Как выбрать будущую профессию 10 класс

Обновлено: 12.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие рекомендуется провести в 10 классе по профессиональной ориентации учащихся.

Определить формулу профессии.

расширить представление детей о различных профессиях;

формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

5. Заключительное слово.

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Классный руководитель.

Сегодня мы будем говорить о выборе вашей будущей жизни. Ведь от того насколько правильно вы выберете себе профессию, будет зависеть счастье, благосостояние вас и вашей семьи.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

1.Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков ты предпочёл(чла) бы:

а) удочку(набор для вышивания);

б) коньки и лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Если бы ты оказался(лась) в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал(а) бы полную свободу;

б) занялся(ась) бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

4. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

II Итоги теста.

Подсчитайте количество баллов.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний.

Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Сядьте в три группы, в зависимости от набранных баллов .

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль. )

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Проведем игровую разминку.

Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.

Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.

Время выполнения – 3 минуты.

Окулист Контролер Разведчик Проводник Орнитолог Киноартист Рыбак

Плотник Ортопед Крановщик Редактор Пилот Обходчик железнодорожных путей Кочегар Радиоведущий Пожарный Оператор машинного доения Киномеханик Рентгенолог Полицейский Оператор связи Космонавт Радист Полярник Кабельщик Репортер Пограничник Кровельщик Печник Каменщик Пиротехник Кутюрье Повар Кондитер Пекарь Кондуктор Портной Парашютист
Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер).

Капитаны команд приглашаются для жеребьевки на сцену.

Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов. Командам необходимо подобрать 6 качеств.

ВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ ПОВАР БУХГАЛТЕР

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений.

Коммуникабельность Образованность Ответственность Самообладание

Любовь к детям Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная Умение оперировать цифрами, информацией…Дисциплина Гуманность Хорошая координация движений; Точность Ответственность Образованность Твердость руки, устойчивость кистей рук Собранность Концентрированность внимания, быстрота реакции.

Терпение Хороший глазомер Информированность Умение быстро ориентироваться в окружающей среде Самосовершенствование Самосовершенствование Коммуникабельность

Примерные ответы детей:

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: А х B=S)? (Площадь классной комнаты.)

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.

Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

VII. Заключительное слово.

8. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.

2021: Как выбрать профессию школьнику, и не только

Букв много. Но все интересно и по делу.

Сменить деятельность

В 35−40 лет, решившись на смену деятельности, уже взрослому человеку придется начать строить карьеру с нуля — а это, вероятнее всего, потеря и привычного уровня зарплаты, и — главное — драгоценного времени.

Но сразу скажем: лучше все же решиться, чем страдать всю жизнь. В мире есть много примеров, когда человек решался сменить сферу деятельности и достиг процветания.

Например, известный всему миру кутюрье Джорджио Армани после школы учился на медицинском факультете, но быстро потерял интерес к профессии, и затем до 30 лет работал то оформителем витрин, то закупщиком одежды… В 31 год он бросил все — и устроился подмастерьем в Модный дом Cerruti, где 7 лет учился и трудился над линиями одежды. Таково начало истории абсолютно реализованного в профессии одного из богатейших людей планеты. Подобных историй — сотни.

Поэтому присмотреться к профессии, чтоб была по душе и помогла реализовать себя, нужно как можно раньше.

И помните — всегда можно что-то изменить.

Нет, друзья. Большинство подростков по-прежнему мечтает о великом — и о том, чтобы самореализоваться, и том, чтобы прославить свою страну.

Законы лидерства учат: улучшая себя, ты улучшаешь мир вокруг. И это чистая правда. Становитесь умнее, богаче, деятельнее, счастливее — вы и ваши дела и есть слава нашей страны.

Думайте и о деньгах, и об удобстве. И слушайте свое сердце — постарайтесь найти свое призвание.

2. Не откладывайте решение на потом. Да, сменить сферу деятельности можно в любое время, однако это потребует от вас немалых усилий — отказаться от привычного образа жизни будет непросто. Сразу выбрать профессию, которая будет по душе, намного более спокойный вариант.

Обычно школьники начинают более-менее определяться с тем, что им больше всего нравится, в 9−10−11-ых классах. Уже в этом возрасте можно начать задумываться о своем профессиональном будущем и делать первые шаги в этом направлении.

Например, углубленно изучать профильные предметы в школе. Посещать очные и онлайн-курсы и тренинги. Или поступить после 9 класса в современный колледж при вузе — сразу изучать профильные специальности очно, заочно или онлайн. Чем раньше будет заложен фундамент — тем лучше.


3. Учитывать ли вопрос моды на профессию. В обществе всегда существовало неписанное деление профессий на модные и немодные, престижные и непрестижные.

— Влияние социума, конечно же, велико, — говорит старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Факультета управления Лариса Грацианова.- И совсем не обращать внимание на чужие мнения может далеко не каждый. Но тут следует иметь ввиду, что мода на профессию может меняться и иногда очень быстро, а время на ее освоение требуется довольно много. При этом время — невосполнимый, самый главный ресурс человека. Я убеждена, что стоит ориентироваться не столько на престижность и модность профессии, сколько на собственные способности и интересы, а также на востребованность профессии на рынке в будущем. Бывает ведь и так, что человек, следуя своим склонностям и интересам, выбирает не очень престижную профессию, но став в ней мастером, делает ее и более престижной, и модной. Все зависит от самостоятельности мышления человека и от способности выявить свои главные преимущества. Мой совет: изучайте себя, идите своим путем и, кстати, освойте приемы эффективной самопрезентации — развивайте на рынке собственный бренд как специалиста. Так вы сможете демонстрировать свое мастерство и сделать свою профессию более популярной.


Инструкция: как определиться с будущей профессией?

1. Начните с простого.

Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линей на две части. Справа выпишите все то, что бы вы хотели делать на будущей работе мечты. Слева — то, что вас не устраивает ни в каком виде.

Окиньте список свежим взглядом на следующий день и подумайте, какие профессии могут вам подойти, исходя из ваших критериев. Выпишите их внизу — постарайтесь уложиться в список до 10 пунктов — и начинайте поиск.

2. Пообщайтесь со своим любимым школьным учителем.

В идеале, если это — ваш классный руководитель. Часто бывает так, что преподаватель видит в своем ученике скрытый потенциал, который можно и нужно развивать, а сам школьник об этом даже не догадывается.

3. Пройдите профориентационные тесты.

Если определиться с будущей профессией вам еще сложно, на помощь могут прийти многочисленные профориентационные тесты — в интернете их огромное количество.

Ответив на простые вопросы, результат подскажет вам, в каком направлении искать профессию мечты.


4. Посещайте мастер-классы, мастерские и дни открытых дверей.

Никогда не знаешь, что вас захватит прямо в процессе. Вдруг вы отправитесь на занятие по анимации и неожиданно поймете, что профессия художника-аниматора, создающего шедевральные мультфильмы, — это и есть дело всей вашей жизни?

Как говорится, аппетит приходит во время еды.

5. Формируйте собственное мнение.

Конечно, мнение родителей учитывать стоит, но ваша жизнь — только ваша. И более того, она одна. Выбирайте профессию тщательно и по сердцу.


Самые востребованные профессии будущего


Корабль, имеющий курс, — дойдет до порта назначения. Без курса — заблудится в море. Так и люди. Одни знают, чего хотят. Другие ищут свою миссию всю жизнь, блуждают в людском море. Synergy Times собрал мнения экспертов по теме поиска себя.

Лариса Грацианова, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Факультета управления:

— После 9 класса многие юноши и девушки еще не готовы понять, кем хотят быть. Поэтому выбор профессии в этом возрасте часто связан с социальными причинами: например, привлекательность направления в обществе или влияние семьи и друзей, а то и просто нежелание оставаться в старшей школе.

Если же такой склонности и четко определенного видения о будущей профессии нет, то уход из школы после 9 класса может вызвать сложности. Потому что в старших классах человек изучает всеобщие предметы, дающие хорошую базу для поступления в любой вуз. К тому же у 10- и 11-классников есть время и на репетиторов, и время все получше обдумать. Учеба же в колледже (который располагается, как правило, не так близко к дому, как школа) занимает больше времени. Плюс к среднеобразовательным предметам добавляются еще и специальные, на которые тратится больше времени. И если по окончании колледжа захочется поступить в вуз с другими специальностями, то придется доработать все, что было недоработано.

Но есть и третий вариант. Если человек считает, что в школе он оставаться не намерен и до вуза хочет обрести специальность, то лучше выбрать специальное учебное заведение по интересу (но не по территориальной доступности) — например, бухгалтерский или колледж по специальности предпринимательство. И тогда с этим дополнительным опытом человеку проще будет выбрать профильный вуз.


Стоит еще сказать: раньше было очень престижно окончить 11 классов, а затем поступать в вуз. Сейчас не всем это стало важно.

Подтверждение: в 2020 году впервые количество поступивших в колледжи России превысило количество поступивших в вузы (за счет школьников, живущих в сельской местности).

Действительно, есть профессии, не требующие получения высшего образования. Тем более, что кругом так много всевозможных курсов дополнительного образования.

Мастер своего дела всегда сможет заработать. В том числе и потому, что на рынке всегда ценится продукция индивидуального производства. То есть все, что сделано талантливыми руками мастера, стоит дороже массовых фабричных изделий.

Пирожкова Нелла Ильинична, к.э.н, доцент кафедры психологии университета Синергия:

— При выборе профессии очень важно понять и изучить собственные интересы, потребности и склонности. Конечно, подростку самому не всегда удается понять это без помощи родителей и психолога, который занимается профориентацией.

С другой стороны, родители могут помочь подростку определиться с помощью доверительных разговоров на тему желаемой профессии.

Ещё важно, чтобы родители дали подростку возможность самостоятельно принять решение и попробовать пройти практику. Хочет стать педагогом — пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем. Мечтает о ресторанном бизнесе — посоветуйте устроиться в любую сеть ресторанов быстрого питания. Так школьнику будет легче определиться с профессией.

  • Как выбрать профессию после 11 класса?


Пирожкова Нелла Ильинична, к.э.н, доцент кафедры психологии университета Синергия:

— За два года после окончания 9 класса человек становится более зрелым и ему уже намного легче определиться с выбором профессии. Хотя это касается далеко не всех.

Лариса Грацианова, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Факультета управления:

— Отличие выбора профессии после 11 класса от выбора после 9 класса заключается в том, что в более старшем возрасте человек лучше осознает, что следующие 4 года (или 6 лет — если считать вместе с магистратурой) он потратит прежде всего на обучение конкретному направлению. И окончит вуз в том возрасте, когда наступит время выходить в самостоятельную жизнь. И заключит, так сказать, контракт с полученной профессией на достаточно длительный срок. Плюс 22−25 лет — это уже время создания семьи, а, значит, надо будет нести ответственность не только за себя. Время начинать зарабатывать деньги.

Как правило, в 16−17 лет молодые люди уже понимают, к чему у них способности и каковы интересы. В принципе период 10−11 класса стоит посвятить тому, чтобы глубоко изучить себя. Понаблюдать за собой, воспользоваться консультацией специалиста — выяснить свои конкурентные преимущества и способности.

Поэтому самое разумное — опираться на свои природные таланты и на те области, которые вам легче развивать. В этом наибольший потенциал.

Если что-то дается человеку слишком тяжело, то, даже наработав навыки, ему будет сложно конкурировать с теми, у кого в этой сфере есть природный талант. Прислушивайтесь к себе.

Перспективно развивать в себе способность работать в режиме многозадачности и расширять свой кругозор — поскольку с каждым годом вариативность должностей в организациях увеличивается: специалисту нужно разбираться во многих смежных с его профессией вопросах.

Есть также некоторые особенности того, как выбрать профессию девушке и юноше — подробности здесь.

Через это проходит каждый. Выбор профессии. Он определяет, чему человек посвятит будущие 20—30 лет жизни, будет ли любить свою работу и сможет ли достичь в ней желаемых высот. Разберемся, что влияет на этот выбор и какие проблемы мешают самоопределению молодых людей.

Как выбрать профессию и не пожалеть: кто и что влияет на выбор абитуриентов

Критерии выбора

Выбор профессии должен определяться тремя составляющими:

  1. Личными интересами и способностями. Молодой человек должен понимать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься.
  2. Потребностями семьи. Будущая профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и вполне ощутимую материальную прибыль. Взрослый человек должен быть способен обеспечить себя и свою будущую семью.
  3. Нуждами общества. Для государства выбор школьников имеет вполне конкретное значение. Он определяет необходимое число преподавателей ВУЗов, которые этих подростков будут учить. А в конечном итоге — обеспеченность тех или иных сфер народного хозяйства свежими высококвалифицированными кадрами.

То есть задача перед 15—16-летними юношами и девушками стоит масштабная. Прямо-таки государственного значения. Нужно и для себя дело интересное найти, и подаренные природой способности максимально реализовать (не пропадать же добру!), да еще и запросам общества угодить, чтобы оно захотело платить молодому специалисту достойную зарплату.

Родина зовет!

В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.

Чего я хочу сам?

То, что нужно обществу и за что оно готово платить достойную зарплату, — это одно. Не менее важно и то, чем сам человек хочет заниматься, к чему чувствует призвание.

Вот тут встает острейшая проблема самоопределения личности. В школе ей до сих пор уделяют преступно мало внимания. Никто не учит подростков понимать свои желания и ставить цели. А сами они не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы преодолеть этот вакуум самостоятельно.

Вторая проблема заключается в том, что большая часть учеников средней школы (если не все) имеют очень размытые представления о многих профессиях. Подросткам не хватает элементарных знаний, чем занимаются люди той или иной профессии, какими способностями необходимо обладать и какой путь пройти, чтобы занять желаемое рабочее место.

В школе этому не учат. И это — еще одна серьезная проблема, которую ребятам 14—16 лет приходится преодолевать самостоятельно. Увы, не все с этим хорошо справляются.

Кто влияет на выбор школьников

В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было проведено интересное исследование. В нем приняло участие свыше 5 000 студентов-первокурсников разных направлений подготовки. Задачей исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии.

По итогам оказалось, что целых 50% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. Это значит, что они напрасно тратят время (а их родители или государство — деньги) на приобретение профессии, которая либо не будет доставлять никакого удовлетворения, либо вообще не пригодится в будущем.

Почему же так вышло? Тут нужно разобраться, кто подтолкнул этих ребят к сделанному ими выбору. Согласно проведенному в УрФУ опросу, роли распределились следующим образом:

Лица, оказавшие влияние Степень влияния в %
Сильно повлияли Немного повлияли Вообще не повлияли
Сам решил 90 6 4
Родители, другая родня 41 40 18
Преподаватели ВУЗов 12 25 63
Друзья, знакомые 11 35 54
Школьные учителя 12 36 52
Представители предприятий, компаний (будущие коллеги и работодатели) 10 18 72

Школьники уверены в осознанности и самостоятельности своего выбора. На самом же деле за них решили родители, в меньшей мере — учителя или знакомые.

Что влияет на выбор школьника

Советы умудренных опытом людей — это хорошо. Однако не тогда, когда они идут в разрез с желаниями и способностями самих подростков. Так, родители обычно советуют поступать в тот или иной ВУЗ по следующим соображениям:

  1. Образование, которое оно дает, престижно.
  2. Будущая профессия позволит хорошо зарабатывать и гордиться занимаемой должностью.
  3. Работать можно будет в чистых, комфортных условиях.
  4. Родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают.
  5. Небольшой конкурс в ВУЗ позволит гарантированно поступить даже при наличии не самых высоких отметок.

Заметьте, о способностях, желаниях учащегося и востребованности профессии никто даже не заикается!

Что определяет выбор студента

Решение. Как оно созревает?

Дети начинают мечтать о своей будущей роли в обществе еще в 6—7 лет. Кто-то хочет стать водителем грузовика, кто-то — известной артисткой или доктором. Около 4% юношей и девушек остаются верны этим детским мечтам до окончания школы.

Остальные меняют свои убеждения под давлением родственников, социальных реалий, новых знаний. Иногда мечты о профессии вырастают из любви к тому или иному школьному предмету. Раньше всего определяются гуманитарии (в 13—15 лет). Будущие филологи, журналисты, лингвисты как-то сразу начинают чувствовать свое призвание.

Как надо делать выбор

Правильно выбрать будущую профессию помогает грамотное самоопределение. Оно заключается в:

Это может быть подработка во время школьных каникул или небольшая практика на предприятии, где трудятся родители, знакомые. Только личный опыт дает полное представление о профессии и помогает осознанно подойти к ее выбору.


Порой тяжело бывает ответить на вопрос “кем я хочу стать?”. Особую сложность этот вопрос может вызывать у подростков, которым надо определяться с выбором. Сегодня мы поговорим о том, как правильно выбрать будущую профессию, какие вопросы стоит задать себе и окружающим.

10 советов, которые помогут выбрать будущую профессию.

Совет 1: уделите внимание самоизучению.

Выбрать профессию по душе задача не из легких. И чтобы не ошибиться в принятии решения и не жалеть о потраченном времени, рекомендуем вам уделить этому вопросу достаточно времени. Изучите собственный характер, свои желания, решите, какой род деятельности вам интересен.

Совет 2: не доверяйте решение этого вопроса консультанту из центра профориентации.

Посторонний человек не сможет выбрать для вас идеальную профессию. Он лишь сможет дать вам определенные рекомендации, которые помогут вам в принятии решения.

Совет 3: зарабатывать на хобби можно.

Лучше выбрать такую сферу, которая будет связана с тем, что вам нравится делать в свободное время. Конечно, если вы этого хотите. Также стоит добавить, что человек может стать профессионалом в хобби легко, просто потому что ему это нравится.

Совет 4: не стоит ориентироваться на рейтинги "самых лучших профессий".

Регулярно публикуются различные рейтинги, в которых описаны самые лучшие профессии. Заглядывать туда, конечно, можно, но только для того чтобы выяснить, привлекает ли вас какая‑нибудь из перечисленных профессий.

Также не стоит забывать, что, хотя подобные прогнозы основаны на фактах и статистике, все довольно быстро меняется.

Совет 5: не руководствуйтесь исключительно большой заработной платой.

Не стоит отрицать, что заработная плата важна в любом деле, но это не должно быть определяющим аспектом.

Исследования показывают, что зачастую человек остается не удовлетворенным от своей работы, даже несмотря на высокую оплату труда.

Совет 6: не думайте, что выбранная профессия будет вашей до конца жизни.

Если по какой‑либо причине выбранная вами профессия перестанет приносить вам удовольствие, не бойтесь ее менять. Так делают многие люди, причем в любом возрасте. Некоторые меняют род занятий несколько раз за свою жизнь.

Совет 7: не бойтесь, что при смене профессии навыки пропадут напрасно.

Ваши навыки останутся с вами на всю жизнь, что бы не произошло. Вы сможете пользоваться ими как на одной, так и на другой работе. Вряд ли, конечно, получится использовать их таким же образом, как и раньше, но они точно не пропадут зря.

Совет 8: не идите по стопам мамы, папы, подруги и так далее.

То, что какой‑нибудь ваш родственник безумно счастлив в своей профессии, не означает, что вы в ней будете также счастливы. Все мы разные, и то, что хорошо одному, будет в тягость другому. Если кто‑то из ваших знакомых работает в сфере, которая вас интересует, расспросите их. Это будет прекрасным опытом, ведь вы сможете заглянуть в самую суть этой профессии, так вам будет проще понять: подходит она вам или нет.

Совет 9: используйте любую возможность, чтобы изучить интересующую профессию.

Собственный опыт не сможет ничто заменить. Однако есть ряд способов, которые помогут вам изучить интересующую сферу. Например, можно ознакомиться с ней в интернете, в печатных изданиях. Также можно пообщаться с людьми, которые уже работают в этой сфере.

Совет 10: определились с профессией? Не останавливайтесь на этом!

Выбор профессии это начало вашего большого успеха. Однако есть множество других вещей, которые вам нужно будет сделать после этого выбора. Например, составить план по развитию своей дальнейшей карьеры. Это карта, которая будет вести вас с момента выбора профессии, до достижения поставленных вами целей.

Надеемся, что наши полезные советы помогут вам принять правильное решение.

Читайте также: