Какие права работника и работодателя совпадают охрана труда

Обновлено: 15.05.2024

С 2013 г., когда Superjob проводил такой же опрос, доля работников, считающих ТК сбалансированным, выросла на 11 п. п. до 28%, а доля работодателей – на 8 п. п. до 27%.

Неприятности для работников

Чем хороши и чем плохи новые законы об удаленной работе

К негативным изменениям для работников Бабич относит расширение оснований для одностороннего расторжения трудового договора и замену аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. После введения новой процедуры часть рабочих мест, прежде считавшихся вредными, были признаны оптимальными или допустимыми для работы. В итоге многие работники потеряли дополнительные выплаты и отпуска, рассказывает Бабич. По его словам, больше всего пострадали медицинские работники и работники авиационной промышленности – пилоты и бортпроводники.

Суды и жалобы

Сейчас 37% работников полагают, что ТК больше защищает нанимателей, нежели сотрудников, а 12% – что трудовое законодательство защищает их права лучше, чем работодателей, по данным опроса Superjob.

И чем старше опрошенные, тем больше среди них убежденных в том, что ТК защищает их интересы хуже, чем права работодателя (среди респондентов старше 45 лет таких 44% по сравнению с 37% по выборке в целом).

Среди работодателей тех, кто считает, что ТК сегодня лучше защищает интересы противоположной стороны, больше, чем среди работников. 48% опрошенных работодателей полагают, что законы о труде в России прежде всего защищают работника. 10% менеджеров по кадрам считают, что закон чаще оказывается на стороне работодателя, 27% – что ТК одинаково хорошо защищает права обеих сторон.

Если работник и работодатель выполняют свои обязательства, их не волнует, кого лучше защищает ТК, полагает Елена Кожемякина, управляющий партнер BLS. Тревожность начинается, когда возникает конфликт. Работники считают трудовое законодательство несправедливым, если не получается перехитрить работодателя, а работодатель – если не удается обмануть работника, говорит Кожемякина.

Баланс интересов работников и работодателей сильно зависит от практики судопроизводства, полагает Бабич. А по данным судебного департамента Верховного суда, за последние пять лет число поступивших в суды первой инстанции исков по трудовым спорам сократилось вдвое – с 616 119 дел в 2016 г. до 252 203 в 2020 г. Большинство исков касается взыскания невыплаченной зарплаты (190 877 поступивших в суды дел – на 61% меньше показателей 2016 г.).

Нормы об увольнении (за исключением особых оснований для увольнения дистанционных работников) или о взыскании задержанной зарплаты не изменились, указывает Михайличенко. Причина сокращения количества трудовых споров в судах в том, что работники все чаще обращаются в прокуратуру и трудовую инспекцию. Несколько лет назад в ответ на жалобы эти органы писали, что описанная работником ситуация – индивидуальный трудовой спор, и советовали обратиться в суд в частном порядке, а сейчас прокуратура и трудовая инспекция активно рассматривают жалобы и вмешиваются в конфликты. С их помощью трудовые споры решаются еще в досудебном порядке, рассказывает Михайличенко. По ее мнению, число исков также может сокращаться из-за роста неформальной занятости. Закон слабо защищает работников из серой зоны, им бесполезно обращаться в суд, говорит Михайличенко.

С 2013 по 2019 г. суды гораздо чаще вставали на сторону работодателей из-за политической повестки – государство и президент активно выступали за свободу экономической деятельности. А в период с 2020 по 2021 г. суды все чаще выбирают сторону работников из-за возникшей безработицы и нехватки кадров в некоторых отраслях. Само трудовое законодательство принципиальных изменений не претерпело, говорит Бабич.

В удаленном режиме

За что работодатели сегодня штрафуют работников

По оценкам Минтруда, изменения в нормах о дистанционной работе затронули очень многих россиян – сегодня работают удаленно почти 3 млн человек.

До принятия поправок о дистанционной работе каждый работодатель самостоятельно регулировал отношения с удаленными работниками, при этом он мог, например, заставить его полностью выполнять работу на личном оборудовании, т. е. за свои деньги обеспечивать средства труда, говорит Бабич. Теперь такого нет, что является большим плюсом для работников, отмечает Бабич.

Часть поправок определенно защищает права работников: например, отменен пункт, согласно которому в трудовом договоре можно закрепить произвольное основание для расторжения трудового договора с дистанционным работником, например, если сотрудник не отвечал в мессенджере в течение часа, указывает Михайличенко. В самом ТК закреплены два основания: либо работник без уважительной причины не выходит на связь более двух рабочих дней, либо существенно меняются условия труда, не позволяя продолжать работу, говорит Михайличенко. В интересах работодателя, по словам юриста, упрощен временный перевод персонала на дистанционную работу по решению органов государственной власти или в случаях, когда нормальные жизненные условия населения находятся под угрозой.

ТК указывает работникам и работодателям на то, что нужно установить порядок взаимодействия, порядок компенсаций, период дистанционной работы. Он принят не ради пользы работника, не ради пользы работодателя, а только указывает им на необходимость договориться между собой, уверена Кожемякина. По ее мнению, новая редакция статьи о дистанционном труде дает широкие возможности создать локальные нормативные акты и договориться о справедливости внутри компании.

Электронные трудовые книжки

Бумажная трудовая книжка – рудимент, незнакомый никаким развитым рынкам труда. Их полная отмена освободит сотрудников отделов кадров для более творческой и продуктивной работы, считает Казанцева из Райффайзенбанка. Согласно новым правилам, бумажная трудовая книжка не заводится для сотрудников, которые впервые устроились на работу с января 2021 г., сведения об их трудовой деятельности ведутся лишь в электронном виде. Бумажный вариант сохраняется только для работников, которые направили работодателю заявление о сохранении такой трудовой книжки до 31 декабря 2020 г.

Однако работники это нововведение не считают такой уж хорошей защитой своих прав. Год назад 56% россиян не хотели оформлять электронную трудовую книжку вместо бумажной, согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в июле 2020 г. Сотрудники все еще с неохотой отказываются от ведения бумажных трудовых книжек, несмотря на то что все данные передаются в ПФР в электронном формате, говорит Казанцева.

По данным ВЦИОМа, треть россиян волнуются из-за возможной потери данных из-за сбоев или взлома системы (34%). Охотнее всех электронный вариант оформляют жители Москвы и Санкт-Петербурга (36%), а также молодые люди 18–24 лет (51%).

Независимо от того, выберет сотрудник только электронную трудовую книжку или комбинированный вариант, переход на такой документооборот очень сильно упрощает работу кадровым сотрудникам и работодателю – это позволяет привести документы компании в надлежащий вид, уверена Михайличенко.

Электронный учет сведений о трудовой деятельности упрощает процедуру трудоустройства, существенно повышает защищенность работника и снижает бюрократическую нагрузку внутри предприятия, говорит представитель Минтруда.

Цифровой документооборот

В июне 2021 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении электронного документооборота в сфере трудовых отношений. Ко второму чтению его планируют доработать. Как ожидается, в бумажном варианте по требованию профсоюзов сохранится инструктаж по охране труда. Профсоюзы считают, что важные вопросы, связанные с жизнью и здоровьем сотрудников, нельзя решать в упрощенном, электронном, порядке.

Отпуска и диспансеризация

Также сокращен перечень работ, на которых запрещено трудиться женщинам, – с 456 до 100 профессий. Это очень большая уступка работникам, которые долго за это боролись, и работодателям, которым хотелось бы видеть на этих работах женщин, говорит Михайличенко.

За минувшие годы был внесен ряд поправок в ТК, которые защищают права отдельных категорий сотрудников: дополнительные оплачиваемые дни на диспансеризацию, право на отпуск в любое время по желанию сотрудника для многодетных матерей, обязанность устанавливать неполный рабочий день по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя) ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, указывает представитель Минтруда.

Больше документов

Юристы также отметили несколько полезных для работодателей изменений бюрократии, о которых они сами промолчали: например, компаниям позволили оспорить результаты проверок в досудебном порядке.-

Шобохонова М. В.

Индивидуальный предприниматель (ИП) — это гражданин, который зарегистрировал себя в налоговой инспекции в качестве владельца собственного бизнеса, не образуя при этом юридическое лицо. Индивидуальным предпринимателем может стать любой человек, признанный правоспособным. Таковы положения ст. 23 Гражданского кодекса РФ.

К охране труда ИП предъявляются отдельные требования, есть и ряд преференций. Многое зависит от наличия наемных работников.

Охрана труда для ИП без работников

Сам по себе индивидуальный предприниматель не должен проходить обучение по охране труда и проверять свои знания. Но если ИП самолично изготавливает пищевую продукцию или открыл стоматологический кабинет, он обязан организовать для себя медосмотры — этого требует новый Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н.

Если несчастный случай (НС) произошел, когда предприниматель сам выполнял работу, он не будет признан страховым, и больничный лист выдаваться также не будет. ИП без работников не уплачивает взносы на страхование от НС и профзаболеваний. Деятельность ИП организована на свой страх и риск, и это один из ключевых принципов предпринимательской деятельности.

Охрана труда для ИП по договорам подряда

Пока у индивидуального предпринимателя не будет заключен первый трудовой договор с наемным работником, он не обязан выполнять мероприятия, указанные в ст. 212 Трудового кодекса РФ. В отношении других физических лиц, в том числе таких же предпринимателей или работников других предприятий, привлекаемых к работе по гражданским договорам, у ИП возникают обязанности, предусмотренные отдельными нормативными правовыми актами.

  • Вывод: статус самого ИП регулируется гражданским законодательством, но возникновение трудовых отношений возможно при применении наемной силы.

Необходимо помнить, что даже если ИП не заключает трудовые договоры, а привлекает к разовым работам людей по договорам гражданско-правового характера, то он должен проводить вводный инструктаж по охране труда. Таково требование действующего порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Пример. Татьяна открыла салон цветов, и иногда ей нужны услуги дезинсектора для борьбы с завозимыми в растениях насекомыми. Она заключила договор со специализированной фирмой, сотрудники которой один раз в квартал приходят опрыскивать цветы. У Татьяны нет своих наемных сотрудников, но с работниками организации — исполнителя услуг нужно проводить вводный инструктаж по охране труда.

Если с работником подрядной организации произойдет несчастный случай на территории, принадлежащей ИП на праве собственности или ином законном основании, то расследование должен организовать работодатель пострадавшего, а вот ИП придется участвовать в нем в качестве члена комиссии по расследованию.

Охрана труда для ИП с работниками

Индивидуальный предприниматель ежеквартально уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды и налоги за себя. При этом он может быть наемным работником по трудовому договору у другого ИП или юридического лица. Но пока он сам не заключил трудовой договор с физическим лицом, он не станет работодателем. Даже проводя вводный инструктаж работнику другой организации, он обязан пройти обучение по охране труда в специализированной организации.

Трудовые отношения между предпринимателем и работниками возникают на основании трудового договора. Он составляется в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч. I ст. 67 и ч. III ст. 303 ТК РФ). Еще до момента заключения трудового договора при необходимости проводится обязательное психиатрическое освидетельствование, а затем предварительный медосмотр для отдельных категорий работников.

Пример. Евгений работает риелтором и зарегистрировал себя в качестве ИП. Со временем бизнес пошел в гору, и Евгений нанял водителя-экспедитора. Он заключил трудовой договор, а значит, стал работодателем. Его обязанности перечислены в ст. 212 ТК РФ, а работника — в ст. 214.

При приеме и дальнейшей работе водителя, как в нашем примере, у ИП возникают следующие обязанности:

  • организовать обязательное психиатрическое освидетельствование;
  • предварительный медосмотр;
  • при положительном решении — заключить трудовой договор;
  • организовать предрейсовый медосмотр, технический осмотр транспортных средств;
  • провести специальную оценку условий труда, оценку профессиональных рисков, организовать инструктажи и обучение по охране труда. Проинформировать об условиях труда и гарантиях;
  • выдать и затем ухаживать за специальной одеждой и обувью, выдавать водителю очищающие средства;
  • обеспечить водителя санитарно-бытовыми условиями и провести другие мероприятия, перечисленные в ст. 212 ТК РФ;
  • расследовать НС или профзаболевания.

Если с рабочими произойдет несчастный случай, ИП должен создать комиссию и проверить соблюдение требований охраны труда и все обстоятельства случившегося. В состав комиссии входят индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, которого можно привлечь и на договорной основе.

Перечень документов по охране труда для ИП

Предприниматель должен не только организовать охрану труда, но и проверить документационное обеспечение. Исчерпывающий пакет документов по охране труда зависит от того, в каких условиях трудятся люди и применяются ли средства индивидуальной или коллективной защиты. Поэтому универсального списка не существует. Но есть замечательная возможность самому предпринимателю провести для себя аудит и составить все документы так, чтобы не делать лишние и не упустить нужные. Заодно вы будете знать, что именно проверяют инспекторы при внеплановых проверках, если, например, произойдет несчастный случай с работником ИП.

Список претензий, которые проверяющие чаще всего предъявляют к ИП:

  • с работниками заключены гражданско-правовые договоры с признаками трудовых отношений или ИП вовсе уклоняется от заключения трудового договора;
  • выплачиваемая зарплата не соответствует условиям трудового договора;
  • сотрудники допускаются к работе без проверки знаний требований охраны труда и без обязательных медосмотров и освидетельствований;
  • работодатель не ведет учет рабочего времени и оплаты при привлечении сотрудника к работе в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время;
  • не соблюдается режим труда водителей, включая самого предпринимателя, если он выполняет эти функции;
  • предприниматель не выдает спецодежду, спецобувь, смывающие и обезвреживающие средства, если это положено;
  • не проводятся спецоценка и оценка рисков.

Вы можете скачать полный перечень документов и использовать его для самопроверки.


Обязанности работодателя в области охраны труда регулируются законодательством. Ниже перечислены основные из них. Прочитав наш материал, вы также узнаете, как сократить расходы на охрану труда.

Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

Охрана труда представляет собой систему мер, направленных на сохранение здоровья и жизни наемного персонала, занятого в трудовом процессе. Для функционирования системы установлены правовые нормы, а также предусмотрен обширный комплекс различных мероприятий — от экономических до лечебно-профилактических (ст. 209 ТК РФ).

Обязанности работодателя по охране труда заключаются в том, чтобы обеспечить на предприятии безопасность сотрудников, участвующих в производственных процессах при изготовлении продукции, в эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, при оказании услуг и выполнении работ (ст. 212 ТК РФ).

В обязанности нанимателя также входит создание необходимых условий на каждом участке, соблюдение режима труда и отдыха сотрудников. Созданные условия должны соответствовать законодательным нормам.

Какие обязанности по обеспечению безопасных условий труда работников должен соблюсти работодатель, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Спецодежда, специальная обувь и средства, предназначенные для индивидуальной защиты, приобретаются работодателем. Кроме того, наниматель обязан проводить обучение сотрудников компании методам безопасного выполнения работ, оказания первой помощи пострадавшим на рабочем месте.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, нанимателю предписано проводить предварительные (перед заключением трудового контракта) и периодические (на протяжении трудовой деятельности) освидетельствования и медосмотры (ст. 212 ТК РФ).

Помимо этого, каждому работодателю обязательно следует организовать и провести специальную оценку условий работы.

Обязанности работодателя по охране труда, связанные с обучением

Нормы ст. 225 ТК РФ гласят, что на предприятии необходимо проводить обучение работников правилам охраны труда, а затем периодически проверять их знания в этой сфере. Руководители предприятий, а также работодатели, имеющие статус индивидуального предпринимателя, не являются исключениями и тоже должны в качестве учеников участвовать в таких мероприятиях.

Порядок обучения и проверки знаний о требованиях в сфере охраны труда определен постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 в ред. от 30.11.2016.

Всех лиц, оформляющихся на работу, а также сотрудников, меняющих профиль деятельности, надо инструктировать по охране труда. Такие мероприятия проводит представитель работодателя, имеющий на то полномочия. В рамках этих мероприятий также организовывается обучение методам безопасного ведения работ и способам оказания первой помощи (ст. 225 ТК РФ).

Работник может избежать первичного инструктажа, если он занимает должность, освобожденную от такового. Перечень соответствующих профессий утверждает работодатель. При составлении списка он руководствуется определенными принципами, среди которых следующие: рабочие места не связаны с эксплуатацией оборудования, его наладкой, ремонтом, на этих местах не используется электрифицированный или иной инструмент и пр.

Спецоценка условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем, поскольку ст. 212 ТК РФ данные мероприятия вменены ему в обязанность. Процедуре оценки подвержены все рабочие места на предприятии. При этом она не требуется для лиц, которые трудятся дома или удаленно, для работников, трудящихся по найму у физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, а также если работодателем является религиозная организация (ст. 3 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ с изм. от 30.12.2020).

Такая спецоценка преследует цель — определить, присутствуют ли на предприятии факторы, представляющие опасность или вред и способные оказывать негативное влияние на процесс работы. Анализу и оценке подвергается уровень воздействия на сотрудников негативных факторов.

По окончании мероприятий по спецоценке подводятся итоги и по результатам на каждом участке утверждаются классы и подклассы условий труда (ст. 3 закона № 426-ФЗ). Работника должны письменно ознакомить с итогами такой оценки, проведенной на его рабочем месте.

Для того чтобы анализ и оценка условий проводились в строгом соответствии с законом, выпущен приказ Минтруда № 33н от 24.01.2014, применяемый на сегодня в ред. от 27.04.2020, который содержит строгий регламент для таких случаев. Мероприятия в рамках оценки доверяется проводить только специализированным компаниям, которые действуют на основании гражданско-правового соглашения с работодателем (ч. 2 ст. 8 закона № 426-ФЗ).

В первую очередь спецоценка условий труда проводится там, где ранее не проводилась их аттестация либо истек срок действия итогов такой аттестации.

Перечень категорий трудящихся, которых это касается, таков:

  • сотрудники, если по их профессиям предусмотрена досрочная пенсия по старости;
  • работники, которым на основании законодательства положены гарантии и компенсационные выплаты за плохие условия труда;
  • сотрудники на тех рабочих местах, где по итогам прошлых аттестаций обнаружены факторы, негативно влияющие на рабочий процесс.

Внеплановая спецоценка проводится по предписанию трудовой инспекции и в случае изменения условий труда на рабочих местах. Типичным основанием для ее инициации служат несчастный случай и диагностика профзаболевания, которое работник получил из-за воздействия вредных (опасных) факторов.

Проведение медосмотра

В некоторых случаях обязанность по финансированию обязательных медосмотров накладывается на нанимателя. Тогда он должен за счет предприятия организовывать их проведение (ч. 9 ст. 212 ТК РФ).

Таким образом оплачиваются предварительные осмотры, требующиеся при поступлении на работу, и периодические, проводящиеся в процессе трудовой деятельности на предприятии. При особо сложных условиях работы отдельные категории работников должны проходить ежедневные медосмотры, а иногда и по несколько раз в день, причем в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ). Порядок проведения медосмотров, предусмотренных ст. 213 ТК РФ, установлен приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н.

Так, медосмотру надо обязательно подвергать работников, занятых на местах, где условия труда представляют опасность или могут быть вредны (в том числе подземные работы), а также если они выполняют трудовые обязанности, которые связаны с движением транспорта. Обязательны медицинские осмотры для работников пищевой сферы, торговли, общепита, водопроводных сетей, медицинских и детских учреждений.

Обязанности работодателя по обеспечению средствами защиты

Работодатель должен обеспечивать защитными средствами (коллективными и индивидуальными) наемный персонал, занятый на участках, где условия работы вредны или даже опасны, а также сотрудников, которые выполняют трудовые обязанности в условиях сложных температур или сильного загрязнения (ч. 4 ст. 212 ТК РФ). Под такими защитными средствами подразумеваются не только оборудование и устройства, но и одежда, сертифицированные обезвреживающие средства, Главное, чтобы они помогали защититься от загрязнения, а также предотвратить или уменьшить воздействие на сотрудников предприятия вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 209 ТК РФ).

Коллективные средства устанавливаются, как правило, в цеху и служат для устранения вредных производственных факторов в целом для всего персонала.

Индивидуальные защитные средства выдаются персонально каждому сотруднику. В эту категорию, в частности, включаются спецодежда и обувь.

Выдаются они в порядке, определенном в межотраслевых правилах (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н в действующей редакции от 12.01.2015). Но в некоторых случаях они предоставляются работникам, минуя этот регламент, по итогам специальной оценки условий труда.

ВНИМАНИЕ! С 01.03.2022 вступают в силу изменения в ТК РФ, касающиеся охраны труда.

См. также:

Финансирование мероприятий по охране труда

Мероприятия по охране труда финансируются работодателем за счет средств предприятия, как это оговорено в ст. 212, 213 ТК РФ. Работник в этом не участвует. Однако частично разрешается использовать средства федерального, регионального, местного бюджетов и внебюджетных источников (ст. 226 ТК РФ).

В частности, такие мероприятия можно профинансировать за счет ФСС. Разрешено использовать не более 20 процентов того объема взносов, которые начислены за предыдущий календарный год. Этот объем можно увеличить до 30%, если наниматель отправит дополнительные средства на санаторное лечение предпенсионеров (то есть не раньше, чем за 5 лет до обретения работником права на выход на пенсию по старости). Об этом свидетельствует п. 2 приказа Минтруда РФ от 14.07.2021 № 467н.

Таким образом, работодатель, затративший собственные средства на предупредительные меры по уменьшению травматизма, профзаболеваний, а также санаторное лечение работников, возмещает их за счет средств ФСС в пределах согласованной (установленной) суммы. Порядок возмещения таких трат оговаривает п. 4 Положения об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375 (акт. ред. от 18.08.2021). Для этого наниматель должен подать в территориальный орган ФСС РФ заявление на их возмещение до 15 декабря соответствующего года.

За счет соцстраха можно финансировать, в частности, мероприятия спецоценки, обучение мерам по охране труда, покупку индивидуальных средств защиты, обезвреживающих средств, аптечек первой помощи, проведение медосмотров, антиковидные меры, организацию лечебно-профилактического питания и другие расходы.

Итоги

Обязанности работодателя по охране труда состоят в том, чтобы обеспечить безопасность наемного персонала, занятого в трудовом процессе. Руководство предприятия должно регулярно анализировать и оценивать условия труда работников, организовывать обязательные медосмотры, обеспечивать средствами защиты. Частично разрешается финансировать соответствующие мероприятия за счет взносов на социальное страхование от несчастных случаев.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

Читайте также: