Какая организация имеет право вносить изменения в разработанный проект производства работ пс для

Обновлено: 02.05.2024

Добрый день!
Занимаемся кап.ремонтом промышленного объекта. В проекте куча ошибок (похоже делали по старой исполниловке (50-х годов), изысканий не делали, т.к. даже основные размеры не бьются, бетон не попавший в ремонт ужасен и анкериться в него нет смысла). В итоге приходится постоянно менять тех.решения (иногда кардинально). Т.к. изменения в РД вносит АН по доп.соглашению с Заказчикм (СП 48.13330.2011), а это доп.деньги, то изменения вносить никто не хочет.
В итоге - Генподрядчик чертит тех.решения, они согласовываются письмом от Заказчика и записью в журнале авторского надзора: лист такой-то согласован.
Не нравится мне происходящее!
Как заставить авторов проекта вносить изменения на листы проекта?

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Подрядчик никак не может проектировщика что-нибудь заставить сделать.

Дело закончится бесплатным кап.ремонтом. Может быть суд немного даст вам денег. Хотя за что. За то, что вы хороший цех испортили супротив проекта ? Так за это, по хорошему, надо деньги требовать, а не давать.
А если так подумать, то почему вам АН подписывает в журнале АН изменения. Значит он также имеет преступный умысел и в предварительном сговоре с вашим директором пытается совершить преступление. Какого рода ? Если речь только о деньгах, то это вроде бы как КоАП. Если речь пойдёт об убийстве, то это уже точно уголовщина.
А знаете почему ? Это всё потому что ваша фирма до сих пор осталась на рынке.
Маленькая, неграмотная, одинокая, вымирающая.
Что же её удерживает на этом ремонте ?
Может быть блат, связи, откаты ?
Наверное у нас в стране и рынка нет. И капитализм не налажен. Коммунизм не смогли, капитализм не смогли.
Так что доложите директору, а уже он пускай действует как умеет. Блатом, связями и откатами. Зачем вам профессиональный форум ? Здесь откатам не учат. Ну если только изредка.

Это Россия. Заказчик ищет дешевого проектировщика, проектировщик по быстрому делает некачественный проект, подрядчик выкручивается как может, чтоб по договору не попасть на штрафы. Вы как будто из другой страны приехали.

Мы еще и с Заказчиком в сговоре) Он все эти изменения оплачивает.
А форум нам для того и нужен, чтобы у умных людей узнать как убедить Заказчика и АН, что поступают они не правильно. Мои доводы закончились.

Это Россия. Заказчик ищет дешевого проектировщика, проектировщик по быстрому делает некачественный проект, подрядчик выкручивается как может, чтоб по договору не попасть на штрафы. Вы как будто из другой страны приехали.

Все я понимаю суть происходящего, а еще понимаю, что любая проверка и вопросы будут к нам! Госконтракт и все такое.

На мой взгляд некорректно отделять АН от авторов проекта. Он наверняка назначен приказом от проектной организации и любая сторона может прекратить это в любой момент. Значит ни кому это не выгодно. Нужно просто находить общий язык для всех участников строительства и принимать правильные решения, а не искать виновных

Кажется мне, что меня не понимают.
АН и авторы проекта - это одни и те же лица.
Проблема в том, что изменяется конструктив, что влечет за собой доп. работы или невыполнение работ предусмотренных основным проектом, но изменения эти почему-то вносятся на листах Проекта производства работ. Или я что-то не понимаю или ППР не является проектной документацией, а является это организационно-технологической документацией. Вопрос в законности выполнения работ по ППР. И что писать, например, в АОСР: работы выполнены согласно ППР?

Если у Вас есть чертеж, пусть даже из ППР который в свою очередь согласован проектной организацией, заказчиком, генподрядчиком, на нем стоит штамп в производство работ, а также в актах срытых работ все участники согласились и подписались, разве этого не достаточно. Вы же не будете заставлять проектировщиков менять чертежи, это обязанности заказчика (в зависимости от уровня ответственности и сдачи объекта), он за это и отвечает, зачем вам это.

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Может быть на форуме просто сталкиваются параллельные вселенные ?
Судя по темам это тут регулярно происходит.

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam

Неверно. Нет никаких "АН" и "авторов проекта". Есть специалист, осуществляющий авторский надзор - физическое лицо, которому поручена работа по авторскому надзору и проектная организация - юридическое лицо, осуществившее подготовку рабочей документации.

Задача специалиста АН

а) контроль за соответствием выполнения строительно-монтажных работ проектной и разработанной на её основе рабочей документации;

б) своевременное решение всех технических вопросов по проектной и разработанной на её основе рабочей документации, возникающих в процессе строительства;

в) решение вопросов, связанных с внесением изменений в рабочую документацию и (или) проектную документацию, необходимость которых выявилась в процессе строительства, в объёме, порядке и сроки, установленные договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ или дополнительным соглашением к этому договору.

Не внесение изменений в РД или тем более в ППР, а только "решение вопросов, связанных с внесением изменений". Т.е. доклад руководству организации. А сами изменения вносятся проектной организацией "в установленном порядке", при этом "специалист АН" к этой работе может и вообще не иметь отношения. Не исключено, что предложения специалиста АН типа "надо бы изменить" будут отвергнуты руководством или более компетентными специалистами.

Проблема в том, что изменяется конструктив, что влечет за собой доп. работы или невыполнение работ предусмотренных основным проектом, но изменения эти почему-то вносятся на листах Проекта производства работ. Или я что-то не понимаю или ППР не является проектной документацией, а является это организационно-технологической документацией. Вопрос в законности выполнения работ по ППР. И что писать, например, в АОСР: работы выполнены согласно ППР?

Правильно понимаете - ППР не является проектной продукцией, т.е. ни ПД, ни РД. Это организационно-технологическая документация, подготавливаемая подрядчиком. Специалист АН вообще не имеет права касаться её своими грязными лапами.

Все изменения должны проходить через заказчика и сверху вниз по структуре документации - ПД > РД. А потом уж, если необходимо, подрядчик может внести изменения в ППР.

Все актирование осуществляется о соответствии выполненных работ РД. А проверять соответствие процесса производства работ ППР будет, например "прокурор" при несчастном случае.

Так должно быть "по закону". В жизни же бывает, особенно "там в горах, не в нашем районе" по-всякому. Особенно когда соберутся жлоб-заказчик, ухарь-подрядчик и изнасилованный в особо циничной форме "АН".

Я думаю, что заказчик и проектировщик все это прекрасно понимают, просто не могут на данный момент, скорей всего, решить между собой финансовые и договорные вопросы, поэтому ставят друг другу подножки. А вам, как производителям работ со своими сроками надо похитрее быть. Составили дополнительное соглашение к договору, где описали свои работы согласно каких материалов их выполняете, согласовали смету, выполнили и сдали работы, и помахали ручкой. Сейчас большинство заказчиков так себя ведет (не умирать ведь с голоду от этого). Все равно должны потихоньку вставать на правильные рельсы.

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

TK, это в нашей вселенной. У них всё может быть по другому.

Franvis, а вы с какого бока в этом преступном сговоре участвуете ? Директор ? ГИП ? Страшно ? Обожаю, когда неграмотным ГИПам страшно.
Может быть что-нибудь ещё интересное расскажете из своей вселенной ? Какие у вас рельсы там правильные ?

Tyhig, вы видимо не успокоитесь, пока другую вселенную не выгоните со своего профессионального форума, причем тут страх и откаты

Да вроде пояснения даже были по поводу внесения изменений по ГОСТ 21.1101-2013. Тем более вы сказали что у Вас Госконтракт. Госстройнадзор не интересует ППР, его интересует чтобы стадия Р соответствовала стадии П. Даже если Ваш проектировщик выдаст лист "И" но он не попадет в контрольный экземпляр у госстройнадзора, то заказчик может встрять на бабки, всё зависит от того что затрагивают изменения. Было не раз, например в стадии П пилон 600х400 а в стадии Р 600х300, и всё, велкам оплачивать штраф и заново в экспертизу.

kosiacc, спасибо большое, предлагаю сегодня - завтра всем заинтересованным ознакомится и добить этот проблемный вопрос с учетом официальных разъяснений

А вам, как производителям работ со своими сроками надо похитрее быть. Составили дополнительное соглашение к договору, где описали свои работы согласно каких материалов их выполняете, согласовали смету, выполнили и сдали работы, и помахали ручкой. Сейчас большинство заказчиков так себя ведет (не умирать ведь с голоду от этого). Все равно должны потихоньку вставать на правильные рельсы.

Это крайне опасная схема. Основанием для производства работ должен быть проект с отметкой "В производство работ". То что предлагаете Вы, применимо к строительству от силы газонного ограждения. У меня например по утвержденному проекту 25 арматура в балке, а тут мне какую то бумажку подсовывают, что она вдруг стала 16, если я выполню по бумажке и что то произойдет, то прокурор спросит простой вопрос "у тебя есть справка что ты дурак? Нет? Значит ты знал что делал и подписывал" Если я дам Вам автомат и скажу расстреляй людей, кого по итогу будут судить за расстрел?

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Franvis, так причём тут выгоните ?
Я представить не могу такую ситуацию как у вас. Как это вообще могло произойти ?
А как же вы тогда строите ?

У вас эта проблема - меньшая из ваших зол.
Большее - отсутствие опыта, стажа.
И, как следствие, отсутствие прочности несущих конструкций по факту на стройке и по факту в чертежах, неправильно спроектированная и перестроенная архитектура. Про сети говорить не буду, сам их не знаю.
По факту половину ваших работ скорее всего придётся переделывать за счёт государства. Потому что в недалёком будущем ваша фирма обанкротится и денег с вас уже не спросишь.
То, что заказчик насилует директора - это их личные отношения. Дело ГИПа или нач. участка на стройке - доложить директору и рекомендовать выход из ситуации, подготовить на подпись новый договор или изменение старого.
Если вы не директор, а ГИП, то вам надо думать о непосредственных обязанностях. Ну и заодно присматривать себе новую работу. Эта уже всё.
Если директор удостоил вас полномочиями вести договорной процесс, представлять фирму, дал право подписи договоров, то надо решать проблемы самому и сразу, а не говорить через полгода на форуме, что 2х2=5 и вам это не нравится.
Это хорошо, что вы работая ГИПом или директором умеете слагать фразы, слова, знаете русский язык. Это уже немало, на форуме не все это могут.
Но как-то должность подразумевает больше умений и знаний.

Ладно. Все мы тут люди.
Я это всё к тому, что рано вам с договорами иметь дело. Потому что вот оно как получается.
А тут ещё сажать начали. Надо ли вам оно ?
Руководство - это ответственность. В том числе всякая разная. Зарплата это никогда не покроет.
Надо думать прежде чем лезть.

Tyhig и Kosiacc, даже в разъяснениях затрагивают эти темы, но до конца не дают на них ответа, дело ведь не в том, чтобы кому то сэкономить, все решения принимаются с согласования всех сторон и под печатью В производство работ …
Выдержка из пояснений

2. Что такое ППР в строительстве?/ Что такое проект производства работ в строительстве?

ППР в строительстве - это документ, который регламентирует процесс организации строительных работ. ППР в строительстве разрабатывается для определения наиболее эффективных методов выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с технологическими правилами, требованиями к качеству работ и нормативами в экологической безопасности и охране труда.

3. Что такое план производства работ?

План производства работ – это бытовое название, иногда применяемое к ППР. Правильное название данного вида рабочей документации – проект производства работ .

4. Для чего нужен ППР?

  • описания технологии работ;
  • поэтапного контроля исполнения;
  • обеспечения требований безопасности;
  • оптимизации рабочих процессов в совокупности с сокращением времени выполнения работ.

5. Зачем нужен ППР?

ППР необходимо составлять при выполнении любых строительно-монтажных работ. ППР нужен для организации и выполнения работ, осуществления строительного контроля, проведения мероприятий по охране труда.

6. Кто разрабатывает ППР?/ Кто разрабатывает проект производства работ?

ППР разрабатывается организациями, специализирующимися на проведении строительно-монтажных работ. Организация, занимающаяся проектированием, также может разрабатывать ппр. Важно отметить, что разрабатывать ППР имеет право организация, которая имеет допуск СРО для осуществления проектных работ.

7. Кто разрабатывает ППР: заказчик или подрядчик, генподрядчик или субподрядчик?

ППР разрабатывает исполнитель работ или проектная организация . Исполнителем может быть как Заказчик, так и Генподрядчик, Подрядчик, Субподрядчик.

Обычно заказчик составляет ППР в тех случаях, когда совмещает функции Заказчика и Подрядчика. Генподрядчик делает ППР при подрядном способе строительства, изготавливая проект производства работ на весь объект строительства.

Подрядчик или субподрядчик составляет ППР на отдельные специализированные виды работ, которые он выполняет.

Если в вашей организации нет сотрудника, имеющего квалификацию, необходимую для разработки ППР, заказать ППР можно у нас.

8. Кто утверждает проект производства работ? / Кто утверждает ППР?

ППР на строительство здания или сооружения в целом, возведение их отдельных частей, утверждается руководителем организации, которая выполняет работы. ППР на субподрядные работы утверждается руководителем организации-субподрядчика по согласованию с организацией-генподрядчиком.

9. Как составить ППР самостоятельно?

Чтобы сделать проект производства работ самому необходимо обладать необходимыми знаниями, навыками и квалификацией: иметь высшее инженерно-строительное образование и опыт работы в сфере строительства, уметь работать в специализированных программах для черчения и проектирования, отлично ориентироваться в строительных ГОСТах и строительных правилах (СП). Наличие у разработчика ППР опыта и знаний очень важно, так как правильно разработанный проект производства работ – непременное условие для обеспечения безопасности на объекте.

Поэтому обычно ППР на строительство делают специализированные организации или сотрудники, уже имеющие подобный опыт.

10. Из чего состоит ППР?

Состав ППР в строительстве зависит от видов работ, на которые разрабатывается документация, а также от исходных данных для проекта и других факторов.

Полнообъемный проект производства работ включает в себя следующие составляющие: календарный план производства работ, строительный генеральный план, технологические карты на определенные виды работ, пояснительная записка; сведения о мероприятиях по охране труда и обеспечению безопасности в строительстве, а также по охране природы; сведения о контроле качества; схемы операционного контроля; график движения рабочих кадров и основных строительных машин по объекту; информацию о мероприятиях по обеспечению сохранности материалов и оборудования на строительной площадке, исключения их хищения; потребности строительства в энергоресурсах (воде, электроэнергии); график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования.

Состав проекта производства работ в сокращенном объеме: строительный генеральный план, техкарты на отдельные виды работ, схемы размещения геодезических знаков; пояснительную записку, содержащую основные решения; сведения о контроле качества; информацию о природоохранных мерах и мероприятиях по охране труда и безопасности в строительстве.

Проект производства работ ППР — это организационно-технологическая документация, содержащая в себе технологию и организацию выполнения подготовительных и основных видов строительно-монтажных работ на объекте строительства, контроль качества и требования к приемке, работы заключительного периода, мероприятия по охране труда и безопасности согласно действующим нормативно-техническим документам, а так же стандартам организации Заказчика. Не относится ни к рабочей, ни к проектной документации объекта, являющимися только основанием для разработки ППР. Подготавливается до начала всех строительно-монтажных работ.

Узнайте о проекте производства работ ППР на строительно-монтажные работы больше в видео:

ППР (расшифровка аббревиатуры — проект производства работ) – это один из исполнительных документов, обязательных для возведения, реконструкции и капитального ремонта объекта. Основное его назначение — выбрать технологию строительно-монтажных и/или ремонтных работ, позволяющую наиболее рационально использовать материальные, материально-технические и трудовые ресурсы с обеспечением общей безопасности. Без этого документа нельзя правильно организовать и начать рабочий процесс.

В соответствии с п. 6.3 СП 48.13330.2019 ППР оформляется при выполнении работ на объектах с выданным разрешением на строительство или по требованию Заказчика. Ответственность за наличие на месте производства работ составленного документа ложится на Генеральную подрядную организацию. В свою очередь генподрядчик может прописать в договоре возложение этой обязанности на субподрядную организацию или заказать у специализированных компаний, как мы. Основанием для разработки служит проект организации строительства (если таковой имеется в проекте).

Отсутствие проекта производства работ является причиной остановки работ по предписаниям, выписываемым различными контролирующими органами: Ростехнадзор, независимый строительный контроль Подрядчика, строительный контроль (Технадзор) Заказчика и др. Остановка работ негативно сказывается на репутации подрядной организации и влечет дополнительные финансовые затраты на возобновление работ и оплату за простои людских ресурсов, машин и механизмов.

Виды проектов производства работ

В зависимости от выполняемых видов СМР по рабочему проекту на объект можно определить необходимость разработки того или иного проекта производства работ. Условно можно разделить на несколько видов, когда необходимо строительство полного комплекса работ на объекте, то его называют общим, а когда работы проводятся субподрядными организациями, то составляются на отдельные виды работ.
Наиболее распространенные виды:

Полный комплект проекта производства работ должен быть выдан производителю работ перед началом строительства в организационный период. Весь рабочий персонал должен быть ознакомлен с ним под роспись.

Состав и содержание ППР в строительстве:

  • пояснительная записка: общие данные, характеристика объекта и условия осуществления строительства; основные решения по организации строительства; организация труда; решения по прокладке временных сетей водо-, тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке; потребность в энергоресурсах; основные решения по производству работ (подготовительные работы и работы основного периода); технология контроля качества работ; требования к организации процесса ведения исполнительной документации; мероприятия по охране окружающей среды в период строительства; охрана труда, пожарная и промышленная безопасность; технико-экономические показатели; перечень нормативной документации использованной при разработке ППР; ;
  • график поступления строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
  • график потребности в рабочих кадрах;
  • график потребности в строительных машинах и механизмах; ; .

Проект производства строительно-монтажных и демонтажных работ - ППР в строительстве


В зависимости от сложности проекта разделы могут меняться. Содержание необходимых разделов выбирается организацией-разработчиком исходя из требований нормативных документов и внутренних стандартов организации Заказчика объекта. Многие до сих пор, уже с момента отмены СНиП, ищут состав ППР в строительстве по СНиП. Уже давно необходимо руководствоваться требованиями раздела 6 СП 48.13330.2019 и раздела 6 МДС 12-81.2007.

Пояснительная записка является основной частью и состоит из самых важных разделов. В нее включается все организационная последовательность выполняемых работ и приводятся ссылки на технологические карты по видам выполняемых работ. Инженерное обеспечение строительства с учетом продолжительности, состава рабочего персонала, количества машин и механизмов приводятся в подготовительном периоде.

В приложении к ППР вставляются графики производства работ, определяющие технико-экономические показатели строительства. Календарный график оформляется в соответствии с контрактом на выполнение работ по объекту без отступлений вне зависимости от продолжительности, указанной в проекте организации строительства. Графики поставки и потребности разделяются по неделям, месяцам либо кварталам в зависимости от сроков строительства.

Графики производства работ в составе ППР

Какая организация разрабатывает проект производства работ

Разработкой проектов производства работ занимается генподрядная организация, либо по заказу специализированная организация. Организация-разработчик должна иметь в своем штате специалистов с опытом работы на строительных объектах, знающих технологию строительного производства. При применении подъемных сооружений необходимо наличие протоколов аттестации по промышленной безопасности на специалистов. На разработку принимаемых технических решений зачастую Заказчик требует членство разработчика в СРО.

Генподрядчик может прописать в договоре с Субподрядчиком обязанность по разработке на него. В таком случае исходя из объемов, выполняемых Субподрядчиком, принимается решение о разработке ППР и/или отдельных технологических карт к уже существующему проекту производства работ на объект.

Кто утверждает

Утверждает ППР технический руководитель подрядной организации (главный инженер, технический директор, заместитель директора по строительству или др.), выполняющей эти работы. Тем самым принимая все прописанные мероприятия к исполнению.
Проект производства работ передается на утверждение в полностью готовом виде со всеми приложениями и подписями. После подписания ставится печать организации и проект передается на согласование заинтересованным лицам, участвующим в строительстве (Отделы Заказчика, Строительный контроль Заказчика, владельцы инженерных сетей и др.).

Кто согласовывает

Согласование ППР выполняется Подрядчиком в следующей последовательности:

  • Службы Заказчика: отдел капитального строительства ОКС, ПБОТОС, служба пожарной охраны, энергетики, отдел главного механика и другие представители в зависимости от структуры компании;
  • ОАТИ (для ППР в г. Москва), ГАТИ (для г. Санкт-Петербург) и подобные организации с учетом нормативно-правовых актов Правительства РФ на территории проведения работ;
  • Собственниками зданий и сооружений, находящихся вблизи проектируемого объекта;
  • Организации-собственники пересекаемых подземных и надземных коммуникаций (водопровод, кабели связи, газопровод, отопление и др.) при их пересечении;
  • Собственниками применяемых машин и механизмов;
  • В некоторых случаях и представителями Ростехнадзора.

Для согласования проекта производства работ в его составе включается отдельный лист с графами: должность, ФИО, подпись и замечания. На основании подписей на титульном листе ставится подпись технических руководителей согласовывающих лиц.

Кто подписывает

Подписание ППР осуществляется специалистами, разработавшими отдельные разделы. На листе оглавления в рамке ставятся подписи разработчика, проверяющего и технического руководителя. Технологические карты подписываются составителями: ОТК на сварку главным сварщиком или инженером по сварке, ТК на контроль качества и входной контроль материалов — инженером строительного контроля и т.д.

Как составить

Составить ППР можно собственными силами перелопатив кучу нормативной документации. Но это занимает очень много времени и сил специалистов. Его оформление можно доверить разработчикам — специализированным компаниям. Для того чтобы взяться за его составление нужно во-первых изучить МДС и тогда будет понятен состав. После того как Вы его изучили необходимо приступить к изучению всей НТД на выполняемые работы, к примеру, СП на бетонные работы, СП на монтаж строительных конструкций и брать только необходимую информацию и включать его в документ.

Брать типовые проекты за основу возможно, но сейчас очень трудно найти актуальные, содержащие новые требования охраны труда и технологии строительства. Все типовое уже давно устарело. Пример актуального ППР можно посмотреть на сайте.

Внесение изменений в проект производства работ

В процессе производства СМР в большинстве случаев возникает необходимость внесения изменений в уже разработанный ППР. Этому могут поспособствовать: обнаружены не указанные в стройгенплане подземные коммуникации; оборудование, которое предполагалось к применению сложно найти и есть аналогичное, но требуется изменить технологию (к примеру, бетононасос не может подать на определенную высоту, необходимо подавать бетон при помощи бадьи на этажи); изменения в рабочем проекте и др. Вносить правки может только разработчик и по согласованию с лицами, подписавшими его. Т.е. после этого необходимо заново проходить процедуру его согласования.

Помогите пожалуйста разобраться!
Имею в собственности небольшое помещение. Осенью рядом со зданием разрыли котлован для ремонта теплотрассы. Искали порыв разрывая грунт прямо под окном в 2-х метрах, порыв в итоге нашли в 5-ти метрах. Стенки котлована не укрепляли, засыпанный обратно грунт не уплотняли. Итог, после осадков грунт просел, фундамент и стена лопнула. Организация, проводившая работы, отказалась устранять последствия свой деятельности. Дело дошло до суда. Подскажите, какими правилами, ГОСТами, СНиПами должен была руководствовать организация, проводившая работы? Заранее спасибо!

Ниже перечислил пункты НТД, которые к вам относятся. В конце есть таблица, она показывает, что коэффициент уплотнения должен быть минимум 0,91, что не даст просесть грунту так сильно.

Все работы должны были проводиться согласно СП45.13330.2017
п. 7.16 Засыпку траншей с уложенными трубопроводами в обычных непросадочных и других грунтах следует производить в две стадии.
На 1-й стадии выполняют засыпку нижней зоны немерзлым грунтом, не содержащим твердых включений размером более 1/10 диаметра хризотилцементных, керамических и железобетонных труб, на высоту 0,5 м над верхом трубы, грунтом без включений размером более 20 мм для полимерных труб на высоту 0,3 м над верхом трубы, грунтом без включений размером свыше 1/4 диаметра прочих труб на высоту 0,2 м над верхом трубы с подбивкой пазух и его равномерным послойным уплотнением до проектной плотности с обеих сторон трубы. При засыпке должна быть обеспечена сохранность трубопровода и его изоляции. Стыки напорных трубопроводов засыпают после проведения предварительных испытаний коммуникаций на прочность и герметичность в соответствии с требованиями СП 129.13330.
На 2-й стадии выполняют засыпку верхней зоны траншеи грунтом, не содержащим твердых включений размером более 20 см и превышающих 2/3 толщины уплотненного слоя. При этом должны быть обеспечены сохранность трубопровода и плотность грунта, установленная проектом.
п. 7.17 Засыпку траншей с непроходными подземными каналами в обычных непросадочных и других грунтах следует производить в две стадии.
На 1-й стадии выполняют засыпку нижней зоны траншеи на высоту 0,2 м над верхом канала немерзлым грунтом, не содержащим твердых включений размером более 1/4 высоты канала, но не более 20 см, с его послойным уплотнением до проектной плотности с обеих сторон канала.
На 2-й стадии выполняют засыпку верхней зоны траншеи грунтом, не содержащим твердых включений размером более 1/2 высоты канала. При этом должны быть обеспечены сохранность канала и плотность грунта, установленные проектом.
п. 7.18 Насыпи высотой не более 4 м и обратную засыпку траншей, на которые не передаются дополнительные нагрузки (кроме собственного веса грунта), можно выполнять без уплотнения грунта, но с превышением высоты в зависимости от ее толщины на 3-5% выполняемых насыпей из песчаных, и 6-10% — из глинистых грунтов или с отсыпкой по трассе траншеи валика, высоту которого следует принять по аналогии с выше приведенной для насыпи. Наличие валика не должно препятствовать использованию территории в соответствии с ее назначением.

При отсутствии в проекте заданных значений коэффициента уплотнения грунтов следует руководствоваться значениями, приведенными в таблице М.2.

Таблица М.2
Тип грунта Контрольное значение коэффициента уплотнения при нагрузке на поверхность уплотненного грунта, МПа, при общей толщине отсыпки, м
0 0,05-0,2 Св. 0,2
Не более 2 2,01-4 4,01-6 Св. 6 Не более 2 2,01-4 4,01-6 Св. 6 Не более 2 2,01-4 4,01-6 Св. 6
Глинистые 0,92 0,93 0,94 0,95 0,94 0,95 0,96 0,97 0,95 0,96 0,97 0,98
Песчаные 0,91 0,92 0,93 0,94 0,93 0,94 0,95 0,96 0,94 0,95 0,96 0,97
Примечание — Коэффициентом уплотнения называется отношение достигнутой плотности сухого грунта к максимальной плотности сухого грунта, полученной в приборе стандартного уплотнения по ГОСТ 22733.

А какое отличие проекта производства работ от технологической карты? У меня заказчик просит и ППР и технологические карты. Что делать и как делать я не пойму.

В ходе строительно-монтажных работ может возникнуть потребность в дополнительных работах, не учтенных в проектно-сметной документации (далее — ПСД). Необходимость их выполнения определяет заказчик. Исключение в данном случае — наличие риска гибели или повреждения объекта строительства при приостановлении работ. Бремя доказать наличие риска несет подрядчик.

В соответствии с п. 3 ст. 698 ГК подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в ПСД работы, которые влекут необходимость их выполнения и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении ответа в течение 10 дней, если законодательство или договор не предусматривают иного срока, подрядчик обязан приостановить работы. При этом убытки, вызванные простоем, относятся на счет заказчика. Однако он освобождается от их возмещения, если докажет отсутствие необходимости в дополнительных работах.

Подрядчик, который не выполнит вышеуказанную обязанность, лишится права требовать оплаты дополнительных работ и возмещения вызванных ими убытков, если не докажет необходимости немедленных действий в интересах заказчика. В частности, следует доказать, что приостановление работ могло привести к гибели или к повреждению объекта строительства.

Как видим, разграничиваются права и обязанности заказчика и подрядчика: обязанность подрядчика — сообщить об обнаружении в ходе строительства не учтенных в ПСД работ, право заказчика — внести изменения в ПСД на основании предоставленных подрядчиком сведений. Обратим внимание: у подрядчика — обязанность, у заказчика — право.

Пример из судебной практики

Генподрядчик указал на неисполнение заказчиком предусмотренных законодательством и договором обязанностей. Со ссылками на ст. 288, 290, 671, 698 ГК просил суд понудить заказчика внести изменения в ПСД.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. При осуществлении строительной деятельности внесение изменений в ПСД — право заказчика, а не обязанность. В качестве способа защиты в случае отказа заказчика от изменения ПСД подрядчик может в одностороннем порядке отказаться от договора подряда, приостановить работы, а также потребовать возмещения убытков.

Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

Вместе с тем ВХС признал правильными и соответствующими положениям ст. 670, 672, 696, 698, 699 ГК оспоренные выводы суда первой инстанции, поддержанные судом апелляционной инстанции. Приведенные нормы устанавливают не только обязанность заказчика создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ и обязанность подрядчика осуществлять строительство в соответствии с ПСД, но и последствия для сторон при неисполнении своих обязанностей.

Ссылки в кассационной жалобе на обязанность заказчика оказывать содействие подрядчику в выполнении работ, а также на отнесение объекта строительства к важному направлению капитальных вложений бюджетных средств были обоснованными, но не свидетельствовали о неправильном применении судом норм материального права. Последствия невыполнения рассматриваемой обязанности заказчика определяет ч. 2 п. 1 ст. 671 ГК. В частности, при невыполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков выполнения работ, либо увеличения указанной в договоре цены работ.

Обоснованные ссылки в кассационной жалобе на установленные ст. 53 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности принципы строительной деятельности не свидетельствовали о неверных выводах суда. Законодательство предусматривает иные последствия невыполнения заказчиком своих обязанностей по обеспечению объекта строительства ПСД, гарантирующей безопасность работ.

Системное толкование норм законодательства и условий заключенного сторонами госконтракта при невозможности первоначального включения в ПСД работ позволили судебным инстанциям прийти к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Принятые по делу судебные постановления ВХС оставил без изменения, а кассационную жалобу истца — без удовлетворения.

Приведенный пример подтверждает, что невозможно понудить заказчика изменить ПСД, поскольку в законодательстве такая обязанность отсутствует. Вместе с тем ее может предусмотреть договор, о чем сторонам следует позаботиться заранее.

Читайте также: