Какие специальные авиационные работы осуществляет авиация мчс россии

Обновлено: 04.05.2024

Основным предназначением Авиации МЧС России является постоянное обеспечение мобильности и эффективности действий сил РСЧС.

В повседневных условиях и условиях чрезвычайных ситуаций на авиацию МЧС России возложено решение следующих основных задач:

транспортное обеспечение проводимых мероприятий

Транспортное обеспечение включает перевозки:

правительственных, региональных и территориальных комиссий по ЧС, оперативных групп МЧС России;

формирований РСЧС (противопожарных, медицинских, поисково- и аварийно-спасательных) с необходимым оборудованием, снаряжением и имуществом;

техники, включая тяжелую, материально-технических средств, имущества, продовольствия, одежды и др.;

раненых, пораженных, больных, гражданского населения, беженцев, уникального оборудования и ценностей из зон ЧС;

гуманитарного груза, в том числе в рамках международной помощи;

российских граждан и специалистов из зон чрезвычайных ситуаций, в том числе социального и экологического характера;

выполнение полётов по линии ООН, других международных организаций и по распоряжениям Правительства Российской Федерации.

ведение общей и специальной воздушной разведки

Общая воздушная разведка проводится в целях получения данных для принятия решения на проведение АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации, а также получения достоверной информации о состоянии объектов экономики, коммуникаций, газопроводов, линий электропередач, других сооружений и коммуникаций. Общая воздушная разведка проводится путем визуального наблюдения и воздушного фотографирования (аэрофотосъемки).

Визуальное наблюдение за зоной ЧС используется руководителем работ по ликвидации ЧС в ходе рекогносцировки, а также может выполняться специально назначенными и подготовленными экипажами самолетов и вертолетов. В этом случае полученная информация передается на землю либо непосредственно по ходу полета по средствам радиосвязи, либо докладывается по прилету.

Аэрофотосъемка может выполняться днем и ночью специальными самолетами и вертолетами, на которых предусмотрена возможность установки аэрофотоаппаратов. Отснятую аэрофотопленку доставляют на пункты обработки по прилету самолета (вертолета), либо путем сброса (отстрела) кассет над рай­оном расположения пункта обработки. Об эффективности воздушной разведки можно судить по следующим показателям. Так, с использованием вертолета Ми-8 можно за 1 час провести разведку местности площадью до 250 кв. км, а вертолета Ми-6 – 300 кв. км. Более точные данные могут быть получены при оснащении вертолета комплексом разведки с вертолета (КРВ), в состав которого входят средства аэровизуальной и аэрофотографической разведки (аэрофотоаппараты, фоторужье, оптический визир и т. д.) и средства фотолабораторной обработки. В этом случае руководитель работ по ликвидации ЧС может уже через один час после приземления вертолета располагать полными сведениями о зоне ЧС с использованием аэрофотоснимков.

Специальная воздушная разведка проводится с целью получения наиболее полных данных о характере радиоактивного и химического заражения (загрязнения) местности и воздуха, пожарной и инженерной обстановки.

Радиационная разведка воздушного пространства и территории проводится для определения уровня загрязнения территории и характеристик возможного распространения радиоактивного облака в зоне ЧС. Применение специально оборудованных самолетов и вертолетов для ведения радиационной разведки позволяет в кратчайшие сроки провести оценку степени загрязненности местности (воздушной среды) на больших территориях, определить направление и скорость распространения радиоактивного облака, а в необходимых случаях - произвести замеры уровня радиации в местах с недопустимыми для присутствия людей уровнями.

Химическая разведка проводится с целью обнаружения и определения степени заражения АХОВ местности, воздуха, сооружений и других объектов, подвергшихся воздействию в результате аварий на ХОО. Химическая разведка проводится путем взятия проб и последующего их анализа в лабораториях. В ряде случаев (сильная концентрация заражения, большие территории и т.д.) посты химической разведки не имеют возможности провести взятие проб для анализа. Применение специально оборудованных самолетов (вертолетов) для ведения химической разведки позволяет выполнить ее без ограничений и производить анализы непосредственно на борту.

Инженерная разведка проводится с целью определения масштабов и характера завалов, разрушений и затоплений; установления состояния мостов; определения степени проходимости местности; выявления направлений обхода (объезда) разрушений, завалов, затоплений и др.

Пожарная разведка ведется с целью сбора сведений о местах и размерах пожаров, пути и скорости распространения огня, обнаружения водоисточников и их объемов, др.

Для решения задач борьбы с пожарами используются специально оборудо­ванные самолеты и вертолеты.

Противопожарный самолет Ил-76 оснащен двумя специальными выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмешают 42000 л воды или специальной огнегасящей жидкости. В последнее время авиация МЧС России активно использует для тушения пожаров также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 кубометров, устанавливаемые на вертолетах Ми-8 и Ми-26.

В ближайшей перспективе планируется принятие на вооружение многоцелевого самолета-ам­фибии Бе-200чс, способного забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования.

проведение поисково-спасательных и аварийных работ

К поисково-спасательным и аварийным работам с участием авиации относятся:

поиск, обнаружение и эвакуация пострадавших с изолированных объектов и площадок, спасение пассажиров и экипажей судов при бедствии на воде;

наведение наземных поисково-спасательных сил в зонах чрезвычайных ситуаций на объекты поиска, терпящие бедствие морские и речные суда;

десантирование спасательных групп парашютным, безпаращютным и посадочным способами;

демонтаж и монтаж строительных конструкций, разбор завалов.

К выполнению поисково-спасательных работ могут быть привлечены почти все типы самолетов и вертолетов МЧС России. Лишь для ведения поисково-спасательных работ в условиях высокогорья могут использоваться только вертолеты, которые имеет большую тяговооруженность.

Все вертолеты, предназначенные для спасения людей, должны быть оборудованы специальными средствами спасения людей (без посадки), средствами радиосвязи, а также внешними подвесками для подъема и транспортировки грузов.

Формирования РСЧС для проведения поисково-спасательных работ применяют, в основном, вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирс­ком вариантах.

Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета - 4000 кг, дальность полета с 28 пассажирами на борту - 500 км, максимальная высота полета - 6000 м. Вертолету разрешена посад­ка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на площадках, расположенных на высотах до 4500 м. Для посадки на е площадки ночью на вертолете установлены две фары ПРФ-4.

Вертолет Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг внутри кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. Спасательное подъемное устройство имеет мак­симальную грузоподъемность 300 кг. Практический потолок полета вертолета – 6000 м.

Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг, а также для перевозки 60 человек на носилках или 82 спасателей.

Вертолет Ми-2 используется для проведения поисково-спасательных работ при ликвидации локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту - 160 км.

Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводятся с использованием:

тяжелых транспортных самолетов для перевозки крупногабаритной техники и грузов;

вертолетов для монтажа неразборных конструкций и крупногабаритных грузов непосредственно с места аварий;

пассажирских и транспортных самолетов различных типов для доставки людей и малогабаритных грузов в зону чрезвычайной ситуации;

специально оборудованных самолетов и вертолетов для проведения дезактивационных, дегазационных, противоэпидемических и других видов работ.

Основным предназначением Авиации МЧС России является постоянное обеспечение мобильности и эффективности действий сил РСЧС.

В повседневных условиях и условиях чрезвычайных ситуаций на авиацию МЧС России возложено решение следующих основных задач:

транспортное обеспечение проводимых мероприятий

Транспортное обеспечение включает перевозки:

правительственных, региональных и территориальных комиссий по ЧС, оперативных групп МЧС России;

формирований РСЧС (противопожарных, медицинских, поисково- и аварийно-спасательных) с необходимым оборудованием, снаряжением и имуществом;

техники, включая тяжелую, материально-технических средств, имущества, продовольствия, одежды и др.;

раненых, пораженных, больных, гражданского населения, беженцев, уникального оборудования и ценностей из зон ЧС;

гуманитарного груза, в том числе в рамках международной помощи;

российских граждан и специалистов из зон чрезвычайных ситуаций, в том числе социального и экологического характера;

выполнение полётов по линии ООН, других международных организаций и по распоряжениям Правительства Российской Федерации.

ведение общей и специальной воздушной разведки

Общая воздушная разведка проводится в целях получения данных для принятия решения на проведение АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации, а также получения достоверной информации о состоянии объектов экономики, коммуникаций, газопроводов, линий электропередач, других сооружений и коммуникаций. Общая воздушная разведка проводится путем визуального наблюдения и воздушного фотографирования (аэрофотосъемки).

Визуальное наблюдение за зоной ЧС используется руководителем работ по ликвидации ЧС в ходе рекогносцировки, а также может выполняться специально назначенными и подготовленными экипажами самолетов и вертолетов. В этом случае полученная информация передается на землю либо непосредственно по ходу полета по средствам радиосвязи, либо докладывается по прилету.

Аэрофотосъемка может выполняться днем и ночью специальными самолетами и вертолетами, на которых предусмотрена возможность установки аэрофотоаппаратов. Отснятую аэрофотопленку доставляют на пункты обработки по прилету самолета (вертолета), либо путем сброса (отстрела) кассет над рай­оном расположения пункта обработки. Об эффективности воздушной разведки можно судить по следующим показателям. Так, с использованием вертолета Ми-8 можно за 1 час провести разведку местности площадью до 250 кв. км, а вертолета Ми-6 – 300 кв. км. Более точные данные могут быть получены при оснащении вертолета комплексом разведки с вертолета (КРВ), в состав которого входят средства аэровизуальной и аэрофотографической разведки (аэрофотоаппараты, фоторужье, оптический визир и т. д.) и средства фотолабораторной обработки. В этом случае руководитель работ по ликвидации ЧС может уже через один час после приземления вертолета располагать полными сведениями о зоне ЧС с использованием аэрофотоснимков.

Специальная воздушная разведка проводится с целью получения наиболее полных данных о характере радиоактивного и химического заражения (загрязнения) местности и воздуха, пожарной и инженерной обстановки.

Радиационная разведка воздушного пространства и территории проводится для определения уровня загрязнения территории и характеристик возможного распространения радиоактивного облака в зоне ЧС. Применение специально оборудованных самолетов и вертолетов для ведения радиационной разведки позволяет в кратчайшие сроки провести оценку степени загрязненности местности (воздушной среды) на больших территориях, определить направление и скорость распространения радиоактивного облака, а в необходимых случаях - произвести замеры уровня радиации в местах с недопустимыми для присутствия людей уровнями.

Химическая разведка проводится с целью обнаружения и определения степени заражения АХОВ местности, воздуха, сооружений и других объектов, подвергшихся воздействию в результате аварий на ХОО. Химическая разведка проводится путем взятия проб и последующего их анализа в лабораториях. В ряде случаев (сильная концентрация заражения, большие территории и т.д.) посты химической разведки не имеют возможности провести взятие проб для анализа. Применение специально оборудованных самолетов (вертолетов) для ведения химической разведки позволяет выполнить ее без ограничений и производить анализы непосредственно на борту.

Инженерная разведка проводится с целью определения масштабов и характера завалов, разрушений и затоплений; установления состояния мостов; определения степени проходимости местности; выявления направлений обхода (объезда) разрушений, завалов, затоплений и др.

Пожарная разведка ведется с целью сбора сведений о местах и размерах пожаров, пути и скорости распространения огня, обнаружения водоисточников и их объемов, др.

Для решения задач борьбы с пожарами используются специально оборудо­ванные самолеты и вертолеты.

Противопожарный самолет Ил-76 оснащен двумя специальными выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмешают 42000 л воды или специальной огнегасящей жидкости. В последнее время авиация МЧС России активно использует для тушения пожаров также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 кубометров, устанавливаемые на вертолетах Ми-8 и Ми-26.

В ближайшей перспективе планируется принятие на вооружение многоцелевого самолета-ам­фибии Бе-200чс, способного забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования.

проведение поисково-спасательных и аварийных работ

К поисково-спасательным и аварийным работам с участием авиации относятся:

поиск, обнаружение и эвакуация пострадавших с изолированных объектов и площадок, спасение пассажиров и экипажей судов при бедствии на воде;

наведение наземных поисково-спасательных сил в зонах чрезвычайных ситуаций на объекты поиска, терпящие бедствие морские и речные суда;

десантирование спасательных групп парашютным, безпаращютным и посадочным способами;

демонтаж и монтаж строительных конструкций, разбор завалов.

К выполнению поисково-спасательных работ могут быть привлечены почти все типы самолетов и вертолетов МЧС России. Лишь для ведения поисково-спасательных работ в условиях высокогорья могут использоваться только вертолеты, которые имеет большую тяговооруженность.

Все вертолеты, предназначенные для спасения людей, должны быть оборудованы специальными средствами спасения людей (без посадки), средствами радиосвязи, а также внешними подвесками для подъема и транспортировки грузов.

Формирования РСЧС для проведения поисково-спасательных работ применяют, в основном, вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирс­ком вариантах.

Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета - 4000 кг, дальность полета с 28 пассажирами на борту - 500 км, максимальная высота полета - 6000 м. Вертолету разрешена посад­ка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на площадках, расположенных на высотах до 4500 м. Для посадки на е площадки ночью на вертолете установлены две фары ПРФ-4.

Вертолет Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг внутри кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. Спасательное подъемное устройство имеет мак­симальную грузоподъемность 300 кг. Практический потолок полета вертолета – 6000 м.

Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг, а также для перевозки 60 человек на носилках или 82 спасателей.

Вертолет Ми-2 используется для проведения поисково-спасательных работ при ликвидации локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту - 160 км.

Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводятся с использованием:

тяжелых транспортных самолетов для перевозки крупногабаритной техники и грузов;

вертолетов для монтажа неразборных конструкций и крупногабаритных грузов непосредственно с места аварий;

пассажирских и транспортных самолетов различных типов для доставки людей и малогабаритных грузов в зону чрезвычайной ситуации;

специально оборудованных самолетов и вертолетов для проведения дезактивационных, дегазационных, противоэпидемических и других видов работ.

download PDF

Как известно, решающими для спасения жизни людей и предотвращения ущерба от пожара являются сроки прибытия пожарных и начала их действий, а они в условиях мегаполиса могут значительно увеличиваться.

Как показывает анализ пожаров, произошедших в высотных зданиях мегаполисов, пожарные и спасательные подразделения штатными средствами пока не готовы обеспечить как своевременную эвакуацию людей, так и эффективное тушение пожара на верхних этажах и кровле зданий повышенной этажности. Это часто обусловлено как отсутствием необходимой для проведения спасательных операций спецтехники, так и неэффективностью применяемых приемов пожаротушения. Используемые в настоящее время при пожарах в зданиях коленчатые подъемники обеспечивают высоту подъема до 90 м, что и определяет невозможность, как пожаротушения, так и эвакуации из верхних этажей высотных зданий. Увеличение же длины пожарных автолестниц до 100-120 метров, что технически возможно, ведёт к усложнению технологии их изготовления, к большим проблемам в доставке к месту пожара и нахождению места для их установки.

На этом фоне перспективным направлением решения проблем является развитие авиационно-спасательных технологий, обеспечение их непосредственного внедрения в современную пожарную практику, создание перспективных авиационных технических средств и методов тушения пожаров и спасения людей.

ПРЕИМУЩЕСТВА АВИАЦИИ

Преимущества применения авиации определяются, прежде всего, быстротой реагирования, возможностью создания условий оптимальной обзорности мест пожаров и способностью маневрировать силами и средствами пожаротушения и проведения спасательных работ при изменении ситуации.

Применительно к условиям тушения пожаров в высотных зданиях, силы и средства авиации МЧС, включающие самолеты, вертолеты и беспилотные комплексы, могут выполнять:

а) авиационно-спасательные работы:

  • поиск и обнаружение терпящих бедствие при пожаре;
  • наведение наземных пожарных и поисково-спасательных групп на объекты поиска;
  • эвакуация пострадавших из высотных зданий;

б) специальные авиационные работы:

  • непосредственное тушение пожара с воздуха водой или раствором замедлителя горения (ретарданта) в местах, недоступных для наземных пожарных команд;
  • ведение воздушной пожарной, инженерной, радиационной, химической разведки;
  • сдерживание распространения пожара до прибытия наземных команд, предотвращение распространения огня;
  • прокладка защищаемых полос на кровле зданий с помощью воды, пены, раствора химических веществ;
  • десантирование пожарных и спасательных групп, а также средств пожаротушения, как правило, беспарашютным и посадочным способами на крыши горящих зданий; подъем “сухой” магистральной рукавной линии на верхние этажи здания;
  • авиационно-монтажные и демонтажные работы;

в) обеспечение управлением и связью:

  • ретрансляция связи между пожарными, поисково-спасательными группами и пунктами управления.

Тушение пожаров высотных зданий в городской черте с применением самолетов ИЛ-76ТД и Бе-200ЧС не практикуется, так как такие пожары, как правило, носят одиночный объектовый (точечный) характер и при значительной вероятности дополнительных разрушений целесообразность использования самолётов для пожаротушения является довольно сомнительной. Кроме того, маловысотные полеты самолётов над городской и промышленной застройкой ограничиваются достаточно жёсткими мерами безопасности. В тоже время, полностью отвергать такую возможность нельзя. Могут сложиться условия, когда самолёт может стать единственным средством пожаротушения при значительной площади горения кровли и фасадов зданий.

ВЕРТОЛЕТЫ

В зависимости от ситуации можно выделить два основных направления использования вертолётов.

Первое направление предполагает авиационную доставку к очагу пожара и высадку штатной пожарно-десантной группы с необходимым техническим оборудованием для проведения неотложных аварийных работ и спасательных операций.

Второе – доставка и сброс воды (огнетушащего состава) непосредственно на очаг пожара с использованием водосливных устройств и водяных стволов.

Наиболее распространённым является мягкое водосливное устройство ВСУ-5 с изменяющимся объемом емкости от 1,3 до 2,5 и от 3 до 4,5 м 3 для вертолетов типа Ми-8МТ (МТВ, АМТ) и Ка-32.

Водосливное устройство ВСУ-5

Применение вертолетов с ВСУ в ходе тушения пожара предполагает также корректировку их действий для перехода, при необходимости, от вертикального сброса воды, скажем, для тушения кровли здания, к сбросу воды на фасадные элементы зданий посредством использования скорости поступательного движения вертолета и, обусловленной им инерции движения водяного облака. Это, в свою очередь, может обеспечить значительное снижение интенсивности горения, однако действуя подобным способом можно причинить ущерб больший, чем нанесет сам пожар (скажем, происходящий в одной из квартир).

Более значительный эффект может быть обеспечен при применении различных водопенных стволов с вертолета. Реализация этой идеи привлекает, как возможностью пустить водяную струю в окно горящего помещения, так и более экономным расходом тушащего вещества. Кроме того, зависнув на вертолёте рядом с источником открытого огня (что намного безопаснее, чем над ним) можно будет заливать очаг пожара навесной струей.

Применение горизонтального водопенного ствола

Независимо от направления использования ВС одним из важнейших видов действий пожарных подразделений, в том числе авиационных, является разведка пожара, которая должна вестись непрерывно с момента выезда подразделения на пожар и до его ликвидации. Её целью является получение таких данных, на основе которых руководитель тушения пожара может определить степень угрозы объекту и людям, правильно оценить обстановку на пожаре и принять квалифицированное решение.

Экипаж вертолёта, при его использовании в качестве воздушного разведчика, может обеспечить получение за минимальное время информации:

  • о наличии и характере угрозы людям при пожаре высотного здания, их местонахождении, путях, способах и средствах спасания (защиты);
  • наличии и возможности проявлений вторичных опасных факторов пожара, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;
  • месте и площади горения, а так же о направлении распространения огня;
  • наличии и возможности использования средств противопожарной защиты;
  • местонахождении ближайших водоисточников и возможных способах их использования;
  • наличии электроустановок, возможно находящихся под напряжением;
  • местах целесообразного вскрытия и разборки строительных конструкций;
  • возможных путях ввода сил и средств для тушения пожара и иных данных, необходимых для выбора решающего направления приложения усилий;
  • достаточности сил и средств, привлекаемых к тушению пожара.

БЛА

В городских условиях наряду с применением специализированных вертолетов немалый вклад в повышение эффективности комплекса противопожарных и спасательных мероприятий могут внести беспилотные авиационные системы (БАС) с беспилотными летательными аппаратами (БЛА), одной из главных задач использования которых является проведение оперативной воздушной разведки пожара до прибытия и начала работы пилотируемой авиации и наземных средств со средствами пожаротушения.

Предпочтительным по простоте организации применения и эффективности выполнения данной задачи является использование БЛА вертолетного (мультикоптерного) типа, способного производить многократный облет здания на малой скорости или зависание над ним для всеракурсного и детального осмотра очага горения.

БЛА вертолетного (мультикоптерного) типа

Кроме того, при выполнении пожаротушения зданий и сооружений особое внимание следует обратить на потенциальную безопасность полетов пилотируемых аппаратов из-за возможного наличия вблизи объекта проводов, воздушных кабелей с тросовой подвеской, антенных систем и т.п. Лучшим средством такого мониторинга, безусловно, является малогабаритный БЛА, способный до прибытия пожарных вертолетов выполнить рекогносцировку района объекта и определить безопасные параметры планируемых их маневров.

Кроме того, специфическими задачами БАС могут быть:

  • ведение визуального наблюдения наружных поверхностей высотных зданий (сооружений), в том числе крыш, а также прилегающей местности с помощью оптико-электронных систем;
  • панорамный и детальный обзор здания для определения инженерного состояния, обнаружения очагов возгорания и визуального контроля за ходом аварийно-спасательных работ в реальном масштабе времени;
  • доставка малогабаритных устройств спасения и защиты людей, отрезанных от путей эвакуации при тушении пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ

Статистика последних лет о применении авиационных технологий пожаротушения в условиях городской застройки свидетельствует о возрастании роли использования пожарных вертолетов, характерные особенности которого могут быть продемонстрированы рядом примеров.

Тушение пожара с применением вертолета

В г. Красноярске 21 сентября 2014 года днём произошел пожар в многоквартирном 24-х этажном доме. К месту пожара были вызваны вертолеты Красноярского авиационно-спасательного центра МЧС России. Всего в тушении участвовали 3 вертолета МИ-8 с ВСУ. За 34 сброса было сброшено 110 м 3 воды.

Пожар в г. Красноярске

В обоих случаях достаточно успешно применялось специальное противопожарное оборудование.

Однако, в процессе выполнения пожаротушения было установлено, что:

  • эффективность использования водосливных устройств существенно снижалась при сильном ветре, а слив огнегасящего состава в очаг интенсивного горения кратковременно способствовал распространению огня;
  • существовала опасность зацепа и повреждения мягкого бака за посторонние предметы;
  • конвективные потоки от низколетящего вертолета при подлете к очагу пожара на крыше здания также способствовали разлету искр и распространению пожара.

В целом же, так как современные внешние сливные устройства предназначены преимущественно для борьбы с лесными пожарами, то в большинстве своём, с их использованием неэффективно, а иногда и невозможно тушить иные виды пожаров, например, в городских условиях.

Значительный выигрыш мог бы быть получен при использовании горизонтального телескопического водопенного ствола вертолёта Ка-32 с дальностью струи до 45 метров и производительностью — 40 л/сек. Это позволило бы не только распылять воду на очаг пожара, но и не входить, непосредственно, в зону горения.

Однако и в этом случае имеются свои проблемы, требующие решения. У всех систем горизонтального пожаротушения главным недостатком является то, что наведение ствола на цель (в одной плоскости, а то и в обеих) осуществляется пилотом, выполняющим манипуляции с вертолётом. При расходе тушащего вещества (снижении массы вертолёта), порывах ветра, изменении движения огня ему будет крайне сложно не только удерживать машину, но еще и отслеживать процесс тушения.

В этой связи необходимо разработать автоматическую систему наведения струи на цель, то есть сделать стационарную установку горизонтального тушения подвижной и управляемой оператором. Пожарный ствол должен иметь приводы для его отклонения по горизонтали и вертикали. Штанга для размещения пожарного ствола должна выступать за пределы воздушного потока, образуемого винтом вертолёта. Пожарный ствол должен иметь оптический и инфракрасный прицелы для эффективного управления струёй огнетушащего вещества, подаваемого в очаг пожара.

ВЫВОДЫ

Главный же вывод, сделанный на основе анализа опыта применения вертолётов для тушения пожаров в городе, заключается в констатации:

— во-вторых, — острой необходимости организации дежурства вертолетной пожарно-спасательной службы.

Для выполнения противопожарных, авиационно-спасательных и специальных авиационных работ должны быть заранее подобраны и согласованы основные и запасные площадки для временного базирования и посадки воздушных судов. Во время работы вертолетов условиях ЧС эти площадки должны быть свободны от наземной техники и грузов. Площадки временного базирования вертолетов, как и стартовые позиции БЛА при их применении, должна оборудоваться средствами связи и (при необходимости) средствами радиотехнического обеспечения полетов.

Можно также определить несколько принципов создания и модернизации вертолётной техники для спасания людей и ликвидации пожаров, последствий взрывов и других чрезвычайных происшествий в высотных зданиях.

Главный принцип – модульный. Для каждого вида ЧС должен быть разработан свой специализированный быстросменяемый модуль необходимого оборудования.

Второй основополагающий принцип – мультиконтейнерный. Для каждого специализированного модуля должен быть разработан свой набор контейнеров. Например, пожарный контейнер может иметь несколько модификаций по видам пожаров. В них должны быть наборы рукавов, оборудования, инструментов, средств защиты дыхания, средств защиты от опасных факторов пожара, аварии и т.п. Медицинский модуль также может иметь несколько модификаций по масштабам, массовости травматизма и поражения людей, по необходимости оказывать специализированные виды медицинской помощи.

Третий принцип – модульно-системный, т.е. должно быть обеспечено использование контейнеров из состава разных модулей в интегрированном модуле для решения необычных, неординарных, экстремальных задач. Каждый модуль должен разрабатываться с учётом объекта, места, времени и тактики применения, соответствовать единой концепции, его состав должен иметь научное обоснование, хорошую конструкторскую проработку. Каждый модуль должен иметь своего заказчика, свои этапы создания и свои механизмы реализации.

Реализация перечисленных принципов позволит перейти от разовых локальных случаев использования вертолётов к созданию мобильной, всепогодной, с высокой готовностью службы, способной обеспечить широкомасштабную и достаточно надёжную защиту высотных зданий в городах.

Использованные источники

1 Методические рекомендации по применению вертолетов при тушении пожаров – утверждённые Статс-секретарём — заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных, – 2011 г.

Многоцелевые летательные аппараты (ЛА) — аппараты, способные выполнять разнородные задачи без измене­ния их конструктивной схемы.

Универсальность ЛА обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой многоцелевой ЛА может выполнять функции разведывательного. Некоторые конструкции ЛА позволяют быстро производить в аэродромных условиях их радикальное пе­реоборудование. Так, на вертолётах Ка-26 (Ка-126, Ка-226) в зависимости от задания можно установить пассажирскую кабину, грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле­бёдку для краново-монтажных работ, оборудование для сельхозработ и т.п.

Часто к многоцелевым относят и ЛА, выпускающиеся в большом числе вариантов раз­личного назначения или специализированных модификаций, при этом рассматриваются все ЛА данного семейства. К многоцелевым можно отнести самолёты Ан-2, Ан-14, Ан-28, вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ка-32 и другие.

В МЧС России многоцелевые летательные аппараты представлены только вертолётами -отечественными Ми-2, Ми-8, Ка-32, западноевропейскими Во.105 и ВК-117. В ближайшей перспективе должны быть приняты на вооружение вертолёт Ка-226 и самолёт Бе-200.

б) Транспортная авиация

Транспортная авиация включает ЛА, предназначенные в первую очередь для пере­возки грузов (грузовые и военно-транспортные ЛА), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские ЛА).

Грузовые ЛА - транспортные самолёты и вертолёты для перевозки почты, грузов, техни­ки с сопровождающим их персоналом. Грузовые ЛА имеют, как правило, грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз; оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием для размещения груза. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Важнейшие характеристики грузовых ЛА — грузоподъёмность; скорость, дальность и себе­стоимость перевозки; габаритные размеры и объём грузовой кабины.

В качестве грузовых ЛА можно использовать и воздухоплавательные аппараты в силу их большой грузоподъёмности. Однако эксплуатация дирижаблей была практически свёрну­та после 2-й мировой войны. В 70-х годах в ряде стран (в т.ч. в СССР) велись исследования по целесообразности применения дирижаблей для транспортировки крупногабаритных тя­жёлых (до 500 т) грузов, но реальной практической реализации эти исследования пока не по­лучили, несмотря на большое число проектов.

Транспортно-десантные (в т.ч. военно-транспортные ЛА)предназначены для вы­броски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных.

Их фюзеляж обычно представляет собой грузовую кабину для размещения личного со­става перевозимых войск, военной техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в этих кабинах устанавливают десантно-транспортное обо­рудование.

На большинстве ЛА в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку ЛА на земле. Некоторые аппараты оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа, а сверхтяжёлые самолё­ты могут иметь ещё и откидную носовую часть для ускорения и облегчения загрузки и раз­грузки. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски десантников, бое­вой техники и грузов десанта на парашютных системах или реактивных платформах.

Пассажирские ЛА- самолёты и вертолёты, предназначены только для перевозки лю­дей. В чистом виде используются только гражданскими пассажирскими авиакомпаниями. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты любых компаний независимо от их формы собственности также могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо­рудования.

Грузопассажирские ЛА - быстро переоборудуемые (конвертируемые) модификации пассажирских ЛА. При проектировании базового самолёта и вертолёта в конструкции фюзе­ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз­лы крепления контейнеров и поддонов. Целью создания грузопассажирского ЛА является лучшее использование его грузоподъемности. Все транспортные вертолёты (Ми-8, Ми-6, Ми-26) имеют грузовые модификации, однако и в пассажирском (десантном) варианте они оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.




В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76тд, Ан-74п и, в перспективе, Ан-124; вертолёты Ми-2, Ми-8т, Ми-6 и Ми-26т. Для пере­возки пострадавших из зон ЧС авиационный парк МЧС России располагает пассажирскими самолётами Як-40, Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26т и Ми-8мтв. Они могут выполнять и специфические функции. Например, Ми-8мтв и Як-40 имеют моди­фикации в варианте "салон", Ил-62м и Як-42д - в варианте "воздушный пункт управления", которые предназначены для обслуживания руководства Министерства.

в) Поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательные ЛАпредназначены для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов и т.п., а также эки­пажей спускаемых космических кораблей. Самолёты и вертолёты оснащены радиопеленгационной и другой поисковой радиотехнической аппаратурой. Их экипажи обучены приёмам по­иска пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. На борту находятся врачи, спасатели-парашютисты, а также аварийно-спасательное имущество и снаряжение. Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро­сами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, надувные плоты, продовольствие, если невозможно произвести посадку гидросамолёта с последующим его взлётом.

Основными поисково-спасательными ЛА в нашей стране, большинство из которых приме­няется и в МЧС России, являются специализированные вертолёты ОКБ им. Н.И. Камова - Ка-32а и Ка-226а. Кроме того, в поисково-спасательных вариантах выпущены гидросамолёт Бе-200чс, вертолёты ОКБ им. М.Л.Миля - многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8пс, гидровертолёт Ми-14, десантный вертолёт Ми-24пс, а также многоцелевые западноевропейские вертолёты Во.105 и ВК-117.

г) Авиация специального назначения

Противопожарные ЛА предназначены для борьбы с огнём в лесных массивах и тор­фяниках. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8мтв и Ка-32п - ВСУ-5, Ми-26тп - ВСУ-15 ёмко­стью 5 и 15 тонн огнегасящего раствора соответственно. Самолёт Ил-7бтд оснащается быстросъёмным выливным авиационным прибором ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 тонн воды. В ближайшее время начнётся эксплуатация новейшего самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 тонн воды. В России, помимо этого, для тушения пожаров применя­ются самолёты Ан-2п, Ан-26п и Бе-12п.

ЛА экстренной медицинской помощиМЧС России предназначены для оказания не­отложной медицинской помощи на местах, экстренной воздушной госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения; оказания планово-консультативной помощи врачам районных и участковых больниц; участия в проведении срочных санитарных и про­тивоэпидемических мероприятий и т.д., и аналогичны ЛА санитарной авиации системы здравоохранения России, использующей самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения.

Санитарный ЛА обеспечивает размещение в пассажирском салоне больных в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек­сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта.

В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-2, Ан-14, Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-76. Грузовые кабины Ми-8, Ми-26 и Ил-76 могут быть обо­рудованы как летающие госпитали или операционные.

Самолёт Ил-76 МЧС России способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита"; аэромобильный госпиталь, рассчитанный на 50 койко-мест, и базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар­ные вертолёты Во.105 и ВК-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель", рассматривается вопрос о его пере­даче МЧС России.

ЛА управления и связипредназначены для руководства силами и средствами с воз­душных пунктов управления и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем­ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в виде воздушного пункта управления выполнены самолёты Ил-62м, Як-42д и вертолёт Ми-8мтв.

Патрульно-разведывательные ЛА МЧС России используются для мониторинга (на­блюдения) состояния местности и окружающей среды в заданном районе, выполнения общей и специализированных видов разведки.

Патрульные ЛА выполняют какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод, лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач в отдаленных районах и т.п. Для подобных задач привлекаются те же ЛА, что и для разведыва­тельных полётов.

Разведывательные ЛА предназначены для ведения воздушной разведки войск и воен­ных объектов противника, своей и вражеской территорий. Военные разведывательные само­лёты в зависимости от назначения и конструкции состоят из самолётов тактической, опера­тивной и стратегической разведки. Военные вертолёты используются только для ведения тактической разведки.

Кроме того, самолёты и вертолёты могут использоваться как в военной, так и граждан­ской области для ведения инженерной, радиационно-химической, медико-биологической, экологической, бактериологической (в интересах Минобороны, МЧС, МВД, Минздрава), ме­теорологической, лесной, ледовой, морской (для ВМФ, ФПС, Минсельхоза, Минлесхоза, Минрыбхоза, Гидромета и т.д.) и других видов специальной разведки.

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки ЛА оборуду­ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео­съемки в различных масштабах, радиосвязными и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо­ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля. Получают развитие устройства автоматической обработки информации прямо на борту ЛА.

Патрульно-разведывательные модификации имеют самолёты Ан-30, Ан-74, Бе-200; вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-226. В МЧС России для этих же целей применяются вертолёты Во. 105 и ВК-117.

Наряду с пилотируемыми ЛА для ведения оперативной и тактической воздушной разведки, мониторинга местности, обеспечения устойчивости управления и связи могут приме­няться также различные типы беспилотных ЛА, а также воздухоплавательные аппараты и летающие платформы.

Летающие платформы- перспективные пилотируемые или беспилотные вертикально взлетающие аппараты с вертолётными несущими винтами (вертолёты), воздушными винта­ми-пропеллерами самолётного типа (собственно платформы) или вертикально расположен­ными реактивными двигателями (реактивные платформы), создающими подъёмную силу.

МЧС России финансирует работы фирмы Камова по разработке привязного и автоном­ного вариантов беспилотной платформы вертолётного типа с соосными несущими винтами для мониторинга и общей разведки местности, обеспечения устойчивости управления и свя­зи - вертолёта Ка-137.

Планируемый состав авиации МЧС России

Тип ЛА Марка ЛА Количество ЛА (шт.)
в АГ во ВКЭР
Самолёты Ан-124 -
Ил-76 -
Ан-74 -
Ил-62 -
Як-42 -
Бе-200 -
Всего самолётов -
Вертолёты Ми-8
Ми-26
Ка-32
Ка-226
Во.105 -
ВК-117 -
Всего вертолётов
Итого по Авиации МЧС России

Второй учебный вопрос

2. Назначение, основные технические характе­ристики штатных комплектов технических средств, аварийно - спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования

Читайте также: