Какая зарплата у глеба никитина

Обновлено: 03.05.2024

Политический портрет губернатора Нижегородской области.

Глеб Никитин был избран губернатором Нижегородской области 9 сентября 2018 года. До этого почти год проработал в статусе врио. Общий стаж руководства регионом больше 1,5 лет.

Административная карьера Никитина развивалась последовательно. Он начал профессиональную деятельность в Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в 1999 году. Прошел путь от ведущего специалиста до начальника управления. Отвечал за вопросы приватизации и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий города.

В 2012-м году становится заместителем министра промышленности и торговли, еще год спустя — первым заместителем. С именем Никитина связывают появление в Минпромторге департамента стратегического развития и проектного управления, запуск соответствующих информационных систем.

После выхода 26 сентября 2017 года президентского указа о назначении Никитина ВРИО губернатора Нижегородской области он признался журналистам, что новый пост стал для него полной неожиданностью. По словам чиновника, он надеялся продолжить карьеру на федеральном уровне. Однако, при этом демонстрировал по отношению к президенту максимальную вежливость и лояльность, благодарил за оказанное доверие.

Несмотря на богатую аппаратную биографию и хорошие знакомства и связи на федеральном уровне, к моменту назначения Никитин не имел опыта публичной политики. На первом этапе многим казалось, что Нижегородская область, с ее многочисленными подводными камнями, личными конфликтами и противоречиями, не такой уж и удобный плацдарм для того, чтобы подобный опыт приобрести.

Конфликтный промцентр

Отсутствие политического бэкграунда у Никитина особенно бросалось в глаза на фоне ушедшего в отставку губернатора области Валерия Шанцева, который руководил областью долгих 12 лет. Основной причиной его ухода СМИ и сам экс-губернатор называли возраст - Шанцеву на тот момент исполнилось 70 лет, и его отставка хорошо подтверждала предположение о том, что в Кремле настроены на постепенную замену возрастных чиновников молодыми управленцами.

Впрочем, едва ли возраст был единственной причиной отставки: некоторыми субъектами Федерации примерные ровесники Шанцева продолжают руководить до сих пор. Большую роль сыграл тот факт, что в 2018 году Нижнему Новгороду предстояло принять Чемпионат мира по футболу. Для подготовки региона требовался уже не политический вес и опыт, а управленческая эффективность и постоянный жесткий контроль. Шанцев, несмотря на принадлежность к группе опытных хозяйственников лужковской команды явно не был готов вытягивать напряженный график. К тому времени это было очевидно. Несмотря на высокий уровень поддержки — как со стороны федерального центра, так и внутри региона - экс-губернатор не смог реализовать имеющийся потенциал и не выполнил многие обещания. Например, не смог полностью газифицировать территорию. В прошлом году уровень газификации в регионе достигал примерно 77%. Это ощутимо ниже, чем в соседнем Татарстане, где цифра приближается к 100%. Рассчитывать на Шанцева в части подготовки к ЧМ было рискованно. Кстати, в первом после назначения интервью новоиспеченный ВРИО подчеркивал, что президент поставил перед ним именно задачу достойно провести ЧМ-2018.

Среди главных проблем региона - сокращение и старение населения. Начиная с 1991 года, численность жителей упала с 3,77 млн до 3,2 млн человек. Причем сокращение происходит не только из-за трудовой миграции в столицу: смертность превышает рождаемость. Региональные органы статистики прогнозируют сохранение негативного тренда и в будущем: каждый год область может терять по 13-20 тысяч человек.

Еще одной серьезной проблемой региона были острые внутриэлитные конфликты. Пик противостояния пришелся на начало нулевых. Предшественнику Шанцева Геннадию Ходыреву депутаты заксобрания области даже предъявляли ультиматум и неоднократно заявляли об отказе одобрить его кандидатуру, в случае внесения президентом.

При Шанцеве часть конфликтов удалось ликвидировать, но некоторые остались и временами усиливались. Не исключено, что именно эта проблема стала дополнительным аргументом за принятие решения об отставке Шанцева. По крайней мере, на церемонии представления нового ВРИО эта тема звучала чаще, чем подготовка к ЧМ.

В области сохранялось противостояние между властями региона и областного центра. Шанцев оказался вовлечен в длительную конфронтацию с главой Нижнего Новгорода Олегом Сорокиным, которого считали неформальным лидером местных элит. В 2015 году Сорокин сложил с себя полномочия городского главы, объявив, что причиной стали разногласия с Шанцевым по поводу приватизации городских предприятий. А год спустя сторонники Сорокина устроили демарш, не давая заксобранию очередного созыва избрать спикера. Время от времени эти столкновения обострялись в публичной плоскости и так или иначе продолжали влиять на жизнь региона.

Большая зачистка

Правительство региона новый ВРИО не тронул – важно было обеспечить стабильность на этапе длительной избирательной кампании. Никитин начал свою работу в области с зачистки рассадника конфликтов. Первым направлением удара было выбрано руководство города. Но не с точки зрения персональных предпочтений или фигур, а с точки зрения системного подхода к управлению городским хозяйством.

Менее чем через месяц после назначения на встрече с депутатами городской думы он предложил поменять систему управления Нижнего Новгорода. В свое время Шанцеву так и не удалось объединить должности мэра и сити-менеджера. От нового врио губернатора это предложение депутаты тоже восприняли в штыки. Тем более, что Никитин не затягивая тут же представил своего кандидата на пост мэра. Им стал бывший депутат Госдумы единоросс Владимир Панов. Это еще больше усилило сопротивление. Парламентарии заговорили, что им навязывают кандидатуру, а сама по себе реформа городского управления только навредит Нижнему Новгороду. Даже попытались шантажировать ВРИО возможными низкими результатами действующего президента во время мартовских выборов главы государства. Они с возмущением пересказывали слухи о том, что Никитин потребовал от городского руководства уйти в отставку на закрытой личной встрече.

Поддержку оказали силовики. Вскоре на главного оппонента губернаторской власти, бывшего мэра и депутата регионального заксобрания Олега Сорокина, было заведено уголовное дело. В конце 2017 года его арестовали, а затем осудили на 10 лет колонии строгого режима по обвинению во взятке и похищении человека. Одновременно городские власти подали многочисленные иски к компаниям, близким к Сорокину. Уголовные дела были возбуждены и против ряда депутатов — как городского, так и областного парламента. Под арест попал бывший глава УФНС по Нижегородской области Владимир Шелепов. По части коррумпированных местных элит был нанесен серьезный удар.

На фоне борьбы с коррупцией Никитин провел все необходимые кандидатуры в руководство областной столицы. В январе 2018 года мэром Нижнего Новгорода стал Панов. А в феврале гордума избрала спикером кандидата от ЕР Дмитрия Барыкина.

Также поменялось большинство министров. На их место пришли люди Никитина. В результате ВРИО не только укрепил позиции, но и показал способность быстро и бескомпромиссно добиваться своего.

Избирательная кампания

Длительное время Никитин избегал разговоров о своем участии или неучастии в губернаторских выборах. Однако избирательная кампания врио получила мощнейшую поддержку еще задолго до начала – наложились мероприятия выборов на федеральном уровне. В конце 2017 года президент Путин, который тоже томил своих избирателей ожиданием относительно будущего, решил наконец-то объявить о намерении участвовать в выборах главы государства. Для громкого заявления он выбрал площадку завода ГАЗ в Нижнем Новгороде. Косвенно это решение усиливало и позиции недавнего назначенца - Никитина стали воспринимать как чиновника, пользующегося особым доверием со стороны президента.

По итогам мартовских выборов главы государства Никитина критиковали за низкую явку. В области на участки пришли 65,98% избирателей, в целом по стране — 67,54%. Но результат основного кандидата все же превысил среднероссийские значения. Путин получил в регионе 77,26% против 76,69% по России в целом. К тому же почти все эксперты отмечали открытость и чистоту президентских выборов в Нижнем Новгороде.

Сам Никитин подчеркивал, что избирательная кампания должна быть конкуренцией идей, а не людей. Со своей стороны он сформулировал целый пакет инициатив для стратегии социально-экономического развития области. За месяц до выборов ВРИО предложил одновременно с голосованием за главу региона провести также голосование по стратегии его развития. В результате документ поддержали почти 94% от всех принявших участие в голосовании.

До голосования по кандидатуре губернатора Никитин получил очередную порцию поддержки от президента. Путин провел рабочую встречу с ВРИО, выслушал подробнейший отчет о достижениях и похвалил чиновника за хорошие темпы роста в промышленности.

По итогам голосования 9 сентября 2018 года Никитин набрал 67,75% голосов, не оставив серьезных шансов представителям оппозиции. Этот результат, конечно, хуже 86%, полученных Шанцевым на предыдущих прямых выборах губернатора в 2014 году, да и явка на этот раз оказалась ниже (40 против 54). Но в целом, если учесть специфику управления электоральными процессами в регионе в предыдущие годы и специфику работы административного ресурса, вряд ли эти результаты можно поставить новому губернатору в упрек. Например, в 2014 году представителю КПРФ было даже отказано в регистрации. Это, разумеется, сильно повлияло на ход кампании в пользу Шанцева.

Стиль управления: проектный принцип, жесткая рука

Внедрить проектный принцип по примеру федерального центра пытались многие регионы. Но пока мало кому удавалось реализовать это намерение в таком масштабе и с таким уровнем проработки, как в Нижегородской области. В регионе уже создано 6 ведомственных проектных офисов, четыре рабочих группы. Они отвечают за разработку и реализацию региональных проектов, а также взаимодействие с федеральными органами власти. Региональный проектный офис создан на базе министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области и обеспечивает общую координацию.

Серьезных промахов - тем более, таких, которые угрожают конечному результату или репутации команды - Никитин не прощает, принимая быстрые и жесткие кадровые решения. Один из последних примеров - увольнение замминистра образования, науки и молодежной политики области Владимира Шахназарова, попавшего в ДТП в пьяном виде.

Стиль коммуникаций: сдержанная открытость

Подобные встречи и беседы глава региона проводит регулярно - как до выборов, так и после. В частности, в феврале 2019 года состоялась похожая по стилю встреча с жителями Ковернинского района.

На различные ЧП и внезапно возникающие проблемы нижегородский губернатор реагирует быстро. Так, после пожара на НПЗ в Кстовском районе и взрыве на заводе имени Свердлова в Дзержинске Никитин в сжатые сроки вылетал на место происшествия, проводил совещания с силовиками и оперативно созданными штабами по ликвидации последствий.

Крупных медиа-скандалов или эпизодов, вызывающих резкую и заметную критику общественности, за время работы в области Никитин сумел избежать. Единственное, что ставили ему в вину – дорогие средства передвижения, доставшиеся от предшественника. После прихода в регион Никитин сразу же пообещал отказаться от кортежа, но сохранил за собой вертолет и персональный вагон. Не получив развития, тема исчезла из публичного обсуждения.

Такая сдержанность в общении со СМИ позволяет губернатору при случае эффективно реализовывать подходящие информационные поводы. Резонанс оказывается сильнее, в условиях нечастого использования приема. Так, можно считать удачным ходом оперативное предложение со стороны Никитина политику Никите Исаеву посетить регион (после того как последний сравнил Нижний Новгород с болотом, в котором квакают лягушки). Исаев после встречи с губернатором извинился и это позитивно сработало на имидж Никитина как защитника местного патриотизма нижегородцев. Никитин продемонстрировал скорость реакции, открытость, готовность к диалогу с оппонентом и немедленно получил нужный результат.

Плюсы и достижения

По итогам полутора лет работы Никитина в Нижегородской области можно констатировать, что ему удалось выполнить не только прямо поставленные задачи, но и решить некоторые проблемы, накопившиеся за время работы предшественника.

Никитину удалось добиться успехов в экономике: производительность труда увеличилась на 12%, зарплаты - на 6% в реальном исчислении. Губернатор продемонстрировал свою способность привлекать федеральные деньги. В областной бюджет поступили 37,7 млрд рублей. Область участвовала в 22 федеральных программах, то есть практически во всех, где такое участие было возможно. В первый год руководства Никитина долг области уменьшился на 7%. В жилищном строительстве произошел прирост на 4,6%.

При новом руководителе в регионе были реализованы несколько знаковых проектов и мероприятий, соответствующих федеральным трендам и приоритетам развития. Например, открыта электронная таможня, проведен международный саммит цифровых технологий.

Никитин смог ликвидировать несколько застаревших проблем. Предыдущему губернатору ставили в упрек уничтожение исторического облика областной столицы и провальные показатели региона по самообеспечению мясом. Никитин заявил о создании нового свиноводческого комплекса стоимостью 3,6 млрд рублей и запуске проекта редевелопмента, призванного сделать привлекательным облик Нижнего Новгорода.

Были запущены крупные межрегиональные проекты. Ульяновская, Иркутская и Нижегородская области сформировали авиационный кластер, участие в котором дает субъектам право на федеральные субсидии в размере 50% от инвестиционных затрат.

Никитин оптимизировал структуру Правительства. Появились новые подразделения: министерство экономического развития и инвестиций, министерство имущественных и земельных отношений. Между органами исполнительной власти были перераспределены полномочия.

После смены власти в Нижнем Новгороде руководство поменялось и в других крупных городах региона: Арзамасе, Балахне, Дзержинске.

Активно работая в регионе, губернатор сохраняет сильные позиции на федеральном уровне, присутствует в важных для федерального центра структурах и участвует в знаковых мероприятиях. В сентябре 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев включил его в состав правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию. А в декабре Никитин возглавил рабочую группу Госсовета по экологии. 11 апреля он присутствовал в этом качестве на совещании у президента с членами правительства по теме реформы системы обращения с твердыми бытовыми отходами.

Никитину и его команде удалось наладить эффективные взаимоотношения с региональными СМИ. Большинство нижегородских СМИ либо подконтрольны, либо лояльны губернатору.

Минусы и недоработки

У того, что Никитин довольно быстро смог отладить новые механизмы управления и привести своих людей на ключевые позиции, есть и обратная сторона. Изменения проводились временами жестко, пусть и без открытых публичных конфликтов и противостояния элит. Общая напряженность в регионе до сих пор сохраняется – элиты чувствуют себя неуверенно, предполагая, что губернатор вряд ли остановится на достигнутом.

Критики Никитина считают, что он недостаточно внимания уделяет социальной сфере, медицине и образованию, отдавая предпочтения промышленности и экономике. Хотя даже при таком особом внимании к экономике некоторые системные экономические проблемы области за полтора года работы снять не удалось. Уровень регионального долга остается высоким, а возврат старых кредитов частично компенсируется новыми займами.

Нежелание губернатора договариваться с местными группами влияния действительно сохраняется как немаловажный политический фактор в регионе. Пока проблемы в сфере госуправления Никитин чаще всего решал эффективным, но довольно простым способом – увольнением чиновников. Хотя это и соответствовало запросу на обновление, но напряжению способствовало еще больше. Конечно, какие-либо ограничивающие договоренности с разными группами в регионе губернатору, пользующемуся высокой поддержкой в Центре не нужны, но в дальнейшем ему придется постепенно находить общий язык с теми местными кадрами, кто будет привлекаться для исполнения его стратегии – кадровая скамейка все же не так длинна, как кажется.

Рейтинги и показатели доверия

Экспертная оценка

Однако, в условиях сильных внутриэлитных конфликтов такой подход оказался вполне уместен. Никитин пока не допустил значимых политических и имиджевых промахов. Он в полной мере использует наработанные связи как для развития области, так и для укрепления собственных позиций. Возможно именно по этим показателям в Администрации Президента довольны успехами Никитина и рассматривают его опыт как один из примеров удачной реализации губернаторами новой волны управленческих компетенций полученных на уровне федерального Центра.

Читайте также: