Как устроиться в избирательную комиссию на работу

Обновлено: 08.05.2024

Работа членов избирательной комиссии
Члены избирательной комиссии – это те самые люди, которые составляют списки избирателей, извещают вас о том, что выборы состоятся, выдают вам бюллетени для голосования, показывают путь к кабинке для голосования и урне, в которую стоит опускать заполненный бланк. Собственно, говоря простым языком, это обслуживающий персонал всего избирательного процесса, отвечающий за его законность и правильность. Стать членом избирательной комиссии может каждый желающий, но об этом подробнее.

Зачем нужны члены участковой избирательной комиссии?
Избирательная комиссия следит за порядком проведения выборов. Она же занимается подсчетом голосов, составлением протоколов и прочими важными процедурами, являющимися частью одного большого механизма выборов.

Если раньше на каждые выборы избиралась новая комиссия, то в 2013 году принят федеральный закон, который избавил общество от этой необходимости. По факту, год за годом организацией выборов занимается все тот же контингент людей, состоящий из местных активистов, часть из которых состоит в партиях, участвующих в выборах. И логичнее было упростить процедуру избрания членов избирательной комиссии (тавтология, но факт) до одного раза в пятилетку. Потому что процедура эта – то еще мероприятие, которое, помимо всего прочего, также отнимает достаточное количество времени.

Что делать, если вы – член избирательной комиссии?
Избирательные комиссии формируют территориальные, окружные или избирательные комиссии МО, которые и выдвигают кандидатуры будущих членов на всеобщее обсуждение, где путем голосования решается, нужен ли комиссии такой член. Вы можете выдвинуть свою кандидатуру, если вам уже исполнилось 18 лет, вы не занимаете высокую выборную должность, не судимы и не признавались судом недееспособным.

Теоретически вы исполняете обязанности в течение всех пяти лет, фактически – начинаете исполнять их за двадцать дней до начала выборов и заканчиваете днем голосования, подсчета голосов и подписания протоколов.

Ваша основная задача – нести в массы информацию обо всех деталях предстоящих избирательных мероприятий. Это значит, что вы будете много и плотно работать с самыми разными представителями социальных слоев, включая выезд на дом к тем избирателям, которые не могут самостоятельно прийти на избирательный участок (например, пенсионеры, инвалиды или лежачие больные). Поэтому стоит подготовиться заранее к тому, что многие из них окажутся личностями достаточно одиозными или неприятными (вспоминаем любителей крепких напитков, которые обожают рассуждать о политике и демонстрировать окружающим свои познания в политологии, экономике и устройстве государства). И не помешает хорошенько ознакомиться с законодательной базой, на которой основывается весь избирательный процесс, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, когда особенно умный избиратель начнет ставить вас в тупик очередной порцией вопросов.

Что делать, если вам нужен член избирательной комиссии?
При выборе членов избирательной комиссии часто встает закономерный вопрос – а кого же все-таки брать? Как показывает практика, желающих поучаствовать в столь ответственном мероприятии оказывается много, но вот далеко не все они подходят на столь ответственную должность, несмотря на все свои положительные качества.

Хорошая идея: самый разумный выбор – люди, часто контактирующие с разными слоями местного сообщества. Например, работники социальной службы и городской администрации, библиотек, учителя, врачи и т.д. Эти люди не только хорошо знакомы с местным контингентом, но и могут грамотно организовать работу избирательной комиссии, исходя из специфики собственной рабочей деятельности. Избиратели доверяют тем, кого знают, и проще идут на контакт, обеспечивая необходимый процент явки на избирательный участок.
Плохая идея: далеко не самый разумный выбор – те, кто переехал недавно и еще не знаком с тонкостями взаимодействия с местным социумом. Люди с подозрением относятся к тем, кого не знают, чаще всего принимая их за мошенников сознательно или подсознательно. Также не стоит включать в состав слишком молодых представителей партии. В этом случае вы рискуете вызвать недовольство и недоверие более старшего поколения, которое и так-то с трудом налаживает контакт с молодыми поколениями.

Совсем скоро на территории России и за ее пределами будут открыты сотни тысяч избирательных участков, чтобы граждане могли выбрать главу государства. Как к этому дню подготовиться кадровику, если в помещениях организации работает участковая избирательная комиссия? Какие гарантии предусмотрены для сотрудников-членов избирательных комиссий? Кто будет убирать помещения после голосования? Ответы на все эти вопросы есть в нашей статье.

План работы школы в день выборов

По закону, все референдумы должны проводиться в помещениях, которые принадлежат государству, а также соответствуют определенным санитарным и противопожарным нормам. Кроме того, место должно быть известным среди населения. Всем этим требования отвечают в первую очередь школы. Поэтому именно учебные учреждения чаще всего становятся местом, где проходит голосование.

Поскольку помещения, где будут сформированы избирательные комиссии, выбираются заранее, у руководства учреждения есть время, чтобы обдумать и оформить все моменты. Самый главный из них для кадровика — график работы. Поскольку выборы всегда проходят в воскресение — выходной день, — учебный процесс в этот период не ведется. Но для контроля за помещениями, дополнительной помощи избирателям и в прочих целях на работу должны выйти определенные работники. Это, конечно, директор, поскольку именно он отвечает за сохранность имущества школы. Остальные работники — по распоряжению руководителя.

Чтобы все было законно, кадровик выпускает приказ о работе в день выборов, в котором перечисляет всех привлекаемых в выходной день сотрудников. Процедура привлечения описана в ст. 113 ТК РФ , согласно которой привлекать к работе в выходной разрешено только с согласия работника. Напомним также, что оплата за работу в день выборов должна осуществляться по нормам ст. 153 ТК РФ . По желанию работника после договоренности с руководством вместо двойной оплаты могут быть предоставлены дни отдыха за работу на выборах.


Во многих регионах стало традицией во всех помещениях, где проходило голосование, проводить санитарную обработку. Занимаются этим обычно представители санэпидемстанции на следующий день — в понедельник. Это надо учитывать при планировании учебного процесса, например, заранее издать приказ об отмене или переносе учебы в этот день. Важно помнить, что оплачивать учителям день, пропущенный из-за санитарной обработки, придется в полном объеме, так же, как в случае отмены занятий из-за низких температур.

В некоторых случаях школам приходится своими силами убирать помещения, где проходило голосование. Тогда это делают уборщицы, в обязанности которых входит содержание коридоров в чистоте. Обычно их день начинается раньше, чем начинаются уроки, чтобы работники успели подготовить помещения. Доплачивать ли за такую дополнительную работу, решает работодатель. Сделать это можно, например, выписав премию.

Нюансы для работников-членов избирательных комиссий

Закон требует, чтобы работодатель освобождал от исполнения служебных обязанностей сотрудника, который является членом избирательной комиссии или иначе участвует в подготовке и проведении выборов. Это касается всех без исключения работников, а не только учителей. За отказ освободить от выполнения служебных обязанностей в оговоренных случаях работодателю грозит штраф от 1500 до 2000 рублей (ст. 5.7 КоАП РФ).

Отпуск должен предоставляться:

Если работник записался в наблюдатели, закон не обязывает работодателя отпускать его в день выборов. Но стороны всегда могут договориться, например, об оформлении отпуска за свой счет на нужный период. Что касается оплаты, работнику-наблюдателю нужно договариваться о ней с организацией или лицом, которое делегировало его выполнять такие обязанности. Но чаще всего это бесплатная, общественно-полезная нагрузка.

Для большинства россиян воскресенье — выходной день. Как им распоряжаться, граждане решают самостоятельно. Но если в день выборов находишься на работе, появляется вопрос, должен ли работодатель тебя отпустить? По закону, руководитель не обязан это делать. Так что если хочется проголосовать, надо договариваться со своим непосредственным руководителем о временном отсутствии на рабочем месте.

Что касается оплаты, то работникам положен двойной оклад за то, что они трудились в выходной — воскресенье, либо дополнительный день отдыха ( ст. 153 ТК РФ ). За участие в выборах и за работу в день голосования никаких стимулирующих доплат не предусмотрено.

Трудовые гарантии, предоставляемые работникам-членам участковых избирательных комиссий (УИК)

Трудовые гарантии, предоставляемые работникам-членам участковых избирательных комиссий (УИК)

Так как большинство членов участковых избирательных комиссий являются наемными работниками, особое значение для них имеют законодательные гарантии в сфере труда.

Отметим, что избирательное законодательство РФ достаточно противоречиво, а судебные споры членов участковых избирательных комиссий по поводу их незаконного увольнения, а тем более невыплаты им положенных сумм, не распространены. Все это не позволяет говорить о существовании сложившейся судебной практики по тому или иному вопросу.

В дальнейшем, по мере появления практики применения нового законодательства, мы будем работать над усовершенствованием этой брошюры. Мы будем признательны, если Вы поделитесь своим мнением о данном тексте или предоставите материалы, которые могут быть полезны для его доработки .

Список принятых сокращений:

I ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РАБОТНИКАМ-ЧЛЕНАМ УИК

Итак, Вы являетесь наемным работником и стали членом УИК. Теперь необходимо разобраться с гарантиями, которые Вы приобретаете вместе с получением данного статуса.
Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее, разделив предоставляемые гарантии на подгруппы.

1. ЗАЩИТА ОТ УВОЛЬНЕНИЯ

Члены УИК с правом решающего голоса не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя до окончания срока своих полномочий (п. 19 ст. 29 ФЗ-67). На членов УИК с правом совещательного голоса аналогичная гарантия распространяется только в период избирательной кампании (кампании референдума).Отметим, что в Законе речь идет о запрете увольнения указанных лиц только по инициативе работодателя, т. е. они могут быть уволены по иным основаниям, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ не связаны с инициативой работодателя. Так, допускается увольнение работника, являющегося членом УИК, в связи с:
- истечением срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ),
- отказом работника от перевода в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ),
- назначением работнику административного наказания, исключающего возможность исполнения им обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ),
- отказом работника от работы, вызванного изменением определенных условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)
и в других случаях увольнения не по инициативе работодателя (случаи увольнения по инициативе работодателя перечислены в ст. ст. 71 и 81 ТК РФ).Кроме того, надо иметь в виду правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросу допустимости увольнения члена УИК с правом решающего (совещательного) голоса в ситуациях:1) Грубого нарушения работником-членом УИК своих трудовых обязанностей (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 160-О-П).

2) Увольнения работника-руководителя организации, являющегося членом УИК (см. Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. № 514-О-О).Конституционный Суд РФ признал возможным увольнение руководителя организации, являвшегося членом УИК с правом решающего голоса, на основании решения собственников организации, если при этом ими не допущено дискриминации работника в связи с его деятельностью в качестве члена УИК и произвола (злоупотребления правом).

Отметим, что в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. № 840-О-О была выражена правовая позиция о недопустимости увольнения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с сокращением численности (штата) работников организации (индивидуального предпринимателя).

Стоит сказать и о том, что если на момент увольнения о Вашем статусе не было известно руководителю организации, он может ссылаться в суде на то, что Вы допустили злоупотребление правом, т. е. специально не уведомили его о своем статусе, чтобы быть восстановленным в судебном порядке и получить оплату вынужденного прогула.

Верховный Суд РФ в п. 27 Постановления Пленума от 17.03.2004 № 2 разъяснил, что злоупотребление правом со стороны работника недопустимо. Под злоупотреблением правом Верховный Суд РФ понимает, к примеру, умышленное сокрытие работником факта временной нетрудоспособности на момент его увольнения (так как в законодательстве установлен запрет на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника).

Недавно нам стало известно о существовании судебных решений, подтвердивших наши опасения по поводу возможности признания судами злоупотребления правом со стороны работников-членов УИК.
Так, Мончегорский городской суд, а потом и Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда пришли к выводу о наличии злоупотребления правом со стороны работника-члена УИК, которое, по мнению судов, выразилось в не извещении работником руководителя организации о своем статусе (в момент увольнения). Некоторую пикантность этой истории придает тот факт, что работодателем уволенного работника являлась редакция муниципальной газеты, в одном из номеров которой было опубликовано решение ТИК о назначении работника членом УИК с правом решающего голоса. Однако это не помогло уволенному сотруднику отстоять свою правоту, так как в ходе судебного разбирательства главный редактор газеты пояснила, что она не читает официальные разделы газеты, не видела опубликованное решение ТИК, а об особом статусе работника впервые узнала в суде. Не убедила судей и ссылка работника на показания допрошенных свидетелей, которые пояснили, что некоторые сотрудники редакции знали о наличии у работника статуса члена УИК.

В связи с этим еще раз повторимся, что не стоит пренебрегать официальным уведомлением руководства организации о приобретении Вами статуса члена УИК и получением доказательств такого уведомления.

Пример письменного уведомления о статусе члена УИК:

Пример письменного уведомления о статусе члена УИК:

Не так давно в России прошли выборы Президента Российской Федерации. По статистике в территориальных и участковых избирательных комиссиях, учитывая масштабы нашей страны в этот день работало почти 1 млн человек.

По закону, некоторые из них имеют право на получение заработной платы из бюджета. Сведения о том сколько получают члены избирательной комиссии сильно разнятся. Попробуем разобраться какая компенсация положена членам ИК во время проведения выборов в России.


Обязанности члена избирательной комиссии

Необходимо подчеркнуть, что написанное в данной статье, имеет отношение только к членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Это должность более значимая, чем член ИК с правом совещательного голоса. Если говорить об обязанностях членов УИК, ты их работа начинается примерно за 20 дней до дня голосования. Основные обязанности:

  • извещение избирателей;
  • работа со списками избирателей;
  • рассылка приглашений избирателям;
  • оформление и выдача открепительных удостоверений;
    дежурство.

Сколько получают члены избирательной комиссии на выборах

Ежемесячные выплаты членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Согласно постановлению, участники освобождаются на данный период времени от выполнения своих трудовых обязанностей на основной работе. Имеют право на получение денежной компенсации за фактически отработанное время из зачета ставки их средней заработной платы, исчисленной за последние 12 месяцев.

Дополнительное вознаграждение — постановлением установлен размер почасовой выплаты за 1 час работы в будние дни с 6.00 до 22.00. Ее величина зависит уровня избирательной комиссии, от количества избирателей на участке, а также должности, которую человек.

Сколько получают члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации:

Кол-во избирателей на участке За 1 час в рублях
менее 500 тыс. 79,0
500 тыс. — 1 млн 92,0
1 — 2 млн 100,0
2 — 3 млн 101,0
3 — 5 млн 105,0

Сколько получают члены территориальной избирательной комиссии:

Должность За 1 час в рублях
председатель 70,0
заместитель председателя 60,0
секретарь 60,0
иные 55,0

Сколько получают члены участковой избирательной комиссии:

Должность За 1 час в рублях
председатель 50,0
заместитель председателя 45,0
секретарь 45,0
иные 35,0

Компенсация за период подготовки к выборам Президента Российской Федерации. Размер компенсации рассчитывается по определенной формуле. При расчете учитывается количество фактически отработанных рабочих дней. За основу берется оплата за полный месяц работы, с учетом 40-часовой рабочей неделе. Выплата денежного вознаграждения членам избирательных комиссий должна производиться не менее 1 раза в месяц. При этом они должны предоставить документы по форме, в том числе и о фактически отработанном ими времени.

Дополнительная оплата — предусмотрена за период подготовки к выборам. При расчете вознаграждения учитывается стоимость одного часа работы, которая утверждена постановлением ЦИК. Также учитывается количество часов, отработанные в выходные и праздничные дни, а также в ночное время.

Трудовые гарантии членам избирательных комиссий

Помимо права на получение дополнительного вознаграждения за работу в избирательной комиссии, законодательство регулирует и трудовые отношения. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса имеет привилегии перед другими работниками. Работодатель не может уволить сотрудника по своей инициативе до истечения сроков его полномочий. Разумеется данным законом не регламентируются все причины, которые могут служить поводом для увольнения. Таким образом, участники могут быть уволены по другим основаниям, которые никак не связаны с инициативой работодателя. К примеру, со сроком истечения договора, отказом от переезда в другую местность, по причине грубого нарушения и т.д.

При сокращении штата в организации, члены избирательной комиссии также не могут быть уволены.

Запрет на перевод на другую работу. В период исполнения работником обязанностей в избирательной комиссии, работодатель не имеет право постоянно или временно изменять состав его основных обязанностей. Иными словами, работник оставляет за собой свое основное трудовое место. А работодатель не имеет право перевести его на другую работу, в том числе с понижением.

Однако, выплата заработной платы за время в комиссии, работодателем не производится. В этот период на основном месте работы никакая заработная плата, в том числе и средняя, работнику не начисляется. За время работы в избирательной комиссии работник получает заработную плату за счёт средств бюджета.

Сколько платят членам избирательной комиссии

Если обратиться к информации сколько фактически денег на руки получили работники за время выборов, то никакой официальной информации не предоставлено. Информация о фактически полученных суммах денежного вознаграждения сильно разнится от региона к региону.

Согласно опросам, за время, проведенное на участке можно получить не так много: начиная от нескольких сотен и заканчивая несколькими тысячами рублей. Основная ставка, которая учитывается при расчете вознаграждения почасовая, и она зависит от региона избирательного участка. Так как выборы, как правило, проходит в выходной день, то ставка увеличивается вдвое.

В среднем работник УИК может рассчитывать на оплату своего труда в размере 50 рублей в час. Учет всех этих выплат, согласно закону, должен быть задокументирован официально. По словам многих граждан, которые работали в избирательной комиссии, конечная сумма вознаграждения зависит от председателя. Именно он распределяет между другими членами общий фонд оплаты труда.

В среднем на одних выборах можно заработать около 1000-3000 рублей. С первого взгляда может показаться, что данная оплата и вовсе не существенна. Однако, даже такая сумма будет нелишней для врача или учителя в глубинке, учитывая размеры их окладов. В течение последних выборов в некоторых регионах была предусмотрена специальная надбавка, ее размеры зависили от явки избирателей. Члены избирательных комиссий в тех регионах, где была особенно высокая явка имели возможность получить дополнительное вознаграждение.


По мнению одного из юристов, слабым местом процедуры регистрации кандидатов на выборах всегда была проверка избирательными комиссиями документов, представляемых для регистрации. Второй посчитал, что несвоевременное уведомление кандидата о неполноте сведений является следствием бездействия самой комиссии.

Конституционный Суд вынес Постановление № 6-П от 12 марта, в котором обязал избирательные комиссии уведомлять кандидатов в депутаты о том, что их документы содержат неполные сведения или не отвечают требованиям закона к оформлению документов.

Избирательная комиссия отменила регистрацию кандидата

Суд пришел к выводу, что сведения об обязательствах имущественного характера представлены в избирком с нарушением нормативных требований, в связи с чем отменил решение о регистрации Сергея Цукасова кандидатом в депутаты. Доводы Цукасова о том, что со стороны административного ответчика допущено нарушение закона, так как он не был заблаговременно уведомлен о недостатках в представленных им документах и не получил возможность их устранить, суд отклонил как не основанные на законе, поскольку такая обязанность избирательной комиссии установлена лишь применительно к документам, которые поименованы в Избирательном кодексе г. Москвы (Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38), тогда как требования к заполнению справок регламентированы иным нормативным актом – Указом президента № 546.

Верховный Суд оставил решение без изменений. ВС сослался, в частности, на п. 2.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утвержден Президиумом ВС 20 декабря 2017 г.), в котором разъяснено, что в случае отсутствия недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории РФ в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок, а отсутствие такой записи свидетельствует о непредставлении указанных сведений. Судебная коллегия также отметила, что неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает его от обязанности соблюдать установленные правила выдвижения и регистрации кандидатов – иное нарушало бы принцип равенства кандидатов, сформулированный в п. 1 ст. 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан.

Обращение в КС

Сергей Цукасов обратился в Конституционный Суд, указав в жалобе, что п. 1.1 ст. 38 и п. 1 ст. 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав позволяют избирательной комиссии выборочно извещать кандидатов о нарушениях в документах, представляемых ими в избирательную комиссию для уведомления о своем выдвижении и регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа публичной власти, а потому противоречат Конституции.

КС отметил, что п. 1 ст. 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в ст. 19 Конституции, при проведении выборов и референдумов, предполагая, в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты (на выборные должности) по тем или иным округам осуществляются на одних и тех же условиях. Как таковое это законоположение не вызывает сомнений в его соответствии Конституции, а потому производство по делу в части, касающейся проверки его конституционности, подлежит прекращению.

Тем самым, отметил Суд, п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав выступает предметом рассмотрения в той мере, в какой на его основании решается вопрос об обязательности извещения кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (на выборную должность) избирательной комиссией, когда ею выявлены неполнота сведений о кандидате, отсутствие каких-либо документов, представление которых предусмотрено законом, или несоблюдение требований закона к оформлению документов, а равно решается вопрос о последствиях отсутствия такого извещения при рассмотрении судом административного иска, поданного с целью отменить в связи с названными недостатками в документах решение избирательной комиссии о регистрации кандидата.

КС указал, что в силу спорного законоположения при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствии каких-либо документов или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом. Это направлено на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы – за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, – в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение КС от 6 июля 2010 г. № 1087-О-О).

Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение КС от 21 июня 2011 г. № 867-О-О). КС отметил, что она должна исполняться равным образом в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых предусмотрено законом.

Конституционный Суд указал, что надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями. Касательно выборов в органы государственной власти субъектов РФ такой порядок, основанный на положениях избирательного законодательства, раскрыт в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6.

Согласно Рекомендациям, применительно к выдвижению и регистрации отдельных кандидатов, если рабочая группа выявила в представленных документах неполноту сведений, несоблюдение требований закона в части оформления или отсутствие документов, то кандидаты, управомоченные ими лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются об этом. Извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения или документы отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. На заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение вручается кандидату, его представителю, а при их отсутствии – направляется в их адрес. Кроме того, заметил КС, избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, определенном организующей выборы избирательной комиссией, и сообщает СМИ о выявленных фактах недостоверности таких сведений.

Таким образом, указал Суд, п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав не противоречит Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.

Конституционный Суд отметил, что наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесены законом к полномочиям избирательной комиссии.

КС посчитал, что значимым способом обеспечения надлежащего исполнения избирательной комиссией своей обязанности, закрепленной п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, является введение мер правовой защиты лиц, в отношении которых эта обязанность не исполнена. По общему правилу, наиболее универсальный инструмент – судебное обжалование бездействия (как неисполнения обязанности) соответствующего публичного органа.

Таким образом, Суд признал п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав не противоречащим Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.

В то же время КС признал п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав не соответствующим Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

Конституционный Суд постановил федеральному законодателю внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование и указал, что до вступления в силу изменений, вытекающих из постановления, суды при рассмотрении соответствующих дел руководствуются непосредственно им. Это не исключает принятия ими мер к устранению таких недостатков в представленных в избирательную комиссию документах, которые создают неустранимые сомнения в соблюдении кандидатом других требований, с несоблюдением которых закон связывает отказ в регистрации.

КС также пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра дела Сергея Цукасова и отметил, что этим для него не исключается возможность использовать для защиты своих прав компенсаторные механизмы, предусмотренные действующим законодательством.

Эксперты о постановлении

Читайте также: