Какая зарплата у гражданского персонала в воинских частях

Обновлено: 24.04.2024

Добрый день! Я работаю в воинской части на должности делопроизводителя. В четвертом квартале по состоянию здоровья была на больничном продолжительное время. Мне сильно срезали размер премии про приказу Мин. обороны №1010, а также премию из фонда экономии заработной платы и единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей, которое выплачивается в конце года в размере двух окладов. За время работы в части дисциплинарных взысканий не имею. Законно ли мне снизили размер всех выплат? Хотелось бы получить подробное объяснение по каждому виду выплат. Заранее спасибо!

Сначала напишу Вам по премии 1010.

Ее размер и основания снижения находится в компетенции Вашего командования.

Однако, это не означает, что размер может устанавливаться произвольно или необоснованно снижаться.

С учетом того, что Вы длительный период болели, то есть не исполняли обязанности и не имели результатов за этот период, размер премии мог быть снижен.

Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 26 июля 2010 г. N 1010

Порядок
определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации

6. Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится:

непосредственно подчиненного Министру обороны Российской Федерации — на основании приказа Министра обороны Российской Федерации;

в центральном аппарате Министерства обороны — на основании приказов начальников (руководителей) центральных органов военного управления (подразделений Министерства обороны);

в управлениях военных округов, флотов — на основании приказов командующих войсками военных округов, флотами;

в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил — на основании приказов командиров (начальников, руководителей);

в отношении командиров (начальников, руководителей) воинских частей (организаций Вооруженных Сил) — на основании приказов вышестоящих командиров (начальников, руководителей).

Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.


7. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.


Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

Позднее дополню по остальным выплатам.

Вы можете оспорить в прокуратуре или в судебном порядке решение об установлении Вам выплаты в пониженном размере, но положительный результат я Вам не могу гарантировать.

С уважением! Г.А. Кураев

Что касается ЕДВ и экономии.

Вопрос по моему мнению в Вашу пользу.

Можно обратиться в прокуратуру с указанием на необоснованное и незаконное снижение Вам премий.

Для начала запросите у командира выписки из приказов об установлении Вам всех выплат.

Трудовой кодекс

Статья 62. Выдача документов, связанных с работой, и их копий

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Ковалев В.И., заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассмотрены особенности оплаты труда гражданского персонала ВС РФ в особых условиях.

Ключевые слова: ВС РФ, гражданский персонал, оплата труда, особые условия.

Topical issues pay of civilian personnel of the Armed Forces of the Russian Federation

Key words: Russian Armed Forces, civilian personnel, payment, special conditions.

Труд работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации нередко протекает в особых условиях, в связи с чем оплата их труда имеет определенные особенности, что нашло отражение как в порядке установления им должностных окладов (тарифных ставок), так и в установлении им других выплат и доплат.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 введена с 1 декабря 2008 г. новая система оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки. В Вооруженных Силах Российской Федерации Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кроме того, в период с 24 мая 2009 г. по 2 октября 2010 г. действовал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации". Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 указанный Приказ был признан утратившим силу и утвержден новый Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, который и вызывает в настоящее время наибольшее количество споров, жалоб, обращений, в том числе и коллективных, в различные органы. Что же порождает жалобы гражданского персонала воинских частей и можно ли каким-либо образом их разрешить?

Названным выше Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств.

В соответствии с вышеуказанным Приказом Министра обороны Российской Федерации всем работникам, которые трудятся в воинских частях, бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации и не имеют дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, не допустили нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации и отраженные в актах ревизий (проверок), из фонда экономии заработной платы производится дополнительное материальное стимулирование в размере от одной до пяти расчетных сумм. Это в теории.

На практике все обстоит иначе. Из поступающих в редакцию писем читателей, жалоб гражданского персонала, содержащихся на различных интернет-ресурсах , направляемых воинским должностным лицам, можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве случаев указанная выплата либо вообще не производилась за прошедшее время (2009 - 2010 гг.), либо была осуществлена 1 - 2 раза в крайне незначительных размерах.

Денежные средства на указанные выплаты не берутся из воздуха и бюджетом Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрены. Эти стимулирующие выплаты, как установлено в вышеназванном Приказе, осуществляются в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала.

Экономия средств, в пределах которой может осуществляться премирование, исчисляется как разница между плановым фондом оплаты труда на соответствующий квартал и фактическими выплатами, произведенными за этот же период, с учетом свободных остатков средств (включая наличность в кассах) после осуществления всех полагающихся выплат. Истребовать на дополнительные выплаты средства сверх установленных лимитов нельзя. Распределение этой экономии централизовано и производится от Министерства обороны Российской Федерации до командующих объединениями, командирами соединений, которые осуществляют это для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Многие финансовые работники вводят гражданский персонал в заблуждение или умышленно недоговаривают по поводу источников формирования и использования экономии фонда оплаты труда гражданского персонала, заявляя, что экономии по этому фонду нет.

Однако это не так. Один источник существовал всегда и формируется в самой воинской части за счет вакантных должностей, временной нетрудоспособности работников и прочих экономий в течение года и рассчитывается по требованию командира воинской части, а в дальнейшем по его же Приказу за счет этой экономии и производятся стимулирующие выплаты гражданскому персоналу.

Второй источник формируется, как указано выше, за счет экономии бюджета по выделенному фонду оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями (т.е. за счет сокращения численности гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации) и распределяется в объединения, соединения и воинские части по решению указанных в Приказе воинских должностных лиц. В этом случае все зависит от наличия выделенного конкретной воинской части лимита и расчетной суммы, определенной Министром обороны Российской Федерации для стимулирования гражданского персонала на текущий квартал. Можно выделить фонды экономии конкретной воинской части только при наличии распределенного объема бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала.

В данном вопросе практика не утешительна и даже не оптимистична на будущее. По опыту прошедшего года в соединения и воинские части лимиты по указанной экономии практически не поступали и выплаты гражданскому персоналу не производились.

Вместе с тем из писем работников воинских частей следует, что на уровне объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, стоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств, гражданский персонал указанные стимулирующие выплаты ежеквартально получает в суммах, исчисляемых десятками и сотнями тысяч рублей. Каким же образом это происходит?

Во-первых, само содержание Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, по мнению автора настоящей статьи, устанавливает для воинских должностных лиц, производящих распределение экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Главное, в этом Приказе отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность распорядителей бюджета доводить экономию по фондам оплаты труда до каждой воинской части, что является коррупциогенным фактором и должно было быть выявлено при проведении антикоррупционной экспертизы в Министерстве обороны Российской Федерации (Порядок проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 299).

Во-вторых, по каким критериям соответствующий воинский начальник выбирает воинские части, военные организации, куда направляются денежные средства для премирования, неизвестно. В сложившейся ситуации можно предполагать все что угодно, включая и корыстную или иную личную заинтересованность в соответствующем распределении денежных средств.

Фактически сложилась ситуация, когда в Министерстве обороны Российской Федерации при отсутствии законных оснований введены различия, связанные с материальным стимулированием одной и той же категории работников - гражданского персонала воинских частей, бюджетных учреждений, чем нарушены требования ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), запрещающей какую-либо дискриминацию в сфере оплаты труда. Вместо повышения должностных окладов и установления понятной и разумной системы премирования предлагается высчитывать экономию фонда оплаты труда, получить согласие на использование этой экономии, премировать достойных в размере расчетной суммы, которую установит Министр обороны Российской Федерации по представлению его заместителя, но только при наличии свободных лимитов, выделенных на дополнительное материальное стимулирование, которых для большей части работников нет и не будет.

Другим достаточно часто встречающимся нарушением трудового законодательства, связанного с оплатой труда, является нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсационных выплат за время ежегодного оплачиваемого отпуска.

Правило ст. 136 ТК РФ о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца является обязательным. Поэтому ни заявления работников, написанные по просьбе работодателя, о выплате заработной платы один раз в месяц, ни подобные условия, внесенные в трудовые, коллективные договоры, не дают работодателю права для нарушения трудового законодательства. Кроме того, обязанность выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца часто понимают как обязанность выплачивать заработную плату не реже чем два раза в месяц. Но это не совсем правильно. Полмесяца - это около 15 дней. Не реже чем каждые полмесяца - это не реже чем каждые 15 дней.

В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.

Например, Положением об оплате труда организации установлено, что заработная плата выдается работнику 3-го и 17-го числа каждого месяца. В этом случае с 17-го числа текущего месяца до 3-го числа следующего месяца пройдет более 15 дней, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 136 ТК РФ.

Или, например, Положением об оплате труда организации установлено, что заработная плата выдается работнику 2-го и 17-го числа каждого месяца. В этом случае со 2-го числа до 17-го числа текущего месяца и с 17-го числа текущего месяца до 2-го числа следующего месяца пройдет не более 15 дней, что соответствует требованиям ч. 6 ст. 136 ТК РФ.

Следующий важный аспект состоит в том, что два раза в месяц работник должен получать заработную плату именно за отработанное время. Таким образом, выплата заработной платы хотя и два раза в месяц, но с опозданием более чем на полмесяца также противоречит трудовому законодательству.

Например, коллективным договором, действующим в организации, установлено, что заработная плата выплачивается 15-го и 30-го числа следующего за отчетным месяца. В результате плату за отработанное время работник получает через полтора месяца. Положения коллективного договора в этой части не соответствуют трудовому законодательству и не подлежат применению в силу ч. 2 ст. 8 ТК РФ.

Согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 1 марта 2007 г. N 472-6-0 иные сроки выплаты заработной платы, в отличие от указанных в ст. 136 ТК РФ, могут быть установлены отдельным категориям работников только федеральным законом. Таким образом, для гражданского персонала воинских частей, бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации выплата заработной платы один раз в месяц является нарушением трудового законодательства.

Что же касается оплаты отпуска, то выплаты должны быть произведены не позднее чем за три дня до его начала. Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.

При этом на основании ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Руководитель организации, а также иные должностные лица, допустившие задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Неоднократно (ниже ссылки) писал о проблемной зоне армии, о гражданском персонале Вооруженных сил Российской армии, так называемом гп. ВС. РФ.

Гражданский персонал Вооруженных сил России - это гражданские люди, которые работают в армии. Они охраняют воинские части, обслуживают и хранят боевою технику, работают водителями, ремонтниками и связистами. К слову и в армию солдат в военкоматах тоже призывают люди из числа этого персонала. Да много профессий в армии для гражданского персонала ВС. И которых в армии едва не больше, чем людей в погонах, по некоторым данным более 700 000 человек.

В 2012 году при министре Сердюкове денежное довольствие военнослужащих было поднято в разы, а вот про гп.ВС забыли. Так и получают копейки 10-15-20 тысяч рублей.

У Сердюкова, кстати, на декабрь 2012 года лежал проект приказа о значительном повышении зарплат гп ВС. Чтобы уменьшить разрыв в зарплатах с военными. А то доходило до смешного, после повышения денежного довольствия (ДД) военнослужащих в 2012 году.

Курсант ВВУЗа получал ДД больше, чем его преподаватель из гп.ВС зарплату.
Но Сердюкова сняли с Жени, а потом с должности. И всё осталось на кругах своих. Добавляют крохи, чтобы не нарушать закон Российской Федерации о минимальном размере заработной платы. И с 1 октября 2020 года добавят к зарплатам гп. ВС:

3%
И если военные пенсии, которые из-за индексации денежного довольствия с 1 октября ныне вырастут от 300 до 2000 рублей, то у гп. ВС РФ 300 - 500 рублей к копеечным зарплатам. Работай паря на повышение боевой готовности армии и ни в чём себе не отказывай.

В моей теме о сердюковской военной реформе зацепил меня такой комментарий читателя, который высказался так:

А Шойгу думает, что воюют только лётчики за 200 000 рубликов, вылетел на Н= 12000 метров, уй[хрен-растение] кто собьёт, сбросил свободно падающие бомбы, уй [хрен] знает куда и вернулся.
Хорошо живется, а, например, военный представитель из гражданского персонала на частном заводе, который "борется «за качество вооружения в прямом смысле за 12000 рубликов что чуть выше прожиточного минимума.
Прав читатель. Да лётчики опасная профессия, но, чтобы он мог выполнить боевое задание, на него работают, в том числе гражданский персонал армии. Например, на заводе по выпуску этих боевых самолётов в военной приёмке. Или на арсеналах (охрана. обслуживание), где хранятся эти самые бомбы и ракеты, и так далее. И у них при этом "финансы поют романсы".

Эти зарплаты нам государство отдаёт за "унижающий" коэффициент 0.54 (сейчас 07368) на военные пенсии.
Конечно, "старые кони борозды не испортят, но и глубоко не вспашут". Современной армии нужны молодые, умные и энергичные люди. Но зарплаты этому не способствуют.

К слову, многие умные командиры частей, чтобы выйти из плачевного положения своих подчиненных без погон, дают совмещение должностей - 1.5 ставки. Что добавляет к зарплатам гп.ВС 3-5 тысяч рублей. Но всё равно это мало!

Не пора ли руководству Российской армии вспомнить о своих гражданских сотрудниках, и радикально решить вопрос с зарплатами гражданского персонала Вооруженных Сил.
Чуток истории и юмора. В Советской армии гражданских специалистов именовали - "служащий СА" (инженерно-технический персонал) и для рядовых должностей - "рабочий СА". Сокращенно писалась звание:


Служ. СА и раб. СА.
Согласитесь, неблагозвучно звучит второе звание. Такие наименования перебрались и в Российскую армию. И вот в нулевые годы в армии придумали другое звание для них:

Гражданский персонал ВС РФ.
Так вот в части, где имел честь дослуживать автор, в парке боевых машин (парк-автопарк части) обновили "Доску почета". Водителями же в этом парке(транспортном отделе) были в основном гражданские люди.

Наш же народ любопытен. Один из водил, увидел на "Доске почета" свою фотографию и ниже неизвестную аббревиатуру - "гп. ВС РФ" с его фамилией. Подходит он к своему "облику" и громко вслух, задумчиво так спрашивает:

— А что обозначает гп. ВС?
Из окошка "дежурного по парку" мгновенно высунулась хитрая рожа дежурного прапорщика с расшифровкой:
— Гп. ВС - это главный пи…рас [нетрадиционная ориентация] Вооружённых сил!
Задавший вопрос не успел отреагировать на слова прапорщика, как подошёл следующий почётно-любопытный водила с вопросом:
— Как…?
— Лучше не спрашивать! - ответил первый любопытный.
PS. Добавлю, что несколько лет при министре Анатолии Сердюкове выходили из положения с низкой оплатой гп.ВС в армии так. В конце года за счет экономии и других лазеек, выплачивали кроме 13 зарплаты, хорошие премии-доплаты. От 80 - 100 - 200 тысяч рублей и более на "штык". А вот при Сергее Шойгу эти доплаты съежились. Очень съежились. Кризис.

0 Спам

Большое, даже не сомнение, удивление про 200.
Было до последней надбавки 80-100 тыс. Стало 120.
Все равно бегут летчики из армии. В ГВФ платят больше.
Да и на пенсию это никак на повлияет, ни нам, нынешним, ни им будущим. Потому что Очередная надбавка, за очередные заслуги, сложности.
И еще одна глупость, по поводу, что на 12000м не собьют.
Пауэрса на 20000м достали.
Легко.





В Министерстве обороны Российской Федерации наравне с военнослужащими ведет профессиональную служебную деятельность гражданский персонал на основе контракта с главой ведомства обороны или его представителями, а также по трудовому договору, срочному или бессрочному, между работником и работодателем в лице начальника учреждения МО. Чтобы разобраться в статусе гражданского персонала в ВС РФ, есть смысл погрузиться в историю вопроса.

В Министерстве обороны Российской Федерации наравне с военнослужащими ведет профессиональную служебную деятельность гражданский персонал на основе контракта с главой ведомства обороны или его представителями, а также по трудовому договору, срочному или бессрочному, между работником и работодателем в лице начальника учреждения МО. Чтобы разобраться в статусе гражданского персонала в ВС РФ, есть смысл погрузиться в историю вопроса.

Появление гражданских служащих в армии и на флоте относится к концу XVIII века, в те времена их называли классными чиновниками. Они были упразднены после Великой Октябрьской революции.

“ Уже через 5–10 лет в институтах Минобороны останутся одни руководители, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения будет некому ”

Лейтенант ценнее доктора

В ТК РФ 2002 года впервые прописаны особенность труда лиц в организациях ВС (ст. 349) и необходимость установления особых условий оплаты, дополнительных гарантий и льгот, предоставление которых определяется исходя из задач работодателя. Однако до настоящего времени на уровне федерального правительства не принят специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала.

Особенности труда гражданского персонала во многом предопределены правовым положением другой стороны трудовых отношений – работодателя, его представителей, в большинстве своем являющихся военнослужащими. Правовое регулирование труда таких работников в части ограничений их прав предусмотрено статьей 413, а) ТК РФ – пункт о недопущении забастовок.

Подай, принеси, спой

Самая многочисленная, представляющая основной состав категория гражданского персонала – лица, работающие на основании трудового договора. Они получают зарплату на основании приказов министра обороны. Эта часть гражданского персонала неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности ВС РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговых и других видах обслуживающих работ. В целом такая деятельность заключается в исполнении обязанностей, необходимых для создания нормальных условий службы, но непосредственно не связанных с обороноспособностью и безопасностью страны.

Наука на подхвате

Необходимо отметить, что помимо упомянутых выше категорий в Министерстве обороны трудятся гражданские научные работники, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности страны. К какой же категории гражданского персонала они относятся? Согласно данному выше определению – ни к какой! Вопрос, почему Минобороны и правительство сочли целесообразным включить гражданских научных работников в разряд обслуживающего персонала, остается без ответа.

К великому сожалению, такое определение и правовое положение вместо улучшения привело к ухудшению условий их труда и быта. Гарантии, предоставляемые указанными выше подзаконными нормативными актами, а также предусмотренные механизмы обеспечения условий достойной жизни ничем не подкреплены.

Назрела острая необходимость разработки отдельного законодательного акта о гражданских научных работниках в Минобороны. Их социальный, правовой статус и условия трудовой деятельности должны быть оговорены. Актуальность решения вопроса обусловлена тем, что гражданские специалисты, работающие в научно-исследовательских учреждениях Минобороны, непосредственно заняты перспективными средствами и системами вооружения. Утверждать, что они обеспечивают деятельность военнослужащих, по меньшей мере оскорбительно и несправедливо. Нельзя гражданских научных работников приравнивать к денщикам. Нынешнее правовое положение указанной категории гражданских специалистов, не имеющей практической возможности карьерного роста, унизительно, что привело к массовому их оттоку из научно-исследовательских учреждений.

К настоящему времени во всех НИИ Минобороны России число военнослужащих сокращено до минимума. Основной состав научных сотрудников институтов – военные пенсионеры и гражданские специалисты, в свое время направленные ГУК МО по окончании вузов. Из года в год стареет научный коллектив, притока молодежи нет и в ближайшее время не предвидится. Нет желающих работать с мизерным окладом на должности младшего научного сотрудника. Накопленные старшим поколением знания некому передавать. Уровень научных разработок падает. При таком положении скоро, уже через 5–10 лет в НИИ Минобороны России останутся одни руководители, некому будет прогнозировать развитие систем ВВТ, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения, заниматься обоснованием направлений военного строительства.

Вернуть ученых в институты

VII съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России особо отметил, что существующего законодательства о труде недостаточно.

  • разработать положение о статусе лиц гражданского персонала, работающих на основании трудового договора в ВС РФ, которое в определенном смысле должно соответствовать положению о статусе военнослужащих;
  • определить законодательно статус гражданских научных работников НИИ Минобороны. Они не могут быть в роли обслуживающего персонала. В качестве вариантов предлагается установить для них статус государственных гражданских служащих или особый, новый статус – гражданских научных работников ВС РФ;
  • увеличить должностные оклады лицам из числа гражданского персонала не менее чем в три раза для того, чтобы работа в Минобороны стала престижной, а условия жизни – выше уровня прожиточного минимума.

Времени для принятия важных решений немного, может случиться непоправимое – полная потеря научных кадров Министерства обороны. И тогда для исправления ситуации понадобятся десятки лет.

В настоящее время численность ВС РФ – около 1,8 миллиона человек, среди них около 800 тысяч – гражданский персонал, который наравне с военнослужащими относится к личному составу ВС РФ и делится на три категории:

1. Федеральные государственные гражданские служащие, взявшие на себя обязательство по прохождению гражданской службы на должностях государственной гражданской службы в ВС РФ.

2. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

3. Лица, работающие на основании трудового договора в воинских частях и иных военных формированиях.

Читайте также: