Какая зарплата у преподавателей вузов

Обновлено: 27.04.2024

Профессура — ядро университета, и её благополучие является ключевым фактором благополучия всего университета. Выбор академической карьеры определяется в первую очередь нефинансовыми факторами. В любой стране доходы в академическом секторе не превышают доходов специалистов с аналогичным уровнем образования в соответствующих дисциплинах, которые работают за его пределами. И не во всех странах доходы в академическом секторе обеспечивают уровень жизни среднего класса.

Но финансовые факторы тоже очень важны. От того, на каком уровне находится вознаграждение профессуры, в какой степени оно позволяет профессуре вести достойный образ жизни, зависит — в самом широком смысле — ее поведение. А значит, уровень вознаграждения влияет на облик и функционирование университета и в конечном счете на его конкурентоспособность на национальном и глобальном академических рынках. В этом разделе мы подробно обсудим величины и структуры основного вознаграждения преподавателей российских вузов, а также основные источники их дополнительных доходов.

Мы сфокусируем внимание на ситуации в государственных вузах. Взаимодействие элементов системы заработной платы, которые обусловлены политикой государства в отношении вузов в качестве государственных учреждений (например, размеры минимальных окладов по каждой из преподавательских должностей), и элементов внутренней кадровой политики отдельного вуза (таких как система бонусов за достижение определенных результатов или выполнение определенных видов деятельности) сказывается на формировании ядра профессуры, ее стимулах и результатах, а также на поведении и стратегии вуза.

Общая характеристика доходов в университете

К началу 2000-х годов заработки в академическом секторе, хотя и поднялись по сравнению с кризисными 1990-ми годами, все еще были на 25–50% ниже, чем в среднем по экономике. Постепенно этот разрыв стал сокращаться (главным образом за счет увеличения государственного финансирования высшего образования), и к концу 2000-х годов он составлял уже не более 10%.

В 2012 г. было проведено масштабное исследование академических контрактов и заработной платы профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях 30 стран, где сравнивались условия труда и заработки преподавателей этих стран. Россия по уровню оплаты университетских профессоров оказалась тогда на предпоследнем месте. Ниже ее была только Армения как по уровню оплаты начальных ассистентских и высших профессорских позиций, так и по средней зарплате. За последние несколько лет ситуация значительно улучшилась, но уровень зарплаты преподавателей российских вузов все еще не позволяет им вести образ жизни, соответствующий уровню жизни среднего класса.

В последние годы заметным фактором динамики системы высшего образования были проводимые государством оптимизационные мероприятия. Для российского рынка труда (в том числе в силу исторических причин) характерно, что руководители организаций при сокращении масштабов деятельности обычно предпочитают не увольнять сотрудников, а сильно сокращать их нагрузку. Это ограничивает уровень безработицы, но приводит к эффекту размывания заработной платы — каждому понемногу.

В 2012 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена политика постепенного повышения оплаты труда в государственных вузах, и Правительство Российской Федерации выделило значимые дополнительные ресурсы на реализацию данного решения. Согласно этому указу, рост доходов преподавателей вузов был директивно привязан к средней заработной плате в каждом конкретном регионе. Целевой показатель по заработной плате преподавателей вузов был установлен на 2018 г. на уровне 200% от средней заработной платы в регионах, в которых находятся соответствующие вузы. Заработная плата повышалась преимущественно за счет дополнительных бюджетных средств, направляемых в систему государственных вузов, в которой работает подавляющее большинство преподавателей.

Сегодня доходы вузовских преподавателей сравнялись и даже превысили доходы специалистов вне академического сектора, но не превышают заработков специалистов на управленческих должностях.

Вознаграждение преподавателей негосударственных вузов в среднем выше — оно почти вдвое превышает средние показатели по экономике. При этом дифференциация заработной платы по должностям в них тоже гораздо заметнее.

Вследствие повышения средней заработной платы преподавателей вузов в привязке к средней заработной плате в регионах формально дифференциация оплаты преподавательского труда возросла. Согласно данным Росстата, по итогам 2019 г. средняя заработная плата преподавателей государственных вузов в России составила около 90 тыс. руб. при средней заработной плате по экономике около 48 тыс. руб. (превышение — почти вдвое). Средняя заработная плата сильно разнится от региона к региону (рисунок 7.8). При этом достаточно заметна и дифференциация зарплат по группам вузов с особым статусом (график 7.9).

Это сформировало специфический характер российского рынка труда преподавателей вузов: подавляющее большинство вузов просто не располагает ресурсами для того, чтобы нанимать ученых на международном рынке труда, а значительная часть вузов — даже на открытом национальном рынке. В свою очередь, региональные вузы (заработная плата в которых привязана к местным рынкам труда) не могут удержать перспективных ученых от переезда в Москву и Санкт-Петербург, где стандартное вознаграждение в 1,5–2 раза выше. Это формирует не только замкнутый характер академического сообщества — ситуация в России сложнее. Возникает модель вытягивания наиболее успешных ученых из региональных вузов в столичные, а из столичных — в университеты других стран.

График 7.9. Сравнение по итогам 2018 г. средней заработной платы по экономике и средней заработной платы преподавателей государственных вузов в зависимости от статуса этих вузов, тыс. руб.

Источник: Рассчитано авторами по данным Росстата и Мониторинга эффективности вузов — 2019.

В принципе ситуация в нашей стране мало чем отличается от ситуации за рубежом (возможно, кроме гипертрофированной роли именно столичных вузов). Особенность России в том, что стратификация вузов по научному потенциалу и качеству преподавателей у нас выражена ярче, чем в других странах, и у вузов базового сегмента мало возможностей изменить свое положение из-за чисто ресурсных ограничений. Иначе говоря, от вариаций политики вуза в России зависит значительно меньше, чем в других странах с сопоставимыми системами высшего образования.

Применительно к преподавателям это закрепляет стандарт академической нормальности не на одном, а на нескольких уровнях, различающихся в зависимости от типа вуза.

Структура доходов

Преподаватели вузов основные доходы получают именно в вузе (так называемые внутренние доходы). У 53% преподавателей это единственное место работы и единственный источник дохода. У преподавателей, имеющих и внешние доходы, они составляют около 20% совокупного дохода (график 7.10). При этом около 80% внутреннего дохода — это вознаграждение за основную преподавательскую деятельность. Остальное приходится на административную и научную деятельность внутри вуза.

График 7.10. Структура средних доходов преподавателей государственных вузов по итогам первого полугодия 2017 г., %

Источник: Рассчитано авторами по данным Мониторинга экономики образования — 2017 (опрос преподавателей вузов; N = 1425).

Учитывая различия в спросе со стороны потенциальных обучающихся на образовательные программы по разным дисциплинам, а также различия в заработках специалистов по разным дисциплинам на неакадемическом рынке, можно было бы ожидать заметных дисциплинарных различий в заработной плате внутри вузов. Однако в государственных вузах такие различия минимальны. Меньше других получают только преподаватели естественных дисциплин и иностранных языков.

Напротив, в негосударственных вузах дисциплинарные различия более заметны (поскольку у этих вузов меньше регуляторных ограничений и, соответственно, больше возможностей варьировать оплату, ориентируясь на рыночный спрос). В негосударственных вузах зарплата преподавателей иностранных языков и естественных дисциплин заметно выше средней (по данным Мониторинга экономики образования — 2017).

В науку идут по призванию, а не из-за материальных бонусов, поскольку зарплата преподавателей вузов совершенно не соответствует требуемым нагрузкам. Для молодого поколения, заканчивающего магистратуру и аспирантуру, картина пессимистичная. Более-менее достойно зарабатывает только профессура и педагоги, которые берут много дополнительной работы.

Что влияет на зарплату преподавателя вуза?

На зарплату преподавателей влияют такие факторы:

  1. Наличие степени и ученого звания. Преподаватель должен иметь не менее 20 опубликованных научных трудов и учебных изданий, причем не менее 5 из них — за последние 3 года. До сентября 2013 году кандидаты и доктора наук получали надбавку в размере 3 тыс. руб. и 7 тыс. руб. соответственно. С 2013 года эти суммы включены в оклад по должности.
  2. Аккредитация вуза. Чем выше уровень аккредитации (максимум V-й), тем больше получает преподавательский состав.
  3. Регион работы. Согласно майским указам Президента РФ, доходы преподавателей должны быть доведены до 200% среднемесячных региональных окладов.
  4. Наличие коммерческой формы обучения в вузе. Если платных мест много, а наполняемость хорошая (на это влияет престижность университета), то и зарплаты будут выше.

В вузах выплачиваются премии, иногда — по рейтингу. При присвоении рейтинга учитываются публикации в научных изданиях, упоминания в СМИ, отзывы студентов, участие в научно-исследовательской работе. Надбавки к окладу преподаватели получают при совмещении ставок и должностей. Есть вознаграждения за выслугу лет, компенсации на приобретение периодических изданий, книгоиздательской продукции, командировочные (научным сотрудникам, которые участвуют в симпозиумах, конференциях).

Бывший преподаватель рассказала о тонкостях профессии:

Сколько получают преподаватели в университетах?

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис Елисеев в интервью “Аргументам и Фактам” упомянул, что средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в вузе — 156 856 руб., в филиалах в Иркутске и Ростове-на-Дону меньше: 72 тыс. руб. и 53 тыс. руб. соответственно. Преподаватели, которые активно занимаются инновационными разработками и научной деятельностью, могут получать до 300 тыс. руб. в месяц.

Зарплата в государственных вузах

По данным Росстата, в России преподаватели получают в среднем 45 тыс. руб. Доходы московских преподавателей превышают средние по стране на 30% и достигают 62 тыс. руб.\мес. В Санкт-Петербурге зарплаты варьируются от 37 тыс. до 58 тыс. руб., в Краснодаре — 15-25 тыс. руб.

Trud.com

Оклад в частных вузах

Частные вузы не раскрывают данных по зарплатам преподавателей. Вообще источников бюджетирования (что в государственных, что в частных учебных учреждениях) три:

  • государственный заказ;
  • плата за обучение;
  • деньги на исследования от фондов, государства и частных корпораций.

Так что зарплаты профессорско-преподавательского состава могут отличаться в большую сторону только за счет дополнительных доходов вуза от коммерческой формы обучения. Это зависит от наполняемости, престижности вуза и специальностей.

Опрос

Несмотря на периодические повышения оклада, часто преподаватели не ощущают существенных изменений

Возможности для дополнительного заработка

Научные работники имеют много возможностей получения дополнительного дохода. Кто-то работает в нескольких вузах (обычно преподаватели ведут занятия три дня, остальное время отводится на подготовку материалов к лекциям и семинарам, самообразование, обновление учебных планов и программ), другие дополнительно занимаются со своими студентами.

Иногда компании, проводящие онлайн-обучение, заказывают курсы. За подготовку лекций, составление заданий, оформление работы можно получить до 250 тыс. руб. Такие цифры озвучивает преподаватель одного из московских вузов, представленного в рейтинге лучших учебных заведений мира QS World University Rankings.

Репетиторство

Частный урок для абитуриента в среднем стоит от 900 до 2 000 рублей. Большинству учеников удобно заниматься в вечернее время (с 16.00 до 19.00). В этот промежуток можно поместить два полуторачасовых занятия. При 900 руб.\1 занятие в неделю получается 9 тыс. руб. (с двумя свободными выходными).

Марина делится своим опытом репетиторства:

Помощь в написании дипломных и научных работ

Рефераты, написанные фрилансерами, оплачиваются намного ниже, чем дипломные и научные работы авторства преподавателей вузов. На одну относительно качественную курсовую работу нужно минимум 6-7 часов, а стоит такая услуга от 1 500 руб. Если один выходной в неделю уделять такой подработке, в месяц можно получить прибавку к бюджету в размере минимум 6 тыс. руб.

Курсовые

Предложения можно найти на бирже фриланса

Получение гранта

Иностранные и российские общественные и коммерческие организации, правительства и учебные учреждения предоставляют целевые гранты: полную компенсацию расходов на научные исследования (в том числе за границей), профессиональную подготовку, обучение. Деньги можно тратить только на цель, обоснованную в проекте. Это не подработка, но отличный способ заняться научной работой, предполагающей значительные расходы, или повысить свою квалификацию.

Суммы выделяются значительные. В 2019 году Фонд президентских грантов поддержал 1 644 проекта. Общая сумма на реализацию — 3,35 млрд руб. Например, на создание образовательной среды для формирования инженерной элиты цифровой экономики выделено 6,3 млн руб., а на проведение конференции “Молодые ученые в решении актуальных научных проблем” — почти 500 тыс. руб.

Майские указы по доходам бюджетников срывает большинство регионов. С 1 октября в России зарплаты преподавателей вузов вырастут на 4,3%, но это не спасет ситуацию.

Зарплата преподавателей вузов

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 17 июля 2019. Время чтения 6 мин.

Оплата труда в российских вузах за шесть последних лет выросла вдвое и составила по итогам 2018 года 82 486 руб. в месяц. Заработок ректора российского вуза – 6,8 млн рублей в год. Самые высокооплачиваемые – педагоги Москвы (147,7 тыс. руб. в месяц). Самые низкооплачиваемые – в РСО Алании (43,9 тыс. руб.)

Педагоги высших учебных заведений – особая каста. Они выпускают молодых специалистов во взрослую, самостоятельную жизнь. Они ответственны за то, чтобы в экономику вливались квалифицированные кадры. Интересно, насколько зарплата преподавателей вузов соответствует той ответственности, которая на них возложена, хорошо ли стимулируется их труд на фоне повышенных квалификационных требований.

Система оплаты труда преподавателей вузов

Она практически не отличается от правил, действующих для любых педагогических работников. Есть фиксированный доход – оклад. Плюсом к нему четыре группы довыплат:

  • вознаграждения – поощрение за выслугу лет и так называемая 13-я зарплата;
  • премии – регулярные и однократные;
  • надбавки к фиксированному окладу из сэкономленных средств ВУЗа или при совмещении должностей и ставок;
  • компенсации – возмещения расходов работника на командировки и участие в научных конференциях.

Заработок зависит также от:

  • стажа и квалификации преподавателя;
  • ученой степени;
  • наличия дополнительной оплачиваемой нагрузки;
  • региона расположения учебного заведения;
  • престижности вуза;
  • престижности учебного заведения.

Сколько платят в мире

Рис. 1. Результаты исследования в книге

Рис. 1. Результаты исследования в книге

Как оказалось, выше всего оценен труд вузовских преподавателей в Канаде, Италии и Южной Африке.

В этой десятке даже у молодых зарплата выше, иногда в разы, того, что получает профессорско-преподавательский состав в странах-аутсайдерах.

Молодой преподаватель в Канаде, к примеру, зарабатывает в месяц $5733 тыс. Это в 6 раз выше, чем у полноценных профессоров с высшим уровнем оплаты труда в России, и в 8,6 раза – в Армении.

Для отечественных кадров ситуация сложилась удручающая. Зарабатывают преподаватели в университетах и институтах России почти в 7 раз меньше своих коллег в Нигерии и вдвое меньше, чем в Эфиопии.

Исследователи отметили, что Россия оказалась единственной страной, где платят преподавателям вузов меньше, чем среднее значение ВВП на душу населения – всего 60%.

Изменения в оплате труда преподавателей вузов

К тому же это почти вдвое (189,9%) больше, чем получает среднестатистический россиянин. Возможно, случись то исследование сегодня, Россия занимала бы более высокую позицию, чем 2-я снизу.

Кажется, жаловаться этой категории работников не на что. Но сами преподаватели отмечают, что цифры официальной статистики слишком радужные, а реальность отличается. Не слишком много найдется тех, кто имеет те самые 82,5 тыс. руб. ежемесячно.

Таблица 1. Заработная плата преподавателей в вузах в 2013-2018 гг., рублей

Годы В вузах Средняя по РФ Вузовская зарплата в % к средней по России
2013 40 428 29792 135,7
2014 47 188 32495 145,2
2015 50 703 34030 149,0
2016 55 028 36709 149,9
2017 63 831 39167 163,0
2018 82 486 43445 189,9

Источник: сайт Росстата

Заработки профессорско-преподавательского состава вузов продолжают расти. Согласно данным государственной статистики, за 1 квартал текущего года оплата труда выросла на 2% и составила 84 148 руб.

Тем, кто преподает в вузах регионального (субъекта Федерации) подчинения, на протяжении последних лет платят больше, чем занятым в учебных заведениях федерального подчинения. По итогам 2018 года первые получают 91 424 рублей, вторые – 82 261 руб. В вузах муниципального подчинения практически вполовину ниже – 48 820 руб.

За шесть лет зарплата в муниципальных вузах выросла в 2,4 раза (с 20 тыс. руб. в 2013 до 48,8 тыс. руб. в 2018), в федеральных – в 2,0 раза (с 40,3 тыс. руб. до 82,3 тыс. руб.), в региональных – в 1,9 раза (с 47,6 тыс. руб. до 91,4 тыс. руб.)

Таблица 2. Распределение уровня заработков преподавателей вузов по формам собственности учебных заведений

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Средняя зарплата всего, руб. 40 428 47 188 50 703 55 028 63 831 82 486
В том числе по формам собственности организации
федеральная 40 285 46 942 50 481 54 788 63 549 82 261
субъектов Федерации 47 610 57 234 60 352 64 944 75 411 91 424
муниципальная 19 957 28 199 28 386 30 095 27 631 48 820

Источник: сайт Росстата

Заработная плата в территориальном разрезе

Лучше всех живет профессура в столице нашей Родины, имея в месяц 147,7 тыс. руб., в первую тройку входят также Камчатка (134,6 тыс. руб.) и Югра (134,3 тыс. руб.)

Таблица 3. ТОП-10 субъектов РФ с самыми высокооплачиваемыми преподавателями вузов в 2019 году

№п/п Регионы Тыс. руб.
1 Москва 147,7
2 Камчатский край 134,6
3 Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 134,3
4 Республика Саха (Якутия) 125,8
5 г. Санкт-Петербург 107,5
6 Московская область 101,0
7 Мурманская область 95,3
8 Тюменская область без авт. округов 87,9
9 Хабаровский край 85,2
10 Красноярский край 83,8

Источник: сайт Росстата

Заработки профессорско-преподавательского состава в РСО-Алании – самые низкие по России, всего 43,9 тыс. руб. Это почти вдвое меньше, чем получает его среднестатистический коллега. И составляет всего 29,7% от оплаты труда московской профессуры.

Таблица 4. ТОП-10 субъектов РФ с самыми низкооплачиваемыми преподавателями вузов в 2019 году

№ п/п Регионы Тыс. руб.
1 Республика Северная Осетия – Алания 43,9
2 Республика Дагестан 44,9
3 Кабардино-Балкарская Республика 45,0
4 Карачаево-Черкесская Республика 45,1
5 Ивановская область 45,7
6 Чеченская Республика 49,6
7 Саратовская область 50,1
8 Курганская область 50,2
9 Тамбовская область 50,4
10 Ставропольский край 50,5

Зарплата ректоров

В структуре заработка доплата к окладу за стаж, звание и должность. Положены также надбавки за особый режим работы, сложность и напряженность. Получает ректор премии и компенсации.

Причем сведения о том, сколько он получает, должны быть указаны на сайте учебного заведения. Существует ограничение: соотношение оплаты труда руководителя учебного заведения рядового преподавателя не может больше 5.

Итак, средняя зарплата российских ректоров за 2018 год составила 6,8 млн рублей.

На что ректор ЧГУ тратит зарплату преподавателей?

Обсуждаем главные экономические темы с директором института социоэкономики МФЮА Александром Бузгалиным

- Здравствуйте, с вами, как всегда, в это время Александр Бузгалин, директор института социоэкономики Московского финансово-юридического университета, и мы говорим о личных деньгах в очень широком спектре проблем, которые возникают, когда нам надо эти деньги сосчитать, потратить и понять, что их у нас очень много, как у тех, кто покупает на аукционах странные вещи, или записывается в очередь на айфон, выкладывая за это годовую зарплату многих граждан Российской Федерации. Или, наоборот, почему-то их категорически не хватает и надо лезть в долг под дикие проценты. Мы не раз с вами обсуждали эти трудности. Неделю назад мы говорили на тему, которая никак не хочет устареть – что происходит с долларом, с евро, почему прыгает курс и что предпринимать рядовым гражданам. Тема вызвала изрядный отклик, но меня попросили все-таки говорить больше о заработных платах, а не о курсе валюты, поскольку это к большинству граждан России имеет более прямое отношение, нежели финансовые спекуляции. Впрочем, напомню, что от финансовых спекуляций тоже немало что зависит, поскольку, если вдруг, не дай бог, тьфу-тьфу, цена на нефть упадет, то достанется всем – учителям, врачам, пенсионерам, да и косвенно большинству других граждан Российской Федерации.

Арутюнов:

- Добрый день. Спасибо за приглашение.

Бузгалин:

- Давайте мы начнем разговор о заработных платах и в рамках этого разговора, пожалуйста, ну, какие-то общие сведения, ведь большинство считает, что доцент, не говоря уже о профессоре университета, да тем более в Москве, должен получать 100-200-300 тысяч рублей в месяц, быть уважаемым человеком…

Арутюнов:

- Я с такими доцентами, честно говоря, не знаком. Но тут очень интересная общая ситуация, что вот многие граждане думают, что преподаватели получают огромные зарплаты, а многие преподаватели, которые живут в провинции, думают, что уж в Москве-то преподаватели точно получают огромную зарплату. А те преподаватели, которые живут в Москве, думают, что вот мы, например, в МФТИ или в Высшей школе экономики, или в МГУ – получаем огромные зарплаты. На самом деле, это неправда. Потому что во всей системе высшего образования зарплаты чудовищно низкие. В реальности. Есть некий статистический шум, который министерство образования представляет, как реальные зарплаты, - это не соответствует действительности. В реальности зарплаты – мы проводили такой мониторинг некоторое время назад…

Бузгалин:

Арутюнов:

- Да. Вот мы проводили такой мониторинг, чтобы понять, к чему же привели майские указы, потому что министерство рапортовало о том, что зарплаты растут, как на дрожжах, а на самом деле ситуация следующая. Именно реальный доход на одну ставку – а одна ставка это очень условное понятие…

Бузгалин:

- Одна ставка – это нормальная работа преподавателя в соответствии с нормами, принятыми примерно во всем мире. Я сталкивался с тем, что нагрузка почти одинаковая на ставку, что в Китае, что в США, что в России, но…

Арутюнов:

- …у нас особый путь в плане ставки, потому что сейчас ставка это очень сложное понятие. Вот реальная такая характерная зарплата, которую получает преподаватель, причем, неважно, в Москве или в провинции, это в районе 20 тысяч рублей, если мы говорим о доценте.

Бузгалин:

- Напомню, кандидат наук, да?

Арутюнов:

- Вот как бы доцент, кандидат наук, в России – такая характерная сумма это в районе 20 тысяч рублей. Я не готов утверждать, что это именно средняя зарплата, таких данных у нас нет, но в реальности доцент, который работает на фултайме, тысяч 20 получает. Есть особые точки, например, в МФТИ как раз, в результате, в частности, борьбы нашего профсоюза, в институте зарплаты выше. Например, в МФТИ доцент получает в районе 70 тысяч рублей. Это стоило нам огромных усилий… Вот в Высшей школе экономики тоже примерно аналогичные зарплаты, даже, наверное, чуть-чуть повыше. В МГУ, например, зарплата ниже раза в полтора. Но интересно другое. Что любая цифра, которую я называю, никакого отношения к двукратной средней заработной плате не имеет.

Бузгалин:

- Напомню, в Москве считается, что средняя заработная плата 80 тысяч рублей. Правда, туда входят вот эти 5 миллионов в день, с одной стороны, и зарплаты многих, получающих 20 тысяч, с других стороны.

Арутюнов:

Бузгалин:

Арутюнов:

- Получается, в два раза, только не в ту сторону эти два раза. Поэтому на самом деле общая ситуация с зарплатами преподавателей очень и очень печальная.

Бузгалин:

Арутюнов:

- Я две цифры озвучу. Первая цифра – это оклад. То, что наше родное, кровное, что никак не отберешь. Средний оклад у доцента, то есть, у среднестатистического преподавателя, который должны как бы костяк образовывать, это тысяч 12-15, в среднем, по стране. Есть, конечно, исключения, но в целом это где-то в районе 12-15 тысяч рублей. Заработная плата – то есть, это плюс надбавки к окладу, это в районе от 20 тысяч рублей. Собственно, это средняя зарплата, которая получилась из нашего мониторинга. Наш опыт взаимодействия с коллегами в регионах и в Москве показывает, что, если откинуть такие пиковые точки, типа МФТИ или Высшую школу экономики, то именно это соответствует тому, что в реальности получают почти все доценты по всей стране, в том числе, и те, кто не проходил этот мониторинг, не участвовал в нем.

Бузгалин:

- Спасибо. Давайте мы сейчас попробуем пообщаться с нашими коллегами, чтобы не только москвичи были в эфире. Если не ошибаюсь, у нас Земфира на связи. Вы нас слышите. Добрый день.

Бузгалин:

- Земфира, скажите, пожалуйста, вы с Урала, представляете одну из республик нашей страны… скажите, у вас зарплаты преподавателей без степени, преподавателей со степенью, кандидата наук в каком диапазоне колеблются? Если считать одну работу, одну ставку, так сказать, а не человека, который бегает по десяти университетам днем и ночью?

- Если говорить о ставке, то в регионе неостепененный преподаватель получает 24 тысячи. Это грязными. То есть, отсюда еще нужно вычитать все налоги. 13%.

Бузгалин:

- Вот мы почти угадали. Потому что 24 тысячи минус 13%, будет 21 тысяча, наверное.

- Да, мы считали чистую зарплату.

Бузгалин:

- Да, речь шла о чистой заработной плате. Вот видите, мы почти угадали. Земфира, в каких вузах получают больше? И есть ли такие, в которых получают меньше?

- Вы знаете, я не думаю, что где-то больше получают, где-то меньше получают. Если сотрудник хочет получить больше, то он вынужден работать на двух, на трех работах. А так, чтобы получить на основной большую сумму… это нужно очень сильно постараться.

Бузгалин:

- Очень тяжелый вздох и странная фраза – надо сильно постараться. Я понимаю, что вы имеете в виду… Спасибо за включение в наш эфир, за эту справку, и давайте мы чуть-чуть продолжим разговор, а потом поговорим еще о научных сотрудниках, и мы попробуем дозвониться до одного из элитных институтов Академии наук, до главного научного сотрудника… Спасибо, Земфира. Я хотел с Андроником вот еще о чем поговорить. Не знаю, как ваши данные, профсоюза, но мне не раз приходилось сталкиваться в государственных учреждениях: и научных, и образовательных, что людей переводят на четвертьставки, для того, чтобы в четыре раза повысить заработную плату. То есть, скажем, вот человек получает 25 тысяч рублей, его переводят на четвертьставки с теми же 25 тысячами рублей, в результате зарплата вырастает до 100 тысяч рублей в месяц. И указ почти выполняется, да?

Арутюнов:

Бузгалин:

- Да, это замечательно. Я привык к другому. Извините, перебью. Про среднюю температуру по госпиталю… Когда один умер, у него температура 30, второй в горячке, у него 40, в среднем 36,6, да…

Арутюнов:

- Да, да. Вот это такие пути фальсификации… ну, не знаю, каким другим, более мягким словом это назвать, которым идут руководства очень многих вузов. В принципе, мы, конечно, их так вот абстрактно, по-человечески, можем понять, потому что денег им больше никто не давал, а за зарплату отчитаться им надо. Другой вопрос – а почему они не пытаются как-то протестовать? Есть, например, такой союз ректоров, как мы его иногда в шутку называем между коллегами, профсоюз ректоров, который по идее мог бы выступить с какими-то предложениями в министерство образования, в министерство финансов…

Бузгалин:

- А представляете, одновременная забастовка всех ректоров университетов Российской Федерации? Собираются на съезд ректоров и говорят – все, система фальсифицирует реальную жизнь в университетах, мы объявляем забастовку, ни один ректор не выходит на работу и не подписывает ни один документ. А, как министерство без отчетов жить будет?

Арутюнов:

- Я, собственно, мечтаю увидеть однажды демонстрацию преподавателей, где во главе колонны идут ректоры с флагами…

Бузгалин:

- Давайте мы переадресуем наш разговор на проблемы науки, поскольку это не менее важная для страны отрасль… А сейчас мы подключим к разговору Михаила Воейкова, главного научного сотрудника, доктора наук… Михаил Илларионович, вы нас слышите?

Воейков:

Бузгалин:

- Скажите, пожалуйста, в Академии наук-то вы, наверное, получаете знаменитые 140 тысяч в виде двойной зарплаты по отношению к региону?

Воейков:

- Ничего подобного. То, что вы говорили – фальсификация – есть и в институтах Академии наук, но далеко не все институты на это идут, по разным причинам. А я могу сказать, что вот я, доктор наук, главный научный сотрудник, получаю 30 тысяч. Кандидат наук получает 22-23 тысячи, доцент. А молодой, кончивший университет молодой человек, который пришел в любой академический институт, получает 12-15 тысяч от силы. И это большая проблема. Молодежь, талантливая молодежь, не идет… ладно, там, экономисты, они найдут, а вот физики, математики, техники – они не идут в Академию наук, они или за границу уезжают, или в бизнес идут.

Бузгалин:

- Спасибо, Михаил Илларионович, за такую справку.

Арутюнов:

Бузгалин:

- Очень хорошая формулировка, мне не приходила в голову…

Арутюнов:

- На самом деле, по поводу того, что бы произошло, если бы заработные платы увеличились и про переворот, скажу так – если бы они увеличились всерьез лет 10 назад, то да, я думаю, что переворот бы прошел. А сейчас, к сожалению, в последние годы, я это очень хорошо вижу на выпускниках и студентах МФТИ, люди заканчивают университет, смотрят к себе в кошелек, смотрят на свои перспективы по зарплатам, собирают вещички и очень часто едут за границу, если они хотят заниматься наукой. То есть, отток умов, причем, лучших на самом деле кадров, потому что это и молодые люди, он чудовищен. То есть, к примеру, вот с моего курса – я закончил мехмат МГУ – людей, которые занимаются наукой и при этом остались в стране, я думаю, что можно по пальцам одной руки пересчитать.

Бузгалин:

- Курс это сколько?

Арутюнов:

- 400 человек. Мое отделение.

Бузгалин:

- То есть, 2-3 процента.

Арутюнов:

- Я думаю, да. Все остальные или ушли в какие-то технологии, там ай-ти или еще что-то, или уехали за границу, или тапочками на рынке торгуют. Конечно, есть мнение, что преподаватель там три пары провел, а потом сидит, в носу ковыряется… На самом деле, я вот людям, которые так считают, могу предложить встать перед зеркалом и четыре часа подряд разговаривать с двумя десятиминутными перерывами. Потом повторить это несколько раз. На самом деле, вот что показал наш мониторинг, это то, что нагрузка аудиторная, причем, именно горловая, она у преподавателей совершенно чудовищная. Если физтех, в котором нагрузка у преподавателя это 12-14 пар в неделю…

Бузгалин:

- То есть, это 28 часов… Друзья, чтобы те, кто не преподает и не слушает лекции, поняли – для того, чтобы прочитать лекцию, преподаватель должен некоторое время подготовиться. А для того, чтобы подготовиться и быть на уровне современных достижений, он должен постоянно читать профессиональную литературу, причем, на языке во многом, да. Потом надо еще иногда думать… тут много всего, кроме того, что чисто говорить в аудитории.

Арутюнов:

- Ну, я бы сказал так. Вот я в среднем к паре, которую я веду там энное количество часов, если я этот предмет веду давно, я готовлюсь примерно Н пополам часов. Если это что-то новое или что-то сложное, то иногда бывает и два раза больше, чем я пару веду. И плюс к этому надо еще когда-то заниматься наукой, потому что вузы требуют с преподавателей научных публикаций совершенно внезапно. Преподаватели должны писать учебники, методички. Преподаватели должны еще заполнять кучу бумаг и т.д. то есть, вот эта нагрузка учебная, которая в физтехе еще невысокая – 14 пар в неделю по российским меркам это еще мало. То есть, во многих вузах, особенно провинциальных, люди работают по 8 часов в день.

Бузгалин:

- То есть, это 8 часов говорения. А для этого надо еще хотя бы 4, а лучше 8 – на подготовку.

Арутюнов:

- Да. Плюс бывают всякие эксперименты, как, например, в РГГУ, в какой-то момент отменили семинары и там только лекции. То есть, там все время в аудитории за сотню человек и таким образом ведутся занятия.

Бузгалин:

- Давайте так. Нас, по-моему, начнут все шпынять – вам хорошо, вы в аудитории, а не уголь в шахте добываете… Я позволю себе побыть немного адвокатом дьявола и сказать – да, когда руководитель правительства сказал, что учитель это призвание и поэтому не пеняйте на низкую заработную плату, самое парадоксальное, что он сказал правду. Быть ученым, преподавателем, учителем в школе, воспитателем в детском саду – это призвание, это творческая работа, она приносит удовлетворение, хотя она очень трудная и тяжелая. Но паразитировать на этом, мне кажется, грешно. Тем более, что для нормальной жизни преподавателю тоже нужны, как ни странно, еда, одежда и все остальные предметы жизнедеятельности человека… Поэтому проблема-то на самом деле очень серьезная. Да, это не самые обездоленные люди в нашей стране – преподаватели университетов – хотя вот ученые оказываются среди самых бедных, наверное, представителей московской интеллигенции. Это парадокс, но это правда. Да, есть элита, которая получает очень высокие доходы, есть профессора, которые получают 299, 300, 400 тысяч рублей в месяц, хотя, если сравнить с миллионом, который получает начальник отдела в корпорации, то это все равно копейки… К сожалению, ситуация тяжелая. И то, что уезжают на запад, уходят талантливые ребята в бизнес, куда угодно, но не идут в науку, причем, в элитных университетах, - это трагедия и трагедия для страны, для ее культуры, для ее экономики и даже для ее обороноспособности. Давайте подумаем, а что делать-то? Просить уважаемое правительство? Смилостивитесь, найдите денежку где-нибудь, подайте юродивому на пропитание, Христа ради?

Арутюнов:

- Вот когда мы встречаемся с преподавателями, я очень часто повторяю примерно одну и ту же фразу. Что наши университеты никому, кроме нас, не нужны. Нам – это в смысле преподавателям. То есть, государство понятно как относится к университетам, с совершенно потребительской точки зрения. Общество, к сожалению, пока не понимает, что мы теряем просто высшее образование. Только мы вместе можем добиться изменения ситуации. Собственно, опыт наших первичных организаций показывает – и МФТИ, и МГУ, и Уральский федеральный университет, и некоторые другие – нужно объединяться. Я думаю, что реальным способом объединения является создание независимых профсоюзов. В высшей школе, насколько я понимаю, мы примерно единственный независимый профсоюз – все остальное это различные филиалы Рособрнадзора – этого желтого профсоюза официального. Надо объединяться. Потому что очень важно, чтобы преподаватели внутри вуза консолидировались. Снаружи решить проблему университета совершенно невозможно. Только движение снизу, создание широких горизонтальных связей внутри университета и объединенные требования преподавателей могут изменить ситуацию. Потому что сейчас снаружи все выглядит так, будто бы в большинстве вузов все нормально. Все всех устраивает, никто не бастует, не выступает, никто не пишет статьи в прессу, никто не проводит митингов и пикетов. А раз все внешне нормально, значит, ничего делать не надо. Если преподаватели не начнут объединяться и не начнут требовать своих законных заработных плат высоких, которые дают им возможность качественно работать, то никто им этих зарплат и не поднимет. Зачем?

Бузгалин:

Аудио: Сколько реально зарабатывают преподаватели и ученые

Возрастная категория сайта 18 +

Информация по заработным платам составлена на основе данных, присланных посетителями нашего сайта. Ниже показана зарплата преподавателей по городам и средняя зарплата преподавателей в целом по стране.

Зарплата (руб.)Место работыДолжность
Астрахань
13833колледжпреподаватель
Барнаул
10000АГАУпреподаватель вуза
Белгород
10400Белгородский институт искусств и культурыпреподаватель СПО
7800 преподаватель
6000ОГАОУ СПОпреподаватель-организатор
Владивосток
11000техникумпреподаватель
Владимир
16000ВОМКпреподаватель
Волгоград
90000ВГПУпреподаватель
16000волгоградский госуниверситетпреподаватель
11000Волгоградский техникум нефтяного и газового мащиностроенияпреподаватель
10201вузстарший преподаватель университета
8000ВУЗпреподаватель
7200дхшпреподаватель
7000мед.университетпреподаватель
5400ВолГАУпреподаватель
Воронеж
20000музыкальная школапреподаватель
17000вузпреподаватель, доцент
17000академия искусствпреподаватель, доцент
Екатеринбург
21000средняя школа №52преподаватель
14000Российский государственный профессионально-педагогический университет, ИнИс, 1.25 ставкипреподаватель
9000УрФУпреподаватель
Златоуст
12000филиал УрГУПСпреподаватель врач
Калининград
25000ЛицейПреподаватель
Кемерово
6000ВУЗассистент, преподаватель
Краснодар
14000КУБГТУпреподаватель федерального университета
5204МГТУпреподаватель вуза
Красноярск
20000СФУпреподаватель, доцент
Москва
70000колледжпреподаватель
6400054 колледжПреподаватель
60000ГБОУ СПО Колледж Связи № 54преподаватель
50000 преподаватель
30000школа музыкальнаяпреподаватель музыки
23000 колледжпреподаватель
19000МГУпреподаватель
Набережные Челны
20000учебный центрпреподаватель
Новосибирск
18000НГАУпреподаватель
Омск
15000техникумпреподаватель
12900ОРГТЭУПреподаватель к.т.н., доцент
Оренбург
12000ГАОУ СПО ГТТпреподаватель
Ростов-на-Дону
45000 преподаватель
Рязань
15300ФГБОУ ВПО РГРТУпреподаватель ВУЗа
8500РГАТУпреподаватель
6000РГАТУПреподаватель ВУЗа
Санкт-Петербург
33000школа искусствпреподаватель
30000средняя школапреподаватель
20000вузстарший преподаватель
20000 преподаватель
17000БГТУ "военмех"старший преподаватель
14000военный вуз старший преподаватель
Саранск
9000 преподаватель
7000МГУ имени Н.П.Ограевапреподаватель
Ставрополь
12200скфупреподаватель
10000колледжпреподаватель
Тольятти
20000 преподаватель
Уфа
16500 преподаватель
Хабаровск
13000ВУЗпреподаватель
12000техникумпреподаватель
Челябинск
17000техникумпреподаватель
Щелково
22000колледжпреподаватель
Ярославль
25000техникумпреподаватель

Средняя зарплата преподавателя по России: 19607 руб.

Если ваша профессия преподаватель, то укажите вашу заработную плату — мы учтем ее в статистике.

Читайте также: