Какая зарплата у историка

Обновлено: 28.04.2024

Мы уже публиковали рассказ учителя английского языка из Волгограда. В этот раз своей историей поделилась учитель из Москвы. Она рассказала, чем отличаются условия работы в частной школе и государственной, как введение ЕГЭ повлияло на ее доход и возможности, а также с какими угрозами от учеников и их родителей приходится сталкиваться и почему школьное руководство во всем обвиняет учителя.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Никогда не думала, что стану учителем, да еще истории России. В школе никогда не имела тяги к этому предмету: рассказывали неинтересно, на уроках было скучно. Я с шести лет занималась музыкой, мне очень нравилось. В 1996 году поступила в Гнесинку — с первого раза и на бюджет. Но на последнем курсе сломала руки, и карьера профессионального музыканта для меня закрылась. С трудом, но окончила училище, получила диплом и пошла работать в школу учителем музыки.

Тогда, в 2000 году, передо мной встал сложный выбор: какую профессию получить, если я, кроме профессиональной игры на фортепиано, ничем не занималась? Так как я гуманитарий, поступила на юридический факультет. Утром работала в школе, вечером училась, но без особого энтузиазма — просто потому что надо.

Так продолжалось три года, пока директор школы, в которой я работала, не предложила мне подменить коллегу — учителя истории. Та серьезно заболела, нужно было срочно найти замену, а у меня на юрфаке история была профильным предметом. Я согласилась. Завуч переделала расписание уроков, и я стала вести два предмета — музыку и историю. И моя жизнь изменилась: я поняла, что хочу и дальше работать учителем истории. Нашла свое призвание.

Но для этого нужно было окончить исторический факультет педагогического вуза. Перевестись с юридического на исторический не получилось. Пришлось поступать заново. Пошла в МПГУ им. Ленина. С 08:00 до 15:00 работала в школе, а с 18:00 до 22:00 училась.

Я на себе испытала, как меняется отношение учеников и родителей к учителю в зависимости от предмета, который он ведет: одно дело — музыка и совсем другое — история и обществознание. И зарплата учителя музыки тогда была ниже, чем учителя истории. Но в цифрах сейчас не помню.

Вообще, заработная плата была небольшая: первое время я получала около 1500 Р в месяц. Когда начала преподавать два предмета, зарплата выросла до 5000 Р . К 2007 году я зарабатывала около 8000 Р в месяц.

Так как денег не хватало, брала подработки в качестве репетитора по музыке: учила детей игре на фортепиано, часовое занятие в середине 2000-х годов стоило 500 Р . Но я тратила время на дорогу к ученикам, что выматывало.

удавалось зарабатывать в середине 2000-х , совмещая уроки в школе и репетиторство

Мой общий доход в месяц был около 10 000 Р . Этих денег хватало, чтобы оплатить обучение в вузе, оставалось на проезд и мелкие личные расходы. Я не могла себе позволить съездить летом отдохнуть, а путешествовать очень хотелось, поэтому я набирала группу детей и в качестве сопровождающего ездила с ними в летний лагерь в Крым.

В 2007 году меня пригласили на собеседование в частную подмосковную школу и предложили зарплату сразу в два раза больше — 16 000 Р . Для меня это была космическая сумма. Тогда я поняла, что в государственной школе зарабатываю очень мало и достойна большего. Согласилась перейти на новое место работы и не пожалела. С благодарностью вспоминаю свою первую школу и опыт, который она мне дала.

В частной школе в классах было не больше 15 учеников, это были дети из обеспеченных семей, работать с которыми намного приятнее, чем с детьми из обычной районной школы. Но и ответственности больше: родители платят за образование, поэтому ждут, что дети получат достойные знания. Ученики находились в школе полный день, расписание там было такое: с 09:00 до 15:00 — уроки, а с 15:00 до 18:00 — выполнение домашних заданий и консультации с учителями. Уйти пораньше можно было только по согласованию с директором.

Зарплата потихоньку дошла до 22 000 Р . Питание в школе было бесплатным, до метро и обратно возил школьный автобус. Первые года три работа меня устраивала. Но потом дорога стала выматывать, зарплата больше не росла, а мне хотелось развития и карьерного роста.

Я продолжала брать подработки в качестве репетитора игры на фортепиано. Стоимость занятий уже доходила до 700 Р за час. Итого в 2007 году я зарабатывала около 25 000 Р в месяц. Тогда я впервые в жизни съездила за границу.

В 2008 году ввели ЕГЭ — понятие выпускных экзаменов поменялось, а у меня как раз был выпускной класс. Две ученицы этого класса планировали поступать в МГУ и предложили заниматься частным образом: готовиться к ЕГЭ и внутреннему экзамену по истории. За три часа индивидуальных занятий их родители платили 100 $, плюс после уроков меня отвозил домой водитель.

В 2011 году мне предложили работу в школе при спортивном клубе. Работать со спортсменами интересно, но сложно, специфично. Клуб деньгами не обижал, получала 70 000 Р на руки плюс годовые премии. Однако тоже не было никакого профессионального роста. Ушла оттуда по семейным обстоятельствам, о чем до сих пор жалею.

Суть работы

Первые лет 10 работы в школе я всегда готовилась к урокам: писала конспекты, делала карточки, обдумывала каждое занятие. Мне очень нравилось, я была фанатом этого дела: горела идеями, мероприятиями, школьной жизнью. Работа учителем — призвание. Дети же все разные: с разными характерами, интересами, взглядами. Нужно уметь лавировать среди них — регулировать конфликты, слушать и, главное, слышать.

Если опустить воспитательные и личные школьные моменты, то основная обязанность учителя — дать качественные знания. Я считаю своим долгом учить ребенка так, чтобы он с удовольствием ходил на мои уроки, выполнял домашние работы и не нуждался в помощи репетитора. А если готовлю к ЕГЭ в школе, то в рамках урока стараюсь дать как можно больше полезных знаний, которые ученик сможет применить на практике. Это сделать непросто, когда в классах по 30—35 человек , — на одном авторитете учителя уже не уедешь.

На моих глазах растут дети, которые, кроме Владимира Путина, в качестве руководителя страны больше никого не видели. Это оставляет некий отпечаток на сознании подростков. Разбирая на уроках признаки монархии и республики, они не могут понять, как получается так, что во главе политической власти РФ больше 20 лет стоит один и тот же человек.

Как победить выгорание

За 20 лет в школе многое изменилось. И отношение к школе как к образовательному учреждению тоже.

Сейчас ученики могут специально вывести учителя на конфликт и записать на видеокамеру смартфона, чтобы поржать. После таких историй самое противное — продолжать учить ребенка, который натворил гадостей. Ни он, ни его родители не извинятся, будут делать вид, что ничего не произошло.

И в советской школе дети получали травмы, прогуливали, хамили, курили, но в стенах школы этот вопрос закрывался: даже если приезжала скорая помощь, учитель, директор и родители по-человечески решали этот вопрос. Теперь, если ребенок в школе получил травму, виноват дежурный учитель и классный руководитель. У меня был случай, когда в моем классе мальчик Саша — имена вымышленные — ударил Петю на перемене за то, что тот оскорбил его маму. Петя упал, ударился головой. Так мне впаяли административное правонарушение за то, что я не провела воспитательную работу с ребенком.

Сейчас во всем виноват учитель. С родителя снимается ответственность за то, что ребенок хамит, дерется, обзывается, прогуливает уроки, не выполняет домашние задания.

Если раньше драчунов и прогульщиков вели к директору, то теперь директору не до этого. С 2012 года московские школы начали объединять: допустим, раньше в районе было 15 разных школ с разными директорами, а теперь это один огромный комплекс под руководством Марьи Ивановны, за работой которой следит руководитель департамента образования. Современный школьный директор — это хозяйственник, менеджер. Он больше не ведет уроки, поэтому ничего не знает о процессе обучения. Директор моей школы даже не помнит имен учителей.

В московских школах существует рейтинговая система. Директор заинтересован в том, чтобы его школа вошла в топ и получила грант. Для этого нужны высокие показатели по итогам учебного года: победы учеников в олимпиадах и конкурсах, высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ. А за победами учеников стоят учителя.

Обычно ученики начинают понимать, зачем они учатся, только в одиннадцатом классе. И то потому что на каждом углу трындят о ЕГЭ и поступлении в вуз. Современные школьники стали проще относиться к обучению, так как получить информацию можно откуда угодно. Из десяти детей шесть будут халявщиками: спишу домашку у соседа, меня не спросят, сдам потом, двойку не поставит и так далее.

Кстати, про журнал. Раньше он был бумажный, и если учитель ставил оценку, то навсегда. Это как минимум мотивировало выполнять домашние работы. В электронном журнале плохую оценку можно убрать, и в одну клеточку учитель вправе поставить до трех оценок. Это очень расслабляет учеников.

Большинство учителей находятся в статусе классного руководителя. Я одна из них. Это человек, который себе не принадлежит, так как у него минимум 30 чужих детей в классе и у каждого ребенка минимум по одному родителю. Задача классного руководителя — проследить за каждым учеником, решить его школьные проблемы, урегулировать конфликты, если они есть, успокоить разгневанных родителей — теперь таких стало очень много.

Место работы

После футбольного клуба я устроилась в государственную школу, которая считается одной из лучших в своем округе.

Мне не нравится работать здесь, но я понимаю, что условия сейчас везде одинаковые, а карьеру в школе сделать уже невозможно. Если раньше можно было стать завучем, потом директором, то сейчас все по-другому . К тому же , если стал директором, то уроки больше вести не будешь.

По закону рабочая неделя учителя не может превышать 36 часов в неделю. В эти часы входят уроки, проверка тетрадей, классное руководство, внеклассная работа, работа с документами, планерки и совещания. Но работодатель регулярно нарушает закон вплоть до того, что просит выйти в выходной без оплаты.

Дополнительно оплачивается замена учителя, который на больничном, — один урок стоит около 700 Р . Тебя не спрашивают, хочешь заменять или нет. Просто ставят перед фактом.

За то, что я учитель истории и обществознания высшей категории, доплат я тоже не получаю, и социального статуса мне это не прибавляет. Высшую категорию я получила за отличные результаты работы — высокие баллы учеников на ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадах. Знаю, в регионах с этим проблема: практически невозможно получить высшую категорию. В Москве проще.

После введения ЕГЭ и ОГЭ учителей стали привлекать к организаторской работе на экзаменах. За час работы вне аудитории платят около 250 Р , а в аудитории — 350 Р . Работа на пунктах проведения экзаменов начинается в 08:00, а заканчивается по-разному — в зависимости от длительности экзамена. Самое долгое в моей практике — 7 часов. Итого максимум организатор может получить 2450 Р за экзамен. Максимальная сумма, которую я получала за весь период экзаменов, была 8000 Р . Поверьте, это совсем того не стоит, так как ответственность сумасшедшая. Были случаи, когда организаторов увольняли из школы за мелкую оплошность: например, его фигура какое-то время не находилась в зоне обзора камеры наблюдения, а он должен быть всегда на виду. По закону можно, конечно, отказаться от такой работы, но на практике это невозможно.

Подготовка детей к олимпиадам в моей школе тоже бесплатна — не знаю, как в других. А если везешь детей на конкурс или олимпиаду, оплата настолько мала, что этих денег не чувствуешь. Или можно вместо оплаты взять отгулом в каникулы, например.

Я перестала выполнять дополнительную работу без приказа директора. Считаю, что любой труд должен быть оплачен. Тем более школа получает гранты в миллионы рублей, а выплаты из него получают единицы. Недавно выплатили премию в 8000 Р — немного, но спасибо. Стимулирующих, выплат к празднику нет. Раньше я возмущалась, но уже успокоилась. Продолжаю хорошо выполнять свою работу по трудовому договору, зарплату получаю в срок, а премий и доплат не жду.

Рабочий день

Рабочий день учителя в моей школе начинается в 08:00 и продолжается до 14: 00—17:00 в зависимости от количества уроков и внеклассной деятельности.

Приезжаю к 08:00. Нужно успеть позавтракать, так как в течение учебного дня это будет сделать невозможно. Если я дежурный учитель, то обязана находиться на этаже, на своем посту, с 08:10, а если мой класс дежурит, то в 07:50 нужно стоять у входа.

Уроки начинаются в 08:30. Последний, седьмой урок заканчивается в 15:20. Если в школе дел нет, после этого можно ехать по своим делам.

Но если у меня родительское собрание, рабочий день длится 12 часов, приезжаю домой поздно — в лучшем случае в 20:00, а бывало и в 22:00 возвращалась.

Считаю, что в профессии учителя есть три существенных плюса. Во-первых , четкая регламентация рабочего дня: он зависит от количества уроков, то есть я знаю, что после 15:30 я уже свободна. Во-вторых , каникулы: даже несмотря на то, что я должна быть на работе, так как дни каникул мне оплачиваются, можно отпроситься, взять отгулы или отпуск за свой счет и уехать в путешествие, например.

Провожу это время с семьей. Конечно, после каждого учебного года нужно отдохнуть, сменить обстановку. До коронавируса я регулярно ездила в Санкт-Петербург и Крым — море и солнце возвращают мне силы. Последняя моя поездка была осенью 2019 года в Тунис. Тогда я еще не знала, что нас всех ждет.

Подработки

Весной 2020 года, когда из-за коронавируса очный формат перевелся в онлайн, одна родительница почему-то решила, что онлайн-уроки должны стоить дешевле, и попросила сделать перерасчет. Даже не попросила, а заявила, что я ей должна 3500 Р . Я без вопросов вернула эти деньги и сказала, что заниматься с ее ребенком больше не буду.

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам приносит мне приличный доход — минимум 50 000 Р в месяц, а в лучшие месяцы доход от частных занятий может доходить до 120 000 Р .

Доходы и расходы

В последние годы подход к оплате труда педагогов в Москве, конечно, поменялся — зарплаты выросли в разы. Самая большая зарплата, которую я получала, — 150 000 Р , при том, что доллар тогда стоил порядка 40 Р . Тогда у меня было 35 уроков в неделю, два кружка, классное руководство. Это хорошие деньги. Сейчас зарплата около 120 000 Р . Я отказалась от внеурочной деятельности, количество уроков в неделю сократилось до 30.

С доходом от репетиторства получается зарабатывать минимум 170 000 Р в месяц на руки. Я довольна доходом, но чтобы заработать эти деньги, я работаю каждый день с 08:00 до 20:00 по будням и еще по 3—4 часа в выходные. Практически не отдыхаю. Очень устаю.

Чтобы зарабатывать столько же , а работать меньше, нужно поднимать средний чек или набирать группы.

Если бы не репетиторство, я во многом отказывала бы себе и близким. Например, не купила бы автомобиль в кредит за 1,6 млн рублей с первоначальным взносом 700 000 Р или кроссовки за 60 000 Р .

Я занимаюсь с учениками из семей с доходом намного выше среднего, и у них особый подход к педагогам: внешний вид и марка одежды здесь играют важную роль. Поэтому я не позволяю себе выглядеть неопрятно или плохо.

Финансовая цель

Будущее

Мне осталось около пяти лет до пенсии. Сложно сказать, продолжу ли я работать в школе после. Сейчас очень хочу уйти по выслуге лет.

Моя мечта — открыть детский учебный центр. Но коронавирус смешал все карты и изменил планы. Зато он показал новые возможности для перехода образования в онлайн. Сейчас работаю как раз в этом направлении — хочу создать свою онлайн-школу и выйти на доход 500 000 Р в месяц.

А еще мечтаю, чтобы отношение к учителям поменялось в сторону уважения и благодарности.




Вы большая трудяга. Дневник вызвал чувство неподдельного уважения.


Sergey, это мы просто списали с доски с ошибкой( спасибо, что заметили, не ставьте, пожалуйста, двойку, мы уже все исправили


— Алексей Николаевич, как вы можете оценить минувший год? Что он принес нового, чем отметился?

— Я думаю, что чего-то кардинально нового он не принес. Развивались тенденции, которые начались в прошлом году. Еще больше вырос спрос на неквалифицированный труд. И стоимость этого труда тоже увеличилась, чего в общем никто не ожидал. Но это случилось, и за всем этим очень любопытно наблюдать, поскольку еще года три-четыре тому назад и вплоть до начала пандемии все рассуждали о том, что неквалифицированных людей некуда будет девать, ведь производства роботизируются и вот-вот возникнет ситуация, когда придется что-то делать с огромной армией безработных. Но пандемия показала, что все эти прогнозы безосновательны и они не оправдались. Рынок впитал огромное количество работников и требует еще для каких-то новых сфер — разносчиков, курьеров, людей, которые работают с каршеринговыми сервисами. Каршеринговые машины нужно собирать, обслуживать, отвозить на стоянки, заправлять — все это требует большого количества сотрудников с не очень высокой квалификацией, но за них идет жесткая конкурентная борьба. В результате зарплата курьера в Москве сейчас стала сопоставима с оплатой труда начинающих программистов, чего вообще никто не мог предположить и представить себе даже в страшном сне. Средний программист, конечно, получает сильно больше курьера, но то, что начинающий специалист этой профессии будет получать столько же, а то порой и меньше, конечно, было за пределами всяких прогнозов.

— Какие профессии стали наиболее, а какие наименее востребованы в 2021-м и каков ваш прогноз в этом плане на год наступающий?

— На рынке труда всегда наиболее востребовано то, что самое массовое. Сейчас это курьеры, водители такси, коммунальщики и так далее. Ничего здесь не поменялось. С другой стороны, очень нужен младший медицинский персонал, медсестры. Нельзя сказать, что они неквалифицированная рабочая сила, но это люди массовой профессии. В медицину, конечно, пришло много денег, что повысило привлекательность данной сферы деятельности. Но ковидная история продолжается, и потребность в медперсонале всех уровней не сокращается, а растет. Поэтому люди там очень нужны. Соответственно, зарплаты в этой отрасли растут. В особенности в регионах, потому что крупные центры типа Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода на ковидной волне высосали медицинский персонал из своих же окружающих регионов и в маленьких городах ничего не осталось. В крупных городах больше бюджеты, лучше отношение в больницах, и люди вахтовым методом предпочитают ехать туда работать. Из того же Арзамаса в Нижний.

— А что с редкими профессиями, они не потеряли своей востребованности? И какие наиболее популярны из этого перечня?

— Как вы относитесь к идее всеобщего QR-кодирования населения страны и как эти ограничительные меры отразятся на рынке труда, да и вообще на людях?

— То есть к заботе о здоровье граждан это все не имеет отношения?

— С одной стороны, все так. Но с другой — у нас дичайшая инфляция и запугивание всех новыми штаммами коронавируса. Поэтому предприниматели очень хорошо видят, что концы с концами перестают сходиться. Грубо говоря, если компания в сфере услуг жила на рентабельности 10–15 процентов в год, то она уходит в минус.

— И много у нас сейчас таких компаний?

— В отдельных секторах почти все. Экономика у нас вроде как восстановилась, но одновременно выросла огромная инфляционная нагрузка. Инфляция увеличивается по разным причинам. В мире очень многие цепочки поставок порушены, где-то что-то из-за ковида вообще не произвели или в недостаточных количествах. Напечатано огромное число денег. Мы деньги аккуратно печатали, а Америка и Европа за два года напечатала больше, чем за предыдущие 20 лет. В общем, очень много разных историй наложено друга на друга, все они оказывают инфляционное давление на мировую экономику, и нас это все тоже задевает. В итоге всем вроде как нужно повышать цены, потому что растут затраты, а повышать невозможно, потому что у людей доходы не увеличиваются с той скоростью, с которой растет инфляция. И это все оптимизма бизнесу, конечно, не добавляет.

— А в первом полугодии наступающего года как будет с оптимизмом, который ослабевает? Ведь, исходя из него, и планы долгосрочные строятся.

— Опять же исследователи из ВШЭ пишут о деформационном сжатии на отдельных рынках труда. Что это за рынки?

— Что с рынками труда в регионах? Есть какие-то особенности?

Прежде не раз говорили о том, что лет через 15–20 мир превратится в 600 больших городов, а все остальное умрет. То есть Москва станет простираться до Нижнего Новгорода, Владивосток и Петропавловск-Камчатский сольются, Красноярск и Новосибирск тоже, а вокруг будет пустота. Ни одной деревни не останется, как и места для таких городов, как Ковров или Арзамас. Они просто вымрут полностью. А сейчас у этих малых городов возник шанс на новую жизнь, и не только в России. Там появились деньги, компетенции, люди туда вернулись, какая-то сфера услуг родилась, и они начинают ее развивать, делать бизнес. В общем, любопытная история.

— Насколько сильно пострадал или деформировался рынок труда в РТ или там все хорошо и сбалансировано?

— Татарстан вообще у нас один из самых передовых регионов и лучше всех управляемый. Поэтому если у нас на данный момент может быть что-то хорошо, то и в РТ — хорошо.

Что касается деформаций, то в Татарстане, с одной стороны, то же самое, что и во всей остальной стране, а с другой (поскольку там достаточно жесткое управление — в хорошем смысле, неплохой менеджмент и амбиции быть первыми в стране) — в республике все вполне себе достойно. Если сравнивать с остальной страной.

— У нас весь год твердили о том, чтобы препятствовать отъезду людей из регионов, в особенности с востока страны. А Шойгу даже предложил построить несколько новых городов на Дальнем Востоке. Но кто там будет жить, какую продукцию станут выпускать эти люди?

— Зачем он так сказал, я не знаю. Есть у нас, например, Норильск — развитый город. Но он должен умереть. Зачем там жить? Там тяжелейшие погодные и природные условия. Все роботизируется, и всех оттуда вывезут. Во всяком случае планы такие (в настоящее время численность населения Норильска составляет 181 830 человек, и с 2016 года наблюдается ее рост — прим. ред.).

— То есть одних будут вывозить, а других завозить — в Сибирь и на Дальний Восток?

— Ну хорошо, в Сибири — новые города. Зачем? Если там какие-то важные экономические объекты, то их эксплуатация станет осуществляться вахтовым методом и все там будет автоматизировано и роботизировано. Зачем там жить на постоянной основе? Лето там очень короткое, зима бесконечно длинная. Какие цели преследует экстрим проживания там на постоянной основе? И кто там будет жить, какие люди? Мы же вообще не знаем, сколько у нас людей. Перепись у нас была проведена только что, и лишь ленивый не прошелся по ней. Это худшая и самая плохо организованная перепись за всю историю наблюдения социологами и статистиками. Все результаты, которые мы получим, будут полным и абсолютным фейком.

— Да, ко мне, например, никто не приходил. Никакие переписчики.

Одна из тяжелых особенностей нашего рынка труда заключается в том, что ни у кого, кто должен принимать какие-то разумные решения по этому рынку на государственном уровне, никакой правдивой информации на данный счет нет. Вменяемого сбора ее нет. Минтруд занимается тем, что касается трудовых ресурсов, всякой фигней. И, конечно, это проблема, потому что мы не знаем, сколько и какие у нас есть трудовые ресурсы. Не понимаем, сколько физически у нас трудится мигрантов на территории Российской Федерации. То ли 10 миллионов, то ли 20, а может, вообще 30. Мы не знаем, сколько у нас трудоспособного населения. Есть некая история о том, что у нас порядка 76 миллионов экономически активных граждан. А может, их уже 30 миллионов или 90? Скорее всего, данные о населении России завышены. Но завышены они на 20 процентов или на 40, мы не знаем.

— В минувшем году на разных мероприятиях высокого уровня много говорилось о так называемой трудовой интеграции стран – участниц Единого экономического пространства. То есть о полном уравнивании их статусов, прав, зарплат, пенсий и так далее. Но по факту получится явный дисбаланс, потому что в 90 процентах случаев работники из всех стран-участниц едут в Россию и только примерно в 10 процентах — в обратном направлении. Причем эти 10 процентов практически сплошь айтишники, инженеры-конструкторы и топ-менеджеры, с которыми и без такой уравниловки персонально договариваются о высоких бонусах, соцпакетах и прочем. А трудовые мигранты к нам и так косяком прут. Зачем это нужно России?

— Пропорции не те. Реально это 999 999 на одного. Так что да, эта пропорция явно не в нашу пользу. Но у нас есть государственная политика на замещение трудовых ресурсов, которых как бы не хватает, рабами из-за рубежа. Давайте называть вещи своими именами. У нас сейчас идет работорговля, как раньше. Кто торговал с арабами африканскими рабами, чтобы арабы продавали их американцам? Торговали сами африканцы. Местные корольки и вожди продавали своих крестьян арабам, чтобы те продавали их американцам. Хорошее дело, доходное, прибыльное, а крестьяне еще народятся.

То же самое у нас происходит сейчас — только на современном уровне. В Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане местные баи продают своих крестьян для работы в Москву и имеют с этого деньги. Подобное проще и дешевле, чем развивать что-то у себя на территории. Они понимают. До тех пор пока можно это все использовать, оно будет использовано. Когда недавно вице-мэр Москвы по строительству сказал, что будем менять мигрантов на отечественных рабочих и специалистов и повышать за счет этого производительность труда, я был сильно удивлен. Потом то же самое сказал Сергей Собянин. Я ни одному слову не верю, но поаплодирую. Производительность труда поднимать надо, поскольку во многих отраслях она действительно очень низкая. Мы делаем слишком много бесполезной работы. Классический пример — постоянное перекладывание плитки на московских улицах, про которое уже масса анекдотов ходит. Но это продолжают делать по 4 раза в год. Понятно, что технология, которая для такого используется, неприемлема для наших широт. Как только дождь, мороз — плитку сразу выпирает, и, как ты ни старайся качественно ее уложить, все-рано долго она лежать не будет. Поэтому если не перекладывать по 4 раза в год плитку на Тверском бульваре, то сразу куча народа высвободится. У нас огромное количество людей, которые вообще ничем не занимаются. Сейчас, в пандемию, их стало еще больше. К примеру, у входа в супермаркет стоят юноша с девушкой, которые меряют температуру входящим. Десятки тысяч людей занимаются бессмысленной работой.

— Здесь много разных историй, в которых нужно очень тщательно разбираться. Если брать среднюю зарплату на стройке в Москве для не очень квалифицированного рабочего, то это будет примерно 90 тысяч рублей. Курьер примерно столько же зарабатывает. Но ему при этом не нужно сутками на морозе в бетоне тонуть. Ему дают чаевые, говорят спасибо и палкой по башке не бьют за каждый брак. Соответственно, огромное число людей со строек разбежались в курьеры. И теперь с зарплаты в 90 тысяч у курьера идти обратно на стройку за 120 тысяч они не хотят, потому что работать за 90 курьером — это лучше, чем за 120 на стройке.

— А вы согласны с утверждением господина Биниаминова, что мигранты более трудолюбивы, чем россияне?

— Вообще, кому и зачем нужно распространять стереотипы и клише о том, что мигрант — это некий полудикий, малограмотный человек из нецивилизованных мест (с гор и из степей), а россиянин либо бездельник и пьяница, либо зажравшийся мажор-интеллигент? Судя по соцсетям, эти стереотипы очень живы и ярки и, исходя из них, люди воспринимают друг друга, взаимно презирают и порой априори ненавидят. Опять же во многом благодаря им все чаще происходят стычки и избиения россиян.

— Избиения и стычки — нормальная история, и подобных будет все больше. Посмотрите на опыт Европы. Они же завезли к себе слишком много схожей рабочей силы. Многие из мигрантов потом привезли в ЕС свои семьи. Но эти люди в массе своей не интегрируются и не собираются. Когда немцы завозили турок в Германию, они думали, что турки будут строить великую Германию для немцев, а турки в Германии строили великую Турцию для себя.

— Есть очень разные предприятия. Среди них какие-то, безусловно, очень старые, еще советские. Что-то там внедрили, какие-то станки поставили, но не внедрили современный менеджмент. Поэтому модернизация чего-то полумертвого — бессмысленная история. А где-то совершенно осмысленно строятся новые предприятия. Там практически нет места для рабочих. Они высокотехнологичные, и это изначально предусмотрено проектом предприятия. Одновременно есть что-то, что доживает свой век, и из него вытягивают, выжимают последнее, что еще можно выжать. Это часто какие-то старые собственники, которым все на халяву досталось, местные полубандиты и не пойми что. А есть современные истории. Их пока не большинство, но все больше и больше.

— Да, там могучий корпоративный дух. По утрам все, начиная от главы компании и до последней уборщицы, поют гимн солнцу. Корпорация — это семья, которая всегда и во всем придет тебе на помощь.

— Да, это вопрос организации труда. А то, что снизу вверх информация не проходит, так она у нас нигде не проходит. Разве она у нас в правительстве проходит? Почему тогда наше правительство ничего не знает о рынке труда? И не хочет знать, что самое интересное.

— Почему за последние годы мы не видели ни одной крупной забастовки? Люди везде и всем довольны?

— А что даст забастовка? Если нет забастовок, значит, люди не верят, что таким способом можно чего-то реального добиться. И у них почти нет альтернатив. То есть, если ты бастуешь, тебя же могут уволить, и куда ты пойдешь? Куда ты устроишься? Если есть хорошая альтернатива, тогда зачем вообще нужна забастовка? Не проще ли просто уйти в лучшую альтернативу? Потому забастовка — это такая странная история. При наличии Superjob зачем бастовать? У нас же рыночная экономика. Не нравится работа, люди и условия труда — пришел на Superjob и устроился туда, где лучше, и все.


Информацию о среднемесячных зарплатах ученых в 2022 году в Российской Федерации предоставил Институт статистических исследований и экономики знаний на своем сайте. Данные основываются на статистических исследованиях федерального уровня.

ученые России

Можно с уверенностью говорить о том, что средняя зарплата ученого в РФ выросла, если сравнивать с прошлыми годами. Но если сравнить доходы российских научных сотрудников с доходами заграничных.

Каков заработок российских научных сотрудников

Можно с уверенностью говорить о том, что среднемесячные зарплаты научных работников в России увеличились на 5,5%, если сравнивать их с 2017 годом.

средняя зарплата по России

Такие изменения коснулись всех категорий научных работников:

  1. На 6% увеличились доходы младших научных сотрудников.
  2. На 5,3% выросли доходы ведущих и старших научных сотрудников.
  3. На 21,2% стали больше получать руководители научных организаций, выполняющие исследования и разработки.

А теперь разберемся в конкретных цифрах, переведем проценты в денежный эквивалент (данные приведены в соответствии с вышеизложенным списком):

среднемесячная заработная плата ученых по категориям персонала

  1. Порядка 43 тысяч рублей стали получать младшие научные сотрудники.
  2. Около 55 тысяч рублей – таков доход главных ведущих научных сотрудников.
  3. Около 95 тысяч рублей – зарплата руководителей научных организаций и их заместителей.

Эти показатели демонстрируют тот факт, что руководители, а они, как правило, академики, получают приличные оклады. Но чтобы стать обеспеченным академиком, необходимо пройти тернистый долгий путь и преодолеть массу препятствий:

  • получить высшее образование в университете;
  • стать аспирантом и получать стипендию примерно 2,5 тысячи рублей;
  • написать и успешно защитить кандидатскую диссертацию (оклад ученого со степенью кандидата наук – около 18 тысяч рублей);
  • написать и защитить докторскую диссертацию, после этого зарплата будет около 28 тысяч рублей. Нужно учесть, что работа над докторской будет очень долгой и кропотливой;
  • стать член-корреспондентом академии наук;
  • стать академиком, а для этого необходимы: титанический труд и усилия, а самое главное – талант (или гений).

Важно! Нужно понимать, что далеко не все доктора наук становятся академиками и занимают должности с достойными окладами.

Сферы образования и здравоохранения – именно здесь зафиксированы самые высокие показатели уровня оплаты труда и сосредоточено самое большое количество научных работников – 16,3%.

среднемесячная заработная плата научных сотрудников по типам организаций

На нашем сайте можете узнать о среднем уровне зарплат в России по регионам.

Дополнительные потенциальные возможности российских ученых:

  • регулярный выезд на конференции, выставки, семинары;
  • получение жилья по льготным тарифам;
  • выезд на работу и ПМЖ за границу.

Относительно небольшая зарплата, которая выплачивается научным сотрудникам, может вполне удовлетворить профессоров преклонного возраста, минимум, по 2 причинам:

  • наличие жилья, которое у них была возможность получить во времена СССР;
  • взрослые дети, которые помогают своим родителям.

Советуем посмотреть видео: уровень зарплат учёных в России.

Сколько зарабатывают научные сотрудники за рубежом

Посмотрим сколько зарабатывают ученые в Америке и Германии.

Зарплата ученых в США

Чтобы сравнить уровень доходов российских ученых и американских, обратимся к конкретным данным:

  1. Лаборант в исследовательском университете США, у которого есть некоторый опыт, получает около 40 тысяч долларов в год, в месяц – около 3 тысяч долларов. Для американского обывателя это не такие большие деньги, но этого достаточно, чтобы решить все свои бытовые проблемы с лихвой.
  2. Молодым и неопытным ученым в США предлагается зарплата в 18 тысяч долларов в год. Эта сумма недостаточна для проживания, но государство полностью обеспечивает их медицинской страховкой и предоставляет бюджетное жилье по приемлемым ценам.
  3. Физики, астрономы и инженеры с опытом в США получают больше 4 тысяч долларов в месяц, если говорить о тех же специалистах в России за тот же период – это около 600 долларов. Можно ли сравнивать эти величины?

На нашем сайте можете узнать об уровне зарплат в США.

Зарплаты в Германии

Приведем данные о доходах германских служителей науки (из газеты “Шпигель”):

средняя заработная плата в Германии

  1. Средняя зарплата опытных профессоров фундаментальной науки – 41,5 тысячи евро в год, молодых специалистов в этой же науке – от 34,6 тысячи евро в год.
  2. Ученые в фармацевтике получают 52,5 тысячи евро в год.
  3. Химики – 55 тысяч евро в год.
  4. Опытные научные работники, работающие в области машиностроения, зарабатывают 56 тысяч евро в год, молодые специалисты – 44,5 тысяч евро в год.

Ознакомьтесь с уровнем зарплат в Германии на нашем сайте.

Самые высокие заработки в мире

Результаты исследований Центра Международного Высшего Образования при Бостонском Колледже в области уровней доходов ученых во всех ведущих странах мира (в выборку вошли страны Африки, Европы, Северной и Южной Америки, Австралия и Новая Зеландия):

  1. Среднемесячный доход академиков, усредненный по всем странам – 4,05 тысячи долларов.
  2. Самыми приличными зарплатами могут “похвастаться”: Южная Африка, Малайзия, Аргентина и Колумбия. Самые маленькие оклады у ученых Китая.
  3. На начальном этапе карьеры (в среднем по всем странам) молодые специалисты получают 2,8 тысячи долларов в месяц. Самый низкий показатель в Саудовской Аравии.
  4. Среднемесячная профессорская зарплата – 5,3 тысячи долларов в месяц. Самый высокий показатель – в той же Саудовской Аравии, а также Канаде и США.

академические зарплаты по странам мира

Академические зарплаты: на старте карьеры (“entry level”), середине (“overall”), на пике карьеры (“top level”)

Заключение

Ситуация такова, что зарплаты, которые платят академикам в России, остаются далеко за пределами представленного исследования, потому что являются очень низкими по мировым стандартам. Именно поэтому ученые, особенно молодые, вынуждены искать дополнительные источники дохода, чтобы достойно жить.

Смотрите видео: причины эмиграции учёных из РФ.

Вопрос достойных зарплат научных сотрудников является весьма актуальным, поскольку именно он является мощным инструментом и для привлечения профессионалов из-за рубежа, и для оттока собственных профессиональных кадров.

Мы уже публиковали рассказ учителя английского языка из Волгограда. В этот раз своей историей поделилась учитель из Москвы. Она рассказала, чем отличаются условия работы в частной школе и государственной, как введение ЕГЭ повлияло на ее доход и возможности, а также с какими угрозами от учеников и их родителей приходится сталкиваться и почему школьное руководство во всем обвиняет учителя.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Никогда не думала, что стану учителем, да еще истории России. В школе никогда не имела тяги к этому предмету: рассказывали неинтересно, на уроках было скучно. Я с шести лет занималась музыкой, мне очень нравилось. В 1996 году поступила в Гнесинку — с первого раза и на бюджет. Но на последнем курсе сломала руки, и карьера профессионального музыканта для меня закрылась. С трудом, но окончила училище, получила диплом и пошла работать в школу учителем музыки.

Тогда, в 2000 году, передо мной встал сложный выбор: какую профессию получить, если я, кроме профессиональной игры на фортепиано, ничем не занималась? Так как я гуманитарий, поступила на юридический факультет. Утром работала в школе, вечером училась, но без особого энтузиазма — просто потому что надо.

Так продолжалось три года, пока директор школы, в которой я работала, не предложила мне подменить коллегу — учителя истории. Та серьезно заболела, нужно было срочно найти замену, а у меня на юрфаке история была профильным предметом. Я согласилась. Завуч переделала расписание уроков, и я стала вести два предмета — музыку и историю. И моя жизнь изменилась: я поняла, что хочу и дальше работать учителем истории. Нашла свое призвание.

Но для этого нужно было окончить исторический факультет педагогического вуза. Перевестись с юридического на исторический не получилось. Пришлось поступать заново. Пошла в МПГУ им. Ленина. С 08:00 до 15:00 работала в школе, а с 18:00 до 22:00 училась.

Я на себе испытала, как меняется отношение учеников и родителей к учителю в зависимости от предмета, который он ведет: одно дело — музыка и совсем другое — история и обществознание. И зарплата учителя музыки тогда была ниже, чем учителя истории. Но в цифрах сейчас не помню.

Вообще, заработная плата была небольшая: первое время я получала около 1500 Р в месяц. Когда начала преподавать два предмета, зарплата выросла до 5000 Р . К 2007 году я зарабатывала около 8000 Р в месяц.

Так как денег не хватало, брала подработки в качестве репетитора по музыке: учила детей игре на фортепиано, часовое занятие в середине 2000-х годов стоило 500 Р . Но я тратила время на дорогу к ученикам, что выматывало.

удавалось зарабатывать в середине 2000-х , совмещая уроки в школе и репетиторство

Мой общий доход в месяц был около 10 000 Р . Этих денег хватало, чтобы оплатить обучение в вузе, оставалось на проезд и мелкие личные расходы. Я не могла себе позволить съездить летом отдохнуть, а путешествовать очень хотелось, поэтому я набирала группу детей и в качестве сопровождающего ездила с ними в летний лагерь в Крым.

В 2007 году меня пригласили на собеседование в частную подмосковную школу и предложили зарплату сразу в два раза больше — 16 000 Р . Для меня это была космическая сумма. Тогда я поняла, что в государственной школе зарабатываю очень мало и достойна большего. Согласилась перейти на новое место работы и не пожалела. С благодарностью вспоминаю свою первую школу и опыт, который она мне дала.

В частной школе в классах было не больше 15 учеников, это были дети из обеспеченных семей, работать с которыми намного приятнее, чем с детьми из обычной районной школы. Но и ответственности больше: родители платят за образование, поэтому ждут, что дети получат достойные знания. Ученики находились в школе полный день, расписание там было такое: с 09:00 до 15:00 — уроки, а с 15:00 до 18:00 — выполнение домашних заданий и консультации с учителями. Уйти пораньше можно было только по согласованию с директором.

Зарплата потихоньку дошла до 22 000 Р . Питание в школе было бесплатным, до метро и обратно возил школьный автобус. Первые года три работа меня устраивала. Но потом дорога стала выматывать, зарплата больше не росла, а мне хотелось развития и карьерного роста.

Я продолжала брать подработки в качестве репетитора игры на фортепиано. Стоимость занятий уже доходила до 700 Р за час. Итого в 2007 году я зарабатывала около 25 000 Р в месяц. Тогда я впервые в жизни съездила за границу.

В 2008 году ввели ЕГЭ — понятие выпускных экзаменов поменялось, а у меня как раз был выпускной класс. Две ученицы этого класса планировали поступать в МГУ и предложили заниматься частным образом: готовиться к ЕГЭ и внутреннему экзамену по истории. За три часа индивидуальных занятий их родители платили 100 $, плюс после уроков меня отвозил домой водитель.

В 2011 году мне предложили работу в школе при спортивном клубе. Работать со спортсменами интересно, но сложно, специфично. Клуб деньгами не обижал, получала 70 000 Р на руки плюс годовые премии. Однако тоже не было никакого профессионального роста. Ушла оттуда по семейным обстоятельствам, о чем до сих пор жалею.

Суть работы

Первые лет 10 работы в школе я всегда готовилась к урокам: писала конспекты, делала карточки, обдумывала каждое занятие. Мне очень нравилось, я была фанатом этого дела: горела идеями, мероприятиями, школьной жизнью. Работа учителем — призвание. Дети же все разные: с разными характерами, интересами, взглядами. Нужно уметь лавировать среди них — регулировать конфликты, слушать и, главное, слышать.

Если опустить воспитательные и личные школьные моменты, то основная обязанность учителя — дать качественные знания. Я считаю своим долгом учить ребенка так, чтобы он с удовольствием ходил на мои уроки, выполнял домашние работы и не нуждался в помощи репетитора. А если готовлю к ЕГЭ в школе, то в рамках урока стараюсь дать как можно больше полезных знаний, которые ученик сможет применить на практике. Это сделать непросто, когда в классах по 30—35 человек , — на одном авторитете учителя уже не уедешь.

На моих глазах растут дети, которые, кроме Владимира Путина, в качестве руководителя страны больше никого не видели. Это оставляет некий отпечаток на сознании подростков. Разбирая на уроках признаки монархии и республики, они не могут понять, как получается так, что во главе политической власти РФ больше 20 лет стоит один и тот же человек.

Как победить выгорание

За 20 лет в школе многое изменилось. И отношение к школе как к образовательному учреждению тоже.

Сейчас ученики могут специально вывести учителя на конфликт и записать на видеокамеру смартфона, чтобы поржать. После таких историй самое противное — продолжать учить ребенка, который натворил гадостей. Ни он, ни его родители не извинятся, будут делать вид, что ничего не произошло.

И в советской школе дети получали травмы, прогуливали, хамили, курили, но в стенах школы этот вопрос закрывался: даже если приезжала скорая помощь, учитель, директор и родители по-человечески решали этот вопрос. Теперь, если ребенок в школе получил травму, виноват дежурный учитель и классный руководитель. У меня был случай, когда в моем классе мальчик Саша — имена вымышленные — ударил Петю на перемене за то, что тот оскорбил его маму. Петя упал, ударился головой. Так мне впаяли административное правонарушение за то, что я не провела воспитательную работу с ребенком.

Сейчас во всем виноват учитель. С родителя снимается ответственность за то, что ребенок хамит, дерется, обзывается, прогуливает уроки, не выполняет домашние задания.

Если раньше драчунов и прогульщиков вели к директору, то теперь директору не до этого. С 2012 года московские школы начали объединять: допустим, раньше в районе было 15 разных школ с разными директорами, а теперь это один огромный комплекс под руководством Марьи Ивановны, за работой которой следит руководитель департамента образования. Современный школьный директор — это хозяйственник, менеджер. Он больше не ведет уроки, поэтому ничего не знает о процессе обучения. Директор моей школы даже не помнит имен учителей.

В московских школах существует рейтинговая система. Директор заинтересован в том, чтобы его школа вошла в топ и получила грант. Для этого нужны высокие показатели по итогам учебного года: победы учеников в олимпиадах и конкурсах, высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ. А за победами учеников стоят учителя.

Обычно ученики начинают понимать, зачем они учатся, только в одиннадцатом классе. И то потому что на каждом углу трындят о ЕГЭ и поступлении в вуз. Современные школьники стали проще относиться к обучению, так как получить информацию можно откуда угодно. Из десяти детей шесть будут халявщиками: спишу домашку у соседа, меня не спросят, сдам потом, двойку не поставит и так далее.

Кстати, про журнал. Раньше он был бумажный, и если учитель ставил оценку, то навсегда. Это как минимум мотивировало выполнять домашние работы. В электронном журнале плохую оценку можно убрать, и в одну клеточку учитель вправе поставить до трех оценок. Это очень расслабляет учеников.

Большинство учителей находятся в статусе классного руководителя. Я одна из них. Это человек, который себе не принадлежит, так как у него минимум 30 чужих детей в классе и у каждого ребенка минимум по одному родителю. Задача классного руководителя — проследить за каждым учеником, решить его школьные проблемы, урегулировать конфликты, если они есть, успокоить разгневанных родителей — теперь таких стало очень много.

Место работы

После футбольного клуба я устроилась в государственную школу, которая считается одной из лучших в своем округе.

Мне не нравится работать здесь, но я понимаю, что условия сейчас везде одинаковые, а карьеру в школе сделать уже невозможно. Если раньше можно было стать завучем, потом директором, то сейчас все по-другому . К тому же , если стал директором, то уроки больше вести не будешь.

По закону рабочая неделя учителя не может превышать 36 часов в неделю. В эти часы входят уроки, проверка тетрадей, классное руководство, внеклассная работа, работа с документами, планерки и совещания. Но работодатель регулярно нарушает закон вплоть до того, что просит выйти в выходной без оплаты.

Дополнительно оплачивается замена учителя, который на больничном, — один урок стоит около 700 Р . Тебя не спрашивают, хочешь заменять или нет. Просто ставят перед фактом.

За то, что я учитель истории и обществознания высшей категории, доплат я тоже не получаю, и социального статуса мне это не прибавляет. Высшую категорию я получила за отличные результаты работы — высокие баллы учеников на ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадах. Знаю, в регионах с этим проблема: практически невозможно получить высшую категорию. В Москве проще.

После введения ЕГЭ и ОГЭ учителей стали привлекать к организаторской работе на экзаменах. За час работы вне аудитории платят около 250 Р , а в аудитории — 350 Р . Работа на пунктах проведения экзаменов начинается в 08:00, а заканчивается по-разному — в зависимости от длительности экзамена. Самое долгое в моей практике — 7 часов. Итого максимум организатор может получить 2450 Р за экзамен. Максимальная сумма, которую я получала за весь период экзаменов, была 8000 Р . Поверьте, это совсем того не стоит, так как ответственность сумасшедшая. Были случаи, когда организаторов увольняли из школы за мелкую оплошность: например, его фигура какое-то время не находилась в зоне обзора камеры наблюдения, а он должен быть всегда на виду. По закону можно, конечно, отказаться от такой работы, но на практике это невозможно.

Подготовка детей к олимпиадам в моей школе тоже бесплатна — не знаю, как в других. А если везешь детей на конкурс или олимпиаду, оплата настолько мала, что этих денег не чувствуешь. Или можно вместо оплаты взять отгулом в каникулы, например.

Я перестала выполнять дополнительную работу без приказа директора. Считаю, что любой труд должен быть оплачен. Тем более школа получает гранты в миллионы рублей, а выплаты из него получают единицы. Недавно выплатили премию в 8000 Р — немного, но спасибо. Стимулирующих, выплат к празднику нет. Раньше я возмущалась, но уже успокоилась. Продолжаю хорошо выполнять свою работу по трудовому договору, зарплату получаю в срок, а премий и доплат не жду.

Рабочий день

Рабочий день учителя в моей школе начинается в 08:00 и продолжается до 14: 00—17:00 в зависимости от количества уроков и внеклассной деятельности.

Приезжаю к 08:00. Нужно успеть позавтракать, так как в течение учебного дня это будет сделать невозможно. Если я дежурный учитель, то обязана находиться на этаже, на своем посту, с 08:10, а если мой класс дежурит, то в 07:50 нужно стоять у входа.

Уроки начинаются в 08:30. Последний, седьмой урок заканчивается в 15:20. Если в школе дел нет, после этого можно ехать по своим делам.

Но если у меня родительское собрание, рабочий день длится 12 часов, приезжаю домой поздно — в лучшем случае в 20:00, а бывало и в 22:00 возвращалась.

Считаю, что в профессии учителя есть три существенных плюса. Во-первых , четкая регламентация рабочего дня: он зависит от количества уроков, то есть я знаю, что после 15:30 я уже свободна. Во-вторых , каникулы: даже несмотря на то, что я должна быть на работе, так как дни каникул мне оплачиваются, можно отпроситься, взять отгулы или отпуск за свой счет и уехать в путешествие, например.

Провожу это время с семьей. Конечно, после каждого учебного года нужно отдохнуть, сменить обстановку. До коронавируса я регулярно ездила в Санкт-Петербург и Крым — море и солнце возвращают мне силы. Последняя моя поездка была осенью 2019 года в Тунис. Тогда я еще не знала, что нас всех ждет.

Подработки

Весной 2020 года, когда из-за коронавируса очный формат перевелся в онлайн, одна родительница почему-то решила, что онлайн-уроки должны стоить дешевле, и попросила сделать перерасчет. Даже не попросила, а заявила, что я ей должна 3500 Р . Я без вопросов вернула эти деньги и сказала, что заниматься с ее ребенком больше не буду.

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам приносит мне приличный доход — минимум 50 000 Р в месяц, а в лучшие месяцы доход от частных занятий может доходить до 120 000 Р .

Доходы и расходы

В последние годы подход к оплате труда педагогов в Москве, конечно, поменялся — зарплаты выросли в разы. Самая большая зарплата, которую я получала, — 150 000 Р , при том, что доллар тогда стоил порядка 40 Р . Тогда у меня было 35 уроков в неделю, два кружка, классное руководство. Это хорошие деньги. Сейчас зарплата около 120 000 Р . Я отказалась от внеурочной деятельности, количество уроков в неделю сократилось до 30.

С доходом от репетиторства получается зарабатывать минимум 170 000 Р в месяц на руки. Я довольна доходом, но чтобы заработать эти деньги, я работаю каждый день с 08:00 до 20:00 по будням и еще по 3—4 часа в выходные. Практически не отдыхаю. Очень устаю.

Чтобы зарабатывать столько же , а работать меньше, нужно поднимать средний чек или набирать группы.

Если бы не репетиторство, я во многом отказывала бы себе и близким. Например, не купила бы автомобиль в кредит за 1,6 млн рублей с первоначальным взносом 700 000 Р или кроссовки за 60 000 Р .

Я занимаюсь с учениками из семей с доходом намного выше среднего, и у них особый подход к педагогам: внешний вид и марка одежды здесь играют важную роль. Поэтому я не позволяю себе выглядеть неопрятно или плохо.

Финансовая цель

Будущее

Мне осталось около пяти лет до пенсии. Сложно сказать, продолжу ли я работать в школе после. Сейчас очень хочу уйти по выслуге лет.

Моя мечта — открыть детский учебный центр. Но коронавирус смешал все карты и изменил планы. Зато он показал новые возможности для перехода образования в онлайн. Сейчас работаю как раз в этом направлении — хочу создать свою онлайн-школу и выйти на доход 500 000 Р в месяц.

А еще мечтаю, чтобы отношение к учителям поменялось в сторону уважения и благодарности.




Вы большая трудяга. Дневник вызвал чувство неподдельного уважения.


Sergey, это мы просто списали с доски с ошибкой( спасибо, что заметили, не ставьте, пожалуйста, двойку, мы уже все исправили


Читайте также: