Какие трудности в профессии тренера

Обновлено: 17.05.2024

Как правило, начинающие тренеры начинают работать с такими же начинающими вообще сознательную жизнь маленькими людьми, сталкиваясь при этом, как правило, с очень большими проблемами.

Зачастую значительной сложностью является просто даже удержание набранной группы. Что греха таить — ориентирование у нас в стране не является престижным видом спорта (особенно в нынешнее время) и основной упор тренеры должны делать прежде всего на то, чтобы детям было бы на первых порах просто интересно, а родителям выгодно (укрепление здоровья, занятость ребенка, положительные личные качества тренера и т.д.).

На мой взгляд, положительными факторами на поднятие интереса к занятию ориентированием являются:

1. Разнообразие методов и типов тренировки;
2. Разнообразие мест занятий;
3. В меру частые выезды в лес;
4. Личные успехи детей на соревнованиях или тренировках;
5. Контакты с детьми других тренерских групп, как на основе конкурен¬ции, так и на базе обычного общения;
6. Проведение мероприятий, не связанных непосредственно с трениров¬ками;
7. Хорошая дисциплина на тренировках;
8. Фактор человеческого общения с тренером-взрослым.
И т.д.

Наиболее существенными проблемами для тренеров, работающих с детьми из начальных классов, являются следующие:
1. Как правило, большая разница в физической подготовке;
2. Неподготовленность некоторых детей к коллективным действиям;
3. Поддержание дисциплины на тренировке;
4. Внутренние конфликты между детьми;
5. Слишком большой контингент занимающихся.

Можно отметить еще массу всевозможных трудностей при работе с детьми начальных классов, но любой грамотный тренер должен иметь некоторый универсальный подход к решению этих проблем, но индивидуальный подход к каждому ребенку.

Является очевидным, что легко работать, когда всем детям интересно, или в более строгой формулировке, чтобы для каждого ребенка на каждой тренировке был какой-то смысл.

Не нужно отождествлять понятия смысла для взрослых и для детей. Смысл для каждого отдельно взятого ребенка может быть очень различным, например: похвала тренера, удовольствие от спортивных игр, удовольствие от решения каких-то задач, поставленных тренером, проведение времени в компании друзей, спортивные результаты, повышение своего статуса в коллективе, компенсация своего невысокого статута в каких-то других видах деятельности (например, в учебе) и т.д.

Практически все дети очень горячо переживают свои победы и поражения. Этот генетически заложенный механизм у них еще на успел атрофироваться в отличие от взрослых и именно он должен служить основным двигателем и стимулом на тренировке.

Дети, как правило, любят выполнять все действия на какой-то результат (время, количество, выигрыш и т.д.). Здесь, правда, есть опасность того, что у наиболее слабо подготовленных пропадет интерес к занятиям, так как они практически не могут приблизиться к результатам лидеров. По-видимому, будет целесообразно, чтобы соревнования или единоборства по возможности были бы организованы внутри более равных по силам подгрупп детей, так как они довольно легко смиряются с недосягаемостью лидеров и начинают также горячо бороться внутри более равной по силам группы детей*.

Тренер всегда должен помнить, что у детей, особенно у мальчиков, существует определенная иерархическая система, место в которой обычно цениться больше, чем какие-либо оценки тренера или учителей. Это особенно касается детей 10-15—летнего возраста.

Сложившаяся иерархическая система в группе зависит, как правило, от очень многих и разнообразных факторов: роста, силы, наличия каких-то престижных вещей, наличия каких-то сильных или влиятельных друзей, спортивных результатов и т.д.

Тренер должен способствовать, чтобы за счет занятий спортом у них появлялась возможность повысить свой статус в своем коллективе, школе, дворе и т.д.

В нашей передовой литературе приводится большое количество упражнений и тренировок, связанных с повышением уровня технической подготовки спортсменов, но они, как правило, мало пригодны для работы с детьми, начинающими заниматься ориентированием в возрасте 8—11 лет.

Привыкание к умственной работе при наличии физической нагрузки видимо не должно начинаться со спортивных карт, предназначенных для мастеров, а специальными картами для детей мы не очень избалованы.

Ниже приводится ряд упражнений или методов тренировок для втягивания детей, начинающих заниматься ориентированием, в специфическую умственную нагрузку при беге. Все эти упражнения хорошо работают на практике и вызывают большой интерес у детей. Они могут также использоваться для разнообразия тренировок и для более подготовленного контингента.

*Это справедливо все-таки не для всех детей (авт.)

Журнал «О-вестник №3-4.1992 Юрий Худеньких


В пособии систематизированно изложены теоретические и прикладные аспекты профессиональной деятельности спортивных тренеров, рассмотрены особенности профессиональной деятельности тренеров, профессиональные качества, необходимые для успешной деятельности в данной профессиональной области, особенности индивидуальных стилей деятельности. В качестве кейсов используются примеры из практики спортивных тренеров и практики работы спортивных психологов с тренерским составом национальных команд, которые помогут применить теоретический материал в практической работе тренеров. Выполнение практических и контрольных тестовых заданий способствует закреплению знаний, полученных по вопросам психологии тренерской деятельности, содействует формированию практических навыков в сопровождении становления педагогического мастерства тренера. Предназначено для студентов, специализирующихся в области спортивной психологии, может быть полезно преподавателям, осуществляющим подготовку спортивных психологов, психологам-практикам, а также спортивным тренерам.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология тренера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1.1. Особенности профессии тренера

Работа тренера достаточно многопланова. Обязанности тренера напрямую зависят от того, в каком виде спорта он специализируется. Тренеру в процессе работы приходится выполнять функции специалистов из разных областей, он является и педагогом, и учёным, и врачом, и менеджером, и дипломатом. Специалисты-педагоги выделили в деятельности тренера пять основных компонентов:

• проектировочная или конструктивная деятельность — планирование учебно-тренировочной нагрузки как на длительный период, так и на каждую тренировку;

• организаторская деятельность — организация места занятий (оборудование, инвентарь), деятельности занимающихся, собственной деятельности;

• коммуникативная деятельность — организация педагогического общения (вербального и невербального) с целью управления деятельностью спортсменов;

• гностическая деятельность — познание достоинств и недостатков собственной работы, ее анализ и внесение коррективов;

• двигательная деятельность — выполнение физических упражнений, показ упражнений, элементов техники, страховка спортсменов и пр. (Деркач, Исаев, 1981).

Тренеру, чтобы быть успешным в своей деятельности, необходимо постоянно развивать и совершенствовать способности, связанные с компонентами профессиональной деятельности: проектировочные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Выделяют специальные требования к тренерской деятельности:

• знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

• умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

• умение выбирать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

• способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;

• умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

• способность готовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях и др.

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• занятия тем или иным видом спорта в ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школе) или СДЮШОР (специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва) относятся к сфере дополнительного образования, следовательно, спортсмен может прекратить тренироваться в любой момент;

• коллеги на работе — одновременно и сотрудники и соперники;

• огромное количество факторов, влияющих на успешность спортсмена, которые нужно учитывать в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности, однако учесть все факторы невозможно;

На основании всего вышесказанного Е. П. Ильин выделяет семь основных психологических особенностей тренерской деятельности, отличающих её от других педагогических профессий.

1. Постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Это накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.

3. Стрессогенность в период соревнований — тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение. Часто на соревнованиях тренер не имеет возможности внести поправки в деятельность спортсмена и должен хранить все переживания в себе.

4. Оторванность тренера от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта — до девяти месяцев в году). Для тренера практически не бывает выходных дней.

5. В процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, — с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами, врачами и др., что требует него коммуникабельности и выдержки.

6. Неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального статуса тренера, неуверенность в будущем.

7. Публичность (особенно в спортивных играх): успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается в средствах массовой информации, его показывают во время трансляций матчей, пресс-конференций, что требует постоянного контроля своих эмоций, грамотности речи, соблюдения этики общения с журналистами (Ильин, 2008).

1. Уровень начальной подготовки: цель тенера — привлечение юных спортсменов, создание базы общефизической подготовки и отбор детей, пригодных к данному виду спорта; критерий эффективности на данном уровне — количество регулярно занимающихся и переданных на следующий этап спортсменов, выполнение разрядных нормативов.

2. Уровень углублённой специализации: цель — специализация в избранном виде спорта (игровое амплуа); критерий эффективности — количество подготовленных спортсменов 1-го и 2-го разрядов, а также результаты в городских, областных, районных соревнованиях.

3. Уровень базового мастерства: цель — выявление одарённых спортсменов; критерий эффективности — результаты в юношеских чемпионатах страны, количество спортсменов, переданных в сборные, количество подготовленных кандидатов в мастера спорта (КМС) и мастеров спорта (MC).

4. Уровень высшего спортивного мастерства — MC и мастера спорта международного класса (МСМК): цель — подготовка спортивного резерва для сборной страны, выступление в чемпионате страны; критерии эффективности — количество подготовленных MC и МСМК, количество спортсменов, переданных в сборную, результаты на международных чемпионатах.

5. Уровень высших достижений — сборные команды страны: цель — достижение максимальных результатов в международных соревнованиях, поддержание спортивного долголетия; критерий эффективности — результаты в международных соревнованиях, призовые места, мировые рекорды.

В профессиональной деятельности тренера есть примеры того, как тренер сопровождает своих спортсменов от уровня начальной подготовки до уровня высших достижений. Тогда от тренера требуется талант для того, чтобы на длинном пути спортивной карьеры постепенно переходить от роли учителя к роли наставника, а впоследствии — доброго советчика. Чаще всего тренер работает в какой-либо одной зоне спортивного мастерства. Например, на уровне базового мастерства или высшего спортивного мастерства, создавая из уже обученных, подготовленных спортсменов потенциальных рекордсменов. Тогда от тренера требуется большое терпение и профессиональный опыт, так как особенностью этих этапов подготовки является то, что многие спортсмены покидают спорт, отдавая предпочтение учёбе или семье.

После знакомства с особенностями непростого тренерского труда возникает вопрос: как принимается решение стать тренером?

1.2. Выбор профессии тренера

Как происходит принятие решения стать спортивным тренером? Часто это очень похоже на выбор любой другой профессии, но выявляются некоторые особенности.

Обычно свой профессиональный путь современные юноши и девушки вынуждены планировать и делать первые шаги к нему уже в 17-летнем возрасте, после завершения обучения в школе. При этом им приходится ориентироваться на свои знания и умения, сформированные в школьные годы. Скорее всего, это будет выбор из области того учебного предмета, в котором у них были успехи. Многие авторы выделяют разные мотивы выбора будущей профессии: например,

Е. П. Ильин отмечает, что от 30 до 45 % выпускников школ поступают в вуз из-за интереса к предмету, но не к будущей профессии (Ильин, 2004).

Обобщая данные разных исследований, можно выделить следующие причины (мотивы) начала профессионального пути молодого человека:

• поступает на ту специальность, по профильному предмету которой имел хорошую успеваемость в школе (математика, физика, история и пр.);

• поступает на ту специальность, по которой работают его родители, родственники, знакомые;

• поступает за компанию с друзьями;

• поступает на ту специальность, которую посоветовали родители или знакомые (чаще всего надежную профессию со стабильной зарплатой — юриста, экономиста и т. д.);

• поступает на ту специальность, где самый невысокий конкурс;

• поступает в местный вуз, чтобы не уезжать в другой город, и т. д.

В отличие от других профессий, решение стать тренером принимают юноши и девушки, имеющие опыт спортивной деятельности. Как сложно представить учителя музыки, не прошедшего в детстве музыкальную школу, так же сложно представить спортивного тренера, никогда не занимавшегося спортом.

При этом научных исследований мотивов выбора такой профессиональной деятельности, как спортивный тренер, довольно мало.

а) как любовь к избранному виду спорта;

б) как интерес к своему спортивному самосовершенствованию;

в) как потребность применить свои знания, полученные в ходе спортивной деятельности.

Вторую группу представляют студенты, поступившие в вуз без осознаваемого мотива, их можно разделить на группы желающих:

а) получить любое образование;

б) избежать службы в армии;

в) продолжать спортивное совершенствование, параллельно получая образование.

В третью группу вошли студенты, проявляющие интерес к будущей руководящей деятельности в сфере физической культуры и спорта; наибольшее количество относящихся к этой группе работают по специальности уже начиная со II–III курсов и к окончанию вуза имеют успехи в спортивно-педагогической деятельности.

Анализ мотивов выбора студентами педагогической деятельности показывает, что в основном профессионально непригодными являются студенты, отнесенные ко второй группе (с неосознаваемым мотивом выбора) (Свищёв, Ерёгина, 2002).

Те же авторы, чтобы определить, насколько хорошо представляют себе студенты будущую профессиональную деятельность, провели исследование в Московском педагогическом государственном университете на факультете физической культуры и спорта среди студентов III–IV курсов. Для этого был разработан опросный лист, включающий следующие вопросы: 1) укажите возможные места работы специалистов сферы физической культуры и спорта; 2) перечислите, кем можно устроиться работать по специальности, получив диплом вашего вуза (Свищёв, Ерёгина, 2002) (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Потенциальные рабочие места в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100) (Свищёв, Ерёгина, 2002)


Как стать тренером? Хороший тренер -это опора всей футбольной команды

Быть футбольным тренером-мечта любого футболиста, однако стать успешным футбольным тренером непростая задача.

Быть хорошим тренером требует углубленного знания игры и психологии личности.

Для человека, не имеющего опыта тренерской работы или игры в футбол, попасть в профессию может быть трудно, даже можно сказать нереально.

Если вы изучаете футбол, работаете над своими лидерскими качествами и общаетесь с другими игроками на поле, вы можете начать делать шаги к карьере футбольного тренера.

Опыт футболиста или сотрудника НФЛ может дать преимущество в получении работы тренера. Можно стать помощником тренера и это в свою очередь позволит Вам наладить связи и получить вакансию тренера по футболу. Если все-таки нет возможности получить работу в НФЛ, можно подать заявку на стажировку и уже потом нарабатывать опыт.

Общие сведения о работе Тренера

Настойчивость и целеустремленность вот твой ориентир

Чтобы быть замеченным руководством НФЛ, нужно показать прошлый послужной список. Желательно, чтобы он был только положительный, иначе удача может отвернуться.

Это поможет Вам стать или координатором команды по футболу в колледже или в школе. В любом случае нужно понимать, что сразу высот не достичь.

Будьте готовы просыпаться рано и работать допоздна. Это может создать неудобства в личной жизни.

Смотрите записи футбольных матчей

Сейчас в век технологий, когда интернет творит чудеса. Можно просматривать видео прошлых футбольных игр. При чем их можно смотреть со стороны болельщиков, со стороны судей, со стороны арбитров. Это дает возможность увидеть технику спортсмена со всех сторон.

Достоинством просмотра является оценить допущенные ошибки. Выудить тот момент, когда игрок допустил промах, и в будущем его отработать и впредь не допускать.

Все что увидел-запиши

Делайте заметки. Память дело хорошее, но как показывает практика подводить может.

Записывайте свои наблюдения, выводы. Отражайте на бумаге, так будет проще.

Потом когда у вас уже будет опыт, вы сможете сравнивать свои записи и отмечать тенденцию к росту вашей команды или соперника.

Интернет велик и безграничен. Есть камеры к которым можно подключаться онлайн. Так сказать и быть там, и не быть.

Подробности о работе тренера

Советы

Не бойтесь контактировать с тренерами других команд

Разговор с другими тренерами о ваших трудностях может помочь вам стать лучшим тренером.

Они могут рассказать вам о вакансиях тренеров в разных командах.

Не бойтесь спрашивать. За спрос еще никто не убивал. Кто просит тому открывают. Вот чем вы должны руководствоваться.

Разговаривайте с тренерами победивших команд, они могут многому вас научить.

Да, возможно, с их стороны это может быть грубо или с насмешкой, но вы получите важную информацию.

Ваш тренерский штаб должен быть более надежным в понимании сильных и слабых сторон отдельного игрока, чем тот, кто не работает с ними.

Как стать тренером? Хороший тренер -это опора всей футбольной команды

Узнайте свою команду

Ваша задача изучить состав своей команды. Возможно, это будет похоже на допрос, но вы должны пообщаться с каждым игроком.

Каждый игрок имеет свои сильные и слабые стороны, а в придачу еще и характер. Хороший тренер будет знать, как использовать эти качества в свою пользу команды.

Чем больше ваша команда будет выигрывать, тем больше внимания будут обращать на вас. Тогда вам будут поступать предложения из других футбольных клубов. Рост зависит от достижений.

Знание ваше все. Это ваше оружие, козырь. Без знания позиций на поле, упражнений на блокировку, ловлю, бросок, вы обречены на провал.

Нужно знать упражнения на развитие своей команды.

Вам не обязательно быть хорошим во всем, просто убедитесь, что у вас есть понимание всех позиций. Поддерживайте и нанимайте персонал, который восполнит ваши недостатки.

Рекомендации

Общайтесь со своей командой и персоналом.

Хороший тренер должен иметь хорошие навыки в общении. Вы должны кратко обозначать цель как для вашего персонала, так и для вашей команды.

Устанавливайте четкие цели и будьте последовательны в их достижении.

Устанавливайте четкие цели

Тренер на профессиональном уровне требует, чтобы вы могли выбирать талантливых сотрудников и делегировать обязанности для создания наиболее эффективной команды.

Это означает, что вы серьезно относитесь к жалобам своих сотрудников или игроков и потенциально меняете свои методы тренировки на их основе.

Подружитесь со своими сотрудниками, чтобы вы могли говорить с ними откровенно.

Участвуйте в футбольных конференции и семинарах

Посещайте футбольных конференции и семинаров с целью совершенствования методов тренировки.

На этих мероприятиях вы узнаете о развитии игроков и расширите свои знания в области тренерства.

Посещение конференции-это отличная возможность пообщаться с другими тренерами и найти набраться опыта, или найти новое место работы.

Другие тренеры могут знать о вакансиях или иметь вакантные должности помощников тренера в своих командах.

Всегда будьте дружелюбны и старайтесь познакомиться как можно с большим количеством людей.

Мотивируйте своих игроков добиваться лучших результатов.

Обладание всеми знаниями-это начало, но вы также должны обладать харизмой, чтобы мотивировать свою команду, когда у нее была трудная игра или практика. Кроме того, вы также должны иметь командную личность, чтобы поддерживать дисциплинированную футбольную команду.

Работайте над тем, чтобы слушать своих игроков и выяснить, что мотивирует и движет ими, а также быть страстным и оставаться заинтересованным в их развитии.

Показ того, что вы можете создать эффективную команду, даст вам расширенные возможности для поиска работы в качестве тренера на более высоком уровне.

Читайте книги по футбольной стратегии.

Существует обширная библиотека книг о футбольной стратегии и о том, как руководить эффективной командой.

Читайте книги, опубликованные успешными тренерами, чтобы получить представление об их тренировочных режимах, тренировках и стратегии.

Вы должны иметь менталитет, чтобы выиграть, и харизму, чтобы мотивировать команду.

Если у вас нет никакого предыдущего опыта тренерской работы или игры в футбол, то вам необходимо изучить все правила.

Прежде чем вы решите тренировать команду. Вам нужно знать, как набирать очки и как защищаться. Вы также должны быть в состоянии объяснить своим игрокам незаконные игры, чтобы они не подхватили плохие привычки во время тренировки.

Знание того, каковы правила, необходимо для того, чтобы бросить вызов пьесе.

Если Вы играли в футбол в прошлом, вы будете иметь более твердое понимание всех правил.

Несмотря на то, что очень часто тренеры остаются в тени своих звездных учеников, именно им спортсмены обязаны своими достижениями. Эта сложная и ответственная работа имеет множество особенностей и нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.

Тренер

В современном обществе активно популяризируется здоровый образ жизни, неотъемлемой частью которого являются занятия спортом. При этом независимо от того, занимаетесь ли вы спортом профессионально или для поддержания здоровья, тренировка представляет собой определенный комплекс упражнений, направленный на достижение поставленной цели. И только тренер может подобрать наиболее оптимальные и эффективные упражнения, отвечающие как вашим требованиям, так и физическим возможностям.

Другими словами, несмотря на то, что очень часто тренеры остаются в тени своих звездных учеников, именно им спортсмены обязаны своими достижениями. Эта сложная и ответственная работа имеет множество особенностей и нюансов, а ее освоение требует от кандидатов больших усилий и знаний не только в области спорта, но и педагогики. О том, что должен знать и уметь тренер, а также о разновидностях этой профессии мы сегодня и поговорим.


Кто такой тренер?

Тренер (от англ. to train – подготавливать, обучать) – специалист, профессионально занимающийся воспитанием и подготовкой спортсменов. Как правило, он является экспертом в определенном виде спорта, а в его обязанности входит выявление, развитие и совершенствование способностей подопечных.

История возникновения профессии уходит в далекое прошлое. Еще в древности люди организовывали различные спортивные состязания, а их участников обучали по специальным методикам, позволяющим тренировать силу и выносливость. Вспомним известные бои гладиаторов в Колизее, для подготовки которых приглашали опытных военных инструкторов, или же традицию проведения Олимпиад в Древней Греции, которая возобновилась в 20 веке и поддерживается до сих пор. Каждая победа или достижение всегда в значительной степени являлась заслугой тренера.

На сегодняшний день выделяют две основные разновидности этой профессии: спортивный тренер и фитнес-тренер.

Фитнес-тренер – эксперт по здоровому образу жизни, который помогает своему клиенту достичь желаемых результатов: например, набрать мышечную массу, похудеть или стать более выносливым. Обычно они работают в спортивных комплексах и проводят либо индивидуальные, либо групповые занятия. Сегодня очень популярными являются тренеры по фитнесу, пилатесу, аэробике, йоге, спортивным танцам и т.д. К основным обязанностям фитнес-тренера относят:

  • выявление потребностей клиента;
  • составление программы тренировок (индивидуальный подбор необходимых упражнений и объема нагрузок);
  • демонстрация правильного выполнения комплекса упражнений;
  • контроль эффективности тренировок клиента;
  • подбор соответствующей диеты.

Спортивный тренер – человек, работающий с начинающими и профессиональными спортсменами, от усилий которого зависят их спортивные достижения и будущая карьера. Его обязанности варьируются в зависимости от вида спорта, на котором он специализируется, но чаще всего работа является многоплановой и требует от профессионала широкого спектра знаний и умений. К основным обязанностям спортивного тренера относят:

  • грамотный подбор режима тренировок, распределение нагрузки, определение эффективного комплекса упражнений;
  • составление плана питания, диеты;
    теоретическая и психологическая подготовка спортсменов, мотивация;
  • контроль правильности и регулярности выполнения упражнений;
  • подготовка к соревнованиям и участие в них;
  • первичная медицинская помощь при получении травм, наблюдение за состоянием здоровья подопечного.


Какими личностными качествами должен обладать тренер?

Тренер – прежде всего, эталон и пример для подражания. Поэтому наставник сам должен быть профессионалом своего дела. Очень большое значение в профессии имеет физическое и психическое здоровье. Тренер всегда должен:

  • находиться в хорошей форме,
  • следить за собой,
  • регулярно совершенствоваться,
  • демонстрировать силу воли, физическую силу и выносливость.

Профессиональный тренер обладает высокой скоростью реакции, хорошей координацией и моторной памятью.

Поскольку не каждое соревнование для спортсмена заканчивается успехом, среди ключевых качеств тренера выделяют умение преодолевать неудачи, быть сдержанным и поддерживать спортсмена, мотивируя его на более усиленную подготовку.

Способствовать достижению спортивных результатов можно только, будучи целеустремленным человеком. Нужно любить спорт, но в то же время не быть фанатиком, рационально оценивая ситуацию, способности своего подопечного и собственную работу. Тренер должен уметь оказывать влияние на спортсмена, а также знать, когда следует вовремя остановиться, чтобы избежать негативных последствий.

К важным качествам тренера также относятся коммуникативные способности, уровень воспитания и хорошие манеры. В работе спортивного тренера очень часто приходится взаимодействовать не только со спортсменами, которых он тренирует, но и с представителями СМИ, различными организациями и учреждениями и коммуникативные навыки в этом случае играют не последнюю роль.

Нередко разъездной характер работы и напряженный график тренировок приводит к большой психоэмоциональной нагрузке, что требует от тренера высокого уровня стрессоустойчивости, умения сосредоточиться и продолжать работу в экстремальных ситуациях.


Преимущества профессии тренер

Лучшей наградой за свою работу большинство тренеров считают высокие результаты своих подопечных. Во время любых соревнований они переживают за свою команду или конкретного спортсмена и иногда радуются победе даже больше, чем сами участники. Они любят спорт и получают большое моральное удовлетворение от возможности быть его частью.

Для спортивных тренеров большим преимуществом является общественное признание и повышение репутации на спортивном поприще. У них берут интервью, принимают во внимание мнение относительно того или иного спортивного события, прислушиваются к советам и рекомендациям.

Отметим, что с каждой победой спортсмена спрос на услуги его наставника значительно увеличивается, следовательно, поднимается и стоимость работы конкретного тренера. Профессионал международного класса может рассчитывать на многомиллионный контракт и работу в самых известных спортивных клубах.

Работу фитнес-тренера также можно отнести к прибыльным видам деятельности. И хотя на его доход непосредственное влияние оказывает не столько спортивные достижения клиентов, сколько количество проведенных занятий, настоящий профессионал с легкостью может заработать на бутерброд с черной икрой. У хорошего тренера занятия расписаны на много недель вперед, а со многими клиентами он проводит индивидуальные занятий, которые стоят значительно дороже групповых. В среднем зарплата фитнес-тренера колеблется в пределах 300-700 рублей в час, но все зависит от его опыта и квалификации. Также существует возможность устроиться на работу персональным инструктором публичных людей, и таким образом существенно увеличить свой доход.

Имея большой опыт тренерской работы, собственные награды и достижения, можно задуматься об открытии собственного бизнеса. Сегодня спортивные секции или кружки пользуются большим спросом у населения, поэтому правильно выстроенная позиция принесет хорошую прибыль.

Недостатки профессии тренер

К недостаткам профессии относят большую физическую и эмоциональную нагрузку. Обычно тренер имеет очень плотный график тренировок, а в периоды подготовки к соревнованиям у него отсутствуют такие понятия, как выходной или праздник.

Участие в областных/региональных соревнованиях, чемпионатах страны или мира предполагает командировки и требует большого количества времени проведенного в дороге. Поэтому тренер не может планировать личный досуг и часто находится вдали от семьи.

Поскольку в спорте бывают не только победы, но и поражения, тренеру иногда приходится переживать тяжелые периоды, наполненные критическими замечаниями болельщиков, направленными в его адрес, и разочарованием спортсменов. В некоторых случаях подопечные получают серьезные травмы или уходят из спорта по собственному желанию, и тогда тренеру приходится искать новую "спортивную звезду".

Сложно стать хорошим тренером, если нет необходимого опыта. Одного образования здесь недостаточно, нужно также иметь собственные достижения в спорте. Успех в этой сфере деятельности приходит уже в зрелом возрасте.

Где можно получить профессию тренер?

Тренерский состав состоит преимущественно из бывших спортсменов, не желающих бросать любимое дело. Однако не каждый спортсмен может переквалифицироваться в тренера.

Тренер – это прежде всего педагог. А значит, у него должны быть специальные педагогические навыки, позволяющие осуществлять подготовку спортсменов. Кроме того, он должен владеть знаниями в области медицины, психологии и основ физиологии.

Чтобы стать профессиональным тренером, необходимо получить высшее образование либо в профильном университете, либо в одном из ВУЗов, где имеется факультет физической культуры. Наиболее популярными профильными учебными заведениями в России считаются:

Читайте также: