Какие современные образовательные технологии применимы для ознакомления дошкольников с профессией

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Аккуратнова Татьяна Николаевна

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

Аннотация: в статье рассматриваются основные современные технологии и методы профориентационной работы в условиях дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО.

Annotation: the article considers the basic modern technologies and methods of vocational guidance in pre-school organizations in accordance with Federal state educational standard of preschool.

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональная направленность, социализация личности, педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, приемственность.

Key words: early career guidance, professional orientation, socialization, educational technology, information and communication technologies and the succession.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность не является иключением. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Дошкольная образовательная организация – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем [5].

Профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять и традиционные методы обучения и воспитания, такие как:

- словестный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

-практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом [2, с. 24].

К системе дошкольного обучения и воспитания на современном этапе развития общества предъявляются высокие требования и здесь задачей педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод проектов так как он основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию. Метод проектов позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения [1, с. 253].

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности. Самое главное правило для взрослых - ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть.

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.). В играх показана работа различных учреждений (магазин, больница, и т.д.).

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

В играх дети пытаются изобразить профессии своих родителей, однако сложность работы по ознакомлению их с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно [3, с. 116].

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада воссоздать очень сложно, а порой и невозможно. Поэтому использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение.

Стоит отметить, что детская профориентация имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

4. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

В авторском проекте представлен системный подход к организации профориентационной работы с дошкольниками. Проект рассчитан на 4 года. Разработано перспективное планирование по теме. Отобран материал для работы с родителями воспитанников. Разработаны игры с применением современных образовательных технологий.

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Обновление содержания дошкольного образования в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала ребенка. Гуманистическая парадигма актуализирует интерес к детской личности, что обеспечивается использованием личностно-ориентированных технологий обучения. Инновационные образовательные технологии перспективны, поскольку преимущества технологий личностно-ориентированной направленности заключаются в их нацеленности на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышении роли самостоятельной деятельности обучающихся.

  • Т - требования времени;
  • Е – единство целей и задач;
  • М – мотивация и стимулирование;
  • П – пути решения и приоритеты деятельности.

Реализуя данный проект в дошкольных учреждениях, особое внимание обращается на раннюю профориентацию дошкольников.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

  • Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
  • Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
  • Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
  • Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

  • Обеспечить преемственность в профориентационной работе между детским садом и школой для дальнейшей реализации регионального образовательного проекта ТЕМП.

Задачи проекта:

  • Изучение психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольника о профессиях
  • Создание условий для осуществления профориентационной работы с дошкольниками
  • Формирование различных знаний о мире профессий, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности
  • Способствование переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ожидаемые результаты работы:

  • Сформированность у детей обобщенного представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • активизация познавательной деятельности дошкольников, повышение интереса к профессиям взрослых;
  • развитие чувства уважения к людям разных профессий;
  • развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • повышение уровня мотивации у родителей к участию в образовательном процессе ДОУ.
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности
  • разработка пособий по ранней профориентации дошкольников на основе современных образовательных технологий

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико-ориентированный.
  • По продолжительности: долгосрочный
  • По характеру контактов: внутригрупповой во взаимодействии с семьей и социумом
  • По количеству участников: фронтальный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое:

Интернет-ресурсы

Материально-техническое:

Планирование проектной деятельности

Содержание

Сроки реализации

I

Психологические аспекты формирования ранних представлений ребенка о профессиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Консультация для воспитателей

Новые подходы к организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Воспитатель МБДОУ д/с №1

Г. Бикин Хабаровского края

«Любовь ребенка к людям труда-

В. А. Сухомлинский

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

За последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

- различные виды игр;

- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

- чтение художественной литературы;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

различных ситуациях, имитационные упражнения);

Нетрадиционные формы:

- творческое моделирование и проектирование;

- разработка и составление алгоритмов;

- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию)связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:

(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)

-Материал для труда

-Польза труда для общества

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Для решения этих задач необходимо иметь:

-перспективный план по ознакомлению детей с профессиями,

-наглядный и методический материал,

-информация о самых востребованных профессиях.

Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.

Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.

Создание сюжетно-ролевых игр, по изучаемым профессиям.

Экскурсии, беседы, праздники, занятии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, театрализованные представления, конструирование, макетирование, коллекционирование.

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.

Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.

Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;


РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДОУ

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых.

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ- технологии.

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. Больше всего дошкольники любят играть. Игра – ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?

Формирование представлений дошкольников о мире профессий и труда– это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

  • Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  • Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • – опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • – коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
  • Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
  • Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.


Литература

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Читайте также: