Какая из юридических профессий помимо выполнения других требований предполагает получение лицензии

Обновлено: 16.05.2024

Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение

Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется

Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).

Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации", в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.

После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Для чего нужно повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, - диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Так, регулярно учиться обязаны:

медицинские работники и фармацевты;

сотрудники органов внутренних дел;

адвокаты и судьи;

водители городского и железнодорожного транспорта;

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

  • Краткосрочные — длятся 72 часа
  • Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов
  • Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.

Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии

Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.

Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.

В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.

В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.

Этот текст посвящен тому влиянию, которое развитие сферы информационных технологий (IT) вероятно окажет на нашу профессию в будущем. Я размышлял об этом на протяжении последних двух месяцев, пока проходил онлайн-курс по искусственному интеллекту (AI). Несмотря на то, что текст получился достаточно длинным, он не освещает эту тему полностью. Пост разбит на параграфы, названия которых позволят пропускать те топики, которые, как вы полагаете, могут показаться вам неинтересными.

Предыстория

Осенью 2019 года у меня появился новый клиент, бизнес которого заключается в высокочастотном трейдинге с применением технологий машинного обучения (Machine Learning или ML). Упрощая, он учит компьютер анализировать большие массивы данных о прошлых биржевых сделках для того, чтобы находить выгодные сделки в будущем. Он весьма успешен в этом, как был успешен и в том, чем занимался до того: участвуя в соревнованиях по анализу бизнес-данных, он вошел в число лучших в мире специалистов по машинному обучению.

В ходе наших встреч мы говорили не только о делах, но и о технологиях, о финансовых рынках, о взглядах на будущее. Мне было очень любопытно узнать его точку зрения о том, что ждет нас в связи с безудержным ростом технологий. Когда я спросил клиента о том, какое наиболее явное изменение он видит в горизонте 5-10 лет, он ответил, что это исчезновение многих профессий. В качестве примера он привел две: бухгалтеров и юристов.

Признаться, я тогда со скепсисом отнесся к идее, что совсем скоро нашей профессии не станет. В то же самое время, думаю, это зародило во мне сомнения и пробудило любопытство. Я всегда был в той или иной мере погружен в сферу IT, но если что и представляет угрозу нашей профессии, то это технологии AI, в которых разбираются далеко не все IT-специалисты. Мне захотелось разобраться.

О гарвардском курсе CS50AI

Гарвардский университет активно продвигает себя в сети. Многие знают о Justice - лекциях профессора Michael Sandel, посвященных классическим и современным концепциям справедливости. Все эти яркие этические дилеммы, описанные талантливым оратором в красивом зале перед более чем тысячью слушателей, поражают воображение - оказывается, высшее образование может выглядеть и так.

Но Justice это второй по популярности курс Гарварда, а первый CS50 (си эс фифти) - введение в компьютерные науки. Его ведет профессор David Malan и обеспечивает примерно сотня преподавателей и ассистентов. Один из них, Brian Yu, преподает CS50AI, посвященный как раз искусственному интеллекту.

CS50AI это полноценный большой курс, включающий 7 тем. Для того, чтобы освоить каждую из них нужно прослушать лекцию, пройти по ней тест и сдать два проекта. Лекции продолжаются от полутора до двух часов. В них излагается база для какого-либо способа решения проблем (например, логика высказываний, состязательный поиск, машинное обучение с учителем, нейронные сети и т.д.). После прослушивания каждой лекции нужно пройти тест на понимание темы. И, наконец, самая важная часть - проекты.

На выполнение одного проекта уходит от 4-х до 24-х часов. Кажется, в последний раз я учился так интенсивно только на третьем курсе юрфака. В ходе выполнения каждого проекта чуть ли не физически чувствуешь, как меняется твой мозг. Забавно, что оглядываясь назад ни одно выполненное задание не кажется сложным. Однако когда сидишь ночами и учишь компьютер решать логические пазлы или играть в крестики-нолики, то понимаешь, что пока не увидишь общую картину в своей голове, ничего не получится. Как итог все те теоретические знания, которые излагаются в лекциях, после выполнения проектов начинаешь чувствовать "на кончиках пальцев", и это очень здорово, это главная заслуга CS50AI.

В дополнение к материалам курса я также прочитал несколько книг, одна часть которых посвящена тому, как строить отдельные виды AI, а другая тем перспективам, которые ждут мир в связи с развитием этой сферы. В обоих случаях я предпочитал работы инженеров, поскольку даже рассуждая на общие темы (вроде исчезновения профессий), они основываются на ясном представлении о технологиях.

Что такое искусственный интеллект?

Один из участников фильма Дудя о кремниевой долине сказал, что сейчас самые популярные бизнес-идеи связаны с биотехнологиями и искусственным интеллектом. Но что именно имеют в виду, когда говорят об AI? Упрощая и обобщая, искусственный интеллект - это набор технологий, которые позволяют эффективно решать проблемы, решение которых ранее считалось прерогативой человека.

Расчеты - это единственное, что компьютеры умеют. Они не понимают ничего, кроме чисел. Но многие явления сложно представить в виде чисел, например, человеческую речь или зрительные образы. Долгое время не существовало технологий, позволяющих эффективно работать с ними, однако развитие машинного (и особенно глубокого) обучения привели к тому, что сейчас такие технологии используются повсеместно. Рост вычислительных возможностей повлиял и на те сферы, где данные легко представить в виде цифр. Поиск сложных закономерностей в больших объемах информации (Big Data) ранее был возможен только в отдельных государственных и коммерческих лабораториях. Сегодня энтузиасты могут обучать нейронные сети прямо у себя дома на обычном компьютере с мощной видеокартой. Новые технологии и идеи позволили открыть перед машинами недоступные ранее сферы и достичь большого прогресса там, где еще совсем недавно они не преуспевали, например, в анализе текстов на естественных языках (Natural Learning Processing или NLP), то есть как раз в той сфере, в которой мы с вами работаем.

Стоит открыться новой области применения, как машины начинают превосходить человека в том, чего еще недавно совсем не могли делать. Мой знакомый тестировал алгоритм AI для игры в сапёра, реализованный мною в качестве одного из проектов курса. Один из ходов, который сделала машина, вызвал у него вопросы, поскольку обладая той же самой информацией, он не мог сделать вывод о том, что такой ход является безопасным.

В действительности этот алгоритм действует абсолютно аналогично тому, как рассуждают люди, когда играют в сапёра. Многие (но не все) технологии AI именно в этом и состоят. Алгоритм, который я реализовал, делал то же, что люди, но обладал практически неограниченным запасом памяти для накопления знаний и был полностью лишен лени. После каждого хода он скрупулезно извлекал новые знания из уже имеющейся информации, и, будучи в этом продуктивнее человека, находил те закономерности, которые люди просто не замечают.

Машины давно умеют играть в сапёра, действуя по алгоритму подобно людям, но сегодняшняя популярность технологий AI обусловлена не этим. Для решения таких нетривиальных задач как компьютерное зрение необходимо было пойти дальше и научить машину подражать не нашим действиям, но некоторым принципам работы нашего мозга.

Искусственный интеллект и анализ юридических текстов

Такие технологии как машинное обучение и нейронные сети не следуют установленному заранее порядку действий. Они все еще являются алгоритмами, но не алгоритмами решения проблемы, а алгоритмами научения тому, как решать проблемы того или иного вида.

Для того, чтобы получить представление о том, как машина может анализировать действующее законодательство, попробуем оценить, что из себя представляет наша правовая система. В идеальном мире юридические нормы должны составлять логичную непротиворечивую иерархическую структуру. В результате, отвечая на вопрос клиента, мы с вами должны были бы без труда найти нормы, регулирующие этот случай, и дать точный недвусмысленный ответ. В реальности мы очень далеки от этого.

Нейронные сети не умеют мыслить, но способны эффективно подражать тому, кто умеет. В результате обучения нейронная сеть не становится умнее эксперта, на примере которого она учится. Но если само подражание почти безупречно, стоит ли мечтать о большем? Обучив нейронную сеть на решениях Верховного Суда мы получим машину, способную писать решения, не отличающиеся от тех, которые сам Верховный Суд написал бы при тех же вводных. Имея такие возможности как долго мы сопротивлялись бы ее внедрению? Аналогично, обучив нейронную сеть на текстах условного А.Г. Карапетова, мы получим карманную программу-юриста, которая для целей анализа гражданского законодательства нас всех вполне вероятно устроит. Устроит она и наших клиентов.

Идеальное (машиночитаемое) право без человека

Мы имеем правовую систему не только со множеством внутренний противоречий, но и систему, которую никто из нас не может осознать полностью. Внутри своей профессии мы специализируемся на отрасли, подотрасли или даже институте права. Ни в один из моментов нашей профессиональной жизни у нас нет общей детализированной картины действующего права. Даже если бы система норм была идеальной, в современном мире она была бы столь объемна и сложна, что человеку было бы непросто осознать ее. AI в свою очередь скован только технологическими мощностями, которые регулярно удваиваются.

Искусственные языки, созданные специально для автоматизации юридического анализа, уже существуют, а сама сфера машиночитаемого права активно развивается. Так, в Стэнфордском университете работает центр по правовой информатике CodeX. Его работники прогнозируют, что машиночитаемое право может оказать разительное влияние на юридическую профессию и разрушить то, как юридические фирмы делают сейчас свой бизнес.

В рамках CS50AI я в числе прочего учил машину решать логические головоломки. Вот одна из них:

С точки зрения AI эта задачка на пропозициональную логику (логику высказываний). Обученный AI позволяет за сотые доли секунды решать подобные логические задачи. Извлекая знания из информации, а затем знания из уже извлеченных знаний, машина делает то, что мы вполне могли бы назвать мышлением. Однако эти методы работают только там, где знания представляют собой набор однозначных высказываний. Если право будет изложено на соответствующем языке, юридический анализ будет напоминать решение головоломки, условия которой я привел выше.

О преимуществах машиночитаемого права над нашим, человеческим, можно почитать, например, в работе Антона Вашкевича. В значительной степени эта книга представляет собой восторженный манифест - подход, который я не вполне разделяю. Но нельзя не согласиться с тем, что принципиально это решение способно вывести регулирование правоотношений на иной качественный уровень.

Как мне представляется, полный отказ от правовой системы на естественном языке вряд ли произойдет в обозримом будущем. Для этого существует множество препятствий. Например, можно ожидать, что какими бы ни были власти, они станут этому препятствовать (во всяком случае, если речь идет о публичном праве). Любое право ограничивает произвол, но сложно представить себе что-то, что ограничивает власть больше, чем идеальное право в руках абсолютно беспристрастного арбитра.

Эмпирические исследования в юридической практике

Как-то в разговоре с преподавателем философского факультета СПбГУ я сказал, что считаю технические науки более сложными. В ответ он заметил, что все как раз наоборот. Социальные науки имеют дело с чрезвычайно сложными объектами. Описать развитие общества не в пример труднее, чем развитие какой-либо физической системы. Впечатление о простоте, продолжил он, возникает оттого, что социальные науки менее развиты. Их методы до сих пор позволяли только очень приблизительно описывать реальность.

Возможно мы стоим на пороге масштабных изменений в этой сфере. Пример Cambridge Analytica показывает, как анализ больших данных позволяет узнавать о человеке то, чего он сам о себе пока не знает. Благодаря современным технологиям совсем скоро мы узнаем много нового и о нашей правовой системе.

Широко известно совместное исследование Колумбийского университета и Университета имени Бен-Гуриона, согласно которому шансы на условно-досрочное освобождение составляли 65%, если слушание проходило утром самым первым, и стремилось к нулю перед обеденным перерывом, а после перерыва вновь восстанавливались до 65%. Эта та закономерность, в которую мы не хотели бы верить, которая разрушает нашу веру в рациональность и предсказуемость правовых решений. Но такова реальность, и еще никогда у нас не было таких мощных инструментов для изучения этой реальности.

Мы склонны считать, что решения судей зависят от доказательств, от высказанных в заседании аргументов, то есть от всего того, от чего они должны зависеть согласно консенсусу, принятому в нашей правовой системе. Но даже исследования, проведенные вручную, убедительно доказывают, что судебная система подчиняется закономерностям, которые право не приветствует.

Сегодня эмпирические исследования еще мало используются в российской юридической практике, хотя все мы видели в американском кино какое важное значение они могут играть в процедуре отбора присяжных. Если в результате анализа информации о совершенных покупках можно сделать вывод о политических пристрастиях человека, применение тех же технологий позволит выявить важные предпочтения судьи, который слушает дело. И может так оказаться, что этот судья гораздо чаще выносит решения в пользу стороны, которую представляет молодая симпатичная женщина.

Новые знания вовсе не всегда будут разочаровывать нас, многие из них покажутся нам полезными и легко войдут в юридическую практику, Так, сейчас в России ведутся исследования, целью которых является создание модели, позволяющей предсказывать исход судебных дел. Это одно из возможных применений технологии машинного обучения.

Машина, которая понимает текст

Выше мы поговорили о двух различных вариантах AI, которые могут оказать влияние на юридическую профессию: о нейронных сетях, способных эффективно подражать мышлению, и об алгоритмах, решающих логические задачи, сформулированные точно и недвусмысленно. Первые могут работать с текстами на естественных языках, но не понимают их смысла, вторые - понимают смысл лишь тех текстов, которые выражены на искусственном языке. Однако возможно появление и третьего варианта - машины, способной осознавать смысл текста на естественном языке. Это отдельная большая тема, поэтому я сейчас я хочу остановлюсь лишь на одном примере из курса CS50AI.

Непросто поверить в то, что смысл слов может быть передан с помощью массивов цифр. Тут не помешает настоящая демонстрация.


Искусственный интеллект и изменчивость (развитие) права

Несмотря на огромные подвижки в развитии AI в целом и NLP в частности, внедрение новых технологий в юридическую практику столкнется с рядом проблем.

С другой стороны, мы привыкли слышать, что право развивается вместе с обществом. Какое же развитие обеспечит ему AI? Это большая тема для разговора, начать который, на мой взгляд, следовало бы с вопроса о том, что мы понимаем под развитием права. Некоторые из подразумеваемых нами функций (например, таких как применение права к новым правоотношениям по аналогии) будут выполняться AI исходя из изначально присущих ему свойств. Другие могут потребовать участия внешнего деятеля - высшего суда или законодателя.

Очевидно, что и сами технологии продолжат развиваться. Даже если заменить суды машинами, нельзя будет говорить о достижении какой-то конечной точки. Развитие может быть продолжено не только за счет переобучения существующих нейронных сетей, но и за счет развития самих принципов их организации.

Будущее для юристов

Теперь, когда основные технологии, могущие оказать влияние на нашу с вами профессию, описаны, самое время поговорить о том, какое место в этом будущем отведено нам.

Думаю, многие подумали о том, что для разработки, обеспечения работы и совершенствования всех этих новинок в юридической сфере, потребуется немало высококвалифицированных юристов. Это не так. Большинство из технологий, о которых говорится в этом тексте, вообще не требуют участия экспертов. Google Translate делают инженеры, не знающие тех языков, с которых и на которые этот сервис способен переводить. Революцию в области обработки естественного языка произвели специалисты по машинному обучению, не занимавшиеся лингвистикой. Для того, чтобы научить нейросеть писать решения как Высший Арбитражный Суд, вовсе не обязательно его воскрешать - если массив уже вынесенных им решений достаточен, ВАС РФ воскреснет сразу в виде математической модели.

Поэтому я бы не стал рассчитывать на то, что юридическая профессия лишь слегка преобразится, например, потребовав освоения отдельных технических навыков. Представляется, что дела будут обстоять совершенно иначе. Вполне вероятно, что за нами сохранится сфера посредничества между людьми и институтами, хотя само это посредничество может приобрести более примитивный характер. Потребность подготовки документов для суда вряд ли полностью исчезнет, но сама функция возможно будет значительно упрощена. Если сегодня разница между состязательными бумагами, представленными в суд низкоквалифицированным и высококвалифицированным специалистами очень заметна, то в будущем высокая квалификация для этого просто не потребуется. Вопреки мнению некоторых наших коллег, из-за развития высоких технологий профессия юриста вполне может упроститься до профессии клерка, и высокая квалификация в правовом анализе вовсе не будет конкурентным преимуществом.

Послесловие (поздний дисклеймер)

Этот текст содержит несколько заявлений, носящих в разной степени спорный и даже провокативный характер. Я сделал это осознанно для того, чтобы дать читателям возможность преодолеть инерцию убеждений. Никому не хочется верить в то, что его профессия исчезнет, и я полагаю, что после первой эмоциональной реакции и последующих размышлений по этому поводу, каждый может прийти к своему собственному, более трезвому и сбалансированному пониманию проблемы. Я лишь остерегу вас от полного ее отрицания. Сегодня во многих книгах, посвященных роли AI, говорится о грядущем исчезновении профессий, и нередко в качестве примера приводится именно юридическая профессия.

Я благодарю всех тех, кто по моей просьбе ознакомился с проектом этого текста до публикации и внес свои замечания и предложения.

- образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения педагогических работников (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, абз. 1 п. 1 Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности"));

- образовательная деятельность, которую ведут частные образовательные организации, находящиеся на территории инновационного центра "Сколково" (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон № 244-ФЗ), абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966"О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности")). Данная деятельность осуществляется на основании разрешений, выдаваемых управляющей компанией (ч. 3 ст. 17 Закона № 244-ФЗ);

- образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения семинаров, консультаций и разовых лекций. Исчерпывающий перечень услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, приведен в Приложении к Положению. Услуги по проведению семинаров, консультаций и разовых лекций в нем не названы. Таким образом, указанная деятельность не подлежит лицензированию.

Задать вопрос специалисту

119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

Visa
MasterCard

Политика конфиденциальности

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.


Образовательная деятельность неразрывно связана с осуществлением специальных образовательных программ.

Что представляют собой образовательные программы?

Образовательные программы могут реализоваться в рамках дошкольного, общего и дополнительного образования.

Образовательная программа включает в себя определенную документацию: учебный план, календарные учебные графики, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов (п. 9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

При этом в 2020 году внесены изменения, как в сам порядок, так и в программу обучения, связанные с возможностью сетевого обучения.

Индивидуальный предприниматель при реализации общеобразовательных программ должен руководствоваться теми же самыми документами и стандартами образования, что и компании.

Всегда ли образовательная деятельность лицензируется?

В части необходимости получения лицензии при реализации общеобразовательных программ нужно учитывать следующее.

Если предприниматель самостоятельно оказывает такие услуги, то ему не требуется лицензия.

Например, ИП является сам педагогом и реализует дошкольную образовательную программу. Такой предприниматель не имеет в штате других педагогов, а все занятия проводит сам.

На практике распространены небольшие детские клубы, которые осуществляют образовательную деятельность, а также деятельность, связанную с уходом за детьми в дневное время по коду ОКВЭД — 85.32, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-с.

Если предприниматель занимается такой деятельностью, то разработанная им общеобразовательная программа должна соответствовать государственным стандартам.

Уход и присмотр за детьми не является образовательной деятельностью.

В случае если детский клуб оформлен на ИП и по найму у него не работают педагоги, то такая образовательная деятельность не лицензируется.

Зачастую предприниматели открывают различного рода досуговые клубы, клубы по изучению иностранных языков, различного рода развивающиеся центры.

Если у предпринимателя в штате есть педагоги, то такая образовательная деятельность лицензируется.

Какая деятельность ИП не лицензируется?

Не вся деятельность, связанная с обучением, является общеобразовательной.

Например, ИП открыл мини-садик, в котором занимались с детьми педагоги. Садик с родителями заключал договор об оказании услуг. В мини-садике проводились занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, конструированию, детей знакомили с окружающим миром.

Прокурор обратился в суд о привлечении ИП к ответственности за деятельность без лицензии.

Этот спор дошел до высшего суда. Судьи сделали вывод, что ИП не реализуются образовательные программы в системе образования, а деятельность предпринимателя связана с присмотром и уходом за детьми (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ от 06.12.2017).

Как получить лицензию ИП?

Если ИП планирует заниматься не в одиночку образовательной деятельностью, то ему необходимо получить лицензию.

Получить лицензию стало проще для тех предпринимателей, которые проводят так называемое онлайн-обучение с привлечением преподавателей различных дисциплин.

В общем случае претенденту на получение образовательной лицензии нужно подготовить в территориальный отдел Минобразования РФ следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • утвержденная предпринимателем справка о том, что разработаны образовательные программы обучения;
  • справка о наличии специальных условий для учеников с ограниченными возможностями здоровья;

Такая справка необходима, если ИП будет обучать людей с ограниченными возможностями. Например, инвалидов.

  • гарантийное письмо о том, что ИП обязуется привлечь педагогов для реализации образовательных программ обучения;
  • наличие специального помещения на праве собственности или ином основании для проведения обучения;
  • наличие условий для реализации образовательных программ;

Речь идет о так называемом материально-техническом обеспечении класса, помещения для занятий. Например, это оборудование для занятий: компьютеры, парты, доски и т.п.

  • заключение СЭС о том, что помещение и оборудование соответствует санитарным нормам.

Если ИП будет проводить обучение онлайн, то последние три документа не потребуются.

1. Условия для прохождения периодической аккредитации в 2021 году

Завершение срока действия сертификата или свидетельства об аккредитации до 1 марта 2022 года

Наличие стажа по аккредитуемой специальности за последние 5 лет

Медицинское или фармацевтическое образование получено в Российской Федерации

Особенности:
К прохождению периодической аккредитации допускаются педагогические и научные работники, осуществляющие практическую подготовку обучающихся, а также научные работники, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья.

Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании.

2. Сведения об образовании за последние пять лет со дня получения сертификата


Программы повышения квалификации с суммарным сроком освоения не менее 144 часов


Программы повышения квалификации с суммарным сроком освоения не менее 74 часов + сведения об образовании, подтвержденные на портале НМФО с суммарным срок освоения не менее 70 часов за отчетный период

Сведения об освоении программ повышения квалификации и сведений об образовании, подтвержденных на портале НМФО за отчетный период заносятся в Портфолио, заполняемое по образцу, рекомендуемому приказом Минздрава России 2021, № 40н.

Обязательное заполнение всех граф портфолио.

3. Отчет о профессиональной деятельности

Должен содержать результаты работы в соответствии с выполняемыми трудовыми функциями.


На титульном листе согласовывается руководителем (или его уполномоченным заместителем) и заверяется печатью организации.

Отчет может быть не согласован руководителем в случае:

наличия мотивированного отказа в его согласовании, подписанного руководителем

если аккредитуемый является временно не работающим

4. Заявление о допуске к аккредитации специалиста

Заполнение всех граф рекомендуемого образца

Обязательно наличие даты заполнения и личной подписи аккредитуемого

Наименование специальности в соответствии с номенклатурой специальностей (Приказы Минздрава России 2015 г. № 700н, 2008 г. № 176н)

5. Копии документов

Удостоверяющего личность (паспорт)

В случае изменения фамилии, имени, отчества — документа, подтверждающего факт изменения

Последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста

Трудовой книжки или иных документов, подтверждающих наличие стажа по аккредитуемой специальности

Страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (по требованиям приказа Минздрава России 2021 г № 40н – с приложениями. )

Диплома ординатуры/интернатуры или профессиональной переподготовки

если для аккредитуемой специальности определено квалификационными требованиями — приказы Минздрава России 2016 г. № 707н, 2015 г. № 83н

Удостоверений об освоении программ повышения квалификации за отчетный период

Рекомендуется проверить наличие сведений о представляемых документах на официальном сайте ФРДО. В случае отсутствия сведений необходимо представить надлежащим образом заверенные копии документов.

6. Представление документов в федеральный аккредитационный центр

лично или заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе:

для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование


125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1

для лиц, имеющих среднее медицинское образование


107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2

по электронной почте:

для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование

для лиц, имеющих среднее медицинское образование

Обязательно соблюдение технических требований!

при копировании или сканировании (фотографировании) документов рекомендуется избегать образования на копиях затемнений, полос, пятен, теней, изображения посторонних предметов и т.п.

размер всех файлов электронного документа не должен превышать

20 Мб

каждый документ представляется в виде отдельного файла, с указанием в наименовании файла фамилии и инициалов аккредитуемого, а также вида документа и количества листов/страниц (например: Иванов И.И. заявление 1 л.)

все файлы должны быть присланы в одном из следующих форматов: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF

сканирование документа с бумажного носителя в масштабе 1:1

файлы, присланные через облачное хранилище или в виде архивов, не принимаются и не рассматриваются. Рассматриваются только файлы, приложенные во вложениях к письму

О нас

Читайте также: