Как вернуть деньги с бывшей работы

Обновлено: 16.05.2024

Замечательно, если деньги вернутся: и другу помог, и сам не пострадал. Но что делать, если суммы позаимствованы немаленькие и нужно во что бы то ни стало истребовать их обратно? А расписки или договора нет. Такая ситуация не безнадёжная, законные способы воздействия на должника-заёмщика существуют, и сегодня мы о них расскажем.

Прежде всего, обратимся к Гражданскому кодексу. Согласно его статьям 161, 808, если вы как гражданин планируете дать в долг другому физическому лицу деньги на сумму, превышающую 10 000 рублей, вам надлежит заключить письменный договор займа. К нотариусу при этом идти не обязательно. Более того, в подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заёмщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определённой денежной суммы.

Но это небольшое юридико-лирическое отступление, чтобы кусать локти, ведь по нашей фабуле деньги уже отданы, а расписка не получена и договор не заключён. Здесь важно заметить, что обязательность письменной формы действует лишь в отношении сумм, превышающих 10 000 рублей. Если же передаётся меньшая сумма, сделка может быть совершена и устно. В любом случае, обязательство по возврату денег возникает, а значит требование займодавца (того, кто дал деньги) к заёмщику (тому, кто взял) будет правомерным и подлежащим исполнению.

Ещё несколько полезных советов, прежде чем перейти к активным действиям: постарайтесь вспомнить, когда конкретно (дата, время) и в каких обстоятельствах (место, содержание беседы, люди поблизости) деньги давались в долг. Возможно, имеются свидетели, есть переписка в мессенджерах или дело происходило, например, в кафе, где работают камеры наблюдения. Не редки случаи перевода сумм с помощью онлайн-банкинга. В такой ситуации можно получить справку по операции или выписку, подтверждающую движение средств по счёту. Безусловно, это косвенные данные о совершённой сделке, но они могут сыграть в вашу пользу даже на стадии досудебных процедур как психологические аргументы.

В целом, все варианты воздействия на должника можно поделить на две группы:

1. Самостоятельные действия: переговоры, направление претензии.

2. Обращение в компетентные органы (суд, полицию).

Всё это цивилизованные варианты решения вопроса. Прибегать к помощи коллекторов, несмотря на то, что в определённых случаях и рамках это легально, на наш взгляд, не слишком перспективно. Дело в том, что коллекторские агентства, действующие в правовом поле, вероятнее всего, откажутся принять подобное дело в работу, так как отсутствуют документы. А обращаться к неофициальным коллекторским организациям не только незаконно, но и не вполне гуманно.

Остановимся на мирных путях урегулирования ситуации. А, если не поможет, перейдём к юридической артиллерии: досудебной претензии, судебному иску и заявлению в полицию.

Мирный путь. Переговоры.

В этой процедуре главное правило — не давать воли эмоциям. У вашего заёмщика могла возникнуть объективная невозможность, непреодолимые обстоятельства, воспрепятствовавшие своевременному исполнению обязательства, а вернуть долг он морально готов. В этом случае нужно проявить терпение и мягкую настойчивость. А в юридическом плане можно попробовать договориться об отсрочке или рассрочке выплат и составить график платежей. Для правовой чистоты, особенно в ситуации, когда изначально расписки не было, на этом этапе можно заключить соглашение о выплате долга. В бумаге надлежит отразить фамилии и инициалы стороны, номера телефонов, адреса, предельный срок возврата долга (при отсрочке) или график погашения долга (при рассрочке).

Некоторые юристы рекомендуют заверить такое соглашение нотариально. Представляется, что это слишком идеальная ситуация с учётом того, что первоначально у вас даже не было расписки. А вот весьма жизненно, когда ваш заёмщик даже не собирается возвращать деньги и либо прямо об этом заявляет, либо просто не выходит на связь. В первом случае нужно попытаться записать телефонный разговор, в котором вы обсуждаете возврат долга (гаджеты вам в помощь). Валидны также скриншоты переписки в социальных сетях или мессенджерах на эту тему. Это пригодится, если всё-таки придётся идти в суд.

До суда. Претензия.

В интернете найдётся множество рекомендаций, как оказать моральное, а иногда аморальное, воздействие на заёмщика, чтобы принудить его вернуть взятое. Но мы предпочитаем цивилизованные правовые механизмы разрешения ситуаций, имея в виду то, с чего начали: деньги часто занимаются близкими людьми, а значит, победа любой ценой не уместна. Поэтому, когда устные переговоры не дают результат, следует перейти к переписке (досудебной претензии в адрес должника).

Судебное разбирательство.

Здесь пригодятся все предыдущие рекомендации относительно свидетелей, банковских справок, записей телефонных разговоров и скриншотов переписки. И, конечно, копий досудебных претензий. Всё это потребуется приобщить к исковому заявлению, составить которое вы, как и претензию, можете самостоятельно либо с помощью опытного юриста.

Согласно действующему порядку гражданские дела по спорам при цене иска, не превышающей 50 000 рублей, подсудны мировым судьям. Если в долг была передана бо́льшая сумма, обращаться надлежит в районный суд по месту жительства ответчика.

На тропе войны. Обращение в полицию.

Есть такой вариант действий. О нём нужно рассказать для полноты понимания возможностей, но рекомендовать его можно не всем. Дело в том, что обращение в полицию предполагает последующее возбуждение уголовного дела. Возникает вопрос, есть ли состав преступления, и если есть, то какого. Отчаянные займодавцы обращаются в полицию с заявлением по факту мошеннических действий. В соответствии со статьёй 159 Уголовного кодекса Российской Федерации мошенничеством признаётся хищение, совершённое путём обмана или злоупотребления доверием. В данном случае факт обмана или злоупотребления доверием придётся доказывать, так как, если вы передали деньги самостоятельно и добровольно, желая помочь заёмщику, а он выражал намерение возвратить занятые деньги и, в общем-то, не уклоняется от диалога, мошенническая схема здесь под сомнением. С другой стороны, если заёмщик уверял вас, что деньги необходимы ему, например, на лечение ребёнка, а сам за счёт них улетел на Мальдивы и пропал, то факт мошенничества можно попробовать доказать.

Выбор порядка действий — за вами.

В заключение.

Что делать, если ведущий аналитик проекта внезапно решил сменить работу, а быстро найти достойную замену не получается? Чем соблазнить специалиста, который не хочет ни денег, ни должности, ни новых задач? На эти и другие вопросы отвечает хедхантер Алена Владимирская

В новой компании, куда Леонид перешел чуть менее полугода назад, работает более 200 сотрудников. Сам Леонид не программист и руководит коммерческим отделом, но за его основным проектом закреплена команда разработчиков, потому что задачу невозможно реализовать без качественной аналитики.

Однако ведущий аналитик, от которого зависит успех нового проекта, начал довольно странно себя вести: сначала жаловался на плохое самочувствие и неделю подряд работал из дома, потом несколько дней подряд уходил пораньше или приходил попозже. Ничего криминального, но опытным глазом карьериста Леонид заметил, что у аналитика сменился стиль одежды — появился новый костюм, галстук, которого он раньше не носил.

Леонид зашел издалека: в корпоративной столовой, где раньше он никогда не обедал, подсел за стол к аналитику и поговорил с ним о проекте, прощупав степень его вовлеченности. Аналитик отвечал спокойно и уверенно — проект ему нравится, процессы идут, вовлеченность стопроцентная. Леонид выдохнул и на какое-то время переключился на решение более актуальных задач. Пока ему не позвонила Анна, эйчар с прошлого места работы.

— Слушай, Леонид, — начала Анна, — ты знаешь Юрия? Он у вас сейчас, кажется, ведущим аналитиком работает?

— Знаю, конечно, — ответил Леонид, уже понимая, что интуиция его не подвела. — Он в моей команде.

— Не хочу тебя волновать раньше времени, но у меня недавно спрашивали насчет него. Мои знакомые из одного стартапа ищут нового главного аналитика. Так что имей в виду.

— Аня, спасибо, — спокойно сказал Леонид. — Как всегда своевременная и бесценная информация. За мной букет.

Повесил трубку и задумался. Похоже, все было именно так, как он предполагал, — неспроста эти опоздания, костюмы и жалобы на плохое самочувствие.

Чтобы проверить информацию, он поговорил с аналитиком Юрием второй раз — рассказал о перспективах проекта, пообещал новую должность и повышение зарплаты после успешного завершения проекта. Спросил, как он видит себя в компании через год или два. Юрий без запинки, подробно рассказал о своих далеко идущих планах внутри проекта.

А через неделю положил на стол Леонида заявление на увольнение.

— Ну скажи, почему? — спросил его Леонид. — Денег мало?

— Нет, деньги хорошие.

— Нет, должность тоже устраивает.

— Проект не очень интересный?

— Очень интересный проект.

— Просто не хочу. Там условия получше — к дому ближе, перспективы более отчетливые. Ну и в целом… Хочу попробовать себя в новой роли.

— Слушай, скажу честно, — начал Леонид, — ты ставишь меня в очень неудобное положение. Я в компании человек новый, быстро найти специалиста твоего уровня у меня не получится, брать со стороны — рискованно, поднимать изнутри — еще не всех знаю. Плюс репутация: вот ты уйдешь, все будут говорить о том, что я плохой начальник и от меня люди бегут. Так что дай мне, пожалуйста, пару дней подумать — и мы вернемся к этому разговору.

Леонид понимал, что оказался в практически безвыходной ситуации. Ему надо замотивировать человека, который не поддается мотивации. И оставить его в компании во что бы то ни стало. Больше всех терял в этой ситуации именно Леонид. И он начал изучать стартап, которым соблазнился его аналитик.

Оказалось, что это небольшой, но быстро выстреливший бизнес, не так давно перекупленный крупным банком. Сфера с нынешней компанией Леонида совершенно не конкурентная, но открывающая перед аналитиком Юрием очень привлекательные горизонты.

Леонид перебрал варианты. Что он может? Первое — перекупить Юрия космическим баблом. Всех можно купить. Но не факт, что это решение одобрит высшее руководство. Второе — взять с рынка кого-нибудь из своих, привести аналитика со стороны. Но это огромные потери времени и риск не закончить проект в срок. Третье — найти умного и перспективного аналитика в компании и повысить его до ведущего. В этом случае появляется опасность того, что он не справится. Вроде бы выхода нет. Но он есть.

Гамбит Леонида

Ровно через два дня Леонид сделал Юрию предложение, которого тот совсем не ожидал.

— Я изучал твой стартап и, в общем, понимаю тебя — там хорошие перспективы. И тебе, похоже, правда этого хочется. Но ты и меня пойми — новый проект, я еще по сути на испытательном сроке, и вот так остаться без ключевого специалиста. Положение совсем незавидное, согласись.

Юрий, настроенный на уверенный отказ, молча кивал, сохраняя индифферентное выражение лица.

— Так что предлагаю такой вариант. Назовем его взаимной страховкой. Ведь, согласись, там может случиться что угодно, и радужные перспективы окажутся совсем не такими радужными. Не хотелось бы, конечно, тебе подобного желать, но это вполне реально. А мне ты точно нужен, я тебя ценю. Давай сделаем так: ты остаешься на моем проекте в качестве внешнего консультанта, на полгода. Определим количество часов, которое тебе нужно, чтобы помочь довести проект до конца, и деньги, которые мы будем тебе за это платить. Все зафиксируем в контракте. Плюс сам выберешь себе преемника из своих подчиненных и будешь постепенно вводить его в курс, чтобы через полгода он смог занять твое место. А если в твоем стартапе что-то пойдет не так — вернешься. Я даю тебе открытый офер, который действует, пока ты выполняешь условия контракта. Расторгаешь контракт — офер теряет силу. Что скажешь?

Уйти, чтобы вернуться

Аналитик Юрий никогда раньше не сталкивался с удивительным миром корпоративных интриг, а на новом месте, куда он все-таки ушел, ему пришлось отведать их сполна. Попавший в стальные шестерни большого банка маленький стартап очень быстро перестал казаться Юрию местом, о котором он мечтал всю жизнь. Ловкий расчет Леонида сработал — каждый день, отправляясь на работу, Юрий помнил: если что-то по-настоящему пойдет не так, ему есть куда вернуться.

— Отлично, — ответил Леонид, — я рад. Тогда сходи сейчас к преемнику и как-то деликатно ему объясни, что твоего места он в следующем месяце не займет.

— Ну а кто? Твой воспитанник, вы с ним на одной волне.

— А взамен мы что-нибудь ему сможем предложить?

— Думаю, что мы сможем договориться насчет новой должности для умного и сильного сотрудника. Если он и правда такой. В любом случае уже сейчас он и знает, и получает больше, чем знал и получал полгода назад. Так что не беспокойся — он тоже не проиграет.

Уверен, что все вы так же, как и я, очень рады этому событию, потому что Юра — незаменимый сотрудник и прекрасный человек. От души всех нас поздравляю! Вы отличная команда, и я горжусь тем, что мы работаем вместе.

Как удержать сотрудника, который твердо решил уволиться и не интересуется ни деньгами, ни повышением?

Советы Алены Владимирской

Итак, если от вас внезапно решил уволиться ключевой специалист, а на поиск замены у вас нет времени и ресурсов, то:

Перед командировкой работнику выдаются деньги под отчет либо перечисляются на банковскую карту. По окончании командировки работник заполняет авансовый отчет и производится окончательный расчет с компанией. Срок такого отчета составляет 3 рабочих дня со дня возвращения из командировки (п.26 Положения об особенностях направления работника в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. №749).

По каким причинам работник может не возвращать деньги?

Причин для невозврата неизрасходованных денег может быть несколько: от банальной – потерял документы до умышленного присвоения денег.

В последнем случае, невозврат аванса, чаще всего, сопровождается желанием работника уволиться и громко хлопнуть дверью.

Если работник потерял документы, например, посадочный талон, то можно попытаться его восстановить. Для этого ему нужно зайти на официальный сайт авиаперевозчика, заполнить заявление, в котором нужно указать номер авиарейса, паспортные данные и другую необходимую информацию.

Второй случай связан с сознательным невозвращением ранее полученного аванса либо его части.

На практике встречаются случаи, когда работник может проигнорировать обязанность заполнения авансового отчета по командировке. Тогда вся ранее выданная работнику сумма превращается в его долг.

Что делать работодателю, если работник не возвращает деньги?

У работодателя есть только два пути разрешения ситуации: удержать из заработной платы или обратиться в суд за взысканием долга. Конечно, работодатель еще может простить долг или списать его позже по истечении срока исковой давности. Но далеко не каждый работодатель может позволить себе такую роскошь.

!Трудовые споры
!Трудовые споры

Алгоритм действий работодателя будет следующим.

1 шаг. Получение заявления от работника на согласие удержания долга из заработной платы.

2 шаг. Оформление работодателем приказа о взыскании неиспользованных сумм.

Такой приказ должен быть издан работодателем не позднее месяца со дня, когда работник должен был вернуть аванс по командировке.

Если работодатель пропустит данный срок, то взыскивать долги придется только в суде (письмо Роструда от 09.08.2007 г. №3044-6-0).

3 шаг. Направление приказа в бухгалтерию и расчет размера удержания.

Работодатель, имея на руках согласие работника, должен учитывать ограничения по удержаниям. Так, общий размер удержаний работника из его заработной платы не может быть выше 20%, а в отдельных случаях – выше 50 % (ст.138 ТК РФ).

Поэтому если размер долга намного превосходит размер зарплаты работника, то удержания будут растянуты во времени.

Причем период, в течение которого могут быть удержаны долги, не ограничен. Работник может рассчитываться хоть до выхода на пенсию.

Другое дело, что некоторые работники могут по собственной инициативе внести деньги в кассу и раз и навсегда закрыть свои долги.

В случае, когда работник не дает свое согласие на удержание, работодатель может обратиться в суд с иском о возмещении работником ущерба.

Сделать это работодателю позволяют нормы ст.352 ТК РФ.

Как правило, судебные баталии касаются случаев, когда работник, имеющий долги, собирается уволиться.

Тогда суд будет рассматривать индивидуальный трудовой спор по иску работодателя.

Например, в одном из споров компания обратилась в суд с иском о возмещении ущерба – работнику были перечислены деньги на авиа- и железнодорожные билеты, но неизрасходованная сумма не возвращена. Суд рассматривает невозвращенные деньги как причинение материального ущерба работодателю, который подлежит взысканию. При этом суд отклонил доводы работника о том, что он не был ознакомлен с приказом и не располагал информацией о наличии ограничений по использованию аванса. Поэтому суд удовлетворил требования работодателя (апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2016 г. №33-12630/2016). Отметим, что в данном деле работодатель предоставил всю необходимую документацию, связанную с командировкой работника и выдачей ему аванса. Если же работник устроен неофициально, нет заключенного трудового договора и (или) документов, свидетельствующих о предстоящей командировке, рассчитывать на победу в суде не приходится.

Елена Мехоношина

Можно ли сделать предоплату невозвратной? Что будет, если не вернуть деньги? Как подстраховаться от убытков, если клиенты часто отказываются? Рассказываем всё по порядку.

Сделать предоплату невозвратной нельзя

Обычно предприниматели берут предоплату в подтверждение, что клиент точно воспользуется услугой.

К примеру, женщина записывается на маникюр за месяц на последние числа декабря. Перед Новым годом желающих сделать ногти будет много. Поэтому салон сразу берёт с клиентки 2 000 ₽ и бронирует за ней время. Другим желающим на это время откажут.

Ещё пример. В кафе обращается фирма, заказывает кейтеринг на три дня и вносит предоплату 10 000 ₽. Повара и официанты кафе будут заняты в эти дни в офисе фирмы. Приготовить и привезти еду другим клиентам не смогут.

По закону клиент может отказаться от услуги и забрать предоплату в любой момент.

Сделать услугу неотменяемой, а предоплату невозвратной нельзя. Даже если вписать такой пункт в договор с клиентом, он не будет действовать. Нет услуги — нет оплаты. Это называется встречным исполнением обязательств. Правила — из ст. 328, 453, 717, 731, 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о правах потребителей.

В наших примерах получится так. Клиентка передумала делать маникюр — салон обязан вернуть 2 000 ₽. Фирме стал не нужен кейтеринг — кафе обязано вернуть 10 000 ₽.

Но не всё так печально. Из предоплаты можно вычесть свои расходы и оплату уже сделанных услуг. Про это подробно расскажем ниже.

Предоплату надо вернуть в течение семи дней после отказа клиента от услуги. Но в своём договоре с клиентами этот срок можно сделать короче или длиннее — ст. 314 ГК РФ.

Предоплата без состоявшейся услуги — неосновательное обогащение предпринимателя по ст. 1102 ГК РФ. Если деньги не вернуть, клиент заберёт их через суд с процентами и оплатой услуг юриста.

Ещё за отказ вернуть предоплату клиенту-физлицу может оштрафовать Роспотребнадзор по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. ИП грозит от 1000 ₽ до 2000 ₽, юрлицам от 10 000 ₽ до 20 000 ₽.

Получается, за невозврат женщине 2000 ₽ за маникюр салон рискует заплатить в несколько раз больше.

Продавать невозвратные абонементы тоже нельзя. Правда, там есть исключения, мы говорили о них в отдельной статье.

Из предоплаты удерживают свои расходы и оплату уже оказанных услуг

Может выйти так, что до отмены брони предприниматель уже потратил деньги на клиента. Например, мастер салона купил смываемый лак за 300 ₽, потому что клиентка не хотела гель-маникюр. А кафе закупили шпажки для канапе стоимостью 500 ₽. На этот случай закон защищает предпринимателя.

Клиент обязан оплатить расходы, которые предприниматель уже понёс. Поэтому предоплату возвращают за вычетом таких расходов. В наших примерах салон вернёт 1700 ₽: 2000 ₽ минус 300 ₽ на лак, а кафе вернёт 9500 ₽: 10 000 ₽ минус 500 ₽ за шпажки.

Иногда расходы полностью покрывают предоплату. Тогда к возврату клиенту будет ноль. Если к моменту отказа от кейтеринга в холодильнике кафе уже лежат полуфабрикаты на 10 000 ₽, предоплату можно не возвращать. Правда, полуфабрикаты придётся отдать фирме, если они захотят.

Главное, чтобы у предпринимателя остались чеки на расходы. И чеки должны подтверждать траты на этого самого клиента. На такие случаи лучше оговаривать подробное техзадание. К примеру, прописывать меню кейтеринга в спецификации к договору на обслуживание. Там канапе — значит, нужны шпажки. Если клиент пойдёт судиться, предприниматель покажет суду чеки на шпажки.

А вот вычесть из предоплаты потерянную прибыль нельзя. Это упущенная выгода предпринимателя по ст. 15 ГК РФ. Клиент и снятая бронь тут ни при чём.

Отдельный случай — когда клиент отказался от уже начатой услуги. Если официанты покормили людей один день, а потом фирма отказалась от кейтеринга, она оплачивает только этот день. Часть услуги — часть оплаты.

И ещё — оплату за часть услуги оставляют себе только, если у клиента нет претензий по качеству.

Клиент не пришёл на услугу — оплата не возвращается

Другая ситуация — когда клиент не пришёл в назначенное время, не открыл дверь или просто опоздал. Потом позвонил и потребовал предоплату назад, ведь услуги не было.

Если клиент просто передумал и не пришёл, он обязан оплатить услугу полностью — ст. 781 ГК РФ.

Но если окажется, что клиентка не доехала на маникюр из-за ДТП не по своей вине, удержать из предоплаты можно только свои расходы, а остаток надо вернуть.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что полезного прописать в договоре с клиентом на случай отмены заказа

Вот несколько советов, как уменьшить убытки, если клиенты снимают бронь часто. Сразу скажем: лучше заключать с каждым клиентом договор на бумаге. А это не всем удобно. Если есть возможность, условия можно вписывать в квитанцию, которую выдаёте клиенту, или в чек. Но если услуги дорогие, стоит всё-таки заключать договоры.

Прописать свои расходы

Чтобы избежать споров о расходах, можно сразу прописать в договоре, что к ним относится.

К примеру, кафе может прописать в договоре на обслуживание, что 1000 ₽ уходит на предзаказ машины для доставки продуктов и проезда официантов к месту исполнения услуги. И на случай спора надо быть готовым показать клиенту этот чек.

Разбить услугу на части

Если разбить услугу на этапы с ценами за каждый, сразу видно, сколько денег возвращать. На работы наподобие ремонта или шитья можно составить смету и сделать на неё ссылку в договоре.

Включить в договор условие о задатке

Суть задатка следующая. Клиент платит предпринимателю деньги в счет оплаты по договору. Если клиент отменяет заказ, предприниматель оставляет задаток себе — без всяких чеков на расходы. Если предприниматель сам откажется оказывать услугу, он отдаст задаток в двойном размере — 380, 381 ГК РФ.

Задаток нельзя включить в договор с физлицами. Поэтому такая фишка не подойдёт салонам красоты, ателье, бригадам по ремонту квартир и другим предпринимателям из сферы бытовых услуг. Правило — из ст. 16 Закона о защите потребителей.

Турагентство проиграло спор с клиентами, которые хотели вернуть 40 000 ₽ за отказ от тура. В договоре было условие, что тур неотменяем, а предоплата — это задаток, он не возвращается. Но суд сказал, что физлиц нельзя лишать права на отмену брони, и неважно, что написано в договоре — дело № 33-3534/2019.

А вот оказывать услуги другим предпринимателям с условием о задатке можно. Важно лишь, чтобы из текста договора было ясно, что деньги, которые вносит клиент — это задаток, а не простая предоплата. При этом предоплата может стать задатком, если клиент отменяет бронь поздно.

Вот пример условия для договора:

Стороны пришли к соглашению, что в случае отказа от исполнения договора заказчиком менее чем за 10 дней до даты оказания услуг кейтеринга, внесённая заказчиком предоплата в сумме 10 000 рублей будет считаться внесённой на счёт исполнителя в качестве задатка и не подлежит возврату заказчику в соответствии со ст. 381 ГК РФ.

Статья актуальна на 13.04.2021

Читайте также: