Как выбирали профессию в ссср

Обновлено: 04.05.2024

Работа,трудоустройство один из важных моментов в жизни человека,
посмотрим как с этим обстояло дело в СССР и что происходит сейчас.
Начнём с того что в СССР трудоустройства как проблемы не было вообще, ещё будучи выпускником учебного заведения человек получал распределение на работу на предприятие, к слову сказать промышленность в СССР развивалась и работала полным ходом,благодаря системе распределений человек был стабильно обеспечен работой ,на предприятиях существовали соц.лифты благодаря которым человек мог серьёзно продвинуться по служебной лестнице даже не имея папу парторга как это пытаются представить лжепатриоты,отработав какое то время на предприятии человек получал жильё не важно сдавало ли государство жильё в аренду как опять представляют лжепатриоты, но человек был обеспечен жильём,
зар.плата была такова что даже начинающий специалист на свою зарплату мог позволить содержать семью а квалифицированный рабочий получал зар.плату больше директора,да и вообще работа была для всех в СССР были престижны все профессии ,не было понятия возрастного ценза было только понятие пенсионного возраста,государство было заинтересовано в труде человека и человек работал на благо государства . Так было в СССР, теперь посмотрим что мы имеем в "свободной"России :В отличии от СССР где работали и развивались все отрасли промышленности в "свободной" России работают лишь те предприятия которые имеют гос.поддержку ни о каком расширении на предприятиях практически не идёт и речи
руководство ставит перед предприятием одну цель" как бы нам выжить"
что соответственно сказывается на процессе трудоустройства и работе людей и хотя любое предприятие держится именно на трудовых коллективах но такое ощущение что нынешним руководителям вообще плевать на развитие персонала и это понятно у них вопрос на повестке дня другой "как бы нам выжить" разумеется про распределения и говорить не приходится выпускник учебного заведения как правило идёт на биржу труда можно конечно устроится в торговлю но тогда зачем надо было учиться, устроится хорошо и по специальности можно только по блату проблемы трудоустройства касаются не только молодёжи ,если в СССР на работу можно было устроится в любом возрасте то сегодня работодатели людей после 30-ти лет считают "покойниками" .Короче государство полностью сбросило с себя этот вопрос ,но хорошо пропилила людям мозги бизнесменизацией ,но обизнесмениться в "свободной" России не имея связей почти невозможно.Надо сказать однако в последнее время
началось движение на оборонных предприятиях но предлагаемая зар.плата не выдерживает критики, зар.плата в нынешней России это вообще отдельная тема нормальную зар.плату можно найти лишь в столицах в провинции она стойко на уровне 15-20 тыщ.вот что мы имеем сегодня и ещё если в СССР человек выбирал работу ту которая ему реально нравилась то сегодня выбор работы идёт по одному критерию "лишь бы платили деньги".

Я не считаю что СССР был раем на земле проблем в Советском союзе было много, но в целом та система была эффективнее что можно увидеть на конкретно взятом примере.


Nataly Noimann
10507

Потому что выпускник должен был отрабатывать срок, куда пошлют, даже его об этом не спрашивая. А затем еще работать всю жизнь из-под палки.

> на предприятиях существовали соц.лифты благодаря которым человек мог серьёзно продвинуться по служебной лестнице
quoted1

> зар.плата была такова что даже начинающий специалист на свою зарплату мог позволить содержать семью
quoted1

> началось движение на оборонных предприятиях но предлагаемая зар.плата не выдерживает критики
quoted1

> Я не считаю что СССР был раем на земле проблем в Советском союзе было много, но в целом та система была эффективнее.
quoted1


shuravi
shuravi


Natasha78
Natasha78

Никаких проблем не вижу и сейчас, было бы желание, мозги и сила воли.
Просто для некоторых сфер, где есть способности себя проявить, нужно получить второе образование. Во многих случаях выгодно открыть своё дело. И будет удовлетворение и доход. А ждать халявки от государства, как правило, с окладом в 120 рублей, если нет опыта и лишь бы меньше работать, но получать, - удел неудачников или лентяев.


shuravi
shuravi

>
> Никаких проблем не вижу и сейчас, было бы желание, мозги и сила воли.
> Просто для некоторых сфер, где есть способности себя проявить, нужно получить второе образование. Во многих случаях выгодно открыть своё дело. И будет удовлетворение и доход. А ждать халявки от государства, как правило, с окладом в 120 рублей, если нет опыта и лишь бы меньше работать, но получать, - удел неудачников или лентяев.
quoted1

В России из-за климатических и социальных законов всегда действует закон трубы:
Если кто то наполняется в месяц зарплатой или доходами по 30 тыс. р. то недалече должно быть двое с которых отливают оставляя им до 8 тыс. р.

Никакие образования, инвестиции и эффективность сего факта не отменят. Еще можно упрямо делать вид, что мои 30 тыс. и их 8 тыс. между собой связи не имеют.

Вы сейчас именно такой вид делаете - на всю страну. Надеюсь это по молодости.

>
> Никаких проблем не вижу и сейчас, было бы желание, мозги и сила воли.
> Просто для некоторых сфер, где есть способности себя проявить, нужно получить второе образование. Во многих случаях выгодно открыть своё дело. И будет удовлетворение и доход. А ждать халявки от государства, как правило, с окладом в 120 рублей, если нет опыта и лишь бы меньше работать, но получать, - удел неудачников или лентяев.
quoted1

Какую же чушь вы несете.
Позиция банального раба который стечением обстоятельств стал несколько выше остального населения и теперь считает своим долгом ткнуть остальных мордой в дерьмо, мол я трудолюбивый, потому и успешный. А вы все лентяи и тунеядцы.
Откуда вы все лезете


Natasha78
Natasha78

>> Никаких проблем не вижу и сейчас, было бы желание, мозги и сила воли.
>> Просто для некоторых сфер, где есть способности себя проявить, нужно получить второе образование. Во многих случаях выгодно открыть своё дело. И будет удовлетворение и доход. А ждать халявки от государства, как правило, с окладом в 120 рублей, если нет опыта и лишь бы меньше работать, но получать, - удел неудачников или лентяев.
quoted2

>Какую же чушь вы несете.
> Позиция банального раба который стечением обстоятельств стал несколько выше остального населения
quoted1

Позиция раба - это ныть, как же было хорошо в Союзе и какие нехорошие буржуи к власти пришли. За стаканом водки с такими же нытиками. Получающими мизер, а семью тянут жёны. Полно таких семей.
А позиция нормального человека - приспособиться к обстоятельствам. Освоить нечто большее, чем то, чему учили раньше. Найти другую работу, причем не просто ради выживания, а по душе.
У меня есть знакомый, которому надоело работать за копейки на заводе. Он самоучкой освоил компьютер, в частности программу 1С и сейчас ведущий программист в крупной компании.
Еще один компьютерщик, параллельно освоил строительство дорог, став замдиректора фирмы.
Моя подруга стала преуспевающим риэлтором, хотя заканчивала сначала сельхоз.
Примеров много. принцип один - желание жить достойно.


Ланцелот
lants

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

История возникновения и развития профессиональной ориентации в России

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марк­ систской идеологии. При Центральном институте труда, открытом в 1921 г. указанию В.И. Ленина, была со­здана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин ском институте труда (Харьков) в лаборатории по выбору

про­ фессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 20-х годах группа энтузиастов во главе с академиком В.М. Бехтеревым при поддержке и участии педагогов и психотехников наладила исследования и конкретную помощь людям в выборе профессии, работы, что привело к организации в Ленинграде при бирже труда первого Бюро профконсультации (в 1927 г.). Со временем такие бюро были созданы во многих городах страны (с 1930 по 1933 годы был открыто 47 таких бюро). Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (проф­отбора) занимались педологи. В 1930-е гг. Центральная лаборато­ рия по профконсультации и профотбору ВЦСПС начала разраба­ тывать систему школьной профориентации, объединяющую школьных психологов, бюро профконсультаций и работников профессиональных учебных заведений. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной проф­ ориентации.

Таким образом, период НЭПа (20-30 годы) в России можно назвать достаточно демократичным, свидетельством тому бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки. Вопросы профориентации обсуждались на заседаниях Совета Народных Комиссаров РСФСР. Проводились перспективные научные исследования, особенно по вопросам методологии и методике изучения профессий, по медицинскому профконсультированию, разработки профессиограмм, комплексных

профдиагностических методик, их практическому применению.

Были сделаны попытки перейти от профдиагностической к развивающей помощи самоопределяющимся подросткам. Некоторым центрам (Пермский и Омский областные, Алтайский краевой, Санкт-Петербургский городской) удалось наладить координацию профориентационной деятельности различных ведомств, а также научных исследований.

- создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах - множество пунк­тов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде СССР все это ку­ рировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения оте­ чественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы);

- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профкон­ сультантов (в тогдашнем СССР практических пси­ хологов в массовом порядке еще не готовили);

В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совер шенствования.

С 1996 года происходит возрождение профориентации:

- создаются учебные пособия и разработки активизирующих методик для вовлечения молодёжи в профессиональное самоопределение.

Это указывает на комплексный подход к профориентации (соединение науки и практики). В 2016 году проходит Всероссийская профдиагностика.

Президент и Правительство РФ подчеркивают важность ранней (школьной) профориентации, что отражено в Концепции развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года (2017г.).

Россия получила в наследство громоздкую, слабо управляемую структуру и развивается не профориентация слов и обещаний радужных прогнозов, формальных отчётов, а профориентация дела и пользы, позитивно влияющая на профессиональное становление, благополучие, реализацию и развитие личности.

Современной России надо избавляться от груза ошибок недавнего прошлого, сохраняя его ценные приобретения, противостоять негативным влияниям и соблазнам, искать опору и спасения в здоровых, перспективных проявлениях нарождающейся российской демократии и рынка, способствовать их развитию, используя отечественный и зарубежный опыт.

СССР исчез не так давно, но уже оброс легендами и сказками, а потому мнения о том, как было на самом деле, расходятся. Многие склонны в сегодняшней ситуации в стране обвинять руководителей СССР, а кто-то обвиняет сегодняшних лидеров, мол, развалили производство и созданную систему управления и стимулирования к труду. А как на самом деле мотивировали персонал в СССР?


Период советского времени необходимо делить на две половины, потому что довоенная эпоха и послевоенная – это две разные эпохи. Именно в период первой эпохи были заложены основные принципы управления, которые благополучно деградировали во второй. Начнем с начала.

В союзе постепенно и планомерна выстраивалась научная система управления, основанная на теории Ф. Тейлора. Основой системы управления персоналом в СССР послужило удовлетворение основных потребностей человека. Примечательно, что знаменитая пирамида потребностей была создана А. Маслоу позже, чем ее с успехом начали применять в СССР. Речь идет о потребностях в безопасности: каждому гражданину гарантировали крышу над головой и работу, благодаря которой можно было кушать.

Страх потери работы был минимизирован на столько, на сколько это возможно. Каждому не только гарантировалось право на труд, но и предоставлялось рабочее место. Господствовала всеобщая уверенность в завтрашнем дне, благодаря которой люди могли больше времени заниматься именно выполнением своей работы, а не думать о том, как жить завтра.


С одной стороны, все вышеперечисленное расхолаживало работников. Как бы плохо ты ни работал – тебя терпели, иногда наказывали, но продолжали содержать. Но существовала и обратная сторона медали, заключавшаяся в уравнительной оплате труда: кем бы ты ни был, ты получал за свой труд примерно столько же, как и все остальные. И это стимулировало людей выбирать работу по душе, а не идти туда, где больше платят. Именно это способствовало появлению стольких талантливых врачей, педагогов, ученых, что в сегодняшних реалиях кажется фантастикой.

В послевоенный период все силы были брошены на восстановление страны и ни о каких научных подходах к управлению речи не было. Продолжали жить по старинке: все те же высокие социальные гарантии и абсолютная уверенность в завтрашнем днем, но с тем отличием, что больше не было общей цели и общего врага. Возможно, именно это и послужило тем самым толчком к повышению лени среди работников. По-прежнему оставались талантливые сотрудники различных НИИ, но их число сокращалось, а находящиеся рядом примеры ленивых и безответственных сотрудников не способствовали повышению производительности.


Не последнюю роль сыграла и плановая экономика. Она очень хорошо и профессионально научила советских служащих писать отчеты и не выполнять больше положенного, при этом абсолютно не задумываясь зачем и для чего они вообще это делают, как это влияет на смежные сферы. Доходило до курьезов, когда с целью исполнения бюджета закупалось все подряд, даже то, что не имело никакого отношения к производству.

Считалось, что в тот период людей мотивировало именно выполнение планов, за что им выдавалась памятная медаль, премия и их портрет украшал собой доску почета. Но если проанализировать чьи портреты мелькали на этой доске, то станет понятно, что это были одни и те же люди.


Мотивация уверенностью в завтрашнем дне работать перестала. Ей на смену пришла современность с ее страхом потери работы, крыши над головой и индивидуализмом. Считается, что именно страх заставит людей работать лучше. Но, как показала практика, получился обратный эффект. Но это уже совсем другая история.

Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк, делитесь в соц сетях и в комментариях поделитесь Вашими представлениями о жизни в советский период


Первые безграмотные советские годы и единая трудовая школа

Советская система образования считалась одной из самых эффективных. /Фото: avatars.mds.yandex.net

Совместное обучение. /Фото: avatars.mds.yandex.net

Возвращение к дореволюционным нормам в образовании

Цель 30-х – ликбез. /Фото: avatars.mds.yandex.net

В 1930-м 16-й съезд определил для советских граждан обязательное первоначальное образование. Несмотря на то, что к этому времени грамотность выросла вдвое на фоне дореволюционного уровня, проблема оставалась актуальной. Закон обязал принимать учащихся в начальную школу в возрасте от 8 до 12 лет, родители теперь несли ответственность за посещение школы собственным ребенком. Учебные программы базировались на концентризме: школьники получали начальный круг знаний к 4 классу с последующим углубленным изучением повторно к 7-му. Что касается состава учащихся, решено было вернуть дореволюционное раздельное обучение девочек и мальчиков.

Хрущевские нововведения и правила зачисления в вузы

Вузы при Хрущеве стали доступнее. /Фото: avatars.mds.yandex.net

В послесталинскую эпоху общество пошло по пути резких перемен. Изменения касались всех сфер жизни и образования в том числе. Сталина подвергли критике по всем фронтам. Новый лидер страны взялся за воспитание подрастающего поколения. Школа-семилетка сменилась обязательной восьмилеткой. Раздельное обучение ликвидировалось. Реформа давала выпускникам право выбора между продолжением образования и послешкольным трудом. После 8 класса ученик мог продолжить обучение до 11 класса с последующим поступлением в вуз, а мог выбрать ПТУ.

С 9 класса ученики получали производственные навыки. Абитуриенты с трудовым стажем и отслужившие в армии получали преимущества при поступлении в высшие учебные заведения. Выпускники вузов обязаны были отработать по распределению 3 года. Студенты часто совмещали работу на производстве с обучением. Тенденцией стало сокращение творческих учебных заведений в пользу технических. Художники, актёры и артисты не виделись правительству полезными в развитии экономики. Появились школы-интернаты, где жили и учились представители неблагополучных семей, сироты и дети, чьи родители отдавали все время работе. Делался упор на изучение истории, политэкономии. В школьную программу ввели основы знаний по гражданскому, семейному, уголовному праву.

Уроки труда и учебно-производственные комбинаты

Учебно-трудовые занятия. /Фото: bagira.guru

В70-х значимой образовательной вехой стало создание так называемых учебно-производственных комбинатов. Суть заключалась в том, что раз в неделю советские старшеклассники занимались не в классе, а на территории предприятий. Так традиционная учебная программа дополнялась профтрудовой подготовкой. Ученики на собственном опыте познавали рабочий процесс и более осознанно подходили к выбору профессии. Параллельно будущим трудящимся ненавязчиво советовали то или иное направление, реализуя госзаказ. Занятия включали в себя две части: теорию и практику. И по окончании учебно-производственного курса школьникам выдавали официальную корочку, придающую уверенности в себе и дающую преимущество в будущем при поступлении на работу.

Занятия в ПТУ. /Фото: poshosse.ru

Кроме того, работа оплачивалась, а любой выпускник получал те или иные профессиональные навыки. Очень часто вчерашние старшеклассники без раздумий меняли школьную парту на станок, за которым проходили учебно-производственный курс. А предприятия таким нехитрым способом обеспечивали постоянный приток молодых кадров. Но даже если дальнейшая деятельность школьника не связывалась с полученной специальностью, навыки ему так или иначе пригождались по жизни.

Читайте также: