Какие практические работы осуществляют учащиеся в процессе обучения окружающему миру

Обновлено: 17.05.2024

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………. 5
Предмет и задачи преподавания естествознания в начальной школе………5
Формы и методы проведения урока естествознания……………………. 10
Организация и проведение практических работ на уроках естествознания……………………………………………………….……………13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО 2 КЛАССЕ…………………………………..20
2.1 Разработка урока……………………………………………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовоя работа.doc

Наглядные методы – способы овладения учебным материалом, при которых новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов. К наглядным методам относят демонстрацию наглядных и аудиовизуальных пособий, демонстрацию опытов, моделирование. Методические требования к демонстрации наглядных пособий: должен быть виден всему классу; должен находиться перед глазами у детей только во время демонстрации; нормальный объем – 3 – 4 объекта; лучше избегать микроскопа и сложных схем; с помощью вопросов направлять внимание детей на существенные признаки демонстрируемого объекта. Важно использование фильмов: при продолжительности демонстрации 8 – 12 минут они несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями.

Моделирование – метод обучения, который предполагает создание моделей и работу с ними. Подготовка к моделированию: сделать сами модели, спланировать, на каких этапах урока будет использовать метод моделирования, определить степень самостоятельности учащихся при работе с моделями, выяснить, как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения [6, c. 24-28].

Практические методы – приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной работы. Относят наблюдение, практические работы, исследовательский эксперимент.

Наблюдение – планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Подготовка наблюдения: определить цель, выбрать объект, разработать задания и познакомить с ними учащихся, подобрать необходимое оборудование, познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов. Наблюдательность - способность человека подмечать в окружающем мире самые тонкие, незаметные черты, признаки, свойства. Наблюдения тесно связаны с практическими работами. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Результаты проделанных опытов обычно записываются в виде таблицы [10, c. 57-58].

Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе. Опыт считается законченным, когда получены веские доказательства роли исследуемого фактора.

Все виды работы при изучении естествознания включают в себя возможности развития, обучения и воспитания детей: мышления, памяти, воображения, интереса. Сущность образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к природе.

1.3 Организация и проведение практических работ на уроках естествознания

Важное место в обучении естествознанию занимают опыты. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия тех или иных явлений, происходящих в природе. Это, например, процессы выветривания и разрушения горных пород, изучение свойств и трех состояний воды, изучение состава и свойств воздуха.

Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора [20, c. 61].

Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.

Опыты по естествознанию проводятся под руководством учителя. Учитель подбирает необходимое оборудование, объекты для опыта, заранее готовит и проводит его, определяет форму работы: по группам или индивидуально. На уроке перед проведением опыта для активации учащихся перед ними ставится определенная задача или создается проблемная ситуация. Учитель пишет на доске тему, цель опыта, план проведения и план оформления результатов. В ходе ознакомления с планом опыта выдвигается гипотеза, ответ на которую могут дать результаты опыта.

По естествознанию проводятся опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян, по выяснению значения воды, минеральных солей, тепла, света на рост и созревание растений и животных организмов; опыты по изучению свойств воды, минералов, почвы, полезных ископаемых и др. Подготовка и проведение опытов, осмысление их результатов - это не только практическая, но и творческая деятельность учащихся. Проводя опытническую работу, учащиеся знакомятся с разнообразными приборами и оборудованием, приобретают умения работы с ними, подготовки и проведения опытов.

Опыты по естествознанию можно проводить как в течение урока, так и во внеурочное время (длительный опыт). Длительные опыты проводятся в течение недели или учебной четверти, а некоторые из них продолжаются и в летнее время. Например, опыты по выяснению значения тепла для образования корней у комнатных растений, опыты, выясняющие значение подкормки для роста и созревания культурных растений. Эти опыты проводятся на учебно-опытном участке, дома в течение всего лета [14, c. 65].

Для проведения опытов учащихся тщательно готовят. Содержание и цели опыта изучаются по учебнику или другой литературе, подготовленной учителем. Определяется последовательность проведения опыта; при этом очень важно ознакомить учащихся с правилами работы, с приборами, объектами и техникой безопасности.

Опыты делятся на демонстрационные, выполненные учителем, и лабораторные, выполняемые учащимися. Последним отводится особое место. Они предполагают деятельность всех учащиеся, если даже задания будут групповые или парные.

Опыты необходимо проводить в сравнении с контрольными объектами и на их основе учить школьников сравнивать, находить общие и отличительные признаки объекта исследования. Такие опыты чаще всего проводятся с различными культурными растениями в уголке живой природы, в школьной теплице и на учебно-опытном участке. Каждый учебный опыт (эксперимент) позволяет устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. Учебный опыт является основой в познании и критерием истинности получаемых результатов. Применение в учебном процессе опытов (экспериментов) способствует формированию у учащихся научных знаний (представлений и понятий) и необходимых общеучебных практических умений.

Практические работы по форме могут быть индивидуальные, групповые и фронтальные. Больше всего практических работ проводится по распознаванию и определению натуральных объектов природы. С этой целью используются живые растения и животные, гербарии, коллекции плодов и семян, коллекции насекомых, почв, минеральных удобрений, полезных ископаемых.

Раздаточный материал применяют для уточнения и конкретизации представлений о предмете, для выяснения его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. Пока у школьников не сформировано умение работать с предметами природы, учитель непосредственно руководит их действиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу.

Учащиеся 3-4 классов уже владеют некоторыми навыками работы с предметами природы. Поэтому действия с коллекционным материалом целесообразно организовать так, чтобы школьники были поставлены в положение исследователей, то есть самостоятельно выявляли свойства природных объектов.

Особое место занимают практические работы с приборами (термометром, компасом, гноманом, глобусом). Учащиеся знакомятся с устройством термометра и правилами его использования, затем проводится практическая работа: у школьников отрабатываются умения пользоваться термометром в различных условиях.

При изучении соответствующих тем по естествознанию используется компас. Приемы работы с компасом отрабатываются практически: на экскурсиях, в походах. Практические работы с компасом позволяют научить детей ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой, наносить на них условные обозначения.

В зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся выделяют опыты иллюстративные, эвристические и исследовательские [1, с. 106].

Иллюстративные опыты применяют для подтверждения учебного материала, рассказанного учителем, а также для проверки усвоения знаний учащимися. Поэтому нередко их называют проверочными. Это, например, опыты, подтверждающие расширение тел при нагревании, различную водопроницаемость горных пород.

Исследовательские опыты состоят в том, что учащимся сообщают тему и цель опыта, а после наблюдения по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Это, например, описанные в литературе опыты по изучению состояния почвы, ее влагопроницаемости и влагоемкости и другие. В начальной школе эти опыты находят ограниченное применение.

Наблюдения учащихся, фиксирование результатов опыта и формулирование выводов - необходимая составная часть опытов. В этом их сходство с наблюдениями.

Наблюдения и опыты тесно связаны между собой. Нельзя проводить опыты, на уроках окружающего мира не знакомя учащихся предварительно с наблюдениями. Таким образом, наблюдения нередко относят к переходному методу, то есть сначала проводятся наблюдения, а затем организуются опыты.

Рассмотрим подробнее этапы осуществления практических методов. Проведение любого наблюдения должно представлять собой последовательное выполнение следующих этапов:

1. Подготовительный - предполагает постановку и конкретизацию проблемы и задач наблюдения; выбор соответствующего объекта и ситуации; вызов и стимулирование у детей интереса к объекту исследования.

2. Концентрация внимания на объекте.

3. Исследование наблюдаемого объекта, нацеленное на отработку приемов правильного последовательного его обследования и предполагающее определенную помощь со стороны учителя при их усвоении.

4. Заключительный - предполагает подведение итогов, закрепление полученных представлений о природных предметах, способах их обследования и фиксации.

Проведение любого опыта требует соблюдения следующих этапов работы:

1. Подготовительный этап состоит из двух частей.

а) для учителя - проверка оборудования, определение состояния и необходимого количества вещества, предварительное проведение опыта;

б) для детей - подведение к необходимости воспроизведения определенного природного явления; ставится проблемная ситуация и при участии детей подбирается оборудование; проводится инструктаж; учитель ставит тему, цель, план проведения и оформления результатов опыта, выдвигается предположение.

2. Проведение опыта: начинается с формулировки цели, определения конкретной задачи, описания оборудования и условий проведения, далее инструктаж и поэтапное выполнение, то есть наблюдение.

3. Анализ полученных результатов: повтор целей опыта, оборудования, последовательности выполняемых этапов вывод и теоретическое обоснование [17, с. 6-7].

Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдения и опыты тесно связаны между собой, так как проведение каждого опыта сопровождается наблюдением.

Практические работы на уроках естествознания призваны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов: постановка познавательной задачи, инструктаж по ее выполнению, самостоятельная работа учащихся, фиксация результатов работы, описание работы учащимися, обобщения и выводы, решающие познавательную задачу. На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжительным и сложным.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

984а (1).doc

1. Методика проведения практических работ на местности по

окружающему миру в начальной школе…………………………………….4

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.

1. Методика проведения практических работ на местности по

окружающему миру в начальной школе

Практическая работа – это основная форма развития познавательной деятельности младших школьников.

Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета.

Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.

Круг практических работ при изучении окружающего мира весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);
в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на определенных объектах; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.

К практическим работам по окружающему миру относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами изучаемого предмета и на выработку у них приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.

Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

- частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:

а) по предоставленному ему учителем готовому плану;

б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;

в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3 – 5 человек и в больших группах.

Практические работы могут выполняться:

- без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);

- на основе одного источника, например, карты, плана или текста;

- на основе нескольких источников.

Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.

- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Общая структура проведения практических работ на местности. Постановка цели, определение задач; инструктаж. Технический инструктаж: подготовка – места работы, обращение с объектами, работа с инструкциями. Организационный инструктаж: фронтальное, групповое или индивидуальное проведение работы на одинаковом или различном материале; выполнение работы – по команде учителя, по плану, по самостоятельной программе; фиксация результатов работы – словесный, отчет, показ учителю, описание работы, зарисовка, запись в таблицу, монтировка коллекции.

Цель: узнать, почему листья осенью изменяют окраску и опадают?

1) выяснить значение листа в жизни растения;

2) изучить причины изменения окраски листьев осенью;

3) изучить строение листа;

4) изучить причины листопада;

5) собрать гербарий осенних листьев;

6) оформить творческие поделки из листьев.

- основное назначение листьев – выработка кислорода;

- в листьях содержатся красящие вещества;

- на окраску листьев влияет нехватка тепла и света;

- листопад – это биологическое явление, не зависящее от осеннего ненастья.

Практическая работа проводится в Ботаническом саду.

- Какие растения мы можем встретить в нашем лесу?

- На какие две большие группы их можно разделить?

- Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.

- Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему?

- Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?

Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)

- А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)

- А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями

- А теперь какой мы должны сделать вывод?

Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.

- Присмотритесь к окраске осенних листьев, отметьте, что те листья на деревьях, которые были в тени, дольше остаются зелёными и желтеют гораздо позже, а листья, которые окрашены в яркие осенние цвета, это те листья, которые были на свету летом, они желтеют в первую очередь.

- Красные листья попадаются только на хорошо освещённом и достаточно холодном месте.

- И так, мы доказали, что осенью листья меняют свой цвет. Но почему же они опадают?

- Предположим, что листья опадают с деревьев с приходом заморозков. Понаблюдав за осенними изменениями в природе, я сделала вывод, что опадать листья начинают задолго до наступления морозов.

В начальной школе, наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для урока, огромное значение имеют методы преподавания [2]. Методы, выбранные в сoответствии содержанию и возрасту обучающихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывают воспитывающее влияние. Метод (от греч. méthodos – путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приѐмов или oпераций практического или теоретического освоения действительности, подчинѐнных решению конкретной задачи. Метод обучения – сoвокупность упорядoченных действий, взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленная на достижение цели, задач: развития, обучения, воспитания учащихся. Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. Б.П. Есипов считает, что методы обучения – это способы работы учителя и обучающихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировoзрение обучающихся, развиваются их способности

По oпределению Ю.К. Бабанского, метод обучения – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач oбразования, воспитания, развития в процессе обучения [5].

Например, в данной классификации выделяют следующие методы обучения (Данилов М. А., Есипов Б. П.):

- методы приобретения новых знаний;

- методы формирования умений и навыков;

- методы применения знаний;

- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

Методы обучения можно классифицировать. Анализ педагогической и методической литературы показывает, что долгое время не было единых общепринятых определений методов обучения и их классификации [16].

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний [17]. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово) - рассказ, беседа, обсуждение, работа с учебником и другой литературой, инструктаж);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, демонстрация опытов, натуральных объектов, иллюстративных - моделей, картин, фильмов и т. д.);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия) - лабораторные и практические работы, наблюдения, опыты, эксперименты, выполнение упражнений, моделирование, деятельность в природе.

На уроках окружающего мира словесные, наглядные и практические методы всегда выступают в комплексе, что позволяет учителю формировать личностные, метапредметные, предметные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия [3].

Практические методы, применяемые при изучении курса окружающего мира в начальной школе

К практическим методам обучения относят: наблюдение, опыты, эксперимент, практические работы, экскурсии, моделирование, работу с компьютером, работу по карточкам, проектную деятельность, дидактические игры, тестирование, работа с географическими картами и глобусом, выполнение домашней работы.

Наблюдение

Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения.

Еще Н.К. Крупская писала о необходимости учить детей наблюдать и прививать им культуру наблюдения [4]. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдать (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдения способствуют умственному развитию обучающихся т.к. увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. Дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи.

Цель: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца и Луны. Обратить внимание детей на то, что солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; увеличивается продолжительность светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день). Сравнить продолжительность светового дня в начале января и начале февраля [3].

Наблюдение - целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимися.

Метод наблюдения может применяться на уроках: открытия нового знания, закрепления знаний и способов действий, систематизации и обобщения знаний, на уроках повторения. Метод наблюдения применим на этапе первичного восприятия нового знания, на этапе закрепления новых знаний и способов действий, для применения знаний и способов действий.

Требования ФГОС НОО к современному оборудованию для выполнения практических работ в начальной школе

В соответствии с требованиями ФГОС НОО кабинет начальных классов должен быть оснащен современными цифровыми комплексами и лабораториями по естествознанию для выполнения практических работ. Если школа не имеет такой возможности, то оборудован может быть кабинет биологии, чем может воспользоваться начальная школа. В настоящее время с общеобразовательными школами тесно работает фирма VERNIER, оборудование которой создает мотивирующую развивающую образовательную среду. Это инновационное решение на основе цифровых технологий, представляет единую линейку средств обучения и методического обеспечивания, уникальных приборов сбора и обработки данных, датчиков, лабораторного, демонстрационного оборудования для исследований.

В рамках реализации ФГОС НОО в современной российской школе поступило новое оборудование – микролаборатория СiO Link Vernier. Системные требования при подключении комплекса минимальны, и его можно присоединить как к стационарному компьютеру, так и к ноутбуку и даже мобильному телефону или современному планшету.

По сравнению с традиционными школьными лабораториями комплекс VERNIER позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов и предоставляет огромные возможности по обработке и анализу полученных во время исследования данных.

В начальной школе такое оборудование имеет особое значение, так как именно на этом этапе дети усваивают элементарные основы исследовательской деятельности, под руководством учителя проводят наблюдения и эксперименты, которые развивают любознательность и интерес к природе и технике. В ходе выполнения экспериментов младшие школьники учатся формулировать вопросы исследования, выдвигать гипотезы, собирать данные, проводить анализ полученных результатов и делать выводы, т.е. способствует формированию у школьников универсальных учебных действий и основ информационной компетенции.

Основная идея применения цифровых технологий на практических занятиях заключается в следующем:

- соответствие школьного образования целям опережающего развития современного общества;

- применение современных педагогических технологий с использованием цифровых лабораторий;

-возможность у обучающихся раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

- возможность ранней профориентации.

Благодаря разнообразию и мобильности цифровой лаборатории обучающиеся могут выполнять практические работы как в школьном кабинете, так и на улице: проводить исследования почвы, воды, воздуха, вести наблюдения за природными явлениями. Многообразие высокотехнологичных устройств позволяет познакомить обучающихся с современными методами исследования, применяемыми в науке. Учебно- методический комплекс включает в себя книги и электронные издания для методической поддержки учителей. Он поможет учителю эффективно применять современное оборудование во время практических работ на основе системно-деятельностного подхода.

Результат использования цифровых лабораторий:

-у учителя есть прекрасная возможность формирования у обучающихся всех видов УУД;

- ученики получают прочные знания по предмету;

- учатся добиваться поставленной цели;

- развивается техническое мышление;

- повышается мотивация обучения.

В практической работе в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний; умений на практике, что способствует углублению знаний и умений; решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Работа с программным обеспечением по - новому строит сам процесс обучения. На первое место выходит педагогический прием построения практического занятия на основе технологии проблемного обучения. Обучающиеся проводят настоящие научные исследования, получают информацию об окружающем мире, о работе органов и систем тела человека, выстраивая свой индивидуальный банк знаний. Который им пригодится в среднем, старшем звене, в профессиональном обучении и в жизни.

Благодаря новому цифровому оборудованию обеспечивается непрерывность, системность и преемственность образования: начальная школа и далее среднее и старшее звено, что несомненно повышает качество образования.

Моделирование

В начальном образовании используют физические модели разных типов. Например, модели, имитирующие внешний вид отдельных форм рельефа или ландшафта, – модели оврага, холма, вулкана, речной долины, горной страны с прилегающей равниной и т. п. [17].

Другой тип моделей – рельефные карты. Они воспроизводят рельеф земной поверхности, соответствующий определенной местности. В основе такой модели лежит географическая карта. В начальных классах возможно использование рельефной карты своей местности (прилегающей к школе территории, карты своего города, области, республики).

Экскурсия

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся [7].

Современная классификация экскурсий.

-По содержанию: обзорные и тематические.

-По особенностям организации познавательной деятельности: иллюстративные и исследовательские.

-По учебной цели: вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

-По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;

- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в освоение учащимися практических умений и навыков, обеспечивают получение дополнительных знаний и умений [3]. Формируются личностные УУД: именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе. Они учатся видеть красоту природы, понимают необходимость бережного отношения к природе /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Регулятивные УУД: экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия к экскурсионной жизни развивают предприимчивость, сообразительность, воспитание коллективных навыков. Познавательные УУД: умение извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках. Только на экскурсии учащиеся могут увидеть предмет или явление в реальном времени, а затем сравнить с данными письменных источников и дать полную характеристику:

описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств), устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов. Коммуникативные УУД: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Дидактические игры

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми. Цель дидактических игр – формировать у учеников умение объединять теоретические знания с практической деятельностью [12]. Их можно разделить на следующие виды:

Обобщающиеигры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях [6].

В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание. Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. Играя, учащиеся решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении младших школьников [12].

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

На каждом этапе командам даются вопросы; каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Дидактические игры способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельность в учебной работе, способствуют закреплению знаний, умений и формированию навыков.

В процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий.

Использование дидактических игр используют на различных типах уроков: от первичного изучения новых знаний до уроков систематизации и обобщения. Занимательный игровой материал можно применять на всех этапах урока.

Метод проектов

Метод проектов является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом [8].

При организации проектной деятельности, учителем ставится следующая цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

-Развитие инициативности и активности обучающихся;

-Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

-Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности;

-Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Результатом проекта являются личные продвижения учащихся, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт [3].

В ходе проектной и исследовательской деятельности формируются следующие УУД:

-видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

-составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности;

-проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа решения проблемы;

Заключение

Практические методы обучения на уроках окружающего мира в НОО

Профессиональный модуль/ междисциплинарный курс МДК 01.05.
Студент Вдовина Т.В.
Группа 30 ЗО
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель Беляева Т.В.
Дата защиты
Оценка

Содержание:

Изучение курса Окружающий мир в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостной картины мира и осознание места

в нём человека на основе единства рационально-научного

познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности

гражданина России, уважительно и бережно относящегося

к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценнос

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………. 5
Предмет и задачи преподавания естествознания в начальной школе………5
Формы и методы проведения урока естествознания……………………. 10
Организация и проведение практических работ на уроках естествознания……………………………………………………….……………13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО 2 КЛАССЕ…………………………………..20
2.1 Разработка урока……………………………………………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовоя работа.doc

Наглядные методы – способы овладения учебным материалом, при которых новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов. К наглядным методам относят демонстрацию наглядных и аудиовизуальных пособий, демонстрацию опытов, моделирование. Методические требования к демонстрации наглядных пособий: должен быть виден всему классу; должен находиться перед глазами у детей только во время демонстрации; нормальный объем – 3 – 4 объекта; лучше избегать микроскопа и сложных схем; с помощью вопросов направлять внимание детей на существенные признаки демонстрируемого объекта. Важно использование фильмов: при продолжительности демонстрации 8 – 12 минут они несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями.

Моделирование – метод обучения, который предполагает создание моделей и работу с ними. Подготовка к моделированию: сделать сами модели, спланировать, на каких этапах урока будет использовать метод моделирования, определить степень самостоятельности учащихся при работе с моделями, выяснить, как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения [6, c. 24-28].

Практические методы – приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной работы. Относят наблюдение, практические работы, исследовательский эксперимент.

Наблюдение – планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Подготовка наблюдения: определить цель, выбрать объект, разработать задания и познакомить с ними учащихся, подобрать необходимое оборудование, познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов. Наблюдательность - способность человека подмечать в окружающем мире самые тонкие, незаметные черты, признаки, свойства. Наблюдения тесно связаны с практическими работами. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Результаты проделанных опытов обычно записываются в виде таблицы [10, c. 57-58].

Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе. Опыт считается законченным, когда получены веские доказательства роли исследуемого фактора.

Все виды работы при изучении естествознания включают в себя возможности развития, обучения и воспитания детей: мышления, памяти, воображения, интереса. Сущность образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к природе.

1.3 Организация и проведение практических работ на уроках естествознания

Важное место в обучении естествознанию занимают опыты. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия тех или иных явлений, происходящих в природе. Это, например, процессы выветривания и разрушения горных пород, изучение свойств и трех состояний воды, изучение состава и свойств воздуха.

Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора [20, c. 61].

Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.

Опыты по естествознанию проводятся под руководством учителя. Учитель подбирает необходимое оборудование, объекты для опыта, заранее готовит и проводит его, определяет форму работы: по группам или индивидуально. На уроке перед проведением опыта для активации учащихся перед ними ставится определенная задача или создается проблемная ситуация. Учитель пишет на доске тему, цель опыта, план проведения и план оформления результатов. В ходе ознакомления с планом опыта выдвигается гипотеза, ответ на которую могут дать результаты опыта.

По естествознанию проводятся опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян, по выяснению значения воды, минеральных солей, тепла, света на рост и созревание растений и животных организмов; опыты по изучению свойств воды, минералов, почвы, полезных ископаемых и др. Подготовка и проведение опытов, осмысление их результатов - это не только практическая, но и творческая деятельность учащихся. Проводя опытническую работу, учащиеся знакомятся с разнообразными приборами и оборудованием, приобретают умения работы с ними, подготовки и проведения опытов.

Опыты по естествознанию можно проводить как в течение урока, так и во внеурочное время (длительный опыт). Длительные опыты проводятся в течение недели или учебной четверти, а некоторые из них продолжаются и в летнее время. Например, опыты по выяснению значения тепла для образования корней у комнатных растений, опыты, выясняющие значение подкормки для роста и созревания культурных растений. Эти опыты проводятся на учебно-опытном участке, дома в течение всего лета [14, c. 65].

Для проведения опытов учащихся тщательно готовят. Содержание и цели опыта изучаются по учебнику или другой литературе, подготовленной учителем. Определяется последовательность проведения опыта; при этом очень важно ознакомить учащихся с правилами работы, с приборами, объектами и техникой безопасности.

Опыты делятся на демонстрационные, выполненные учителем, и лабораторные, выполняемые учащимися. Последним отводится особое место. Они предполагают деятельность всех учащиеся, если даже задания будут групповые или парные.

Опыты необходимо проводить в сравнении с контрольными объектами и на их основе учить школьников сравнивать, находить общие и отличительные признаки объекта исследования. Такие опыты чаще всего проводятся с различными культурными растениями в уголке живой природы, в школьной теплице и на учебно-опытном участке. Каждый учебный опыт (эксперимент) позволяет устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. Учебный опыт является основой в познании и критерием истинности получаемых результатов. Применение в учебном процессе опытов (экспериментов) способствует формированию у учащихся научных знаний (представлений и понятий) и необходимых общеучебных практических умений.

Практические работы по форме могут быть индивидуальные, групповые и фронтальные. Больше всего практических работ проводится по распознаванию и определению натуральных объектов природы. С этой целью используются живые растения и животные, гербарии, коллекции плодов и семян, коллекции насекомых, почв, минеральных удобрений, полезных ископаемых.

Раздаточный материал применяют для уточнения и конкретизации представлений о предмете, для выяснения его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. Пока у школьников не сформировано умение работать с предметами природы, учитель непосредственно руководит их действиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу.

Учащиеся 3-4 классов уже владеют некоторыми навыками работы с предметами природы. Поэтому действия с коллекционным материалом целесообразно организовать так, чтобы школьники были поставлены в положение исследователей, то есть самостоятельно выявляли свойства природных объектов.

Особое место занимают практические работы с приборами (термометром, компасом, гноманом, глобусом). Учащиеся знакомятся с устройством термометра и правилами его использования, затем проводится практическая работа: у школьников отрабатываются умения пользоваться термометром в различных условиях.

При изучении соответствующих тем по естествознанию используется компас. Приемы работы с компасом отрабатываются практически: на экскурсиях, в походах. Практические работы с компасом позволяют научить детей ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой, наносить на них условные обозначения.

В зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся выделяют опыты иллюстративные, эвристические и исследовательские [1, с. 106].

Иллюстративные опыты применяют для подтверждения учебного материала, рассказанного учителем, а также для проверки усвоения знаний учащимися. Поэтому нередко их называют проверочными. Это, например, опыты, подтверждающие расширение тел при нагревании, различную водопроницаемость горных пород.

Исследовательские опыты состоят в том, что учащимся сообщают тему и цель опыта, а после наблюдения по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Это, например, описанные в литературе опыты по изучению состояния почвы, ее влагопроницаемости и влагоемкости и другие. В начальной школе эти опыты находят ограниченное применение.

Наблюдения учащихся, фиксирование результатов опыта и формулирование выводов - необходимая составная часть опытов. В этом их сходство с наблюдениями.

Наблюдения и опыты тесно связаны между собой. Нельзя проводить опыты, на уроках окружающего мира не знакомя учащихся предварительно с наблюдениями. Таким образом, наблюдения нередко относят к переходному методу, то есть сначала проводятся наблюдения, а затем организуются опыты.

Рассмотрим подробнее этапы осуществления практических методов. Проведение любого наблюдения должно представлять собой последовательное выполнение следующих этапов:

1. Подготовительный - предполагает постановку и конкретизацию проблемы и задач наблюдения; выбор соответствующего объекта и ситуации; вызов и стимулирование у детей интереса к объекту исследования.

2. Концентрация внимания на объекте.

3. Исследование наблюдаемого объекта, нацеленное на отработку приемов правильного последовательного его обследования и предполагающее определенную помощь со стороны учителя при их усвоении.

4. Заключительный - предполагает подведение итогов, закрепление полученных представлений о природных предметах, способах их обследования и фиксации.

Проведение любого опыта требует соблюдения следующих этапов работы:

1. Подготовительный этап состоит из двух частей.

а) для учителя - проверка оборудования, определение состояния и необходимого количества вещества, предварительное проведение опыта;

б) для детей - подведение к необходимости воспроизведения определенного природного явления; ставится проблемная ситуация и при участии детей подбирается оборудование; проводится инструктаж; учитель ставит тему, цель, план проведения и оформления результатов опыта, выдвигается предположение.

2. Проведение опыта: начинается с формулировки цели, определения конкретной задачи, описания оборудования и условий проведения, далее инструктаж и поэтапное выполнение, то есть наблюдение.

3. Анализ полученных результатов: повтор целей опыта, оборудования, последовательности выполняемых этапов вывод и теоретическое обоснование [17, с. 6-7].

Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдения и опыты тесно связаны между собой, так как проведение каждого опыта сопровождается наблюдением.

Практические работы на уроках естествознания призваны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов: постановка познавательной задачи, инструктаж по ее выполнению, самостоятельная работа учащихся, фиксация результатов работы, описание работы учащимися, обобщения и выводы, решающие познавательную задачу. На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжительным и сложным.

Читайте также: