Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии учителя

Обновлено: 20.05.2024

Педагогическое творчество преподавателя является основополагающим фактором для усвоения материала студентами и приобретения ими необходимых навыков профессиональной деятельности. Способность преподавателя донести информацию студенту, заинтересовать его материалом дисциплины и показать применимость полученных знаний умений и навыков в профессиональной деятельности – это основная задача каждого преподавателя высшей школы.

Фундаментальные научные исследования как фактор обеспечения конкурентоспособности общества и государства

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть учебно-воспитательного процесса – одна из важнейших функций общества. Её структуру составляют следующие компоненты [3, с. 67]:

1. Знание педагогической потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.

2. Многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человеком, в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются обучаемым.

3. Собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство.

4. Высокая нравственная, эстетическая культура педагога.

Эффективность педагогической деятельности, кроме этих компонентов, требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе учебно-воспитательного процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность проверять соответствие результатов педагогических воздействий целям обучения и воспитания и вносить необходимые дополнения, исправления, коррективы в содержание и методику учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях [2, с. 113]. Именно противоречия являются движущей силой её развития, возникновения передового и новаторского опыта, стимулирования педагогической мысли. Развитие жизни общества, накопление новых знаний, социальный прогресс – все это требует изменения содержания педагогических функций. Между устаревшим содержанием воспитания и обучения, способами и формами педагогической деятельности с одной стороны, и новыми требованиями жизни общества с другой, и возникает противоречие. Его разрешения осуществляется на основе анализа всех сфер жизни общества, выявления новых требований к человеку, и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания учебно-воспитательного процесса, совершенствования форм и методов педагогической деятельности. В данных условиях огромная роль принадлежит педагогическому творчеству.

В понимании педагогического творчества проявляются различные подходы [2, с. 84]. Один из них – создание объективно новых технологий обучения и воспитания. Если придерживаться этого критерия, то создается впечатление, что ему отвечают единицы преподавателей, что в корне ошибочно.

Творчество в педагогической деятельности часто рассматривают как отказ от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается тот факт, что репродуктивность в педагогической деятельности имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний, до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Мастер педагогического труда легко переходит от репродукции к творчеству и наоборот.

По сути дела вся педагогическая деятельность носит творческий характер. Любое учебное занятие, на котором удачно комбинируются известные методы и методики, в определенной мере является результатом творчество. Это подтверждается тем, что создание новой системы из известных элементов – уже проявление творчества. Само построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, ибо любое занятие включает не только те, или иные схемы его проведения, но всегда разное состояние группы и наличие индивидуальности каждого обучаемого.

Необходимо также помнить, что педагогическая деятельность является не индивидуальной, а совместной. Она предполагает формирование и развитие личности обучаемого, его способностей и компетентности [1, с. 84]. А поскольку каждый обучаемый объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является творческой.

Педагогическое творчество, как и научное творчество, есть высший уровень деятельности человека. Психологическую структуру педагогического творчества можно представить схемой:

– субъект (или предмет творчества);

В данном параграфе более подробно раскроем сущность и содержание педагогического творчества.

Педагогическое творчество – индивидуально своеобразный процесс теоретической и практической деятельности преподавателя, направленный на поиск и осуществление оригинальных решений педагогических задач, способствующих повышению эффективности и качества профессиональной подготовки курсантов, слушателей вузов.

Итак, в педагогике различают творчество в теории, которое предполагает открытие, выявление ранее не познанных закономерностей обучения и воспитания, разработку высокоэффективных теорий и методик.

Творчество в практической деятельности может проявляться в нестандартных подходах к решению педагогических задач; в разработке новых форм, методов, приемов проведения занятий; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в умении видеть множество вариантов решения одной и той же проблемы и т.д. [4, с. 39].

По содержанию педагогическое творчество представляет собой определенную совокупность совместных действий преподавателей и обучаемых, направленных на формирование и развитие личности офицера.

Со стороны педагога педагогическое творчество выражается:

– в создании системы педагогического сотрудничества со своими учениками;

– в постоянном совершенствовании учебно-воспитательного процесса на основе научного предвидения, самооценке педагогической деятельности;

– в оптимальном использовании многообразных средств педагогического воздействия;

– в исследовательской работе по развитию наиболее актуальных проблем педагогического процесса в вузе;

– в разносторонних увлечениях педагога, используемых в обучении и воспитании;

– в самосовершенствовании, саморазвитии себя как педагога.

Педагогическое творчество имеет свои особенности:

1. С одной стороны – это творение (обучение, воспитание, развитие) человека; с другой – это поиск и осуществление новых решений педагогических задач;

2. Творчество педагога – это сотворчество с обучаемым;

4. Ограниченность во времени;

6. Двойственный и относительный характер получаемых результатов;

7. Органическое сочетание различных видов творчества.

Педагогическое творчество необходимо отличать от оригинальничания, надуманности, прожектерства (прожект – несбыточный проект).

Прожектеры могут быть весьма изобретательны, но их идеи ложны, проекты не реальны, они не имеют под собой никакой научной основы. Сюда относятся изобретения якобы универсальных, эффективных для любых условий и случаев приемов, методов и форм проведения занятий. Прожектерством называют и те случаи, когда какую-то одну идею, концепцию, теорию объявляют единственно верной и приемлемой.

Поэтому призыв к творчеству – это на призыв к анархии и бесконтрольности, а к научно обоснованному выбору лучшего из возможного.

Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сущности педагогического мастерства. В этих целях уясним некоторые понятия:

– общая культура педагога – это степень овладения общей мировой культурой. Сюда относят степень его интеллектуального развития, содержание его мировоззрения, уровень образования, отношение к труду, общая воспитанность, круг его интересов и запросов, формы повседневного поведения;

– педагогическая культура – весь мировой позитивный теоретический и практический опыт в области педагогики;

– педагогическая культура преподавателя – определенная степень овладения преподавателем мировым педагогическим опытом человечества. Она одновременно выражает и степень профессионального развития преподавателя, и основные требования к его поведению и деятельности.

Как профессионально-личностное явление педагогическая культура содержит в себе мировоззренческие, идейные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические, физические и практические действенные аспекты.

Педагогическая культура воспитателя проявляется в учебно-воспитательном процессе через педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство преподавателя – это знания, умения и навыки, которые в сочетании с определенными личностными качествами позволяют ему решать задачи учебно-воспитательного процесса на высоком профессиональном уровне. По-другому – это способность воплощать педагогическую культуру на практике.

Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении целей учебно-воспитательной работы.

Внутренняя сторона педагогического мастерства включает знания, умения, навыки, профессионально важные качества преподавателя, положительное отношение к педагогическому труду, интерес и любовь к нему, педагогические и организаторские способности, соответствующие требованиям профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов, психологическая готовность к деятельности.

Основными слагаемыми педагогического мастерства являются:

– педагогическая и гуманистическая направленность преподавателя;

– знание военного дела в целом и его использовать при преподавании своего предмета;

– профессиональное знание учебного предмета, умения и навыки его преподавания;

– знание теории воспитания, умения и навыки в воспитании людей;

– умение нестандартно решать педагогические задачи;

– оригинальность в исполнении известных способов обучения и воспитания в связи с новыми задачами;

– поиск и применение новых методов, приемов, средств обучения и воспитания;

– эффективное применение педагогического опыта в новых условиях.

Из выше изложенного видно, что педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. Когда эта компетентность отсутствует, то наблюдаются различные прецеденты в учебно-воспитательном процессе. профессиональное мастерство тесно связано с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.

Педагогическое мастерство преподавателя выступает гарантом педагогического творчества.

Педагогическое творчество развивается под воздействием личностных и социальных (экономических, политических, педагогических, психологических, научных) факторов.

К личностным факторам относятся:

а) содержание и уровень мотивации;

б) стремление преподавателя к поиску новых, эффективных форм и методов педагогической деятельности;

в) интеллектуальные и педагогические способности;

г) профессиональные знания, умения, навыки;

д) личностные качества преподавателя: увлеченность педагогической профессией; самостоятельность; инициативность; работоспособность; целеустремленность; коммуникабельность.

К социальным факторам можно отнести:

– недопущение перегрузок в педагогической деятельности;

– предоставление преподавателям времени на самостоятельную работу;

– содержание и характер требований, предъявляемых в вузе к личности и деятельности преподавателя;

– уровень и качество организации педагогического труда;

– отношение обучаемых к учебе, к творческой деятельности преподавателя;

– морально-психологический климат в педагогических коллективах;

– грамотно организованная методическая работа в вузе и на кафедрах;

– материально-техническая обеспеченность педагогического процесса.

В становлении и развитии педагогического творчества встречается ряд противоречий внутреннего и внешнего плана.

К внутренним противоречиям в развитии педагогического творчества относятся противоречия:

а) между стремлением педагога к творческой деятельности и наличием у него соответствующих знаний, умений, навыков, личностных качеств;

б) между высокими творческими способностями преподавателя и отсутствием мотивации творческого решения педагогических задач;

в) между творческими устремлениями педагога и недостаточной активностью, инертностью обучаемых;

г) между сложившимся подходом к осуществлению учебно-воспитательной деятельности и его недостаточной эффективностью или несоответствием изменившимся условиям педагогического труда.

Внешними противоречиями выступают:

– между современными требованиями к творческой стороне педагогической деятельности и подготовленностью к ней преподавательского состава;

– между расширением прав преподавателей и чрезмерной, а порой и ненужной, регламентацией педагогической деятельности;

– между значимостью педагогического труда и его неадекватной оценкой, стимулированием со стороны руководства вузов;

– между накопленными отдельными преподавателями опытом педагогического творчества и его недостаточным использованием, внедрением в учебно-воспитательный процесс;

Анализируя вышеизложенное, убеждаемся в том, что развитию педагогического творчества способствуют:

1. Формирование у преподавателей устойчивой мотивации творчества.

2. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей к творческому труду.

3. Создание в вузе и на кафедрах оптимальных условий для педагогического творчества.

Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество педагога”.
  • Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов и учащихся.
  • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
  • Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Вступление.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо

неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура. искусство, знание, труд, красота.

Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства.

Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

Итак, сегодня в рамках нашего педсовета я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

В качестве небольшой разминки, ответьте письменно на несколько вопросов:

Инструкция: «Не задумываясь, письменно, ответьте на вопросы:

Поднимите руки те, кто на вопросы ответил следующим образом /перечислить ответы/. Вот видите, как много совпадений. Все это говорит о типизации нашего мышления.

Наш первый вопрос звучит так: творчество и мастерство - одно и то же или нет?

Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а

мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

А теперь давайте все вместе попробуем назвать на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность:

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

-Условия, мешающие проявлению творчества:

Очень часто осознанно или неосознанно мы сталкиваемся с какими-то препятствиями на своём пути, которые мешают реализовать какие-то наши творческие планы.

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

Что же можно отнести к внутренним барьерам?

  • несобранность, лень;
  • незаинтересованность в работе;
  • болезни;
  • нестабильное психическое состояние;
  • вредные привычки;
  • работа без режима;
  • неумение организовать свое время;
  • негативные качества характера мышления.

Но ведь часто мы сталкиваемся и с внешними барьерами?

Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.

Отлично. Оказывается мы на многое способны.

Сейчас вашему вниманию предлагаю небольшое тестирование:

Тест “Какой Ваш творческий потенциал?”


Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорошо;

в) да, но только кое в чем.


  1. Думаете ли Вы, что сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.


  1. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.


  1. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

б) это маловероятно;

  1. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаю, что смогу;


  1. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.


  1. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться;

в) да, но только если мне это нравится.


  1. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:

б) нет, хочу научиться только самому необходимому;

в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.

а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;

в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.


  1. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.


  1. Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:

б) всего вспомнить не могу;

в) запомню только то, что меня интересует.


  1. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, по не совсем правильно.

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) безразлично, буду ли я один(одна) в компании.


  1. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;

б) более-менее доволен (а);

в) не все удалось сделать.

а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаюсь найти себе занятие;

в) иногда люблю помечтать, по о вещах, которые связаны с моей работой.


  1. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем нахожусь;

б) могу делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов;

б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а):

в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.


Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.

вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя;

вопросы 9 и 15 – постоянство;

вопрос 10 – амбициозность;

вопрос 12 и 13 – слуховую память;

вопрос 11 – зрительную память;

вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);

вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;

вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.

49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.

От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.

А в завершении нашего сегодняшнего педсовета предлагаю выпонить небольшое упражнение:

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Перед вами лежат контуры ладошек, напишите, пожалуйста, на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. Завершающая игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт, подвести итоги.

И закончить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Среди многочисленных профессиональных качеств в структуре личности учителя современные исследователи выделяют как одну из ведущих в педагогической деятельности способность к творчеству (креативность). Сегодня в условиях коренной реорганизации системы образования проблема формирования творчества учителя приобретает особую актуальность, что объясняется существующей противоречием между социальным заказом на творческую личность учителя и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий ее формирования. Требования к школе растут значительно быстрее, чем государство и общество меняют к лучшему статус учителя, мотивацию его к труду. Следствием этого стала низкая способность традиционной методической системы создавать надлежащие педагогические условия для инновационной деятельности учителя. Вот почему вопрос творчества учителя является сегодня важно не только для молодых, но и для опытных педагогов.

Именно педагогическое творчество учителя в значительной мере предопределяет внедрение личностно ориентированных образовательных технологий, создание благоприятных условий для внутреннего самодвижения (саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования) педагога и воспитанника.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами, и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Деятельность считается творческой, если ее продукт характеризуется новизной, которая может иметь как объективный, так и субъективный характер.

Среди критериев творческой педагогической деятельности учителя выделяем такие показатели, как:

  • способность разрабатывать принципиально новые подходы к обучению, воспитания и развития учащихся;
  • модернизировать содержание, формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса, в частности с целью развития творческих возможностей учащихся, их талантов и дарований;
  • комплексно использовать в профессиональной деятельности совокупность теоретических знаний и практических навыков;
  • видеть новую проблему во внешне знакомой ситуации, находить вариантные пути ее решения;
  • осуществлять выбор действий в конкретной педагогической ситуации;
  • проводить систематический самоанализ профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы, опыта своих коллег;
  • реализовывать на практике принципы педагогики сотрудничества;
  • проявлять гибкость при выборе оптимального управленческого решения нестандартных ситуаций;
  • оригинально конструировать учебно-воспитательный процесс

Для определения уровней творческой педагогической деятельности учителя целесообразно рассматривать различные направления его деятельности, так как творчество учителя в разных видах профессиональной деятельности проявляется по-разному. Можно выделить пять подсистем творческой педагогической деятельности учителя, а именно дидактическую, воспитательную, организационно-управленческую, самосовершенствование, общественно-педагогическую. При этом методическая подсистема косвенно присутствует во всех подсистемах творческой педагогической деятельности учителя.

Мы будем исходить из того, что творческий учитель - это творческая личность с высокой степенью развитости мотивов, характерологических особенностей и творческих умений, способствующих успешной творческой педагогической деятельности, и которая, в результате специальной профессиональной подготовки и постоянного самосовершенствования, приобретает знаний, умений и навыков педагогического труда.

Способность учителя к педагогическому творчеству характеризуется, прежде всего, высоким уровнем развития педагогической креативности и профессиональной компетентностью (уровнем владения предметом, который преподается, приобретенными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают эффективность его взаимодействия с учащимися по развитию творческих возможностей, учащихся в учебно-воспитательном процессе).

Педагогическая креативность учителя развивается на протяжении всей педагогической деятельности и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. К признакам педагогической креативности учителя относим такие, как поисково-преобразующий стиль мышления; развитые интеллектуально-логические способности; проблемное видение ситуации; творческую фантазию, развито представление; специфические личностные качества; специфические мотивы; коммуникативные способности; способность к самоуправлению; высокий уровень общей культуры.

Педагог - мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской и педагогической психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство и его значение

Мастерство – это своеобразный сплав природных способностей, знаний и умений, проявляющихся комплексно.

По своей сути мастерство выражает высшую степень профессионализма.

Педагогическое мастерство – это в первую очередь глубокое понимание и осознание закономерностей процессов воспитания и обучения, умения эффективно применять на практике методы и формы организации педагогической деятельности, добиваться высоких результатов в развитии личности ребенка.

По своей природе мастерство является великим чудом, которое проявляется в тот момент, когда перед учителем стоит проблема, требующая оригинального и нестандартного решения. Каждому педагогу важно обнаружить у себя педагогический дар, который в последующем трансформируется в педагогическое мастерство.

Таким образом, становление педагогического мастерства находится во взаимосвязи с решением творческой задачи педагогической направленности.

Сущность педагогического мастерства заключается в том, что это постоянно совершенствуемая степень овладения различными видами педагогической деятельности и ее последующая трансформация в мастерство. Однако необходимо отметить, что трансформация возможна только в том случае, если педагог владеет всем арсеналом знаний, умений и навыков в совершенстве и у него имеется определенный практический опыт деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Мастерство является одним из важнейших качеств педагога.

Становление и развитие педагогического мастерства доступно для любого педагога, который постоянно совершенствует свое профессиональное искусство в области воспитания и обучения детей.

Изучением педагогического мастерства в профессиональной деятельности занимались ученые и исследователи в разное время. Все они по-разному расшифровывали понятие мастерства, но при этом не изменялась его суть и значимость.

В настоящее время в характеристику педагогического мастерства включают следующие компоненты:

  • психологическая и этико-педагогическая эрудиция;
  • комплекс профессиональных способностей;
  • педагогическая техника;
  • ряд специфических качеств личности, присущих педагогическим работникам и необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство неотделимо от педагогического творчества, а именно от умения выдвигать новые креативные идеи, принимать нестандартные решения, применять в учебном процессе оригинальные подходы и технологии, воплощать замысел в реальность.

Понятие педагогического творчества

Творчество – это деятельность, которая порождает что-то кардинально новое, отличающееся от всего, что было ранее своей неповторимостью и оригинальностью.

Современный взгляд на педагогическую деятельность, рассматривает ее как одну из разновидностей творчества. В первую очередь это связано с тем, что процесс воспитания и обучения уникален для каждого ребенка, исходя из его потребностей и возможностей. То есть невозможно взять готовый шаблон воспитательно-образовательного процесса и применить его к конкретному ребенку. Те методы и приемы, которые в него заложены, могут быть просто не эффективны или даже принесут вред. Тем самым, каждый педагог, подходя к организации педагогического процесса, использует свои творческие способности и умения, делая обучение оригинальным и эффективным именно для той группы детей, с которой работает педагог в данный момент.

Творческий потенциал педагога основан на накопленном им профессиональном опыте, знаниях, умениях и навыков, которые позволяют ему находить нужное решение в различных ситуациях. Разрешение проблемных ситуаций способствует совершенствованию профессионального мастерства педагога. Это объясняется тем, что каждая учебная ситуация уникальна и требует выработки оригинального решения. Только хорошо подготовленный и высоко эрудированный педагог, обладающий творческим мышлением способен быстро осуществить анализ сложившейся ситуации и найти из нее новый выход и способ разрешения.

В настоящее время, под педагогическим мастерством понимается процесс разрешения педагогических задач в разнообразных, постоянно меняющихся ситуациях.

Каждая проблемная ситуация уникальна, однако процесс их решения осуществляется по одному и тому же алгоритму:

  1. Анализ сложившейся ситуации
  2. Осмысление возможных путей ее разрешения
  3. Проектированного разработанного решения и его соответствие исходным данным
  4. Анализ имеющихся средств для решения проблемы
  5. Проверка предположения и внедрение решения в разрешение проблемы
  6. Оценка полученного результата и его соответствие с ожидаемым результатом

Тем самым опыт профессиональной педагогической творческой деятельности может быть приобретен в результате разрешения ряда таких ситуаций, развита интеллектуальная активность педагога, специфическая познавательная мотивация. Однако стоит отметить, что будет получен опыт, но научить самому творчеству невозможно.

Понимание педагогического творчества и его природы способствует установки на внедрении креативного и чего-то нового в педагогический процесс. Творческое отношение педагога к своей профессиональной деятельности обеспечивает его личностную самореализацию.

Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и мастерство педагога взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.

Читайте также: