Какие меры могут повысить престиж профессии ученого

Обновлено: 25.05.2024

Считается, что престиж профессии редко зависит от самих лиц, которые работают в той или иной сфере, однако на деле одно влияет на другое. Тот же труд курьеров службы доставки еды считается тяжелым и при этом низкооплачиваемым, поэтому на такую работу зачастую соглашаются студенты или мигранты. Позже в умах людей закрепляется факт, что подобная работа только для молодых людей или иностранцев без образования, что и делает ее еще менее оплачиваемой.

Иногда бывает и так, что сама по себе профессия могла бы стать вполне престижной, например, труд учителей, медиков, спасателей, сотрудников органов правопорядка. При этом выходит так, что работники этих сфер не получают должной оплаты либо рекрутеры приглашают на места некомпетентных специалистов, и порой управленцы дают им сомнительные задания. Перечисленные факторы и меняют общественный статус профессий — они вроде бы и уважаемы, но не совсем.

Как социологи пришли к классификации труда

Наиболее известны работы о социальной стратификации от Питирима Сорокина и Карла Манхейма. Данный термин изначально был заимствован учеными из геологии — там он означал расположение слоев земли.

Позже исследователи общественных закономерностей пришли к следующей расшифровке феномена: стратификация — это разделение социума на особые группы, которое выстраивается при изучении того, как отдельные группы развлекаются, работают, ведут быт и так далее. Такая дифференциация предполагает неравенство — те же интеллектуалы вряд ли так просто пойдут копать траншеи, равно как представителю рабочего класса трудно пробиться в высшие слои знати с первого раза.

Позже стратификация появилась и в профессиональной сфере. Согласно Сорокину, работа разделялась по престижу, исходя из ее значимости и важности для выживания целой группы, и уровню интеллекта, необходимого для успешного выполнения заданий. Мангейм пошел дальше — он подробно изучил каждую из социальных групп, выделив определенные закономерности. Ту же интеллигенцию ученый и вовсе разделил на 4 типа.

Третий тип интеллигенции напрямую связан с образованностью. Он всеми силами дает понять, что его навыки позволяют улучшить не только его жизнь, но и комфорт других — совсем как преподаватель или врач. Четвертый же не просто освобождает себя от необходимости зарабатывать средства, но и развивает культуру. Он уже не типичный интеллектуал, а буквально революционер в своей сфере.

Перечень Мангейма показывает прямое отличие между рабочими и теми, кто занят в умственной сфере. Если первым важно прокормить себя и семью, то вторые желают развиваться, попутно выручая сообщество. Сейчас в мире куда больше граней, чем раньше: трудяга с завода запросто может улучшать жизнь сотен человек, даже если сам и не осознает этого, а вольный художник — помогать самому себе, попутно даря поклонникам принципиально новые идеи. Это и рождает путаницу, когда дело касается оценки той или иной специальности.

Что еще влияет на престиж или неприязнь к профессии

Откликаясь на вакансию, соискатели учитывают несколько составляющих.

Статус компании

Он важен по нескольким причинам. Во-первых, убедившись в отсутствии негативных отзывов о предполагаемом месте работы, потенциальный сотрудник будет уверен в том, что ему предстоит трудиться в здравомыслящем коллективе, что ему вовремя будет выплачиваться оклад, что от него не потребуют выполнения абсурдных задач. Во-вторых, он сможет похвастаться своим трудоустройством в знаковую компанию, а работа в организации с сомнительной репутацией в лучшем случае обеспечит поток неудобных вопросов со стороны близких.

Уровень оклада


Этот момент отчасти спорный, однако глупо пройти мимо него. Непосредственно сотруднику важно знать, что зарплата будет компенсировать его траты на удовлетворение его потребностей, но зачастую в обществе могут цениться и низкооплачиваемые должности вроде медиков или преподавателей.

Миссия профессии

Иногда, как в предыдущем случае, труд может цениться в обществе по той причине, что он приносит людям невероятную пользу. Альтруистическая миссия должности зачастую перекрывает все ее минусы: работу в суровых условиях, бесконечное истощающее общение с людьми, решение задач в спорных ситуациях.

Так почему же не все профессии равны

Кроме того, считает Забазарных, придется заново доказывать свою нужность начальникам отделов и их заместителям. Некоторым секторам, например, туристическому, и вовсе придется возрождаться из пепла: коронавирус прошелся по ним особенно сильно.

Отмечая критерии, по которым компании оценивают необходимость в сотруднике, Забазарных сделала следующий вывод: руководители будут цепляться за профессионалов до последнего, пока совсем не отпадет необходимость в них. Кроме того, важными окажутся социально-психологические качества сотрудников, их умение подстроиться под ситуацию, желание учиться новому. Если 150–200 лет назад смена деятельности была практически невозможна и человек был вынужден нести на себе крест престижной или не слишком значимой должности, то сейчас грамотно развитые софт скиллс позволяют ему забыть о не благоприятном для его репутации труде, словно о страшном сне.

Наука, науковедение, наукометрия

Ключевые слова: качественная экспертиза науки; рейтинги вузов; наука; науковедение; наукометрия; управление наукой; инвестиции в науку.

Keywords: qualitative evaluation of science; university rating; science; science of sciences; scientometrics; science management; science investments.

Аннотация: Научные исследования и разработки являются важнейшей отраслью социально-экономической деятельности развитых и развивающихся стран. Целесообразность инвестирования значительных средств в научные исследования и разработки и эффективность научного менеджмента зависят от адекватности оценок результатов научной деятельности, научных коллективов и отдельных ученых. В современном науковедении преобладают количественные наукометрические методы таких оценок. Однако они не гарантируют объективности оценочных результатов. На примере рейтингов высших учебных заведений, прежде всего российских, показана многозначность и неадекватность таких рейтингов. Высокой степенью субъективности страдают и качественные экспертные оценки. Важнейшей задачей науковедения является создание прочных теоретических основ для проведения однозначных объективных и строго научных наукометрических и экспертных качественных оценок эффективности научной деятельности.

Abstract: Scientific research is the main area of modern countries development. Only on the base of adequate assessement of individual scientist and science society effectiveness the true investment decision can be made. Today the quantitative assessment tools are widespread among managers and investors. On the base of rating analysis the weakness of pure quantitative assessment is represented. But the qualitative expert assessment is not objective enough and well suits to the needs of scientific assessement. The construction of theoretical basement for individual researchers and science teams assessment is the science of sciences problem of great significance.

В общественном сознании развитых и быстроразвивающихся стран прочно укоренилась мысль о том, что рост благосостояния населения, повышенная комфортность жизни, новые возможности для массовых коммуникаций и даже будущее человечества в целом возможны благодаря научно-техническому прогрессу. Сам научно-технический прогресс представляется довольно просто. Ученые делают открытия, инженеры и техники на основании этих открытий создают новые вещества, машины, механизмы, приборы, лекарства, транспортные средства и многое другое, что делает жизнь удобнее, привлекательнее, интереснее, содержательнее. И дальше воображение каждого рисует картинки неуклонного и непрерывного роста. Но в эту прелестную картинку врывается реальность.

Чтобы новые транспортные средства, электробытовые приборы, лекарства, диагностическое оборудование, компьютеры и многие другие полезные и приятные вещи существовали, их необходимо произвести. А для этого следует затратить иногда чрезвычайно значительные денежные средства. Эти средства производителям земных благ должны предоставить частные лица, различные фирмы или государства. И все они, естественно, будут делать это только при условии, что инвестиции, совершаемые ими, со временем принесут прибыль, и чем большую, тем лучше. Нетрудно понять, что большую прибыль принесут инновационные, высококонкурентные продукты и услуги. А для этого должны быть созданы высокоэффективные технологии, которым по самой логике процесса должны предшествовать эффективные результативные прикладные исследования, опирающиеся в конечном счете на исследования поисковые и фундаментальные.

Чтобы профинансировать эту непростую цепочку событий, действий, взаимосвязей, инвестору желательно знать (или по крайней мере иметь предварительное представление) о том, насколько заслуживает доверия реципиент инвестиций. И вот здесь на сцену выходит новая научная дисциплина, или, вернее, букет новых научных дисциплин, изучающих саму науку и отвечающих в том числе на вопрос о том, насколько выгодно ее финансирование, на что тратят свои средства частный предприниматель, член корпорации или государство. Комплекс этих дисциплин называется науковедением. В его состав входят экономика науки, психология науки, социология науки, основы научного менеджмента и основы государственной и корпоративной научно-технологической политики.

Известно, что ученые общаются друг с другом, обсуждают трудности, встречающиеся в исследованиях, объединяются в лаборатории, институты и другие, в том числе неформальные, коллективы для решения интересующих их общих проблем. Результаты исследовательской деятельности – новые знания о законах природы, обществе и человеке, новые факты и методы решения задач.

Как правило, эти новые знания излагаются в виде книг и журнальных статей. При этом журналы имеют разный научный вес, разный авторитет. Он оценивается в зависимости от публикуемых в них статей с помощью особого индекса, который называется импакт-фактором. Чем выше импакт-фактор журнала, тем авторитетнее публикация в нем. И тем больше шансов у ее автора заработать высокий научный авторитет, возглавить научный коллектив, тем более вероятно, что потенциальный научный инвестор выберет его консультантом или экспертом, призванным определить, в какие научные проекты целесообразнее и выгоднее вкладывать средства.

Кроме того, ученые, работающие над одной и той же или сходной тематикой, цитируют друг друга. Чем больше цитируют данного автора, тем большим авторитетом он пользуется. Таким образом, количественные методы позволяют выделить в каждой науке ученых-лидеров, создателей научных школ и направлений. Именно к ним обращаются государственные ведомства или предпринимательские организации, когда хотят заказать исследовательский проект определенного рода, разработать схему инновационного процесса какой-либо отрасли производства или области сферы услуг. Именно из них вербуются научные элиты общества. На этом, казалось бы, заканчиваются поиски ответа на вопрос о том, где найти объективные гарантии целесообразности вложения средств в инновационный исследовательский процесс, как обезопасить себя от того, что инвестиции будут потрачены на неэффективные научные исследования, а субъективизм в оценке исследовательского потенциала ученого и научного коллектива будет сведен к минимуму. Но оказывается, что шутки с диалектикой количества и качества – совсем не такая безвредная вещь.

Старый гегелевский закон гласит, что постепенные количественные изменения (происходящие иногда быстро, иногда не очень) приводят к принципиальным качественным изменениям. Известно также, что в большинстве развитых и развивающихся стран не только подготовку кадров высшей квалификации, но и основной объем научных исследований, прежде всего фундаментальных, поисковых и экспериментальных, выполняют университеты. Такова традиция, насчитывающая сотни лет.

Как поднять престиж рабочих профессий

Рабочим быть!

В последние годы много говорится о становлении рабочего класса. Стране нужны высококвалифицированные токари и слесари, фрезеровщики и газосварщики, водители, швеи, продавцы, автомеханики. Именно этого сейчас требует отечественная экономика.

В ежегодном Послании к Федеральному Собранию президент страны Владимир Путин заявил о том, что нам необходимы специалисты, способные работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения. Для этого надо обеспечить широкое внедрение обновленных учебных программ на всех уровнях профессионального образования. Президент поддержал международный чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который пройдет в августе в Казани:

– В конце августа в России состоится чемпионат мира WorldSkills по рабочим профессиям. Давайте пожелаем нашей команде успехов. Этот успех значим для повышения престижа рабочих профессий, рабочих специальностей. Опираясь на опыт движения WorldSkills, надо ускорить модернизацию среднего профессионального образования, в том числе уже к 2022 году переоснастить современным оборудованием более двух тысяч мастерских в колледжах и техникумах.

Новый виток

По словам начальника отдела профессионального образования краевого министерства образования, науки и молодежной политики Натальи Батютиной, на Кубани увеличивается число желающих получить рабочие профессии и специальности. Приемная кампания прошлого года показала, что практически 60 процентов бывших 9-классников выбрали среднее профессиональное образование.

Сегодня же сфера услуг и производство идут по новому витку развития, поэтому потребность в квалифицированных кадрах растет. Рабочие профессии становятся все престижнее.

– Слова о том, что в сознании молодежи происходит перестройка, – правда. Мы на местах видим, как меняется мировоззрение, – подчеркнула Наталья Батютина. – Еще пять – шесть лет назад показатель был совсем другой. Рабочие профессии выбирали не более 40 процентов школьников. В профессию идут не за компанию с другом или потому что так решили родители. Детей привлекают новые специальности, они знакомятся с современным оборудованием, на котором предстоит учиться, а потом и работать.

 Наталья Батютина

Рост популярности рабочих профессий подтверждают и в самих учебных заведениях. В колледжах и техникумах вырос конкурс: в зависимости от направления – до трех – пяти человек на место.

– С тройками уже невозможно поступить во многие учебные заведения СПО. Балл достаточно высокий. Есть специальности, на которые конкурс доходит до 12 человек на место. Это уровень некоторых вузов, – отметила Наталья Батютина.

В Краснодарском крае был сформирован список востребованных на современном рынке труда профессий и специальностей СПО, в основе которого федеральный перечень наиболее приоритетных профессий – топ-50. В региональный перечень внесены также и педагогические специальности.

Начало положено. Эксперты прогнозируют, что интересы молодых людей и дальше будут меняться в сторону технического и рабочего направления. О том, что для повышения этого интереса предпринимают учебные заведения и как сделать профориентационную работу более эффективной, рассказали руководители учебных заведений СПО.

– Каждый директор стремится, чтобы к нему пришел хороший, заинтересованный студент. Добиться этого можно только профориентацией. Мы начинаем профработу с детского сада, – рассказал директор Крымского технического колледжа Сергей Хвостиков. – Для 120 дошколят уже провели более 80 мероприятий. Плюс уроки технологии для школьников в мастерских колледжа – поварское дело, хлебопечение, электротехника. Мы даем детям возможность попробовать себя на практике и рассказываем об учебном заведении – как работает, чем живет, знакомим со студенческим бытом. В этом году попробовали такой формат и для родителей. Провели для них собрание на нашей базе. Они увидели учебное заведение, лаборатории, где их дети могут учиться.

Сергей Хвостиков

Результаты говорят сами за себя: в 2018 году в Крымский технический колледж поступило 1212 школьников – это сопоставимо с количеством 9-классников по всему району.

Краснодарский колледж электронного приборостроения уже второй год работает с учениками пятых – шестых классов. Ребята занимаются робототехникой и прототипированием, изучают языки программирования. А во время каникул здесь проходят летние инженерные смены.

– Это те же профориентационные центры, только в новом формате. Часть из этих ребят обязательно придет поступать к нам, – уверен директор колледжа Сергей Касаткин.

В Усть-Лабинском социально-педагогическом колледже, который является региональным ресурсным центром по мобильной робототехнике, пошли дальше. Здесь кружковую работу со школьниками ведут сами студенты – так будущие учителя и воспитатели проходят практику.

WorldSkills – знак качества

Особую роль в повышения престижа рабочих профессий – от традиционных ремесел до многопрофильных специальностей – играют чемпионаты WorldSkills. На Кубани состязания молодых профессионалов набирают все большую популярность. Как сообщила Наталья Батютина, в первом региональном чемпионате приняли участие 170 студентов, в этом году – уже почти 500 конкурсантов.

– Это желание самих ребят, стимул развиваться, становиться лучшим в своей профессии, – подчеркнула руководитель Краснодарского машиностроительного колледжа Татьяна Колодочка. – Здесь движение подхватили одними из первых. Наши ребята, которые занимаются токарной и фрезерной обработкой на станках с программным управлением, не раз становились призерами и победителями региональных и национальных чемпионатов в этой компетенции. Цепочка их успеха задает импульс и направление другим студентам.

Татьяна Колодочка

Своей историей успеха в чемпионате молодых профессионалов поделились и другие руководители учебных заведений. Однако все участники круглого стола сошлись во мнении, что движение WorldSkills – это не просто соревновательные технологии. Стратегическая миссия в действительности куда шире. И одно из направлений – серьезная система подготовки кадров.

– Для оценки наших конкурсантов на первый чемпионат мы приглашали специалистов со всей России. А в этом году в 62 компетенциях было всего трое приглашенных экспертов. Сегодня мы обучили и расширили состав регионального экспертного сообщества, что способствовало развитию кадрового потенциала колледжей и техникумов.

– Один из них присутствует за нашим круглым столом, – сообщила Наталья Батютина и представила эксперта международного уровня Андрея Мочалкина.

Стать экспертом преподавателю Краснодарского технического колледжа Андрею Мочалкину довелось на чемпионате в Англии, в Будапешт поехал как тренер, а на международных состязаниях в Абу-Даби был техническим обозревателем. Он рассказал, как сегодня идет формирование профессионального сообщества:

– На базе Краснодарского технического колледжа обучают не только студентов, но и экспертов. Потом каждый из них транслирует опыт в свои учебные заведения. Ведущие преподаватели на совершенно новом уровне используют лучшие наработки и передовые технологии. Высококвалифицированных кадров становится больше, растет уровень профессиональной школы.

Андрей Мочалкин

Наследие чемпионата

Одной из проблем среднего профессионального образования называют слабое финансирование материально-технической базы. Руководители краевых учебных заведений СПО уверяют – это не про них.

По словам Натальи Батютиной, в модернизацию структуры подготовки и материально-технической базы СПО в крае с 2010 года в рамках государственных программ вложены немалые средства. Кроме того, учреждения активно участвуют в различных федеральных проектах, грантах, конкурсах. Это серьезное подспорье.

Значительную роль в модернизации материально-технической базы сыграло и активное участие кубанских ссузов в движении WorldSkills. За 2016–2017 годы, когда в крае проводился чемпионат Южного федерального округа и России, в оснащение было вложено почти 300 миллионов – станки, оборудование, техника.

Нет предела совершенству

Участники круглого стола обсудили также тему развития дополнительного образования, переобучения и повышения квалификации.

Генеральный директор центра профессиональной переподготовки кадров транспортно-дорожного комплекса (ППК ТДК) Сергей Петухов считает, что, когда состоявшиеся люди садятся за парты, чтобы подкрепить и обновить свои профессиональные знания, это вызывает уважение и доверие к специалисту. А значит, делает его перспективным.

– Сегодня идет содержательный разговор об уровне подготовки молодежи в кубанских сузах. С выпускниками местных колледжей и техникумов приходилось сталкиваться в процессе работы не раз, – сказал Сергей Петухов. – И хочу отметить, что уровень их подготовки действительно высокий. Но мало просто выучиться, и даже найти работу. Главное – удержаться на рабочем месте. Для этого зачастую необходимо приобретать новые навыки, проходить переобучение, держать руку на пульсе и не отставать от требований времени. Приходилось сталкиваться с тем, что иногда сотрудники предприятий не знают своих должностных обязанностей, не знакомы с особенностями законодательства. А ведь любому работодателю необходимы грамотные и уверенные специалисты.

Центр ППК ТДК работает на Кубани всего три года, но за это время его партнерами стало более 350 крупных компаний, расположенных в разных муниципалитетах края. В нем занимаются переподготовкой и обучением сотрудников предприятий дорожно-транспортного комплекса, которые впоследствии успешно проходят аттестацию на соответствие занимаемых должностям. Востребована и просветительская работа центра – семинары, консультации по профильным требованиям и изменениям в законодательстве РФ.

Сергей Петухов

– Форма обучения разная – очная, заочная, индивидуальная, групповая. Программа адаптирована с учетом особенностей деятельности компаний в индивидуальном формате. Часто для удобства партнеров преподаватели центра проводят занятия на территории предприятий. По завершении обучения выдаются удостоверения и дипломы, которые будут отличным подспорьем в работе и дальнейшей карьере, – рассказал Сергей Петухов.

Также по распоряжению правительства РФ утверждена новая программа, направленная на переквалификацию и переподготовку людей предпенсионного возраста. Учиться не поздно в любом возрасте, а новые профессиональные стандарты есть во всех областях производства и сферы услуг.

На одном языке

Сколько ни обсуждай инновационные подходы, оснащение и уровень кадров, без активного диалога с работодателями не обойтись. В этом мнении сошлись все участники круглого стола. Подготовка кадров, необходимых экономике Кубани, – это совместное дело преподавателя, студента и профильного предприятия.

– Учебным заведениям, как воздух, необходимы базовые предприятия. Иначе нам никогда не поспеть за современными технологиями производства, которые меняются каждый год, – сказал директор Тихорецкого индустриального техникума Валерий Шевцов. – В последние десять лет в развитие материальной базы техникума мы вложили 120 миллионов рублей. Кажется, много! Но даже таких денег не хватает. Нам не обойтись без самой главной составляющей – результативного взаимодействия с работодателем.

Валерий Шевцов

Валерий Шевцов рассказал об истории партнерства своего техникума и завода КЛААС. Это как раз тот случай, когда работодатель сделал первый шаг. Завод расширял производство, срочно нужны были высококвалифицированные специалисты. Так и родился договор с двумя профессиональными учебными заведениями Кубани. Одно из них – Тихорецкий индустриальный техникум. Предприятием на сумму 20 миллионов оснащен современный учебный класс. Здесь в течение двух лет будут бесплатно заниматься лучшие учащиеся техникума. Ребят готовят к реалиям профессии, которые потом предъявит жизнь.

Таких масштабных проектов должно быть больше – в этом мнении были едины все участники круглого стола. И следующий разговор, посвященный проблемам и перспективам среднего профессионального образования, решено провести совместно с представителями реального сектора экономики.

В преддверии Дня учителя эксперты, опрошенные порталом „Будущее России . Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, обозначили пути решения этой проблемы и рассказали, как можно привлечь в отрасль молодых специалистов


Вячеслав Прокофьев /ТАСС

Роль школьного учителя в жизни человека сложно переоценить. Однако сопровождающие эту профессию высокая ответственность, эмоциональная нагрузка и не слишком привлекательные зарплаты становятся причиной того, что педагогов постоянно не хватает, хотя они все время нужны. В преддверии Дня учителя эксперты, опрошенные порталом „Будущее России . Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, обозначили пути решения этой проблемы и рассказали, как можно привлечь в отрасль молодых специалистов.

Стратегическая задача

Повышение социального статуса российских учителей, крайне важное для привлечения молодых и амбициозных специалистов, — одна из главных задач национального проекта „Образование”. Качество образования напрямую зависит от высокой квалификации педагогов.

Со школьной скамьи

Опыт стран с самыми успешными сегодня системами образования ( Сингапур , Китай и другие) показывает, что престиж профессии педагога формируется еще в школе, рассказала заместитель директора центра социализации и персонализации детей Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте РФ Ирина Пастухова . По ее словам, в первую очередь нужна эффективная система профессиональной ориентации школьников, предоставление им возможности попробовать силы в качестве вожатого или помощника учителя.

„Конечно, в младших классах общеобразовательной школы возможно только ситуационное понимание ребенком своих внутренних ресурсов. Но уже тогда можно выявить и поддержать тех, кто проявляет склонность к педагогической деятельности”, — говорит Пастухова . Она считает, что уже в средней и старшей школе можно создавать ориентирующие специальные педагогические классы, организовывать волонтерские отряды, проводить конкурсы.


Валерий Матыцин /ТАСС

„Если мы говорим о престиже профессии учителя, то образовательная система должна формировать модель собственного воспроизводства”, — считает эксперт аппарата Общероссийского профсоюза образования кандидат педагогических наук Раис Загидуллин . По его словам, нацпроект „Образование” стоит расширить проектами организации педагогических классов.

Руководитель образовательной программы „Педагогическое образование” института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров согласен с тем, что в школах должно появиться раннее профориентирование, но в возрождении педагогических классов, существовавших в 1980–1990-е годы, он необходимости не видит.

Харизматичные лидеры и цифровое образование

По оценке Ирины Пастуховой , сейчас будущих работников сферы образования готовят 339 вузов. При этом, согласно данным министра просвещения РФ Ольги Васильевой за май 2019 года, России не хватает примерно 10–11% педагогов.

Эксперты считают, что для решения проблемы нехватки учителей необходимо не только администрирование, но и мотивация молодежи с учетом современных тенденций в образовании.

В частности, директор института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ) Айдар Калимуллин считает, что нужно усилить предметную подготовку учителей в вузе.

„Это боль современной школы, — заявил он порталу. — Ситуация с качественными и количественными показателями учителей в области математики, физики, химии и биологии достаточна критична”. По словам Калимуллина , необходимо вернуться к практике распределения студентов, обучающихся на бюджетной основе, так как иначе в перспективе страна может остаться без учителей по многим школьным предметам.

Кроме того, по его словам, в условиях растущей нехватки учителей необходимо увеличивать бюджетный прием на заочные места.

Калимуллин также указал на важность подготовки учителей широкого профиля для сельских школ. „В реальности это уже и происходит, когда учителя преподают по три-четыре предмета, но часто они к этому бывают не готовы. Это надо принять и помочь им в этом”, — отмечает эксперт, напоминая о том, что уже с 2020 года в российских регионах стартует реализация программы „Земский учитель”, предусматривающая 1 млн рублей компенсации поступившему на работу в сельскую школу учителю.


Владимир Смирнов /ТАСС

Раис Загидуллин считает, что педагогическим вузам в целом необходима дополнительная финансовая и ресурсная поддержка, и предлагает систему „опорных” высших учебных заведений этого профиля. По идее эксперта, такие вузы могли бы модернизировать свою учебную базу и создать новые качественные образовательные программы, в том числе цифровые, которые бы позволили учителям улучшить качество работы и повысили бы престиж педагогов.

По словам Ирины Пастуховой , также крайне важно, чтобы поступивший в педвуз студент не разочаровался в сделанном выборе.

„Только харизматичные преподаватели и непрерывная педагогическая практика в различных формах, в том числе и за рамками образовательного процесса, позволят студенту обрести индивидуальный стиль обучения и овладеть столь широким кругом необходимых современному учителю компетенций”, — заявила она.

Учатся на педагога, но становятся ли им?

В августе глава Минпросвещения рассказывала, что лишь 70% поступивших на педагогические специальности получают дипломы и только половина выпускников „доходит до школы”.

Опрос экспертов показал, что ситуация с привлечением молодых кадров в школы зависит от региона. Некоторые представители вузов видят рост востребованности профессии учителя и возросшую осознанность ее выбора у абитуриентов, другие, наоборот, отмечают падение ее престижа и популярности.

Так, Айдар Калимуллин рассказал, что в последние годы бюджетный набор в педагогические вузы растет. На сегодняшний день в рамках педагогического направления в КФУ обучаются 9 тыс. студентов, а ежегодно из стен вуза выпускаются 2 тыс. человек. При этом в последние годы примерно половина абитуриентов поступает на платную форму обучения.

„Последние 10 лет для педагогического образования была характерна такая ситуация, когда в педагогические вузы приходили далеко не лучшие выпускники школы. К счастью, в КФУ ситуация изменилась за последние два-три года. Ряд абитуриентов выбирает педагогическую профессию сознательно”, — сообщил он.

Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. В вузе отмечается достаточно высокий конкурс, причем на программы как бакалавриата, так и магистратуры.

„В нашем вузе выстроена система сопровождения и отслеживания наших выпускников. По итогам мониторинга, около 87% выпускников с дипломом педагога успешно трудоустраиваются. Правда, в основном в городские школы”, — добавил Калимуллин .


Сергей Бобылев /ТАСС

Проректор Тюменского государственного университета ( ТюмГУ ) Иван Романчук сообщил, что его вуз за последние пять лет принял на обучение по направлению „Образование и педагогические науки” более 3,5 тыс. студентов. При этом средний балл поступающих на педагогическое направление составил от 62 до 74. „Это достаточно высокий балл, и он говорит о целенаправленном, осознанном выборе абитуриентами своей будущей профессии”, — считает он.

С другой стороны, заместитель директора Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Александр Пряников рассказал, что по итогам прошедшей приемной кампании на внебюджетные места по многим направлениям поступили всего два-три человека, в лучшем случае — пять. „Большинство наших выпускников идут работать по специальности, но окончательно остается в школах очень малое количество людей. Примерно через год они перестают там работать, иногда самые приверженные профессии специалисты уезжают на работу в Москву ”, — посетовал он.

Денежный вопрос

По данным ВЦИОМ , 55% россиян называют маленькую зарплату основной причиной, по которой молодые люди не становятся учителями. Действительно, те представители вузов, которые заявили порталу о повышении востребованности профессии учителя, сообщали также о достижении „достойного уровня” зарплат педагогов в их регионе, и наоборот.

„Мы проводим исследования среди своих студентов по вопросу, насколько привлекательна для них карьера в педагогике, и видим достаточно ожидаемую картину. Они, конечно, понимают, что учитель — это не та профессия, которая помогает человеку обогатиться, но вместе с тем им хочется иметь элементарные гарантии того, что зарплата будет позволять жить достойно”, — рассказала Оксана Мартыненко . По ее словам, на сегодняшний день в Приморском крае этот вопрос решен, стартовые зарплаты молодых учителей помогают им успешно начать карьеру.

„Престиж профессии учителя снижается в последние годы по ряду причин, среди которых одно из ключевых мест занимают недостаточный уровень оплаты труда, отсутствие социальных гарантий и материальной поддержки молодых учителей”, — заявил в свою очередь Александр Пряников .

„Хотелось бы, чтобы учитель получал достойную зарплату”, — подчеркнул Олег Федоров . При этом он отметил, что сейчас предпринимаются большие усилия для решения этого социально-экономического вопроса. „Так, базовая зарплата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата по экономике региона. Кроме того, наличие стимулирующей части зарплаты позволяет руководителям экономически мотивировать преподавательский корпус”, — пояснил представитель института образования НИУ ВШЭ .


Виктор Драчев /ТАСС

Эксперты подчеркнули, что необходимо решать и другие вопросы материального характера, которые бы позволили повысить социальный статус учителей. Это касается таких социальных гарантий, как предоставление жилья, компенсация отдыха, улучшение условий труда, что, в частности, включает в себя снижение „бумажной нагрузки”.

„Когда 30% времени учителя уходит на непрофильную деятельность — заполнение отчетов и бесконечные проверки, — то, конечно, люди, которые по призванию шли учить детей и общаться с людьми, начинают разочаровываться в выбранной профессии, и происходит процесс психологического выгорания”, — заявил Федоров .

Повышение квалификации и карьерный рост

По мнению экспертов, росту престижа профессии педагога может содействовать развитие сети постдипломного образования и создание в России четкой системы продвижения учителей по карьерной лестнице.

Так, в пресс-службе Московского педагогического университета (МПГУ) привели пример Сингапура , где разработана модель профессионального роста учителей (TGM). Она стимулирует преподавателей постоянно учиться, брать на себя ответственность за профессиональный рост и личное благополучие. Пять желаемых результатов TGM таковы: специалист по этическому воспитанию (ethical educator), компетентный профессионал (competent professional), способный учиться вместе с учениками преподаватель (collaborative learner), локомотив развития ученика (transformation leader) и связующее звено коллектива (community builder).

„В России учитель — это человек, у которого практически нет горизонта карьерного роста, — рассказал Олег Федоров . — Из 100 педагогов два-три могут стать завучем, один — директором, и на этом карьера заканчивается”.

По его словам, таким образом возникает необходимость выстраивания другой модели профессионального роста.

По мнению Федорова , российская система постдипломного педагогического образования на протяжении последних лет переживает очень серьезный кризис. „На нее выделяется огромное количество денег, но вопрос, насколько эффективно они расходуются, остается открытым”, — заявил он и пояснил, что повышение квалификации, как правило, не является адресным, а носит нормативный характер, то есть сводится к толкованию новых образовательных стандартов, нормативных документов и предметных концепций. По его словам, система не работает с профессиональными запросами конкретного учителя, у которого зачастую нет возможности выбрать учреждение для обучения. „Как правило, это одно-единственное региональное учреждение повышения квалификации, и, к сожалению, не факт, что профессионализм его специалистов каждые три года повышается”, — добавил Федоров .


Владимир Смирнов /ТАСС

Федеральный проект „Учитель будущего” нацпроекта „Образование” предполагает организацию системной работы по непрерывному развитию профессионального мастерства учителей и существенному обновлению содержания программ повышения квалификации. Этому, в частности, будет способствовать развертывание федеральной сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. „Возможность в удобной форме получать непрерывное профессиональное образование — это один из важных факторов карьерного роста”, — считает Александр Пряников .

Оксана Мартыненко в свою очередь отмечает важность для молодых учителей вопроса оснащенности и качества школьного пространства.

„Молодым учителям, как и любым современным молодым людям, хочется работать в хорошо обустроенных школах, где, в частности, можно использовать цифровые технологии”, — рассказала она.

Создание положительного образа

Александр Пряников сетует, что в СМИ и социальных сетях часто выводят на передний план негативную информацию об учителях, в то время как о положительных примерах почти никто не говорит.

„Необходимо предпринять шаги по формированию позитивного социального имиджа учителей. Материалы, освещающие современность педагогической деятельности, работу молодых учителей, педагогические конкурсы, социальные акции, окажут позитивное влияние на отношение общества к профессии учителя”, — уверены в пресс-службе МПГУ.

Олег Федоров отмечает, что в обществе сложился стереотип об учителе как работнике сферы услуг и сформировалось потребительское отношение к его деятельности, что необходимо менять. Этому может, по мнению эксперта, поспособствовать появление хороших фильмов о работе педагогов.

Читайте также: