Какие способности нужны для успешного овладения профессией педагога

Обновлено: 17.05.2024

Педагогические способности - это особенности личности учителя, позволяющие ему быстро и эффективно решать профессионально важные задачи.

Педагогические способности занимают особое место в структуре личности педагога наряду с педагогической компетентностью и педагогической направленностью.

Педагогическая направленность - это мотивация педагога к профессиональному труду, его желание, потребность достойно представлять педагогическую профессию.

На формирование способностей влияет ряд условий:

- теоретический и практический опыт;

- физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщениям к различным видам деятельности;

- наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Традиционно педагогические способности подразделяют на общие и специальные. Общие - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.Общие способности необходимы любому педагогу независимо от того, какой предмет он преподает, с учащимися какого возраста взаимодействует.

Специальные - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой- либо области деятельности. Специальные способности нужны педагогу в соответствии со специализацией учебной дисциплины:

- в литературных - особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка;

- математических - умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

- в педагогических - педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передачи знаний;

- в художественных - особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Общие способности классифицируются на 3 самостоятельные группы:

1. личностные способности - расположенность к детям, выдержка и самообладание, способность к произвольной регуляции, управлению своим состоянием, психическими процессами, поведением;

2. дидактические способности - способность объяснять учебный материал, делать информацию доступной для понимания и запоминания, а также академические способности (способность усваивать информацию, учиться самому); речевые способности (способность говорить четко, правильно, убедительно и др.);

3. организаторские способности - способность организовывать себя и других (способность ставить цели, составлять план их достижения, контролировать процесс достижения целей); педагогическая наблюдательность; педагогический такт; суггестивные способности (способность внушать, убеждать); коммуникативные способности (способность передавать информацию, минуя барьеры общения и др.).

Н.В. Кузьмина предлагает несколько иной подход к классификации педагогических способностей. 1-й уровень — перцептивно-рефлексивные способности - включает в себя:

• чувство объекта (способность к сопереживанию и к оцениванию совпадений потребностей учащихся и требований к ним);

• чувство меры (педагогический такт);

• чувство причастности (способность быть вместе с детьми не только физически, но и духовно). 2-й уровень - проективные способности - включает в себя:

• конструктивные способности (желание и умение развивать личность учащихся; отбирать и композиционно выстраивать учебный материал в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся);

• организаторские способности (способность включать ребенка в различные виды деятельности, умело воздействовать наличность);

• коммуникативные способности (способность устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и родителями; чувствовать настроение отдельного ученика и всего коллектива);

• проектировочные способности (способность представить конечный результат педагогического воздействия наличность ребенка);

• гностические способности (способность проникнуть во внутренний мир ребенка, познать его особенности).

Формирование и развитие педагогических способностей происходит под непосредственным воздействием ближайшего окружения человека и во многом зависит от уровня развития у него общих способностей.

В детстве педагогические способности формируются благодаря воздействию семьи: забота о детях, раскрытие перед ребенком особенностей педагогической профессии, организация его контактов с другими детьми позволяют ребенку хорошо общаться, учат организовывать себя и других и т.д.

Педагогические способности у многих формируются, проявляются к подростковому возрасту и развиваются в дальнейшем (в основном, в процессе профессиональной подготовки). Осознание человеком наличия у него этих способностей приводит к выбору педагогической профессии.

В ходе профессионального обучения основными средствами развития педагогических способностей являются:

• ролевые и деловые игры, тренинговые занятия;

• учебные занятия и сам процесс выполнения студентами домашних заданий;

• различные виды педагогической практики;

• самостоятельная научно - исследовательская работа;

• деятельность по самообразованию и совмещение учебы с работой по специальности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. Отечественные исследователи на основе положений С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова о способностях как психологических условиях успешности выполнения определенной деятельности выделили целый набор педагогических способностей. Различные классификации педагогических способностей представляли Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоноболин, а в наиболее обобщенном виде они представлены В. А. Крутецким. Он выделил девять групп педагогических способностей.[33]

1. Академические способности, т. е. способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук. Они выражаются в том, что учитель знает свой предмет значительно глубже и шире объема школьной программы, постоянно следит за развитием своей науки и новыми открытиями в ней, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы скромную исследовательскую работу.

2. Дидактические способности, т. е. способности передавать материал учащимся, делая его доступным для детей, преподносить им проблему доступно и понятно, вызывать у них интерес к предмету, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, ориентировать на самостоятельное получение знаний. Учитель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом адаптировать учебный материал, сделать трудное легким, сложное – простым, неясное – понятным.

4. Речевые способности, т. е. способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, интонаций, пауз, громкости), мимики и пантомимики. Речь отличающегося этими способностями учителя на уроке всегда обращена к ученикам. В каждой ситуации урока – при опросе, объяснении нового материала, выражении одобрения или порицания – его речь характеризуется внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит, единством обращения и отношения (по И. В. Страхову[34] ), т. е. совпадением смыслового содержания произносимых слов и их интонационного оформления.

5. Организаторские способности (относятся к организации работы и учеников, и самого учителя). Педагог с высокими организаторскими способностями может сплотить ученический коллектив, мотивировать его на решение важных задач, а также правильно организовать собственную работу, разумно планировать и контролировать ее. Одним из проявлений этих способностей является выработка у опытных учителей своеобразного чувства времени – умения правильно распределить работу во времени, уложиться в намеченные сроки и даже без часов оценить количество прошедшего времени на уроке.

7. Коммуникативные способности, т. е. способность к общению с детьми, умение находить правильный подход к учащимся, установление с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие педагогического такта.

8. Прогностические способности, или педагогическая интуиция. Это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий и основанном на этом представлении, как следует себя вести при общении с каждым учащимся, какие формы и методы воздействия на него следует использовать для достижения наибольшего прогресса в его интеллектуальном и личностном развитии. Учитель с высокоразвитыми прогностическими способностями в состоянии предвидеть, что получится из ученика в будущем, прогнозировать развитие тех или иных его психических свойств и качеств.

9. Способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Наличие этой способности особенно необходимо во время урока, где учителю приходится одновременно следить за содержанием и формой изложения материала (своими или отвечающего ученика), держать в поле внимания весь класс, реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, на нарушения дисциплины и наконец следить за собственным двигательным поведением (позой, мимикой, пантомимикой, походкой, перемещениями по классу).

В трактовке Н. В. Кузьминой подчеркивается, что способности субъекта педагогической деятельности в значительной мере определяют ее успешность. Она рассматривает педагогические способности как специфическую форму чувствительности педагога к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности и к учащемуся как субъекту общения, познания, труда.[35] Исследователи школы Н. В. Кузьминой сделали важный вывод о том, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие специальные способности (например, лингвистические, математические, артистические, музыкальные, художественные, литературные) включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей, которые: а) помогают; б) нейтральны; в) мешают педагогической деятельности.

Р. С. Немов[36] среди прочих педагогических способностей отдельно выделил перечень способностей воспитательных, главными из которых являются следующие:

1) способность правильно оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать, сопереживать ему (эмпатия);

2) способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;

3) способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

4) способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

5) способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

6) способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

7) способность вызывать к себе уважение воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

В среде педагогов немало хороших учителей, сравнительно слабых как воспитатели. Встречаются и такие, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство свидетельствует о том, что сфера приложения педагогических способностей у таких людей может быть различной: либо преимущественно учительской, либо главным образом воспитательской.

Во все времена к личности педагога предъявлялись высокие требования. Так, по мнению Я.А. Коменского педагог должен быть для своих учеников не только источником новых знаний, но и образцом для поведения, подавать пример внешнего вида и манер. Педагогу необходимо быть гордостью того учебного заведения, где он преподает. Только в этом случае его будут любить ученики, ценить родители учащихся, коллеги и администрация.

Личностные качества и способности педагога, представляющие модель современного учителя представлены тремя основными направленностями:

  • Социально-нравственная направленность – представлена нравственными потребностями, моральными ценностями, чувством долга и гражданской ответственностью. Все перечисленные качества лежат в основе социальной активности учителя, то есть он не замыкается в узком кругу собственных забот, его жизнь связана с жизнью общества, в котором он живет и работает.
  • Профессионально-педагогическая направленность – предусматривает стремление педагога к саморазвитию и самосовершенствованию, постоянному повышению своего профессионального мастерства.
  • Познавательная направленность – направлена на познавательную активность педагога в рамках образовательного процесса и педагогической деятельности.

Помимо указанных направленностей, Н.В. Кузьмина выделяет три типа направленности личности современного учителя:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, ряд авторов в области педагогики выделяют различные типы и виды направленности, представляющие собой основные личностные качества и способности учителя.

Необходимо остановиться еще на одном мнении, которое выражено В.А. Сластениным. По его мнению, личностные качества учителя имеют избирательное отношение к окружающей его действительности, пробуждают и мобилизуют скрытые силы педагога, в случае необходимости. Личностные качества и способности педагога представлены мышлением, волей, эмоциями, характером и рядом направленностей на педагогическую деятельность.

В отличие от представленных выше направленностей, В.А. Сластенин считал, что направленность педагога может быть ориентирована:

  • На профессиональное самоутверждение учителя
  • На развитие коллектива учащихся и каждого отдельного ученика
  • На поставленные педагогические цели
  • На используемые педагогом средства работы

Направленность определяется личностными качествами учителями, его стремлениями в педагогической деятельности.

Профессиональные качества и способности педагога

Помимо личностных качеств и способностей учителя, особая роль отводится профессионально-педагогическим качествами и направленностям.

Профессионально-педагогические качества – это основа профессиональной деятельности учителя, представленная эмоционально-ценностным отношением к профессии и иерархией мотивов, побуждающих его на осуществление педагогической деятельности.

В основе структуры профессиональных качеств педагога лежат следующие направленности на:

  • становление и развитие личности ребенка;
  • заботу, любовь и интерес к развитию и самоактуализации каждого ребенка;
  • самого себя, свое развитие как профессионала, совершенствование и расширение педагогического мастерства;
  • самореализацию самого себя в педагогической сфере;
  • предметную сторону педагогической профессии (содержании учебного предмета).

Профессиональные качества, которые определяют эффективную модель современного учителя включают в себя:

  • неподдельный интерес к педагогической профессии;
  • педагогическое призвание;
  • природные склонности к педагогической профессии;
  • эмоционально-положительное отношение к детям, их родителям и коллегам;
  • положительное отношение, в общем, к педагогической деятельности.

Современный учитель должен не только хорошо ориентироваться в разных областях науки, составляющих предмет, который он преподает, но и иметь знания и из других областей. Находиться в курсе последних открытий, выдвинутых научных гипотез, проводимых исследованиях и перспективах развития науки и техники. То есть у современного учителя должна быть достаточно обширные знания в различных научных областях.

Учитель должен владеть необходимыми педагогическими умениями и компетенциями. Уметь адаптировать учебный материал так, чтобы он был понятен и интересен детям, легко ими воспринимался и усваивался. Предвидеть и устранять возможные трудности педагогического процесса.

Кроме того, большое значение для современного учителя имеет умение эффективно выстраивать профессиональные взаимоотношения с коллегами, учащимися и их родителями.

Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма и компетентности.

Во все времена к личности педагога предъявлялись высокие требования. Так, по мнению Я.А. Коменского педагог должен быть для своих учеников не только источником новых знаний, но и образцом для поведения, подавать пример внешнего вида и манер. Педагогу необходимо быть гордостью того учебного заведения, где он преподает. Только в этом случае его будут любить ученики, ценить родители учащихся, коллеги и администрация.

Личностные качества и способности педагога, представляющие модель современного учителя представлены тремя основными направленностями:

  • Социально-нравственная направленность – представлена нравственными потребностями, моральными ценностями, чувством долга и гражданской ответственностью. Все перечисленные качества лежат в основе социальной активности учителя, то есть он не замыкается в узком кругу собственных забот, его жизнь связана с жизнью общества, в котором он живет и работает.
  • Профессионально-педагогическая направленность – предусматривает стремление педагога к саморазвитию и самосовершенствованию, постоянному повышению своего профессионального мастерства.
  • Познавательная направленность – направлена на познавательную активность педагога в рамках образовательного процесса и педагогической деятельности.

Помимо указанных направленностей, Н.В. Кузьмина выделяет три типа направленности личности современного учителя:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, ряд авторов в области педагогики выделяют различные типы и виды направленности, представляющие собой основные личностные качества и способности учителя.

Необходимо остановиться еще на одном мнении, которое выражено В.А. Сластениным. По его мнению, личностные качества учителя имеют избирательное отношение к окружающей его действительности, пробуждают и мобилизуют скрытые силы педагога, в случае необходимости. Личностные качества и способности педагога представлены мышлением, волей, эмоциями, характером и рядом направленностей на педагогическую деятельность.

В отличие от представленных выше направленностей, В.А. Сластенин считал, что направленность педагога может быть ориентирована:

  • На профессиональное самоутверждение учителя
  • На развитие коллектива учащихся и каждого отдельного ученика
  • На поставленные педагогические цели
  • На используемые педагогом средства работы

Направленность определяется личностными качествами учителями, его стремлениями в педагогической деятельности.

Профессиональные качества и способности педагога

Помимо личностных качеств и способностей учителя, особая роль отводится профессионально-педагогическим качествами и направленностям.

Профессионально-педагогические качества – это основа профессиональной деятельности учителя, представленная эмоционально-ценностным отношением к профессии и иерархией мотивов, побуждающих его на осуществление педагогической деятельности.

В основе структуры профессиональных качеств педагога лежат следующие направленности на:

  • становление и развитие личности ребенка;
  • заботу, любовь и интерес к развитию и самоактуализации каждого ребенка;
  • самого себя, свое развитие как профессионала, совершенствование и расширение педагогического мастерства;
  • самореализацию самого себя в педагогической сфере;
  • предметную сторону педагогической профессии (содержании учебного предмета).

Профессиональные качества, которые определяют эффективную модель современного учителя включают в себя:

  • неподдельный интерес к педагогической профессии;
  • педагогическое призвание;
  • природные склонности к педагогической профессии;
  • эмоционально-положительное отношение к детям, их родителям и коллегам;
  • положительное отношение, в общем, к педагогической деятельности.

Современный учитель должен не только хорошо ориентироваться в разных областях науки, составляющих предмет, который он преподает, но и иметь знания и из других областей. Находиться в курсе последних открытий, выдвинутых научных гипотез, проводимых исследованиях и перспективах развития науки и техники. То есть у современного учителя должна быть достаточно обширные знания в различных научных областях.

Учитель должен владеть необходимыми педагогическими умениями и компетенциями. Уметь адаптировать учебный материал так, чтобы он был понятен и интересен детям, легко ими воспринимался и усваивался. Предвидеть и устранять возможные трудности педагогического процесса.

Кроме того, большое значение для современного учителя имеет умение эффективно выстраивать профессиональные взаимоотношения с коллегами, учащимися и их родителями.

Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма и компетентности.

Читайте также: