует и становится национальным инструментом шотландских горцев. Любое действие, будь то праздник, свадьба, или битва, сопровождается звуками волынки. Волынщик в клане очень ценится и имеет привилегии по отношению к другим членам клана, профессия же передается из поколения в поколение. Одни из самых известных наследственных волынщиков - МакКриммоны (McCrimmons). Они служили клану Маклеод из Данвегана (Macleod of Dunvegan). МакКриммоны открывают колледж на острове Скай и там обучают игре на волынке


Manner of Sir William Allan.


Fairy Dance by William Holmes Sullivan





Pieter_Bruegel_de_Oude_-_De_br uiloft_dans_(Detroit)_detail1 T he Wedding Dance by Pieter Bruegel the Elder

На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось. В средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.


"Gaspard de Gueidan playing the musette", painting by Hyacinthe Rigaud, 1738




the Bagpiper by Abraham Bloemaert




Portrait of Francois Langlois By Van Dyck (1599-1641)


Прикрепленное изображение

Болгарский художник Игнат Игнатов_ Волынщик

Римляне так и не смогли подчинить Шотландию. В XI веке сложилось Шотландское королевство. Английские короли долго пытались завоевать горную страну, но шотландцы, упорный и упрямый народ, в течение многих веков противостояли англичанам. Шотландские армии вели в бой волынщики, и для англичан звук волынок стал ассоциироваться со звуками битвы.

Вся история Шотландии — это история борьбы народа за свободу, за возможность сохранить свои традиции, привычки, нравы, быт. В этой борьбе закалился упорный характер горного народа. Под звуки волынки шотландцы ходили в бой за свою независимость. Яркое, резковатое звучание инструмента пробуждало силы воинов, вселяло мужество и веру, необходимую для победы.


Piper Kenneth McKay of the 79th (Cameron) Battalion at the Battle of Waterloo


MacCruimin from MacLeod_ Printed by A. R. Goldie from the Original Clan Costume Sketch by R. R. Mc Ian 1846


William Bruce Ellis Ranken Pipe Practice


Piper to the Laird of Grant by Richard Waitt, 1714

В 1746 году происходит историческая битва при Каллодене (battle of Culloden) . Шотландцы выступают под предводительством Чарльза Эдуарда, в народе прозванного красавчиком Чарли. В основном это представители кланов и шотландское дворянство. Сражаясь за независимость Шотландии от Англии, они терпят сокрушительное поражение, и с этого момента для шотландцев начинаются темные времена. Правительство Англии, а именно Георг 2 принимает жестокие меры, направленные на уничтожение Гэльской культуры и искоренение клановой системы в Шотландии. Выходит закон, запрещающий шотландцам облачаться в килт. Также запрещается носить любое оружие, иметь при себе волынку и тем более играть на ней. За ослушание грозит ссылка и каторжные работы. На деле все происходит гораздо прозаичнее – английским патрульным дается приказ убивать местных жителей, одетых в национальную одежду. Хуже всего приходится шотландцам, живущим далеко в горах – они просто ничего не знают про эти запреты. Некоторым же шотландцам просто не во что переодеться – имея всего лишь один килт, они не могут себе позволить никакой другой одежды.

Только в 1782 году гонения уменьшаются, и закон перестает действовать. Почти за полвека очень многое из музыкального и культурного наследия страны утеряно.Восстановление происходит по крупицам.
В 19-м веке шотландская волынка появляется в британской армии. Шотландские полки, участвующие в кампаниях проводимых Британской империей, сражаются под звуки шотландской волынки. Играя, волынщики идут первыми и ведут за собой солдат. Звуки волынки, летящие на несколько километров вперед, пугают и заставляют нервничать противников и ободряют наступающих шотландцев. Но, будучи легкой мишенью, волынщики очень часто погибают.
Со временем выходит закон, по которому волынщики не должны идти впереди армии.


Piper E. J. Dawson



Ефимова-Кашмир Наталья -Волынщик



Portrait Painting of Clansman and their Clan Castle



И.Ф.Антипин Музыка шотландских ежей 2006 г.


По иронии судьбы большое количество горцев было завербовано в британскую армию, которая охотно использовала волынку. Создание шотландских частей в составе регулярной британской армии спасло волынку от забвения. Созданные в 1757 году шотландские полки имели своих волынщиков, воодушевляя армию в походах и сражениях.


Julius Garibaldi Melchers Macpherson and Macdonald.



John Isaac Richardson (British, 1836-1913) Tuning up the pipes


В критический для союзников момент боя, пытаясь остановить прорыв русской кавалерии в Балаклаву, командир 93-го шотландского полка Колин Кемпбелл растянул своих стрелков в шеренгу не по четыре, как тогда было принято, а по два, сделав ставку на большую скорострельность нарезного оружия. Атака была успешно отбита, после чего в оборот в английский язык вошло словосочетание „тонкая красная линия“, обозначающее оборону из последних сил. ( Крымская (Восточная) война 1853—1856 гг.. Вики)


„Тонкая красная линия“, картина Роберта Гибба (1845—1932)

И сегодня в Шотландии созданы целые военные оркестры волынщиков, исполняющие военные, народные и танцевальные мелодии в сопровождении барабанов. Шотландцы любят пение, танцы. На народных праздниках, как и много веков назад, звучит музыка, исполняемая на волынках.

Читайте также: