Как узнать код профессии по диплому

Обновлено: 16.05.2024

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

- регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;

- определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;

- регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;

- регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО включают в себя следующие разделы:

- раздел I. Профессии среднего профессионального образования;

- раздел II. Специальности среднего профессионального образования;

- раздел III. Направления подготовки высшего образования - бакалавриата;

- раздел IV. Направления подготовки высшего образования - магистратуры;

- раздел V. Специальности высшего образования - специалитета;

- раздел VI. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

- раздел VII. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

- раздел VIII. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

- раздел IX. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования. Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.

ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

1-й цифровой знак соответствует коду области образования;

2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;

4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;

6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение "00".

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059:

- математические и естественные науки;

- инженерное дело, технологии и технические науки;

- здравоохранение и медицинские науки;

- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

- науки об обществе;

- образование и педагогические науки;

- искусство и культура;

- оборона и безопасность государства. Военные науки.

В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" и от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования":

Как расшифровать коды ОКСО и понять, соответствует ли образование работника требованиям профессионального стандарта

Если вы задались целью понять, соответствует ли ваш образовательный ценз профессиональным стандартам (а это необходимо в некоторых случаях, например в рамках Постановления Правительства
№ 584), то нужно выполнить следующие шаги.

1. Определяемся с профессиональным стандартом. Профстандарт пишется на вид деятельности, поэтому мы отталкиваемся от того, что делает работник, когда выбираем профстандарт (а не от должности, как думают многие).

Может возникнуть ситуация, когда работник выполняет функции, подходящие под два (или более) профстандарта, и тогда он должен соответствовать по образовательному цензу всем этим профстандартам.

2. Профстандарт, как известно, состоит из обобщенных трудовых функций. Выбираем внутри нужного нам профстандарта (или профстандартов) соответствующие деятельности работника обобщенные трудовые функции.

3. Внутри обобщенной трудовой функции (ОТФ) есть код ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей образования), который показывает точное наименование специальности (направления), по которой работник должен пройти обучение. Специальность присваивалась на специалитете, направления соответствуют бакалавриату и магистратуре. В учебных заведениях наименование специальности или направления всегда присваивается в соответствии с кодами действующего на данный момент ОКСО.


Это означает, что у бухгалтера образование может быть любым из укрупненной группы 5.38.00.00. Расшифровку укрупненной группы можно посмотреть в ОКСО. Этот документ есть в свободной версии Консультанта.

1. Необходимо обратить внимание на уровни образования. Они указаны справа напротив каждой ОТФ.
С 1-го по 4-й включительно – рабочие профессии, с 5-го – профессии служащих.

Теперь о трудностях, с которыми сталкиваются работники при приведении образовательного ценза в соответствие профстандартам, и путях их решения.

Первая проблема или вопрос. Что делать, если по рассматриваемому виду деятельности профстандарт относит профессию к служащим, а единый квалификационный справочник – к рабочим (или наоборот)?

Если речь идет о государственном учреждении или любой организации, на которую распространяется профстандарт, то мы учитываем информацию профстандарта. Если речь идет о коммерческой организации, то, если она добровольно перешла на профстандарты, учитываем информацию из них. Если не перешла, то берем информацию об уровне квалификации из любого документа (ЕКС или профстандарт). Главное, чтобы ссылка на него было в должностной инструкции.

При этом необходимо помнить, что в российской правовой традиции, если есть два одинаковых документа одного статуса, но разного срока издания, то наиболее сильным документом является последний.

Так что лучше при наличии профстандарта в любом случае ориентироваться на него.

Вторая проблема, с которой сталкиваются работники. Что делать, если профстандарт старый и шифр ОКСО в нем не соответствует современному ОКСО?

Для этого используем так называемый переходник старого ОКСО в новый.

Третья проблема. Что делать, если образование не соответствует по названию коду ОКСО?

В этом случае можно для простоты обучиться на программе профессиональной переподготовки (минимум 250 часов) и получить диплом установленного образца.

Если речь о рабочей специальности, то можно пройти профессиональное обучение с выдачей свидетельства.

Профпереподготовка или профобучение дадут возможность работать по нужному направлению.

Но тут надо помнить об исключении: для юристов и медиков такой путь переквалификации невозможен. Им необходимо иметь только базовое образование по нужному направлению.

При анализе кадрового состава целесообразно разделить работников на тех, для кого обучение крайне необходимо в силу того, что направление по диплому совершенно не совпадает с ОКСО, и тех, переобучение которых может подождать, и их отправлять учиться по мере возможности.

Четвертая проблема. Если направление обучения не совпадает с шифром ОКСО, а профиль (или специализация) совпадают, можно ли считать образовательный ценз соответствующим требованиям ОКСО?

С юридической точки зрения профиль или специализация ни на что не влияют. Образовательный ценз оценивается только по уровню и наименованию. Например, автору статьи довелось разбирать ситуацию, когда работница одного учреждения образования, имея базовое образование педагогическое, поступила на второе высшее образование в магистратуру по направлению по шифру ОКСО

Педагогическое образование

При этом программа назвалась: Экономика и управление образовательным учреждением.

Какое образование на выходе – экономическое или педагогическое? В соответствии с шифром ОКСО образование педагогическое, наименование программы магистратуры не влияет на квалификационные характеристики с точки зрения законодательства.

Чем отличается квалификация от специальности по диплому, пример

Квалификация, специализация и специальность - в чем различие? Студенту сложно ориентироваться в этих понятиях, а мы поможем разобраться.

На нашем телеграм-канале есть масса статей, которые помогут в этом.

Разбираем понятие профессии

Иногда студенты не до конца понимают, профессия – это специальность или квалификация. Давайте разберем понятие профессия, чтобы у вас не оставалось сомнений и пробелов.

В названии профессии отражены следующие факторы:

  • что собой представляет деятельность;
  • какие функции выполняет работник;
  • какие средства труда он использует.

Сегодня под профессией понимают определенный вид деятельности, который отражает одну из следующих социальных ситуаций:

  1. Узкая сфера, куда вкладывают определенные человеческие трудовые ресурсы.
  2. Общая занятость группы людей, сплоченных выполнением общественно-полезных трудовых функций.
  3. Выполнение трудовых функций в какой-то сфере на основе высокого уровня компетентности исполнителя.
  4. Профессиональное выполнение чьих-либо трудовых функций.
  5. Выполнение полезных трудовых функций за определенное вознаграждение.
  6. Завоевание общественного и социального статуса за счет выполнения определенной деятельности.


Главное отличие профессии заключается в том, что она всегда связана с практическим освоением определенной трудовой деятельности

При этом люди часто путают это понятие с квалификацией. Далее мы подробно объясним термин "квалификация", чтобы студенты больше не путались, где в дипломе квалификация и специальность.

Разбираем понятие специальности

Тут тоже лучше начать с этимологии слова.

Например, специальности врача – терапевт, окулист, хирург, акушер и пр.; специальность юриста – нотариус, адвокат, следователь, судья и пр.

То есть специальность – это узкопрофильная сфера, в которой нужно приложить определенные трудовые силы и профессиональные умения.

Разбираем понятие специализации

Специализация – это узкоспециализированная совокупность умений, знаний и навыков в определенной профессиональной деятельности в рамках одной специальности.

Есть профессии, которые не меняются годами: учителя, врачи, водители. А есть те, которые возникают и исчезают, исходя из потребностей рынка.

Случается и так, что профессия возникла еще совсем недавно, и образовательный рынок еще не успел на нее среагировать (например, редактор интернет-изданий, контент-стратег). Тогда названия в тарифной сетке еще не будет. Но современный работодатель, которому нужны такие специалисты, чаще всего закрывают на это глаза и смотрят на знания и умения претендента.

Разбираем понятие квалификации

С этим термином сложнее всего, потому что оно не всегда имеет одно значение. Что касается карьеры и профессиональной занятости, то тут можно выделить два его основных значения.

Квалификация по диплому – то, что выражает уровень подготовки выпускника вуза или ссуза.

Квалификация в сфере трудовых отношений – уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, которые помогают человеку успешно выполнять свою трудовую деятельность. Чем больше он знает и умеет, тем выше его квалификация, а часто – и зарплата. Уровень профессиональной квалификации может выражаться в разряде, звании, классе, категории и пр.

Пример квалификации и специальности

После подписания Болонской конвенции Россия приняла общепринятые образовательные стандарты. Теперь местное высшее образование делится на три системы:

    (от 5 лет обучения); (от 4 лет обучения); (от 6 лет обучения).


Понятие бакалавриата говорит о получении базового высшего образования, на основе которого можно вести профессиональную деятельность. В случае его окончания в дипломе пишут: бакалавр определенной отрасли (экономики, журналистики, педагогики и т.д.) по определенному направлению.

Пример квалификации в дипломе:


Надеемся, теперь вам понятны основные отличия между базовыми понятиями квалификации, специализации, бакалавриата. Впрочем, самое главное здесь – не что написано, а что осталось в голове. Потому что наличие диплома еще не обещает вам хорошую работу. Поэтому настоятельно рекомендуем учиться и как можно серьезнее относиться к освоению профессиональных навыков и знаний. А если вдруг будет тяжело, сервис помощи студентам всегда рядом, чтобы поддержать и выручить из сложной ситуации.

Читайте также: