Какие новые медийные профессии появились в журналистике в цифровую эпоху

Обновлено: 29.02.2024

Сегодня для того, чтобы выдерживать конкуренцию с социальными сетями, СМИ должны освещать события в тот момент, когда они происходят.

4 см. Приложение 4.

и аварию на АЭС Фукусима-1. Если первое событие стало моментом, когда журналисты только осознали необходимость перехода к новому формату вещания, то во время японской аварии можно было оценивать уже разные уровни владения приемами real-time журналистики у тех или иных изданий.

Два фактора вызвали необходимость для СМИ переходить к вещанию в реальном времени: во-первых, ситуация менялась каждую минуту, во-вторых, угроза была глобальной. Достигнутый в марте 2011 года пик посещаемости самых популярных СМИ до сих пор не был превзойден, говорит Лосева.

Тогда же стала очевидна роль социальных сетей в новой журналистике: СМИ использовали микроблоги свидетелей, публиковали видео с YouTube, просили очевидцев описывать в блогах свои впечатления, – и все это вместе давало ощущение наблюдения за происходящим в режиме реального времени.

Сегодня в России и за рубежом проводятся научно-практические конференции, целиком посвященные real-time журналистике, но из известных нам отечественных исследователей медиа только Василий Гатов занимается этой проблемой с теоретической точки зрения. Поэтому основным методом нашей работы мы избрали интервью с экспертами в области СМИ, которые занимаются real-time журналистикой на практике, создавая новые жанры. Это главные редактора крупных интернет-изданий, руководители медиалабораторий, журналисты, специализирующиеся на работе с пользовательским контентом и социальными сетями, на передаче и редактировании информации в реальном времени.

Актуальность нашей работы заключается в том, что real-time журналистика становится одним из самых перспективных направлений в работе СМИ, и, соответственно порождает новые жанры. При этом большинство из них находятся в зачаточном состоянии: они пока никем не изучены и не описаны, а у многих из них даже нет устоявшегося названия.

Сейчас отрасли необходима теоретизация всего, что уже освоено в этой сфере журналистами-практиками. В ближайшие несколько лет медиаиндустрии необходимо осмыслить произошедший прорыв в области real-time вещания и структурировать накопленный опыт, в частности понять, какие новые жанры и связанные с ними профессии появились, а какие появятся в скором времени.

Под жанром мы понимаем исторически определившийся тип журналистского произведения, обладающий набором относительно устойчивых признаков.5 Возможность передачи информации в режиме реального времени существовала задолго до того, как интернет стал неотъемлемой частью журналистской работы – первыми real-time жанрами были прямые эфиры на радио, а затем и на телевидении. Но мы сочли нужным сконцентрироваться именно на развитии real-time журналистики в новых медиа. Новые СМИ, или новые медиа – термин, которым в конце XX века стали обозначать интерактивные электронные издания и новые формы коммуникации производителей контента с потребителями, чтобы подчеркнуть отличия от традиционных медиа. Этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Взлет новых медиа связывают с появлением конвергентных мультимедийных редакций.6 Эти тенденции связаны с компьютеризацией общества, поскольку ранее медиа полагались на аналоговые носители. Главными признаками новых медиа считаются интерактивность, мультимедийность и гипертекстуальность. Интерактивность означает, что читатель принимает участие в создании контента. Мультимедийность предполагает множество способов подачи информации: текст, аудио, видео, изображения, их 5 КнязевА. Основы тележурналистики и телерепортажа. Учебное пособие. – Бишкек, КРСУ – 2001.

6 Новые медиа – миф или реальность? // Media Online. 2006. 13 сентября. URL:

разнообразные комбинации. Гипертекстуальность – это связь отдельных элементов сайта с помощью системы гиперссылок.

В своем исследовании мы рассмотрим различные аспекты проблемы возникновения новых жанров в real-time журналистике. Мы выясним, какие жанры формата real-time уже сформировались, а появление каких можно только прогнозировать. Кроме того, нас интересует, какие технические решения больше всего повлияли на развитие real-time журналистики и какие еще окажут свое влияние. Мы ответим на вопрос о месте real-time журналистики в медиаполе: захватит ли этот новый тип журналистики все пространство СМИ или займет свою определенную нишу (и как будет определяться эта ниша).

Наконец, мы выясним, какие конкретные СМИ сегодня являются флагманами real-time журналистики, а также какова роль отдельного журналиста в развитии нового типа журналистики и какие журналисты сделали себе имя в этой области. Мы ответим на вопрос, какие новые профессии возникли благодаря переходу к real-time вещанию и как в связи с этим изменится журналистское образование.

II. Основная часть

1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино.

Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам. В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое. В 1888– 1889 гг. профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л.

Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения.

На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д.

Сарнов. В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году. С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м.

Примерно в то же время начала развиваться и спутниковая телетрансляция.7 На заре российского радиовещания с Советском союзе в 1920-е годы были распространены событийные трансляции. Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории, присущая им, была взята на вооружение советскими пропагандистами. Именно тогда в 7 КнязевА. Основы тележурналистики и телерепортажа. Учебное пособие. – Бишкек, КРСУ – 2001.

передающие сигнал из точки А в точку Б менее чем за секунду, то есть с середины 1970-х годов, прямой эфир никуда не пропадал из нашей повседневной жизни: сначала он существовал на радио и ТВ, а потом и в интернете. Но совершенствуется роль человека и девайса в прямом эфире, а также наша способность переключаться между источниками информации.

См. Приложение 1.

Жанры real-time в традиционных медиа

Классификация и определения дана по книге Н.В. Вакуровой и Л.И.

Выступление — это монолог на общественно-значимую тему, жанр информационной или аналитической публицистики. Типичные примеры — выступление политического деятеля или комментатора (обозревателя) в связи с событием или его освещением. Сюда же можно отнести новогоднее обращение Президента к народу страны. Комментарий как разновидность Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. – М., 1997.

выступления нередко используется для перебивки новостной информации.

Она всегда идет в прямом эфире и заканчивается зрительским смсголосованием.

традиционно выходит в прямом эфире. На радио этот жанр не менее популярен: утренний эфир редко обходится без розыгрыша призов, когда слушателям предлагается дозвониться в эфир и ответить на вопросы.

Большинство из упомянутых жанров перекочевали в интернетжурналистику, хотя и с принципиальными изменениями, главное из которых

Новые медиа: что нового?

Непрерывный поток информации

Одним из главных вызовов, на который пришлось отвечать СМИ, вышедшим в интернет, стала скорость обновления информации. В первые годы своего существования интернет-СМИ, и особенно веб-версии традиционных медиа, выкладывали в Сети содержание своих выпусков с периодичностью, привычной для офлайновых изданий. Сайты ежедневных газет – раз в день и, как правило, вслед за офлайновым выпуском, сайты еженедельных изданий – раз в неделю. Однако такая периодичность вряд ли могла удовлетворить потребности новых аудиторий, вооруженных мобильными телефонами и широкополосным подключением к интернету.

В книге Present Shock всемирно известный специалист в области средств массовой коммуникации Дуглас Рашкофф, автор концепции Лукина М., Интернет-журналистика. – М., 2009.

Douglas Rushkoff. Present Shock: When Everything Happens Now. – Viking USA. – 2013.

См. Приложение 1.

Рашкофф предсказывает, что в самое ближайшее время мы, вероятно, научимся обнаруживать закономерности в реальном времени, что сейчас оказывается очень трудным для работников индустрии медиа и почти невозможным для читателей.

Обратная связь

предлагал читателю еще и ответить на вопрос, какие эмоции вызвал прочтенный текст: радость, удивление, огорчение и т.п., но позже отказался от такой формы обратной связи.

Нередко интернет-издания предлагают читателям прислать вопрос для онлайн-конференции с гостем или подсказать редакции тему для очередной колонки автора. Это премодерируемый сервис (вопросы появляются в открытом доступе после одобрения редактора или модератора), и нередко вопросы и реплики не отображаются в открытом доступе. Наконец, редакция 16 The futureof journalism. Yesterday's papers // The Economist. 2005. 21 апреля.

URL:

журналистов, публицистов, писателей, художников, ученых, политиков и т.п.

развернутые, и дискуссия под статьей нередко становится не менее интересным материалом, чем сама статья.

Социальные медиа

Еще с середины 1990-х годов онлайн-журналистика трансформировалась под влиянием блогов. Блог – это форма, а не См. Приложение 6.

См. Приложение 3.

фотографиями, видеозаписями, аудиозаписями. Рубрикация такого персонального СМИ осуществляется с помощью тегов – информативных меток, которые сам автор присваивает своему посту, ключевых слов, задающих тему или темы конкретного поста.

Колесникова В.В. Блог как средство массовой информации. Дипломная работа. – М., 2005.

Помимо того, что real-time журналистика стремится догнать социальные сети по скорости обновления контента, она позаимствовала у них ряд признаков: мультимедийность, субъективность, вовлечение читателей в процесс создания материала, роль обратной связи – комментарии становятся равнозначной частью статьи, а также многие стилистические и языковые особенности. Более того, real-time журналистика еще не окончательно вышла из социальных медиа, и не факт, что когда-нибудь окончательно от них отделится. Некоторые жанры, например, Facebook-дискуссии, создаются профессиональными журналистами не на редакционной платформе, а непосредственно на платформе социальных медиа. Профессиональные журналисты зачастую сообщают новость сначала в своем микроблоге, и лишь затем пишут заметку на сайт.

Пользовательский контент в СМИ

23 Wortham J. Instagram and the New Era of Paparazzi. // The New York Times. 2013. 26 марта.

Вещание в реальном времени чревато определенными рисками:

Работа в коммуникациях, медиа и журналистике, по мнению Алёны Владимирской, известного хэдхантера, переживает значительный кризис и реформацию: падение зарплат, снижение интереса к профессии пиарщика, мучительное развитие телевидения, но при этом дает возможность для региональных специалистов.

В этой статье я привожу краткий пересказ разговора с Аленой в рамках подкаста Digital Newsroom и комментарии рынка на этот счет.

Меня зовут Анастасия Жбанова, я веду подкаст про медиа и коммуникации Digital Newsroom и работаю в области коммуникаций уже больше 15 лет. В последний выпуск подкаста я пригласила Алену Владимирскую, которую часто называют главным хэдхантером рунета, поговорить про перспективы профессий журналиста и пиарщика.

Я решила опубликовать короткий текстовый вариант разговора, приложить несколько комментариев рынка и описать свое мнение на этот счет.

Кросс-платформенных переходов станет больше, потому что многие профессии либо умирают, либо сильно меняются. Если вы хотите пойти в новую профессию, то начать нужно с поиска тех ниш, в которых вы можете быть востребованы и сильно не упадете в позиции

  • Коммуникации и PR — обслуживающая функция. Психологически человеку сложно долго быть в такой позиции, и специалисты старше 35 лет чаще всего начинают задумываться о смысле своей работы и хотеть чего-то другого. Когда деньги и профессионализм есть, но хочется заниматься собственным, а не чужим бизнесом, приходит понимание, что нужно переходить в другую отрасль. Люди сферы коммуникаций при поиске новой работы приходят не за деньгами, в за смыслом
  • В PR очень много зависит от биохимии с людьми, в крупных компаниях — от биохимии с руководящим составом. Если такую химию настроить не удастся, то и работы не получится, ведь оценить результаты пиарщика в цифрах очень сложно, нужно доверие
  • Профессия пиарщика очень похожа на профессию актера – оценка деятельности очень субъективна
    Лучшее для пиарщика — попробовать перейти в продукт, быть project manager или product manager. Другой путь — уходить в операционный менеджмент, например, НКО. Третий – в свой бизнес. Четвертый и самый логичный – в маркетинг
  • Перспективно идти на большую задачу: IPO и выход на российские биржи, изменение имиджа, кризис, выход на новые рынки
  • Наиболее растущие индустрии: российское агро, медицина, IT, продуктовый ритейл, который выходит в онлайн, финтех и госсектор

Уметь правильно прокоммуницировать проект первым лицам и доказать, что его нужно делать, – важнейший skill пиарщика. Не просто продать, а рассказать так, чтобы дали возможность сделать. Те, кто умеет это делать, становятся звездами

  • Телевидение будет всегда, может быть, пока не вымрет несколько поколений
  • Телек будет хорошо работать в двух форматах: в пропаганде и в развлекательном жанре. Оба формата будут очень развиваться в digital
  • На ТВ всегда ищут много специалистов: гостевых редакторов, продюсеров, коммерсантов. Но зарплаты очень маленькие в сравнении с другими областями коммуникаций

Телек мучительно пытается нащупать новые форматы, дается это очень сложно. Это как диджитал-реформа Центробанка, – колоссальное изменение сознания

  • Внутренние коммуникации должны управляться PR. Это про талант донести информацию, убедить, пролоббировать идею. HR этому не учат
  • Важно приходить в отрасль, когда она только начинает расти. IT сейчас с точки зрения PR – одна из неперспективных отраслей (средний возраст специалистов – 32 года, все топовые позиции уже заняты, везде очень много людей). Нужно идти туда, где все только начинает развиваться

Если бы я хотела сейчас делать карьеру в IT с точки зрения PR, я бы пошла в X5, а не в стартап или условный Яндекс. Там есть возможность роста и развития карьеры. Яндекс после этого и так схантит

  • Удаленка дала прекрасный шанс ребятам из регионов. Если раньше работу в крупной компании специалистам из регионов можно было получить только при релокации в Москву или Петербург, то с развитием удаленки, стало возможным работать из любого города
  • Этот же фактор в среднем снизил зарплаты пиарщиков: больше всего в газе и нефти, в непродуктовом ритейле, в банках, в туризме и малом бизнесе

Я против универсального совета про смену карьерной траектории для всех, если кому-то и пора уйти из PR, то это индивидуальное решение, связанное с личной мотивацией. На мой взгляд, у профессионального PR- директора есть все возможности повлиять на бизнес и на продажи через тот же продуктовый PR, не говоря уже про IR.

Призыв уходить из профессии в такое кризисное время, может смутить даже тех, кто не планировал перемен. Менять работу и тем более профессию под эмоциями в кризис не рекомендую.

Я посвятила 15 лет изучению рынка профессионалов в области коммуникаций, закрываю десятки топовых вакансий в год и трачу много времени, чтобы помочь работодателям нанять коммуникаторов стратегического уровня и понять ценность этой уникальной для бизнеса функции. Вы знали, что некоторые крупные компании могут от полугода до 2- х лет подбирать себе PR-директора, а длинные списки кандидатов по некоторым поискам доходят до сотни?

Требований к профессионалам в области PR очень много, но когда из сотни кандидатов мы находим финалиста, то работодатель делает всё, чтобы удержать такого профессионала

основатель агентства по подбору и оценке топ-менеджеров HR4PR

Думаю, что ближайшие 3 года нас ждут большие изменения и в тв и медиа в целом. Конечно, телек не умрет, но потребление меняется и будет дальше меняться, появляются новые площадки и платформы. И развлекательную и новостную функцию легко выполняют YouTube, Vk, Одноклассники, Instagram и даже Tik Tok. Ты можешь реализоваться в журналистике без больших СМИ, это круто и важно, особенно с учетом удручающего состояния журналистики сейчас. Главное, чтобы не закрыли эти возможности и площадки

В последние два-три года журналистику сильно штормит — она переживает кризис идентичности. Медиа находятся в процессе поиска какой-то next big thing: сначала все резко рванули делать видео, чтобы переиграть алгоритмы соцсетей, потом ударились в длинные форматы, а теперь — в подкасты, UGC и рассылки. Но ничего из этого пока не укоренилось и успешно получается у единиц.

В ближайшее время профессию явно ждут серьёзные сдвиги и это видно на примере западным медиа: в 2020-м году почти все крупные холдинги серьёзно сократили штаты, но уволенные журналисты просто завели свои медиа и им даже хватает на жизнь. Больше нет смысла держаться за имя издания — проще сделать своё, и на это есть запрос у аудитории: она уже привыкла к персоналиям и хочет общаться с человеком, а не с обезличенной сущностью.

До России изменения всегда доходят с задержкой, но можно точно сказать, что в ближайшее время профессия сильно ужмётся. Ны рынке уже стало меньше денег, а эффективно монетизировать все каналы многие так и не научились. По мере того, как медиаменеджеры будут понимать, что многие форматы не работают, произойдёт большая чистка кадров — многие уйдут сами, кого-то уволят. Но отчаиваться не стоит, лучше не ждать, пока это случится и уже сейчас начинат развивать собственные площадки

Если вы — уставший пиарщик, который делает из года в год одно и то же, у вас нет возможности и сил на то, чтобы пролоббировать и запустить свои проекты, вырваться из привычных форматов и шаблонных каналов, то я с Аленой согласна, — в 35 все это надоест так, что захочется лезть на стенку. С другой стороны, работа в коммуникациях хороша тем, что в ней нет регламентированных канонов, все меняется стремительно.

Можно использовать абсолютно любой вид деятельности и становиться куда больше, чем просто пресс-секретарем: делать маркетинговые активации, создавать мероприятия, продюсировать контентные проекты, управлять командами и придумывать новые сервисы, в том числе, на уровне продукта, чтобы его улучшать. Каждый год в моей работе прибавляется несколько новых целей и инструментов: от внутренних коммуникаций до маркетинговых задач, IR или социальной ответственности.

Пока я ни разу не жалела, что выбрала именно эту профессию. Если иметь в голове не шаблонный набор инструментов, а в целом любой формат достижения целей, то простой пиарщик превращается в креативного менеджера/директора по развитию компании или продукта. Все зависит от вашего:

В этих случаях я, конечно, настоятельно рекомендую работать в сфере коммуникаций.

Если вам интересно послушать полную версию или другие выпуски (например, со Светланой Гуляевой про YouTube-журналистику, с Олесей Боярской про построение комьюнити или Анастасией Телешевой про ситуацию с белорусскими медиа), можно это сделать в Apple, SoundCloud, Яндекс.Музыке или ВКонтакте.

Читайте также: