Какие профессии появились в россии в 1991 году

Обновлено: 16.05.2024

Социальная работа как профессия существует в России с 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих министерства труда СССР были внесены дополнения. В этих допол­нениях характеризовались пять новых должностей – социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением соци­альной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и специали­ста по социальной работе. Различаясь должностными обязанностями и квали­фикационными требованиями, они образовывали иерархию в рамках профес­сии социального работника. В 1991 г. началась подготовка социальных работников, центрами которой стали университеты, а также педагогические и медицинские институты. Кроме того, социальная педагогика приобрела статус научной специальности. Переход в России к профессиональной помощи нуждающимся был обусловлен острым кризисом, поразившим её экономику, политику и социальную сферу. Попытки реформирования социализма, нашедшие своё выражение в политике перестройки, не увенчались успехом. К началу 90-х годов стало очевидно, что советская система социальной защиты, не отличавшаяся достаточной эффективностью, должна быть заменена профессиональной помощью нуждающимся, которая уже в течение нескольких десятилетий демонстрировала свою действенность во многих странах мира.

Обострение социальных проблем в современной России. Как и в любой другой стране, переход к рыночной экономике в России связан с усилением социальной незащищённости различных слоёв населения. Сопровождаемый непрерывным ростом цен, он привёл к резкому ухудшению материального поло­жения тех социальных групп, которые существуют на средства из государст­венного бюджета. Поскольку эти средства стремительно обесцениваются, госу­дарство пытается компенсировать их частичную потерю населением с помо­щью различного рода выплат, которые, однако, не поспевают за ростом цен.

Когда говорят о социально незащищённых группах, имеют в виду прежде всего женщин, стариков и детей. Именно эти социальные группы в полной ме­ре ощутили на себе отрицательные последствия экономических преобразова­ний, осуществляемых в настоящее время в России. Не секрет, что женщины по-прежнему подвергаются дискриминации, хотя формально они обладают теми же правами, что и мужчины. Дискриминация женщин проявляется в профес­сиональной сфере, где предпочтение обычно отдаётся мужчинам, не обреме­нённым в большой степени заботами о маленьких детях, а также в быту, кото­рый настолько их затягивает, что они часто лишаются возможности улучшить своё материальное положение с помощью дополнительных заработков. Этой возможности лишены также старики, для которых единственным источником существования является пенсия, не достигающая часто уровня прожиточного минимума. Что касается детей, то в условиях перехода к рынку они оказались лишёнными многих социальных благ, которые прежде были общедоступными (например, бесплатное пользование различными кружками и спортивными сек­циями). Вместе с ухудшением экономического положения в стране это приво­дит к тому, что среди детей всё более широкое распространение получает от­клоняющееся поведение. Кроме того, угрожающих размеров достигло за по­следнее время социальное сиротство.

Особенностью нынешнего положения в России является то, что в число социально незащищённых групп попали не только те, кому всегда приходилось тяжелее других, - женщины, дети, старики, - но и те, кто по уровню своего благосостояния принадлежали прежде к средним слоям общества. Речь идёт пре­жде всего о деятелях науки, культуры и образования, которые, за исключением небольшого слоя элиты, находятся по существу на грани нищеты. Так, деятель­ность преподавателей высших учебных заведений не гарантирует им необходи­мый уровень материального благосостояния, вынуждая их либо искать допол­нительные источники существования, либо вообще оставлять её. Это отражает существующую систему государственных приоритетов, в которой высшее об­разование занимает одно из последних мест.

Обострение социальных проблем, характерное для современной России, выражается также в усилении маргинальности, которое имеет как экономиче­ские, так и политические причины. К экономическим причинам усиления маргинальности можно отнести стремительное расслоение российского общества на богатых и бедных, доходы которых порой просто несоизмеримы, а также рост безработицы, неизбежно сопутствующий переходу к рыночным отношениям. Что касается политических причин усиления маргинальности, то они связаны с наличием многочисленных очагов напряжённости как в самой России, так и в большинстве государств, входивших прежде в состав Советского Союза. Наличие этих очагов напряжённости приводит к тому, что то в одном, то в другом месте бывшего СССР возникают политические или этнические конфликты, нередко перерастающие в настоящие войны. В результате этих конфликтов гибнут сотни людей, а ещё большее количество их, исчисляемое уже десятками тысяч, вынуждено покидать места своего постоянного прожи­вания, пополняя тем самым ряды беженцев.

Увеличение числа нищих, безработных, беженцев и других маргиналь­ных личностей способствует росту преступности, наблюдающемуся в настоя­щее время в России. С другой стороны, рост преступности приводит к усиле­нию маргинальности, поскольку далеко не все лица, освобождаемые из заклю­чения, не только хотят, но и могут вернуться к нормальному образу жизни. Многим из этих лиц уготована судьба бомжа, представляющего собой класси­ческий пример маргинальной личности.

Усиление маргинальности в России имеет своим результатом такое обще­ственное явление, как люмпенизация населения. Под люмпеном имеются в ви­ду люди, потерявшие всякую связь с социальными группами, к которым они принадлежали. Не имея культурных традиций, люмпен составляет социальную базу различных радикальных движений, выступающих за насильственное пе­реустройство общества.

Обострение социальных проблем в современной России находит своё вы­ражение и в росте неуверенности людей, связанном с переоценкой ценностей. Переходный период от тоталитаризма к демократическому обществу, основан­ному на рыночной экономике, предполагает отказ от одних ценностей, казав­шихся многим людям незыблемыми, и принятие других. Такой отказ, однако, не может происходить безболезненно, особенно для пожилых людей.

В течение семи десятилетий в российском обществе насаждалась психо­логия социального иждивенчества, представляющая собой веру в то, что именно государство должно решать проблемы своих граждан, а не они сами. Хотя многие из этих проблем не решались должным образом (как это имело место, например, с обеспечением людей жильём), не допускалась даже мысль, что они не могут быть полностью решены. Лишившись привычной веры во всемогущее государство и столкнувшись с необходимостью самим решать свои проблемы, многие люди не только растерялись, но и стали испытывать страх за своё буду­щее, который может быть причиной таких негативных явлений, как психиче­ские расстройства или самоубийства.

Переход от тоталитаризма к демократическому обществу требует сущест­венных изменений в социальной политике государства, которая должна осно­вываться не на лживых обещаниях (например, обеспечить к определённому сроку каждую семью изолированной квартирой или отдельным домом), а на действительном соотношении между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Такие изменения происходят в последние годы в России, хотя говорить о нормальном функционировании в ней социальной сферы было бы ещё рано. Сделаны, однако, два шага, которые позволяют рассчитывать в обозримом будущем на значительное улучшение положения в этой сфере. Во-первых, государство не пытается больше защищать в равной степени всех сво­их граждан, обращая особое внимание на тех, кто находятся в наиболее тяжё­лом положении, а во-вторых, начата подготовка людей, профессионально за­нимающихся помощью нуждающимся.

Особенности социальной работы в России. Хотя социальная работа воз­никла в России только в 1991 г., своими корнями она уходит во времена древ­них славян, которым были уже известны простейшие формы помощи нуждаю­щимся. После крещения Руси, осуществлённого князем Владимиром в конце 10 в., систематический характер приобрела благотворительность. В течение нескольких столетий она осуществлялась только частными лицами и церковью, а с 19 в. ею стали заниматься общественные организации. Ещё при Иване Гроз­ном была сформулирована идея государственной помощи нуждающимся, хотя своё воплощение она получила только во времена Екатерины II, которая завер­шила начинания Петра I в сфере призрения. Земская реформа, проведённая Александром II, передала вопросы призрения в ведение органов местного само­управления. Короче говоря, к концу 19 в. Россия имела не только развитую бла­готворительность, но и систему государственной помощи нуждающимся, на ос­нове которых в странах Запада возникла социальная работа. Почему, однако, она не пошла тем же путём, что и эти страны? Иными словами, почему соци­альная работа возникла в России не в начале нынешнего столетия, как в стра­нах Запада, а в его конце?

Прежде чем пытаться ответить на сформулированные нами вопросы, вспомним о том, что начало 20 в. в России было отмечено повышенным инте­ресом к политике, который отодвинул на второй план проблемы экономики и социальной сферы. Две войны (русско-японская и первая мировая), а также три революции имели своим результатом установление власти Советов, которые взяли курс на построение социалистического общества, кладущего конец гос­подству частной собственности. Поэтому более корректно было бы спросить, почему в Советской России не возникла социальная работа? Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная помощь нуждающимся вошла в жизнь российского общества только в последнее десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной жизни, начавшимся в Рос­сии после Октябрьской революции 1917 г. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу о всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для её осуществления. Действительно, значительная часть советского бюджета поглощалась расходами на оборону и содержание бюрократического аппарата, а подготовка специалистов, которые на профессиональ­ном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не осуществлялась.

В своём дальнейшем развитии Россия может либо следовать демократи­ческим принципам, либо попытаться свернуть на путь тоталитаризма, социаль­ная база которого в ней всё ещё широка. Демократические принципы развития нашли отражение в её конституции, принятой в 1993 г. В статье 1 этой консти­туции Россия провозглашается правовым государством, предполагающим на­родный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государ­ства, связанность государства конституционным строем, верховенство консти­туции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделе­ние властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость суда, а также приоритет норм международного права над нормами национального права. Из её правового харак­тера вытекает, что она является также социальным государством, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека (статья 7). Создание социального государства предпола­гает развитие профессиональной помощи нуждающимся, которую можно рас­сматривать как деятельность, направленную на обеспечение конституционных прав граждан. Таким образом, необходимым условием развития в России соци­альной работы является сохранение ею верности принципам демократии.

Возврат к тоталитаризму, предполагающий восстановление гегемонии государства в различных сферах общественной жизни, затормозил бы развитие социальной работы в России, хотя и не смог бы уже остановить его. Во-первых, он сделал бы главной фигурой в социальной работе чиновников, а не тех, кто занимаются непосредственной помощью нуждающимся. Усиление роли чинов­ников в социальной работе привело бы к обеднению её содержания, которое всё в большей степени превращалось бы в бумажный поток, состоящий из раз­личных директив и отчётов об их исполнении. Кроме того, в условиях тотали­таризма наступает спад в сфере благотворительности, которую объединяет с социальной работой направленность на помощь нуждающимся. Он приводит к дегуманизации общества, которое начинает терять чувствительность к пробле­мам, встающим перед людьми в их повседневной жизни.

1Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до концаXVIIIвека. Пособие для учителя. М., 1989. С. 13.

4Кнышенко Ю. В. История первобытного общества. Ростов-на-Дону, 1973. С. 203.

1Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до концаXVIIIвека. Пособие для учителя. М., 1989. С. 21.

2Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжестваXII-XIIIвеков. М., 1993. С. 246.

3Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. С. 37.

4Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. СПб., 1994. С. 78.

5Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. СПб., 1994. С. 77.

1Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Кн. 1. Ростов-на-Дону, 1989. С. 201.

1Изборник (Сборник произведений литературы древней Руси). М., 1969. С. 153.

2Цит. по: Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бади. М., 1994. С. 6.

1Цит. по: Ведомство учреждений императрицы Марии (1797-1897). СПб., 1897. С. 16.

1См.: Малярова Н. В., Несмеянова М. М. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 79.

2Сухоруков М. Социальная работа в России // Социальная защита. 1996. № 1. С. 122.

3Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996. С. 141.

1Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996. С. 173.

1Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996. С. 186.

1Социальная работа. Словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко. М., 1998. С. 68.

2Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987. С. 13.

1Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 23. С. 1.

2Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М., 1983. С. 210.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 2. С. 498.

2Сухоруков М. Социальная работа в России // Социальная защита. 1996. № 1. С. 123.

1Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 70.

2Взаимосвязь социальной работы и социальной политики // Под ред. Ш. Рамон. М., 1997. С. 11.


1. Шахтер

Советские шахтеры получали нешуточные деньги. |Фото: anrb.ru.

Кто-то скажет, что в СССР формировался своеобразный культ рабочих профессий. Особенно в Советском Союзе до Второй мировой войны. Правильнее было бы сказать, что в СССР формировался культ труда. И все же многие действительно тяжелые и важные профессии всячески превозносились государственной пропагандой. Ярчайший пример – шахтер. Поддерживали трудяг не только словом, но и рублем. А также многочисленными льготами, премиями, государственными наградами.

2. Телевизионный мастер

Телевизор в СССР был как смартфон сегодня. |Фото: fishki.net.

В XX веке телевизор был почти в каждом доме, точно также, как сегодня смартфон и компьютер. А потому и телевизионные мастера были людьми исключительно востребованными. Конечно, труд телевизионного мастера был не настолько облит пафосом со стороны пропаганды и не настолько обласкан государственной поддержкой, зато телемастера были в огромном авторитете в народе. В любой деревне радиотехник, способный починить телевизор, – один из самых уважаемых людей!

3. Строитель

Строители хорошо зарабатывали. |Фото: shnyagi.net.

Сегодня, когда вокруг тебя железно-стеклянный мегаполис, сложно понять советских людей 30-50-х годов XX века, которые своими глазами каждый день видели, как из ничего благодаря труду сотен тысяч строителей растут на пустом месте города, поселки и заводы. Быть строителем в СССР было не просто, однако почетно. А самое главное, что этот почет всегда конвертировался в гарантированную, стабильную и солидную зарплату. Люди не боялись работать руками, а потому охотно соглашались ехать на стройки социализма. Тем более, что там можно было намного быстрее заработать на автомобиль (а то и несколько) и даже на квартиру вне очереди.

4. Водитель

СССР был великой державой грузовиков. |Фото: ucoz.ru.

5. Учитель

Учителя в СССР пользовались большим авторитетом. |Фото: dom-puha.ru.

Не только учитель, любой педагог в стране советов был человеком уважаемым. В первую очередь этому способствовала атеистическая идеология полностью сконцентрированная на материалистическом видении мира. Быть начитанным считалось модным. Даже в колхозах мужики выписывали научные журналы. Педагоги в Советском Союзе не зарабатывали золотые горы, однако получали льготы и премии. И что не менее важно: пользовались огромным уважением со стороны населения.

6. Врач

Советское здравоохранение было для всего народа. Советская медицина немало дала всему миру. |Фото: ok.ru.

Советское здравоохранение может и не было самым лучшим на планете, но оно было самым массовым и доступным. Наряду с культом учености в Стране Советов ковался и культ здорового образа жизни. Как и учителя, врачи пользовались большим уважением в народе, имели стабильный и не самый плохой доход, который гарантировал, что система здравоохранения не будет испытывать того дефицита кадров, который имеется во всех странах бывшего социалистического лагеря сегодня. Ведь именно из дефицита рук, созданного ужасными условиями труда, и вытекают все проблемы в медицине, от которых страдает население сегодня.

7. Милиционер

Милиция всегда защищает в первую очередь правящий класс.. |Фото: livejournal.com.

И хотя коррупция в органах была и в Советском Союзе, расцвет рыночной экономики совершенно явно не пошел на пользу силовым структурам с точки зрения понятий чести и честности.

Если хочется узнать еще больше интересного, стоит почитать про один девайс из СССР, или Как сделать , чтобы пища не пригорала.

Главное — желание помогать. Все о профессии социального работника в России

8 июня в России отметили День социального работника. Сложно найти другую такую профессию, в которой столь огромное значение приобретала бы искренняя и безграничная любовь к людям. Абсолютно любым: одиноким или многодетным, пожилым или, наоборот, совсем еще малышам, больным, бездомным, нищим, со скверным характером или сумевшим сохранить добро в душе, несмотря на все лишения и невзгоды. У каждого из них своя история и своя судьба, чаще всего тяжелая. И каждого нужно выслушать, вникнуть в суть проблемы, дать совет, поддержать или просто молча оказать необходимую помощь: посодействовать в получении документов и трудоустройстве, вывести на прогулку, устроить на ночлег, принести продуктов, убрать в квартире, переодеть, искупать или даже заварить чай.

Не ради регалий, званий, карьерного роста, престижа или дохода идут люди в эту профессию. Желание помогать нуждающимся — вот, что движет тем, кто решил связать свою жизнь с социальной работой. Другие на этой службе не задерживаются — не выдерживают колоссальной психологической нагрузки и уходят в другие сферы.

Как стать социальным работником? Куда пойти учиться? Какими качествами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь этой профессии? Ответы на эти и другие вопросы — в материале журналиста ФАН.

Как зарождалась профессия в России

Может показаться, что социальный работник в нашей стране — профессия сравнительно новая родом максимум из Советского союза или и вовсе из перестроечных времен.

Надежным пристанищем для обездоленных и оставшихся без крыши над головой всегда служили монастыри и церкви, служители которых всегда были готовы поддержать в трудную минуту и приютить, обучали чтению, письму и счету ребят из самых бедных семей.

Одной из наиболее значимых вех в истории отечественной благотворительности можно считать 8 июня 1701 года (отсюда и дата профессионального праздника всех социальных работников, который будет учрежден почти три столетия спустя). В этот день первый Император Всероссийский Петр I своим указом повелел открывать во всех губерниях богадельни, в которых специальные служащие осуществляли бы присмотр и уход за больными, калеками и детьми, оставшимися без попечения родителей. Можно сказать, что официальная история социальных служб в России началась именно с этого знаменательного момента.

Заботой об обездоленных занимался не только Петр, его примеру следовали и другие правители. Так, большую озабоченность судьбой бедных и болящих выражала Екатерина II, стараниями которой в разных уголках Империи стали один за одним появляться дома престарелых, сиротские и родильные дома для неимущих. Их работники занимались уходом за стариками и больными, учили детей из бедных семей.

Расцвет благотворительной деятельности пришелся на XIX век. В 1802 году начало свою работу Императорское человеколюбивое общество, приносившее пользу людям до 1918 года. Особенно ценно, что в этот период идеи гуманного отношения к близким стали распространяться не только среди знати и высших эшелонов власти, но и среди простого народа.

И, конечно, нельзя забывать о сестрах милосердия, также появившихся в дореволюционной России в XIX веке. Первые подобные общины, основанные влиятельными меценатами, стали открываться после 1844 года. Любая девушка могла прийти туда, обучиться уходу за больными и начать трудиться в приютах и больницах. Полученные знания и навыки особенно пригодились во время Крымской войны. Сестры милосердия самоотверженно выхаживали раненых солдат, порой с риском для собственной жизни.

Деятельность социального работника имеет свои плюсы и минусы

Чем занимается социальный работник: описание профессии

Как мы уже поняли, социальный работник — это не про специальность, а про призвание. Представители этой профессии много общаются с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, и оказывают им самую разнообразную помощь. Функционал специалистов в данной области сильно разнится в зависимости от того, в какой структуре человек трудится.

Работники оказывают своим подопечным следующие виды помощи:

• Выявляют тех, кто нуждается в той или иной поддержке и предлагают им свои услуги.
• Оформляют всевозможные документы, справки, выписки, рецепты на лекарства, путевки и т.д.
• Оплачивают счета за коммунальные услуги.
• Покупают продукты и предметы первой необходимости.
• Сопровождают в различных учреждениях и на культурных мероприятиях.
• Оказывают моральную и иную поддержку в кризисных ситуациях.
• Помогают разобраться в юридических вопросах или подсказывают, куда обратиться, если сами не располагают достаточными знаниями.
• Обеспечивают связь с госорганами, медицинскими учреждениями и прочими организациями, которые занимаются лечением, обеспечением лекарственными средствами, трудоустройством и прочими аспектами в зависимости от потребностей и нужд подопечного.
• Навещают больных, следят за состоянием их здоровья, приемом медикаментов и соблюдением рекомендаций врача, оказывают помощь в гигиенических процедурах и т.д.
• Покупают необходимые лекарства и средства гигиены.
• Оказывают услуги бытового характера (уборка в квартире, поход по магазинам, приготовление пищи, мойка посуды, вынос мусора).
• В срок предоставляют руководству всю необходимую отчетность (чеки, графики посещений и т.д.).

Данный перечень не является полным, но дает представление о степени физической и психологической нагрузки, которые испытывают профессиональные социальные работники.

Кто обращается за помощью:
• Пенсионеры.
• Одинокие старики.
• Различные категории инвалидов и их семьи.
• Лица без определенного места жительства.
• Многодетные семьи.
• Сироты.
• Малоимущие.
• Лежачие больные.
• Жертвы домашнего, сексуального и иного насилия.
• Беженцы из зон активных боевых действий.
• Бывшие заключенные.
• Лица, зависимые от употребления алкоголя и наркотиков, а также члены их семей и ближайшее окружение.

Деятельность социального работника связана в том числе с помощью бездомным

Какими качествами должен обладать социальный работник

Работа соцработником — это тяжелый каждодневный труд и огромная ответственность за жизнь и здоровье беспомощных людей, поэтому человек, который решил связать с ней свою жизнь, должен обладать такими личностными качествами как:

• Любовь к людям вне зависимости от их возраста, социального статуса, уровня образования, интеллекта и состояния здоровья.
• Стрессоустойчивость.
• Коммуникабельность.
• Умение собраться и действовать в неординарных ситуациях.
• Терпеливость.
• Милосердие.
• Высокий уровень самоорганизации и умение организовать других.
• Порядочность и ответственность.
• Умение хранить тайны.
• Честность.
• Открытость.
• Чувство такта.
• Эмпатия.
• Отсутствие брезгливости.
• Профессиональный соцработник должен, прежде всего, быть хорошим психологом, поскольку его деятельность неразрывно связана со способностью слушать и слышать своих подопечных, среди которых есть люди, потерявшие близких или находящиеся с ними в состоянии конфликта, подвергшиеся насилию, пережившие боевые действия и т.д.
• Желательно иметь навыки оказания первой медицинской помощи.

Желание помогать — главное в работе социального работника

Плюсы и минусы профессии

Что уж там говорить, быть социальным работником нелегко, но эта работа имеет ряд своих неоспоримых преимуществ, которые, пусть и не так активно, как хотелось бы, но все же привлекают в эту сферу новые кадры.

Все перечисленное звучит красиво и убедительно, но, прежде чем решиться войти в профессию, необходимо очень хорошо подумать обо всех возможных трудностях, с которыми придется столкнуться на пути.

Постоянное общение с разными людьми — один из плюсов профессии

Как стать социальным работником

Если все возможные трудности не пугают, то в первую очередь нужно определиться, куда пойти учиться.

Для поступления в высшее учебное заведения потребуется сдать экзамены по русскому языку, истории и обществознанию. Некоторые средние специальные учебные заведения принимают абитуриентов вовсе без вступительных испытаний по результатам среднего балла в аттестате об основном общем образовании.

Если вы осознали, что хотите посвятить себя служению людям в более зрелом возрасте, уже имея за плечами высшее или среднее образование, то всегда можно пройти соответствующие курсы и сменить профессию.

Тем, кто уже занимается социальной работой, будет необходимо проходить курсы повышения квалификации. Обучение возможно как в очном, так и в дистанционном формате.

Где может работать социальный работник?

От общего перейдем к частному и поговорим о специализациях соцработников. Людей, занимающихся этой деятельностью, можно разделить на тех, кто:

• Выявляет лиц, которым требуется помощь, и определяет степень и меру содействия нуждающимся.
• Проводит встречи и приемы с гражданами, обращающимися за помощью, а также самостоятельно выезжает на место, чтобы оценить условия проживания.
• Обрабатывает заявки от населения и распределяет виды социальной поддержки
• Осуществляет контроль за условиями проживания подопечных.
• Контактирует с различными социальными ведомствами для получения льгот, лекарств и медицинского оборудования, путевок, услуг по реабилитации и т.д.
• Оказывает помощь в быту (покупка продуктов, медикаментов и средств личной гигиены, уборка и т.п.).
• Производит простейшие медицинские манипуляции.
• Помогает в оформлении и получении документов.
• Содействует в дальнейшем трудоустройстве.

Свои знания и умения соцработник может применить, устроившись на работу в следующие организации:

• Органы и комитеты социальной защиты населения.
• Кризисные центры для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или подвергшихся насильственным действиям.
• Органы опеки и попечительства.
• Дома престарелых.
• Сиротские учреждения.
• Пенсионный фонд.
• Ветеранские организации.
• Службы занятости.
• Благотворительные фонды.

Если вы искренне хотите помогать людям, но пока не готовы полностью посвятить себя этой благородной миссии и кардинально поменять сферу деятельности, можно стать волонтером, обратившись в органы соцзащиты или одну из благотворительных организаций. Лишние руки никогда не помешают, поэтому новым помощникам там всегда рады.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

История возникновения и развития профессиональной ориентации в России

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марк­ систской идеологии. При Центральном институте труда, открытом в 1921 г. указанию В.И. Ленина, была со­здана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин ском институте труда (Харьков) в лаборатории по выбору

про­ фессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 20-х годах группа энтузиастов во главе с академиком В.М. Бехтеревым при поддержке и участии педагогов и психотехников наладила исследования и конкретную помощь людям в выборе профессии, работы, что привело к организации в Ленинграде при бирже труда первого Бюро профконсультации (в 1927 г.). Со временем такие бюро были созданы во многих городах страны (с 1930 по 1933 годы был открыто 47 таких бюро). Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (проф­отбора) занимались педологи. В 1930-е гг. Центральная лаборато­ рия по профконсультации и профотбору ВЦСПС начала разраба­ тывать систему школьной профориентации, объединяющую школьных психологов, бюро профконсультаций и работников профессиональных учебных заведений. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной проф­ ориентации.

Таким образом, период НЭПа (20-30 годы) в России можно назвать достаточно демократичным, свидетельством тому бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки. Вопросы профориентации обсуждались на заседаниях Совета Народных Комиссаров РСФСР. Проводились перспективные научные исследования, особенно по вопросам методологии и методике изучения профессий, по медицинскому профконсультированию, разработки профессиограмм, комплексных

профдиагностических методик, их практическому применению.

Были сделаны попытки перейти от профдиагностической к развивающей помощи самоопределяющимся подросткам. Некоторым центрам (Пермский и Омский областные, Алтайский краевой, Санкт-Петербургский городской) удалось наладить координацию профориентационной деятельности различных ведомств, а также научных исследований.

- создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах - множество пунк­тов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде СССР все это ку­ рировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения оте­ чественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы);

- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профкон­ сультантов (в тогдашнем СССР практических пси­ хологов в массовом порядке еще не готовили);

В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совер шенствования.

С 1996 года происходит возрождение профориентации:

- создаются учебные пособия и разработки активизирующих методик для вовлечения молодёжи в профессиональное самоопределение.

Это указывает на комплексный подход к профориентации (соединение науки и практики). В 2016 году проходит Всероссийская профдиагностика.

Президент и Правительство РФ подчеркивают важность ранней (школьной) профориентации, что отражено в Концепции развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года (2017г.).

Россия получила в наследство громоздкую, слабо управляемую структуру и развивается не профориентация слов и обещаний радужных прогнозов, формальных отчётов, а профориентация дела и пользы, позитивно влияющая на профессиональное становление, благополучие, реализацию и развитие личности.

Современной России надо избавляться от груза ошибок недавнего прошлого, сохраняя его ценные приобретения, противостоять негативным влияниям и соблазнам, искать опору и спасения в здоровых, перспективных проявлениях нарождающейся российской демократии и рынка, способствовать их развитию, используя отечественный и зарубежный опыт.

Любой человек может оказаться в ситуации, когда ему потребуется помощь. Между тем, есть люди, в чью профессиональную обязанность входит поддержка человека в сложный период жизни — не одноразовая, а постоянная, которая может длиться годы. 20 лет назад в России появилась профессия социального работника. А у ее истоков стоял англичанин Тони Видмер.


В 1991 году обычный социальный работник из Великобритании Тони Видмер совершил поступок, который кардинально изменил его жизнь — купил туристическую путевку в Россию. 20 лет спустя принц Чарльз наградил его званием Офицера Ордена Британской Империи — за развитие контактов в социальной сфере между Россией и Великобританией.

Эти его 20 лет вместили многое: создание центров социальной поддержки для увольняемых в запас военнослужащих, психологическую помощь вдовам моряков подлодки "Курск", семьям погибших горняков в Кемеровской области и даже самим социальным работникам, чтобы защитить их от эмоционального выгорания в Беслане. В общем, почти все российские болевые точки последних лет.

Удивительно, но как таковой профессии "социальный работник" в СССР не было. Просто эти функции выполняли множество разных узких специалистов: политрук в армии, инспектор по делам несовершеннолетних в милиции, педагог по воспитательной работе в школе. Именно в 1991 году соцработники получили официальный статус как представители новой специальности.

Впрочем, нельзя сказать, что за минувший срок эта профессия стала более известной, чем когда-то в Советском Союзе. Многие уверены, что сфера их деятельности — в основном, работа с престарелыми и инвалидами, то есть теми, кто давно уже списан обществом "в утиль". Между тем, социальным работникам часто приходится оказывать помощь людям, которые вчера еще были здоровы и полны сил, а сегодня вдруг оказались за бортом.

"Помню я работал с одним парнем в Великобритании, попавшим в страшную аварию на мотоцикле и сломавшем позвоночник. Мне нужно было пытаться примирить его с этим обстоятельством и вернуть к активной жизни. Мы много говорили о его увлечении мотоциклами и однажды я сказал: "а почему бы тебе не попробовать написать об этом?" Сейчас он довольно успешный писатель — пишет рассказы из жизни байкеров", — рассказывает Тони.

Действительно, человеку, живущему полноценной жизнью, трудно представить, что однажды может случиться нечто, и он будет нуждаться в серьезной помощи. А ведь никто от этого не застрахован. Как, например, это случилось с другом Тони Видмера — английским полицейским, с которым они попали в серьезную автоаварию в Москве. К счастью, инвалидом он не стал, но сильному, уверенному в себе мужчине, расследовавшему убийства и вроде бы привыкшему к смерти, потребовалось больше года социальной реабилитации, чтобы вернуться к обычной жизни. А Тони через три дня после аварии улетел в Беслан.

Там, в Беслане, он и его команда работали уже не с самими жертвами теракта, а с местными соцработниками, которым тоже срочно требовалась помощь. Они были рядом с пострадавшими в самые черные дни — ходили в морги опознавать тела, помогали хоронить, а потом просто были рядом, чтобы не оставлять людей одних. Эмоциональная и психологическая нагрузка была такой, что люди просто не выдерживали, ломались, не могли заставить себя вновь идти к тем, кто потерял своих детей, чтобы пытаться вернуть их к нормальной жизни.

"Мы обучали их специальным технологиям, защищающим от эмоционального выгорания. А также убедили местные власти обратить внимание на эту проблему — предоставлять соцработникам больше времени для отдыха, отправлять их в санатории. Даже создали клуб для них, чтобы они могли хоть ненадолго переключаться на что-то другое", — рассказывает Тони.

Дело в том, что эта работа по сути не имеет временных ограничений. После несчастья, при котором страдает много людей — теракта или стихийного бедствия-на место приезжают психологи МЧС. Но они работают всего несколько дней. А людям надо как-то пытаться жить дальше. В идеале в этом им и должен помогать именно социальный работник. Даже близкий человек не всегда знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Например, что существует три стадии горя. На первой человеку не помогут никакие утешения и примеры из личного опыта, его нужно просто молча слушать. Потом надо помочь пережить злость от утраты и желание отомстить. И если он благополучно преодолеет эти стадии и примирится с тем, что случилось, можно пытаться вернуть его к обычной жизни.

Первым проектом в России для Тони стало создание в Тверской области центра социальной поддержки для увольняемых в запас военнослужащих. В начале 90-х происходил вывод войск из Германии, и офицеры в массовом порядке возвращались домой, где их, как правило, никто не ждал. Не было ни жилья, ни работы. Семьи селили в детском садике, где игровую комнату разделяли на несколько каморок простынями. Молодые сильные мужчины, привыкшие делать свое дело, вдруг оказались совершенно беспомощными в этой почти безвыходной ситуации. Кто-то начал пить, кто-то пытался покончить жизнь самоубийством.

Как рассказывает Тони, он вспомнил, что в Великобритании было примерно то же самое после Второй мировой войны. И тогда многие офицеры получили профессию социального работника. Первый его босс, к примеру, в прошлом был военным летчиком. "Мы организовали для уволенных офицеров шестимесячные курсы по обучению новой профессии. После этого кто-то сам создал подобные центры, кто-то пошел преподавать. Возможно, они не стали хорошо зарабатывать, но я знаю, что большинство из них сумели найти себя в новой жизни".

Кстати, футурологи уверены, что за профессией социального работника будущее. И такие специалисты всегда будут очень востребованы. И может, они правы. Ведь от катастроф не застрахована ни одна страна, даже очень благополучная — вспомним хотя бы Японию. А нынешний мировой экономический кризис, наверняка, отразится на жизни очень многих людей, которым потребуется поддержка.

Обучение этой профессии может стать выходом и для тех, кто не хочет смиряться с ранней пенсией, но при этом не может найти работу, соответствующую статусу и уровню образования. Многие пожилые жалуются на дискриминацию по возрасту. И с этим трудно спорить, глядя на окружающий нас мир. Например, в той же Великобритании во многих магазинах работают люди в возрасте, которых защищает специальный антидискриминационный закон.

Много ли мы видим в наших магазинах пожилых продавцов? А вот социальной сфере никакая возрастная дискриминация не грозит. Наоборот, там жизненный опыт и знания точно окажутся востребованными. Тони Видмару, чья организация в России много работает в том числе и с пожилыми людьми, идея привлекать их к социальной работе показалась интересной. Так что, возможно, вскоре появятся специальные курсы переподготовки. Кстати, самому Тони 68 лет. Но он бодр, полон сил и на пенсию точно не собирается. Просто ему очень нравится его работа.

Читайте также: