Как устроиться на работу продавцом консультантом без опыта работы

Обновлено: 17.05.2024

Родом я из небольшого города на Волге. Работать начала с 18 лет. Училась я заочно, получила специальность менеджера государственного управления, но никогда по специальности не работала.

Моя первая работа была продавцом в продуктовом магазине федеральной сети, рядом с домом в родном городе. Постепенно я выросла до старшего кассира. В общей сложности проработала там четыре года.

Потом я работала последовательно у нескольких предпринимателей, от швейного производства до мебельной фабрики. Была менеджером по продажам, продавала мебель по всей России.

Тогда у меня еще не было понимания, чего я хочу в плане работы, цель была — обосноваться в Москве и начать самостоятельную жизнь. Но я быстро почувствовала, что эта работа мне ничего не дает профессионально, я не расту, не учусь новому. И через восемь месяцев я оттуда ушла. Не остановило даже то, что работа находилась в пяти минутах от дома и мне не приходилось оплачивать жилье.

С той работы я ушла в пятницу, а в понедельник уже вышла на новое место. Тогда я радовалась, что так быстро, а сейчас считаю это ошибкой: я даже не изучила толком рынок московских вакансий. Откликнулась на вакансию маленькой компании, торгующей ювелирными изделиями, меня сразу пригласили на собеседование, я понравилась, и меня тоже всё в целом устроило, несмотря на то что зарплату здесь предложили ниже прежней. Зато работа в кармане, плюс меня порадовало, что компания находилась в центре Москвы. И я согласилась.

К моему удивлению, там мне пришлось заниматься сразу всем. Это был маленький семейный бутик, и предполагалось, что продавец украшений и с производства их принимает, и бирки сам делает. Зато я от этой компании ездила на ювелирные презентации на закрытые показы к предпринимателям из разных городов. Авторские украшения сегмента премиум, состоятельные покупатели — было интересно.

Но с какого-то момента нам стали регулярно задерживать зарплату — и коллектив начал разбегаться. Я покинула компанию одной из последних.

Там я проработала около двух лет и закончила в сентябре 2018 года. Причина: я начала выгорать, и мой руководитель (коммерческий директор) это почувствовал. Мы это честно, по-дружески обсудили и договорились, что мне будут искать человека на замену, я передам дела и уйду.

Просто в какой-то момент я стала задумываться об этической стороне вопроса. Что я делала? Приезжала в город, рассказывала предпринимателям о продукции фабрики, убеждала открыть магазин. Человек вкладывал деньги, нанимал продавцов, но через полгода у многих предпринимателей этот бизнес загибался. Я за два года работы открыла 16 магазинов. Из них хороших, эффективных, так, чтобы сам предприниматель был доволен, было около четырех.

Никакого прямого обмана не было. Просто, чтобы всё это окупилось, требовалось года полтора постоянных вложений и очень активного контроля, надо было самому стоять на точке с восьми утра до восьми вечера и заниматься только этим. У кого-то, может быть, не было желания на это, но меня мучила мысль, что, возможно, и мы чего-то недоговаривали. Мы ведь преподносили экономическую модель магазина очень красиво, говорили о выгоде. Словом, у меня начались внутренние противоречия, я устала и потеряла веру в то, чем занималась. Поэтому созрело желание уйти.

Тогда, в 2018 году, я впервые столкнулась с трудностями при поиске работы. На мои отклики на вакансии не отвечали. Почему? Может быть, я была одной из тысяч откликнувшихся и до моего резюме не дошла очередь. А может быть, именно меня не хотели видеть в этой компании.

Через два месяца я откликнулась на вакансию в крупной федеральной сети, активно продававшей франшизу, и меня взяли. Компания известная, продукция у нее великолепная, но в момент, когда я пришла, ее лихорадило. Поэтому проработала я там всего четыре месяца и ушла. Как человек чуткий, я понимала, что там что-то происходит, но было непонятно, почему. Была дикая текучка, люди уходили один за другим. Многие не знали, кого как зовут. В какой-то момент я заметила, что компания начала продавать свои прибыльные магазины. Это тоже стало тревожным звоночком. Я не понимала, что вообще происходит, и решила уходить. Знаю, что вскоре после того, как я ушла, компанию продали.

Но там я почерпнула новый опыт. Если на мебельной фабрике я намучилась с тем, что компания не давала полную финансовую модель дилерам, то в этой компании я научилась сама считать и планировать всё до мелочей, под ключ, вплоть до налогообложения.

После увольнения я не знала, куда двигаться дальше. Хотела перейти в маркетинг — это смежная сфера с продажами — прочитала большое количество книг, статей, профильных блогов. Но, поскольку у меня не было профильного образования и опыта, я стала рассматривать стажерские позиции. И только потом осознала, что это ошибка: у меня был опыт, достижения на предыдущих местах работы, мне не 20 лет — и вдруг я откликаюсь на стажерскую позицию. У рекрутеров такой отклик наверняка вызывал большие сомнения. Надо было правильно подать тот опыт, который у меня уже был.

Еще у меня была идея пойти в ИТ-компанию. Осмысливая свой предыдущий опыт, я поняла, что у меня есть необходимость постоянно учиться чему-то новому. Есть сферы, где постоянно что-то меняется. Это как раз ИТ и маркетинг.

Да, я понимаю, что в ИТ в основном нужно базовое техническое образование, а у меня гуманитарное. Но я знаю многих, кому без профильного образования удалось зайти в ИТ-компанию на какую-то минимальную позицию и потихонечку двигаться вперед. Так что такой вариант я тоже рассматривала. Но это пока запасной путь — может быть, он когда-нибудь сработает.

В апреле меня позвали на новую работу. Это небольшая, но амбициозная компания по продаже посуды. Там искали людей через кадровое агентство, а оно, в свою очередь, нашло мое резюме на hh (больше я нигде свое резюме не размещала).

Компания закупает у заграничных поставщиков и продает здесь посуду. Нужен был человек, который возьмет на себя организацию продаж в интернете и выстраивание поставок в федеральные торговые сети.

Я раньше не имела опыта работы с федеральными сетями и маркетплейсами и видела, что все ведущие компании на такие вакансии просят не менее пяти лет опыта работы. Честно говоря, это вызывает у меня недоумение. Мне кажется, любому нормальному человеку после пяти лет однотипной работы захочется сменить сферу.

Несмотря на отсутствие опыта, сюда меня взяли. Я рассказала о своих кейсах, отметила, что быстро умею погружаться в новую сферу, и это сработало. У меня не было в этой среде абсолютно никаких наработанных контактов, в отличие, например, от мебельного бизнеса. Но я нашла форум, где сидят такие же, как я, и потихоньку обросла контактами. Главное — действовать, и всё получится.

Сейчас работаю в этой компании на стыке продаж и маркетинга: помимо прочего, помогаю и с закупками, участвую в выставках. Приходится постоянно думать, узнавать что-то новое — мне это нравится.

Я для себя в процессах поиска работы вывела правила на будущее.

Во-первых, если что-то смущает на собеседовании, не надо отгонять эти сомнения, стоит задуматься. Теперь я научилась считывать такие вещи с порога благодаря внимательности к мельчайшим деталям. Был, например, момент, когда я пришла на собеседование в довольно крупную, известную сеть компаний и буквально с порога поняла, что работать там не хочу. Мне вместо ручки почему-то дали карандаш (неужели настолько плохи дела?), в офисе стояла абсолютная тишина, за перегородками было пусто. Сложилось впечатление, что сеть переживает не лучший период.

При этом там передо мной поставили очень масштабную тестовую задачу — прописать детальный план по развитию франшизы. Такие задания обычно не дают на собеседовании. У меня сложилось впечатление, что они просто хотели воспользоваться готовой информацией.

Правда, я допускаю, что иногда бывают хорошие вакансии, которые просто плохо описали рекрутеры. Мой друг возглавляет департамент и часто жалуется, что они не могут найти людей. Я понимаю, что в некоторых компаниях между рекрутером и нанимающим менеджером — целая пропасть.

Александра провела хорошую внутреннюю работу по анализу своего поведения и ожиданий от работодателя:

  • когда не знаешь, чего хочешь от работы, тогда идешь куда придется, куда позвали.
  • здорово, что героиня вовремя поняла, чего ей хочется, — роста, развития, и не побоялась отказаться от привлекательных бытовых условий на первой же работе в Москве.

Александра импонирует мне своим отношением к этической стороне выполняемых обязанностей: а то ли я делаю? Хорошее ли это дело, нет ли обмана в том, чем я занимаюсь? Эти вопросы каждый из нас задает себе рано или поздно.

Заниматься самоопределением, рефлексией очень полезно как на старте карьеры, так и при каждом возникающем желании всё бросить и уйти. В этот момент важно задать себе вопросы: от чего я бегу? Что могу сделать в данной ситуации, чтобы изменить что-то на текущей работе? Какие перспективы меня ждут, если я выйду на работу в эту компанию?

Очень важным инсайтом Александры считаю идею упаковать свой опыт так, чтобы идти не на стажерскую вакансию, а откликаться на вакансии специалистов с опытом. Упаковка имеет значение, и ваше резюме — это та же конфета, от привлекательности обертки которой зависит количество приглашений на интервью, а значит, и шансы найти хорошую работу.

Ведь практически в любой работе есть множество задач, выполняя которые мы растем, осваиваем навыки, важные и для смежных специальностей. Этот опыт нужно уметь развернуть и показать потенциальному работодателю.

К выводам Александры о поиске работы я бы добавила от себя следующее:

Печально, что у такой солидной и успешной ( без шуток) компании как HH, такая слабая фактура и глубина в маркетинговом посте.
Описание истории очень слащавое и фальшивое, никто из продаж, особенно из тех кто реально переехал из регионов в Москву и тем более начал работать в продажах не поверит в описываемые причины страданий героини.
В истории полностью отсутствует материальная составляющие и как эти трудности мотивируют и какую роль играют при выборе работы.
Продавцы идут в продажи не потому что хотят расти и не потому что ищут себя, а потому что им или надо зарабатывать или они хотят этого, а продажи дают вероятность роста дохода и уходят продавцы из компаний, там где им зажимают мотивацию, там где доходы ниже рынка, а не потому что им стало скучно и им хочется чего то нового. Нормальный адекватный продавец, будет наоборот формировать базу в одной отрасли , чтобы расширять свой доход и стабильность, обрастать авторитетом и не побоюсь создавать свой бренд как специалиста.
На любом серьезном собеседовании, линейный руководитель продаж не будет слушать всякую ерунду от продавца, о том что он хочет развития и новизны, для того чтобы это слушать есть HR.
Есть кончено и дельные советы в посте, но общее впечатление не айс. Если бы выбрали в качестве героя какого нибудь другого спеца, а не продажника, возможно смотрелось бы не так фальшиво.

Мда, фейл статьи - сравнили волчар-торгашей с душевно-тонко-организованными программистами.

hh.ru, кстати, создал тот же мужик, который am.ru создавал. Интервью в "русские норм" есть прикольное: весёлый мужик. Говорит: "если бизнес такой, что требует постоянного вливания бабла для продвижения, значит он херовый - слава о хорошем бесплатно разнесётся".

Он в принципе прав, единственное но, сейчас из-за цифровизации и онлайн на потребителя вываливается слишком много шума, и сложнее найти качество .

Читайте также: