Какие обстоятельства должен исследовать суд при назначении несовершеннолетнему исправительных работ

Обновлено: 04.07.2024

Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.

Последнее обновление - Март 2021

Уголовный закон предписывает дифференцировать наказание в зависимости от самого преступного деяния, обстоятельств его совершения и личности виновного. Широкий спектр видов наказаний, всего их тринадцать, призван оказать помощь в решении этой задачи суду. Исправительные работы по степени строгости находятся на 5-м месте и назначаются на практике довольно часто. Что они из себя представляют, как реализуются, описывается в ст. 50 УК РФ, а также положениях УИК РФ.

Что такое исправительные работы

Этот вид ответственности состоит в выполнении осужденным обязанностей по месту его работы, принудительном привлечении к труду с удержанием части ежемесячного заработка в доход государства. Контролирует его исполнение уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) района, в котором проживает осужденный.

Исправительные работы назначают:

  1. Трудоустроенным – по месту работы.
  2. Неработающим – в местах, определенных органом местного самоуправления (ОМСУ), то есть местной администрацией по согласованию с УИИ. Место трудоустройства должно располагаться в районе проживания осужденного.

Другими словами, в приговоре суд не указывает конкретное место, где должен будет работать осужденный. Это будет либо место, где он уже работает, либо куда его направит уголовно-исполнительная инспекция.

Такое наказание может длиться от 2 месяцев до 2 лет (несовершеннолетним – до 1 года).

Исправительные работы – наказание, назначаемое исключительно как основное. Оно назначается определенных в случаях:

  1. Когда это предусмотрено санкцией вменяемой статьи.
  2. В качестве более мягкого наказания (ст. 64 УК), чем предусмотрено санкцией.
  3. При замене:
    • штрафа злостным уклонистам от его уплаты;
    • неотбытой части лишения свободы;
    • более строгого наказания при амнистии или помиловании Президентом.

Дополнительным наказанием исправительные работы быть не могут. Этот вид наказания может назначаться условно с испытательным сроком, по истечении которого при отсутствии претензий к поведению условно осужденного, реально отбывать их он не будет.

Исправительные работы – такое же наказание за совершенные преступления, как и все другие. Назначается оно исключительно по обвинительному приговору суда в связи с чем влечет судимость со всеми ее последствиями. Погашается судимость через год после отбытия.

Срок назначения исправительных работ несовершеннолетним

Лицам, не достигшим 18 лет, исправительные работы могут быть назначены на срок от 2 месяцев до 1 года. До 14 лет к уголовной ответственности не привлекаются.

Возможные места работы осужденных

Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.

  • Если осужденный работает, но его занятость не оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства, он считается неработающим.
  • Если привлекаемый к ответственности трудоустроился во время судебного процесса до вынесения приговора, ему следует предоставить в судебном заседании справку от работодателя об официальном трудоустройстве и ходатайствовать о ее приобщении к материалам дела. В этом случае местом отбывания наказания определяется место работы. Если этих сведений нет, даже при наличии официальной работы, суд не сможет этого сделать.

Назначение мест исправительных работ безработным

Неработающие лица, приговоренные к исправительным работам, направляются Уголовно-исполнительной инспекцией на работу в любые организации, определенные органом местного самоуправления (ОМСУ), список которых согласуется между ними.

Если осужденный устроился на работу до постановки на учет в несогласованную с ОМСУ организацию, уголовно-исполнительная инспекция согласовывает ее как место отбывания наказания.

При выборе места работы учитываются:

  • совершенное преступление;
  • состояние здоровья;
  • профессия, навыки;
  • место проживания.

Для лиц до 18 лет дополнительно учитываются индивидуальные черты личности (возрастные, психологические) и прочие условия.

Осужденным неработающим гражданам уголовно-исполнительной инспекцией выдается предписание явиться в организацию-работодатель для отбывания наказания. Эта организация может отказаться от работника, но только по причине несоответствия его профессиональных качеств. В противном случае отказ незаконен и УИИ обжалует его в органы прокуратуры.

Вера Викторовна Долганина

Чаще всего места для работы осужденных определяются в муниципальных организациях – ЖКХ, по благоустройству, обслуживанию и эксплуатации транспорта и прочего. В этих организациях зачастую имеется недостаток в работниках на низкооплачиваемых, не требующих квалификации должностях – дворник, разнорабочий, уборщик и т. д.

Удержания из зарплаты при исправительных работах

Осужденный, при отбывании исправительных работ, за свой труд получает заработную плату, установленную работодателем, но часть ее, определенная в приговоре, ежемесячно отчисляется в доход государства.

Эта часть может составлять от 5 до 20%. При этом удержания не производятся из социальных, единовременных выплат. Корректность, своевременность удержаний работодателем контролирует УИИ.

Законом предусмотрена возможность снижения назначенного процента удержаний из зарплаты осужденному, материальное положение которого ухудшилось (учитываются все виды его доходов). Для этого в суд подается соответствующее ходатайство от самого осужденного, УИИ или администрации работодателя. Однако выйти за пределы минимально возможного удержания (5%) суд не вправе.

Кому исправительные работы не назначают

Исправительные работы не могут назначаться некоторым строго определенным в ст. 50 категориям граждан:

  • инвалидам 1-й группы;
  • беременным;
  • женщинам, у которых имеются дети до 3-х лет;
  • военнослужащим по призыву;
  • военным, проходящим службу по контракту (рядовым и сержантам), если они не отслужили срока службы по призыву.

Если в период отбывания наказания осужденный тяжело заболел, что не позволяет ему отбывать наказание (ст. 81 УК РФ) или стал инвалидом 1-й группы (ч. 5 ст. 50), в судебном порядке он может быть освобожден от отбывания наказания.

Женщина, приговоренная к исправительным работам, при наступлении беременности может ходатайствовать перед судом об отсрочке их отбывания до 14-летия ребенка (ст. 82) с начала отпуска по беременности и родам.

Особенности назначения при осуждении за несколько преступлений

Случаи осуждения за несколько преступлений – не редкость. Для них в законе установлены правила назначения наказаний, в том числе для исправительных работ.

Совокупность преступлений

Осужденному вменяется несколько преступных деяний и по этим фактам рассматривается одно уголовное дело, то есть выносится один приговор. В таком случае суд определяет лишь сроки исправительных работ, а окончательно наказание назначается путем их полного или частичного сложения, после чего определяется процент удержания из заработка.

Например, совершено два преступления, за одно назначено полгода исправительных работ, за второе – 8 месяцев, окончательно, путем частичного их сложения, наказание определяется в 9 месяцев с удержанием 10% заработка в пользу государства.

Совокупность приговоров

Это ситуация, когда человек уже осужден за другое преступление и совершает новое, по которому выносится новый приговор. Здесь к наказанию по новому решению суда по делу присоединяется частично или полностью неотбытая часть исправительных работ по старому, а процент удержания из заработка остается прежним, назначенным по первому приговору.

В ситуациях, когда применяются различные виды наказаний при определении окончательного их вида и продолжительности по совокупности преступлений и приговоров действуют правила ст. ст. 69 и 70 УК РФ.

Порядок и условия исполнения

Получив приговор, УИИ не позднее, чем через 30 дней направляет осужденного для отбытия наказание. На него заводится личное дело, куда собираются все документы, относящиеся к отбыванию осужденным исправительных работ.

Исчисление срока исправительных работ

Начало отбывания исправительных работ варьируется в зависимости от того, имеет ли осужденный постоянное место работы:

  • если имеет, начало срока – день получения работодателем соответствующих документов из УИИ;
  • если нет – день, когда он вышел на рабочее место.

Срок считается в месяцах и годах, в которых осужденный работал и происходили отчисления из заработка. При этом в каждом месяце он должен отработать ровно столько, сколько в этом месяце рабочих дней.

Если число этих дней не совпадают, наказание отбывается до их полной отработки. Периоды, когда осужденный не трудился, в срок отбытых исправительных работ не включаются.

В день окончания срока наказания УИИ направляет в организацию, где работает осужденный, уведомление о прекращении удержаний из заработка. Если исполнение наказания отменяется по иным причинам (освобождение от наказания, замена более строгим) – на следующий рабочий день после получения документов, по которым оно отменено (постановление суда).

Особенности трудовых отношений

На работников-осужденных к исправительным работам распространяются все требования трудового законодательства с исключениями, установленными УК и УИК РФ.

Так, осужденный не имеет права отказаться от предложенной ему работы и должен:

  • не нарушать условия и порядок отбывания наказания;
  • добросовестно относиться к своим трудовым обязанностям;
  • посещать УИИ по вызову;
  • за 10 дней уведомлять УИИ о смене работы или места проживания.

Воспрещается во время отбывания исправительных работ увольнение по собственному желанию без письменного согласия УИИ. Отказ УИИ в увольнении можно обжаловать.

Пособия по временной нетрудоспособности рассчитываются исходя из заработка без вычета из нее удержанных по приговору суда сумм.

Отпуска отбывающим исправительные работы

Ежегодный оплачиваемый отпуск осужденного к исправительным работам составляет 18 дней, он не равен стандартной длительности такого отпуска по трудовому законодательству (28 дней). Его можно использовать не в любое время в соответствии с установленной работодателем очередностью, а во время, согласованное с УИИ.

При этом осужденный не лишается права на неиспользованные во время исправительных работ дни отпуска (получается 10 дней в год) и может претендовать на них по окончанию отбывания наказания.

Прочие отпуска по закону (дополнительные, например, работникам с ненормированным графиком, за вредные условия труда и т. д.) можно использовать на общих основаниях.

Обязанности работодателя

Работодатель осужденного к исправительным работам обязан:

  1. Корректно и вовремя осуществлять удержания из его заработка.
  2. Контролировать его поведение.
  3. Помогать УИИ в воспитательной работе.
  4. Соблюдать условия отбывания наказания.
  5. Сообщать в УИИ:
    • о поощрении работника-осужденного, наложенных на него взысканиях, уклонении от отбывания наказания;
    • о предстоящих переводе или увольнении осужденного.

Ответственность за ненадлежащее отбывание исправительных работ

Уголовно-исполнительным законодательством прописаны меры к нарушителям порядка отбывания всех видов наказаний, исполнение которых контролируется или обеспечивается подразделениями службы исполнения наказаний, в том числе исправительных работ. Они отличаются по степени опасности и подразделяются на просто нарушения и злостное уклонение от отбывания.

Нарушение порядка и условий отбывания

Нарушениями порядка и условий отбывания исправительных работ уголовно-исполнительный кодекс называет:

  • неявку на работу в течение пяти дней со дня получения предписания УИИ, если отсутствуют для этого уважительные причины;
  • неявку без достаточных причин в УИИ;
  • прогул (по ТК РФ – отсутствие на рабочем месте в течение рабочего дня (смены), а также в течение 4-х часов подряд, без уважительных причин);
  • появление на работе (на рабочем месте, территории организации-работодателя или объекте, где работник должен работать) в состоянии опьянения, явившегося следствием употреблением алкоголя, наркотиков или иных токсических веществ.

За подобные факты УИИ вправе применить к работнику меры:

  • письменно не позднее трех рабочих дней со дня нарушения под роспись предупредить осужденного о возможности замены исправительных работ более суровым наказанием;
  • обязать его ежемесячно (до 2 раз) посещать инспекцию с целью регистрации, о чем выносится постановление.

Злостное уклонение от отбывания

Злостное уклонение констатируется уголовно-исполнительной инспекцией:

  1. При повторном, после письменного предупреждения, нарушении – абсолютно любом из описанных выше.
  2. В случае если осужденный скрылся из места проживания и где он находится неизвестно. Его объявляют в розыск, он может быть задержан на двое суток, этот срок может продлеваться судом до 30 суток.

Последствия нарушений

Самым негативным из последствий ненадлежащего отбывания исправительных работ является их замена более строгим наказанием – принудительными работами или лишением свободы.

Такое решение правомочен принять исключительно суд по итогам рассмотрения соответствующего обоснованного ходатайства УИИ, подкрепленного сведениями из личного дела нарушителя, характеризующих его и подтверждающих факт уклонения.

Ходатайство готовится и передается в суд:

  • в течение 3 суток с повторного нарушения (не учитываются выходные и праздничные дни);
  • в отношении скрывшегося лица – после первоначальных разыскных мероприятий.

Замена происходит из расчета 1 день нового наказания за каждые 3 дня неотбытых исправительных работ.

Некоторые отличия от схожих наказаний

Исправительные
работы
Обязательные
работы
Принудительные
работы
Отбываются по месту официального трудоустройства или в местах, определяемых УИИ по согласованию с ОМСУ по месту жительства.Исполняют УИИ по месту жительства в местах и на объектах, определяемых ОМСУ по месту жительства.Отбывается в специальных учреждениях – исправительных центрах.
Место работы определяет орган уголовно-исполнительной системы. Оно может быть за пределами населенного пункта, где живет осужденный, если в нем отсутствует специализированное учреждение.
Отбывается в период осуществления трудовой деятельности.Отбывается во время, свободное от работы/учебы.Своеобразная альтернатива лишению свободы. Осужденный в течение всего срока находится в исправительном центре.
2-24 месяца60-480 часов2 месяца – 5 лет
Выплачивается обычная зарплата, из которой удерживается 5-20% в доход государства.Осуществляется бесплатно.Труд оплачивается, с заработка в пользу государства удерживается 5-20%.

Заключение

Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.

Аннотация. В данной статье затрагиваются актуальные вопросы, касающиеся особенностей назначения исправительных работ несовершеннолетним. Уделяется внимание дискуссионному вопросу о необходимости применения исправительных работ, а также их эффективности в отношении несовершеннолетних.

Научный руководитель:Журкина Ольга Вячеславовна,доцент кафедры уголовного праваОренбургского государственного университета,г.Оренбург

Особенности назначения исправительных работ несовершеннолетним

Аннотация.Вданной статье затрагиваютсяактуальные вопросы,касающиеся особенностей назначения исправительных работнесовершеннолетним. Уделяется внимание дискуссионному вопросу о необходимости применения исправительных работ, а такжеих эффективность в отношении несовершеннолетних.Ключевые слова: исправительные работы, несовершеннолетние, наказание, назначение наказания, осужденный.

Всовременном мире развитие нашего общества,непосредственно на пути построенияправового государства в России,все большее значение в борьбе с преступностью отводится мерам уголовного наказания, не связанным слишением свободы. Существует система наказания несовершеннолетних, которая по сравнению с общей системой, приведенной в ст. 44 УК РФ намного уже, и включает в себя следующие виды наказаний–это штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы на определенный срок.УИК РФне устанавливает какойлибо специфики исполнения исправительных работ несовершеннолетним, ноназначения исправительных работ, как вид наказаний, не связанных с лишением свободы имеет свои особенности, которые были выявлены в результате анализов судебной практики. Ведь именно в судебной практике прослеживается неравномерность применения данного вида наказания, особенно в лице несовершеннолетних.Обобщение материалов судебной практики по применению данного вида наказания к несовершеннолетним приводит к выводу о том, что оно почти не применяется к подросткам в возрасте от 14 до 16 лет и крайне редко применялось к лицам от 16 до 18 лет.Исправительные работы согласно ст. 50 УК РФ назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, который такого места работы не имеет, отбывает наказание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.[1]Специфика данного вида наказания применительно к несовершеннолетним выражается только во вдвое меньшем по сравнению со взрослыми максимальном сроке (до одного года). Минимальный срок исправительных работ, как и у взрослых, у несовершеннолетних —два месяца. Наказание это применяется, как правило, только к работающим несовершеннолетним с учетом их материального положения. Обычно нецелесообразно назначение этого наказания учащимся общеобразовательных школ, а также учащимся в иных учебных заведениях на дневной форме обучения.

Закон не устанавливает различий и в пределах удержаний из заработка несовершеннолетнего (от 5 до 20%) по сравнению с совершеннолетними. Размер удержаний, производимых из заработной платы несовершеннолетнего, отбывающего исправительные работы, должен определяться исходя из его социального положения и конкретныхобстоятельств дела: необходимости возмещения вреда, причиненного преступлением (с учетом этого обстоятельства размер удержаний должен быть меньше 20%), наличия у виновного младших братьев, сестер, престарелых родителей, иных близких родственников, которымон оказывает материальную помощь, и пр.Исполняют исправительные работы уголовноисполнительные инспекции, которые контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными несовершеннолетними и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, проводят с ними воспитательную работу.Срок исправительных работ несовершеннолетнему исчисляется в месяцах, в течение которых он работал и из его заработной платы производились удержания.В целях предупреждения совершения несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам, новых преступлений илиправонарушенийуголовноисполнительная инспекция вправе запретить несовершеннолетнему пребывание вне дома в определенное время суток или покидать место жительства в выходные дни, пребывание в определенных местах; обязать несовершеннолетнего до двух раз в месяц являться в уголовноисполнительную инспекцию для регистрации.Уголовноисполнительное законодательство предусматривает для несовершеннолетних одинаковые со взрослыми порядок и условия отбывания исправительных работПри назначении несовершеннолетним исправительных работ, должныбыть соблюдены нормы трудового права, также суд должен иметь в виду, что данный вид наказания может быть применен лишь к той категории несовершеннолетних осужденных, исправление которых возможно с помощью общественно полезного труда без изоляции от общества. При этом следует учитывать, как назначенное наказание может повлиять на учебу несовершеннолетнего, его поведение в быту, семье.

Некоторые авторы, например,В.О.БоровиковиЕ.И.Зайцевавысказываются, что перспектив для дальнейшего развития исправительных работ, как вида наказания нет [3,4].Эта точка зрения основывается нетолько на том, что трудоустройство несовершеннолетних является весьма проблематичным с точки зрения трудового законодательства, которое устанавливает некоторые ограничение при приеме на работу данной группы лиц, но и экономической ситуацией в стране. В связи с этим вопрос о применении к несовершеннолетних в качестве наказания исправительных работ является весьма дискуссионным.В литературе можно встретить мнения авторов, которые полагают, что от исправительных работ, назначаемых несовершеннолетним вовсе следует отказаться [3]. Однако с этой точкой зрения можно не согласиться, поскольку этот вид наказания имеет потенциал, который проявляется в следующем:1.Этот вид наказания не связан с лишением свободы несовершеннолетнего, благодаря чему сохраняется возможность

Ссылки на источники1."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 03.04.2017)2."Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1ФЗ (ред. от 05.04.2017)3.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 4.

АшинА.А.Наказание несовершеннолетних за хищение чужого имущества. Закон. Теория. Практика. –Владимир, 2004. –156 c5.Боровиков В.О.О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовное право. –2003. –№4. –С. 9–11.6.Зайцева Е.И.Цели наказания и средства их достижения в исправительных учреждениях: Автореф. канд. юрид. наук.–Краснодар, 1998.


В данной работе рассмотрены особенности назначения и исполнения такой меры наказания для несовершеннолетних правонарушителей как исправительные работы, проанализированы сдерживающие обстоятельства для ее применения на практике. А также исследовано российское законодательство по части применения к несовершеннолетним мер ответственности за совершенные ими противоправные деяния. Следует отметить, что необходимо совершенствовать законодательную базу по данной проблеме для возможности чаще использовать исправительные работы в отношении несовершеннолетних, так как общественно-полезный труд способствует их исправлению.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, меры предупреждения, исправительные работы.

In this paper, the features of the appointment and execution of such a measure of punishment for juvenile offenders as correctional labor are considered, the constraining circumstances for its application in practice are analyzed. It also examined the Russian legislation regarding the application of measures of responsibility to minors for their unlawful acts. It should be noted that it is necessary to improve the legislative framework on this problem in order to be able to more often use correctional work in relation to minors, since socially useful work contributes to their correction.

Keywords: minors, criminality, preventive measures, corrective labor.

На сегодняшний день в условиях социально-экономического и правового развития общества во всем мире, в том числе и в России, большое значение придаётся борьбе с преступностью, в частности, среди несовершеннолетних.

Актуальность исследования обоснована тем, что в нашей стране мерам уголовного наказания, которое не связано с лишением свободы отводится особое место. Действующая система включает в себя определенный перечень видов и форм наказания, которые используются в судебной практике, однако заметим, что их применение не является равномерным, особенно если это касается преступников, не достигших совершеннолетия. Учитывая, что от подрастающего поколения зависит будущее нашей страны, и факт пресечения ими норм действующего законодательства является показателем несовершенства социального и правового развития общества, следует большее внимание уделять реализации государством мер по повышению правовой культуры граждан и решению проблемы назначения и исполнения исправительных работ в отношении несовершеннолетних.

Предметом исследования являются исправительные работы несовершеннолетних как вид уголовной ответственности.

Объектом исследования являются назначение и исполнение исправительных работ в отношении несовершеннолетних

Теоретическая база исследования представлена печатной литературой, а также интернет-изданиями, исследованиями современных ученых-правоведов среди которых следует особо выделить В. С. Комкову, Е. В. Цветкову, Е. Н. Федотову и др.

Методология данной работы основана на использовании диалектического метода, а также общенаучных частных методов.

К общенаучным относятся: метод системно-структурного анализа, формально-логический метод, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также другие научные методы познания и эмпирические методы (описание, сравнение).

Из числа специальных методов использованы исторический, формально-юридический, метод толкования права и сравнительно-статистический методы.

Исправительные работы — это мера государственного принуждения, применяемая в качестве основного вида наказания к осужденному как имеющему, так и не имеющему основное место работы, с удержанием части его заработной платы, от пяти до двадцати процентов, в доход государства. Такое определение рассматриваемой меры наказания использовали в своих трудах многие ученые: Г. А. Алексеева, В. Н. Орлов, Е. Н. Федотова. [8]

В отличие от других видов назначаемых наказаний, исправительные работы как правило рассматриваются в двух плоскостях — с одной стороны они имеют определенный законом срок, а с другой — обозначается определённая доля удержания из заработной платы [6].

В вопросах назначения исправительных работ для несовершеннолетних отметим, что законом снижен срок исправительных работ для лиц, не достигших совершеннолетия, однако законодательно никак не регулируется доля удержания из заработной платы, хотя именно финансовый аспект наказания является ключевым карательным воздействием [7]. Этим объясняется то, что ограничения, которые накладывают исправительные работы на общую трудовую жизнь гражданина, являются более чувствительными для совершеннолетних преступников — все они связаны с трудовым стажем, отпуском, льготами, больничными и другими социальными поощрениями, которые недоступны для осужденных. При этом несовершеннолетние преступники вряд ли серьезно относятся к перечню ограничений в вопросах трудовой жизни в силу своих психологических особенностей. Для них исправительные работы в первую очередь носят воспитательный характер, когда необходимо предупредительное воздействие судопроизводства, что, разумеется, накладывает определенные ограничения в отношении несовершеннолетних преступников и создает трудности в работе судов, которые рассматривают дела, в которых в качестве обвиняемого выступает несовершеннолетний гражданин. Как правило, исправительные работы назначаются несовершеннолетнему таким образом, чтобы не ограничивать его социальное взаимодействие, т. е. чтобы в будущем он смог выбрать более квалифицированную работу, поступить в колледж или ВУЗ и др. [8].

Сложность в применении такой меры ответственности, как исправительные работы по отношению к подросткам состоит в ограничениях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, на основании которого трудоустройство несовершеннолетних возможно в только в некоторых случаях при достижении возраста 14 лет, а на общих основаниях — с 16 лет [3]. По этой причине достаточно редко суд выносит решение о назначении данной меры наказания для несовершеннолетних. Исправительные работы назначают несовершеннолетним только в том случае, если предполагается, что полезный для общества труд пойдет на пользу правонарушителю и сможет благоприятно повлиять на процесс его исправления.

В случае применения исправительных работ по отношению к учащимся учитывается тот факт, что основная часть времени у них тратиться на учебу и нежелательно препятствовать процессу обучения [9]

Поэтому исправительные работы не всегда достигают своей цели поскольку широкий круг льгот и правовых гарантий, которые предоставляются несовершеннолетним, фактически, взаимоисключают ограничения, которые накладывает данная мера наказания.

Ограничение применения такой меры наказания как исправительные работы обуславливаются трудностями ее исполнения. Учитывая текущий уровень безработицы в стране и недостаток вакантных рабочих мест, назначение исправительных работ даже для взрослых правонарушителей сопровождается определенными проблемами, поэтому для несовершеннолетних данная мера распространена мало.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, мера наказания, заработная плата, мера, законодательная база, общественно-полезный труд, правовое развитие общества, Российская Федерация, Россия, судебная практика.

Абземилова З.Р., судья Верховного суда Республики Башкортостан.

Боровиков В.Б., кандидат юридических наук, доцент.

Исправительные работы предусмотрены санкциями почти половины статей УК РФ. По мысли законодателя, этот вид уголовного наказания, заключающийся в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка определенного процента в доход государства, содержит в себе возможности по исправлению лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, и является альтернативой лишению свободы и другим видам наказания. Несовершеннолетним осужденным исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ) (т.е. верхний предел этого вида наказания для несовершеннолетних осужденных в два раза меньше верхнего предела исправительных работ, назначаемых совершеннолетним осужденным).

Несмотря на то что некоторые специалисты скептически относятся к подобному решению законодателя и даже предлагают предоставить суду право назначать исправительные работы несовершеннолетним осужденным сроком до двух лет с максимальным процентом удержания из заработка , на наш взгляд, такое проявление гуманизма соответствует курсу российской уголовно-правовой политики на сокращение реального применения наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, исправление которых возможно без изоляции от общества.

См.: Бузанов К.А. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000. С. 64.

Вместе с тем применение названного вида уголовного наказания к несовершеннолетним вызывает ряд вопросов, требующих своего разрешения.

Так, в настоящее время согласно ч. 3 ст. 50 УК РФ как для взрослых, так и несовершеннолетних осужденных установлены одинаковые размеры удержания заработка - от пяти до двадцати процентов. Думается, это не соответствует принципам гуманизма, дифференциации уголовной ответственности и наказания. Поэтому целесообразно и логично предусмотреть на законодательном уровне сокращение минимального размера удержаний из заработка несовершеннолетних. Полагаем, он не должен превышать 10%, учитывая то обстоятельство, что заработная плата работающих несовершеннолетних в стране, как правило, значительно ниже, чем у взрослых лиц.

Другой вопрос, связанный с денежным удержанием при применении этого вида уголовного наказания, касается несоответствия терминологии в УК и УИК РФ. Согласно ч. 3 ст. 50 УК РФ речь идет о заработке осужденного, который включает в себя, помимо собственно заработной платы, и другие денежные выплаты (например, несовершеннолетние могут получать денежные премии, вознаграждение за общие годовые итоги работы организации и т.д.). В соответствии же с ч. 2 ст. 40 УИК РФ удержания в размере, установленном приговором суда, производятся только из заработной платы осужденных. Очевидно, что подход, сформулированный в УИК РФ, является более гуманным и соответствует интересам осужденных, в т.ч. несовершеннолетних. Следовательно, редакция ч. 3 ст. 50 УК РФ нуждается в определенной корректировке: слово "заработок" должно быть заменено на слово "заработная плата" .

Подобный взгляд высказывается и другими специалистами (см., например: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008. С. 104 (автор - Лядов Э.В.)).

Трудно понять логику законодателя, существенно изменившего в связи с принятием Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ редакцию ч. 3 ст. 42 УИК РФ, отказавшись от зачета в срок отбывания исправительных работ времени, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, но за ним сохранялась заработная плата (например, времени отпуска, исполнения государственных или общественных обязанностей, болезни (за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 42 УИК РФ), ухода за больным родственником). Согласно нынешней редакции ч. 3 этой статьи время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Подобное решение, думается, было принято без учета интересов несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, и не согласуется с принципом гуманизма. Более того, в ч. 7 ст. 42 УИК РФ содержится положение, согласно которому в срок исправительных работ не засчитывается, в частности, время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним. Отсюда вытекает, что время болезни, вызванной иными причинами, должно включаться в срок этого наказания. Получается, что ч. 3 ст. 42 УИК РФ противоречит ч. 7 этой статьи. Безусловно, данное противоречие необходимо устранить на законодательном уровне . Полагаем, зачет в срок отбывания исправительных работ времени, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, но за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата, не подрывает эффективность данного вида уголовного наказания, особенно в отношении несовершеннолетних осужденных.

По мнению некоторых юристов, существование ч. 7 ст. 42 УИК РФ является нецелесообразным (см., например: Курганов С.И. Герменевтика Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 3. С. 6).

Не выглядит до конца продуманным, учитывая особенности личности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, и отказ законодателя от условно-досрочного освобождения в отношении лиц, отбывающих исправительные работы (см. ФЗ от 08.12.2003 N 161-ФЗ и N 162-ФЗ). Сотрудники уголовно-исполнительной системы справедливо отмечают, что такое решение не стимулирует осужденных выполнять требования приговора суда, так как эти лица лишены перспективы досрочно отбыть указанный вид уголовного наказания . На наш взгляд, нет каких-либо серьезных аргументов в пользу внесения в ч. 1 ст. 79 УК РФ изменения, согласно которому допускается условно-досрочное освобождение лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ.

См., например: Юрин Ю. Проблемы исполнения наказаний в виде исправительных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. N 10. С. 20.

Нельзя признать социально обусловленным изменение, внесенное в ч. 1 ст. 50 УК РФ (см. Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ), в соответствии с которым исправительные работы могут назначаться только осужденному, не имеющему основного места работы. Это значительно сузило возможности применения этого вида наказания как в отношении взрослых, так и несовершеннолетних осужденных.

Так, в 2006 г. судами Российской Федерации исправительные работы были назначены только 43,4 тыс. лиц (4,8% судами от общего числа осужденных), в 2005 г. - 42,6 тыс. лиц (5%) . Еще более низкие показатели характеризуют динамику применения этого вида наказания к несовершеннолетним осужденным. Например, в 2003 г. исправительные работы были назначены в Российской Федерации 599 осужденным, совершившим преступления в возрасте до 18 лет (0,63% от общего числа несовершеннолетних осужденных); в 2004 г. - 1481 (1,56%); в 2005 г. - 1957 (2,02%) .

См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 году // Российская юстиция. 2007. N 5. С. 57.
См.: Судебная статистика. Основные меры наказания, примененные к осужденным, совершившим преступления в возрасте 14 - 17 лет за 2003 и 2004 годы // Российская юстиция. 2005. N 8. С. 39; Журавлев А.В. Динамика назначения уголовного наказания несовершеннолетним в Российской Федерации // Российское правосудие. 2007. N 2. С. 80.

Мало чем отличается от общей картины и состояние применения исправительных работ в выбранном нами для исследования регионе - Республике Башкортостан. В 2006 г. только к 3% осужденных несовершеннолетних назначался этот вид уголовного наказания .

См.: Статистические данные Управления Судебного департамента при Верховном суде Республики Башкортостан за 2006 г. По изученным 386 уголовным делам в отношении 521 осужденного несовершеннолетнего, рассмотренным районными, городскими судами Республики Башкортостан в 2004 - 2005 гг., лишь к 22 подросткам был применен данный вид уголовного наказания.

Таким образом, законодательные изменения 2003 г. привели к ситуации, когда при прочих равных условиях работающие осужденные несовершеннолетние оказались в худшем положении по сравнению с не имеющей основного места работы аналогичной категорией лиц.

В общей массе осужденных несовершеннолетних доля работавших на момент совершения преступления невелика (например, в Республике Башкортостан среди осужденных лиц, совершавших преступления в возрасте до 18 лет в 2004 - 2006 гг., удельный вес работавших составил в среднем 13 - 14%) . Зачем же лишать эту категорию лиц возможности применять к ним наказание без изоляции от общества?

См.: Статистические данные Управления Судебного департамента при Верховном суде Республики Башкортостан.

В результате такого положения у суда, если он придет к выводу о невозможности назначения штрафа к этим лицам, остается, по сути, выбор только в пользу условного осуждения к лишению свободы, что не отвечает международно-правовым требованиям о более широком применении альтернативных лишению свободы наказаний к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие повышенной общественной опасности. Известно, что широкое применение условного осуждения к несовершеннолетним нередко воспринимается ими как безнаказанность за свое безупречное с точки зрения уголовного закона поведение (например, по данным Федеральной службы исполнения наказаний России, условно осужденные несовершеннолетние, состоящие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, в два раза чаще совершают преступления, чем взрослые условно осужденные) .

См.: Ручкин Ф. Уголовно-исполнительные инспекции на пути преобразований // Ведомости Уголовно-исполнительной системы. 2006. N 6. С. 4.

В данной связи полагаем, что надо отказаться от запрета назначать исправительные работы лицам, имеющим основное место работы. Это будет соответствовать принципам гуманизма, индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности и наказания. Естественно, соответствующие коррективы должны быть внесены в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

Представляется, исправительные работы при их правильном применении, проведении с осужденными несовершеннолетними воспитательной работы, надлежащем контроле за их поведением могут выступать более эффективным видом уголовного наказания, чем, например, штраф.

В них заключается больше возможностей для исправления осужденных несовершеннолетних, учитывая роль трудового воспитания в формировании личности подростка. Вместе с тем необходимо определиться с ограничениями на применение этого вида уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. В ч. 5 ст. 50 УК РФ запрещено назначать исправительные работы лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на военных должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судами приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. То есть этот запрет рассчитан в основном на взрослых лиц. А как быть в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести впервые и не достигших к моменту вынесения приговора 16 лет?

Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ осужденным лицам этой категории назначать наказание в виде лишения свободы нельзя (как и остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые). Следовательно, в арсенале у суда остаются только наказания, не связанные с изоляцией от общества. Однако, по мнению некоторых специалистов, применять исправительные работы к лицам, не достигшим 16 лет, нельзя . Согласно же другой точки зрения в подобной ситуации можно назначать исправительные работы условно .

См.: Колоколов Н.А. Исправительные работы: сущность и назначение // Уголовный процесс. 2006. N 9. С. 56.
См.: Благов Е.В. Исправительные работы: вид наказания или разновидность обязательных работ // Уголовный процесс. 2006. N 10. С. 52.

Судебная практика при решении этого вопроса также неоднозначна. Например, 15-летнему Г., учащемуся 9 класса школы-интерната, в 14-летнем возрасте судимому за кражи к штрафу, через три месяца после вынесения приговора вновь совершившему кражу сотового телефона в салоне средств связи с причинением значительного ущерба гражданину, по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ был назначен 1 год исправительных работ с удержанием 15% заработка . По сходному уголовному делу 14-летнему Б., состоявшему на учете в ПДН, учащемуся средней школы, по ч. 1 ст. 161 УК РФ за открытое хищение мобильного телефона у другого подростка были назначены исправительные работы условно .

См.: Архив Октябрьского городского суда Республики Башкортостан за 2005 г. Уголовное дело N 1-133/2005.
См.: Архив Салаватского городского суда Республики Башкортостан за 2005 г. Уголовное дело N 1-647/2005.

Думается, возможности назначения рассматриваемой категории лиц исправительных работ невелики. Согласно ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицом, достигшим возраста 16 лет. В случае получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законодательством общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. В пункте же 14 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" сказано: "Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается". По сути, это означает, что назначать исправительные работы в отношении 14-летних (почти во всех случаях) и 15-летних очень сложно. Но если это так, то не лучше ли в самом тексте УК РФ (ст. 50 или ст. 88 УК РФ) прямо указать, что исправительные работы могут назначаться только несовершеннолетнему, достигшему к моменту вынесения приговора 16 лет? На наш взгляд, подобное решение законодателя будет способствовать единообразию судебной практики, дифференциации уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних разных возрастных групп, совершивших преступления небольшой или средней тяжести.

Итак, исправительные работы представляют собой достаточно суровое наказание и обладают определенными возможностями по исправлению осужденных несовершеннолетних в тех случаях, когда характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личности виновного свидетельствуют о том, что подросток не нуждается в изоляции от общества и его исправление может быть достигнуто на свободе в процессе трудовой деятельности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: