Как в трудовой сделать запись недействительной если передумали увольнять

Обновлено: 13.05.2024

Получается, у меня на руках есть трудовая книжка, в которой нет записи об увольнении. И официально уволиться я не могу. Я нашла новую работу, но боюсь потерять ее из-за этих проблем с трудовой. Как мне поступить в этой ситуации? Можно ли обратиться в суд?

Если у вас на руках есть трудовой договор с новой работы, то можете не волноваться: работодатель не может вас уволить из-за ошибки в трудовой книжке. В трудовом кодексе есть перечень оснований для увольнения, и вашей проблемы в этом перечне нет.

Но действительно, лучше привести трудовую книжку в порядок. Когда вы в следующий раз будете менять работу, у кадровика могут возникнуть вопросы. Вот что можно сделать.

Потребуйте от предыдущего работодателя внести запись

Узнать, прекратил ли официально работодатель свою деятельность, можно на сайте налоговой. Для этого надо знать регистрационные номера работодателя: ОГРН или ИНН. Они должны быть в вашем трудовом договоре, еще их можно спросить у вашего знакомого бухгалтера со старой работы.

Если организация официально закрылась, то на сайте налоговой будет указана дата прекращения ее деятельности

Если же организация официально еще не закрылась, то она должна внести запись об увольнении в трудовую книжку. Потерянная печать тоже не препятствие: действующая организация может — и вообще-то должна — после утери ее восстановить.

Свяжитесь с директором и скажите, что пожалуетесь в трудовую инспекцию. Сначала его могут оштрафовать на 5000 Р , но если он таки продолжит не вносить запись в вашу трудовую, то штраф достигнет 20 000 Р . Вы можете жаловаться на работодателя ежемесячно — пока он не сдастся. Еще ему могут запретить управлять организациями в течение 3 лет.

Скорее всего, трудовая инспекция вынесет работодателю предписание: внести в трудовую книжку запись об увольнении. На исполнение дадут конкретный срок, короткий — скорее всего, меньше месяца. Если директор не исполнит предписание, то подвергнется еще одному штрафу — от 1000 до 2000 Р .

Возможно, ваш бывший директор решит, что ему проще заплатить штраф, чем возиться с трудовой. В таком случае объясните ему, что будете писать жалобы до тех пор, пока он не сделает запись, и штрафовать его будут ежемесячно.

Рассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

Попросите нового работодателя внести запись или выдать новую трудовую книжку

Если предыдущий работодатель официально прекратил свою деятельность, то запись об увольнении может внести новый работодатель. Для этого новому работодателю надо представить документы, подтверждающие факт увольнения.

Проще всего для этого взять у бухгалтера с предыдущей работы копию или выписку из приказа об увольнении. Если бухгалтер скажет, что такого приказа нет, — настаивайте. Он должен быть по закону. На такой приказ необязательно ставить печать. Поэтому, даже если печать потеряли, приказ можно восстановить.

Можно поступить еще проще: попросить нового работодателя завести вам новую трудовую книжку. Это законно, но в таком случае запись о новой работе будет первой. Если вы выберете этот вариант, то не выкидывайте предыдущую трудовую. Она может еще пригодиться, чтобы подтвердить стаж.

Обратитесь в суд

Такое заявление предполагает, что участники судебного разбирательства не в споре. Заявитель просит суд подтвердить, что трудовые отношения действительно были прекращены. Суд рассматривает представленные документы и, возможно, вызывает свидетелей, готовых подтвердить, что вас действительно уволили. Такие дела привычны в судебной практике, вот пример из Полярного райсуда Мурманской области.

Свидетелями в суде могут быть ваши бывшие сослуживцы, бухгалтер или директор фирмы. Также суд может запросить у пенсионного фонда отчетность работодателя о персональном составе его работников.

Заявление надо подавать в районный суд по месту вашего жительства. Мы подробно рассказывали о том, как найти нужный суд.

Но заявление в суд всегда требует трат времени и нервов. Я не рекомендую сразу обращаться в суд. Для начала попробуйте убедить предыдущего или нового работодателя внести запись в трудовую книжку.

У нас есть и другие статьи про права на работе:

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.


И. В. Тарасова
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Вопрос

У сотрудника пропущена запись о переводе в трудовой книжке, после нее уже вписаны две записи. Каким образом можно внести недостающую запись в трудовую книжку работника?

Ответ

Напрямую действующим законодательством данный вопрос не урегулирован. Официальных разъяснений по нему в СПС КонсультантПлюс не представлено.

По нашему мнению, пропущенная запись о переводе может быть внесена в трудовую книжку после последней записи на основании приказа (распоряжения) о переводе. Запись вносится за следующим порядковым номером, в порядке хронологии с указанием фактической даты перевода в графе 3.

Работодатель вправе обратиться за официальными разъяснениями в государственные контролирующие органы по месту своего нахождения.

Обоснование

Напрямую действующим законодательством данный вопрос не урегулирован. Официальных разъяснений по данному вопросу в СПС КонсультантПлюс не представлено.

Порядок ведения, хранения и учета трудовых книжек регулируется несколькими нормативными актами: Трудовым кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Постановление), Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" (далее - Инструкция).

Порядок исправления ошибок, допущенных в трудовых книжках, определен в п. 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением.

Порядок исправления неверных записей регулируется п. 1.2 Инструкции, в котором указано, что после соответствующей последней в данном разделе записи указываются последующий порядковый номер, дата внесения записи; в графе 3 делается запись: "Запись за номером таким-то недействительна". После этого производится правильная запись: "Принят по такой-то профессии (должности)". В графе 4 повторяются дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку, либо указываются дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, на основании которого вносится правильная запись.

В рассматриваемом случае записи о работе внесены верно, поэтому признавать их недействительными нет необходимости. Фактически пропустили только запись в трудовой книжке о переводе.

По нашему мнению, пропущенную запись о переводе работника можно внести после последней записи в трудовой книжке в таком же порядке, как если бы она была внесена своевременно. Однако в третьей графе, где указываются сведения о работе, необходимо внести фактическую дату, когда сотрудник приступила к выполнению своих должностных обязанностей по новой должности. Данная позиция поддерживается специалистами на практике.

Подтверждающий данный вариант внесения пропущенной записи в трудовую книжку материал представлен и в СПС КонсультантПлюс – см. Извлечение в Дополнительном материале по вопросу, приведенном ниже.

Примечание:

Работодатель вправе обратиться за официальными разъяснениями в государственные контролирующие органы по месту своего нахождения.

Дополнительный полезный материал по вопросу в СПС Консультант Плюс:

Ответ: Пропущенную запись о переводе можно внести в любой момент, когда была обнаружена ошибка в заполнении трудовой книжки. При этом нужно внести запись о переводе следующим порядковым номером после последней записи с указанием даты в порядке хронологии (графа 2 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки). В самой записи о переводе необходимо указать фактическую дату перевода, с которого работник был переведен на соответствующую должность согласно приказу (распоряжению) о переводе (графа 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки), то есть пропущенная запись, внесенная в трудовую книжку работника, должна полностью соответствовать документу, на основании которого она была сделана.

Запись о постоянном переводе работника на другую должность должна быть отражена в трудовой книжке (в случае ее ведения) в обязательном порядке. Внесение пропущенной записи в трудовую книжку, свидетельствующей о переводе работника на другую должность, осуществляется на основании приказа (распоряжения) о переводе в порядке хронологии с указанием фактической даты перевода.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе (ст. 66 ТК РФ).

Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила).

Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения) (п. 10 Правил).

Таким образом, соответствующая запись должна быть сделана не позднее недельного срока со дня издания приказа (распоряжения) о переводе работника на другую должность. Внесение соответствующей записи после указанного срока является нарушением порядка ведения трудовых книжек. В случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п. п. 27, 29 Правил).

Внесение пропущенной записи в трудовую книжку, свидетельствующей о переводе работника на другую должность, осуществляется на основании приказа (распоряжения) о переводе. Пропущенную запись можно внести в любой момент, когда была обнаружена ошибка в заполнении трудовой книжки. При этом нужно внести запись о переводе следующим порядковым номером после последней записи с указанием даты в порядке хронологии (графа 2 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки). В самой записи о переводе необходимо указать фактическую дату перевода, с которого работник был переведен на соответствующую должность согласно приказу (распоряжению) о переводе (графа 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки), то есть пропущенная запись, внесенная в трудовую книжку работника, должна полностью соответствовать документу, на основании которого она была сделана.

Пример. Внесение пропущенной записи в трудовую книжку

Работник кадровой службы 27.11.2020 обнаружил, что в трудовой книжке работника отсутствует запись о его переводе с 05.10.2020 на должность главного бухгалтера.

В трудовой книжке необходимо сделать следующую запись:

Графа 1: указать номер записи в хронологическом порядке.

Графа 2: "27.11.2020" (фактическая дата записи).

Графа 3: "Переведена с 05.10.2020 на должность главного бухгалтера".

Графа 4: указать реквизиты приказа, на основании которого осуществлен перевод.

Соответствующая запись о переводе работника на другую должность в соответствии со ст. 66 ТК РФ и п. 4 Правил должна быть отражена в обязательном порядке. При отсутствии такой записи работодатель несет ответственность (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Ответ: Трудовое законодательство не устанавливает процедуру внесения пропущенной записи в трудовую книжку.

По нашему мнению, ее необходимо внести после последней записи в трудовой книжке в таком же порядке, как если бы она была внесена своевременно. При этом пропущенная запись должна полностью соответствовать записи в документе, на основании которой она внесена в трудовую книжку.

В графе 2 трудовой книжки указывается дата внесения пропущенной записи.

Дата перевода на другую работу проставляется в графе 3 трудовой книжки.

В графу 3 трудовой книжки пропущенная запись вносится в обычном порядке, без каких-либо уточнений (кроме даты).

Дополнительный полезный материал по вопросу в СПС Консультант Плюс:


И. В. Тарасова
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.


Как полагается в соответствии с действующим трудовым законодательством за две недели написал заявление о том, что он увольняется, и подал его руководству.

И вот руководитель уже подписал приказ уволить этого сотрудника по собственному желанию, в отделе кадров уже внесли сведения об этом в трудовую книжку.

Но до истечения этих двух недель работник принял решение не увольняться. Как произвести аннулирование записи об увольнении?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87. Это быстро и бесплатно !

Можно ли отменить запись в трудовой книжке об увольнении? Допустимо ли это?

В трудовую книжку работника работодатель (в лице ответственного сотрудника отдела кадров) вносит информацию о:

  • работнике;
  • работе;
  • награждениях этого сотрудника.

Порядок внесения корректировок в эти разделы несколько различаются и устанавливаются специальными Правилами и Инструкциями, которые утверждены Постановлениями Правительства РФ.

Отмена внесения сведений об увольнении сотрудника допустима.

Но для этого существуют специальный алгоритм и специальные правила. Например, просто так взять и зачеркнуть утратившие актуальность данные нельзя (как и записи о переводе, поступлении на работу, награждении сотрудника).

ВАЖНО! По закону единственный верный в таком случае путь – это придать имеющимся сведениям статус недействительных при помощи занесения новых данных о работе сотрудника согласно законодательству о трудовых взаимоотношениях.

Основания для аннулировании записи

В соответствии с законами, регламентирующими трудовые отношения, если работник решил прекратить отношения с данным работодателем и написал об этом заявление, то в течение двух недель он вполне может передумать и забрать свое заявление обратно. Основанием для этого является статья 80 ТК РФ.

Если заявление работником отозвано, то уволить его не имеют права, если только за это время на его место не пришел новый сотрудник (приглашенный с предыдущего места работы письменно), которого уже перевели с другого места работы (статья 64 ТК) .

Поскольку после подачи заявления о расторжении трудовых отношений работник еще может передумать, все документы об увольнении обычно готовятся в последний момент. Но все же не исключена вероятность, что сотрудник решит остаться на старой работе именно за день до истечения двухнедельного срока.

Нормативные правовые документы, регламентирующие, кроме ТК, вопросы аннулирования ошибочно внесенных сведений, представлены соответствующими Постановлениями Правительства РФ о ведении трудовых книжек.

Как правильно сделать запись об увольнении недействительной?

Во-первых, необходимо аннулировать приказ о расторжении рабочих отношений с сотрудником в связи с его увольнением, подписав новый приказ, отменяющий предыдущий.


Во-вторых, получить от работника заявление о том, что он отзывает сове предыдущее заявление, в котором просил его уволить, а затем забрать у работника заявление о расторжении с ним рабочих отношений и надписать на нем, что оно аннулировано по причине поступления заявления о его отзыве.

В-третьих, записи о недействительности сведений о расторжении трудовых отношений заносятся в книжку на основании приказа об отмене предыдущего приказа. Запись о расторжении рабочих отношений перечеркивается один раз, рядом должен расписаться ответственный сотрудник отдела кадров.

Если уже заполнена личная карточка сотрудника (форма № Т-2), то и в нее в обязательном порядке вносятся коррективы.

Отмена неосуществленного расторжения рабочих отношений с сотрудником проводится вот так:

Образец отмены записи об увольнении в трудовой книжке:

Игнорирование правил о заполнении трудовых книжек, включая и правила об исправлении недействительных сведений в них, влечет ответственность по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства .

Санкция данной нормы предполагает вынесение предупреждения ответственному за это нарушение лицу или штраф. Если виновным в неправильном оформлении аннулирования записи в трудовой книжке будет признан, например, работник отдела кадров (должностное лицо), то размер штрафа для него составит 1000 – 5000 р., а если виновным будет признан индивидуальный предприниматель – сумма штрафа будет той же; а если юридическое лицо (организация) – сумма штрафа составит 30000 – 50000 р.

Таким образом, работодателю (в лице работников отдела кадров) необходимо тщательно следить за тем, как ведется документация, касающаяся его сотрудников, в том числе и трудовые книжки, как вносится в них информация и как она исправляется в случае надобности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Если ваша работа связана с ведением трудовых книжек и внесением в них записей, если вы хотите вовремя (до того момента, как сотрудник Пенсионного фонда откажет вам в признании соответствующего стажа) обнаружить некорректные записи в своей собственной трудовой книжке и проверить верность вносимых исправлений и изменений, то эта очередная статья нашего цикла о трудовых книжках – для вас!

Изменение, дополнение или исправление?

Так, изменения и дополнения, вносимые в трудовую книжку, подразумевают действия, соответственно, по замене или дополнению ранее внесенных верных записей. Исправление же предполагает замену также внесенных ранее, но ошибочных, неверных (некорректных) записей в трудовой книжке.

В дальнейшем и будем из этого исходить.

Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться?

Анализ указанных нормативных документов позволяет сделать вывод, что порядок изменения (дополнения) и исправления записей в трудовых книжках работников во многом зависит от того, в какой раздел трудовой книжки такие изменения (дополнения) и исправления вносятся.

Напомним – любая трудовая книжка состоит из трех частей:

Исходя из этого, рассмотрим последовательно, в каком порядке можно вносить изменения (дополнения) и исправления в указанные разделы.

Меняем сведения о работнике

При ведении трудовых книжек важно своевременно и в полном объеме вносить записи о работнике. Как уже говорилось в одной из предыдущих статей, сведения о работнике включают в себя ряд последовательно излагаемой о нем информации. В таком же порядке и будем изучать порядок изменения (дополнения) ранее внесенных данных.

Изменение записей о фамилии, имени, отчестве и дате рождения работника

В силу п. 2.3 Инструкции изменение записи о фамилии, имени, отчестве, дате рождения можно внести на основании паспорта, свидетельств о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов, обязательно ссылаясь на их номер и дату.

Порядок внесения изменений прописан здесь же. Изменения вносятся на ту же первую страницу (титульный лист) трудовой книжки следующим образом:

  • ранее вписанные фамилия или имя, отчество, дата рождения зачеркиваются одной чертой и
  • записываются новые данные,
  • при этом ссылки на соответствующие подтверждающие документы вносятся на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью уполномоченного лица и печатью.

Шарапова Нина Валентиновна впервые поступила на работу 15.09.2009 и ей оформили трудовую книжку. 02.04.2010 она вступила в брак и взяла фамилию мужа – Сорокина.

В приведенной ситуации в титульный лист трудовой книжки работника необходимо внести следующие исправления:

К сожалению, ни в Правилах, ни в Инструкции ничего не сказано не только о порядке, но и о самой возможности внесения исправлений в сведения о работнике, в том числе при ошибочном написании имени.

Представляется, что решение в такой ситуации зависит от того, когда выявлен факт внесения неправильной записи:

  1. Если ошибка замечена при первичном заполнении бланка трудовой книжки, тогда необходимо испорченный бланк уничтожить, составив об этом соответствующий акт, и заполнить правильно новый бланк, не взимая с работника деньги за испорченный таким образом бланк.

Справедливости ради следует отметить, что на практике встречается и другая точка зрения по данному вопросу: исправления можно вносить в обычном порядке по месту работы, где была внесена соответствующая неправильная запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего такую ошибку. Специалисты, придерживающиеся такого мнения, обычно ссылаются на п. 27 Правил, описывающий общие правила действий в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке, а также на п. 30 Правил, указывающий, что зачеркивание не допускается только в разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или сведения о награждении. На основании этих норм, а также используя по аналогии п. 2.3 Инструкции, они осуществляют следующие действия:

В этой связи хотелось бы отметить, что любое отклонение от установленных инструкций о внесении исправлений в записи, содержащиеся в трудовых книжках, несет риск ответственности за несоблюдение порядка ведения трудовых книжек, поэтому предлагаемый вариант исправления записей со ссылкой лишь на общие правила таких исправлений представляется спорным.

Немаловажным является и следующее обстоятельство. Как работодатель сможет определить, что трудовая книжка принадлежит именно тому человеку, который предъявил паспорт? Ведь сходства остальных данных об имени, отчестве и фамилии, годе рождения еще ни о чем не свидетельствуют. Внести исправления в записи на титульном листе – значит действовать на свой страх и риск. Кроме того, как уже отмечалось, даже компетентные органы при определении страхового стажа не берут на себя риск признать принадлежность трудовой книжки обратившемуся к ним лицу только на основании паспорта. Тем более этого не может сделать работодатель. Единственно верным подходом в такой ситуации представляется, повторимся, обращение самого работника в судебные органы с целью надлежащего установления факта принадлежности ему трудовой книжки.

Записи о полученных работником новых образовании, профессии, специальности

При оформлении трудовой книжки впервые работники могут иметь незаконченное высшее образование, а высшее получить спустя некоторое время. Многие лица, ответственные за ведение трудовых книжек, ошибочно упускают этот момент из виду и в результате в трудовой книжке остается только первоначально внесенная в нее запись о неоконченном высшем образовании (на основании представленных надлежаще заверенных документов: студенческого билета, зачетной книжки, справки образовательного учреждения и т.п.).

Правильным будет поступить по-другому: на основании соответствующего подтверждающего документа (диплом) работодателю по последнему месту работы следует произвести изменение записи об образовании.

Указанное в равной степени относится и к изменению сведений о профессии, специальности.

В подобных случаях необходимо руководствоваться п. 2.4 Инструкции, согласно которому изменение (дополнение) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей.

Случается, что на практике при внесении в трудовую книжку дополнений о новом образовании работника делают ссылку на дипломы и иные удостоверяющие получение новой профессии, специальности и образования документы на внутренней стороне обложки, действуя по аналогии с внесением изменений в сведения о фамилии, имени и отчестве работника (см. образец заполнения трудовой книжки из Примера 1). Однако это неправильно, поскольку такой порядок для внесения сведений о получении нового образования не предусмотрен.

Таким образом, в этой ситуации в записи на титульном листе трудовой книжки вносятся именно изменения (дополнения), а не исправления (п. 2.3 Инструкции).

Исправляем сведения о работе

Порядок исправления сведений о работе установлен в п. 27 Правил, согласно которому в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится:

  • либо по месту работы, где была внесена соответствующая запись,
  • либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Текущий работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.

Следовательно, работник может обратиться с соответствующей просьбой об исправлении записи, что свидетельствует о важности отслеживания правильности записей в трудовой книжке и со стороны самого работника.

И еще один момент, на который следует обратить особое внимание. Все исправления должны точно соответствовать тем документам, на основании которых исправлены ранее внесенные записи. Показания свидетелей, по общему правилу, не могут быть основанием для внесения исправлений. В качестве исключения (п. 29 Правил) свидетельские показания применяются в том случае, если имеется судебное решение и при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций.

Исправление записей о приеме работника на работу

При приеме нового сотрудника на работу могут допустить ошибку и внести в его трудовую книжку неверную запись о наименовании должности или структурного подразделения. И хорошо, если это будет замечено до внесения следующей по порядку записи. Тогда будет проще внести исправление.

В Инструкции установлен следующий порядок внесения исправлений:

Как видите, если неправильная запись в трудовой книжке обнаружена сразу или через небольшой промежуток времени, лицо, ответственное в организации за ведение трудовых книжек, производит в трудовой книжке работника соответствующие исправления без проблем. В последующем, после внесения всех имевших место сведений о переводах (при наличии) и увольнении, все внесенные записи удостоверяются им подписью и печатью организации.

Встречаются и такие неточности: в трудовой книжке одной строкой вносятся записи и о наименовании организации-работодателя, и о приеме на работу с указанием должности и структурного подразделения. Как поступить в этой ситуации? В целом можно сказать, что ответственным лицом при внесении в трудовую книжку записей допущена ошибка – нарушен п. 3.1 Инструкции. Однако саму запись следует признать по сути верной, поэтому особой необходимости вносить в нее исправление в порядке, указанном выше, нет. Другой вопрос, что при оформлении записей следует быть внимательнее и избегать подобных ситуаций, поскольку они свидетельствуют об отсутствии у внесшего запись четкого понимания правил ведения трудовых книжек и может повлечь для него дисциплинарную ответственность.

  • после последней по порядку записи ставится следующий порядковый номер;
  • делается запись о признании недействительной записи за соответствующим номером и вносится правильная запись;
  • это сопровождается указанием именно на дату исправления, а не на дату, которая была указана в изначально ошибочной записи;
  • в 4-й графе делается ссылка на соответствующий приказ.

В случае же если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, а необходимо внести исправление во внесенную ею запись, то такое исправление может быть оформлено ее правопреемником, а при ликвидации организации – работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа: копии приказа (распоряжения) о приеме, переводе или увольнении работника, об отмене этих приказов и т.п.

В соответствии с п. 27 и 28 Правил вносить изменения в трудовые книжки можно и в любом другом случае по новому месту работы на основании все того же официального документа работодателя, допустившего ошибку.

Исправление записей о переводе работника на другую постоянную работу и об увольнении

В таком же порядке признаются недействительными и другие записи: о переводе на другую постоянную работу, об увольнении, в том числе в случае признания незаконными перевода и увольнения как самим работодателем, так и органами надзора и контроля (трудовая инспекция), и даже судом в случае, например, восстановления незаконно уволенного работника на прежней работе или изменения формулировки причины его увольнения.

При наличии в трудовой книжке записи об увольнении, впоследствии признанной недействительной, работник может захотеть и вовсе избавиться от несправедливо порочащей его записи. И тогда по его письменному заявлению ему должен быть выдан дубликат трудовой книжки без этой записи. О том, как оформляется дубликат трудовой книжки и в каких еще случаях работник имеет право потребовать предоставления ему дубликата, вы узнаете из следующего номера нашего журнала.

Читайте также: