Как устроиться в отдел кадров без опыта работы

Обновлено: 30.06.2024

Кадровик, менеджер по персоналу, инспектор по кадрам – несмотря на разницу в названии, суть этих профессий остается одинаковой. Со стороны кажется, что работа такого специалиста сводится к перекладыванию бумажек. Так ли это?

Немного истории

Раньше работа в кадровом отделе была непопулярной. Ее считали скучной и бесперспективной. Великое ли дело – перекладывать с места на место бумажки. Сплошная рутина.

Описание профессии

Специалист отдела кадров (его также называют кадровиком и инспектором по персоналу) – это работник компании, в ведении которого находится кадровое делопроизводство. Его основные обязанности: оформление нового сотрудника, составление необходимых документов, выдача справок работникам, оформление отпуска, заполнение трудовых книжек и тому подобное.

Если компания достаточно крупная и в штате состоит несколько кадровиков, весь объем обязанностей может быть поделен между ними. Например, один отвечает за бумажную работу, другой занимается исключительно охраной труда, третий выполняет функции HR.

Начальник отдела, как правило, решает глобальные и сложные вопросы. В частности, принимает участие в судебных разбирательствах (трудовых спорах) как представитель работодателя.

Инспектор отдела кадров

Так официально называется профессия кадровика. Его работа заключается в учете сотрудников предприятия, документальном оформлении приема, перевода и увольнения работников, а также ведении прочей установленной кадровой документации – личных дел, материалов, которые запрашивает аттестационная комиссия и которые нужны, чтобы представить сотрудника к награде или поощрению.

Кадровик-инспектор заполняет трудовые книжки и подсчитывает стаж. При необходимости он оформляет и выдает справки, содержащие сведения о трудовой деятельности сотрудника, например, о зарплате за последние 6 месяцев – ее часто требуют банки для подтверждения платежеспособности.

Начальник отдела кадров

Он несет ответственность за укомплектованность компании штатом работников. Ему необходимо обеспечить предприятие достаточным количеством служащих и рабочих тех профессий, которые требуются для его полноценной и бесперебойной деятельности. Начальник отдела кадров может сделать административную карьеру. Ее вершина – генеральный директор предприятия.

Должность начальника отдела кадров есть почти в каждой крупной компании и на большинстве сравнительно небольших предприятий. В маленьких фирмах, штат которых насчитывает всего несколько человек, с персоналом работает непосредственно директор.

Где учат

Идеальный вариант для карьеры кадровика – юридическое образование. Его наличие не принципиально, и множество представителей этой профессии имеют дипломы экономистов или бухгалтеров, но работодатель предпочтет кандидата с профильной подготовкой.

По этим профилям подготовку специалистов ведут многие вузы России. Для примера перечислим несколько:

  • Московский финансово-юридический университет (документоведение и архивоведение).
  • Кемеровский госуниверситет (документоведение и архивоведение).
  • Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации (управление персоналом).
  • Российский новый университет (управление персоналом).
  • Нижегородский технический госуниверситет им. Р. Алексеева (документоведение и архивоведение).

Для поступления на эти специальности надо сдать ЕГЭ по истории, обществознанию и русскому языку.

Список обязанностей

Специалист отдела кадров, согласно должностной инструкции, обязан:

  1. Заниматься изучением профессионально-квалификационной структуры персонала на предприятии в целом и в его подразделениях в частности.
  2. Вести кадровый учет: принимать на работу, переводить сотрудников из одного отдела в другой, увольнять.
  3. Информировать работников о новых вакансиях. Сотрудничать с кадровыми агентствами.
  4. Генерировать идеи по профессиональному развитию сотрудников, консультировать их по вопросам карьерного роста или повышения квалификации. Выполнение этой задачи вменяется в обязанность эйчару, но в некоторых компаниях этого требуют от кадровика.
  5. Участвовать в планировании мероприятий, направленных на снижение интенсивности текучки кадров и улучшение дисциплины.
  6. Соблюдать правила заполнения и хранения трудовых книжек.
  7. Заниматься подготовкой документов для выплаты компенсаций и предоставления льгот, оформлением пенсии сотрудникам.

Если кадровик работает в организациях или компаниях с сотрудниками особых категорий (к примеру, металлургами, учителями, медицинскими работниками, госслужащими), он должен знать специфику кадрового делопроизводства в определенных сферах. О чем конкретно идет речь? О нестандартной длительности отпуска, праве на оформление пенсии по выслуге лет и т. д.

Умения и личностные качества

Кроме профессиональных навыков и знаний теории, специалисту отдела кадров на предприятии нужно обладать рядом умений и личностных качеств, таких как:

  • стрессоустойчивость;
  • ответственность;
  • работоспособность;
  • умение завоевывать авторитет и контролировать свои эмоции;
  • открытость новым контактам и опыту;
  • пунктуальность и дисциплинированность;
  • стремление помогать сотрудникам;
  • аналитические способности;
  • аккуратность и внимательность к деталям.

Заработная плата

В среднем по России составляет от 15 тысяч до 35 тысяч рублей, в Москве – от 18 тысяч до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге ситуация близка к столичной – кадровики получают от 20 тысяч до 55 тысяч рублей.

Карьерный рост

Кадровикам более свойственна горизонтальная карьера. Она возможна, если такого работника нагрузят дополнительными задачами или дадут руководить HR-проектами. Чтобы ускорить продвижение, нужно не только безукоризненно выполнять профессиональные обязанности, но и стараться расширять свой функционал.

Первой ступенью вертикальной карьеры специалиста отдела кадров считается должность начальника отдела. Некоторые обретают статус серьезного стратегического партнера и вливаются в состав правления компании. Вершина карьерной лестницы – позиция генерального директора предприятия.

Перспективы профессии

Сегодня наблюдается возрождение профессии кадровика, считавшейся совсем недавно непопулярной и неинтересной. Ведь работа с персоналом – одно из важных направлений деятельности любой компании, которая хочет развиваться и быть конкурентоспособной.

В компаниях с численностью штата свыше 15 человек без отдела кадров не обойтись. Это значит, что профессия будет востребована. Уже сегодня квалифицированный опытный менеджер не тратит на поиски работы больше месяца: хорошие специалисты – нарасхват.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия кадровик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Статья призвана помочь определиться в выборе и подготовиться к будущей профессии менеджера по персоналу.

как стать менеджером по персоналу

Что нужно знать и уметь, чтобы устроиться на работу специалистом по персоналу, менеджером по кадрам, менеджером по персоналу.

Грамотно работать в сфере управления персоналом, не зная основ выбранной профессии, очень сложно. Это касается любого направления деятельности. Но при большом желании и потенциале даже самые недосягаемые цели становятся ближе. Статья призвана помочь определиться в выборе и подготовиться к будущей профессии менеджера по персоналу.

Функции и обязанности менеджера по персоналу

В зависимости от направления работы, величины и целей организации их набор может изменяться. Но для четкого представления об этой должности необходимо изучить и понять как можно больше выполняемых функций и возлагаемых обязанностей.

Базой профессии менеджера по персоналу можно назвать следующие функциональные обязанности:

— учет кадров (оформление движения персонала, формирование личных дел, ведение трудовых книжек);
— отбор персонала (поиск сотрудников, проведение собеседований, взаимодействие с кадровыми агентствами);
— мониторинг рынка труда и анализ потребностей компании (изучение объявлений, актуальных и востребованных профессий, выявлений вакансий);
— разработка локально-нормативных актов организации по своей деятельности и своевременное внесение изменений в них (правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, трудовой договор, положения об отделах, об оплате труда, о командировках и другие);
— обучение персонала (определение целевой категории сотрудников, планирование, организация, проведение мероприятий, подведение итогов, наполнение кадрового резерва);
— подготовка отчетов (в органы статистики, центр занятости, военкоматы и другие государственные и муниципальные образования, под ведомство которых попадает деятельность компании).

Перечень можно продолжить более узкими видами профессиональной деятельности сотрудника отдела по работе с персоналом, но вышеперечисленного достаточно для начального освоения профессии.

Нормативная база кадровика

Основой для успешной работы является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ. Все изменения и дополнения в него вносятся федеральными законами, определениями и постановлениями Конституционного суда. Разумеется, выучить наизусть весь свод законов невозможно, да и не нужно. Хороший специалист должен знать основные принципы и правила, закрепленные законодательством, и уметь оперативно найти и правильно трактовать нужную информацию.

Чтобы устроиться на работу менеджером по персоналу без соответствующего опыта необходимо изучить следующие разделы и статьи Трудового кодекса:

— главу 1, закрепляющую цели, принципы, действие законодательства о труде и исчисление сроков;
— главу 2, регулирующую все виды трудовых отношений;
— главу 7, описывающую коллективный договор и правила его заключения;
— раздел III. Им установлены общие положения, порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора, принципы защиты персональных данных сотрудников;
— раздел IV. Им регулируется рабочее время, установлены нормы и режимы;
— раздел V. Он закрепляет понятия и разновидности времени отдыха, их применение, исчисление, имеющиеся запреты;
— раздел VI. Здесь описаны все правила, принципы и особенности оплаты труда и нормирования;
— раздел VII. Он устанавливает гарантии работникам и компенсация при отправлении в командировки, исполнении государственных или общественных обязанностей, получении образования работником, расторжении трудового договора и другие;
— раздел VIII. Данный раздел регулирует дисциплину труда и трудовой распорядок;
— раздел XI. Им закреплено понятие материальной ответственности, права и обязанности работодателя и работника;
— раздел XII. Устанавливает принципы регулировании труда женщин и иных лиц, имеющих семейные обязательства, несовершеннолетних, совместителей, временных, сезонных и других категорий работников;
— главу 57, описывающую основы государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере труда, принципы, органы, их полномочия и ответственность.

Стоит прочитать весь Трудовой кодекс при подготовке к выходу на работу в должности менеджера по персоналу, но изучить и обратить пристальное внимание следует на те направления, в которых предполагается двигаться. Например, в работе компании, занимающейся сельским хозяйством, не пригодятся знания регулирования труда сотрудников религиозных организаций или спортсменов.

Одним кодексом нормативная база кадрового работника не ограничивается. Для гарантии безошибочного ведения кадрового делопроизводства необходимо знать:

Документы, оформляемые отделом кадров

Менеджер по работе с персоналом в ходе своей деятельности может оформлять следующие документы:

С некоторыми документами (положения, инструкции) можете ознакомиться в разделе кадровое делопроизводство.

Что еще необходимо знать?

Героиня этого выпуска случайно начала заниматься подбором персонала, а сейчас руководит отделом кадров. Она рассказала, что ее напрягает в резюме соискателей, смотрят ли кадровики на образование кандидатов и как избавляются от сотрудника, чьи услуги больше не нужны.

Образование

В школе я особо никем быть не хотела, металась между журналистикой, пиаром, археологией и чем-то еще. Наш класс был прикреплен к техническому вузу, мы туда ездили заниматься и имели преимущественное право зачисления. Но технические науки — вообще не мое, поэтому физику я не сдала и не поступила. В конце лета мама взяла меня за руку и отвела в колледж. Я хотела на туризм, но мест уже не было, поэтому пришлось идти на юридический факультет. В процессе я втянулась и даже поступила в институт после колледжа, но денег хотелось больше, чем знаний, поэтому пошла работать, а институт решила оставить на потом.

После колледжа я была продавцом сначала в магазине одежды, потом в салоне сотовой связи. После почти шесть лет проработала в бэк-офисе иностранного банка, затем — в отделе продаж в гостинице.

Училась я в основном самостоятельно, помогал цепкий ум и мое образование. В кадровой работе очень много юридических аспектов: нужно знать, как оформить договор, как правильно человека принять, уволить, какие бывают испытательные сроки, дисциплинарные взыскания. Все это есть в трудовом кодексе, так что на досуге мне приходилось постоянно его читать.

Тогда я была молода и полна сил, так что проводила на работе много времени. По выходным ресторан превращался в ночной клуб, и я выполняла функции администратора: решала конфликты, следила за порядком, отвечала за организацию небольших банкетов, снимала кассу утром. Получалось, что пять дней в неделю я работаю в офисе, а две ночи — в клубе. Зато и зарплата по меркам 2011 года была довольно высокая: больше 50 тысяч рублей в месяц.

Через год я вернулась в Петербург. После финансового кризиса уровень зарплат был очень низким, и мне пришлось начинать с должности инженера по работе с персоналом на промышленном предприятии за 30 тысяч рублей, потом я пошла менеджером по персоналу в сферу ЖКХ, там платили 40 тысяч.

Весной 2017 года один из моих предыдущих работодателей предложил мне должность начальника отдела управления персоналом на промышленном предприятии. До этого я работала там обычным кадровиком и после увольнения сохранила со всеми хорошие отношения.

Моя зарплата на новой должности составила 67 тысяч рублей, а за счет премий и сверхурочной работы месячный доход достигал 90 тысяч. У меня в подчинении была одна девушка, она получала на 15—20 тысяч меньше. Наши обязанности тоже различались: начальник контролирует все, отвечает на каверзные вопросы, знает, кто сколько работает и кто сколько зарабатывает, ходит на совещания, отвечает за подбор и адаптацию новых сотрудников. А также бережет кадры и с каждым разговаривает как с ребенком.

Параллельно с работой я проходила онлайн-курсы для руководителей, читала профессиональную литературу, узнавала для себя что-то новое.

Сейчас учусь на коммерческом отделении в юридическом вузе. Так как я окончила колледж, у меня сокращенная программа: у нас уже завершился второй курс и остался еще год. В нашей стране, к сожалению, ценность высшего образования для работодателей все еще велика. В том числе из-за этого я и пошла учиться. Работодатели смотрят и на опыт, и на образование кандидатов, а некоторые прямо в вакансии прописывают, что им нужны выпускники конкретного вуза, еще и очного отделения. Мне это странно.

Вообще для сотрудника отдела кадров в плане образования есть много вариантов: если это работа с документами, то нужно юридическое, если подбор сотрудников — психология, мотивация — экономическое, работа с персоналом и адаптация — управление персоналом.

Суть профессии

Сотрудник отдела кадров занимается подбором персонала: нужно грамотно составить описание вакансии, разговаривать с кандидатами, отвечать на их вопросы. Он же принимает людей на работу, оформляет все сопутствующие документы. Также на нем переводы на новую должность или в новое подразделение, отпуска, больничные, увольнения.

Кадровик много работает с документами. Принимаешь заявление на отпуск — делаешь приказ, человек уходит в отпуск по уходу за ребенком — помогаешь ему собрать пакет документов и справки, опять же нужен приказ. У сотрудников часто что-то меняется: графики, условия труда, при этом тоже составляется дополнительное соглашение, в котором нужно учесть все тонкости. Кого-то привлекают к работе в выходные, кто-то нарушил трудовую дисциплину — снова приказ.

Положения и правила компании тоже на сотруднике отдела кадров, а если их нет, то надо их разрабатывать с нуля. Обычно это правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о командировках и так далее. Законодательство меняется довольно часто, за этим тоже приходится следить и вносить обновления в документы.

У меня постоянно открыты минимум две-три вакансии , нужно общаться с кандидатами. Плюс у сотрудников всегда много вопросов: кто-то не понял, как ему посчитали премию, кто-то хочет в отпуск вне графика, кто-то не хочет в командировку. Конфликтные ситуации тоже случаются: кого-то хотят уволить и не могут, потому что нет оснований, с кем-то нужно пообщаться и попросить выйти поработать в выходной день и так далее.

Все люди разные, от некоторых очень устаешь и в конце дня чувствуешь себя разбитым. Например, утомляют сотрудники, которые не понимают твоих объяснений и приходят несколько раз с одним и тем же вопросом. Пытаешься объяснить и на словах, и на пальцах, и нарисовать, но человек все равно не понимает. Это очень тяжело. Поэтому я никогда не хотела быть учителем.

Пожалуй, самое важное для сотрудника отдела кадров — это контактность. Тебе приходится каждый день общаться с разными людьми, каждого выслушать, успокоить, склонить на свою сторону, то есть убедить не предпринимать никаких действий против предприятия.

Это очень актуально, когда у компании начинаются финансовые проблемы: многие хотят сразу жаловаться в прокуратуру и трудовую инспекцию. Для работодателя это лишний стресс и вряд ли поможет быстрее выплатить деньги. Когда такие ситуации случались на предприятиях, где я работала, приходилось просить, чтобы сотрудники какое-то время никуда не жаловались, пока все не разрешится. Как только деньги появляются, сразу все выплачиваем.

Часто люди спрашивают про свою судьбу и судьбу компании, советуются, стоит ли уходить или можно подождать. Я стараюсь успокоить человека, встать на его сторону, понять, что им движет: у кого-то дети, у кого-то ипотека или съемная квартира. К каждому стараюсь найти подход. Если сотрудник ценный и я это знаю, уговариваю его не действовать на эмоциях. Я никогда не вру сотрудникам. Кому-то говорю больше, кому-то меньше, но со всеми стараюсь быть честной. 80% не увольняются, особенно если давно работают: всегда остается надежда, что все наладится.

Главные темы месяца

Всем привет! Учусь на курсах "Специалист по кадрам" (2 месяца). Есть филологическое в. о., мне 35 лет. Наткнулась недавно на форум, где девушка писала, что закончила такие курсы полгода назад и до сих пор не смогла найти работу, ее одногруппницы тоже не смогли. Хоть я и до того не имела особо радужных надежд, но все же пришла в ужас. Живу в областном городе с населением 400 тыс. чел. Кроме того, я поняла, что кадровик - сложная профессия и на 2-месячных курсах ее не освоить, тем более у нас одна только теория. Так что учиться придется уже на работе. Как думаете, есть у меня шансы найти потом работу? Как вы стали кадровиком и в каком возрасте? Как нашли работу? Всем спасибо.
Ах да, можно ли сейчас, пока учусь на курсах, попробовать устроиться куда-нибудь стажером бесплатно? Нужен ли кому-нибудь такой стажер или это одна морока?

Меня пригласили на работу по итогам прохождения производственной, а потом преддипломной практики. С тех пор прошло уже достаточно времени. Пришла я даже без начальных знаний, все познавала в процессе работы. Сейчас сама занимаюсь с практикантами, стажерами. По итогам практики зачислю их в кадровый резерв и дам рекомендации при трудоустройстве в другую компанию. Шансы, конечно, есть, но необходимо понимать, что уровень дохода будет минимальным. Начните с ассистента менеджера по персонала

Я пришла на должность офис-менеджера, потом стала "наглым образом" отбирать работу у бухгалтера, которая вела кадры до меня. Сначала помогала делать приказы, формировать личные дела, размещать вакансии на сайтах, проводить собеседования с рабочим персоналом. Потом какой-то участок работы окончательно перешёл мне. Я подошла к руководству и попросила ввести в штатное расписание должность кадровика и назначить меня на эту должность. Мне пошли навстречу, в результате все кадры отошли мне. А на следующем месте работы я уже смогла претендовать сразу на кадровика, хотя и народу в компании было очень мало и занималась я не только кадрами. В результате, всё-таки я нашла работу именно в кадрах и занимаюсь именно ими. Но, как видите, сразу у меня тоже ничего не получилось.

Все возможно, было бы желание и упорство. Меня на предыдущей работе перевели в начальники отдела кадров сразу, как сказал генеральный ты упертая, справишься (до этого работала экономистом). Начиталась кучи литературы, сейчас с той работы ушла, правда уже в менеджеры по кадрам, но как мне говорит здесь начальник что можно идти и дальше. А на той работе за мой период работы претензий не было. Так что дерзайте, главное захотеть.

Алина, это как повезет, 2 месяца обучения это практически "0" знаний, был у нас временный работник после курсов,до сих пор разгребаем, то что он натворил. Если есть возможность лучше устроится в организацию где кадровик не один, чтобы был контроль. Еще очень многое зависит от желания, я например тоже начинала с секретаря, на время отсутствия совмещала кадровика и так постепенно вникла в работу.

Алина, на хорошо оплачиваемую работу вряд ли получиться сразу устроиться, но вот с маленькой организации начать карьеру вполне реально. Делаю мониторинг вакансий, бывает месяцами "висит" работа в неплохой компании и с интересными обязанностями, но с зарплатой % на 25-50 ниже среднего уровня оплаты по этой должности. Вот они и не могут найти сотрудника. Или еще неплохо устроиться секретарем или офис-менеджером с совмещением обязанностей ведения кдп, поскольку в таких компаниях штат обычно небольшой и будет возможность постепенно во всем разобраться и научиться. И еще очень важно постоянно читать НПА, литературу и конечно чтобы рядом был кто-то опытный (хотя бы онлайн), кто смог бы вам подсказать в спорной ситуации. Главное не бояться и действительно хотеть работать в данной должности и все получиться. Я начинала с секретаря с совмещением кадрового делопроизводства и штатом 40 чел. Сейчас у меня больше 1000 Удачи!

Никогда не стоит бояться делать то, что не умеешь. Ковчег был построен любителем. Титаник - профессионалами.

Алина, резюмируя. Есть 2 варианта. Первый - идти в крупную компанию с большим штатом кадровиков, работать под чьим-то руководством, возможно будет только какой-то определенный участок работы. Плюсы: косяков не наделаете, научитесь "чему-то", работать будет попроще. Минусы: научитесь только "чему-то", а не всему, да еще будет зависеть от учителя (а то научат неправильно), хотя если сами будете стремится к развитию, то все получится. Второй вариант - идти в небольшую, маленькую фирму, где обычно работу кадровика совмещает секретарь (чаще всего), бухгалтер (пореже), юрист (самый сложный вариант). Так вот: можно устроиться секретарем и тут либо сразу на Вас повесят кадры (если секретарь до этого выполнял эту работу) или потом "отнять" ее у бухгалтера (они не особо хотят выполнять эту работу), у юриста, ведущего кадры, забрать работу кадровика будет сложнее, но все возможно (может, у него и так работы завались и он и так рад от нее избавиться). Но тут такой нюанс, что, во-первых, нужно будет разгребать завалы и косяки предшествующие (кто до Вас вел кадры), во-вторых, самой учиться (так как практики нет) и тут же делать (причем желательно все правильно и хорошо). Минусы: конечно, это очень сложно сначала, может быть противостояние бухгалтерии и кадров на фоне Вашей неопытности. Плюсы: колоссальный опыт, если захотите действительно стать высококлассным специалистом, будете много читать, учить, развиваться, трудиться, то это того стоит. Так что выбирайте сами.

Читайте также: